Том 18, № 2 (2021)
Психология развития
Взаимосвязь толерантности к неопределенности и креативности у старших школьников с критическим стилем мышления
Аннотация
Представлены результаты исследования взаимосвязи толерантности к неопределенности и креативности у старших школьников с критическим стилем мышления. Авторы использовали валидные диагностические методики: опросник стиля мышления А. Белоусовой, опросник толерантности к неопределенности С. Баднера, тест П. Торренса. Выборка состояла из 90 старших школьников — юношей и девушек. В результате исследования были выделены группы школьников с доминирующим критическим и практическим стилем мышления. Авторы показали, что существуют значимые различия в развитии взаимосвязей между шкалами толерантности к неопределенности и креативности, между толерантностью к неопределенности и критическим стилем мышления, креативностью и критическим стилем мышления. Были получены различия в развитии толерантности к неопределенности, креативностью по отношению к практическому стилю мышления.



Психология образования
Стили мышления как предикторы психологической готовности студентов к инновационной деятельности
Аннотация
Рассматривается проблема стилей мышления и креативности как предикторов психологической готовности студентов к инновационной деятельности. Цель исследования состояла в выявлении влияния стилей мышления студентов на психологическую готовность к инновационной деятельности. В исследовании приняли участие 100 студентов Донского государственного технического университета в возрасте от 17 до 27 лет. Методами исследования выступили метод опроса, методы статистического анализа (описательная статистика, множественный регрессионный анализ (пошаговый)). В качестве психодиагностического инструментария были использованы методики: опросник «Психологическая готовность к инновационной деятельности» (В.Е. Клочко, О.М. Краснорядцева); методика измерения стиля мышления (А.К. Белоусова); методика определения типа мышления Дж. Брунера в модификации Г.В. Резапкиной; опросник «Стили мышления» (Р. Брэмсона, А. Харрисона, адаптирован А. Алексеевым, Л. Громовой). В ходе исследования установлено, что на психологическую готовность студентов к инновационной деятельности влияют стили мышления и креативность. Предикторами психологической готовности к инновационной деятельности являются креативность, реалистический и критический стили мышления. На предпочтение деятельности, требующей инновативности, оказывают влияние креативность, инициативный, идеалистический и реалистический стили мышления. Предикторами готовности к переменам являются креативность и критический стиль мышления. Практическая значимость исследования заключается в возможности применения в образовательном процессе знаний о влиянии стилей мышления и креативности студентов на их психологическую готовность к инновационной деятельности.



Социальная психология
Программа психологической реабилитации лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата
Аннотация
Целью исследования являлось изучение индивидуально-психологических особенностей лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА), а также разработка и оценка эффективности модели психологической реабилитации. В современном обществе возрастает число лиц молодого возраста с приобретенными нарушениями ОДА. Лица с нарушениями опорно-двигательного аппарата характеризуются проявлениями социально-психологической дезадаптации. Констатирующее исследование проводилось с двумя группами: с нарушениями ОДА и без нарушений ОДА (общее число участников 60 человек). Диагностический инструментарий: опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), Фрайбургский личностный опросник (в модификации А.А. Крылова, Т.И. Ронгинской), «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева). Статистическая обработка данных производилась с помощью критериев: U-критерий Манна – Уитни, T-критерий Вилкоксона, факторный анализ с использованием пакета SPSS Statistics 19. Для лиц с приобретенными нарушениями ОДА характерны эмоциональные изменения, проявляющиеся в колебаниях настроения, сниженной нервно-психической устойчивости. Личностными особенностями, усиливающими процесс дезадаптации, являются низкая контактность, психоэмоциональное напряжение при взаимодействии с другими. По результатам исследования разработана программа индивидуальной реабилитации и реадаптации на территории Белгородской области лиц с нарушениями ОДА, приобретенными во взрослом возрасте. Психологическая реабилитация включала диагностическую и коррекционную программы поддержки, а также консультационные услуги. Представлены результаты экспериментальной проверки эффективности модели индивидуальной программы реабилитации и реадаптации. По результатам реализации модели психологической реабилитации лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата оказалось возможным повлиять на их социальную позицию, а также способствовать формированию ценностной системы, что в итоге способствует успешной интеграции лиц с приобретенными нарушениями ОДА в социуме.



Теория педагогики
Культура духовной безопасности подростка: определение и характеристика критериальных признаков
Аннотация
Статья посвящена вопросам воспитания подростка как субъекта духовной культуры. Цель данной работы — изучить феномен «культуры духовной безопасности подростка», выявить критерии и их признаки. Поскольку описанное в данной статье носит более теоретический характер и только готовит нас к практической части, использованы следующие методы: анализ, сравнение, сопоставление, изучение методического опыта, обобщение. Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи: 1) рассмотреть явление культуры в представлении отечественной педагогики; 2) проанализировать смежные с предметом исследования понятия: «духовность», «безопасность», «безопасность личности», «духовная безопасность»; 3) на основе изучения характеристик духовной личности выявить критерии культуры духовной безопасности подростка и обозначить основные характеристики данных критериев. Большое внимание в данной статье уделяется традиционной культуре. Духовная безопасность подростка определяется как система условий, обеспечивающая сохранность важных культурных параметров в рамках сложившихся традиционных норм. Определены критерии культуры духовной безопасности подростка. К ним относятся: нравственный, познавательный, аксиологический, информационный. Каждый из критериев имеет показатели, отражающие уровень сформированности у подростка определенных характеристик. Зрелость человека проявляется на различных уровнях — на уровне социально-гражданском и индивидуально-личностном. Данные уровни отражают качества личности, совершенство развития которых мы видим в культуре духовной безопасности. В целом овладение культурой духовной безопасности в подростковом возрасте призвано способствовать развитию созидающей личности. Результаты вносят вклад в теоретическую педагогику и нацелены на дальнейшую разработку методических рекомендаций, создание процессной модели и применение ее на практике.



Ретроспективный анализ теорий одаренности
Аннотация
Исследовательский интерес к такому феномену, как одаренность, уже более ста лет проявляется в дискуссиях по нескольким направлениям: антропологическом — о природе человека, педагогическом — о связи между воспитанием, образованием и обучением талантливого ребенка, социальном — об условиях выявления особых способностей детей, психологическом — о сущности, классификации и причинах одаренности. На основе теоретико-эмпирических методов научного исследования (теоретического анализа философской, педагогической, психологической, методической, исторической литературы; контент-анализа нормативно-методических документов, методов сравнения и классификации) получены следующие результаты ретроспективного анализа теорий одаренности. Выделены этапы в развитии понятия «одаренность» и его основополагающие отличительные дефиниции, определены методические принципы теорий одаренности, обоснована необходимость разработки методологических основ процесса непрерывного развития одаренных обучающихся. Ретроспективный анализ эволюционного развития теорий одаренности показал, что их концептуальные различия основаны на разных научных теоретических и методологических подходах, детерминированы динамикой общественно-политических, экономических и социокультурных процессов. С другой стороны, разнообразие концепций является следствием многогранности и сложности природы одаренности, невозможности выработки общих эталонов и стратегий развития для всех ее проявлений. Одаренность рассматривается нами как постепенно развивающаяся компетентность, выступающая в качестве основы эффективной деятельности талантливой личности. Изучение, анализ и обобщение основных элементов теорий одаренности, изложенных в трудах отечественных и зарубежных ученых, составляет научную платформу для поиска и разработки научно-практических методов развития одаренности, нацеленных на выявление и развитие потенциальных и скрытых возможностей обучающихся, индивидуальное сопровождение их образовательных траекторий, формирование социальной мотивации.



Теория и методология образования
Обучение персонала предприятий безопасной деятельности с использованием методов педагогического тестирования
Аннотация
Показано, что успешность предотвращения ошибочных действий персонала предприятия на производстве зависит от степени обученности. Создана схема безопасных действий человека при возникновении проблемной ситуации, которая использована для разработки технологии обучения его безопасным действиям. Она позволила сформировать комплексный метод обучения персонала предприятий с использованием тренажера, основанного на применении концептуально-ориентированных педагогических тестов и инструктажа по безопасному выполнению работ с помощью нормативно-ориентированных педагогических тестов. Для воспитания умений и навыков по обеспечению безопасного труда предложена мини-альтернативная методика. Для оценки эффективности этого метода обучения предложен критерий эффективности. Разработана концепция проведения инструктажа по безопасному проведению работ, учитывающая наличие опасностей и предусматривающая установление ответственности работающего при возникновении происшествий. Создана организационная структура инструктажа по безопасному проведению работ с использованием электронно-вычислительной техники, которая включает блоки, характеризующие тестируемый вид деятельности, нормативно-справочную базу, дополнительные материалы и тесты. Система обучения безопасной деятельности апробирована на ряде предприятий Самарской области и получила положительную оценку специалистов.



Направления модернизации образования
Управление портфелем проектов в образовательной организации
Аннотация
Поднимается проблема управления проектами в образовательном процессе общеобразовательной школы. Целью статьи является разработка структуры управления портфелем проектов, обеспечивающих реализацию стратегий развития образовательной организации (ОО), рост профессионализма педагогов. Методологическим обоснованием разработки структуры управления портфелем проектов являются теория управления проектами, проектная методология управления Scrum. Результатом исследования явилась разработанная временная организационная структура управления портфелем проектов в ОО. Научной новизной является разработка структуры управления портфелем проектов в ОО с позиции интегративного подхода, который выражается в интеграции знаний, связанных с управлением проектными командами педагогов, сущности Scrum-технологии управления проектами, использования электронного сервиса Trello, обеспечивающего эффективное управление портфелем проектов, в том числе в режиме онлайн. Теоретическую значимость предложенного в статье решения проблемы управления проектами представляют позиции, лежащие в основе описания временной организационной структуры управления портфелем проектов как одного из вариантов гибридной структуры — дивизиональной адхократии. Практическая значимость заключается в разработке конкретной временной организационной структуры управления клубными командами педагогов, реализующих проекты в лицее г. Истра, которая может быть использована в образовательной практике. Анализ результатов экспериментальной работы по профессиональному развитию педагогов образовательной организации посредством включения их в реализацию проектов, связанных с решением профессиональных проблем, показал положительную динамику уровней профессионального развития педагогов. Это позволило авторам статьи считать разработанные педагогические средства профессионального развития педагога ОО эффективными.



Организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в контексте стандартизации образования
Аннотация
В структуре современных стандартов образования одним из важных и востребованных компонентов, повышающих эффективность педагогической деятельности, становится профессиональный имидж педагога. Актуализируется значимость формирования профессионального имиджа учителя, который не только способствует эффективности профессиональной деятельности, но и оказывает влияние на восприятие представителя педагогического труда участниками образовательных отношений. В процессе формирования профессионального имиджа учителя в условиях стандартизации образования должны быть обеспечены соответствующие этой задаче организационно-педагогические условия. Определено понятие организационно-педагогических условий формирования профессионального имиджа учителя. Проведенный анализ теоретических исследований педагогических условий формирования профессионального имиджа учителя опирается на требования к педагогической деятельности федеральных государственных образовательных стандартов и профессионального стандарта «Педагог», что позволило определить актуальные организационно-педагогические условия формирования профессионального имиджа учителя в условиях стандартизации образования. В ходе исследования были выявлены объективные организационные условия формирования профессионального имиджа: стандартизация образовательного процесса и создание полисубъектной образовательной среды, а также субъективные педагогические условия, способствующие данному процессу: формирование мотивации учителей к профессиональному развитию и формированию профессионального имиджа; развитие профессиональной и имиджевой компетентности учителя; развитие имиджевой саморефлексии в профессиональной деятельности педагогов.



Педагогика высшей школы
Актуальность программы формирования креативности будущего инженера на основе научного поиска
Аннотация
Данная статья актуализирует необходимость формирования креативности будущего инженера в процессе получения инженерного образования. При этом авторы исследуют, как должно идти формирование креативности будущих инженеров в процессе обучения в техническом вузе, и предлагают стратегии, призванные сделать креативность частью каждой инженерной учебной программы и курса.
В статье представлена актуальность программы формирования креативности будущего инженера на основе теоретического анализа мирового опыта отечественных и зарубежных ученых. Показаны возможности и методы ее реализации в процессе научного поиска. В основе представленного исследования лежат теория познания, деятельностный подход, педагогика креативности и методология научного поиска. Представлен передовой опыт зарубежных ученых по решению проблемы формирования креативности будущих инженеров. Цель исследования — обосновать необходимость создания программы, направленной на формирование креативности будущих инженеров в процессе научного поиска в современных условиях реформирования образования. Идея состоит в том, что осознанное участие студентов в процессе научного поиска содействует поэтапному приобретению навыков исследовательской деятельности, способствующей формированию креативности на каждом этапе. Задачи: сформировать мотивационно-ценностное отношение будущего инженера к научному поиску, осуществить отбор и реализацию техник, разработать методику формирования креативности посредством научного поиска, обеспечить реализацию педагогических условий для формирования всех составных компонентов. Включение студентов технического университета в научный поиск как одно из базовых условий реализации программы формирования креативности будущего инженера осуществлялось в несколько последовательных этапов в процессе обучения в вузе. Была разработана целостная система привлечения студентов к научному поиску. В процессе реализации программы были использованы современные креативные методы: метод фантастических гипотез, метод Скампер, «мозговой штурм», инсерт, приключенческая quest-игра, прием составления кластера.


