Educational results of future teachers in the field of education and their means of their assessment

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper analyzes the phenomenon of educational outcome in the field of educational activities and the basis for its design. Determining the quality of professional training of a future teacher in the field of educational activities is directly related to a reliable and optimal determination of the level of achievement of a student’s educational results, since a timely assessment of the level of educational results allows you to create a flexible system for responding to deficit areas in a student’s education, on the basis of which effective and personalized management takes place. content of education. The purpose of the article is a theoretical analysis, definition and substantiation of the content and composition of the educational results of future teachers in the field of educational activities and evaluative means of achieving them. Methods for researching a scientific problem are theoretical analysis of scientific literature in the field of pedagogy and psychology, methods for designing analysis, systematization and generalization of scientific literature on the research problem. The authors consider the content of the concept of educational result through the integration of competence and labor actions based on the methodological unity of competence-based and activity-based approaches. The paper reveals the content of the educational results of future teachers developed by the authors in the field of educational activities and indicators of their achievement. The authors analyze the means of assessing educational results and the structure of their construction. Test tasks and case tasks are singled out as the main evaluative means of achieving the educational results of future teachers. As a result of the study, three main educational outcomes in the field of educational activities were developed. To assess the educational results of the field of educational activities, indicators of the achievement of educational results in the preparation of future teachers for educational activities have been developed. The formulation of the educational result allows to determine the target component of the educational process, as well as to select the optimal combination of methodological approaches and means in organizing the conditions for its achievement. An important aspect is the selection of optimal evaluation tools for independent evaluation of educational results.

Full Text

Введение

Современное меняющееся образовательное пространство, геополитические, социально-экономические изменения выдвигают необходимость организации эффективной воспитательной деятельности учителя в образовательной среде школы. Реализация эффективной воспитательной деятельности учителя определяется качеством профессиональной подготовки будущего педагога в педагогическом университете [1].

Значение профессионального воспитания будущего педагога определяется возрастающей потребностью государства в формировании национальных ценностей, гражданской идентичности и сохранении культурно-исторической памяти среди молодежи. Такая сложная задача требует переосмысление подходов к организации профессионального воспитания студентов в пространстве педагогического вуза. Достижение воспитательных целей в образовательном пространстве напрямую определяется способностями педагога, осознающего фундаментальные закономерности воспитания и обладающего арсеналом эффективных методов и средств проектирования воспитательной деятельности.

Осознание фундаментальных ориентиров в профессиональном воспитании педагога осуществляется через проектирование целевого компонента воспитания и организацию непрерывного оценивания эффективности воспитательной системы. Определение цели воспитательной деятельности в федеральной образовательной повестке имеет острую актуальность, так именно цель определяет характер содержания и средства воспитания [2]. Разрывы между целевым, содержательным и технологическим компонентами становится основной причиной неэффективности воспитания, проявляющейся в его формально мероприятийном характере.

Процесс преодоления формализма в организации профессионального воспитания начинается с проектирования четкой цели — образовательного результата. Создание проектов образовательного результата в области воспитательной деятельности будущего педагога должно обладать прежде всего такими характеристиками, как измеряемость, достижимость и актуальность [3, 4].

Оценка качества профессиональной подготовки будущего учителя в области воспитательной деятельности осуществляется через определение уровня достижения его образовательного результата. Непрерывное и своевременное оценивание уровня достижения образовательных результатов позволяет выявлять дифицитарные зоны в образовательном треке обучающегося и гибко реагировать с целью их невелирования через персонифицированное управление содержанием образования каждого студента [5].

Такая педагогическая задача является вызовом для современной педагогической науки и практики. Выход из указанного вызова современной педагогической реальности лежит в плоскости актуализации поиска оптимальных подходов к оцениванию достижению уровня образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности.

Обзор литературы

Ориентирами в определении сущностного содержания образовательных результатов в области воспитательной деятельности являются Федеральные государственные стандарты профессиональной подготовки, Профессиональный стандарт педагога, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. В основе профессиональной педагогической подготовки определено новое содержание, выделены уровни образовательных результатов, определены механизмы их формирования и оценки [6, 7].

В современных педагогических исследованиях существует несколько подходов к самому феномену образовательных достижений студента как готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Ряд отечественных ученых определяют образовательное достижение студента через понятие «компетенция» (Н.Ф. Ефремова, И.А. Зимняя и др.) [8, 9]. В контексте ФГОС ВО компетенция рассматривается как способность применять знания, умения и практический опыт в трудовой деятельности. Компетенции определяются видами профессиональной деятельности и областями их профессионального приложения. Они связаны с задачами профессиональной деятельности, к выполнению которых должен быть готов обучающийся. Компетенции рассматриваются в настоящее время и как новые показатели качества подготовки обучающихся и выпускников. Поэтому при определении объектов оценивания следует учитывать не только степень усвоения знаний и репродуктивных умений, но и новые показатели качества подготовки обучающихся в виде освоенных компетенций. Другой подход в определении результатов образования стремится исключить понятие компетенции и сосредоточиться на реальных навыках студента (С.П. Калашников, А.Г. Каспржак) [10]. Деятельностный подход, положенный в основу конструирования ФГОС ВО, ориентирует на включение обучающихся в деятельность, тем самым становится возможным описание результатов всех видов деятельности обучаемых. Такой подход позволяет выделить наблюдаемые и опознаваемые действия обучаемых, входящие в состав будущей профессиональной деятельности педагога, и необходимые для решения профессиональных задач. Опора на деятельностный подход позволяет описать показатели, характеризующие объект оценивания в виде соответствующих дескрипторов [11].

Однако, на наш взгляд, в образовательной реальности профессиональной подготовки студента происходит неразрывная интеграция компетентностного и деятельностного подходов. На основании данного методологического единства в концепции нашего научного исследования образовательный результат является выражением неразрывной аккумуляции профессиональных компетенций и трудовых действий [12, 13].

Научно-исследовательская проблема в реализации оценки образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности заключается в непосредственной сложности самого феномена воспитания. Студент должен демонстрировать навык реализации воспитательного процесса, решать сложные воспитательные задачи на основе подбора и проектирования оптимальных педагогических методов и воспитательных технологий [14, 15].

Процедура оценивания уровня достижения образовательных результатов в области воспитательной деятельности требует не только осуществления подбора адекватных диагностических инструментов, но и проектирования содержания самого образовательного результата, определения критериев и индикаторов его достижения. Понимание профессиональных компетенций и трудовых действий в качестве сущностного содержания образовательных результатов создает условия для выстраивания диалога между работодателем как заказчиком образовательного результата и вузом как поставщиком образовательного результата [16].

Четкость определения образовательного результата позволяет избежать размытости цели образовательного процесса, несоответствия контрольно-измерительных материалов качеству образования. Проектирование образовательного результата позволяет создать условия для объективной оценки образовательных достижений субъекта образования.

В логике проектирования содержания образовательного результата в области воспитательной деятельности необходимо выделить различные виды учебной и профессионально-ориентированной деятельности обучаемого в процессе освоения основной профессиональной образовательной программы.

Концептуальной основой содержания образовательного результата в области воспитательной деятельности является нормативно-правовое единство документов в области педагогического образования, регламентирующего содержание образования: ФГОС ВО (по направлению подготовки «Педагогическое образование», 44.03.05, 44.03.01), ПООП (Примерная основная образовательная программа), Ядро ВПО, Профессиональный стандарт педагога. Анализ данных документов позволил выявить и обосновать соответствующую образовательному результату совокупность общепрофессиональных компетенций, индикаторов достижения компетенций (ИДК), трудовых действий [6, 7].

Материалы и методы

Научным коллективом Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина (Мининский университет) реализуется проект «Модель независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов». В рамках реализации научного проекта коллективом разработана модель независимой оценки образовательных результатов в области воспитательной, психолого-педагогической, методической видах деятельности и предметной подготовки будущих педагогов [14, 16].

Целью данной статьи является проектирование содержания и композиции образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности и оценочных средств их достижения.

Основным методом исследования научной проблемы является метод проектирования, вбирающий методы педагогического моделирования и педагогического конструирования. Метод педагогического моделирования реализуется в нескольких контекстах исследования. С одной стороны, данный метод лежит в основе создания и обоснования структурно-композиционной модели образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности как измеряемой цели профессионального воспитания в пространстве педагогического университета. С другой стороны, метод моделирования реализовывается в проектировании модели независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов, в структуре которой содержится образовательный результат в области воспитательной деятельности. Метод педагогического конструирования позволил осуществить проектирование конструкта индикаторов достижения образовательных результатов будущих педагогов в направлении воспитательной деятельности. Аппарат методов настоящего исследования дополняется теоретическим анализом научной литературы в сфере педагогики и психологии, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования [17, 18].

Результаты исследования

Под образовательным результатом мы понимаем «результат, достигнутый обучающимся и выпускником в процессе освоения ОПОП, в период обучения в вузе, представленный в виде совокупности действий, которые может продемонстрировать обучающийся при выполнении профессионально-ориентированной деятельности на определенном этапе освоения ОПОП, и позволяющий количественно оценить степень освоения знаний, умений, компетенций, опыта деятельности, в соответствии с требованиями ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога» [16].

Опираясь на концептуальный принцип единства компетентностного и деятельностного подходов, мы определяем образовательный результат как многогранное сложное единое образование, вбирающее когнитивный, интенционально-волевой и поведенческий уровни его реализации в профессиональной педагогической деятельности:

  • уровень освоения основных понятий сферы педагогической деятельности, способности к оперированию профессиональными дефинициями в проектировании профессиональной деятельности;
  • уровень способности к осмыслению профессиональных задач, присвоению им ранга значимых и обоснованию их актуальности и способов решения;
  • уровень способности к реализации непосредственных практических действий в решении педагогических задач конкретной профессиональной области в деятельности учителя [19, 20].

В результате исследования нами были разработаны три основных образовательных результата в области воспитательной деятельности. Для характеристики образовательных результатов важно учитывать структурные компоненты, определяющее содержание и объем понятия «компетенция», к которым относят когнитивный, деятельностный и личностный компоненты. Кроме того, дальнейшую детализацию образовательных результатов следует осуществлять на основе учета профессиональных видов деятельности и профессиональных задач, к решению которых должен быть готов выпускник по направлению подготовки «Педагогическое образование».

На основе интеграции общепрофессиональной компетенции ОПК-4 (ОПК.4.1, ОПК.4.2) и трудовых действий (A/02.6ТД.2, A/02.6ТД.3, A/02.6ТД.5, A/02.6ТД.10) мы сформулировали содержание первого образовательного результата (В ОР 4) следующим образом:

  • демонстрирует знание концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • демонстрирует знания о различных формах и методах организации индивидуальной и коллективной воспитательной работы и способы их осуществления с целью формирования духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в урочной и внеурочной деятельности;
  • демонстрирует умение разрабатывать программу (элементы программы) духовно-нравственного воспитания ученического коллектива, опирающуюся на основы базовых национальных ценностей России;
  • демонстрирует умение отбирать специальные подходы и воспитательные технологии по формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей.

Второй образовательный результат (В ОР 7) в области воспитательной деятельности выражается на основе интеграции ОПК-7 (ОПК-7.1, ОПК-7.2 (Ядро ПО), A/02.6, ОПК-4, ОПК-8, УК-2, УК-3):

  • демонстрирует знания о современных технологиях воспитания и взаимодействия участников образовательных отношений в процессе реализации воспитательной деятельности;
  • умеет отбирать необходимые формы и методы взаимодействия с обучающимися и их родителями (законными представителями), другими участниками образовательных отношений при решении профессиональных задач в области воспитания.

Третий образовательный результат (В ОР 9) объединяет в своем содержании ОПК-9 базовая компетенция (ОПК.9.1, ОПК.9.2, ОПК.9.3, A/02.6ТД.2, A/02.6ТД.3, A/02.6ТД.5, ОПК-8, УК-4) [21, 22]:

  • демонстрирует знания о принципах работы современных информационных технологий, об использовании современных информационно-коммуникационных технологий для реализации задач воспитания и развития обучающихся;
  • демонстрирует умение отбирать необходимые современные информационные технологии для организации воспитательных мероприятий; умение разрабатывать план воспитательных мероприятий (урочной и внеурочной деятельности) с использованием современных информационных технологий [23].

Для оценки образовательных результатов в области воспитательной деятельности нами разработаны индикаторы достижения образовательных результатов подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, которые приведены в таблице 1 [24].

 

Таблица 1. Индикаторы достижения образовательных результатов подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности

ИДОР

Знает

Умеет

В 4

1) о сущности духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения; о различных формах и методах организации индивидуальной и коллективной воспитательной работы и способы их осуществления с целью формирования духовно-нравственных ценностей личности и моделей нравственного поведения в урочной и внеурочной деятельности; методов и средств для определения уровня сформированности духовно-нравственных ценностей обучаемых в учебной и внеучебной деятельности

2) отбирать формы и методы организации индивидуальной и коллективной воспитательной работы для формирования духовно-нравственных ценностей и моделей нравственного поведения обучающихся (воспитанников);

3) разрабатывать программу (фрагмент программы) духовно-нравственного воспитания ученического коллектива для реализации различных видов учебной и внеучебной деятельности;

4) отбирать специальные подходы и воспитательные технологии по формированию у обучающихся гражданской позиции, толерантности и навыков поведения в поликультурной среде, способности к труду и жизни в современном мире, общей культуры на основе базовых национальных ценностей

В 7

1) современные технологии воспитания и взаимодействия участников образовательных отношений

2) отбирать эффективные методы воспитания в процессе взаимодействия с обучающимися, приемы и методы взаимодействия с родителями (законными представителями) обучающихся, с другими педагогическими работниками и специалистами при решении профессиональных задач в области воспитания;

3) планировать взаимодействие участников образовательных отношений при решении профессиональных задач в области воспитания;

4) отбирать технологии взаимодействия и сотрудничества в воспитательном процессе; а также приемы индивидуального подхода к различным участникам образовательных отношений

В 9

1) принципы работы современных информационных технологий для реализации задач воспитания и развития обучающихся; современные средства, методы, приемы и современные информационные технологии для реализации задач воспитания и развития обучающихся;

2) отбирать необходимые современные информационные технологии для организации воспитательных мероприятий;

3) разрабатывать план воспитательных мероприятий (урочной и внеурочной деятельности) с использованием современных информационных технологий, проектировать ситуации и события, направленные на развитие эмоционально-ценностной сферы обучающихся (воспитанников);

4) отбирать современные информационные технологии для организации деятельности ученических органов самоуправления, для интерактивного взаимодействия с обучающимися при решении задач воспитания

 

Демонстрация когнитивного уровня сформированности образовательных результатов в области воспитательной деятельности не составляет сложной задачи и может реализоваться за счет такого оценочного средства, как тестовое задание, проверяющее теоретические знания в области воспитания. Однако на сегодняшний день в педагогической теории и практике не существует универсальной методики определения уровня сформированности практических умений и готовности к воспитательной деятельности [24].

Исследователи педагогического образования рассматривают среди способов оценки образовательных результатов будущих педагогов в области воспитания наблюдение за субъектом оценки в процессе его погружения в непосредственную воспитательную деятельность (Е.В. Бондаревская, Е.Ю. Илалтдинова, С.В. Фролова). В области демонстрации практикоориентированных навыков организации воспитательной деятельности необходимо организовать квази-среду, позволяющую погрузить субъекта оценки в педагогическую ситуацию, разрешение которой лежит в плоскости его конкретных операций и действий. Именно такая квази-среда организуется в пространстве внеучебной деятельности студента на основе его вовлечения в разнообразные студенческие объединения и сообщества [25, 26].

Однако такой подход к оценке образовательных результатов является ресурсоемким по временным и организационно-методическим затратам, слабо управляемым, не обладающим полнотой оптимальных педагогических условий к процедуре оценивания в связи с фрагментарностью вовлеченности студенческого корпуса в данный вид деятельности [27].

Данная проблема разрешается в нашем исследовании в проектировании кейс-ситуаций, содержащих сложную педагогическую проблему, решение которой предполагает проектирование студентами конкретных, последовательных действий. Для каждого образовательного результата нами были разработаны три кейс-задания с тремя вопросами (подзадачами). Оценочные средства образовательных результатов в области воспитательной деятельности прошли экспертизу и апробацию [28].

Варианты разработанных кейс-заданий содержат инвариантную ситуацию и вопросы, раскрывающие различные аспекты деятельности обучаемых в соответствии с индикаторами достижения образовательных результатов в области воспитания. Все кейс-задания, выступающие в качестве оценочных средств, построены на основе трехкомпонентной структуры, включающей три взаимосвязанные части: организационно-методическую часть (объект оценки), содержательную часть (кейс задание или тест), критериально-оценочную часть (критерии и показатели оценки).

Организационно-методическая часть кейс-задания раскрывает содержание образовательного результата будущего педагога в области воспитательной деятельности и индикаторы его достижения.

Содержательная часть раскрывает кейс-ситуацию и вопросы к ней. Кейс-ситуация отражает сложную педагогическую проблему, выражающуюся в наличии противоречия и конфликта. Вопросы к кейс-ситуации формируются таким образом, чтобы максимально отразить уровень образовательного результата в соответствии с индикаторами его достижения.

Критериально-оценочная часть кейс-задания содержит выявленные критерии и показатели оценки образовательного результата. Оценка выполнения кейса строится на основе суммирования баллов, выставленных по каждому вопросу. В качестве критерия оценки по каждому вопросу используется соответствующий индикатор достижения образовательного результата. В качестве показателей, раскрывающих степень реализации индикатора достижения образовательных результатов, выступают степень полноты, степень правильности и степень обоснованности, если она предусмотрена в вопросе.

Обсуждение и заключение

Определение четкой композиционной структуры и сущностного содержания образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности носит принципиальный характер в концепции организации профессиональной подготовки. Формулирование образовательного результата позволяет определить целевой компонент образовательного процесса, а также подобрать оптимальное сочетание методологических подходов и средств в организации условий его достижения. Важным аспектом является подбор оптимальных оценочных средств для осуществления независимой оценки образовательных результатов [29].

Однако в контексте глобальной образовательной повестки мы выделяем перспективные направления дальнейших исследований и проблем в плане конструирования образовательных результатов будущих педагогов в области воспитательной деятельности:

  • обоснование и четкое позиционирование концептуальной идеи воспитательной деятельности в федеральном образовательном пространстве;
  • выявление комплекса необходимых педагогических условий для формирования образовательных результатов в области воспитательной деятельности в системе профессиональной подготовки будущих педагогов;
  • поиск возможностей, форм, образовательных альтернатив организации педагогического образования квази-среды с обеспечением высокой степени вовлеченности студенческого корпуса и условий непрерывного мониторинга персонального успеха обучающихся в достижении образовательного результата в области воспитательной деятельности [30].

Данные научно-педагогические проблемы составляют основные ориентиры перспективных педагогических исследований в области воспитания и высшей школы педагогики, оптимальное решение которых составит основу для создания новых эффективных средовых решений в сфере профессиональной подготовки будущих учителей, в том числе подготовки к реализации воспитательной деятельности в образовательной организации [31].

×

About the authors

Tatyana K. Belyaeva

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University)

Email: Btk66@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0001-6096-9452
SPIN-code: 1970-0066
Scopus Author ID: 57188670950
ResearcherId: J-1303-2017

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of General and Social Pedagogy Department

Russian Federation, Nizhny Novgorod

Svetlana V. Frolova

Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Mininsky University)

Author for correspondence.
Email: 1geniy87@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-2822-0358
ResearcherId: M-8234-2016

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of General and Social Pedagogy Department

Russian Federation, Nizhny Novgorod

References

  1. Bolotov VA. O postroenii obshcherossiiskoi sistemy otsenki kachestva obrazovaniya. Educational studies. Moscow. 2005;(1):5–10. (In Russ.)
  2. Lebedev OE. Vospitanie v shkole: dialektika proshlogo i budushchego. Saint Petersburg: SPbGUP, 2022. 356 p. (In Russ.)
  3. Zamolotskih EG, Durneva EE. Evaluation of development results of main educational programs of bachelors in the framework of competence-based approach to management of educational process. Herald of Vyatka State University. 2013;(3-1):148–151. (In Russ.)
  4. Perevoshchikova EN, Kudryavtsev VA, Lekomtseva AA, et al. Modernizatsiya obrazovatel’nogo protsessa: tekhnologiya konstruirovaniya otsenochnykh sredstv dlya otsenki obrazovatel’nykh rezul’tatov: uchebno-metodicheskoe posobie. Nizhny Novgorod: Mininskii universitet, 2016. 70 p. (In Russ.)
  5. Potashnik MM, editor. Upravlenie kachestvom obrazovaniya: praktiko-orientirovannaya monografiya i metodicheskoe posobie. Moscow: Pedagogicheskoe obshchestvo Rossii, 2000. 448 p. (In Russ.)
  6. consultant.ru [Internet]. Federal’nyi gosudarstvennyi obrazovatel’nyi standart vysshego obrazovaniya — bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.05 Pedagogicheskoe obrazovanie (s dvumya profilyami podgotovki), utverzhdennyi prikazom Minobrnauki Rossiiskoi Federatsii ot 22.02.2018. № 125 [cited 2022 Sept 11]. Available at: https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXT0vPL9YrKgXTYELXxETXwFjXwFS3I DUlMT0_PTM5I7U4Oz9VNzpKLEqvywxLzNVt1g3paw0tzJRt6AoPy0zpzIxN1O3ID8lPb8kvyw7U9fQyFSfgcHQzMTEDAiN zBgWl85W25xjMPvXhBPtySyfFAD77Sz_&src=a8e6c4&via_page=1&user_type=61&oqid=817f a6411047c7a0 (In Russ.)
  7. consultant.ru [Internet]. Federal’nyi zakon ot 29.12.2012 № 273 «Ob obrazovanii v Rossiiskoi FederatsiI» [cited 2022 Sept 10]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (In Russ.)
  8. Efremova NF. Kompetentsii v obrazovanii: formirovanie i otsenivanie. Moscow: Natsional’noe obrazovanie, 2012. 24 p. (In Russ.)
  9. Zimnyaya IA. Klyuchevye kompetentsii — novaya paradigma rezul’tata obrazovaniya. Higher Education Today. 2003;(5):34–42. (In Russ.)
  10. Kasprzhak AG, Kalashnikov SP. The Priority of Educational Outcomes as a Tool for Modernization of Teacher Training Programs. Psychological Science and Education. 2014;19(3):87–104. (In Russ.)
  11. Margolis AA. Activity Approach in Teacher Education. Psychological Science and Education. 2021;26(3):5–39. (In Russ.) doi: 10.17759/pse.2021260301
  12. Bershadskaya MD, Serova AV, Chepurenko AYu, Zima EA. Competence-based approach to learning outcomes assessment: Russian experience in sociological education. Higher education in Russia. 2019;28(2):38–50. (In Russ.)
  13. Nezavisimaya otsenka kachestva obrazovaniya: sovremennye vyzovy i luchshie praktiki. IV Annual International Conference of the Eurasian Association for Education Quality Assessment (EAOC); 2015 Oct 29–30; Kazan. Available at: https://akvobr.ru/nezavisimaya_otsenka_kachestva_obrazovania.html (In Russ.)
  14. Paputkova GA, Filchenkova IF. Some aspects of independent assessment of students’ progress in pedagogical areas of training. Global Scientific Potential. 2020;(11):174–176. (In Russ.)
  15. Paputkova GA, Saberov RA, Filchenkova IF. The concept of designing the main professional educational programs of future teachers. Vestnik of Minin University. 2021;9(4):1. (In Russ.) doi: 10.26795/2307-1281-2021-9-4-1
  16. Perevoshchikova EN. Organizatsionno-metodicheskie osnovy otsenki kompetentsii vypusknikov bakalavriata na gosudarstvennom itogovom ehkzamene po napravleniyu podgotovki «Pedagogicheskoe obrazovanie». Bozhenkova LI, Egupova MV, editors. Proceeding of the VI international science Internet conference. Moscow, 2021. Moscow: MPGU, 2021. P. 319–324. (In Russ.)
  17. Orlov AA, editor. Metodologiya issledovaniya mekhanizma otsenivaniya novykh rezul’tatov obrazovatel’nogo protsessa: monografiya. 2th izd., ster. Moscow, Berlin: DirektMedia, 2016. 180 p. (In Russ.)
  18. ovd.com.ru [Internet]. Proekt «Kontseptsii podgotovki pedagogicheskikh kadrov dlya sistemy obrazovaniya na period do 2030 g.» [cited 2022 Sept 12]. Available at: http://www.ovd.com.ru/doc55.pdf (In Russ.)
  19. Rebrin OI. Ispol’zovanie rezul’tatov obucheniya pri proektirovanii obrazovatel’nykh programm. Yekaterinburg, 2014. 28 p. (In Russ.)
  20. Uskova SA. Approaches to the Implementation of a Teacher’s Professional Standard: Labor Actions and Systemic Meanings. Psychological-Educational Studies. 2020;12(1):3–15. (In Russ.) doi: 10.17759/psyedu.2020120101
  21. Gruzdev M, Kasakova E, Kuznetsova I, Tarkhanova I. University graduates’ soft skills: the employers’ opinion. Eur J Contemp Educ. 2018;7(4):690–698. doi: 10.13187/ejced.2018.4.690
  22. Perevoshchikova EN, Stafeeva AV, Elizarova EYu, et al. A new format of the final state exam for graduates of bachelor’s degree in the direction of «Pedagogical education». Propósitos Y Representaciones. 2020;8(SPE 2):e793. doi: 10.20511/pyr2020.v8nSPE2.793
  23. Chelyshkova MB. Teoriya i praktika konstruirovaniya pedagogicheskikh testov: uchebnoe posobie. Moscow: Logos, 2002. 432 p. (In Russ.)
  24. base.garant.ru [Internet]. Professional’nyi standart. Pedagog (pedagogicheskaya deyatel’nost’ v doshkol’nom, nachal’nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii) (vospitatel’, uchitel’). Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial’noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 18 oktyabrya 2013 g. №544n [cited 2022 Sept 10]. Available at: https://go.mail.ru/redir?type=sr&redir=eJzLKCkpsNLXLy8v10vOzysuzSlJzCvRKyrVT8lPLs1 NzSvRBwnHA3nxPo7h8YamQGCsn5acYpqYYpRmnpScmGpiZJAIZBmkmhuYJRoZWBqbJ iempZinmaYm6zMwGJqZmJiZmpqYmzM8WBjvfXjfBUkxrvmNw49NwcAaUYqPw&src=4dd87d2&via_page=1&user_type=61&oqid=81887cd429f5fe a1 (In Russ.)
  25. Abramova NS, Gladkova MN, Vaganova OI. Features of the development of assessment materials in the conditions of realization of the competence approach. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2017;(57-1):3–9. (In Russ.)
  26. www.informio.ru [Internet]. Aizenshtat GV, Stebleva NN. Formirovanie fondov otsenochnykh sredstv kak neobkhodimoe uslovie realizatsii osnovnoi professional’noi obrazovatel’noi programmy. INFORMIO. Sovremennye obrazovatel’nye tekhnologii v obrazovanii i kul’ture [cited 2022 Sept 12]. Available at: http://www.informio.ru/?id=20&pid=214 (In Russ.)
  27. Vasileva NO. Evaluation of educational results of students based on competency model. Modern Problems of Science and Education. 2017;(6):177. (In Russ.)
  28. Vaganova OI, Smirnova ZhV, Abramova NS, et al. Current requirements for assessing the results of student training. IOP Conf Ser Mater Sci Eng. 2019;483:7–11. doi: 10.1088/1757-899X/483/1/012002
  29. Tire G. Educational Assessment in Estonia. Harju-Luukkainen H, McElvany N, Stang J, editors. Monitoring student performance in the 21st century. Springer, Cham, 2020. P. 119–129. doi: 10.1007/978-3-030-38969-7_10
  30. Faganel A, Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education. Proceedings of the5th International Conference of the Faculty of Management Koper: «Intellectual Capital and Knowledge Management». 2005.
  31. World Conference on Higher Education: The New Dynamics of Higher Education and Research for Societal Change and Development: communiqué. Paris, 2009. Available at: https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000183277

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2022 Belyaeva T.K., Frolova S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies