Результаты опытно-экспериментальной работы по формированию готовности студентов к соблюдению норм профессиональной этики
- Авторы: Агеенко Н.В.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 13, № 2 (2016)
- Страницы: 6-15
- Раздел: Статьи
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52182
- ID: 52182
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается проблема подготовки квалифицированных специалистов в области журналистики. Отмечено, в современных условиях необходимо развитие духовно богатой личности, обладающей творческим потенциалом, высокой профессиональной культурой, нравственностью. Автором приводятся результаты проведенного исследования по формированию готовности будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Выявлена и обоснована необходимость использования иностранного языка как средства развития показателей компонентов готовности студентов к профессиональной деятельности. Установлено, что в методическом плане формирующими возможностями в процессе обучения иностранному языку обладает кейс-метод. В ходе анализа концепции трехуровневого устройства языковой личности определена корреляция с тремя типами коммуникативных потребностей - контактоустанавливающей, информационной и воздействующей, а также с тремя сторонами процесса общения - коммуникативной, интерактивной и перцептивной, что отражает характер деятельности журналиста и тесно связано с ее функциями.
Полный текст
Социально-экономические перемены, происходящие в стране, расшире- ние задач средств массовой информации в условиях построения демократи- ческого государства обусловили необходимость научно-теоретического ана- лиза содержания и методов формирования духовно-нравственной личности, обусловленных тенденциями профессионального образования. В процессе исследования был проведен сравнительный анализ мировых, ре- гиональных и внутривузовских тенденций, что позволило выделить их совокуп- ность для уточнения направлений в развитии журналистского образования: гу- манизация процесса профессиональной подготовки и гуманитаризация, результат которых выражается приемами межличностного взаимодействия на основе признания ценности личности; непрерывность и многоуровневость для обеспе- чения условий творческого раскрытия в профессиональной сфере; модернизация средств профессиональной подготовки на основе компьютеризации образова- тельного процесса, приближенного к условиям профессиональной деятельности; регионализация, учитывающая потребности конкретного региона в журналистах для различных учреждений массовой информации. Потребовалось выявление специфики журналистской деятельности, что нашло выражение в предмете познания как начальной стадии творческого про- цесса, в предмете деятельности - журналистском тексте, несущем фактологиче- ский материал и его авторскую оценку, в инструменте деятельности, предстаю- щем связью профессиональной деятельности журналиста и морали. Это позво- лило выявить и раскрыть особенности деятельности журналиста (полифункцио- нальность, интегративность, ситуативность). Полифункциональность выражает- ся совокупностью функций журналиста (ценностно-ориентировочная, культу- роформирующая, познавательная, регулятивно-преобразующая, коммуникатив- ная); интегративность - совокупностью видов деятельности (организация, моде- лирование, редактирование, творчество); ситуативность стимулирует к приня- тию этического решения в каждой конкретной жизненной ситуации, ставшей предметом изучения и литературного представления. В ходе исследования обнаружено, что проблема профессиональной под- готовки будущих журналистов на современном этапе недостаточно разрабо- тана и требует дальнейшего ее изучения в силу сложности этого вида дея- тельности. Потребовалось расширение понятия «готовность» в содержательном аспекте до «готовности к соблюдению норм профессио- нальной этики», которая рассматривается нами в качестве цели профессио- нальной подготовки студентов - будущих журналистов. Как интегративное свойство личности, готовность к соблюдению норм профессиональной этики системообразует компоненты: ценностно-мотивационный - ценностные ори- ентиры, профессиональная направленность (норма отношения); когнитивный знание функций журналиста и специфики журналистской деятельности (норма знания); эмоционально-волевой - умение управлять ситуацией, про- являя ответственность за достоверность представляемой информации; ре- флексивный - способности к анализу профессиональных ситуаций, прогно- зированию собственных действий и действий социума, оценке результата де- ятельности (норма поведения). Процесс подготовки к журналистской деятельности требует организации целостной культурной среды, что определило необходимость формирования го- товности студентов - будущих журналистов в пространстве культуры, а именно в сферах духовных ценностей, науки. Поскольку культура отражается в языке, предположили о наличии возможностей развития показателей компонентов го- товности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессио- нальной этики в процессе изучения иностранного языка, контекстность освоения которого способствует осознанию специфики журналистской деятельности, а виды речевой деятельности направляются на выработку показателей компонен- тов готовности, активизируя процесс формирования нормы знания, нормы от- ношения, нормы поведения будущего журналиста. По результатам констатирующего эксперимента была выявлена недоста- точная сформированость компонентов готовности студентов - будущих жур- налистов к соблюдению норм профессиональной этики, что подтвердило необходимость внесения изменений в иноязычное образование студентов - будущих журналистов, создания системы, обеспечивающей развитие готов- ности к соблюдению норм профессиональной этики. При разработке содержательного элемента системы формирования готов- ности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессио- нальной этики опора делалась на культурологический, полевой и контекстный подходы; организационного элемента - на личностно- ориентированный, пространственный, этико-педагогический подходы, что способствовало развитию показателей компонентов готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, по- скольку отбор средств осуществлялся с учетом структурно-содержательных характеристик основного понятия. Установлено, что в методическом плане формирующими возможностями в процессе обучения иностранному языку обладает кейс-метод как специфи- ческая разновидность аналитической технологии, способствующая решению педагогических задач в ходе исследовательского процесса и аналитических процедур. Как технология коллективного обучения он интегрирует техноло- гии развивающего, личностно-ориентированного обучения, включая проце- дуры индивидуального, группового и коллективного развития, способствует формированию у студентов этического и ценностного отношения к миру, другим людям и к самим себе. В сложную систему кейс-метода включены: моделирование, системный анализ, мысленный эксперимент, методы описа- ния, проблемный метод, метод классификации, игровые методы, «мозговая атака», дискуссия. Эти процедуры существенно обогащают, расширяют обра- зовательный потенциал: формируются навыки системного описания, разви- ваются способности отделения существенного от несущественного, пред- ставления собственной трактовки и собственной оценки фактов, предположе- ний, умолчаний, что предполагает выражение ценностного и оценочного суждения о событиях и людях, описываемых в кейсе. Проблемный подход к действительности, предполагающий реализацию в деятельности способности к ценностному и этическому разрешению проблем, позволяет студентам про- игрывать роли участников кейса, что является специфической формой их со- циализации, обретения жизненного опыта, знаний, навыков, способов взаи- модействия. Доказано, что дискуссии учат студентов взаимодействию в мик- рогруппе, способствуют овладению этическими нормами и навыками нрав- ственного поведения в условиях коллективной деятельности, развивают уме- ния аргументированно отстаивать свою точку зрения без нанесения мораль- ного вреда оппоненту по дискуссии. Формирующий эксперимент, цель которого заключалась в апробации спро- ектированной системы формирования готовности студентов - будущих журна- листов к соблюдению норм профессиональной этики, проходил на базе Самар- ского государственного университета. Его результаты подтвердили эффектив- ность спроектированной системы, что выразилось положительной динамикой показателей компонентов готовности студентов - будущих журналистов к со- блюдению норм профессиональной этики и усилением их взаимосвязи. В ходе формирующего эксперимента на основе сравнения его результатов с материалами констатирующего эксперимента определялись доминирующие по- казатели в каждом компоненте. Так, доминирующим показателем в когнитивном компоненте является «знание функций деятельности журналиста»; в ценностно- мотивационном - «потребность в соблюдении норм речевого поведения»; в эмоционально-волевом - «умение вести дискуссию»; в рефлексивном - «спо- собность к принятию этических решений», что свидетельствует об эффективно- сти разработанной системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, о возможностях иностранного языка в решении задач профессионализации студентов. Для целостного представления о сформированности компонентов готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессио- нальной этики были подвергнуты корреляционному анализу связи между ни- ми с помощью коэффициента корреляции Пирсона (Statistica). Направление корреляционной связи между компонентами готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики определялось по знаку корреляции: положительный знак - связь прямая (при изменении одной переменной происходит равномерное изменение другой); отрицательный - связь обратная (с изменением значения одной переменной происходит изме- нение другой на обратное). Сила связи определялась по абсолютной величине корреляции (от 0 до 1). Анализ полученных материалов проводится по мат- рицам данных констатирующего и формирующего экспериментов. Получен- ная корреляционная матрица с указанными p-уровнями значимости (по кри- терию Стьюдента) представлена на рисунке. Когнитивный компонент Ценностно-мотивационный компонент Эмоционально-волевой компонент Рефлексивный компонент Корреляционная плеяда: Знание норм профессиональной этики журналистов Знание функций деятельности журналиста Знание норм речевого поведения Знание этикета, социокультурного фона ситуации Знание специфики деятельности журналистов Интерес к деятельности журналиста Потребность в соблюдении норм профессиональной этики журналистов Интерес к знанию функций журналистов Потребность в соблюдении норм речевого общения Потребность в самосовершенствовании Умение контролировать эмоции Умение избегать конфликтных ситуаций Умение расположить к себе человека Умение создавать положительное психологическое состояние Умение вести дискуссию Способность к анализу и самоанализу Способность к оценке ситуации и выявлению проблемы Способность к осуществлению выбора из возможных решений Способность к принятию этических решений Способность внести коррективы в деятельность Удовлетворенность получением знаний о будущей профессиональной деятельности Ориентация на деятельность журналиста Развитие способностей к деятельности журналиста Анализ корреляционных матриц по результатам констатирующего и формирующего экспериментов показал тесную взаимосвязь между показа- телями внутри компонентов. В когнитивном компоненте сильные связи наблюдаются между показателями «знание норм профессиональной этики журналистов» (1), «знание норм речевого поведения» (3), «знание специфики деятельности журналистов» (5), что указывает на сформированность норм знаний у будущих журналистов средствами иностранного языка. В ценност- но-мотивационном компоненте - между «интересом к деятельности журнали- ста» (6), «ориентацией на деятельность журналиста» (22), «интересом к зна- нию функций журналистов» (8), что объясняется направленностью студентов на соблюдение норм отношений; в эмоционально-волевом - между «умением расположить к себе человека» (13), «умением создавать положительное пси- хологическое состояние» (14), «умением вести дискуссию» (15); в рефлек- сивном - между «способностью к оценке ситуации и выявлению проблемы» (17), «способностью осуществлять выбор из возможных решений» (18), что свидетельствует о сформированности речевых норм поведения. Таким образом, в результате экспериментальной работы, направленной на развитие показателей готовности студентов - будущих журналистов к со- блюдению норм профессиональной этики, выявилась тесная взаимосвязь компонентов готовности, гармоничное развитие их показателей, а наиболее значимые корреляционные связи показал рефлексивный компонент, что сви- детельствует об усилении его роли в структуре готовности студентов - буду- щих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Современная парадигма профессионального образования, целью которого становится развитие нравственных ориентиров, ответственности за принятие решения в конкретной ситуации, выражается стратегией образования в контексте культуры. Культурологический подход к формированию готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной эти- ки реализуется с помощью содержания курса иностранного языка, представля- ющего культурные практики личности в различных сферах жизнедеятельности. Обладая развивающим, профессионально обогащающим потенциалом, ино- странный язык представляет дополнительный ресурс формирования профессио- нально значимых свойств у студентов - будущих журналистов. Контекстный подход к профессиональной подготовке позволяет модели- ровать предметное и социальное содержание профессионального труда, что создает возможности для трансформации учебной деятельности студента в профессиональную деятельность специалиста. Таким образом, средства иностранного языка позволяют реализовать модель динамического движения от учебной деятельности к профессиональной, что и было доказано в ходе формирующего эксперимента. Поиск способов решения профессиональных ситуаций, связанных с осуществлением морального выбора, потребовал применения личностно- ориентированного подхода к формированию готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, позволяющего создавать пространство выбора для принятия решения. Личностно- ориентированное обучение иностранному языку в ходе опытно- экспериментальной работы позволяло учитывать личностные особенности студентов, включать их в профессиональные ситуации - тем самым обеспе- чивались условия для самореализации, что соответствовало тенденции гума- низации профессиональной подготовки журналистов. Методическая основа системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к со- блюдению норм профессиональной этики, представленная кейс-методом, со- держала проблемы журналистской деятельности и способы их решения в условиях имитации профессиональной сферы. Экспериментальная работа проводилась в Самарском государственном университете и направлялась на разработку и апробацию системы формиро- вания готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Результаты опытно-экспериментальной работы да- ли положительную динамику показателей в когнитивном (8,8 %), ценностно- мотивационном (7,1 %), эмоционально-волевом (13,8 %), рефлексивном (14 %) компонентах, что свидетельствует об эффективности опытно- экспериментальной работы по формированию готовности студентов - буду- щих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики. Методом корреляционного анализа была подтверждена правомерность выделения по- казателей в структуре компонентов, их взаимосвязь и взаимообусловленность и выделены факторы эффективной профессиональной подготовки студентов будущих журналистов: фактор нормы знания, фактор нормы отношения, фактор нормы поведения. Сравнение данных, полученных в ходе констатирующего и формирую- щего экспериментов, подтвердило гипотетическое предположение: иностран- ный язык является значимым средством формирования готовности студен- тов - будущих журналистов к соблюдению норм профессиональной этики, что выражается позитивными изменениями в ценностно-мотивационном, ко- гнитивном, эмоционально-волевом и рефлексивном компонентах. Таким образом, доказательством эффективности системы формирования готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм профес- сиональной этики будет количественный рост показателей компонентов го- товности будущих журналистов, усиление их взаимосвязи, что свидетель- ствует о повышении интереса к журналистской деятельности, развитии потребности к соблюдению норм профессиональной этики, норм речевого по- ведения, выработке способностей к самоанализу, оценке ситуации, принятию этических решений. Выполненное нами исследование проблемы формирова- ния готовности студентов - будущих журналистов к соблюдению норм про- фессиональной этики вносит определенный вклад в решение задач професси- ональной подготовки будущих журналистов.×
Об авторах
Наталия Владимировна Агеенко
Самарский государственный технический университет
Email: L-2402@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244
Список литературы
- Бережная Т.М., Яковлева В.А. Некоторые особенности современной нормы публицистического стиля // Проблемное описание и преподавание романо-германских языков (семантика и структура слов, предложения и текста): Межвузовский сборник научных трудов. - Нальчик, 2012. - С. 128-135.
- Ким М.Н. Журналистика: методология профессионального творчества. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2004. - 496 с.
- Козина Е. Средства массовой коммуникации и общения. Феномен заимствования речевых оборотов из средств массовой информации // Журналистика и коммуникативные способности личности: Сб. научных статей. - Бийск: НИЦ БиГПИ, 2010. - С. 29-37.
- Крутская С.В., Нуртдинова Л.Р. Критерии отбора текстов в курсе иностранного языка для магистерской подготовки согласно требованиям ФГОС ВПО // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2014. - № 3 (23). - С. 98-103.
- Минина Н.М. Программа обучения активному владению иностранным языком студентов неязыковых специальностей и методологические рекомендации. - М.: НВИ Тезаурус, 2003. - 62 с.
- Обнорская М.Е. К проблеме нормы в языке и стиле // Стиль и контекст. - Л.: ЛГПИ, 2000. - С. 46-56.
- Рыбкина А.А. Роль языковых навыков в системе развития академической мобильности / Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров. - М.-Челябинск, 2013. - Ч. II. - С. 260-264.
- Сенкевич М.П. Культура радио и телевизионной речи. - М.: Высшая школа, 1997. - 96 с.
- Халеева И.И. Понимание иноязычного устного текста как аспект межкультурной коммуникации // Глядя в будущее. Первый советско-американский симпозиум по теоретическим проблемам преподавания и изучения иностранных языков. 17- 21.Х.89. - М.: РЕМА, МГЛУ, 2002. - С. 120-127.
- Black J., Вryant J. Introduction to Mass Communication. - 3rd Ed. Dubuque, Iowa: Brown and Benchmark, 1992. - p. 580.
- Christians, Clifford G., et al. Media Ethics: Cases and Moral Reasoning. White Plains. - NY: Longman Publishing Group, 1995. - p. 294.
- Dudley-Evans A., St. Johns M.J. Developments in English for Specific Purposes. Cambridge University Press. - 1998.
- Gonzalez Julia and Robert Wagenaar, eds. Tuning Educational Structures in Europe. Final Report - Pilot Project Phase. Groningen and Bilbao, 2003. - 366 pp.
Дополнительные файлы
