Development scholastic-methodical complex for independent work student


Cite item

Abstract

The article is dedicated to activations of the independent work future specialist. The organization of the work student is Considered on the base specialized scholastic-methodical complex with standpoint of increasing to efficiency of the educational process.

Full Text

В последнее время большое внимание уделяется реализации компе- тентностного подхода в образовании. Отличием компетенций от традицион- ных квалификационных требований является то, что оценке подлежат не только усвоенные знания, но и способность находить им применение для ре- шения профессиональных задач. Компетентностный подход в современной системе российского образования требует усиления доли самостоятельной работы студентов средствами информационных технологий [1, 2]. При этом важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку. Часто само- стоятельная работа студента сводится к изучению не рассмотренных на лекциях тем, подготовке рефератов, докладов и др. Однако такой принцип исключает индивидуальные особенности студента, творческий подход и нестандартные решения. В такой модели обучения остаются неучтенными информационная на- сыщенность современного образовательного пространства, ориентация на лич- ные качества студента, исследовательская и проектировочная направленность его работы. Студент должен быть готов к самостоятельному решению профес- сиональных задач, поэтому перед ним нужно ставить подобные задачи. Такой подход сможет в итоге ориентировать студентов на формирование компетенций, связанных с постановкой целей, решением задач, планированием, преодолением проблем, усвоением новых знаний и навыков. С учетом этого на кафедре «Теоретическая и общая электротехника» Самарского государственного технического университета разработана техно- логия обучения бакалавров, основанная на вовлечении студентов в профес- сиональное самоопределение. В настоящее время она ориентирована на одну дисциплину - «Электроника». Технология получила название «Учебно- методический комплекс для самостоятельной работы студентов» (УМК-с). Структура УМК-с приведена на рис. 1. В этот комплекс входят: интерактив- ный учебник по основным разделам дисциплины «Электроника», учебное по- собие по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), учебные анимаци- онные и видеофильмы, лабораторный практикум на базе программы Electron- ics Workbench, домашние задания на базе ТРИЗ, примеры решения задач, мо- дуль тестирования и др. Должна быть выдержана определенная структура комплекса. Главное требование, предъявляемое к УМК-с, - модульность. Это обусловлено сле- дующими причинами: - организационной - разбивка материала на блоки облегчает студенту его изучение, позволяет регламентировать порядок взаимодействия с препо- давателем; функциональной - реализация гипертекстовых переходов в УМК-с предполагает обособленность смысловых фрагментов учебного материала. Очевидно, что структуры УМК-с, пригодной для любой дисциплины, не существует, но набор возможных ее функциональных компонентов может быть, например, следующим (см. рис. 1): введение; блоки учебного материала; дополнительный материал и справочная база; виртуальный лабораторный практикум; тесты для самоконтроля и контроля; рекомендуемая литература. Отдельные функциональные компоненты, например блоки тестирова- ния знаний, рекомендуется оформить в виде самостоятельных программных модулей. ВВЕ ДЕ НИ Е Сп рав очн ая и н фо р м а ц и я ТЕМА 1 (модуль) П р е д м е т и ц е л и и з уч е н и я м а т е р и а л а т е м ы С п р а в о ч н и к п о т е о р и и р е ш е н и я и з о б р е т а т е л ь с к и х з а д а ч С п р а в о ч н и к п о п о л уп р о в о д н и к о в ы м п р и б о р а м П р е д м е т и ц е л и и з уч е н и я м а т е р и а л а б л о к а С п р а в о ч н и к к о н с т р ук т о р а р а д и о э л е к т р о н н о й а п п а р а т ур ы З а к о н ч е н н ы й ф р а г м е н т т е о р е т и ч е с к о г о м а т е р и а л а У с л о в н ы е г р а ф и ч е с к и е о б о з н а ч е н и я э л е м е н т о в э л е к т р и ч е с к и х с х е м П о я с н е н и я и п р и м е р ы Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л : ф о т о , в и д е о    Б л о к N Р е к о м е н д уе м а я л и т е р а т ур а : п е ч а т н ы е и з д а н и я , э л е к т р о н н ы е р е с у р сы Т е с т ы д л я к о н т р о л я П р а к т и ч е с к а я р а б о т а Д о м а ш н и е з а д а н и я    В и р т уа л ь н ы й л а б о р а т о р н ы й п р а к т и к ум Т Е М А M ( м о д у л ь ) И т о г о в ы й т е с т П р о г р а м м ы д л я м о д е л и р о в а н и я , и с с л е д о в а н и я и р а с ч е т а э л е к т р о н н ы х ц е п е й Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса УМК-c Основной учебный материал каждой темы структурируется поблочно. Его рекомендуется начинать с изложения теоретического материала, а затем переходить к пояснениям и примерам. Основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме [2]. Для этого могут быть ис- пользованы различные программы: OpenOffice.org, Windows Movie Maker и др. Дополнительный материал и справочная информация должны быть представлены в объеме, необходимом для решения задач, указанных в до- машнем задании. В качестве дополнительного материала могут выступать: условные графические обозначения элементов электрической цепи; расчет- ные формулы; константы; единицы измерения физических величин; ссылки на литературу, фрагменты видеофильмов, фотографии и др. Уровень сформированных компетентностей оценивался по выполнен- ным контрольным работам. При этом были сформулированы и предъявлены студентам критерии оценки: уровень усвоения материала; умение выделить в поставленной задаче наиболее значимые ее разделы; наглядность представ- ления итоговых материалов и др. В правильно построенном УМК-э студент как бы ведет диалог с преподавателем, который предусмотрел возможные за- труднения при изучении данной дисциплины. Используя в своей самостоя- тельной работе УМК-с, студенты более глубоко начинают понимать, что и зачем они изучают, как полученные знания могут пригодиться им в буду- щей карьере. Для сведения подготовленных материалов УМК-с в единый про- граммный продукт могут быть использованы различные программные пакеты. Они различаются по своим функциональным возможностям, по сложности и многим другим характеристикам. Наиболее подходящими для выполнения этой работы являются те из них, которые обладают средствами визуального конструирования проектов; включают в себя библиотеки шаблонов, необходимые при решении типовых задач, возни- кающих в ходе создания УМК-э; имеют встроенные языки программирова- ния; имеют инструментарий для создания мультимедийных приложений. Примерами таких программных средств являются Toolbook Instruc- tor/ Assistant, HyperMethod, Macromedia Authorware. Среди них по функциональным и экономическим критериям следует отметить HyperMethod. Этот программный пакет представляет собой средст- во конструирования проектов, состоящих из коллекций кадров, связанных между собой гиперссылками. К основным достоинствам пакета HyperMethod, позволяющим студентам создавать учебно-методические комплексы хороше- го качества, относятся: автоматическая расстановка динамических связей в документах по заданным разработчиком правилам; наличие автоматизированных средств создания и поддержки струк- туры разрабатываемой информационной системы; наличие событийно-ориентированного языка HMScript для описания объектов управления; поддержка форматов HTML, RTF, TXT и др.; прямая вставка в кадры рисунков в различных графических форма- тах: BMP, GIF, WMF, EMF и др.; поддержка звуковых форматов: WAV, MIDI, MP3; поддержка видеоформатов: AVI, MPEG-1 и др. Очень важно, что эта программа имеет интерфейс и справочную сис- тему на русском языке, поэтому достаточно проста для освоения [4]. Компо- новка всех объектов УМК-с осуществляется с помощью основного рабочего модуля HyperMethod - «Монтажного стола» (рис. 2). Рис. 2. Интерфейс рабочего модуля HyperMethod - «Монтажного стола» Использование УМК-с способствует развитию профессиональных компетентностей студентов, развивает их общую грамотность, коммуника- тивную компетентность, навыки решения возникающих в процессе самостоя- тельной работы проблем. Используя УМК-с, студенты развивают способно- сти использовать для достижения своих целей современные компьютерные технологии, работу с текстом, графикой, видео и др. Во время работы с комплексом формируются навыки планирования, самоорганизации, самоконтро- ля студента. Преподаватель при этом осуществляет консультирование и кон- троль выполнения домашнего задания. По результатам эксперимента, проводимого на кафедре ТОЭ Сам- ГТУ, было проведено педагогическое исследование. По мнению студентов, самостоятельная работа с использованием ТРИЗ способствует развитию профессиональных компетенций и формированию критического отноше- ния к результатам своей деятельности, учит анализировать и оцен ивать свои действия. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: технология УМК-с способствует развитию умения анализировать и систе- матизировать теоретический материал; позволяет эффективно использо- вать существующий уровень сформированных умений и навыков, обозн а- чить пробелы в подготовке студента. Также при анализе результатов экс- перимента были получены данные об образовательных и личностных при- тязаниях студентов, отмечено повышение их ответственности за образова- тельные результаты. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значе- ние для системы высшего образования России ввиду возможности использо- вания технологии УМК-с как эффективной системы развития профессио- нальной компетентности бакалавров технических направлений.
×

About the authors

Aleksandr I. Shimarov

Samara State Technical University

Email: alexandr-shimarov@rambler.ru
Ph.D., Associate Professor of Theoretical and General Electrical Engineering Department. 244, Molodogvardeiskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Нестеренко В.М. Методологические основы формирования творческого специалиста. - Самара: СамГТУ, 2009. - 128 с.
  2. Шимаров А.И., Лашманов А.М. Инновационное методическое сопровождение образовательных программ // Информационные технологии в образовательной деятельности вуза: сб. науч. тр. Самарского гос. ун-та. - Самара, 2008. - С. 174- 177.
  3. Шимаров А.И., Костырев М.Л. Технология подготовки материалов для мультимедийных программ: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 54 с. - ISBN 5- 7964-0797-Х.
  4. Шимаров А.И. Основы создания электронных учебников на базе HyperMethod: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 68 с.

Copyright (c) 2017 Shimarov A.I.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies