Results of research on the formation of students readiness to keep the professional ethics


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with the problem of training qualified specialists in journalism. It is noted, in the present conditions of development of society it is necessary to develop spiritually rich personality possessing creativity, high professional culture, morality. The author presents the results of the research on the formation of readiness of future journalists to abide by professional ethics. It is revealed the necessity of the use of a foreign language as a mean of development indicators of readiness of students to professional work components. Analyzing the concept of a three-tier structure of linguistic personality, it is defined as the correlation between the three types of communication needs as well as the three sides of the communication process - communicative, interactive and perceptive, reflecting the nature of activities of a journalist and is closely related to its functions. The article suggests the algorithm formation of professionally significant qualities of students in different activities.

Full Text

Социально-экономические перемены, происходящие в стране, расшире- ние задач средств массовой информации в условиях построения демократи- ческого государства обусловили необходимость научно-теоретического ана- лиза содержания и методов формирования духовно-нравственной личности, обусловленных тенденциями профессионального образования. В процессе исследования был проведен сравнительный анализ мировых, ре- гиональных и внутривузовских тенденций, что позволило выделить их совокуп- ность для уточнения направлений в развитии журналистского образования: гу- манизация процесса профессиональной подготовки и гуманитаризация, результат которых выражается приемами межличностного взаимодействия на основе признания ценности личности; непрерывность и многоуровневость для обеспе- чения условий творческого раскрытия в профессиональной сфере; модернизация средств профессиональной подготовки на основе компьютеризации образова- тельного процесса, приближенного к условиям профессиональной деятельности; регионализация, учитывающая потребности конкретного региона в журналистах для различных учреждений массовой информации. Потребовалось выявление специфики журналистской деятельности, что нашло выражение в предмете познания как начальной стадии творческого про- цесса, в предмете деятельности - журналистском тексте, несущем фактологиче- ский материал и его авторскую оценку, в инструменте деятельности, предстаю- щем связью профессиональной деятельности журналиста и морали. Это позво- лило выявить и раскрыть особенности деятельности журналиста (полифункцио- нальность, интегративность, ситуативность). Полифункциональность выражает- ся совокупностью функций журналиста (ценностно-ориентировочная, культу- роформирующая, познавательная, регулятивно-преобразующая, коммуникатив- ная); интегративность - совокупностью видов деятельности (организация, моде- лирование, редактирование, творчество); ситуативность стимулирует к приня- тию этического решения в каждой конкретной жизненной ситуации, ставшей предметом изучения и литературного представления. В ходе исследования обнаружено, что проблема профессиональной под- готовки будущих журналистов на современном этапе недостаточно разрабо- тана и требует дальнейшего ее изучения в силу сложности этого вида дея- тельности. Потребовалось расширение понятия «готовность» в содержательном аспекте до «готовности к соблюдению норм профессио- нальной этики», которая рассматривается нами в качестве цели профессио- нальной подготовки студентов - будущих журналистов. Как интегративное свойство личности, готовность к соблюдению норм профессиональной этики системообразует компоненты: ценностно-мотивационный - ценностные ори- ентиры, профессиональная направленность (норма отношения); когнитивный знание функций журналиста и специфики журналистской деятельности (норма знания); эмоционально-волевой - умение управлять ситуацией, про- являя ответственность за достоверность представляемой информации; ре- флексивный - способности к анализу профессиональных ситуаций, прогно- зированию собственных действий и действий социума, оценке результата де- ятельности (норма поведения). Процесс подготовки к журналистской деятельности требует организации целостной культурной среды, что определило необходимость формирования го- товности студентов - будущих журналистов в пространстве культуры, а именно в сферах духовных ценностей, науки. Поскольку культура отражается в языке, предположили о наличии возможностей развития показателей компонентов го- товности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессио- нальной этики в процессе изучения иностранного языка, контекстность освоения которого способствует осознанию специфики журналистской деятельности, а виды речевой деятельности направляются на выработку показателей компонен- тов готовности, активизируя процесс формирования нормы знания, нормы от- ношения, нормы поведения будущего журналиста. По результатам констатирующего эксперимента была выявлена недоста- точная сформированость компонентов готовности студентов - будущих жур- налистов к соблюдению норм профессиональной этики, что подтвердило необходимость внесения изменений в иноязычное образование студентов - будущих журналистов, создания системы, обеспечивающей развитие готов- ности к соблюдению норм профессиональной этики. При разработке содержательного элемента системы формирования