Том 13, № 2 (2016)

Статьи

Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов к соблюдению норм профессиональной этики

Агеенко Н.В.

Аннотация

Рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов в области журналистики. Отмечено, в современных условиях необходимо развитие духовно богатой личности, обладающей творческим потенциалом, высокой профессиональной культурой, нравственностью. Автором приводятся результаты проведенного исследования по формированию готовности будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Выявлена и обоснована необходимость использования иностранного языка как средства развития показателей компонентов готовности студентов к профессиональной деятельности. Установлено, что в методическом плане формирующими возможностями в процессе обучения иностранному языку обладает кейс-метод. В ходе анализа концепции трехуровневого устройства языковой личности определена корреляция с тремя типами коммуникативных потребностей - контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса общения - коммуникативной, интерактивной и перцептивной, что отражает характер деятельности журналиста и тесно связано с ее функциями.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):6-15
pages 6-15 views

Формирование эколого-географического мировоззрения в процессе обучения географии

Бекетова С.И., Гайсин И.Т., Власова Е.И.

Аннотация

Рассматривается роль школьного курса географии в реализации основной цели образования - формировании всесторонне образованной личности с современными мировоззренческими взглядами. Показана цель изучения географии в овладении системой географических знаний как компонента научной картины мира. Раскрываются вопросы формирования эколого-географического мировоззрения как составной части научного мировоззрения, рассматриваются его структурные компоненты: знания, идеи, взгляды, убеждения, ценности. Представлены этапы формирования географической картины мира: в V-VI классах - понимание картины мира, в VII классе - целостность картины мира, в VIII классе - картина России как части мира, в IX классе - картина социально-экономического устройства России, в X-XI классах - картина социально-экономического устройства мира. Отмечены принципы преемственности и системности, краеведческий принцип, необходимые для формирования научного мировоззрения. Выделена и представлена система эколого-географических понятий как понятий об окружающей среде и социально-экологических понятий, вводимая с V по X-XI классы. Рассматривается исследовательская деятельность школьников и процесс формирования мировоззренческих взглядов и убеждений во время ее выполнения. Приведены примеры научно-поисковых работ учащихся, представленных на межрегиональных юношеских научно-исследовательских чтениях имени Каюма Насыйри и на научно- практических конференциях, посвященных географо-краеведческой исследовательской деятельности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):16-27
pages 16-27 views

Математический квест как способ повышения мотивации студентов к изучению высшей математики

Буланова И.Н.

Аннотация

Рассматривается одна из возможных методик преподавания высшей математики в техническом вузе. Высшая математика - сложный предмет. Страх перед ним часто затрудняет усвоение материала, тогда как позитивный настрой, напротив, помогает разобраться с поставленными задачами. Элемент игры в любом деле способствует проявлению интереса и более активному включению в процесс. Современные молодые люди увлечены разнообразными компьютерными играми. Курс высшей математики подходит под определение квеста - приключенческой игры, в основе которой лежит исследование мира посредством решения головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Приглашение студентов в увлекательное математическое приключение может изменить их отношение к предмету, вызвать интерес, усилить мотивацию и, как следствие, повысить уровень усвоения материала.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):27-32
pages 27-32 views

Повышение качества образовательного процесса по подготовке специалистов нефтегазового комплекса

Верещагина И.В., Гулина С.А.

Аннотация

Рассмотрены вопросы повышения качества обучения студентов нефте-технологического факультета путем формирования у них профессиональных интересов, мотивации к обучению и получению профессиональных навыков. Для достижения данной цели используется интерактивный автоматизированный макет газотранспортной системы, моделирующий различные технологические процессы транспорта природного газа на различных эксплуатационных режимах работы магистрального газопровода.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):33-40
pages 33-40 views

Проектирование образовательной среды для подготовки менеджеров производственной сферы

Горшенина М.В., Фирсова Е.Ю.

Аннотация

Понятия «образовательное пространство», «образовательная среда» являются важными характеристиками образовательного процесса. Необходимым условием подготовки конкурентоспособных специалистов в настоящее время становится интеграция профессиональной и образовательной сред. В данной работе профессионально ориентированная образовательная среда рассматривается как совокупность педагогических условий и средств обучения, способствующих формированию готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности. Предлагается система формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы в условиях профессионально ориентированной образовательной среды.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):40-49
pages 40-49 views

Исследование перцептивных событий в семантическом и психолингвистическом аспекте

Доброва В.В.

Аннотация

Рассматриваются перцептивные события с точки зрения их семантического и психолингвистического представления. Предлагается фрейм-описание двух видов перцептивных событий: восприятие несемантической (чувственной) и семантической информации. Приводятся лексические средства выражения данного вида событий и соответствующие примеры из литературных источников. Представлено системное описание структуры и семантики перцептивных событий в английском языке, а также даны их психолингвистические характеристики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):50-57
pages 50-57 views

Использование методов лингвистического, психосемантического и психологического анализа в прикладных исследованиях

Доброва В.В., Сысуева И.Г.

Аннотация

Представлены возможные методы прикладного междисциплинарного исследования личностных особенностей субъектов речевого общения как одного из перспективных направлений исследований. Предлагается, в частности, использовать методы анализа из таких областей знаний, как лингвистика, психосемантика и психология, что доказало свою эффективность в рамках проведенного авторами эксперимента. На первом этапе подобных исследований возможно использовать лингвистические и психолингвистические методы. В дальнейшем могут быть успешно применены методы и методики психологического анализа.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):58-67
pages 58-67 views

Обучение профессионально ориентированному чтению в рамках фгос три плюс

Крутская С.В., Нуртдинова Л.Р.

Аннотация

Освещаются методы обучения профессионально ориентированному чтению в рамках перехода системы высшего профессионального образования на ФГОС 3+. Перечисляются критерии отбора текстового материала, эффективность его использования рассматривается в рамках наиболее востребованных видов чтения - просмотрового и поискового. Цели и задачи обучения профессионально ориентированному чтению на первой ступени высшего образования, бакалавриате - это научить студента быстро и эффективно работать с различными источниками информации, определять, насколько они релевантны, и извлекать из них необходимые данные. Исходя из обозначенных целей и задач приводятся примерные упражнения, которые могут быть использованы для формирования различных языковых компетенций. Образцы упражнений даются с учетом трех этапов работы с текстом. С точки зрения авторов, данные типы упражнений максимально отображают содержание языкового образования студентов в соответствии с ФГОС 3+. В заключение авторы делают вывод о том, что приведенные образцы упражнений помогут не только обучить профессионально ориентированному чтению, но и послужат опорой для дальнейшего самостоятельного развития уже имеющегося уровня иностранного языка и применения его в реальной коммуникации (как профессиональной, так и бытовой).
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):68-75
pages 68-75 views

Повышение надежности педагогического теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия»

Лиманова Л.В.

Аннотация

Качество педагогического теста оценивается с помощью характеристик надежности, валидности и дискриминативности. Данная статья посвящена анализу надежности переработанного педагогического теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» курса высшей математики Самарского государственного технического университета. Результаты исследований показали, что в новом тесте в отличие от прежнего все коэффициенты корреляции заданий друг с другом положительны и не превосходят величины 0,3, что считается хорошим показателем. В сравнении со старым тестом увеличилась надежность (более 0,8), значит, тест стал более качественным.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):75-81
pages 75-81 views

Качественные изменения педагогического теста «линейная алгебра, аналитическая геометрия»

Муратова Л.А.

Аннотация

Согласно классической теории оценены характеристики валидности и дискриминативности педагогического теста «Линейная алгебра, аналитическая геометрия» курса высшей математики Самарского государственного технического университета. Результаты исследований показали, что все коэффициенты корреляции заданий друг с другом положительны и не превосходят величины 0,3, что считается хорошим показателем. Изменились значения точечного бисериального коэффициента корреляции заданий с тестовым баллом студента. Это повлияло на такие характеристики теста, как валидность и дискриминативность. И, наконец, с помощью критерия Пирсона получен положительный результат о нормальном распределении тестовых баллов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):82-88
pages 82-88 views

Вклад П.В. Алабина в развитие дела просвещения и культуры в вятской губернии

Помелов В.Б.

Аннотация

Приводятся биографические данные и раскрываются основные этапы жизненного пути выдающегося российского деятеля XIX в. Петра Владимировича Алабина (1824-1896), который ярко проявил себя как воин, писатель-мемуарист, издатель, государственный служащий, археолог, создатель музеев и библиотек. Главное внимание уделено раскрытию вклада П.В. Алабина в дело развития просвещения и культуры в Вятской губернии, где он провел 9 лет (1857-1866 гг.). В эти годы им были предприняты усилия по кардинальному улучшению работы губернской публичной библиотеки, открытой еще А.И. Герценом в 1837 г., и по преобразованию имевшегося в г. Вятке склада старинных вещей в полноценный краеведческий музей, который в 2016 г. отметил 150-летие. П.В. Алабиным были организованы впервые в Вятской губернии археологические изыскания, давшие богатый научный материал. Много усилий приложил он к открытию новых школ и улучшению оснащения оборудованием уже имевшихся учебных заведений.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):89-101
pages 89-101 views

К вопросу обучения продуктивной письменной речи на иностранном языке студентов неязыковых вузов

Рыбкина А.А.

Аннотация

Рассматривается проблема обучения письменной речи на иностранном языке студентов неязыковых специальностей. Отечественные педагоги и методисты по-разному понимают цели и задачи обучения письменной речи на иностранном языке, выдвигая различные требования к конечному результату. В статье предлагается анализ теоретических воззрений на проблему обучения письменной речи студентов. В процессе формирования навыков письменной речи автор предлагает ориентироваться не только на продукт письма - текст, но и на процесс создания письменного речевого произведения, а также уделяет внимание различным подходам к теории оценивания письменных работ студентов с разным уровнем языковой компетенции. Цикличность характера процесса письма делает логичным обучение студентов различным приемам редактирования письменных работ. Отставание уровня сформированности навыков письменной речи на иностранном языке может быть преодолено при условии использования различного рода упражнений, базирующихся на современных принципах обучения иностранным языкам.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):101-110
pages 101-110 views

Коммуникативные игры в обучении иностранному языку в техническом вузе

Хохлова А.А., Нечаева А.А.

Аннотация

Рассматривается работа над темой Student’s life с использованием игровых технологий коммуникативной направленности на примере игры Tower block в Самарском государственном техническом университете на 2-м курсе. Представлено теоретическое обоснование использование игровых технологий, дано описание игры. Основное внимание авторов сфокусировано на использовании игровых методов при подготовке студентов технического вуза.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):110-115
pages 110-115 views

Эпистемические события и состояния

Юровицкая Л.Н., Доброва В.В.

Аннотация

Проводится анализ, выявление сходств, различий и взаимосвязей некоторых эпистемических состояний и характеризация концептуального поля «Эпистемические состояния». Применяется методика когнитивного моделирования, разработанная проф. В.М. Савицким. Выявляется признаковый состав (содержание), денотативная область (объем) и структурная соотнесенность рассматриваемых понятий.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(2):115-127
pages 115-127 views