Разработка учебно-методических комплексов для самостоятельной работы студентов


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассматривается активизация самостоятельной работы будущих специалистов высшего звена. Уделяется внимание организации работы студентов на базе специализированного учебно-методического комплекса с точки зрения повышения эффективности образовательного процесса.

Полный текст

В последнее время большое внимание уделяется реализации компе- тентностного подхода в образовании. Отличием компетенций от традицион- ных квалификационных требований является то, что оценке подлежат не только усвоенные знания, но и способность находить им применение для ре- шения профессиональных задач. Компетентностный подход в современной системе российского образования требует усиления доли самостоятельной работы студентов средствами информационных технологий [1, 2]. При этом важно правильно определить объем и структуру содержания учебного материала, выносимого на самостоятельную проработку. Часто само- стоятельная работа студента сводится к изучению не рассмотренных на лекциях тем, подготовке рефератов, докладов и др. Однако такой принцип исключает индивидуальные особенности студента, творческий подход и нестандартные решения. В такой модели обучения остаются неучтенными информационная на- сыщенность современного образовательного пространства, ориентация на лич- ные качества студента, исследовательская и проектировочная направленность его работы. Студент должен быть готов к самостоятельному решению профес- сиональных задач, поэтому перед ним нужно ставить подобные задачи. Такой подход сможет в итоге ориентировать студентов на формирование компетенций, связанных с постановкой целей, решением задач, планированием, преодолением проблем, усвоением новых знаний и навыков. С учетом этого на кафедре «Теоретическая и общая электротехника» Самарского государственного технического университета разработана техно- логия обучения бакалавров, основанная на вовлечении студентов в профес- сиональное самоопределение. В настоящее время она ориентирована на одну дисциплину - «Электроника». Технология получила название «Учебно- методический комплекс для самостоятельной работы студентов» (УМК-с). Структура УМК-с приведена на рис. 1. В этот комплекс входят: интерактив- ный учебник по основным разделам дисциплины «Электроника», учебное по- собие по теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), учебные анимаци- онные и видеофильмы, лабораторный практикум на базе программы Electron- ics Workbench, домашние задания на базе ТРИЗ, примеры решения задач, мо- дуль тестирования и др. Должна быть выдержана определенная структура комплекса. Главное требование, предъявляемое к УМК-с, - модульность. Это обусловлено сле- дующими причинами: - организационной - разбивка материала на блоки облегчает студенту его изучение, позволяет регламентировать порядок взаимодействия с препо- давателем; функциональной - реализация гипертекстовых переходов в УМК-с предполагает обособленность смысловых фрагментов учебного материала. Очевидно, что структуры УМК-с, пригодной для любой дисциплины, не существует, но набор возможных ее функциональных компонентов может быть, например, следующим (см. рис. 1): введение; блоки учебного материала; дополнительный материал и справочная база; виртуальный лабораторный практикум; тесты для самоконтроля и контроля; рекомендуемая литература. Отдельные функциональные компоненты, например блоки тестирова- ния знаний, рекомендуется оформить в виде самостоятельных программных модулей. ВВЕ ДЕ НИ Е Сп рав очн ая и н фо р м а ц и я ТЕМА 1 (модуль) П р е д м е т и ц е л и и з уч е н и я м а т е р и а л а т е м ы С п р а в о ч н и к п о т е о р и и р е ш е н и я и з о б р е т а т е л ь с к и х з а д а ч С п р а в о ч н и к п о п о л уп р о в о д н и к о в ы м п р и б о р а м П р е д м е т и ц е л и и з уч е н и я м а т е р и а л а б л о к а С п р а в о ч н и к к о н с т р ук т о р а р а д и о э л е к т р о н н о й а п п а р а т ур ы З а к о н ч е н н ы й ф р а г м е н т т е о р е т и ч е с к о г о м а т е р и а л а У с л о в н ы е г р а ф и ч е с к и е о б о з н а ч е н и я э л е м е н т о в э л е к т р и ч е с к и х с х е м П о я с н е н и я и п р и м е р ы Д о п о л н и т е л ь н ы й м а т е р и а л : ф о т о , в и д е о    Б л о к N Р е к о м е н д уе м а я л и т е р а т ур а : п е ч а т н ы е и з д а н и я , э л е к т р о н н ы е р е с у р сы Т е с т ы д л я к о н т р о л я П р а к т и ч е с к а я р а б о т а Д о м а ш н и е з а д а н и я    В и р т уа л ь н ы й л а б о р а т о р н ы й п р а к т и к ум Т Е М А M ( м о д у л ь ) И т о г о в ы й т е с т П р о г р а м м ы д л я м о д е л и р о в а н и я , и с с л е д о в а н и я и р а с ч е т а э л е к т р о н н ы х ц е п е й Рис. 1. Структура учебно-методического комплекса УМК-c Основной учебный материал каждой темы структурируется поблочно. Его рекомендуется начинать с изложения теоретического материала, а затем переходить к пояснениям и примерам. Основной материал должен быть представлен в максимально наглядной форме [2]. Для этого могут быть ис- пользованы различные программы: OpenOffice.org, Windows Movie Maker и др. Дополнительный материал и справочная информация должны быть представлены в объеме, необходимом для решения задач, указанных в до- машнем задании. В качестве дополнительного материала могут выступать: условные графические обозначения элементов электрической цепи; расчет- ные формулы; константы; единицы измерения физических величин; ссылки на литературу, фрагменты видеофильмов, фотографии и др. Уровень сформированных компетентностей оценивался по выполнен- ным контрольным работам. При этом были сформулированы и предъявлены студентам критерии оценки: уровень усвоения материала; умение выделить в поставленной задаче наиболее значимые ее разделы; наглядность представ- ления итоговых материалов и др. В правильно построенном УМК-э студент как бы ведет диалог с преподавателем, который предусмотрел возможные за- труднения при изучении данной дисциплины. Используя в своей самостоя- тельной работе УМК-с, студенты более глубоко начинают понимать, что и зачем они изучают, как полученные знания могут пригодиться им в буду- щей карьере. Для сведения подготовленных материалов УМК-с в единый про- граммный продукт могут быть использованы различные программные пакеты. Они различаются по своим функциональным возможностям, по сложности и многим другим характеристикам. Наиболее подходящими для выполнения этой работы являются те из них, которые обладают средствами визуального конструирования проектов; включают в себя библиотеки шаблонов, необходимые при решении типовых задач, возни- кающих в ходе создания УМК-э; имеют встроенные языки программирова- ния; имеют инструментарий для создания мультимедийных приложений. Примерами таких программных средств являются Toolbook Instruc- tor/ Assistant, HyperMethod, Macromedia Authorware. Среди них по функциональным и экономическим критериям следует отметить HyperMethod. Этот программный пакет представляет собой средст- во конструирования проектов, состоящих из коллекций кадров, связанных между собой гиперссылками. К основным достоинствам пакета HyperMethod, позволяющим студентам создавать учебно-методические комплексы хороше- го качества, относятся: автоматическая расстановка динамических связей в документах по заданным разработчиком правилам; наличие автоматизированных средств создания и поддержки струк- туры разрабатываемой информационной системы; наличие событийно-ориентированного языка HMScript для описания объектов управления; поддержка форматов HTML, RTF, TXT и др.; прямая вставка в кадры рисунков в различных графических форма- тах: BMP, GIF, WMF, EMF и др.; поддержка звуковых форматов: WAV, MIDI, MP3; поддержка видеоформатов: AVI, MPEG-1 и др. Очень важно, что эта программа имеет интерфейс и справочную сис- тему на русском языке, поэтому достаточно проста для освоения [4]. Компо- новка всех объектов УМК-с осуществляется с помощью основного рабочего модуля HyperMethod - «Монтажного стола» (рис. 2). Рис. 2. Интерфейс рабочего модуля HyperMethod - «Монтажного стола» Использование УМК-с способствует развитию профессиональных компетентностей студентов, развивает их общую грамотность, коммуника- тивную компетентность, навыки решения возникающих в процессе самостоя- тельной работы проблем. Используя УМК-с, студенты развивают способно- сти использовать для достижения своих целей современные компьютерные технологии, работу с текстом, графикой, видео и др. Во время работы с комплексом формируются навыки планирования, самоорганизации, самоконтро- ля студента. Преподаватель при этом осуществляет консультирование и кон- троль выполнения домашнего задания. По результатам эксперимента, проводимого на кафедре ТОЭ Сам- ГТУ, было проведено педагогическое исследование. По мнению студентов, самостоятельная работа с использованием ТРИЗ способствует развитию профессиональных компетенций и формированию критического отноше- ния к результатам своей деятельности, учит анализировать и оцен ивать свои действия. Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы: технология УМК-с способствует развитию умения анализировать и систе- матизировать теоретический материал; позволяет эффективно использо- вать существующий уровень сформированных умений и навыков, обозн а- чить пробелы в подготовке студента. Также при анализе результатов экс- перимента были получены данные об образовательных и личностных при- тязаниях студентов, отмечено повышение их ответственности за образова- тельные результаты. Результаты исследования имеют теоретическое и практическое значе- ние для системы высшего образования России ввиду возможности использо- вания технологии УМК-с как эффективной системы развития профессио- нальной компетентности бакалавров технических направлений.
×

Об авторах

Александр Иванович Шимаров

Самарский государственный технический университет

Email: alexandr-shimarov@rambler.ru
к.т.н., доцент, кафедра теоретической и общей электротехники 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 224

Список литературы

  1. Нестеренко В.М. Методологические основы формирования творческого специалиста. - Самара: СамГТУ, 2009. - 128 с.
  2. Шимаров А.И., Лашманов А.М. Инновационное методическое сопровождение образовательных программ // Информационные технологии в образовательной деятельности вуза: сб. науч. тр. Самарского гос. ун-та. - Самара, 2008. - С. 174- 177.
  3. Шимаров А.И., Костырев М.Л. Технология подготовки материалов для мультимедийных программ: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 54 с. - ISBN 5- 7964-0797-Х.
  4. Шимаров А.И. Основы создания электронных учебников на базе HyperMethod: Учеб. пособие. - Самара: СамГТУ, 2006. - 68 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Шимаров А.И., 2017

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.