готов- ности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессио- нальной этики опора делалась на культурологический, полевой и контекстный подходы; организационного элемента - на личностно- ориентированный, пространственный, этико-педагогический подходы, что способствовало развитию показателей компонентов готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, по- скольку отбор средств осуществлялся с учетом структурно-содержательных характеристик основного понятия. Установлено, что в методическом плане формирующими возможностями в процессе обучения иностранному языку обладает кейс-метод как специфи- ческая разновидность аналитической технологии, способствующая решению педагогических задач в ходе исследовательского процесса и аналитических процедур. Как технология коллективного обучения он интегрирует техноло- гии развивающего, личностно-ориентированного обучения, включая проце- дуры индивидуального, группового и коллективного развития, способствует формированию у студентов этического и ценностного отношения к миру, другим людям и к самим себе. В сложную систему кейс-метода включены: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, методы описа- ния, проблемный метод, метод классификации, игровые методы, «мозговая атака», дискуссия. Эти процедуры существенно обогащают, расширяют обра- зовательный потенциал: формируются навыки системного описания, разви- ваются способности отделения существенного от несущественного, пред- ставления собственной трактовки и собственной оценки фактов, предположе- ний, умолчаний, что предполагает выражение ценностного и оценочного суждения о событиях и людях, описываемых в кейсе. Проблемный подход к действительности, предполагающий реализацию в деятельности способности к ценностному и этическому разрешению проблем, позволяет студентам про- игрывать роли участников кейса, что является специфической формой их со- циализации, обретения жизненного опыта, знаний, навыков, способов взаи- модействия. Доказано, что дискуссии учат студентов взаимодействию в мик- рогруппе, способствуют овладению этическими нормами и навыками нрав- ственного поведения в условиях коллективной деятельности, развивают уме- ния аргументированно отстаивать свою точку зрения без нанесения мораль- ного вреда оппоненту по дискуссии. Формирующий эксперимент, цель которого заключалась в апробации спро- ектированной системы формирования готовности студентов - будущих журна- листов к соблюдению норм профессиональной этики, проходил на базе Самар- ского государственного университета. Его результаты подтвердили эффектив- ность спроектированной системы, что выразилось положительной динамикой показателей компонентов готовности студентов - будущих журналистов к со- блюдению норм профессиональной этики и усилением их взаимосвязи. В ходе формирующего эксперимента на основе сравнения его результатов с материалами констатирующего эксперимента определялись доминирующие по- казатели в каждом компоненте. Так, доминирующим показателем в когнитивном компоненте является «знание функций деятельности журналиста»; в ценностно- мотивационном - «потребность в соблюдении норм речевого поведения»; в эмоционально-волевом - «умение вести дискуссию»; в рефлексивном - «спо- собность к принятию этических решений», что свидетельствует об эффективно- сти разработанной системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, о возможностях иностранного языка в решении задач профессионализации студентов. Для целостного представления о сформированности компонентов готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессио- нальной этики были подвергнуты корреляционному анализу связи между ни- ми с помощью коэффициента корреляции Пирсона (Statistica). Направление корреляционной связи между компонентами готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики определялось по знаку корреляции: положительный знак - связь прямая (при изменении одной переменной происходит равномерное изменение другой); отрицательный - связь обратная (с изменением значения одной переменной происходит изме- нение другой на обратное). Сила связи определялась по абсолютной величине корреляции (от 0 до 1). Анализ полученных материалов проводится по мат- рицам данных констатирующего и формирующего экспериментов. Получен- ная корреляционная матрица с указанными p-уровнями значимости (по кри- терию Стьюдента) представлена на рисунке. Когнитивный компонент Ценностно-мотивационный компонент Эмоционально-волевой компонент Рефлексивный компонент Корреляционная плеяда: Знание норм профессиональной этики журналистов Знание функций деятельности журналиста Знание норм речевого поведения Знание этикета, социокультурного фона ситуации Знание специфики деятельности журналистов Интерес к деятельности журналиста Потребность в соблюдении норм профессиональной этики журналистов Интерес к знанию функций журналистов Потребность в соблюдении норм речевого общения Потребность в самосовершенствовании Умение контролировать эмоции Умение избегать конфликтных ситуаций Умение расположить к себе человека Умение создавать положительное психологическое состояние Умение вести дискуссию Способность к анализу и самоанализу Способность к оценке ситуации и выявлению проблемы Способность к осуществлению выбора из возможных решений Способность к принятию этических решений Способность внести коррективы в деятельность Удовлетворенность получением знаний о будущей профессиональной деятельности Ориентация на деятельность журналиста Развитие способностей к деятельности журналиста Анализ корреляционных матриц по результатам констатирующего и формирующего экспериментов показал тесную взаимосвязь между показа- телями внутри компонентов. В когнитивном компоненте сильные связи наблюдаются между показателями «знание норм профессиональной этики журналистов» (1), «знание норм речевого поведения» (3), «знание специфики деятельности журналистов» (5), что указывает на сформированность норм знаний у будущих журналистов средствами иностранного языка. В ценност- но-мотивационном компоненте - между «интересом к деятельности журнали- ста» (6), «ориентацией на деятельность журналиста» (22), «интересом к зна- нию функций журналистов» (8), что объясняется направленностью студентов на соблюдение норм отношений; в эмоционально-волевом - между «умением расположить к себе человека» (13), «умением создавать положительное пси- хологическое состояние» (14), «умением вести дискуссию» (15); в рефлек- сивном - между «способностью к оценке ситуации и выявлению проблемы» (17), «способностью осуществлять выбор из возможных решений» (18), что свидетельствует о сформированности речевых норм поведения. Таким образом, в результате экспериментальной работы, направленной на развитие показателей готовности студентов - будущих журналистов к со- блюдению норм профессиональной этики, выявилась тесная взаимосвязь компонентов готовности, гармоничное развитие их показателей, а наиболее значимые корреляционные связи показал рефлексивный компонент, что сви- детельствует об усилении его роли в структуре готовности студентов - буду- щих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Современная парадигма профессионального образования, целью которого становится развитие нравственных ориентиров, ответственности за принятие решения в конкретной ситуации, выражается стратегией образования в контексте культуры. Культурологический подход к формированию готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной эти- ки реализуется с помощью содержания курса иностранного языка, представля- ющего культурные практики личности в различных сферах жизнедеятельности. Обладая развивающим, профессионально обогащающим потенциалом, ино- странный язык представляет дополнительный ресурс формирования профессио- нально значимых свойств у студентов - будущих журналистов. Контекстный подход к профессиональной подготовке позволяет модели- ровать предметное и социальное содержание профессионального труда, что создает возможности для трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Таким образом, средства иностранного языка позволяют реализовать модель динамического движения от учебной деятельности к профессиональной, что и было доказано в ходе формирующего эксперимента. Поиск способов решения профессиональных ситуаций, связанных с осуществлением морального выбора, потребовал применения личностно- ориентированного подхода к формированию готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, позволяющего создавать пространство выбора для принятия решения. Личностно- ориентированное обучение иностранному языку в ходе опытно- экспериментальной работы позволяло учитывать личностные особенности студентов, включать их в профессиональные ситуации - тем самым обеспе- чивались условия для самореализации, что соответствовало тенденции гума- низации профессиональной подготовки журналистов. Методическая основа системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к со- блюдению норм профессиональной этики, представленная кейс-методом, со- держала проблемы журналистской деятельности и способы их решения в условиях имитации профессиональной сферы. Экспериментальная работа проводилась в Самарском государственном университете и направлялась на разработку и апробацию системы формиро- вания готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Результаты опытно-экспериментальной работы да- ли положительную динамику показателей в когнитивном (8,8 %), ценностно- мотивационном (7,1 %), эмоционально-волевом (13,8 %), рефлексивном (14 %) компонентах, что свидетельствует об эффективности опытно- экспериментальной работы по формированию готовности студентов - буду- щих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Методом корреляционного анализа была подтверждена правомерность выделения по- казателей в структуре компонентов, их взаимосвязь и взаимообусловленность и выделены факторы эффективной профессиональной подготовки студентов будущих журналистов: фактор нормы знания, фактор нормы отношения, фактор нормы поведения. Сравнение данных, полученных в ходе констатирующего и формирую- щего экспериментов, подтвердило гипотетическое предположение: иностран- ный язык является значимым средством формирования готовности студен- тов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, что выражается позитивными изменениями в ценностно-мотивационном, ко- гнитивном, эмоционально-волевом и рефлексивном компонентах. Таким образом, доказательством эффективности системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профес- сиональной этики будет количественный рост показателей компонентов го- товности будущих журналистов, усиление их взаимосвязи, что свидетель- ствует о повышении интереса к журналистской деятельности, развитии потребности к соблюдению норм профессиональной этики, норм речевого по- ведения, выработке способностей к самоанализу, оценке ситуации, принятию этических решений. Выполненное нами исследование проблемы формирова- ния готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм про- фессиональной этики вносит определенный вклад в решение задач професси- ональной подготовки будущих журналистов.
×

About the authors

Natalia V. Ageyenko

Samara State Technical University

Email: L-2402@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department 244, Molodogvardeyskaya St., Samara, 443100

References

  1. Бережная Т.М., Яковлева В.А. Некоторые особенности современной нормы публицистического стиля // Проблемное описание и преподавание романо-германских языков (семантика и структура слов, предложения и текста): Межвузовский сборник научных трудов. - Нальчик, 2012. - С. 128-135.
  2. Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 496 с.
  3. Козина Е. Средства массовой коммуникации и общения. Феномен заимствования речевых оборотов из средств массовой информации // Журналистика и коммуникативные способности личности: Сб. научных статей. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2010. - С. 29-37.
  4. Крутская С.В., Нуртдинова Л.Р. Критерии отбора текстов в курсе иностранного языка для магистерской подготовки согласно требованиям ФГОС ВПО // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 3 (23). - С. 98-103.
  5. Минина Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методологические рекомендации. - М.: НВИ Тезаурус, 2003. - 62 с.
  6. Обнорская М.Е. К проблеме нормы в языке и стиле // Стиль и контекст. - Л.: ЛГПИ, 2000. - С. 46-56.
  7. Рыбкина А.А. Роль языковых навыков в системе развития академической мобильности / Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. - М.-Челябинск, 2013. - Ч. II. - С. 260-264.
  8. Сенкевич М.П. Культура радио и телевизионной речи. - М.: Высшая школа, 1997. - 96 с.
  9. Халеева И.И. Понимание иноязычного устного текста как аспект межкультурной коммуникации // Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17- 21.Х.89. - М.: РЕМА, МГЛУ, 2002. - С. 120-127.
  10. Black J., Вryant J. Introduction to Mass Communication. - 3rd Ed. Dubuque, Iowa: Brown and Benchmark, 1992. - p. 580.
  11. Christians, Clifford G., et al. Media Ethics: Cases and Moral Reasoning. White Plains. - NY: Longman Publishing Group, 1995. - p. 294.
  12. Dudley-Evans A., St. Johns M.J. Developments in English for Specific Purposes. Cambridge University Press. - 1998.
  13. Gonzalez Julia and Robert Wagenaar, eds. Tuning Educational Structures in Europe. Final Report - Pilot Project Phase. Groningen and Bilbao, 2003. - 366 pp.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Ageyenko N.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies