To the question of academic activity of students at the self-studying of the sections of the course of higher mathematics


Cite item

Abstract

In the age of developed information technologies and taking into account the requirements of Federal State Educational Standards, the development and implementation of electronic methodological complexes is particularly relevant. In order to improve the effectiveness of out-of-class independent work of students in preparing for classes and various kinds of control (exam, test, intermediate control tests, etc.), the section "learners" was created on the website of the department of VM and PI. The article reviews and analyzes the statistical analysis of the attendance of the site VM and PI as a result of activation of independent work of students.

Full Text

На сегодняшний день оптимизация самостоятельной работы студентов (СРС) в условиях информатизации образования и ограниченного количества учебных часов, отводимых на изучение высшей математики в техническом вузе, становится по сути одной из важнейших задач повышения эффективности обу- чения в вузе. Особая роль СРС в образовательном процессе современного вуза определяется изменением доли аудиторных занятий в общей трудоемкости дис- циплины: более 60 % времени на овладение профессиональной образовательной программой отводится на СРС [1]. Несоответствие между объемом знаний, уме- ний и навыков, которые должен освоить студент, и отводимым на эту работу временем заставляет преподавателей искать эффективные способы организации самостоятельной работы студентов по освоению дисциплины, которые позволи- ли бы избежать снижения качества подготовки специалиста, с одной стороны, а с другой - способствовали бы повышению степени и качества восприятия учеб- ной информации, а также помогли бы увеличить познавательную активность студентов [2]. Ведь знания, умения и навыки, полученные студентами в процес- се аудиторных занятий и самостоятельно из различных источников информации, являются одной из конечных целей обучения в высшем учебном заведении. По- этому актуальной становится методически правильно организованная самостоя- тельная работа студентов начиная с первого дня занятий в вузе [3]. В настоящее время в условиях стремительного развития информаци- онных технологий, и в частности глобализации системы «Интернет», целесо- образно как можно шире ее использовать его просторы для более качествен- ной организации СРС. Интернет сегодня - это информационная среда, которую ежедневно посеща- ют миллионы пользователей, и их количество с каждым днем все растет. Свобод- ный доступ к информации в сети Интернет формирует единое информационное пространство, где всем предоставляются равные возможности доступа к инфор- мационным ресурсам [4]. Но стоит отметить, что при поиске необходимой учеб- ной информации студенты зачастую сталкиваются со следующими трудностями: При большом разбросе информации в сети или избытке информа- ции по необходимой теме студент не может выделить «главную мысль», что обусловлено зачастую недостаточными знаниями по предмету. Следствием того является сложность компоновки найденной информации. Большинство ресурсов, предоставляющих учебно-методическую и профессионально ориентированную литературу, - платные (платное скачивание нужной информации, а если бесплатное - то неполный про- смотр темы или принудительная подписка на рассылки рекламы на элек- тронную почту и т. д.). Зачастую проблемой становится банальное отсутствие навыка по- иска нужной информации. При огромном массиве знаний, которые должен усвоить студент по всем дисциплинам конкретной специальности, у него может быть просто недостаточно времени на поиск информации и т. д. В связи с перечисленными особенностями и актуальностью разработки и внедрения электронных учебно-методических комплексов, а также требо- ваниями, предъявляемыи ФГОС, кафедрой ВМиПИ с целью эффективного дидактического обеспечения и организации планомерной СРС был создан электронно-методический ресурс, который доступен на сайте кафедры. В помощь студентам на сайте создан раздел «Обучающимся», который состоит из семи вкладок: Аннотации к рабочим программам. Учебно-методические издания. Вопросы к зачетам и экзаменам. Бланки заданий. Учебный график преподавателей. График консультаций. Информационные ресурсы [5]. Данный раздел сайта направлен на повышение эффективности СРС. В этом разделе представлены учебно-методические пособия, изданные на кафедре. Они распределены по семестрам обучения и по разделам, изу- чаемым по высшей математике в данный период. Представленные материалы отражают теоретические и практические основы курса, содержат множество практических примеров, задания для самоконтроля, а также расчетно- графические работы. Все материалы соответствуют рабочим программам по предмету и по профилям факультетов [2]. Разработаны 8 контрольных работ «проверь себя» (с ответами). 5 из них разработаны в соответствии с программой курса высшей математики в первом семестре и 3 - в соответствии с программой курса во втором семестре (по интегральному исчислению, рядам и дифференциальным уравнениям). Выполнение этих работ предполагает подготовку студентов к различным ви- дам контроля: текущему, рубежному, итоговому и др. Кроме этого представ- лены примеры вопросов к экзамену по математике и информатике. Также доступны 10 тренировочных тестов для подготовки к различным видам кон- троля, разработанные в соответствии с программой каждого факультета и распределенные по семестрам. Кроме того, доступно расписание занятий преподавателей кафедры. В разделе «Информационные ресурсы» представлен список методиче- ских пособий, которые доступны для ознакомления в НТБ СамГТУ и в элек- тронном ресурсе НТБ СамГТУ. Методическое обеспечение библиотеки сайта постоянно пополняется и совершенствуется. Опираясь на данные с сайта Google Analytics, можно сказать, что элек- тронные учебно-методические материалы, представленные в разделе «Обучаю- щимся», востребованы студентами. По аналитическим данным с данного ресур- са, в данном учебном году, в период с 1 сентября 2016 г. по 7 мая 2017 г., сайт посетили 3979 пользователей, совершив при этом 5060 сеансов, была просмот- рена 10781 страница, из них 8360 - уникальные просмотры страниц (то есть страницы были просмотрены впервые). Около 60 % от общего числа просмот- ренных страниц были просмотрены в разделе «Обучающимся». 77,98 % от об- щего числа пользователей ознакомились с сайтом впервые. Возрастные категории посетителей: 18-24 года - 25,5 % от общего числа посетителей, 25-34 года - 33,5 %, 35-44 года - 15,5 %, 45-54 года - 12,5 %, 55-64 года - 5,5 %. Доступ к сети Интернет «вне аудитории» в век развитых информацион- ных технологий имеет огромное число студентов. Из 5060 сеансов за указанный период 3173 (62,71 %) были совершены со стационарных компьютеров, 1655 (32,71 %) - с различных мобильных телефонов, 232 (4,58 %) - с планшетов. Рассмотрим данные о количестве сеансов и просмотренных страниц по месяцам. В каждом месяце, начиная с сентября по январь, количество сеансов было не менее 500. Наибольшее количество сеансов наблюдалось в декабре- январе. В декабре (в предсессионный месяц) было совершенно 839 сеансов 710 пользователями, 1677 страниц было просмотрено. Пик активности поль- зователей приходится на сессионный месяц - январь, когда было совершено 1289 сеансов 1091 пользователем, 2408 страниц просмотрено. В феврале- апреле, после зимней сессии, произошел спад активности пользователей - в среднем 400 сеансов в каждом месяце. Если рассматривать по дням данного периода с сентября по май, то интересен тот факт, что не было ни одного дня с «нулевым» посещением сайта. Если рассматривать местоположение пользователей, то самое большое число сеансов было совершено из России - 4447 (87,89 %). Из Украины - 170 (3,36 %), из США - 94 (1,86 %), из Казахстана - 59 (1,17 %), из Белоруссии - 56 (1,11 %). Из остальных стран (помимо перечисленных их 32) - менее 1 % сеансов. Самое большое количество сеансов было зарегистрировано из Самары - 1686 (33,32 %) сеансов, 1197 (30,3 %) новых пользователей. Из Уфы - 553 (10,93 %) сеансов и 393 (9,95 %) новых пользователей, из Новокуйбышевска - 294 (5,81 %) и 167 (4,23 %) соответственно, из Москвы - 284 (5,61 %) и 25 (6,5 %), из Санкт-Петербурга - 228 (4,51 %) и 136 (3,44 %), из Тольятти - 88 (1,74 %) и 71 (1,8 %), из Краснодара - 71 (1,4 %) и 65 (1,65 %), из Новосибирска - 69 (1,36 %) и 52 (1,32 %), из Нижнего Новгорода - 62 (1,23 %) и 51 (1,29 %), из Екатеринбурга - 61 (1,21 %) и 56 (1,42 %), из Воронежа - 51 (1,01 %) и 44 (1,11 %), из Чапаевска - 50 (0,99 %) и 42 (1,06 %) соответственно. Из остальных городов, а их было 316, - менее 1 % сеансов и посещений. Таким образом, с одной стороны, можно сказать, что сайт кафедры ВМ и ПИ, и в частности раздел «Обучающимся», востребован у пользователей, а с другой стороны - по результатам анкетирования студентов «Востребован- ность и оценка сайта кафедры ВМ и ПИ СамГТУ», проведенного в первом семестре этого учебного года, выяснилось, что сайтом кафедры пользовались лишь 35,27 % опрошенных (часто - 1,94 %, иногда - 33,33 %). Остальные 64,73 % не пользовались данным ресурсом. Причины, по которым студенты не пользовались сайтом кафедры ВМ и ПИ, были указаны следующие: «Мне достаточно информации, полученной на лекциях и практических занятиях, в учебной литературе» - 44,91 % опро- шенных; «Не знал о его существовании» - 49,1 %. Получается, что более по- ловины респондентов недостаточно информированы о наличии данного сай- та. И так как основную информацию в вузе студенты получают от преподава- тельского состава, можно говорить о том, что преподаватели не акцентируют должным образом внимание на важности данного ресурса. Резюмируя вышеприведенные данные, можно сделать вывод о не- обходимости с первых дней обучения в вузе информировать студентов о наличии и методическом наполнении сайта кафедры ВМ и ПИ. Тем са- мым можно ожидать увеличения числа пользователей, которые воспол ь- зуются учебно-методическими материалами, представленными в разделе «Обучающимся», что, несомненно, повысит эффективность самостоя- тельной работы студентов. Помимо рекомендации преподавателям доно- сить до студентов информацию о наличии сайта необходимо разработать памятки с указанием его электронного адреса и списком учебно - методических материалов, представленных на нем в помощь студентам. А также необходимо постоянно совершенствовать и дополнять методиче- ское наполнение сайта [5]. В заключение стоит отметить, что применение информационных технологий становится неотъемлемой частью образовательного проце с- са, оно позволяет его усовершенствовать и значительно повысить его эффективность. А планомерная организация работы по активизации са- мостоятельной деятельности студентов с использованим современных средств обучения является неотъемлемым условием эффективности этой деятельности.
×

About the authors

Irina N. Pavlova

Samara State Technical University

Email: inp-63@mail.ru
Lecturer of Higher Mathematics and Applied Informatics Department. 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Льноградская О.И., Клячкина Н.Л. Самостоятельная работа - одно из условий профессиональной подготовки // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 72-78.
  2. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Статистический анализ академической активности студентов при самостоятельном изучении разделов курса высшей математики // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 1(19). - С. 119-122.
  3. Павлова И.Н., Евдокимов М.А. Повышение качества обучения путем совершенствования самостоятельной работы студентов // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2012. - № 1(17). - С. 145-150.
  4. Вильданов А.Р., Жаксыбаева Г.Д. Самостоятельная работа студента посредством Интернета // Личность, семья, общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по. матер. XIV междунар. науч.-практ. конф. Ч. I. - Новосибирск: СибАК, 2012. - С. 100.
  5. Павлова И.Н., Спиридонова Н.В. Мониторинг организации самостоятельной работы студентов посредством ее дидактического обеспечения // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого- педагогические науки. - 2016. - № 4(32). - С. 55-63.

Copyright (c) 2017 Pavlova I.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies