Развитие интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов
- Авторы: Абдувалиева Д.Н.1
-
Учреждения:
- Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами
- Выпуск: Том 19, № 4 (2022)
- Страницы: 159-170
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/119876
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2022.4.13
- ID: 119876
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Интеллектуально-творческая компетентность педагога напрямую определяет его конкурентоспособность в профессиональной сфере, его готовность использовать свой интеллектуальный опыт во благо будущего своей страны. Таким образом, уточнение сущности компонентного состава интеллектуальной компетентности и описание ее компонентов представляются автору статьи чрезвычайно актуальными в свете решаемой задачи. Статья содержит анализ компонентного состава интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов. Необходимость проделанной работы объясняется тем, что интеллектуально-творческая компетентность включает в себя все основные элементы содержания образования: общеучебные умения и навыки, мeтазнания и надпредметные виды деятельности. Исследуемая интеллектуально-творческая компетентность представляет собой основу индивидуального стиля познавательной деятельности студентов, которая лежит в основе их будущей профессиональной деятельности. В работе рассматриваются различные подходы к определению структуры указанной компетентности, представленные в работах крупнейших исследователей. Проведенный анализ позволил выделить следующие компоненты интеллектуально-творческой компетентности: мотивационно-ценностный, когнитивный, коммуникативный, метакогнитивный, исследовательский, самообразовательный, личностный. Описанные компоненты помогли автору определить уровни сформированности интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов и заложить основу для ее дальнейшего формирования и развития. В данной статье представлена информация о творческих психолого-педагогических технологиях развития интеллектуально-творческой компетентности будущих учителей в организациях высшего образования и возможностях их применения.
Полный текст
Введение
В мире внедряются инновационные технологии подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности через интеллектуальное развитие и дидактическую поддержку, направленную на формирование творческой, интеллектуальной компетентности.
В процессе образования проводятся научные исследования, направленные на совершенствование педагогико-психологических механизмов и педагогических стратегий развития интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов.
В организациях высшего образования и научно-исследовательских институтах проводятся научно-практические исследования по формированию педагогических способностей будущих учителей, по развитию профессиональных, интеллектуально-творческих компетенций, эффективной подготовке их к педагогической деятельности. Обеспечение высокой интеллектуально-творческой компетентности будущих учителей требует совершенствования технологий и интерактивных методов и форм обучения.
В Указе Президента Республики Узбекистан № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года [1], «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан» до 2030 года» № УП-5847 от 8 октября 2019 года [2], постановлении Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года №ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» [3] затронуты вопросы развития интеллектуальной и творческой компетентности будущих педагогов.
По итогам проведенных в мире исследований на основе компетентностного подхода к подготовке будущих учителей, организации учебных занятий в высших учебных заведениях, использования информационных технологий в образовании и их эффективности получен ряд научных результатов, в частности, следующие: современные технологии обучения на основе компетентностного подхода (Leiden University); на основе компетентностного подхода разработана методика организации самостоятельной учебной деятельности студентов и ее эффективности (Polish Society for Human Evolution Studies).
Несмотря на положительные сдвиги в этом направлении, наблюдается преобладание репродуктивных элементов в образовательном процессе. Однако упомянутая выше методика не направлена на создание реальных условий для освоения учащимися высшей педагогической школы новых способов деятельности и моделей мышления. Набор методов и средств не отвечает современным требованиям и нуждается в доработке. Не разрешено противоречие между осознанием практической потребности высшего образования в научно-методическом обосновании развития интеллектуально-творческих способностей будущих педагогов и недостаточным обоснованием его процессуальной сущности в образовательной сфере.
Обзор литературы
Анализ философско-педагогических воззрений мыслителей прошлого — Аристотель, И. Кант, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Г.Т.Ф. Каптерев — показал, что в них были обозначены проблемы творческого, интеллектуального саморазвития человека, а также некоторые творческие составляющие труда человека педагогической профессии [4].
В ходе написания статьи обнаружено, что в педагогических трудах вопросы профессионализма и компетентности педагога поднимаются чаще в каком-либо контексте, который и является предметом изучения: готовность, педагогическое мастерство, творчество, инновационная педагогическая деятельность, творческое педагогическое мышление, творческий потенциал, субъектность педагога.
А.Д. Урсул подчеркивает, что одна из наиболее определяющих особенностей эволюционирующих моделей компетентностного образования ХХI в. — их нацеленность не просто на удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих и будущих поколений, а на их возвышение, когда духовно-интеллектуальные потребности и интересы постепенно станут доминирующими. Дело в том, что именно эта тенденция интеллектуализации как общества, так и соответствующего ему глобального образования свидетельствует о становлении в планетарном масштабе новой сферы уже не с вещественно-энергетическим основным содержанием, а сферы с приоритетом информационно-интеллектуального начала [5].
П. Хилл, определяя творчество как «успешный полет мысли за пределы известного» [6, с. 32], делает вывод о том, что «умение проектировать — это одновременно и наука, и искусство» [6, с. 54], то есть имеет признаки как научного, так и практического творчества.
Американские ученые (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Д.И. Ниреберг, Е. Торренс, Дж. Равен) [7, 8] рассматривают творчество как процесс, «логическое развитие идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое».
По мнению Б.Х. Ходжаева, «компетентносный подход является новым педагогическим явлением с точки зрения модернизации общего среднего образования. Рассмотрение опыта практической деятельности, компетенции и компетентности в качестве дидактических единиц в рамках данного подхода потребовало анализа традиционных трех элементов образования: “Знание – Умения – Навыки” в виде шести единиц: “Знание – Умения – Навыки – Опыт практической деятельности – Компетенция – Компетентность”» [9].
В «Аспектах теории синтаксиса» американского лингвиста Н. Хомского термин «компетентность» применительно к теории языкознания определяет принципиальное различие между «компетенцией (знает, говорит, слышит) и потребляет (фактически использует язык в конкретных случаях)» [10].
Г.А. Асилова и И.В. Смирнова обобщают определения понятий «компетенция» и «компетентность»: «компетенция» — это эффективное использование личных качеств и знаний, умений и навыков в процессе работы в определенной сфере; «компетентность» — существующая и возникающая способность выполнять определенную деятельность [11, 12].
Оптимальные условия для развития интеллектуально-творческих компетенций будущих педагогов могут быть созданы только в результате учета психологических механизмов умственной деятельности, стимулирования внутренних познавательных мотивов учения, обеспечения креативной развивающей образовательной среды.
Основные свойства интеллектуально-творческой компетентности проявляются в способности установить связь между имеющимся индивидуальным опытом и постоянно меняющимися образовательными, жизненными ситуациями с учетом субъективно придаваемого смысла каждой ситуации.
Компетенция может проявляться только в органическом единстве с интересами и ценностями будущего педагога. Таким образом, для эффективного развития интеллектуально-творческой компетенции, необходима организация учебно-познавательной деятельности студентов через адекватное варьирование широкого спектра развивающих ситуаций — профессиональных, учебных, предметных, коммуникативных, нравственных, воспитательных, психологических, жизненных, требующих от участников умения ставить и решать проблемы разного уровня сложности.
Анализ исследований, посвященных компетентностной модели обучения (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова), свидетельствует, что в понятиях «компетентность» и «компетенция» определяющим является опыт деятельности личности, ее активная позиция, готовность к целеполаганию, включая акмеологическую составляющую [13].
Материалы и методы
В своем исследовании под компетенцией мы понимаем группу взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение определенной профессиональной задачи, а компетентность — как способность осуществлять деятельность в рамках освоенных компетенций, т. е. принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации [14].
Под интеллектуально-творческой компетентностью педагога мы понимаем интегративную совокупность личностных параметров, обусловленных «высоким уровнем педагогической, методической, интеллектуальной, творческой подготовленности».
Ниже выделенные компоненты были использованы нами для описания структуры интеллектуально-творческой компетентности будущего педагога.
Мотивационно-ценностный:
- стремление к формированию ценностей будущих педагогов;
- потребность и стремление к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию своей интеллектуально-творческой компетентности — потребность приобретать новые знания и умения;
- готовность к непрерывной интеллектуальной деятельности;
- осознанность субъектом необходимости интеллектуальной деятельности в процессе изучения — положительное активное эмоционально окрашенное отношение к формированию своей интеллектуально-творческой компетентности.
Когнитивный компонент:
- интеллектуальная вовлеченность и открытость для приобретения новых знаний в процессе изучения предмета;
- умения отбирать и преобразовывать общенаучную, общепрофессиональную и специальную информацию;
- владение студентом разнообразными техниками кодирования информации, перевода из одной формы в другую;
- умения обобщать, анализировать, систематизировать иноязычную информацию, перенося знания в новую профессионально значимую ситуацию.
Метакогнитивный компонент:
- самоорганизация в демонстрации собственной интеллектуальной активности и проявлении творческих умений;
- самоорганизация и осуществление самостоятельного контроля над процессом развития интеллектуально-творческой компетентности при изучении;
- умение рефлексировать и анализировать свою самостоятельную интеллектуальную деятельность в процессе изучения.
Самообразовательный компонент:
- умения получать информацию из различных источников и ориентироваться в профессиональной иноязычной литературе;
- умения пользоваться разными формами информации (в текстовом или графическом представлении);
- умения пользоваться информационными технологиями, ресурсами Интернета (поисковые системы, применяемые для поиска необходимой информации, электронные базы данных);
- умения пользоваться багажом усвоенных знаний для извлечения новой информации.
Исследовательский компонент:
- способность выстраивать план своих действий и задействовать свои профессиональные умения при решении поставленных задач на занятиях по предмету;
- умение видеть проблемы и находить пути ее решения;
- способность фиксировать взаимосвязь процессов друг с другом и с другими;
- умения теоретически оценивать и анализировать источники специальной информации по профессии;
- способность исследовать собственную интеллектуально-творческую деятельность.
Коммуникативный компонент:
- способность, обеспечивающая эффективное протекание коммуникативного процесса при решении интеллектуальных задач, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
- умения, подкрепляющие успех в достижении профессиональных целей через общение с другими участниками интеллектуального взаимодействия;
- умения личности, способствующие эффективному ее вступлению в социальные контакты, применению знаний в изменяющихся условиях коммуникативного процесса.
Личностный компонент:
- понимание необходимости в развитии интеллектуально-творческой компетентности для освоения будущей профессии и осуществления профессиональной деятельности;
- анализ собственных действий, рефлексия, самоактуализация в научной и учебной деятельности;
- способность выделять условия, влияющие на эффективность выполнения профессиональной деятельности:
- способность демонстрировать воображение, высокий уровень логического, аналитического и творческого мышления;
- способность быстро принимать важные решения;
- идти на риск, выполняя профессиональную деятельность;
- склонность к решению сложных интеллектуальных задач профессиональной направленности [15].
Систему развития интеллектуально-творческой компетентности будущего педагога образуют: спецсеминары, практикумы, тренинги, методы — традиционные, инновационного образования, для повышения уровня креативной и интеллектуальной грамотности, методы проблемного характера, способствующие повышению уровня мотивационной направленности на педагогическое творчество, творческие методы, направленные на стимулирование личностной вовлеченности в творческий педагогический процесс: практикум и тренинг, средства — учебные пособия, мультимедийные обучающие программы, дидактические материалы.
Для обеспечения базовой готовности учащихся-педагогов к интеллектуально-творческому педагогическому труду, развития у них базовых творческих компетенций применяются разнообразные методы обучения. Особенность их применения в том, что такие методики, как «мозговая атака», «эвристические вопросы», «эмпатии», «синектики», «логическая цепь», «6 шляп мышления де Боно», «двухчастный дневник», включались в образовательный процесс, позволяя модифицировать отдельные компоненты занятий и технологию работы с учебным материалом.
Также используются методы дискуссии, деловая игра, практикум разыгрывания моделируемых педагогических ситуаций в различных модификациях, в виде ретроспективного анализа реальных ситуаций и выработки «навыка» решения педагогических задач.
Ниже укажем факторы, средства, методы формирования интеллектуально-творческой компетентности педагога:
- Факторами творческой подготовки педагога являются:
а) методология и теория образования, технологическая культура, педагогическое мастерство;
в) самообразование, самовоспитание, саморазвитие;
с) единство профессионального и личностного, система непрерывного профессионального образования, научная организация профессионально-творческой подготовки, мотивационная заинтересованность в творческом саморазвитии.
- К факторам объективного порядка, включающим развитие интеллектуально-творческой компетентности педагога, относятся:
а) социальный заказ, социально-экономические условия, разнообразие школ;
в) неравномерность развития, образовательная парадигма, системный подход к творческой подготовке учителя;
с) система непрерывного профессионального образования, научно обоснованное управление процессом формирования профессионально-творческой компетентности педагога, субъектно-деятельностный подход и персонализация, творческая готовность, сотрудничество ученого и педагога.
- Субъективными факторами развития интеллекуально-творческой компетентности педагога являются:
а) мотивационная заинтересованность, вовлеченность в процесс самосовершенствования, заинтересованность в развитии творческой готовности, стремление к продуктивному взаимодействию;
в) мобильность сознания, готовность к самообразованию, широта кругозора, гибкость при выборе средств, форм и методов обучения и воспитания;
с) поэтапное формирование, развитие, самосовершенствование творческого мышления и деятельности педагога.
- Научно обоснованную систему педагогических средств обеспечения интеллектуально-творческой компетентности педагога образуют:
а) проблемность в обучении, наглядность и доступность, компьютерные учебники, СМИ, перцептивная деятельность, деловая игра;
в) сценарирование, ролевая дискуссия, погружение, режим, создание внешних опор творческого поведения, формализация, гуманитаризация профессиональной подготовки;
с) современные научные знания в области креативной педагогики и психологии, продукты инновационной деятельности педагогов-новаторов, стратегия современного профессионального педагогического образованиия, информационно-компьютерная поддержка учебных курсов.
- Методический аппарат формирования интеллектуальноо-творческой компетентности педагога образуют:
а) совокупность традиционных, проблемных, творческих методов, тренинги творческого мышления, практикумы творческой педагогической деятельности;
в) коллизийность, дифференциация, индивидуальный подход, интрига, коммуникативная атака, ритмизация учебной нагрузки, антистрессовый режим дня;
с) рефлексивная профилактика, разнообразие впечатлений, гигиена мышления, эйдетическая редукция, автокреативность, творческая кумулятивность.
К творческим методам профессионально-педагогической подготовки можно отнести: мозговой штурм, метод синектики, проектный метод, деловую игру, метод открытий, метод эвристических вопросов, метод творческого решения педагогических задач, информационно-рецептивный метод, активные, интенсивные методы, исследовательский метод, частично-поисковый метод, метод проектов, воспитательные игры, конкурсы решения педагогических задач, контекстный метод, диалектический метод.
В ходе исследования при достижении поставленной цели и решения установленных задач был использован комплекс методов, такие как сравнительное и критическое изучение, а также анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по данной области, наблюдение, тест, опросник, беседа.
Результаты исследования
Для формирования интеллектуально-творческой компетенции у будущих педагогов в процессе изучения в нашем исследовании сконструированы и апробированы на практике технологии развития интеллекта и творчества, в основе которых лежат следующие виды развивающих ситуаций:
- Ситуации стимулирования ценностно-смысловой сферы будущих педагогов.
- Ситуации актуализации индивидуального ментального опыта педагогов.
- Ситуации, способствующие самопознанию ментальных возможностей.
- Ситуации рефлексии, направленные на осознание студентами индивидуальных интеллектуальных ресурсов; выявление трудностей, барьеров учебно-познавательной, методической деятельности.
- Ситуации, стимулирующие изучение и освоение новых техник работы с информацией, приемов интеллектуальной-творческой деятельности.
- Ситуации, способствующие обогащению индивидуальных интеллектуальных стилей.
- Ситуации личностного саморазвития и профессионального самоопределения как средства адаптации к новым условиям глобализации.
- Ситуации активизации самостоятельности, творческого мышления, которые создают условия для построения индивидуальных траекторий непрерывного самообразования и саморазвития [16].
Наиболее общим условием формирования интеллектуально-творческой компетентности педагога является: психолого-педагогические знания и умения, знания и умения по основам инновационной деятельности, знания и умения по методике педагогического исследования, создание единого образовательного пространства, обеспечение функционирования учебно-воспитательного процесса, информационно-методическое обеспечение, создание развивающей творческой среды в единстве с научно обоснованной организацией профессиональной подготовки педагога [17].
Обсуждение и заключение
Исторический, педагогический, психологический, социальный анализ становления компетентностного подхода (понятий «компетентность» и «компетенции») позволил установить, что компетентностный подход не противопоставляется и не отождествляется с традиционной концепцией, так как компетентностный подход акцентирует роль опыта, практических умений при реализации интегративных знаний и является дальнейшим ее развитием на новой методологической основе формирования и профессиональных и личностных качеств обучаемых [18].
Итак, компетентность — это интегративное качество личности, включающее в себя интегративные ЗУНы (когнитивная составляющая) и способность, готовность и ответственность результативного использования интегративных ЗУНов (социально-психологическая составляющая) в своей профессиональной деятельности.
При компетентностной подготовке будущих педагогов учебно-творческий и воспитательный процесс должен базироваться на принципах индивидуализации, диагностичности, системности, креативности, практикоориентированности и др. [19].
Компоненты развития интеллектуально-творческих компетенций в образовательном процессе обеспечивают создание творческой, интеллектуально благоприятной, комфортной среды обучения, стимулируют конструирование индивидуальных самообразовательных траекторий будущих педагогов [20]. Таким образом, современное информационное общество остро нуждается в специалистах с высоким уровнем интеллектуально-творческой компетентности, который определяет высокую степень адаптивности к изменениям, готовность самостоятельно принимать решения, разделяя за них ответственность.
Развитие профессиональной подготовки будущих педагогов, студентов на основе требований государства и общества находит отражение в нормативно-правовых документах правительства, теоретические основы компетентностного подхода должны обогащаться и применяться на практике.
Об авторах
Дилсора Нодиржон Абдувалиева
Ташкентский государственный педагогический университет им. Низами
Автор, ответственный за переписку.
Email: mega.dilsora@mail.ru
PhD (педагогические науки), доцент, докторант
Узбекистан, ТашкентСписок литературы
- Указ Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № УТП-4947 «Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития страны в 2017–2021 годах» // Собрание законодательства Республики Узбекистан.
- lex.uz [Электронный ресурс]. Постановление Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан» до 2030 года» № УП-5847 от 8 октября 2019 года. Доступ по ссылке: https://lex.uz/docs/4545887?ONDATE2=09.11.2021&action=compare
- lex.uz [Электронный ресурс]. Постановления Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года № ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования». Доступ по ссылке: https://lex.uz/docs/3171587
- Тутолмин А.В. Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя (на основе системного подхода): автореф. дис. … канд. пед. наук. Чебоксары, 2009.
- Урсул А.Д., Урсул Т.А. Перспективы образования: информационно-экологическая ориентация в интересах устойчивого развития // Педагогика и просвещение. 2011. № 4. С. 14–25.
- Хилл П. Наука и искусство проектирования. Москва: Мир, 1973. 264 с.
- ht-lab.ru [Электронный ресурс]. Стуф А., Мартенс Р.Л., ван Мерринбоер Дж.Дж.Г. Что есть компетенция? Конструктивистский подход как выход из замешательства / пер. с англ. E. Орел. Доступ по ссылке: http://www.ht.ru/press/articles/print/ art26htm
- Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / пер. с англ. В.И. Белопольский. Москва: Когито-Центр, 2002. 396 с.
- Ходжаев Б.Х. Развитие исторического мышления у учащихся общеобразовательных школ средствами модернизированного дидактического обеспечения: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Т., 2016.
- Chomskiy N. Aspects of the Theory of Syntax. The M.I.T. Press Massachusetts Institute of Technology Cambridge, 1965. 247 р.
- Асилова Г.А. Развитие компетенции профессионального общения на государственном языке студентов таможенного и налогового направлений (в группах с русским языком обучения): автореф. дис. ... д-ра пед. наук. doi: 10.13140/RG.2.2.22112.51200
- Смирнова И.В. Модель формирования интеллектуальной компетентности студентов-биотехнологов // Педагогическое образование в России. 2017. № 6. С. 200–204.
- eidos.ru [Электронный ресурс]. Зимняя И.А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность. Доступ по ссылке: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm
- Лобанов А.П. Интеллектуальная компетентность в структуре профессиональной подготовки психологов // Журнал ГрГМУ. 2009. № 2. С. 227–232.
- Гончарук Н.П., Хромова Е.И. Модель развития интеллектуальной компетентности будущих инженеров в условиях непрерывного образования // Вестник Казанского технологического университета. 2013. Т. 16, № 14. С. 299–303.
- Ярыгин О.Н. Модель интеллектуальной компетентности как обобщение модели творческой деятельности // Вектор науки ТГУ. 2013. № 1. С. 382–387.
- Sternberg R.J., Grigorenko E.L. Teaching for successful intelligence: Principles, Procedures, and Practices // Journal for the Education of the Gifted. 2003. Vol. 27, No. 2-3. P. 207–228. doi: 10.1177/016235320302700206
- Кострова Ю.С. Формирование интеллектуальной компетентности студентов // Европейский журнал cоциальных наук. 2011. № 6. C. 90–93.
- Сагдеева Г.С. Развитие интеллектуальной компетентности будущих специалистов: автореф. дис. … канд. пед. наук. Казань, 2013. 20 с.
- Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. Санкт-Петербург: Питер, 2002. 272 с.
Дополнительные файлы
