К вопросу об оптимизации профессионально ориентированного обучения иностранному языку в техническом вузе
- Авторы: Зябочкина А.П.1, Лабзина П.Г.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 14, № 2 (2017)
- Страницы: 25-33
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52239
- ID: 52239
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Оценивается значимость изучения иностранных языков в эпоху глобализации. Современному специалисту необходимо владеть несколькими языками, чтобы применять мировые инновации и не отставать от прогресса. Также рассматривается существующее традиционное обучение иностранным языкам и выявляются его недостатки. Их анализ показывает необходимость применения языковой среды как наиболее эффективного средства обучения другим языкам. Рассматриваются свойства и возможности применения виртуальной реальности в качестве образовательной среды. Предлагается использование компьютерной виртуальной реальности взамен дорогого обучения в реальной языковой среде. Анализируются положительные стороны применения виртуальной реальности в сфере лингвистического образования.
Ключевые слова
Полный текст
В настоящее время цель высшего образования заключается не в подго- товке узкого специалиста, а в формировании многосторонне развитой, твор- ческой личности, целостно воспринимающей мир, способной активно дейст- вовать в профессиональной и социальной сферах, обеспечивая динамичное и устойчивое развитие общества. По аналогии с тем, как в прикладных науках ведется постоянный по- иск путей совершенствования существующих технологий, в педагогических науках постоянно идет поиск совершенствования методов преподавания. Од- ной из центральных задач теории и методики профессионального образования является оптимизации образовательного процесса. В условиях сокраще- ния количества часов, отведенных на обучение иностранному языку, и с уче- том того, что в технических вузах сместился акцент с обучения чтению про- фессионально ориентированной литературы на иностранном языке на значи- тельно более трудоемкое обучение устной речи, проблема оптимизации обра- зовательного процесса приобретает особую актуальность. Причины, обуслов- ливающие переход к обучению именно устной речи, включают расширение международных контактов в научном мире, развитие средств коммуникации и компьютерных технологий, изменение спроса на рынке труда. Результативность образовательного процесса при заданном количестве часов, отводимых на обучение, и подготовки обучаемых зависит от несколь- ких составляющих, включающих: мотивацию к обучению; учебные материалы, построение учебного процесса (методику обучения); средства обучения. Сложность проблемы оптимизации обучения обусловлена тем, что для достижения наилучших его результатов необходим тщательный отбор факто- ров, влияющих на эффективность учебного процесса, исходя из анализа их влияния на конечный результат и, соответственно, их оптимальности. Некор- ректный выбор одного из факторов может полностью аннулировать положи- тельный эффект другого фактора, являющегося оптимальным (например, от- сутствие мотивации к обучению у студентов или непрофессионализм препо- давателя может свести на нет использование новейших средств обучения). Тем не менее нахождение оптимального сочетания всех факторов осущест- вимо путем планомерного анализа каждого из них [1]. Абсолютно очевиден тот факт, что оптимизация образовательного процесса высшей школы непосредственно связана с усилением профессио- нально направленной тенденции в преподавании не только профильных дис- циплин, но и дисциплин гуманитарного цикла, одной из которых является иностранный язык. Взаимодействие и взаимообусловленность различных сторон жизни в рамках мировой глобализации делают иностранный язык средством повы- шения уровня знаний в рамках своей специальности и формирования профес- сиональной направленности. Таким образом, в условиях, когда, с одной сто- роны, знания только иностранного языка стали недостаточными для широко- го круга специалистов, а с другой, современному профессионалу не обойтись без владения языком на определенном уровне, требуется конкретизация и актуализация цели профессионально ориентированного иноязычного обучения. Именно с этой позиции необходимо фокусировать внимание на профессио- нально-деловой составляющей иноязычного обучения специалиста. Профессионально ориентированное обучение предусматривает про- фессиональную направленность не только содержания учебных материалов, но и деятельности, включающей в себя методы и приемы, формирующие профессиональные умения. Профессиональная направленность деятельности, во-первых, требует интеграции дисциплины «иностранный язык» с профили- рующими дисциплинами; во-вторых, ставит перед преподавателем иностран- ного языка задачу научить будущего специалиста на основе межпредметных связей использовать иностранный язык как средство систематического по- полнения профессиональных знаний, а также как средство формирования профессиональных умений и навыков; в-третьих, предполагает использова- ние форм и методов обучения, способных обеспечить формирование необхо- димых профессиональных умений и навыков будущего специалиста [2]. Исследователи отмечают большой потенциал дисциплины «иностран- ный язык» в плане формирующих воздействий, для реализации которых тре- буются определенные условия, а именно: четкая постановка целей иноязычной речевой деятельности; социальная и профессиональная направленность этой деятельности; удовлетворенность обучаемых при решении частных задач; проблемный характер содержания образования [3]. Вышесказанное позволило нам сделать вывод, что новое время, новые условия профессиональной деятельности требуют пересмотра технологий обучения иностранным языкам. Самым эффективным способом овладения иностранным языком является полное погружение в языковую среду, напри- мер обучение за рубежом. Но такое направление имеет ряд ограничивающих факторов. В связи с этим необходимо разработать и внедрить в систему лин- гвистического образования более эффективные способы обучения иностран- ным языкам, доступные каждому. В современной образовательной парадигме значительная роль отводится методам активного познания, самообразованию с использованием мультимедийных технологий, позволяющих логически и образно сочетать способы освоения информации, активизировать образова- тельный процесс посредством усиления наглядности, реализовать интерак- тивное взаимодействие, обеспечивая динамику, информативность и результа- тивность образовательного процесса. Стремительный рост компьютеризации породил виртуальную реаль- ность (ВР). Данный термин широко используется разработчиками компьютерных программ, предназначенных для погружения человека в воссоздан- ную трехмерную среду [4]. У этой технологии есть два основных свойства: многомодальность интерфейса - одновременно воздействует на несколько органов чувств; формирование опыта - позволяет контактировать с окру- жающей средой. В педагогике виртуальная реальность в основном использу- ется в качестве особого информационного пространства, где обучающийся может получать определенные сведения, осуществлять контакты, реализовать элементы научно-учебной и проектной деятельности. И все же она не так ши- роко применяется в образовательной среде, несмотря на то, что ее примене- ние безгранично в плане получения опыта и тренировки знаний во многих сферах деятельности. Например, использование ВР в качестве средства обучения ин о- странным языкам имеет огромный потенциал. Не секрет, что человек з а- поминает около: 10 % от прочитанного; 20 % от услышанного; 30 % от увиденного; 50 % от того, что он увидел и услышал одновременно; 70 % от рассказанного; 90 % от сделанного [5]. Именно ВР способна совместить звуковые образы с визуальными и предложить человеку опытное взаимодействие с виртуальными персонажа- ми или предметами. Возможность осознанно и самостоятельно практиковать знания позволяет усваивать почти 90 % информации. Разработка специальной виртуальной среды для обучения ино- странному языку позволит решить ряд проблем традиционного обучения [6], обеспечив: опытный, осознанный характер обучения вместо повторения за пре- подавателем; ориентированность на мышление, а не на память; возрастание объема усвоенной информации; приспособление темпа обучения к индивидуальным особенно- стям учащихся; контроль качества понимания материала. Восприятие материала при полном погружении в среду выше, чем при просмотре картинок и видеоматериалов. Виртуальная реальность позволит не просто поместить учащегося в компьютерную среду, но и заставить взаимо- действовать с ней. Контент лингвистической виртуальной среды должен содержать мак- симально приближенные к реальной жизни ситуации (устройство на работу, ориентирование на местности, покупки в магазинах, заказ в ресторане) и спе- циально подобранные учебные материалы. Эффект личного присутствия в виртуальной среде оказывает положи- тельное воздействие на усвоение материала, способствует удержанию внима- ния учащегося, ограничивает воздействие раздражителей, способствует на- глядной демонстрации применения изученного материала на практике, сни- мает языковой барьер, избавляет от комплексов и боязни допустить ошибку; голосовое сопровождение различных персонажей позволяет тренировать слу- ховое восприятие и произношение [7]. Факторами эффективности технологий виртуальной реальности в обу- чении, по мнению П.В. Гурьянова, являются реализация методов активного обучения и формирование контекста, «т. е. системы внутренних и внешних условий деятельности специалиста, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая ей смысл и значение, что необходимо для формирования компетентного специалиста» [8]. Образы ВР, когда они включены в качестве содержания, компонента задачи, существенно сказываются на повышении креативности, стимулируют процессуальные характеристики мышления. Между образной и когнитивной сферами интеллекта существуют как прямые, так и опосредствованные фор- мы взаимодействия; посредником в этом взаимодействии являются мысли- тельные процессы анализа, синтеза, обобщения [9]. Оптимизация профессионально ориентированного обучения ино- странному языку на неязыковых факультетах вузов обуславливает поиски пе- дагогами нового подхода к формированию содержания образования. Приори- тетным фактором выступает его ориентированность на последние достиже- ния в той или иной сфере человеческой деятельности, способность своевре- менно отражать научные достижения в областях, непосредственно касаю- щихся профессиональных интересов обучающихся и предоставляющих им возможность для дальнейшего роста. Отсюда следует вывод, что будет пра- вомерно рассматривать содержание обучения иностранному языку на неязы- ковых факультетах вузов как совокупность того, что обучающиеся должны усвоить в процессе обучения, чтобы качество и уровень владения иностран- ным языком соответствовали их запросам и целям, а также целям и задачам данного уровня обучения. Отбор содержания способствует разностороннему и целостному формированию личности студента, подготовке его к будущей профессиональной деятельности. По мнению Н.Д. Гальсковой [2], в содержание обучения иностранному языку необходимо включать: сферы коммуникативной деятельности, темы и ситуации, речевые действия и речевой материал, учитывающие профессиональную направлен- ность студентов; языковой материал (фонетический, лексический, грамматический, орфографический), правила его оформления и навыки оперирования им; комплекс специальных (речевых) умений, характеризующих уровень практического овладения иностранным языком как средством общения, в том числе в ситуациях профессионального общения, совместной произ- водственной и научной работы. Выполнение учебных заданий предусматривает наличие способности осуществлять рефлексию, анализ. При формировании коммуникативной компетенции выделяют три со- ставляющие субкомпетенции: социальную, стратегическую и учебно- познавательную. Формирование социальной компетенции обусловливает приобретение обучающимися умений инициировать общение, понимать и со- ставлять высказывания. Стратегическая субкомпетенция включает умения прогнозировать коммуникативные намерения партнеров по общению. Учеб- но-познавательная предусматривает знания, способности и умения работать с предоставленными материалами, осуществлять самоконтроль и самоанализ в образовательной деятельности [10]. Следовательно, виртуальная реальность в образовательном про- цессе может рассматриваться как специфическая обучающая среда, по- зволяющая решить ряд методических задач по развитию навыков реал ь- ного общения за счет комбинации эмоциональной и когнитивной соста в- ляющих личности обучающегося при стимулирующем влиянии на пр о- цессуальные и операциональные характеристики мышления, креатив- ность, формирование познавательной мотивации. ВР, используемая в о б- разовании, выступает в качестве метода, средства и технологии обучения. Это определяется тем, что обучающие ВР-программы вносят существен- ную специфику в деятельность учителя, учащегося, в преобразование со- держания образования, обеспечивают формирование нового, информац и- онного способа подачи и усвоения материала, являются высокотехноло- гичными дидактическими инструментами и выступают в качестве отно- сительно жесткого алгоритма действий, предписаний, обеспечивающих гарантированный развивающий эффект.×
Об авторах
Александра Павловна Зябочкина
Самарский государственный технический университет
Email: alya.zyabochkina@list.ru
магистр факультета машиностроения, металлургии и транспорта Самарского государственного технического университета. 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Полина Глебовна Лабзина
Самарский государственный технический университет
Email: labzinapg@mail.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике. URL: http://nauka- pedagogika.com/pedagogika-13-00-08/dissertaciya-optimizatsiya-obucheniya- inostrannomu-yazyku-v-protsesse-professionalnoy-podgotovki-studentov- tehnicheskih-vuzov#ixzz4hSU1lztc (дата обращения: 5.05.2017).
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранному языку: Пособие для учителя. - М.: АРКТИ Глосса, 2000. - 165 c.
- Волкова А.Ю. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых факультетов // Молодой ученый. - 2015. - № 15. - С. 575-577.
- Солодкина Е.А. К определению понятия «Виртуальная реальность» // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Философия. - 2004. - № 1. - С. 189-196.
- Дистанционное обучение в социальных сервисах Web 220. URL: http://www.myshared.ru/slide/160/ (дата обращения: 2.05.2017).
- Основные проблемы системы традиционного обучения. URL: http://studopedia.ru/11_15498_osnovnie-problemi-sistemi-traditsionnogo- obucheniya.html / (дата обращения: 16.04.2017).
- Доброва В.В., Лабзина П.Г. Виртуальная реальность в преподавании иностранных языков // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2016. - № 4(32). - С. 13-20.
- Гурьянов П.С. Совершенствование систем дистанционного обучения на основе внедрения технологий виртуальной реальности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2010. - Т. 12. № 5. URL: http://www.ssc.smr.ru/media/journals/izvestia/2010/2010_5_337_338.pdf (дата обращения 30.04.14)
- Селиванов В.В., Алексеева Ю.В. Психология мышления: соотношение смысловых и процессуальных характеристик. - Смоленск: Универсум, 2007. - 124 с.
- Кравчук Л.С. Инновационные подходы к оптимизации процесса обучения иностранным языкам в неязыковом вузе // Вестник Белгородского юридического института МВД России. - 2014. - Вып. 2-2. - С. 44-47. URL: https://m.cyberleninka.ru (дата обращения: 12.05.2017).
Дополнительные файлы
