Using linguistic, psychosemantic and psychological analysis method in applied research


Cite item

Full Text

Abstract

The article presents the possible methods of applied interdisciplinary research for personal characteristics of the subjects of verbal communication as one of the most promising areas of research. The analysis methods of such areas of expertise as linguistics, psychology and psychosemantics were proposed and proved to be effective as part of the experiment conducted by the authors. In the first stage the linguistic and psycholinguistic methods might be used. At a later stage methods and techniques of psychological analysis can be successfully applied.

Full Text

Целью прикладных междисциплинарных исследований в последнее время все чаще становится изучение человека вообще и личностных особенностей субъектов речевого общения в частности. В связи с этим исследователи все чаще прибегают к использованию методологии нескольких наук. В нашем исследовании личностных особенностей субъектов речевого действия на ос- нове их психо-семантического поведения использовались методы лингвисти- ки, психосемантики и психологии, о которых пойдет речь в дальнейшем. Для решения задач нашего исследования были определены методы сбора и обработки данных, а также избран набор методик исследования. Исследо- вание проводилось в два этапа. На первом этапе для создания типологии сти- мулирующих и выявления реагирующих компонентов диалогического един- ства в качестве материала исследования служила выборка из пьес и образцов прямой речи произведений английских и американских драматургов XVI- XX вв. С этой целью в качестве метода исследования был выбран контент- анализ, состоящий в извлечении из всего разнообразия текстовых массивов каких-то специально интересующих исследователя компонентов и представ лении их в удобной для восприятия и последующего анализа форме. В каче- стве единицы такого анализа нами было выбрано диалогическое единство, в состав которого входит вопросительная стимулирующая реплика и реаги- рующее монорематическое высказывание. А для анализа коммуникативно- семантической структуры реплик мы воспользовались функционально- семантическим методом, под которым понимается лингвистический анализ высказывания, позволяющий выявить типы семантических структур и их роль в коммуникативном процессе. Выборку второго этапа исследования составили 300 студентов и препода- вателей высших учебных заведений России и Великобритании. Эксперимент проводился в марте-сентябре 2005 г. Остановимся подробнее на методах прикладного междисциплинарного исследования. Изучение структурного состава в лингвистике проводится в рамках такого раздела, как синтаксис. В истории изучение лингвистами синтаксиса обычно сводилось к изучению формального строения предложения безотносительно семантики и в отвлечении от коммуникативных целей. Будучи разделом грамматики, синтаксис старался не выходить за пределы собственно грамма- тических категорий. А семантический аспект ограничивался попытками вскрыть значение синтаксических связей и смысловым определением функ- ций второстепенных членов предложения. Ни природа значения предложения и высказывания, ни их состав, ни семантические типы предложений, ни се- мантические типы тема-рематических отношений, ни взаимодействие фор- мальной и семантической структур предложения не были до последнего вре- мени предметом специального анализа. Интерес к этому кругу вопросов про- будился в последние два десятилетия и был стимулирован рядом факторов, сре- ди которых можно назвать общий поворот науки к смысловым отношениям в языке и речи, обращение к прагматическому компоненту речевой деятельности и новый этап взаимоотношений лингвистики с психологией и логикой. Наиболее широкое распространение среди лингвистов получила денотатив- ная, или референтная, концепция значения предложения и высказывания. Она имеет своей целью определение отношений между высказыванием и обозначаемой им экстралингвистической ситуацией. В рамках этого направле- ния можно назвать работы ведущих лингвистов в области синтаксиса: Е.В. Падучевой [1], разрабатывающей направление семантики синтаксиса, Н.Ю. Шведовой [2], изучающей синтаксис предложения, И.П. Сусова [3], предложив- шего уровневый подход к исследованию синтаксических явлений, и др. При изучении высказывания со стороны его содержания и коммуникатив- ных целей лингвисты используют функционально-семантический метод. При этом общей особенностью функционального подхода является изучение языка как средства общения людей, т. е. языка в действии. Именно поэтому в центр внимания ставятся коммуникативная функция языка и синтаксис как основное средство ее воплощения. Семантический подход предполагает ис- следование речемыслительной структуры, определяемой логическими и пси- хологическими процессами. При этом к числу психологических процессов относятся выделение и вычленение. Первое основано на определении психо- логической доминанты высказывания, второе - на психологическом приеме снятия дефицита информации. В последнем случае высказывание и представляет собой в основном рематический элемент, т. е. носит моноре- матический характер. Таким образом, особенностью данного подхода является то, то высказыва- ние рассматривается как процесс, выражающий коммуникативно-речевую дея- тельность говорящего, и как продукт этого процесса, представляющий ове- ществление в речевых структурах результатов речемылительной деятельности собеседников. Поэтому данный подход можно охарактеризовать также как ком- муникативно-семантический, т. к. он позволяет определить соотношения между семантическими и коммуникативными характеристиками высказывания. Итак, при анализе коммуникативно-семантической структуры сокращен- ных высказываний наиболее оправданным и подходящим для целей настоя- щего исследования является функционально-семантический метод, разрабо- танный Л.П. Чахоян [4], под которым понимается лингвистический анализ высказывания, позволяющий выявить типы семантических структур и их роль в коммуникативном процессе. Особенностью предлагаемого метода яв- ляется комплексный анализ смысла монорематических реплик, заключаю- щийся в установлении их семантико-синтаксических, логико-семантических и коммуникативно-психологических характеристик. Автор дает приемлемую для целей настоящей работы классификацию вопросительных высказываний, в которой отражены семантико-содержательные особенности вопроса. За ос- нову берется роль вопросительных высказываний в процессе непосредствен- ного общения между двумя участниками диалога. При этом коммуникатив- ный процесс определяется как «двусторонняя речевая деятельность, произво- димая в соответствии с определенной целью» [5, с. 79]. Опыт теоретических и эмпирических исследований показывает, что се- мантические составляющие речевого поведения субъекта общения, отража- ющиеся в диалогическом единстве как минимальной единице диалога, не поддаются непосредственному измерению. При этом сами семантические со- ставляющие непосредственно связаны с семантическим пространством субъ- екта общения. С одной стороны, наличие такого семантического простран- ства обусловлено самим существованием языка как системы значений и речи как реализации этой системы. С другой, семантическое пространство имеет субъективный характер, поскольку его структура и наполнение во многом определяются индивидуальной речевой практикой каждого человека, а более широко - всем его жизненным, познавательным опытом. Поэтому психосе- мантика, являющаяся областью пересечения интересов психологической науки и языкознания, использует методологию построения субъективных се- мантических пространств как операциональных моделей категориальных структур индивидуального и общественного сознания [6]. В задачу психосемантики при этом входит реконструкция индивидуаль- ной системы значений, через призму которой происходит восприятие субъек- том мира, других людей, самого себя, а также изучение ее генезиса, строения и функционирования. В когнитивистских теориях значение задает то направ- ление, в котором происходит обобщение и абстрагирование сенсорной ин- формации. Например, у Ч. Осгуда [7] значение определяется как ассоцииро- ванная со стимулом «репрезентативная реакция». Эта реакция в поведении не проявляется, а репрезентирует субъекту готовность реальной реакции. Знако- вые заместители реальных объектов (слова) получают конотативное значение в результате образования системы условных связей между реальными стиму- лами и реальной реакцией и замещающим стимулом (знаком). Л.С. Выгот- ский рассматривает значение слова «не только как единство мышления и ре- чи, но и как единство обобщения и общения, коммуникации и мышления [8, с. 19]. С.Л. Рубинштейн характеризует значение в единстве его содержатель- ного и аффективного компонентов: «Фиксированные в языке обобщенные значения, отражающие общественный опыт, приобретают в контексте инди- видуального сознания, в связи с мотивами и целями, определяющими речь как акт деятельности индивида, индивидуальное значение или смысл, отра- жающие личное отношение говорящего - не только его знания, но и его пе- реживания в том неразрывном их единстве и взаимопроникновении, в кото- ром они даны в сознании индивида» [9, с. 382]. Все это может служить методологическим основанием психосемантиче- ского подхода к исследованию семантических составляющих речевого пове- дения субъекта общения. Семантические составляющие речевого поведения находят свое отражение и в диалоге в целом, и в диалогическом единстве как минимальной единице диалога. Поэтому проблемы измерения семантических пространств сопряжены и с проблемой выделения диалогических единств, фиксированных в тексте, и с проблемой представления таких единиц в удоб- ной для восприятия и последующего анализа форме. В современной отечественной психодиагностике контент-анализ приме- няется крайне редко по сравнению с другими методиками. В то же время данный метод заслуживает большего внимания, так как представляет синтез психологического и филологического подходов, открывая большие исследо- вательские возможности этого метода именно применительно к так называе- мым «продуктам вербального творчества». По характеру речевых проявлений с помощью психоанализа уже давно производится психологическая операция по выявлению болезненных струк- тур подсознания. Как полагал З. Фрейд, даже в небольшом по объему тексте можно увидеть «глубинные душевные процессы… и скрытые мотивы пове- дения» [10, с. 35]. К. Юнг [11] использовал описание сновидений, тексты поэ- тического творчества для выделения архетипов в подсознании человека. Не- мало попыток характеризовать личность автора на основе его текстовой про- дукции представлено в литературоведении. Сфера применения контент- анализа довольно широка. Т.Н. Ушаковой, В.А. Цепцовым, К.И. Алексеевым [12] на основе анализа материалов политических дискуссий обобщен круг выявленных авторских интенций претендентов на пост президента РФ в 1996 г. и психологические особенности данных претендентов. Л.И. Шрагина [13] рассматривает метод выявления творческих способностей в процессе решения проблемно-когнитивных «языковых» и познавательных ситуаций на основе анализа вербального творчества испытуемых. С середины прошлого века получает распространение качественно- количественный анализ вербальной коммуникации в малых группах. Так, по- средством анализа диалогов, деловых бесед, дискуссий в малых группах диа- гностировались стиль руководства, социально-психологический климат, кон- фликтность и т. д. Таким образом, опыт применения контент-анализа различных документов демонстрирует его значительные возможности для психодиагностики на уровне личности. Использование метода контент-анализа для исследования диалогиче- ских единств, имеющих в своем составе монорематическое высказывание, на материале драматических произведений в наибольшей мере отвечает целям и задачам настоящего исследования. К тому же метод контент-анализа широко используется при анализе ответов на открытые вопросы анкет. С целью оценки эмоционально-волевых компонентов психической дея- тельности - отношений, мотивации, интересов, способностей, а также осо- бенностей поведения личности в социальных ситуациях используются раз- личные психодиагностические приемы. Это могут быть проективные тесты, личностные опросники и тесты деятельности. Личностные опросники предназначены для психологической диагностики степени выраженности у индивида определенных личностных черт или дру- гих психологических характеристик, количественным выражением которых служит суммарное число определенных ответов на определенные пункты опросника. В психологии разработаны опросники для диагностики устойчивых черт личности, к которым, в частности, относится темперамент. Здесь можно назвать таких авторов, как Я. Стреляу, Г. Айзенк, В.И. Похилько и А.Г. Шме- лев, Р. Кеттелл. Однако ближе всего к типологии личности К. Юнга, приня- той в настоящем исследовании, стоит методика Д. Кейрси. Развитие классификации психологических типов личности К. Юнга связа- но с именем Д. Кейрси, который сумел выделить, детально описать и с успе- хом использовать на практике типы темперамента и психологические портре- ты. Типы темперамента в трактовке Д. Кейрси представляют собой некие универсальные регуляторы, приспосабливающие свойства воспринимающего организма к характеру внешних воздействий [14]. Было выделено четыре ти- па темперамента, каждый из которых, в свою очередь, подразделяется на че- тыре психологических портрета. Так, типы темперамента были выделены из четырех пар предпочтений: Е - экстраверсия (Extraversion) I - интроверсия (Introversion) Т - думание, логичность (Thinking) F - чувствование (Feeling) S - сенсорика (Sensation) N - интуиция (Intuition) J - рассудительность (Judging) Р - импульсивность (Perseiving) Различное сочетание трех последних пар предпочтений выявило типы темперамента: SJ - Эпиметей (Epimeteus) SР - Дионисий (Dionysus) NТ - Прометей (Ргоmeteus) NF - Аполлон (Аро11о) Следует подчеркнуть, что понятие «темперамент» в понимании Д. Кейрси предполагает реализацию свойств личности, придающих неповторимое свое- образие всем проявлениям индивидуума, его индивидуальности и Самости. Согласно Д. Кейрси, каждый из четырех типов темперамента подразделяется на четыре психологических портрета: SJ - ISFJ, ISTJ, ESFJ, ESTJ; SP - ISFP, ISTP, ESFP, ESTP; NT - INTJ, INTP, ENTP, ENTJ; NF - INFP, INFJ, ENFP, ENFJ. Методика Д. Кейрси наиболее полно оценивает социально- психологические особенности личности, так как характеризует личностные параметры по четырем основным шкалам (экстраверсия - интроверсия, сен- сорика - интуиция, чувствование - рациональность, рассудительность - им- пульсивность), что и является одной из задач настоящего исследования. С другой стороны, использование данной типологии и методики представляется перспективным, потому что в них заложены наиболее общие характери- стики личности, связанные со способом взаимодействия с окружающей дей- ствительностью, социальной стороной поведения личности. Другую группу психодиагностических методик составляют методики, направленные на выявление отдельных характеристик, таких как отдельные виды мотивации, направленность и способности. В результате многолетних исследований мотивации достижений был со- здан валидный и надежный инструментарий для диагностики вышеназванных мотивов. Здесь можно назвать проективные методики Э. Френч, Дж. Аткинсона, Г. Хекхаузена, опросники С. Мандлера и С. Сарасона, С. Фитер, Г. Мехрабиана. Однако перечисленные методики измерения моти- вации достижения успеха и избежания неудач неудобны для массовых обсле- дований, требуют высокой психологической квалификации исследователя, специальной подготовки экспертов для их обработки. Поэтому среди методов диагностики мотивации достижения успеха и избежания неудач нами были выбраны методики Т. Элерса «Определение уровня мотивации достижения цели и успеха» и «Определение уровня мотивации избежания неудач» как оп- тимальные для проведения настоящего исследования. Помимо этого данные опросники позволяют оценить уровень страха перед поражением, негативным результатом деятельности общения, уровень защиты. Одним из первых опросников для измерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению, до сих пор пользующимся популярно- стью, является опросник А. Мехрабиана, который измеряет два обобщенных мотива: стремление к принятию и страх отвержения. Преимуществом данно- го опросника является его применимость к тем случаям, когда в роли партне- ра по общению выступает незнакомый или малознакомый человек. К тому же две части опросника не располагают к социально желательным ответам и не коррелируют между собой. В связи с этим выбор данного опросника для из- мерения аффилятивной тенденции и чувствительности к отвержению выгля- дит вполне оправданным. Методика В. Смекайла и М. Кучера позволяет определить доминирую- щую направленность личности: на себя, на дело, на других, и изучить жиз- ненную позицию испытуемого. Российскими психологами заложен прочный теоретический и методоло- гический фундамент исследования способностей, получен и интерпретирован богатый фактический материал. Однако методы диагностики способностей разрабатываются менее интенсивно. При изучении способностей использует- ся набор разнообразных методов: наблюдение, эксперимент, анализ продук- тов деятельности, но по формальным критериям эти методы, как правило, не доведены до уровня требований, предъявляемых к методам психодиагности- ки. Среди методик исследования коммуникативных способностей нами был выбран опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС2). Методика КОС2 базируется на принципе отражения и оценки испы- туемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях на основе его реального поведения и реального, пережитого в опыте отноше- ния. Исходя их этого принципа опросник позволяет выявить уровень разви- тия коммуникативных способностей. Опросник проверяет способность четко и быстро устанавливать контакты с людьми, стремление участвовать в обще- нии, определяет уровень развития не только коммуникативных способностей, но и организаторских, которые проявляются в способности к самостоятель- ному принятию решений, в инициативности в деятельности и общении. Так, по мнению А.В. Батаршева, развитые коммуникативные и организаторские способности позволяют грамотно строить межличностные отношения, эф- фективно взаимодействовать в совместной деятельности [Там же]. Итак, комбинация нескольких подходов к исследованию речевого пове- дения личности в процессе общения, социо-психологического и лингвистиче- ского, обуславливает использование методов психологии и лингвистики. На первом этапе исследования для выявления и классификации стимули- рующих высказываний, прогнозирующих появление монорем, а также анали- за коммуникативно-семантической структуры монорематических высказыва- ний на основе литературных текстов может быть использован метод контент- анализа, а также функционально-семантический метод. Для диагностики личностных характеристик говорящего, проявляющихся в процессе межличностного общения, а именно темперамента, коммуника- тивных способностей и мотивации достижения успеха, мотивации аффилиа- ции и направленности личности, используется ряд методик. Методика Д. Кейрси наиболее полно оценивает социально-психологические особенно- сти личности, так как характеризует личностные параметры по четырем ос- новным шкалам (экстраверсия - интроверсия, сенсорика - интуиция, чув- ствование - рациональность, рассудительность - импульсивность), чем и обусловлен ее выбор для изучения темперамента. Наиболее адекватными ме- тодами исследования потребностно-мотивационной сферы личности в обще- нии являются методики Т. Элерса «Определение уровня мотивации достиже- ния цели и успеха» и «Определение уровня мотивации избежания неудач», опросник измерения аффилятивной тенденции А. Мехрабиана, «Ориентиро- вочная анкета» В. Смекайла и М. Кучера. Опросник «Коммуникативные и организаторские способности» (КОС) может являться материалом для выяв- ления уровня развития коммуникативных и организаторских способностей.
×

About the authors

Victoria V. Dobrova

Samara State Technical University

Email: victoria_dob@mail.ru
Cand. Psych. Sci., Associate Professor, Head of Foreign Languages Department 244, Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100

Irina G. Sysueva

Samara State Technical University

Email: miggim@mail.ru
Senior Lecturer of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100

References

  1. Падучева Е.В. Высказывание и его соотнесенность с действительностью. -М.: Наука, 1985. - 271 с.
  2. Шведова Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи. - М.: Высшая школа, 1960. - 378 с.
  3. Сусов И.П. Семантическая структура предложения. - Тула, 1994. - 178 с.
  4. Чахоян Л.П. Синтаксис диалогической речи современного английского языка. - М.: Высшая школа, 1979. - 168 с.
  5. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. - СПб.: Речь, 2001. - 146 с.
  6. Серль Дж. Классификация иллокутивных актов // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. - М., 1986. - С. 229-260.
  7. Osgood Ch. The representational model and relevant research methods // Trends in content analysis / Pool I. De S.Urbana, 1959.
  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч.: В 6 т. Т. 2. - М.: Педагогика, 1982. -502 с.
  9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 448 с.
  10. Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминание детства. - Ростов-нД, 1990. - 69 с.
  11. Юнг К.Г. Психологические типы. - СПб.: Ювента-М., Прогресс-Универс, 1995. - 720 с.
  12. Ушакова Т.Н., Цепцов В.А., Алексеев К.И. Интент-анализ политических текстов // Психологический журнал. - 1991. - № 4. - С. 98-109.
  13. Шрагина Л.И. Конструирование метафор в контексте психологии способностей // Психологический журнал. - 1999. - Т. 20, № 1. - С. 12-17.
  14. Батаршев А.В. Типология характера и личности. - М.: Изд-во Института психотерапии, 2001. - 116 с.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Dobrova V.V., Sysueva I.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies