To the question of optimization of professional foreign language teaching in a technical university


Cite item

Abstract

The article assesses the importance of foreign language learning in the era of globalization. The modern specialist must be proficient in several languages, to apply a global innovation and keep up with progress. Also the existing traditional teaching of foreign languages is considered and its shortcomings are identified. Analysis of the present situation in high school shows the necessity of creating and using the special environment as the most effective means for learning other languages. The properties and possibilities of virtual reality application as an efficient means of teaching foreign languages for specific purposes in an educational environment are dealt with. The advantages of applying virtual reality in the sphere of linguistic education are analyzed.

Full Text

В настоящее время цель высшего образования заключается не в подго- товке узкого специалиста, а в формировании многосторонне развитой, твор- ческой личности, целостно воспринимающей мир, способной активно дейст- вовать в профессиональной и социальной сферах, обеспечивая динамичное и устойчивое развитие общества. По аналогии с тем, как в прикладных науках ведется постоянный по- иск путей совершенствования существующих технологий, в педагогических науках постоянно идет поиск совершенствования методов преподавания. Од- ной из центральных задач теории и методики профессионального образования является оптимизации образовательного процесса. В условиях сокраще- ния количества часов, отведенных на обучение иностранному языку, и с уче- том того, что в технических вузах сместился акцент с обучения чтению про- фессионально ориентированной литературы на иностранном языке на значи- тельно более трудоемкое обучение устной речи, проблема оптимизации обра- зовательного процесса приобретает особую актуальность. Причины, обуслов- ливающие переход к обучению именно устной речи, включают расширение международных контактов в научном мире, развитие средств коммуникации и компьютерных технологий, изменение спроса на рынке труда. Результативность образовательного процесса при заданном количестве часов, отводимых на обучение, и подготовки обучаемых зависит от несколь- ких составляющих, включающих: мотивацию к обучению; учебные материалы, построение учебного процесса (методику обучения); средства обучения. Сложность проблемы оптимизации обучения обусловлена тем, что для достижения наилучших его результатов необходим тщательный отбор факто- ров, влияющих на эффективность учебного процесса, исходя из анализа их влияния на конечный результат и, соответственно, их оптимальности. Некор- ректный выбор одного из факторов может полностью аннулировать положи- тельный эффект другого фактора, являющегося оптимальным (например, от- сутствие мотивации к обучению у студентов или непрофессионализм препо- давателя может свести на нет использование новейших средств обучения). Тем не менее нахождение оптимального сочетания всех факторов осущест- вимо путем планомерного анализа каждого из них [1]. Абсолютно очевиден тот факт, что оптимизация образовательного процесса высшей школы непосредственно связана с усилением профессио- нально направленной тенденции в преподавании не только профильных дис- циплин, но и дисциплин гуманитарного цикла, одной из которых является иностранный язык. Взаимодействие и взаимообусловленность различных сторон жизни в рамках мировой глобализации делают иностранный язык средством повы- шения уровня знаний в рамках своей специальности и формирования профес- сиональной направленности. Таким образом, в условиях, когда, с одной сто- роны, знания только иностранного языка стали недостаточными для широко- го круга специалистов, а с другой, современному профессионалу не обойтись без владения языком на определенном уровне, требуется конкретизация и актуализация цели профессионально ориентированного иноязычного обучения. Именно с этой позиции необходимо фокусировать внимание на профессио- нально-деловой составляющей иноязычного обучения специалиста. Профессионально ориентированное обучение предусматривает про- фессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя методы и приемы, формирующие профессиональные умения. Профессиональная направленность деятельности, во-первых, требует интеграции дисциплины «иностранный язык» с профили- рующими дисциплинами; во-вторых, ставит перед преподавателем иностран- ного языка задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать иностранный язык как средство систематического по- полнения профессиональных знаний, а также как средство формирования профессиональных умений и навыков; в-третьих, предполагает использова- ние форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необхо- димых профессиональных умений и навыков будущего специалиста [2]. Исследователи отмечают большой потенциал дисциплины «иностран- ный язык» в плане формирующих воздействий, для реализации которых тре- буются определенные условия, а именно: четкая постановка целей иноязычной речевой деятельности; социальная и профессиональная направленность этой деятельности; удовлетворенность обучаемых при решении частных задач; проблемный характер содержания образования [3]. Вышесказанное позволило нам сделать вывод, что новое время, новые условия профессиональной деятельности требуют пересмотра технологий обучения иностранным языкам. Самым эффективным способом овладения иностранным языком является полное погружение в языковую среду, напри- мер обучение за рубежом. Но такое направление имеет ряд ограничивающих факторов. В связи с этим необходимо разработать и внедрить в систему лин- гвистического образования более эффективные способы обучения иностран- ным языкам, доступные каждому. В современной образовательной парадигме значительная роль отводится методам активного познания, самообразованию с использованием мультимедийных технологий, позволяющих логически и образно сочетать способы освоения информации, активизировать образова- тельный процесс посредством усиления наглядности, реализовать интерак- тивное взаимодействие, обеспечивая динамику, информативность и результа- тивность образовательного процесса. Стремительный рост компьютеризации породил виртуальную реаль- ность (ВР). Данный термин широко используется разработчиками компьютерных программ, предназначенных для погружения человека в воссоздан- ную трехмерную среду [4]. У этой технологии есть два основных свойства: многомодальность интерфейса - одновременно воздействует на несколько органов чувств; формирование опыта - позволяет контактировать с окру- жающей средой. В педагогике виртуальная реальность в основном использу- ется в качестве особого информационного пространства, где обучающийся может получать определенные сведения, осуществлять контакты, реализовать элементы научно-учебной и проектной деятельности. И все же она не так ши- роко применяется в образовательной среде, несмотря на то, что ее примене- ние безгранично в плане получения опыта и тренировки знаний во многих сферах деятельности. Например, использование ВР в качестве средства обучения ин о- странным языкам имеет огромный потенциал. Не секрет, что человек з а- поминает около: 10 % от прочитанного; 20 % от услышанного; 30 % от увиденного; 50 % от того, что он увидел и услышал одновременно; 70 % от рассказанного; 90 % от сделанного [5]. Именно ВР способна совместить звуковые образы с визуальными и предложить человеку опытное взаимодействие с виртуальными персонажа- ми или предметами. Возможность осознанно и самостоятельно практиковать знания позволяет усваивать почти 90 % информации. Разработка специальной виртуальной среды для обучения ино- странному языку позволит решить ряд проблем традиционного обучения [6], обеспечив: опытный, осознанный характер обучения вместо повторения за пре- подавателем; ориентированность на мышление, а не на память; возрастание объема усвоенной информации; приспособление темпа обучения к индивидуальным особенно- стям учащихся; контроль качества понимания материала. Восприятие материала при полном погружении в среду выше, чем при просмотре картинок и видеоматериалов. Виртуальная реальность позволит не просто поместить учащегося в компьютерную среду, но и заставить взаимо- действовать с ней. Контент лингвистической виртуальной среды должен содержать мак- симально приближенные к реальной жизни ситуации (устройство на работу, ориентирование на местности, покупки в магазинах, заказ в ресторане) и спе- циально подобранные учебные материалы. Эффект личного присутствия в виртуальной среде оказывает положи- тельное воздействие на усвоение материала, способствует удержанию внима- ния учащегося, ограничивает воздействие раздражителей, способствует на- глядной демонстрации применения изученного материала на практике, сни- мает языковой барьер, избавляет от комплексов и боязни допустить ошибку; голосовое сопровождение различных персонажей позволяет тренировать слу- ховое восприятие и произношение [7]. Факторами эффективности технологий виртуальной реальности в обу- чении, по мнению П.В. Гурьянова, являются реализация методов активного обучения и формирование контекста, «т. е. системы внутренних и внешних условий деятельности специалиста, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая ей смысл и значение, что необходимо для формирования компетентного специалиста» [8]. Образы ВР, когда они включены в качестве содержания, компонента задачи, существенно сказываются на повышении креативности, стимулируют процессуальные характеристики мышления. Между образной и когнитивной сферами интеллекта существуют как прямые, так и опосредствованные фор- мы взаимодействия; посредником в этом взаимодействии являются мысли- тельные процессы анализа, синтеза, обобщения [9]. Оптимизация профессионально ориентированного обучения ино- странному языку на неязыковых факультетах вузов обуславливает поиски пе- дагогами нового подхода к формированию содержания образования. Приори- тетным фактором выступает его ориентированность на последние достиже- ния в той или иной сфере человеческой деятельности, способность своевре- менно отражать научные достижения в областях, непосредственно касаю- щихся профессиональных интересов обучающихся и предоставляющих им возможность для дальнейшего роста. Отсюда следует вывод, что будет пра- вомерно рассматривать содержание обучения иностранному языку на неязы- ковых факультетах вузов как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностран- ным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам данного уровня обучения. Отбор содержания способствует разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности. По мнению Н.Д. Гальсковой [2], в содержание обучения иностранному языку необходимо включать: сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направлен- ность студентов; языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им; комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в ситуациях профессионального общения, совместной произ- водственной и научной работы. Выполнение учебных заданий предусматривает наличие способности осуществлять рефлексию, анализ. При формировании коммуникативной компетенции выделяют три со- ставляющие субкомпетенции: социальную, стратегическую и учебно- познавательную. Формирование социальной компетенции обусловливает приобретение обучающимися умений инициировать общение, понимать и со- ставлять высказывания. Стратегическая субкомпетенция включает умения прогнозировать коммуникативные намерения партнеров по общению. Учеб- но-познавательная предусматривает знания, способности и умения работать с предоставленными материалами, осуществлять самоконтроль и самоанализ в образовательной деятельности [10]. Следовательно, виртуальная реальность в образовательном про- цессе может рассматриваться как специфическая обучающая среда, по- зволяющая решить ряд методических задач по развитию навыков реал ь- ного общения за счет комбинации эмоциональной и когнитивной соста в- ляющих личности обучающегося при стимулирующем влиянии на пр о- цессуальные и операциональные характеристики мышления, креатив- ность, формирование познавательной мотивации. ВР, используемая в о б- разовании, выступает в качестве метода, средства и технологии обучения. Это определяется тем, что обучающие ВР-программы вносят существен- ную специфику в деятельность учителя, учащегося, в преобразование со- держания образования, обеспечивают формирование нового, информац и- онного способа подачи и усвоения материала, являются высокотехноло- гичными дидактическими инструментами и выступают в качестве отно- сительно жесткого алгоритма действий, предписаний, обеспечивающих гарантированный развивающий эффект.
×

About the authors

Aleksandra P. Zyabochkina

Samara State Technical University

Email: alya.zyabochkina@list.ru
Master Department of Mechanical Engineering, Metallurgy and Transport, Samara State Technical University. 244, Molodogvardejskaya Str., Samara, 443100

Polina G. Labzina

Samara State Technical University

Email: labzinapg@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department 244, Molodogvardejskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-optimizatsiya-obucheniya- inostrannomu-yazyku-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-studentov- tehnicheskih-vuzov#ixzz4hSU1lztc (дата обращения: 5.05.2017).
  2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ Глосса, 2000. - 165 c.
  3. Волкова А.Ю. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 575-577.
  4. Солодкина Е.А. К определению понятия «Виртуальная реальность» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. - 2004. - № 1. - С. 189-196.
  5. Дистанционное обучение в социальных сервисах Web 220. URL: http://www.myshared.ru/slide/160/ (дата обращения: 2.05.2017).
  6. Основные проблемы системы традиционного обучения. URL: http://studopedia.ru/11_15498_osnovnie-problemi-sistemi-traditsionnogo- obucheniya.html / (дата обращения: 16.04.2017).
  7. Доброва В.В., Лабзина П.Г. Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 4(32). - С. 13-20.
  8. Гурьянов П.С. Совершенствование систем дистанционного обучения на основе внедрения технологий виртуальной реальности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. № 5. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_5_337_338.pdf (дата обращения 30.04.14)
  9. Селиванов В.В., Алексеева Ю.В. Психология мышления: соотношение смысловых и процессуальных характеристик. - Смоленск: Универсум, 2007. - 124 с.
  10. Кравчук Л.С. Инновационные подходы к оптимизации процесса обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2014. - Вып. 2-2. - С. 44-47. URL: https://m.cyberleninka.ru (дата обращения: 12.05.2017).

Copyright (c) 2017 Zyabochkina A.P., Labzina P.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies