Проектирование образовательных результатов будущих педагогов в области воспитания и средств их оценивания

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

В статье анализируется феномен образовательного результата в области воспитательной деятельности и основы его проектирования. Определение качества профессиональной подготовки будущего учителя в области воспитательной деятельности напрямую связано с достоверным и оптимальным определением уровня достижения образовательных результатов студента, так как своевременная оценка уровня образовательных результатов позволяет создать гибкую систему реагирования на дефицитарные зоны в образовании обучающегося, на основании которой происходит эффективное и персонифицированное управление содержанием образования. Цель статьи — проектирование и обоснование содержания и композиции образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности и оценочных средств их достижения. Методами исследования научной проблемы является теоретический анализ научной литературы в области педагогики и психологии, методы проектирования, анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Авторы рассматривают содержание понятия образовательного результата через интеграцию компетенций и трудовых действий на основе методологического единства компетентностного и деятельностного подходов. В статье раскрывается содержание разработанных авторами образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности и индикаторы их достижения. Авторами анализируются средства оценки образовательных результатов и структура их построения. В качестве основных оценочных средств уровня достижения образовательных результатов будущих педагогов выделяются тестовые задания и кейс-задания. В результате исследования были разработаны три основных образовательных результата в области воспитательной деятельности. Для оценки образовательных результатов разработаны индикаторы достижения образовательных результатов подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. Формулирование образовательного результата позволяет определить целевой компонент образовательного процесса, а также подобрать оптимальное сочетание методологических подходов и средств в организации условий его достижения. Важным аспектом является подбор оптимальных оценочных средств для осуществления независимой оценки образовательных результатов.

Полный текст

Введение

Современное меняющееся образовательное пространство, геополитические, социально-экономические изменения выдвигают необходимость организации эффективной воспитательной деятельности учителя в образовательной среде школы. Реализация эффективной воспитательной деятельности учителя определяется качеством профессиональной подготовки будущего педагога в педагогическом университете [1].

Значение профессионального воспитания будущего педагога определяется возрастающей потребностью государства в формировании национальных ценностей, гражданской идентичности и сохранении культурно-исторической памяти среди молодежи. Такая сложная задача требует переосмысление подходов к организации профессионального воспитания студентов в пространстве педагогического вуза. Достижение воспитательных целей в образовательном пространстве напрямую определяется способностями педагога, осознающего фундаментальные закономерности воспитания и обладающего арсеналом эффективных методов и средств проектирования воспитательной деятельности.

Осознание фундаментальных ориентиров в профессиональном воспитании педагога осуществляется через проектирование целевого компонента воспитания и организацию непрерывного оценивания эффективности воспитательной системы. Определение цели воспитательной деятельности в федеральной образовательной повестке имеет острую актуальность, так именно цель определяет характер содержания и средства воспитания [2]. Разрывы между целевым, содержательным и технологическим компонентами становится основной причиной неэффективности воспитания, проявляющейся в его формально мероприятийном характере.

Процесс преодоления формализма в организации профессионального воспитания начинается с проектирования четкой цели — образовательного результата. Создание проектов образовательного результата в области воспитательной деятельности будущего педагога должно обладать прежде всего такими характеристиками, как измеряемость, достижимость и актуальность [3, 4].

Оценка качества профессиональной подготовки будущего учителя в области воспитательной деятельности осуществляется через определение уровня достижения его образовательного результата. Непрерывное и своевременное оценивание уровня достижения образовательных результатов позволяет выявлять дифицитарные зоны в образовательном треке обучающегося и гибко реагировать с целью их невелирования через персонифицированное управление содержанием образования каждого студента [5].

Такая педагогическая задача является вызовом для современной педагогической науки и практики. Выход из указанного вызова современной педагогической реальности лежит в плоскости актуализации поиска оптимальных подходов к оцениванию достижению уровня образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности.

Обзор литературы

Ориентирами в определении сущностного содержания образовательных результатов в области воспитательной деятельности являются Федеральные государственные стандарты профессиональной подготовки, Профессиональный стандарт педагога, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. В основе профессиональной педагогической подготовки определено новое содержание, выделены уровни образовательных результатов, определены механизмы их формирования и оценки [6, 7].

В современных педагогических исследованиях существует несколько подходов к самому феномену образовательных достижений студента как готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Ряд отечественных ученых определяют образовательное достижение студента через понятие «компетенция» (Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя и др.) [8, 9]. В контексте ФГОС ВО компетенция рассматривается как способность применять знания, умения и практический опыт в трудовой деятельности. Компетенции определяются видами профессиональной деятельности и областями их профессионального приложения. Они связаны с задачами профессиональной деятельности, к выполнению которых должен быть готов обучающийся. Компетенции рассматриваются в настоящее время и как новые показатели качества подготовки обучающихся и выпускников. Поэтому при определении объектов оценивания следует учитывать не только степень усвоения знаний и репродуктивных умений, но и новые показатели качества подготовки обучающихся в виде освоенных компетенций. Другой подход в определении результатов образования стремится исключить понятие компетенции и сосредоточиться на реальных навыках студента (С.П. Калашников, А.Г. Каспржак) [10]. Деятельностный подход, положенный в основу конструирования ФГОС ВО, ориентирует на включение обучающихся в деятельность, тем самым становится возможным описание результатов всех видов деятельности обучаемых. Такой подход позволяет выделить наблюдаемые и опознаваемые действия обучаемых, входящие в состав будущей профессиональной деятельности педагога, и необходимые для решения профессиональных задач. Опора на деятельностный подход позволяет описать показатели, характеризующие объект оценивания в виде соответствующих дескрипторов [11].

Однако, на наш взгляд, в образовательной реальности профессиональной подготовки студента происходит неразрывная интеграция компетентностного и деятельностного подходов. На основании данного методологического единства в концепции нашего научного исследования образовательный результат является выражением неразрывной аккумуляции профессиональных компетенций и трудовых действий [12, 13].

Научно-исследовательская проблема в реализации оценки образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности заключается в непосредственной сложности самого феномена воспитания. Студент должен демонстрировать навык реализации воспитательного процесса, решать сложные воспитательные задачи на основе подбора и проектирования оптимальных педагогических методов и воспитательных технологий [14, 15].

Процедура оценивания уровня достижения образовательных результатов в области воспитательной деятельности требует не только осуществления подбора адекватных диагностических инструментов, но и проектирования содержания самого образовательного результата, определения критериев и индикаторов его достижения. Понимание профессиональных компетенций и трудовых действий в качестве сущностного содержания образовательных результатов создает условия для выстраивания диалога между работодателем как заказчиком образовательного результата и вузом как поставщиком образовательного результата [16].

Четкость определения образовательного результата позволяет избежать размытости цели образовательного процесса, несоответствия контрольно-измерительных материалов качеству образования. Проектирование образовательного результата позволяет создать условия для объективной оценки образовательных достижений субъекта образования.

В логике проектирования содержания образовательного результата в области воспитательной деятельности необходимо выделить различные виды учебной и профессионально-ориентированной деятельности обучаемого в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы.

Концептуальной основой содержания образовательного результата в области воспитательной деятельности является нормативно-правовое единство документов в области педагогического образования, регламентирующего содержание образования: ФГОС ВО (по направлению подготовки «Педагогическое образование», 44.03.05, 44.03.01), ПООП (Примерная основная образовательная программа), Ядро ВПО, Профессиональный стандарт педагога. Анализ данных документов позволил выявить и обосновать соответствующую образовательному результату совокупность общепрофессиональных компетенций, индикаторов достижения компетенций (ИДК), трудовых действий [6, 7].

Материалы и методы

Научным коллективом Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина (Мининский университет) реализуется проект «Модель независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов». В рамках реализации научного проекта коллективом разработана модель независимой оценки образовательных результатов в области воспитательной, психолого-педагогической, методической видах деятельности и предметной подготовки будущих педагогов [14, 16].

Целью данной статьи является проектирование содержания и композиции образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности и оценочных средств их достижения.

Основным методом исследования научной проблемы является метод проектирования, вбирающий методы педагогического моделирования и педагогического конструирования. Метод педагогического моделирования реализуется в нескольких контекстах исследования. С одной стороны, данный метод лежит в основе создания и обоснования структурно-композиционной модели образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности как измеряемой цели профессионального воспитания в пространстве педагогического университета. С другой стороны, метод моделирования реализовывается в проектировании модели независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов, в структуре которой содержится образовательный результат в области воспитательной деятельности. Метод педагогического конструирования позволил осуществить проектирование конструкта индикаторов достижения образовательных результатов будущих педагогов в направлении воспитательной деятельности. Аппарат методов настоящего исследования дополняется теоретическим анализом научной литературы в сфере педагогики и психологии, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования [17, 18].

Результаты исследования

Под образовательным результатом мы понимаем «результат, достигнутый обучающимся и выпускником в процессе освоения ОПОП, в период обучения в вузе, представленный в виде совокупности действий, которые может продемонстрировать обучающийся при выполнении профессионально-ориентированной деятельности на определенном этапе освоения ОПОП, и позволяющий количественно оценить степень освоения знаний, умений, компетенций, опыта деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога» [16].

Опираясь на концептуальный принцип единства компетентностного и деятельностного подходов, мы определяем образовательный результат как многогранное сложное единое образование, вбирающее когнитивный, интенционально-волевой и поведенческий уровни его реализации в профессиональной педагогической деятельности:

  • уровень освоения основных понятий сферы педагогической деятельности, способности к оперированию профессиональными дефинициями в проектировании профессиональной деятельности;
  • уровень способности к осмыслению профессиональных задач, присвоению им ранга значимых и обоснованию их актуальности и способов решения;
  • уровень способности к реализации непосредственных практических действий в решении педагогических задач конкретной профессиональной области в деятельности учителя [19, 20].

В результате исследования нами были разработаны три основных образовательных результата в области воспитательной деятельности. Для характеристики образовательных результатов важно учитывать структурные компоненты, определяющее содержание и объем понятия «компетенция», к которым относят когнитивный, деятельностный и личностный компоненты. Кроме того, дальнейшую детализацию образовательных результатов следует осуществлять на основе учета профессиональных видов деятельности и профессиональных задач, к решению которых должен быть готов выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование».

На основе интеграции общепрофессиональной компетенции ОПК-4 (ОПК.4.1, ОПК.4.2) и трудовых действий (A/02.6ТД.2, A/02.6ТД.3, A/02.6ТД.5, A/02.6ТД.10) мы сформулировали содержание первого образовательного результата (В ОР 4) следующим образом:

  • демонстрирует знание концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • демонстрирует знания о различных формах и методах организации индивидуальной и коллективной воспитательной работы и способы их осуществления с целью формирования духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в урочной и внеурочной деятельности;
  • демонстрирует умение разрабатывать программу (элементы программы) духовно-нравственного воспитания ученического коллектива, опирающуюся на основы базовых национальных ценностей России;
  • демонстрирует умение отбирать специальные подходы и воспитательные технологии по формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.

Второй образовательный результат (В ОР 7) в области воспитательной деятельности выражается на основе интеграции ОПК-7 (ОПК-7.1, ОПК-7.2 (Ядро ПО), A/02.6, ОПК-4, ОПК-8, УК-2, УК-3):

  • демонстрирует знания о современных технологиях воспитания и взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации воспитательной деятельности;
  • умеет отбирать необходимые формы и методы взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями), другими участниками образовательных отношений при решении профессиональных задач в области воспитания.

Третий образовательный результат (В ОР 9) объединяет в своем содержании ОПК-9 базовая компетенция (ОПК.9.1, ОПК.9.2, ОПК.9.3, A/02.6ТД.2, A/02.6ТД.3, A/02.6ТД.5, ОПК-8, УК-4) [21, 22]:

  • демонстрирует знания о принципах работы современных информационных технологий, об использовании современных информационно-коммуникационных технологий для реализации задач воспитания и развития обучающихся;
  • демонстрирует умение отбирать необходимые современные информационные технологии для организации воспитательных мероприятий; умение разрабатывать план воспитательных мероприятий (урочной и внеурочной деятельности) с использованием современных информационных технологий [23].

Для оценки образовательных результатов в области воспитательной деятельности нами разработаны индикаторы достижения образовательных результатов подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, которые приведены в таблице 1 [24].

 

Таблица 1. Индикаторы достижения образовательных результатов подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности

ИДОР

Знает

Умеет

В 4

1) о сущности духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения; о различных формах и методах организации индивидуальной и коллективной воспитательной работы и способы их осуществления с целью формирования духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в урочной и внеурочной деятельности; методов и средств для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей обучаемых в учебной и внеучебной деятельности

2) отбирать формы и методы организации индивидуальной и коллективной воспитательной работы для формирования духовно-нравственных ценностей и моделей нравственного поведения обучающихся (воспитанников);

3) разрабатывать программу (фрагмент программы) духовно-нравственного воспитания ученического коллектива для реализации различных видов учебной и внеучебной деятельности;

4) отбирать специальные подходы и воспитательные технологии по формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей

В 7

1) современные технологии воспитания и взаимодействия участников образовательных отношений

2) отбирать эффективные методы воспитания в процессе взаимодействия с обучающимися, приемы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, с другими педагогическими работниками и специалистами при решении профессиональных задач в области воспитания;

3) планировать взаимодействие участников образовательных отношений при решении профессиональных задач в области воспитания;

4) отбирать технологии взаимодействия и сотрудничества в воспитательном процессе; а также приемы индивидуального подхода к различным участникам образовательных отношений

В 9

1) принципы работы современных информационных технологий для реализации задач воспитания и развития обучающихся; современные средства, методы, приемы и современные информационные технологии для реализации задач воспитания и развития обучающихся;

2) отбирать необходимые современные информационные технологии для организации воспитательных мероприятий;

3) разрабатывать план воспитательных мероприятий (урочной и внеурочной деятельности) с использованием современных информационных технологий, проектировать ситуации и события, направленные на развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся (воспитанников);

4) отбирать современные информационные технологии для организации деятельности ученических органов самоуправления, для интерактивного взаимодействия с обучающимися при решении задач воспитания

 

Демонстрация когнитивного уровня сформированности образовательных результатов в области воспитательной деятельности не составляет сложной задачи и может реализоваться за счет такого оценочного средства, как тестовое задание, проверяющее теоретические знания в области воспитания. Однако на сегодняшний день в педагогической теории и практике не существует универсальной методики определения уровня сформированности практических умений и готовности к воспитательной деятельности [24].

Исследователи педагогического образования рассматривают среди способов оценки образовательных результатов будущих педагогов в области воспитания наблюдение за субъектом оценки в процессе его погружения в непосредственную воспитательную деятельность (Е.В. Бондаревская, Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова). В области демонстрации практикоориентированных навыков организации воспитательной деятельности необходимо организовать квази-среду, позволяющую погрузить субъекта оценки в педагогическую ситуацию, разрешение которой лежит в плоскости его конкретных операций и действий. Именно такая квази-среда организуется в пространстве внеучебной деятельности студента на основе его вовлечения в разнообразные студенческие объединения и сообщества [25, 26].

Однако такой подход к оценке образовательных результатов является ресурсоемким по временным и организационно-методическим затратам, слабо управляемым, не обладающим полнотой оптимальных педагогических условий к процедуре оценивания в связи с фрагментарностью вовлеченности студенческого корпуса в данный вид деятельности [27].

Данная проблема разрешается в нашем исследовании в проектировании кейс-ситуаций, содержащих сложную педагогическую проблему, решение которой предполагает проектирование студентами конкретных, последовательных действий. Для каждого образовательного результата нами были разработаны три кейс-задания с тремя вопросами (подзадачами). Оценочные средства образовательных результатов в области воспитательной деятельности прошли экспертизу и апробацию [28].

Варианты разработанных кейс-заданий содержат инвариантную ситуацию и вопросы, раскрывающие различные аспекты деятельности обучаемых в соответствии с индикаторами достижения образовательных результатов в области воспитания. Все кейс-задания, выступающие в качестве оценочных средств, построены на основе трехкомпонентной структуры, включающей три взаимосвязанные части: организационно-методическую часть (объект оценки), содержательную часть (кейс задание или тест), критериально-оценочную часть (критерии и показатели оценки).

Организационно-методическая часть кейс-задания раскрывает содержание образовательного результата будущего педагога в области воспитательной деятельности и индикаторы его достижения.

Содержательная часть раскрывает кейс-ситуацию и вопросы к ней. Кейс-ситуация отражает сложную педагогическую проблему, выражающуюся в наличии противоречия и конфликта. Вопросы к кейс-ситуации формируются таким образом, чтобы максимально отразить уровень образовательного результата в соответствии с индикаторами его достижения.

Критериально-оценочная часть кейс-задания содержит выявленные критерии и показатели оценки образовательного результата. Оценка выполнения кейса строится на основе суммирования баллов, выставленных по каждому вопросу. В качестве критерия оценки по каждому вопросу используется соответствующий индикатор достижения образовательного результата. В качестве показателей, раскрывающих степень реализации индикатора достижения образовательных результатов, выступают степень полноты, степень правильности и степень обоснованности, если она предусмотрена в вопросе.

Обсуждение и заключение

Определение четкой композиционной структуры и сущностного содержания образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности носит принципиальный характер в концепции организации профессиональной подготовки. Формулирование образовательного результата позволяет определить целевой компонент образовательного процесса, а также подобрать оптимальное сочетание методологических подходов и средств в организации условий его достижения. Важным аспектом является подбор оптимальных оценочных средств для осуществления независимой оценки образовательных результатов [29].

Однако в контексте глобальной образовательной повестки мы выделяем перспективные направления дальнейших исследований и проблем в плане конструирования образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности:

  • обоснование и четкое позиционирование концептуальной идеи воспитательной деятельности в федеральном образовательном пространстве;
  • выявление комплекса необходимых педагогических условий для формирования образовательных результатов в области воспитательной деятельности в системе профессиональной подготовки будущих педагогов;
  • поиск возможностей, форм, образовательных альтернатив организации педагогического образования квази-среды с обеспечением высокой степени вовлеченности студенческого корпуса и условий непрерывного мониторинга персонального успеха обучающихся в достижении образовательного результата в области воспитательной деятельности [30].

Данные научно-педагогические проблемы составляют основные ориентиры перспективных педагогических исследований в области воспитания и высшей школы педагогики, оптимальное решение которых составит основу для создания новых эффективных средовых решений в сфере профессиональной подготовки будущих учителей, в том числе подготовки к реализации воспитательной деятельности в образовательной организации [31].

×

Об авторах

Татьяна Константиновна Беляева

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Email: Btk66@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6096-9452
SPIN-код: 1970-0066
Scopus Author ID: 57188670950
ResearcherId: J-1303-2017

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и социальная педагогика»

Россия, Нижний Новгород

Светлана Владимировна Фролова

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет)

Автор, ответственный за переписку.
Email: 1geniy87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2822-0358
ResearcherId: M-8234-2016

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и социальная педагогика»

Россия, Нижний Новгород

Список литературы

  1. Болотов В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования // Вопросы образования. 2005. № 1. С. 5–10.
  2. Лебедев О.Е. Воспитание в школе: диалектика прошлого и будущего. Санкт-Петербург: СПбГУП, 2022. 356 с.
  3. Замолоцких Е.Г., Дурнева Е.Е. Оценка результатов освоения основных образовательных программ бакалавриата в рамках контекстно-компетентностного подхода к организации учебного процесса // Вестник Вятского государственного университета. 2013. № 3-1. С. 148–151.
  4. Перевощикова Е.Н., Кудрявцев В.А., Лекомцева А.А., и др. Модернизация образовательного процесса: технология конструирования оценочных средств для оценки образовательных результатов: учебно-методическое пособие. Нижний Новгород: Мининский университет, 2016. 70 с.
  5. Управление качеством образования: практико-ориентированная монография и методическое пособие / под ред. М.М. Поташника. Москва: Педагогическое общество России, 2000. 448 с.
  6. consultant.ru [Internet]. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования — бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018. № 125 [дата обращения: 11.09.2022]. Доступ по ссылке: https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXT0vPL9YrKgXTYELXxETXwFjXwFS3I DUlMT0_PTM5I7U4Oz9VNzpKLEqvywxLzNVt1g3paw0tzJRt6AoPy0zpzIxN1O3ID8lPb8kvyw7U9fQyFSfgcHQzMTEDAiN zBgWl85W25xjMPvXhBPtySyfFAD77Sz_&src=a8e6c4&via_page=1&user_type=61&oqid=817f a6411047c7a0
  7. consultant.ru [Internet]. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» [дата обращения: 10.09.2022]. Доступ по ссылке: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  8. Ефремова Н.Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. Москва: Национальное образование, 2012. 24 с.
  9. Зимняя И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. № 5. С. 34–42.
  10. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19, № 3. C. 87–104.
  11. Марголис А.А. Деятельностный подход в педагогическом образовании // Психологическая наука и образование. 2021. Т. 26, № 3. С. 5–39. doi: 10.17759/pse.2021260301
  12. Бершадская М.Д., Серова А.В., Чепуренко А.Ю., Зима Е.А. Компетентностный подход к оценке образовательных результатов: опыт российского социологического образования // Высшее образование в России. 2019. Т. 28, № 2. С. 38–50.
  13. Независимая оценка качества образования: современные вызовы и лучшие практики // IV ежегодная международная конференция Евразийской ассоциации оценки качества образования (ЕАОКО); Октябрь 29–30, 2015; Казань. Доступ по ссылке: https://akvobr.ru/nezavisimaya_otsenka_kachestva_obrazovania.html
  14. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Некоторые аспекты независимой оценки достижений студентов педагогических направлений подготовки // Глобальный научный потенциал. 2020. № 11. С. 174–176.
  15. Папуткова Г.А., Саберов Р.А., Фильченкова И.Ф. Концепция проектирования основных профессиональных образовательных программ будущих педагогов // Вестник Мининского университета. 2021. Т. 9, № 4. С. 1. doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-1
  16. Перевощикова Е.Н. Организационно-методические основы оценки компетенций выпускников бакалавриата на государственном итоговом экзамене по направлению подготовки «Педагогическое образование» // Материалы VI международной научной интернет-конференции / под ред. Л.И. Боженковой, М.В. Егуповой. Москва, 2021. Москва: МПГУ, 2021. С. 319–324.
  17. Методология исследования механизма оценивания новых результатов образовательного процесса: монография / под ред. А.А. Орлова. 2-е изд., стер. Москва, Берлин: ДиректМедиа, 2016. 180 с.
  18. ovd.com.ru [Internet]. Проект «Концепции подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 г.» [дата обращения: 12.09.2022]. Доступ по ссылке: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf
  19. Ребрин О.И. Использование результатов обучения при проектировании образовательных программ. Екатеринбург, 2014. 28 с.
  20. Ускова С.А. Подходы к реализации профессионального стандарта педагога: трудовые действия и системные смыслы // Психолого-педагогические исследования. 2020. Т. 12, № 1. С. 3–15. doi: 10.17759/psyedu.2020120101
  21. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University graduates’ soft skills: the employers’ opinion // Eur J Contemp Educ. 2018. Vol. 7, No. 4. P. 690–698. doi: 10.13187/ejced.2018.4.690
  22. Perevoshchikova E.N., Stafeeva A.V., Elizarova E.Yu., et al. A new format of the final state exam for graduates of bachelor’s degree in the direction of «Pedagogical education» // Propósitos Y Representaciones. 2020. Vol. 8, No. SPE 2. ID e793. doi: 10.20511/pyr2020.v8nSPE2.793
  23. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: учебное пособие. Москва: Логос, 2002. 432 с.
  24. base.garant.ru [Internet]. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. №544н [дата обращения: 10.09.2022]. Доступ по ссылке: https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXLy8v10vOzysuzSlJzCvRKyrVT8lPLs1 NzSvRBwnHA3nxPo7h8YamQGCsn5acYpqYYpRmnpScmGpiZJAIZBmkmhuYJRoZWBqbJ iempZinmaYm6zMwGJqZmJiZmpqYmzM8WBjvfXjfBUkxrvmNw49NwcAaUYqPw&src=4dd87d2&via_page=1&user_type=61&oqid=81887cd429f5fe a1
  25. Абрамова Н.С., Гладкова М.Н., Ваганова О.И. Особенности разработки оценочных материалов в условиях реализации компетентностного подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-1. С. 3–9.
  26. www.informio.ru [Internet]. Айзенштат Г.В., Стеблева Н.Н. Формирование фондов оценочных средств как необходимое условие реализации основной профессиональной образовательной программы // ИНФОРМИО. Современные образовательные технологии в образовании и культуре [дата обращения: 12.09.2022]. Доступ по ссылке: http://www.informio.ru/?id=20&pid=214
  27. Васильева Н.О. Оценка образовательных результатов студентов на основе модели компетенций // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 6. С. 177.
  28. Vaganova O.I., Smirnova Zh.V., Abramova N.S., et al. Current requirements for assessing the results of student training // IOP Conf Ser Mater Sci Eng. 2019. Vol. 483. P. 7–11. doi: 10.1088/1757-899X/483/1/012002
  29. Tire G. Educational Assessment in Estonia. Monitoring student performance in the 21st century / Harju-Luukkainen H., McElvany N., Stang J., editors. Springer, Cham, 2020. P. 119–129. doi: 10.1007/978-3-030-38969-7_10
  30. Faganel A., Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education // Proceedings of the5th International Conference of the Faculty of Management Koper: «Intellectual Capital and Knowledge Management». 2005.
  31. World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development: communiqué. Paris, 2009. Доступ по ссылке: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000183277

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Беляева Т.К., Фролова С.В., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.