Development of intellectual and creative competence of future teachers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The intellectual and creative competence of a teacher directly determines his competitiveness in the professional sphere and his readiness to use his intellectual experience for the benefit of the future of his country. Thus, the specification of the essence of the component composition of intellectual competence and the description of its components seem to be extremely relevant in the light of the problem being solved. The paper analyzes the component composition of future teachers’ intellectual and creative competence. The necessity of the work done is explained by the fact that the competences mentioned includes all the main elements of the content of education: general educational skills, meta-knowledge, and over-subject activities. The studied intellectual and creative competence is the basis of the individual style of students’ cognitive activity, which underlies their future professional activity. The paper discusses various approaches to determining the structure of this competence, presented in the works of major researchers. The analysis made it possible to identify the following components of intellectual and creative competence: motivational value, cognitive, communicative, metacognitive, research, self-educational, and personal.

Full Text

Введение

В мире внедряются инновационные технологии подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности через интеллектуальное развитие и дидактическую поддержку, направленную на формирование творческой, интеллектуальной компетентности.

В процессе образования проводятся научные исследования, направленные на совершенствование педагогико-психологических механизмов и педагогических стратегий развития интеллектуально-творческой компетентности будущих педагогов.

В организациях высшего образования и научно-исследовательских институтах проводятся научно-практические исследования по формированию педагогических способностей будущих учителей, по развитию профессиональных, интеллектуально-творческих компетенций, эффективной подготовке их к педагогической деятельности. Обеспечение высокой интеллектуально-творческой компетентности будущих учителей требует совершенствования технологий и интерактивных методов и форм обучения.

В Указе Президента Республики Узбекистан № УП-4947 «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан» от 7 февраля 2017 года [1], «Об утверждении Концепции развития системы высшего образования Республики Узбекистан» до 2030 года» № УП-5847 от 8 октября 2019 года [2], постановлении Президента Республики Узбекистан от 20 апреля 2017 года №ПП-2909 «О мерах по дальнейшему развитию системы высшего образования» [3] затронуты вопросы развития интеллектуальной и творческой компетентности будущих педагогов.

По итогам проведенных в мире исследований на основе компетентностного подхода к подготовке будущих учителей, организации учебных занятий в высших учебных заведениях, использования информационных технологий в образовании и их эффективности получен ряд научных результатов, в частности, следующие: современные технологии обучения на основе компетентностного подхода (Leiden University); на основе компетентностного подхода разработана методика организации самостоятельной учебной деятельности студентов и ее эффективности (Polish Society for Human Evolution Studies).

Несмотря на положительные сдвиги в этом направлении, наблюдается преобладание репродуктивных элементов в образовательном процессе. Однако упомянутая выше методика не направлена на создание реальных условий для освоения учащимися высшей педагогической школы новых способов деятельности и моделей мышления. Набор методов и средств не отвечает современным требованиям и нуждается в доработке. Не разрешено противоречие между осознанием практической потребности высшего образования в научно-методическом обосновании развития интеллектуально-творческих способностей будущих педагогов и недостаточным обоснованием его процессуальной сущности в образовательной сфере.

Обзор литературы

Анализ философско-педагогических воззрений мыслителей прошлого — Аристотель, И. Кант, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Г.Т.Ф. Каптерев — показал, что в них были обозначены проблемы творческого, интеллектуального саморазвития человека, а также некоторые творческие составляющие труда человека педагогической профессии [4].

В ходе написания статьи обнаружено, что в педагогических трудах вопросы профессионализма и компетентности педагога поднимаются чаще в каком-либо контексте, который и является предметом изучения: готовность, педагогическое мастерство, творчество, инновационная педагогическая деятельность, творческое педагогическое мышление, творческий потенциал, субъектность педагога.

А.Д. Урсул подчеркивает, что одна из наиболее определяющих особенностей эволюционирующих моделей компетентностного образования ХХI в. — их нацеленность не просто на удовлетворение жизненных потребностей ныне живущих и будущих поколений, а на их возвышение, когда духовно-интеллектуальные потребности и интересы постепенно станут доминирующими. Дело в том, что именно эта тенденция интеллектуализации как общества, так и соответствующего ему глобального образования свидетельствует о становлении в планетарном масштабе новой сферы уже не с вещественно-энергетическим основным содержанием, а сферы с приоритетом информационно-интеллектуального начала [5].

П. Хилл, определяя творчество как «успешный полет мысли за пределы известного» [6, с. 32], делает вывод о том, что «умение проектировать — это одновременно и наука, и искусство» [6, с. 54], то есть имеет признаки как научного, так и практического творчества.

Американские ученые (Дж. Гилфорд, А. Маслоу, Д.И. Ниреберг, Е. Торренс, Дж. Равен) [7, 8] рассматривают творчество как процесс, «логическое развитие идей и мысленных образов, которые преобразовывают элементы реальности во что-то новое».

По мнению Б.Х. Ходжаева, «компетентносный подход является новым педагогическим явлением с точки зрения модернизации общего среднего образования. Рассмотрение опыта практической деятельности, компетенции и компетентности в качестве дидактических единиц в рамках данного подхода потребовало анализа традиционных трех элементов образования: “Знание – Умения – Навыки” в виде шести единиц: “Знание – Умения – Навыки – Опыт практической деятельности – Компетенция – Компетентность”» [9].

В «Аспектах теории синтаксиса» американского лингвиста Н. Хомского термин «компетентность» применительно к теории языкознания определяет принципиальное различие между «компетенцией (знает, говорит, слышит) и потребляет (фактически использует язык в конкретных случаях)» [10].

Г.А. Асилова и И.В. Смирнова обобщают определения понятий «компетенция» и «компетентность»: «компетенция» — это эффективное использование личных качеств и знаний, умений и навыков в процессе работы в определенной сфере; «компетентность» — существующая и возникающая способность выполнять определенную деятельность [11, 12].

Оптимальные условия для развития интеллектуально-творческих компетенций будущих педагогов могут быть созданы только в результате учета психологических механизмов умственной деятельности, стимулирования внутренних познавательных мотивов учения, обеспечения креативной развивающей образовательной среды.

Основные свойства интеллектуально-творческой компетентности проявляются в способности установить связь между имеющимся индивидуальным опытом и постоянно меняющимися образовательными, жизненными ситуациями с учетом субъективно придаваемого смысла каждой ситуации.

Компетенция может проявляться только в органическом единстве с интересами и ценностями будущего педагога. Таким образом, для эффективного развития интеллектуально-творческой компетенции, необходима организация учебно-познавательной деятельности студентов через адекватное варьирование широкого спектра развивающих ситуаций — профессиональных, учебных, предметных, коммуникативных, нравственных, воспитательных, психологических, жизненных, требующих от участников умения ставить и решать проблемы разного уровня сложности.

Анализ исследований, посвященных компетентностной модели обучения (Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова), свидетельствует, что в понятиях «компетентность» и «компетенция» определяющим является опыт деятельности личности, ее активная позиция, готовность к целеполаганию, включая акмеологическую составляющую [13].

Материалы и методы

В своем исследовании под компетенцией мы понимаем группу взаимосвязанных и взаимообусловленных знаний, умений и навыков, обеспечивающих выполнение определенной профессиональной задачи, а компетентность — как способность осуществлять деятельность в рамках освоенных компетенций, т. е. принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации [14].

Под интеллектуально-творческой компетентностью педагога мы понимаем интегративную совокупность личностных параметров, обусловленных «высоким уровнем педагогической, методической, интеллектуальной, творческой подготовленности».

Ниже выделенные компоненты были использованы нами для описания структуры интеллектуально-творческой компетентности будущего педагога.

Мотивационно-ценностный:

  • стремление к формированию ценностей будущих педагогов;
  • потребность и стремление к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию своей интеллектуально-творческой компетентности — потребность приобретать новые знания и умения;
  • готовность к непрерывной интеллектуальной деятельности;
  • осознанность субъектом необходимости интеллектуальной деятельности в процессе изучения — положительное активное эмоционально окрашенное отношение к формированию своей интеллектуально-творческой компетентности.

Когнитивный компонент:

  • интеллектуальная вовлеченность и открытость для приобретения новых знаний в процессе изучения предмета;
  • умения отбирать и преобразовывать общенаучную, общепрофессиональную и специальную информацию;
  • владение студентом разнообразными техниками кодирования информации, перевода из одной формы в другую;
  • умения обобщать, анализировать, систематизировать иноязычную информацию, перенося знания в новую профессионально значимую ситуацию.

Метакогнитивный компонент:

  • самоорганизация в демонстрации собственной интеллектуальной активности и проявлении творческих умений;
  • самоорганизация и осуществление самостоятельного контроля над процессом развития интеллектуально-творческой компетентности при изучении;
  • умение рефлексировать и анализировать свою самостоятельную интеллектуальную деятельность в процессе изучения.

Самообразовательный компонент:

  • умения получать информацию из различных источников и ориентироваться в профессиональной иноязычной литературе;
  • умения пользоваться разными формами информации (в текстовом или графическом представлении);
  • умения пользоваться информационными технологиями, ресурсами Интернета (поисковые системы, применяемые для поиска необходимой информации, электронные базы данных);
  • умения пользоваться багажом усвоенных знаний для извлечения новой информации.

Исследовательский компонент:

  • способность выстраивать план своих действий и задействовать свои профессиональные умения при решении поставленных задач на занятиях по предмету;
  • умение видеть проблемы и находить пути ее решения;
  • способность фиксировать взаимосвязь процессов друг с другом и с другими;
  • умения теоретически оценивать и анализировать источники специальной информации по профессии;
  • способность исследовать собственную интеллектуально-творческую деятельность.

Коммуникативный компонент:

  • способность, обеспечивающая эффективное протекание коммуникативного процесса при решении интеллектуальных задач, устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;
  • умения, подкрепляющие успех в достижении профессиональных целей через общение с другими участниками интеллектуального взаимодействия;
  • умения личности, способствующие эффективному ее вступлению в социальные контакты, применению знаний в изменяющихся условиях коммуникативного процесса.

Личностный компонент:

  • понимание необходимости в развитии интеллектуально-творческой компетентности для освоения будущей профессии и осуществления профессиональной деятельности;
  • анализ собственных действий, рефлексия, самоактуализация в научной и учебной деятельности;
  • способность выделять условия, влияющие на эффективность выполнения профессиональной деятельности:
  • способность демонстрировать воображение, высокий уровень логического, аналитического и творческого мышления;
  • способность быстро принимать важные решения;
  • идти на риск, выполняя профессиональную деятельность;
  • склонность к решению сложных интеллектуальных задач профессиональной направленности [15].

Систему развития интеллектуально-творческой компетентности будущего педагога образуют: спецсеминары, практикумы, тренинги, методы — традиционные, инновационного образования, для повышения уровня креативной и интеллектуальной грамотности, методы проблемного характера, способствующие повышению уровня мотивационной направленности на педагогическое творчество, творческие методы, направленные на стимулирование личностной вовлеченности в творческий педагогический процесс: практикум и тренинг, средства — учебные пособия, мультимедийные обучающие программы, дидактические материалы.

Для обеспечения базовой готовности учащихся-педагогов к интеллектуально-творческому педагогическому труду, развития у них базовых творческих компетенций применяются разнообразные методы обучения. Особенность их применения в том, что такие методики, как «мозговая атака», «эвристические вопросы», «эмпатии», «синектики», «логическая цепь», «6 шляп мышления де Боно», «двухчастный дневник», включались в образовательный процесс, позволяя модифицировать отдельные компоненты занятий и технологию работы с учебным материалом.

Также используются методы дискуссии, деловая игра, практикум разыгрывания моделируемых педагогических ситуаций в различных модификациях, в виде ретроспективного анализа реальных ситуаций и выработки «навыка» решения педагогических задач.

Ниже укажем факторы, средства, методы формирования интеллектуально-творческой компетентности педагога:

  1. Факторами творческой подготовки педагога являются:

а) методология и теория образования, технологическая культура, педагогическое мастерство;

в) самообразование, самовоспитание, саморазвитие;

с) единство профессионального и личностного, система непрерывного профессионального образования, научная организация профессионально-творческой подготовки, мотивационная заинтересованность в творческом саморазвитии.

  1. К факторам объективного порядка, включающим развитие интеллектуально-творческой компетентности педагога, относятся:

а) социальный заказ, социально-экономические условия, разнообразие школ;

в) неравномерность развития, образовательная парадигма, системный подход к творческой подготовке учителя;

с) система непрерывного профессионального образования, научно обоснованное управление процессом формирования профессионально-творческой компетентности педагога, субъектно-деятельностный подход и персонализация, творческая готовность, сотрудничество ученого и педагога.

  1. Субъективными факторами развития интеллекуально-творческой компетентности педагога являются:

а) мотивационная заинтересованность, вовлеченность в процесс самосовершенствования, заинтересованность в развитии творческой готовности, стремление к продуктивному взаимодействию;

в) мобильность сознания, готовность к самообразованию, широта кругозора, гибкость при выборе средств, форм и методов обучения и воспитания;

с) поэтапное формирование, развитие, самосовершенствование творческого мышления и деятельности педагога.

  1. Научно обоснованную систему педагогических средств обеспечения интеллектуально-творческой компетентности педагога образуют:

а) проблемность в обучении, наглядность и доступность, компьютерные учебники, СМИ, перцептивная деятельность, деловая игра;

в) сценарирование, ролевая дискуссия, погружение, режим, создание внешних опор творческого поведения, формализация, гуманитаризация профессиональной подготовки;

с) современные научные знания в области креативной педагогики и психологии, продукты инновационной деятельности педагогов-новаторов, стратегия современного профессионального педагогического образованиия, информационно-компьютерная поддержка учебных курсов.

  1. Методический аппарат формирования интеллектуальноо-творческой компетентности педагога образуют:

а) совокупность традиционных, проблемных, творческих методов, тренинги творческого мышления, практикумы творческой педагогической деятельности;

в) коллизийность, дифференциация, индивидуальный подход, интрига, коммуникативная атака, ритмизация учебной нагрузки, антистрессовый режим дня;

с) рефлексивная профилактика, разнообразие впечатлений, гигиена мышления, эйдетическая редукция, автокреативность, творческая кумулятивность.

К творческим методам профессионально-педагогической подготовки можно отнести: мозговой штурм, метод синектики, проектный метод, деловую игру, метод открытий, метод эвристических вопросов, метод творческого решения педагогических задач, информационно-рецептивный метод, активные, интенсивные методы, исследовательский метод, частично-поисковый метод, метод проектов, воспитательные игры, конкурсы решения педагогических задач, контекстный метод, диалектический метод.

В ходе исследования при достижении поставленной цели и решения установленных задач был использован комплекс методов, такие как сравнительное и критическое изучение, а также анализ психолого-педагогической, научно-методической литературы по данной области, наблюдение, тест, опросник, беседа.

Результаты исследования

Для формирования интеллектуально-творческой компетенции у будущих педагогов в процессе изучения в нашем исследовании сконструированы и апробированы на практике технологии развития интеллекта и творчества, в основе которых лежат следующие виды развивающих ситуаций:

  • Ситуации стимулирования ценностно-смысловой сферы будущих педагогов.
  • Ситуации актуализации индивидуального ментального опыта педагогов.
  • Ситуации, способствующие самопознанию ментальных возможностей.
  • Ситуации рефлексии, направленные на осознание студентами индивидуальных интеллектуальных ресурсов; выявление трудностей, барьеров учебно-познавательной, методической деятельности.
  • Ситуации, стимулирующие изучение и освоение новых техник работы с информацией, приемов интеллектуальной-творческой деятельности.
  • Ситуации, способствующие обогащению индивидуальных интеллектуальных стилей.
  • Ситуации личностного саморазвития и профессионального самоопределения как средства адаптации к новым условиям глобализации.
  • Ситуации активизации самостоятельности, творческого мышления, которые создают условия для построения индивидуальных траекторий непрерывного самообразования и саморазвития [16].

Наиболее общим условием формирования интеллектуально-творческой компетентности педагога является: психолого-педагогические знания и умения, знания и умения по основам инновационной деятельности, знания и умения по методике педагогического исследования, создание единого образовательного пространства, обеспечение функционирования учебно-воспитательного процесса, информационно-методическое обеспечение, создание развивающей творческой среды в единстве с научно обоснованной организацией профессиональной подготовки педагога [17].

Обсуждение и заключение

Исторический, педагогический, психологический, социальный анализ становления компетентностного подхода (понятий «компетентность» и «компетенции») позволил установить, что компетентностный подход не противопоставляется и не отождествляется с традиционной концепцией, так как компетентностный подход акцентирует роль опыта, практических умений при реализации интегративных знаний и является дальнейшим ее развитием на новой методологической основе формирования и профессиональных и личностных качеств обучаемых [18].

Итак, компетентность — это интегративное качество личности, включающее в себя интегративные ЗУНы (когнитивная составляющая) и способность, готовность и ответственность результативного использования интегративных ЗУНов (социально-психологическая составляющая) в своей профессиональной деятельности.

При компетентностной подготовке будущих педагогов учебно-творческий и воспитательный процесс должен базироваться на принципах индивидуализации, диагностичности, системности, креативности, практикоориентированности и др. [19].

Компоненты развития интеллектуально-творческих компетенций в образовательном процессе обеспечивают создание творческой, интеллектуально благоприятной, комфортной среды обучения, стимулируют конструирование индивидуальных самообразовательных траекторий будущих педагогов [20]. Таким образом, современное информационное общество остро нуждается в специалистах с высоким уровнем интеллектуально-творческой компетентности, который определяет высокую степень адаптивности к изменениям, готовность самостоятельно принимать решения, разделяя за них ответственность.

Развитие профессиональной подготовки будущих педагогов, студентов на основе требований государства и общества находит отражение в нормативно-правовых документах правительства, теоретические основы компетентностного подхода должны обогащаться и применяться на практике.

×

About the authors

Dilsora N. Abduvalieva

Tashkent State Pedagogical university named after Nizami

Author for correspondence.
Email: mega.dilsora@mail.ru

PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor

Uzbekistan, Tashkent

References

  1. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 7 fevralya 2017 goda № UTP -4947 «Strategiya deistvii po pyati prioritetnym napravleniyam razvitiya strany v 2017–2021 godakh». Sobranie zakonodatel’stva Respubliki Uzbekistan. (In Russ.)
  2. lex.uz [Internet]. Postanovlenie Prezidenta Respubliki Uzbekistan «Ob utverzhdenii Kontseptsii razvitiya sistemy vysshego obrazovaniya Respubliki Uzbekistan» do 2030 goda» № UP-5847 ot 8 oktyabrya 2019 goda. Available at: https://lex.uz/docs/4545887?ONDATE2=09.11.2021&action=compare (In Russ.)
  3. lex.uz [Internet]. Postanovleniya Prezidenta Respubliki Uzbekistan ot 20 aprelya 2017 goda № PP-2909 «O merakh po dal’neishemu razvitiyu sistemy vysshego obrazovaniya». Available at: https://lex.uz/docs/3171587 (In Russ.)
  4. Tutolmin AV. Stanovlenie i razvitie tvorcheskoi kompetentnosti budushchego uchitelya (na osnove sistemnogo podkhoda) [dissertation abstract]. Cheboksary, 2009. (In Russ.)
  5. Ursul AD, Ursul TA. Perspektivy obrazovaniya: informatsionno-ehkologicheskaya orientatsiya v interesakh ustoichivogo razvitiya. Pedagogy and education. 2011;(4):14–25. (In Russ.)
  6. Khill P. Nauka i iskusstvo proektirovaniya. Moscow: Mir, 1973. 264 p. (In Russ.)
  7. ht-lab.ru [Internet]. Stoof A, Martens RL, van Merrienboer JJG; transl. from eng by Orel E. Open University of the Netherlands. Available at: http://www.ht.ru/press/articles/print/ art26htm. (In Russ.)
  8. Raven J. Its identification Development and Release. London: H.K. Lewis and Co. Ltd.
  9. Khodzhaev BKh. Razvitie istoricheskogo myshleniya u uchashchikhsya obshcheobrazovatel’nykh shkol sredstvami modernizirovannogo didakticheskogo obespecheniya [dissertation abstract]. Т., 2016. (In Russ.)
  10. Chomskiy N. Aspects of the Theory of Syntax. The M.I.T. Press Massachusetts Institute of Technology Cambridge, 1965. 247 р.
  11. Asilova GA. The development of professional communication competence in the state language of students on customs and tax directions (in groups with russian language of education) [dissertation abstract]. (In Uzb.) doi: 10.13140/RG.2.2.22112.51200
  12. Smirnova IV. The formation model of intellectual competency in students-biotechnologists. Pedagogical education in Russia. 2017. № 6. С. 200–204. (In Russ.)
  13. eidos.ru [Internet]. Zimnyaya IA. Obshchaya kul’tura i sotsial’no-professional’naya kompetentnost’. Available at: http://www.eidos.ru/journal/2006/0504.htm (In Russ.)
  14. Lobanov AP. Intellektual’naya kompetentnost’ v strukture professional’noi podgotovki psikhologov. Journal of the Grodno State Medical University. 2009;(2):227–232. (In Russ.)
  15. Goncharuk NP, Khromova EI. Model’ razvitiya intellektual’noi kompetentnosti budushchikh inzhenerov v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya. Vestnik Kazanskogo tekhnologicheskogo universiteta. 2013;16(14):299–303. (In Russ.)
  16. Yarygin ON. Model’ intellektual’noi kompetentnosti kak obobshchenie modeli tvorcheskoi deyatel’nosti. Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. 2013;(1):382–387. (In Russ.)
  17. Sternberg RJ, Grigorenko EL. Teaching for successful intelligence: Principles, Procedures, and Practices. Journal for the Education of the Gifted. 2003;27(2-3):207–228. doi: 10.1177/016235320302700206
  18. Kostrova YuS. Formirovanie intellektual’noi kompetentnosti studentov. European Social Science Journal. 2011;(6):90–93. (In Russ.)
  19. Sagdeeva GS. Razvitie intellektual’noi kompetentnosti budushchikh spetsialistov [dissertation abstract]. Kazan, 2013. 20 p. (In Russ.)
  20. Kholodnaya MA. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya. Saint Petersburg: Piter, 2002. 272 p. (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Abduvalieva D.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies