Том 14, № 2 (2017)

Статьи

Инновационные технологии в образовательном процессе: тенденции, перспективы развития

Агеенко Н.В., Дорофеева Д.Д.

Аннотация

Актуализируется необходимость внедрения инновационных образовательных технологий с целью повышения эффективности процесса обучения. Решению данной проблемы способствует создание виртуального образовательного пространства. С целью доказательства актуальности использования данного метода было рассмотрено применение VR-моделей как нового направления в индустрии современных технологий и приведены статистические данные различных зарубежных и российских консалтинговых компаний. Дается анализ развития российского рынка VR-технологий по трем сегментам: high-level, middle-level, low-level, который приводит к выводу о динамике и перспективах его развития. Выделяются преимущества использования данной информационной технологии, способствующей полному погружению в профессиональную среду. Авторы приходят к выводу о целесообразности использования технологий виртуальной реальности в образовательном процессе.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):6-15
pages 6-15 views

Некоторые проблемы концептуализации мира средствами естественного языка

Журавлёв А.П.

Аннотация

Рассматриваются некоторые проблемы, связанные с концептуализацией мира средствами естественного языка. Анализируется роль концептуализации в процессе познания и описания мира, а также влияние индивидуальных особенностей мышления на процесс концептуализации и репрезентации концептов средствам естественного языка. Одной из причин возникновения этих проблем является не всегда четкое определение понятия «концепт» в работах лингвистов-когнитологов, а также разница в значениях этого понятия в ряде дисциплин, смежных с когнитивной лингвистикой. Другой причиной являются лингвокультурные различия индивидов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):16-24
pages 16-24 views

К вопросу об оптимизации профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе

Зябочкина А.П., Лабзина П.Г.

Аннотация

Оценивается значимость изучения иностранных языков в эпоху глобализации. Современному специалисту необходимо владеть несколькими языками, чтобы применять мировые инновации и не отставать от прогресса. Также рассматривается существующее традиционное обучение иностранным языкам и выявляются его недостатки. Их анализ показывает необходимость применения языковой среды как наиболее эффективного средства обучения другим языкам. Рассматриваются свойства и возможности применения виртуальной реальности в качестве образовательной среды. Предлагается использование компьютерной виртуальной реальности взамен дорогого обучения в реальной языковой среде. Анализируются положительные стороны применения виртуальной реальности в сфере лингвистического образования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):25-33
pages 25-33 views

Использование современных технологий развития личности для повышения стрессоустойчивости, профилактики профессионального выгорания и развития творческих способностей преподавателя вуза

Калинина Л.В.

Аннотация

Современная реальность ежесекундно создает стрессовые ситуации. Чтобы выжить и нормально функционировать, человеку необходимо обладать навыками преодоления стрессовых ситуаций. Данная работа знакомит с некоторыми технологиями развития личности, которые используются в современной психологии для повышения стрессоустойчивости, помогают разобраться в себе и способствуют личностному развитию. Профессия преподавателя (не только вуза, но и средней школы) наряду с профессиями врача, военнослужащего, полицейского и т. п. относится к такому роду деятельности, который особо подвержен профессиональному выгоранию. Это явление чаще всего возникает потому, что представители данных профессий особенно подвержены стрессу.Краткий обзор трудов ведущих специалистов в области когнитивной психологии, НЛП и нейротрансформинга, представленный в данной работе, может способствовать преодолению личностных и профессиональных кризисов не только у преподавателей, но и у представителей других профессий, которые находятся в зоне психологического риска.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):34-44
pages 34-44 views

Показатели и критерии оценки сформированности компетенций у бакалавров по направлению 51.03.02 «народная художественная культура» в контексте фгос 3+

Карникова О.П.

Аннотация

Модернизация системы профессиональной подготовки выдвигает новые требования к оценке качества результатов образования. В связи с внедрением проектов новых образовательных стандартов появляется необходимость анализа вносимых ими изменений. Статья посвящена рассмотрению образовательных стандартов профессиональной подготовки бакалавров по направлению 53.03.02 «Народная художественная культура». Основной целью данной статьи является рассмотрение изменений, вносимых в образовательный процесс ФГОС 3+. В работе раскрываются показатели и критерии оценки сформированности общепрофессиональных и профессиональных компетенций, фонд оценочных средств для проведения аттестаций по дисциплине «Теория и методика этнокультурного образования». Практическая значимость статьи заключается в том, что представленный в ней материал может оказать помощь преподавателям в обновлении рабочих программ по дисциплинам в контексте реализации стандартов нового поколения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):45-55
pages 45-55 views

Проверка качества педагогического теста по высшей математике по теме «теория функции комплексной переменной»

Лиманова Л.В.

Аннотация

Данная работа посвящена исследованию качества педагогического теста по теме«Теория функции комплексной переменной» курса высшей математики, который используется для проверки знаний студентов на втором курсе СамГТУ. Для этого оценивались степень трудности каждого задания, вариация тестовых заданий и одна из основных характеристик теста - надежность. Для вычисления коэффициента надежности применялись формула KR-20 (по вариации тестовых заданий), формула Спирмена - Брауна и формула, которая использует средний коэффициент корреляции всех заданий между собой. Результаты исследований показали, что для повышения качества теста необходимо либо увеличить число заданий в соответствии с формулой кратности, либо изменить некоторые задания.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):56-65
pages 56-65 views

Анализ и оценка валидности теста «теория функций комплексной переменной»

Муратова Л.А.

Аннотация

Проводится анализ качества теста «Теория функций комплексной переменной». Оценивается валидность теста по нормальному распределению, по содержанию, по различающей способности. Вид и пропорции кривой распределения набранных баллов свидетельствуют в пользу нормального распределения. Тест достаточно полно и глубоко отражает изучаемый материал, что позволяет сделать вывод о его содержательной валидности. Для проверки качества теста по различающей способности найдены две числовые характеристики для каждого задания: точечный бисериальный коэффициент и коэффициент дискриминативности. Последующий анализ показал, что только два задания не удовлетворяют одному из условий качественности. При этом критической точкой считалось среднее значение среди тех, что предлагают разные авторы. После анализа содержания заданий предлагается одно из них переработать, а другое сохранить.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):66-73
pages 66-73 views

Использование технологий виртуальной реальности в игровом методе обучения иностранным языкам

Нуртдинова Л.Р., Богачёв И.А.

Аннотация

Рассматривается вопрос целесообразности применения игрового метода обучения иностранному языку с использованием виртуальной реальности. Средства виртуальной реальности все активнее внедряются в различные сферы человеческой жизни, в том числе и в образовательную среду. В связи с этим авторами статьи объясняется понятие виртуальной реальности и ее технологий, которые позволяют оптимизировать все сферы человеческой деятельности, в том числе и обучение иностранным языкам. В статье перечисляются основные возможности виртуальной реальности применительно к образовательному процессу. Также проводится анализ игровой формы обучения, приводятся ее основные характеристики. Авторы приходят к выводу, что средства виртуальной реальности служат прекрасным дополнением к игровому методу обучения, позволяя учащемуся погружаться в языковую среду, эффективно практиковать имеющиеся знания и максимально быстро осваивать новый материал.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):74-81
pages 74-81 views

К вопросу об академической активности студентов при самостоятельном изучении разделов курса высшей математики

Павлова И.Н.

Аннотация

В век развитых информационных технологий и в условиях требований ФГОС разработка и внедрение электронных методических комплексов становятся особенно актуальными. C целью повышения эффективности внеаудиторной самостоятельной работы студентов при подготовке к занятиям и различным видам контроля (экзамену, зачету, промежуточным контрольным тестам и т. д.) на сайте кафедры ВМ и ПИ создан раздел «Обучающимся». В статье рассматриваются и анализируются данные статистического анализа посещаемости сайта ВМ и ПИ как результат активизации самостоятельной работы студентов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):82-88
pages 82-88 views

Использование мнемотехники при изучении иностранного языка

Ревина Е.В.

Аннотация

Рассматривается необходимость поиска эффективных способов запоминания, продиктованная требованиями современного общества. Подчеркивается культурная и экономическая потребность в быстром и эффективном овладении иноязычным общением. Прослеживается целесообразность использования новых методов, позволяющих быстро и эффективно запоминать новую информацию. Особое внимание автор уделяет высокой мотивации учащихся. Обосновывается идея о том, что акцент следует делать на непроизвольном запоминании, которому способствует использование мнемотехнических приемов, а также атмосфера эмоционального подъема на занятиях. Целью статьи является решение проблемы поиска методов и средств интенсификации процесса запоминания новой информации. Один из способов решения данной проблемы автор видит в использовании мнемотехнических приемов. Опираясь на анализ взглядов исследователей на проблему интенсификации работы памяти, автор подчеркивает, что усвоение нового материала зависит и от личного вклада обучаемых (создание собственных ассоциаций, рифмовок, историй). В качестве исследовательской задачи автором предпринята попытка рассмотреть приемы мнемотехники и показать опыт работы с ними. На основании исследования автор приходит к выводу, что эффективно внедрение той техники запоминания, которая сочетает в себе разные виды памяти. Проблема рационального использования мнемотехнических приемов представлена в разработке программы их применения на уроках немецкого языка.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):89-95
pages 89-95 views

Профессионально ориентированный подход в изучении раздела «интегральное исчисление» при подготовке специалистов экономического профиля

Спиридонова Н.В.

Аннотация

Математика - фундамент технического образования, и в практической деятельности любого специалиста она призвана решать профессиональные задачи. Поэтому математическую подготовку в техническом университете необходимо направлять на формирование математической компетенции студентов в соответствии с их квалификацией, и делать это рационально на профессионально ориентированных примерах. В статье показано и обосновано практическое использование раздела математического анализа «Интегральное исчисление» для решения экономических задач.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):96-103
pages 96-103 views

Разработка учебно-методических комплексов для самостоятельной работы студентов

Шимаров А.И.

Аннотация

Рассматривается активизация самостоятельной работы будущих специалистов высшего звена. Уделяется внимание организации работы студентов на базе специализированного учебно-методического комплекса с точки зрения повышения эффективности образовательного процесса.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2017;14(2):104-110
pages 104-110 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах