Mathematical quest as the way of increase of motivation of students to studying to the higher mathematics


Cite item

Full Text

Abstract

In article one of possible techniques of teaching the higher mathematics in technical college is considered. The higher mathematics - a difficult subject. The fear of it often complicates digestion of material whereas the positive spirit opposite, helps to deal with objectives. The game element in any business promotes manifestation of interest and more active inclusion in process. Modern young people are keen on various computer games. The course of the higher mathematics fits the definition of a quest - adventure game which cornerstone research of the world by means of the solution of the puzzles and tasks demanding from the player of intellectual efforts is. The invitation of students in a fascinating mathematical adventure can change their relation to a subject, cause interest, strengthen motivation and, as a result, increase the level of digestion of material.

Full Text

Играете ли вы в компьютерные игры? Большинство опрашиваемых дают положительный ответ на этот вопрос. Почему люди разного возраста, пола, статуса проводят свой досуг за монитором компьютера, спасая похищенных принцесс, собирая богатый урожай, сражаясь с вдруг ожившими динозавра- ми, исследуя древние гробницы или разгадывая тайные знаки древних рун? Психологи называют несколько причин, объясняющих повсеместное увлече- ние компьютерными играми. Принято считать, что, играя, человек сбегает от реальности, от жизнен- ных неурядиц и проблем. На самом деле люди удовлетворяют свои психоло- гические потребности. Одной из главных является потребность в компетентности. Компетент- ность - потенциальная готовность решать задачи со знанием дела, которая предполагает знание сущности проблемы и умение ее решать. Это потреб- ность держать все под контролем, оказывать влияние на развитие ситуации. Ведь человеку нравится быть успешным, преумножать свои знания, умения и возможности. Преодоление сложного уровня или победа над противником позволяет удовлетворить эту потребность. Не менее важным является желание автономии - самостоятельности, спо- собности действовать на основании лично установленных принципов. Боль- шинство людей не любят, когда ими пытаются манипулировать, они хотят самостоятельно принимать решения, координировать свои действия и управ- лять ситуацией. Автономия личности подразумевает определенный уровень владения собой, определение собственной судьбы, принятие ответственности за свои действия и чувства, свободу выбора способа поведения, уместного в данной ситуации. Компьютерные игры отличаются завидным разнообразием: это приклю- чения, стратегии, логические головоломки, аркады и многое другое. Приключение - игра-повествование, в которой управляемый игроком ге- рой продвигается по сюжету и взаимодействует с игровым миром посред- ством применения предметов, общения с другими персонажами и решения поставленных задач. Стратегия - игра, требующая планирования и выработки определенной стратегии для достижения конкретной цели, например победы в военной опе- рации. Игрок управляет не одним персонажем, а целой группой, предприяти- ем или даже вселенной. В основе головоломок лежат различные логические загадки, для решения которых необходимо отыскать некий предмет или собрать замысловатый механизм. Разгадывание загадок - одно из любимых занятий человечества с древних веков и до наших дней, о чем свидетельствуют высокие рейтинги популярности конкурсов и викторин. Как правило, такие игры рассчитаны не на быстроту реакции, а на умственные способности. Аркада - игра, в которой игроку приходится действовать быстро, полага- ясь в первую очередь на свои рефлексы и реакцию. Игровой процесс прост и не меняется в течение игры. Аркады характеризуются развитой системой бонусов: начисление очков, предоставление особых приемов, постепенное открытие новых элементов игры и др. Некоторые игры невозможно охарактеризовать, так как они сочетают в себе элементы разных жанров. Например, квест - это приключенческая иг- ра, в основе которой лежит исследование мира посредством решения голово- ломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. При изучении высшей математики студенты решают множество приме- ров и задач, используя свои умственные способности, и тем самым открыва- ют для себя что-то новое. К тому же учебную деятельность необходимо пла- нировать. Так чем предмет «Высшая математика» отличается от компьютер- ной игры? Проведем сравнительный анализ (см. таблицу). Компьютерная игра и высшая математика: сравнительный анализ принципов Игра Высшая математика Прежде чем начать игру, ее нужно загру- Абитуриенты автоматически жмут на эту кнопзить. Мы делаем это добровольно, нажав ку, поступая в технический вуз и осознавая при на предлагаемую кнопку «Играть». этом, что высшая математика является обязательным предметом первых двух лет обучения. Запустив игру, необходимо ознакомитьсяс ее правилами. На первом занятии оговариваются план работы,требования к ее выполнению, отчетность, крите- рии оценивания. Ежедневный бонус за вход в игру. Посещение занятия - возможность получить но-вую информацию. Разновидность заданий: ежедневные,кратковременные, долговременные Зачетные единицы: д/з к каждому занятию, ре-ферат и конспект, типовой расчет Каждый уровень можно пройти на 1, 2или 3 «звездочки». Есть возможность переигровки с целью увеличения опыта Диагностические самостоятельные и контроль-ные работы можно написать на 1-5 баллов. В некоторых случаях разрешается переписывание Уровни различаются не только по целям, Разделы высшей математики также отличаются но и по сложности. Один можно пройти с друг от друга: от матриц и векторов ходу, а над другим придется потрудить- до интегралов и теории вероятностей. Трудность ся. Хотя чаще успех зависит от действий того или иного материала каждый студент опресамого игрока, а не от трудности уровня деляет для себя сам исходя из своих уже имеющихся знаний и усилий, прилагаемых к получению новых Окончание таблицы Игра Высшая математика Для прохождения сложного уровня мож-но воспользоваться помощью друга или использовать особые приемы, предлага- емые на выбор Для лучшего усвоения сложного материала сту-дентам предоставляется учебная и методическая литература. Также они могут прибегнуть к по- мощи товарищей или преподавателя Во многих играх есть особые уровни, неявляющиеся обязательными к прохожде- нию, но позволяющие набрать дополни- тельный опыт Желающие студенты могут принять участие волимпиадах и конференциях по предмету. В слу- чае успеха - бонусный балл при сдаче экзамена Для того чтобы перейти на следующийуровень или открыть новую локацию, нужно набрать определенное количество опыта Для перехода на следующую ступень обучения(семестр или курс) необходимо сдать экзамен или зачет по пройденному разделу Во многих играх присутствует виртуаль-ный соперник, стремление победить ко- торого и заставляет играть Здоровая конкуренция и соревновательный духмежду студентами подстегивает их к лучшему усвоению материала Итогом игры является победа, получениеглавного приза и звание чемпиона По окончании курса высшей математики студентполучает экзаменационную оценку, накопленные знания и умение применить их на практике Во время игры и при изучении математики люди испытывают схожие эмоции. Если не смогли выполнить задание или получили не ту оценку, кото- рую ожидали, одни огорчаются и опускают руки, а другие пытаются испра- вить ситуацию. В случае успеха - радуются, получают положительный заряд и стимул двигаться дальше. Конечно, есть существенное различие. Если какая-то игра не понравилась или в нее надоело играть, то ее можно забросить или удалить совсем без ка- ких-либо неприятных последствий. С математикой так не получится. Если не уделять должного внимания предмету, это может привести к проблемам в будущем, вплоть до отчисления из вуза. Откуда вообще возникла мысль о сравнении? Доказанный факт - спрос рождает предложение. О массовом увлечении играми уже было сказано. Но в последнее время игры из компьютера начали проникать и в реальную жизнь. Все чаще появляются интерактивные кафе, развлекательные приклю- чения в действительности, пользующиеся популярностью среди молодежи, которая привыкла жить в виртуальном мире и решать все вопросы или пре- одолевать трудности посредством Интернета. Высшая математика - сложный предмет. Страх перед ней часто затрудня- ет усвоение материала. Может, есть смысл позиционировать математику как увлекательный квест со множеством головоломок и задач, требующих реше- ния? Возможно, так изменится отношение к предмету, появится интерес и, как следствие, повысится уровень усвоения материала и успеваемость. Многие в своих фантазиях мечтают оказаться внутри интересной, яркой, ди- намичной компьютерной игры. Математика предоставляет реальную возмож- ность почувствовать себя умным, сообразительным, мыслящим человеком и окунуться в захватывающее и удивительное математическое приключение. Проведенный анализ показал, что у рассмотренных игр и предмета «Высшая математика» много общего: от отдельных этапов прохождения до самой сути - исследования мира. Изучать математику интересно, а изучать ее играя - интересно вдвойне.
×

About the authors

Irina N. Bulanova

Samara State Technical University

Email: i-bulanova@bk.ru
244, Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100

References

  1. Зимняя И.А. Общая культура и социальная компетентность человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/jonal/2006/0504.htm.
  2. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Учеб. пособие. - М.-Ростов н/Д., 1999. - 560 с.
  3. Сырцова Е.Л. Развитие автономности личности в образовании: проблемы и перспективы // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 3. - С. 90-93.
  4. Творогова Н.Д. Практикум по психологии. Общая и социальная психология. - М.: МИА, 1997. - 374 с.
  5. Омельченко Н.В. Личностные особенности играющих в компьютерные игры: проблема индивидуальных различий // Дифференциальная психология: теория и практика: Материалы I Всерос. науч.-практ. конф. -Оренбург: Оренбургский гос. ун-т, 2004. - С. 86-88.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Bulanova I.N.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies