The program of psychological rehabilitation of persons with acquired disorders of the musculoskeletal system

Cover Page

Cite item

Abstract

The study of factors influencing the success of rehabilitation of persons with acquired musculoskeletal disorders acquired in adulthood is determined by the increasing role in the psychological support and integration of such individuals into society, as well as the lack of methodological approaches and proven recommendations aimed at improving the rehabilitation process. The paper presents the psychological characteristics of people with musculoskeletal disorders acquired in adulthood. According to the results of psychodiagnostic examination, the program of psychological support for persons with musculoskeletal disorders has been developed. The aim of the study was to study the psychological characteristics of persons with acquired disorders of musculoskeletal disorders, to develop and evaluate the effectiveness of the program of psychological rehabilitation. We used the following research methods: clinical and psychological, psychodiagnostic, statistical, methods of analysis of empirical data. The ascertaining study was carried out with two groups: with disorders of the musculoskeletal disorders and without violations of the musculoskeletal disorders (the total number of participants was 60 people). Diagnostic tools: questionnaire «Adaptability» (A.G. Maklakov, S.V. Chermyanin), Freiburg personality questionnaire (modified by A.A. Krylov, T.I. Ronginskaya), «Style of self-regulation of behavior» (V.I. Morosanov), «Test of resilience» (S. Maddy, adaptation by DA Leontiev). Statistical data processing was carried out using the following criteria: Mann-Whitney U-test, Wilcoxon T-test using SPSS Statistics 19. It was revealed that persons with acquired disorders of musculoskeletal disorders are characterized by low adaptive abilities, an increased level of neuropsychic stress. Characterized by an insufficient level of self-regulation, the ability to consciously plan activities. It is determined that resilience is characterized by low involvement, insufficient ability to overcome life difficulties. It is shown that a personal factor that enhances maladjustment is low contact, emotional tension when interacting with others. The proposed program of psychological assistance to persons with disorders of the musculoskeletal system helps to overcome passivity, alienation; the formation of independence, responsibility, an active life position, a system of value orientations, strengthening of social position, and, ultimately, successful social adaptation.

Full Text

Введение

В современной мире возрастает количество лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата (ОДА). Внезапность физических травм, приведших к нарушению физического здоровья, несет сама по себе травмирующий эффект, сопровождается переживанием целого комплекса психологических состояний, ведет к изменениям в эмоциональной, поведенческой и когнитивной сферах. Так, например, А.В. Гольцов, С.В. Шмелева считают, что для лиц с нарушениями ОДА характерно проявление социально-психологической дезадаптации, основными причинами которой являются болезнь и изменившийся социальный статус, связанный с физической травмой [1].

По мнению З.М. Сабанова [2], Л.В. Токарской, К.А. Поляковой [3], физическая травма воспринимается людьми с приобретенными нарушениями ОДА как стресс, горе, кризис, представляет угрозу жизни, а также физическому и психическому здоровью.

Т.Н. Разуваева, Ю.Н. Гут, А.В. Локтева, Е.П. Пчелкина по результатам исследования определили, что для лиц с приобретенными нарушениями ОДА характерны повышенная ранимость, обидчивость, уязвимость, чувство неполноценности, заниженная самооценка, сложности в принятии решений, что усложняет процесс интеграции в социуме. Жизнестойкость характеризуется недостаточной вовлеченностью, свойственен низкий уровень самоактуализации, произвольной саморегуляции, способности к осознанному планированию [4].

По мнению В.И. Моросановой [5], О.А. Конопкина [6], осознанная постановка и достижение субъектом поставленных целей совершаются за счет механизмов саморегуляции.

Актуальность исследования обусловлена важностью изучения реабилитационного потенциала личности. Эффективность реабилитационных мероприятий зависит от реакции человека на происходящие с ним перемены, от личностных особенностей, преобладающих механизмов преодоления стрессовых ситуаций.

  1. Обзор литературы

Психологические особенности людей с приобретенными нарушениями ОДА рассматривались многими учеными. А.А. Дарган [7], В.З. Кантор [8], М.Е. Пермякова, Е.А. Леонтьева [9], Т.И. Бонкало, А.В. Гольцов, С.В. Шмелева [10] утверждают, что после физической травмы у человека происходят кардинальные изменения, ломаются прежние социальные связи, отношения, актуальные возможности личности не всегда соответствуют ожиданиям окружающих, происходят изменения временной перспективы, будущее кажется неопределенным, цели — размытыми, настоящее оценивается в контексте физических ограничений. Все это способствует нарастанию психоэмоционального напряжения, повышению агрессивности, снижению общительности, уверенности в своих возможностях, формированию чувства изоляции.

В.Б. Никишина, Е.А. Петраш отмечают, что нарушения ОДА рассматриваются в контексте психотравмирующего фактора и приводят к нарушению идентичности [11].

Индивидуально-психологические особенности лиц с приобретенными нарушениями ОДА интересовали и зарубежных ученых (L. Li, D. Moore [12], K. Murphy, A. Cooney, E.O. Shea, D. Casey [13]), которые считали, что процесс реабилитации зависит от многих факторов, способствующих либо препятствующих интеграции медицинского, психологического, социального сопровождения.

D. Koller, M.L. Pouesard, J.A. Rummens [14], Y. Cheng, S.-Y. Luo, H.-C. Lin, C.-S. Yang [15], S. Eden, S. Romi, E. Braun Aviyashar [16] проводили исследования психологических особенностей лиц разных возрастных групп с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пришли к выводу, что в большинстве случаев как для детей, так и для взрослых характерно переживание тревоги, одиночества, отчуждения.

Е.Ю. Клочко [17], Т.А. Орусбаева [18], С.В. Шмелева, А.В Гольцов [19] отмечают, что ограничение активности, трудности в общении ведут к повышению агрессивности, ранимости, замкнутости, а также потере уверенности в себе, чувству ненужности.

  1. Материалы и методы

В исследовании применялись следующие психодиагностические методики: опросник «Адаптивность» (А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин), Фрайбургский личностный опросник (в модификации А.А. Крылова, Т.И. Ронгинской), «Стиль саморегуляции поведения» (В.И. Моросанова), «Тест жизнестойкости» (С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева).

Основную группу составили 30 человек мужского пола 25–40 лет с приобретенными нарушениями ОДА: травматическая болезнь спинного мозга (ТБСМ) (76,7 %); ортопедическая травма (10,0 %); полиневрит (3,3 %); последствия остеомиелита (3,3 %); осложнения после оперативного вмешательства (6,7 %). Данные респонденты имеют группу инвалидности (67,7 % — 2-я группа инвалидности, 33,3 % — 1-я группа инвалидности). В контрольную выборку вошли 30 испытуемых мужского пола, не имеющих ограниченных возможностей здоровья, в возрасте от 25 до 40 лет. Все испытуемые проживают на территории Белгородской области. Статистическая обработка данных производилась с помощью критериев: U-критерий Манна – Уитни, T-критерий Вилкоксона, факторный анализ с использованием пакета SPSS Statistics 19.

  1. Результаты исследования

По результатам проведенного исследования были обнаружены статистически значимые различия в выраженности показателей адаптационного потенциала личности (табл. 1).

 

Таблица 1

Проявление адаптивности у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без нарушений (средние значения)

Шкала

Группа с нарушениями ОДА

Группа без нарушений ОДА

U-критерий Манна – Уитни

Коммуникативные потребности

2,2

7,2

U = 109,45; p < 0,01

Нервно-психическая устойчивость

2,5

7,5

U = 104,56; p < 0,01

Моральная нормативность

4,4

5,8

Адаптивные способности

3,1

6,2

U = 98,34; p < 0,01

 

Выявлено, что респонденты с нарушениями ОДА характеризуются сниженным уровнем выраженности коммуникативных способностей, сложностями построения межличностных взаимоотношений, повышенной конфликтностью, проявлением агрессивного поведения. Показатель нервно-психической устойчивости также характеризуется более низкими значениями. Лицам с нарушениями ОДА свойственны перепады настроения, эмоциональная лабильность, преобладание депрессивного фона настроения. Их отличают более низкие адаптивные способности.

По результатам исследования жизнестойкости обнаружены различия в значениях по шкалам «Вовлеченность» и «Жизнестойкость» (p < 0,01). В группе без нарушений ОДА показатель по шкалам «Жизнестойкость» (Me = 104) и «Вовлеченность» (Me = 48) выше. Низкий уровень жизнестойкости (Me = 56) и вовлеченности (Me = 22) у лиц с нарушениями ОДА указывают на преобладание неконструктивных способов преодоления стрессовых ситуаций. Жизнестойкость характеризуется недостаточной способностью контролировать события жизни, стремлением избегать принятия решений. Им сложно выдерживать стрессовые ситуации, сохраняя при этом эмоциональную устойчивость.

Результаты изучения показателей процесса личностного развития у лиц с приобретенными нарушениями ОДА отражены в таблице 2.

 

Таблица 2

Выраженность личностных характеристик у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и без нарушений (средние значения)

Шкала

Группа с нарушениями ОДА

Группа без нарушений ОДА

U-критерий Манна – Уитни

Личностные характеристики

Невротичность

7,9

3,5

U = 93,52; p < 0,01

Общительность

4,5

6,6

U = 84,25; p < 0,01

Открытость

4,8

7,1

U = 87,71; p < 0,01

Саморегуляция поведения

Планирование

5,0

8,6

U = 103,46; p < 0,01

Самостоятельность

1,5

7,8

U = 125,76; p < 0,01

Общий уровень саморегуляции

18,0

33,0

U = 141; p < 0,01

Примечание: в таблице отображены только статистически значимые различия.

 

Для респондентов с нарушениями ОДА характерен более низкий уровень общительности, склонности к социальному взаимодействию, низкая поведенческая гибкость в построении межличностных контактов, повышенный уровень психоэмоционального напряжения. При построении модели психологической реабилитации лиц с приобретенными нарушениями ОДА одной из приоритетных задач является работа по преодолению негативных эмоциональных состояний. Лица с приобретенными нарушениями ОДА испытывают сложности при планировании деятельности, им трудно самостоятельно ставить перед собой цели, придерживаться заранее построенного алгоритма действий для решения поставленных задач.

По результатам факторного анализа данных, полученных в группе респондентов с нарушениями ОДА, определили три фактора (учитывались только факторные нагрузки выше 0,400). Процент объясняемой дисперсии факторов: 1-й — 16,47 %, 2-й — 14,91 %, 3-й — 10,94 %.

В первом факторе «Эмоциональное напряжение» наибольшую факторную нагрузку имеют такие показатели, как «Невротичность» (0,81), «Раздражительность» (0,74), «Эмоциональная лабильность» (0,68), «Нервно-психическая устойчивость» (–0,64). Этот фактор характеризуется эмоционально-дискомфортными переживаниями, связанными с инвалидизацией, наблюдается психоэмоциональное напряжение, снижение устойчивости личности к разного рода стрессовым ситуациям.

Второй фактор «Нарушение межличностных коммуникаций» представлен переменными «Застенчивость» (0,73), «Спонтанная агрессивность» (0,67), «Гибкость» (–0,52), «Вовлеченность» (–0,48). Для лиц с приобретенными нарушениями ОДА характерны сложности установления межличностных контактов, что обусловлено импульсивностью, спонтанностью проявления негативных эмоций, подозрительностью по отношению к окружающим.

Третий фактор «Дисфункция регуляторного компонента» определен такими переменными, как «Личностный адаптивный потенциал» (0,56), «Планирование» (–0,52), «Самостоятельность» (–0,45), «Жизнестойкость» (–0,41). Обнаруженная особенность указывает на то, что лица с приобретенными нарушениями ОДА испытывают сложности при планировании деятельности, им сложно выдерживать стрессовые нагрузки без снижения результативности деятельности.

По результатам первичной диагностики нами была разработана программа индивидуальной реабилитации и реадаптации на территории Белгородской области лиц с нарушениями ОДА, приобретенными во взрослом возрасте. Данная программа предполагает работу по следующим 7 направлениям:

  1. Разработка программы социально-психологической реабилитации и обоснование критериев оценки эффективности реабилитационных и реадаптационных мероприятий.
  2. Психологическая диагностика с целью выявления личностных особенностей лиц с приобретенными нарушениями ОДА.
  3. Психологическое консультирование с целью формирования мотивации на психокоррекционную работу, а также снижения показателей тревожности и психоэмоционального напряжения.
  4. Психопрофилактика — мероприятия, направленные на преодоление негативных эмоциональных, когнитивных и поведенческих проявлений.
  5. Индивидуальная психологическая коррекция.
  6. Групповые психологические тренинги (преодоление последствий стрессовых ситуаций, повышение адаптационного потенциала личности).
  7. Работа с семьей, направленная на преодоление негативных эмоциональных состояний и гармонизацию взаимоотношений в семье [20].

Методические средства реализации программы: упражнения когнитивно-поведенческого направления, арт-терапия, техники релаксации.

Результаты исследования адаптивных способностей лиц с приобретенными нарушениями ОДА после психокоррекционной программы представлены на рисунке 1.

 

Рис. 1. Проявление адаптивности у лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата после психокоррекционной программы (средние значения)

 

Как следует из рисунка 1, после психокоррекционной программы респонденты стали легче устанавливать контакт, начали проявлять большую гибкость в межличностных взаимодействиях, о чем свидетельствуют различия по шкале «Коммуникативные потребности» (T = 31; p < 0,01). По шкале «Нервно-психическая устойчивость» обнаружены достоверные различия (T = 29; p < 0,01). Респонденты стали более рационально подходить к выбору стратегий поведения в стрессовой ситуации, им свойственна большая толерантность в эмоциогенных ситуациях. Обследуемые легче стали адаптироваться к изменяющимся условиям, о чем свидетельствуют различия по шкале «Адаптивные способности» (T = 34; p < 0,01).

После реализации психокоррекционной программы выявлена положительная динамика в показателях жизнестойкости у лиц с приобретенными нарушениями ОДА. Обнаружены различия по шкалам: «Вовлеченность» (1-й замер Me = 22, 2-й замер Me = 35) (T = 21; p < 0,01), «Жизнестойкость» (1-й замер Me = 56, 2-й замер Me = 73) (T = 18; p < 0,01). Это указывает на то, что респонденты стали чаще проявлять более активную жизненную позицию, стали более последовательными в формулировании и достижении целей, временная перспектива характеризуется большей наполненностью событиями и положительным восприятием.

Результаты исследования личностных характеристик представлены в таблице 3.

 

Таблица 3

Выраженность личностных характеристик у испытуемых с нарушениями ОДА после психокоррекционной программы (средние значения)

Шкала

Первичная диагностика

Контрольная диагностика

T-критерий Вилкоксона

Личностные характеристики

Невротичность

7,9

3,7

T = 13,5; p < 0,01

Общительность

4,5

6,3

T = 14,7; p < 0,01

Открытость

4,8

6,9

T = 11,9; p < 0,01

Саморегуляция поведения

Планирование

5

6,8

T = 4,5; p < 0,01

Самостоятельность

1,5

5,3

T = 8,7; p < 0,01

Общий уровень саморегуляции

18

27

T = 28,4; p < 0,01

Примечание: в таблице отображены только статистически значимые различия.

 

Исходя из полученных результатов обнаружены различия по шкале «Невротичность». Это указывает на то, что лица с нарушениями ОДА стали эмоционально спокойнее, менее склонны к переживанию страха и тревоги. Выявленные различия по шкале «Общительность» и «Открытость» указывают на то, что они стали более открытыми во взаимодействии с окружающими. Лица с нарушениями ОДА стали более четко планировать свою деятельность, ставить реалистичные, достижимые цели, самостоятельно определять алгоритм действий и следовать ему, их цели стали более иерархичными и устойчивыми, они стали проявлять гибкость в поведении.

По результатам факторного анализа данных, полученных в группе у респондентов с нарушениями ОДА после психокоррекционной программы, определили три фактора (учитывались только факторные нагрузки выше 0,400). Процент объясняемой дисперсии факторов: 1-й — 17,05 %, 2-й — 16,52 %, 3-й — 13,94 %.

В первом факторе «Эмоциональное благополучие как фактор психического здоровья» наибольшую факторную нагрузку имеют такие показатели, как «Уравновешенность» (0,84), «Личностный адаптационный потенциал» (0,78), «Эмоциональная лабильность» (0,67), «Раздражительность» (–0,57). Этот фактор характеризуется эмоциональной стабильностью, более толерантным отношением к окружающим.

Второй фактор «Социальная поддержка» включает переменные «Общительность» (0,69), «Гибкость» (0,55), «Коммуникативный потенциал» (0,51), «Реактивная агрессивность» (–0,43). Лица с приобретенными нарушениями ОДА стали более ориентированными на взаимодействие с другими людьми, в меньшей степени стали использовать поведенческие штампы. Характерны ориентированность на межличностные контакты с окружающими, ожидание внимания, совета.

Третий фактор «Жизнестойкость как личностный ресурс» представлен переменными «Жизнестойкость» (0,71), «Вовлеченность» (0,66), «Планирование» (0,57), «Оценивание результатов» (0,46), «Депрессивность» (–0,41). Обнаруженная особенность указывает на то, что лица с приобретенными нарушениями ОДА стали успешнее справляться со стрессовыми ситуациями, демонстрировать устойчивость к эмоциогенным факторам. Это особенно важно для сохранения оптимальной работоспособности, активности и, самое главное, психологического здоровья.

Обсуждение и заключение

По результатам исследования определили, что лицам с приобретенными нарушениями ОДА свойственны низкий адаптационный потенциал личности, повышенный уровень психоэмоционального напряжения, недостаточный уровень саморегуляции, способности к осознанному планированию деятельности. Целью психологической реабилитации лиц с приобретенными нарушениями ОДА является содействие их личностному росту, повышение качества жизни, успешная социальная интеграция, что подразумевает формирование адаптивных установок личности, психологическую готовность к изменениям, снижение психоэмоционального напряжения, понимание своих целей, преодоление пассивности, отчужденности; формирование самостоятельности, ответственности, активной жизненной позиции. По результатам реализации модели психологической реабилитации лиц с приобретенными нарушениями опорно-двигательного аппарата оказалось возможным повлиять на социальную позицию личности, а также способствовать формированию ценностной системы, что в итоге способствует успешной адаптации лиц с приобретенными нарушениями ОДА в социуме.

×

About the authors

Tatyana N. Razuvaeva

Belgorod National Research University

Email: razuvaeva@bsu.edu.ru

Dr. Psych. Sci., Professor, Head of General and Clinical Psychology Department, Pedagogical Institute

Russian Federation, Belgorod

Anna V. Lokteva

Belgorod National Research University

Author for correspondence.
Email: afanasjeva@bsu.edu.ru
ORCID iD: 0000-0002-7937-6216

Cand. Psych. Sci., Associate Professor of General and Clinical Psychology Department, Pedagogical Institute

Russian Federation, Belgorod

Julia N. Gut

Belgorod National Research University

Email: gut.julya@yandex.ru

Cand. Psych. Sci., Associate Professor of General and Clinical Psychology Department, Pedagogical Institute

Russian Federation, Belgorod

Eugenia P. Pchelkina

Belgorod National Research University

Email: pchelkina@bsu.edu.ru

Cand. Social. Sci., Associate Professor of General and Clinical Psychology Department, Pedagogical Institute

Russian Federation, Belgorod

References

  1. Gol’cov A.V., Shmeleva S.V. Obraz fizicheskogo «Ya» kak faktor adaptivnogo resursa lichnosti invalidov s porazheniem oporno-dvigatel’nogo apparata [The image of the physical «I» as a factor of the adaptive resource of the personality of disabled people with a lesion of the musculoskeletal system]. // Chelovecheskij kapital. 2017. Vol. 3. No. 99. Рр. 102–103.
  2. Sabanov Z.M. Problemy kompleksnoj social’noj reabilitacii i puti ee resheniya [Problems of complex social rehabilitation and ways of its solution]. // Nauka i studia. 2016. Vol. 6. Рр. 153–156.
  3. Tokarskaya L.V., Polyakova K.A. Osobennosti zhiznestojkosti podrostkov s narusheniyami oporno-dvigatel’nogo apparata [Features of the resilience of adolescents with disorders of the musculoskeletal system]. // Chelovek v usloviyah neopredelennosti: sbornik nauchnyh trudov nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. V 2 t. Samarskij gosudarstvennyj tekhnicheskij universitet; pod red. E.V. Bakshutovoj, O.V. Yusupovoj, E.Yu. Dvojnikovoj. Samara, 2018. Рр. 242–249.
  4. Razuvaeva T.N., Gut Yu.N., Lokteva A.V., Pchelkina E.P. Psihologicheskoe soprovozhdenie lits s narusheniyami oporno-dvigatel’nogo apparata, priobretennymi vo vzroslom vozraste: Ucheb.-metod. posobie [Psychological support of persons with disorders of the musculoskeletal system acquired in adulthood: An educational and methodological guide]. Belgorod, BelGU Publ., 2018. 200 p.
  5. Morosanova V.I. Lichnostnye aspekty samoregulyacii proizvol’noj aktivnosti cheloveka [Personal aspects of self-regulation of any activity]. // Psihologicheskij zhurnal. 2002. Vol. 6. Рр. 5–17.
  6. Konopkin O.A. Psihologicheskie mekhanizmy regulyacii deyatel’nosti [Psychological mechanisms of regulation activities]. Moscow, Lenand Publ., 2011. 320 p.
  7. Dargan A.A. Otrazhenie determinirovannosti social’nogo samochuvstviya i social’noj mobil’nosti lyudej s invalidnost’yu [Reflection of the determinism of social well-being and social mobility of people with disabilities]. // Vestnik Severo-Kavkazskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. 2017. Vol. 2. No. 27. Рр. 162–167.
  8. Kantor V.Z. Inklyuzivnoe vysshee obrazovanie: special’nye sredovye usloviya obucheniya studentov-invalidov v vuze [Inclusive higher education: special environmental conditions for teaching disabled students in higher education]. // Psihologo-pedagogicheskie issledovaniya. 2019. Vol. 11. No. 3. Рр. 44–56.
  9. Permyakova M.E., Leont’eva E.A. Motivaciya k reabilitacii i ee korrelyaty u pacientov s travmami oporno-dvigatel’nogo apparata. Chast’ 1 [Motivation for rehabilitation and its correlates in patients with injuries of the musculoskeletal system. Part 1]. // Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Ser. I. Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury. 2019. Vol. 25. No. 2 (186). Рр. 149–155.
  10. Bonkalo T.I., Gol’cov A.V., Shmeleva S.V. Osobennosti psihologicheskoj adaptacii invalidov s pozdnim porazheniem oporno-dvigatel’nogo apparata [Features of psychological adaptation of disabled people with late lesion of the musculoskeletal system]. // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. 2016. Vol. 4. Рр. 11–12.
  11. Nikishina V.B., Petrash E.A. Biologicheskaya obratnaya svyaz’ kak tekhnologiya adaptacii k ispol’zovaniyu protezov pri amputacii nizhnih konechnostej [Biological feedback as a technology of adaptation to the use of prostheses in lower limb amputation]. // Kurskij nauchno-prakticheskij vestnik «Chelovek i ego zdorov’e». 2017. Vol. 2. Рр. 135–144.
  12. Li L., Moore D. Acceptance of disability and its correlates. // Journal of Social Psychology. 2008. Vol. 138. Рр. 13–25.
  13. Murphy K., Cooney A., Shea E.O., Casey D. Determinants of quality of life for older people living with a disability in the community. // Journal of Advanced Nursing. 2009. Vol. 65. No. 3. Рр. 606–615.
  14. Koller D., Pouesard M.L., Rummens J.A. Defining Social Inclusion for Children with Disabilities: A Critical Literature Review. // Children and Society. 2018. Vol. 32. No. 1. Рр. 1–13.
  15. Cheng Y., Luo S.-Y., Lin H.-C., Yang C.-S. Investigating mobile emotional learning for children with autistic spectrum disorders. // International Journal of Developmental Disabilities. 2018. Vol. 64. No. 1. Рр. 25–34.
  16. Eden S., Romi S., Braun Aviyashar E. Being a parent’s eyes and ears: emotional literacy and empathy of children whose parents have a sensory disability. // Journal of Research in Special Educational Needs. 2017. Vol. 17. No. 4. Рр. 257–264.
  17. Klochko E.Yu. Zhizn’ bez bar’erov: o perspektivah i izmeneniyah v polozhenii detej s invalidnost’yu i invalidov s detstva [Life without barriers: about prospects and changes in the situation of children with disabilities and disabled people since childhood]. // Psihologicheskaya nauka i obrazovanie. 2016. Vol. 21. No. 1. Рр. 94–107.
  18. Orusbaeva T.A. Osobennosti obucheniya i vospitaniya detej doshkol’nogo vozrasta s narusheniyami oporno-dvigatel’nogo apparata [Features of training and education of preschool children with disorders of the musculoskeletal system]. // Aktual’nye problemy gumanitarnyh i estestvennyh nauk. 2016. Vol. 7–2. Рр. 104–107.
  19. Shmeleva S.V., Gol’cov A.V. Osobennosti obraza fizicheskogo «Ya» u invalidov s porazheniem oporno-dvigatel’nogo apparata [Features of the image of the physical «I» in disabled people with damage to the musculoskeletal system]. // Uchenye zapiski Rossijskogo gosudarstvennogo social’nogo universiteta. 2016. Vol. 15. No. 3 (136). Рр. 87–95.
  20. Razuvaeva T., Gut Y., Lokteva A., Pchelkina E. The problem of psychological rehabilitation of persons with disorders of the musculoskeletal system acquired in adulthood. // Behavioral Sciences. 2019. Vol. 9. No. 1. Рр. 133–138.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. Fig. 1. Manifestation of adaptability in persons with disorders of the musculoskeletal system after a psychocorrectional program (average values)

Download (116KB)

Copyright (c) 2021 Razuvaeva T.N., Lokteva A.V., Gut J.N., Pchelkina E.P.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies