Designing educational environment for the training of managers of industrial sphere


Cite item

Abstract

The concepts of "educational space", "educational environment" are important characteristics of the educational process. A necessary condition for the preparation of competitive specialists now becomes the integration of professional and educational environments. In this work, professionally oriented educational environment is considered as a set of pedagogical conditions and means of learning, contributing to the formation of readiness of managers of industrial areas to the profession. The system of formation of readiness for professional work of managers of industrial sphere in the conditions of professionally oriented educational environment.

Full Text

Согласно требованиям государственного образовательного стандарта тре- тьего поколения конкурентоспособность выпускника вуза на рынке труда определяется степенью сформированности у него совокупности профессио- нальных компетенций. Профессиональная компетентность менеджера произ- водственной сферы представляет собой интеграцию трех видов компетенций: производственной, управленческой и экономической. Производственная компетентность менеджера производственной сферы - это сформированная в процессе обучения способность к ведению производственной деятельности. Управленческая компетентность менеджера производственной сферы рас- сматривается нами как сформированная в процессе обучения способность к ведению организационно-управленческой деятельности. Экономическая компетентность менеджера производственной сферы - это сформированная в процессе обучения способность к ведению информационно-аналитической деятельности [1]. Однако, как показывает практика, существующая система подготовки менеджеров производственной сферы не отвечает требованиями рынка труда и работодателей. Формирование всей необходимой совокупно- сти профессиональных компетенций возможно только в специально органи- зованном образовательном пространстве. Понятия «образовательное пространство», «образовательная среда» яв- ляются важными характеристиками образовательного процесса. Единого определения понятия «образовательное пространство» в педагогическом со- обществе пока еще не сложилось (табл. 1). Трактовка понятия «образовательное пространство» Таблица 1 Автор/авторы Определение понятия «образовательное пространство» Сурина И.А. Упорядоченность социальных взаимодействий в образователь-ном измерении и их результат, ожидаемый в процессе имплика- ции общественного и личностного, объективного и субъективно- го начал социальной реальности [2]. Михайлова Ю.Н. Это проектируемая и создаваемая субъектами образования (пе-дагогами, студентами, их родителями и т. д.) область их сов- местной деятельности, где между ними и образовательными си- стемами (их элементами) начинают выстраиваться определен- ные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования [3]. Гусаковский М.А.и др. Особый вид пространства, место, охватывающее личностьи среду в процессе их взаимодействия, результатом которого становится приращение индивидуальной культуры студента [4]. Окончание таблицы Автор/авторы Определение понятия «образовательное пространство» Редько Л.Л.,Чумичева Р.М. Это целостное единое образование, состоящее из взаимообу-словленных и взаимодействующих линий-пространств, ступе- ней, пластов, «сред» социально-образовательных ситуаций, обеспечивающих проявление активности, инициативности, творчества, потенциальных возможностей в процессе субъект- субъектных и субъект-объектных отношений, где среда в про- странстве является входящим элементом [5]. Жданко Т.А. Специально организованная совокупность взаимосвязанных об-разовательных и профессиональных структур на основе мно- гофункциональности, многопрофильности, адаптивности и из- менчивости [6]. Различные аспекты образовательного пространства рассматриваются в работах Беккер И.Л., Воронцова В.К., Жеребятниковой Г.В., Журав- чик В.Н., Касторновой В.А., Погребова Н.Б., Самерхановой Э.К., Тряпицы- ной А.П., Шалаева И.К., Ясвина В.А. и др. В контексте данного исследования под образовательным пространством будем понимать специально организо- ванную совокупность условий (образовательных и профессиональных), обес- печивающих формирование готовности менеджера производственной сферы к профессиональной деятельности. Образовательная среда является неотъемлемой частью образовательного пространства и создается в процессе его функционирования. Ясвин В.А. определяет образовательную среду как «систему влияний и условий форми- рования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее разви- тия, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [7]. В рамках данной статьи под образовательной средой вуза будем понимать профессионально-ориентированную среду как совокупность условий и средств, обеспечивающих освоение студентами образа жизни, мышления и профессионального поведения менеджера производственной сферы. В со- временных педагогических исследованиях (В.И. Андреева, Н.В. Ипполитова, М.В. Зверевой, Б.В. Куприянова, А. Я. Найн, Н.С. Стерхо- ва), посвященных повышению эффективности педагогического процесса, вы- деляются педагогические условия, обеспечивающие успешность осуществля- емого процесса обучения. Найн А.Я. под педагогическими условиями пони- мает совокупность элементов, состоящих из реальных возможностей, форм и методов, материально-пространственной среды и педагогических приемов, направленных на решение поставленных задач в процессе обучения [8]. В нашем случае педагогические условия рассматриваются как источник возникновения самого процесса формирования готовности к профессиональной деятельности, как «потенциальная атмосфера» обучения менеджеров произ- водственной сферы. В первую очередь педагогические условия должны спо- собствовать удовлетворению заказа потенциальных работодателей к качеству подготовки менеджеров производственной сферы. Это вызывает необходи- мость интеграции образовательной и профессиональной сред (рис. 1). Комплекс Среда применения Педагогическое условие -обеспечение формирования мотива учебной деятельности («хочу делать») Средства формированияготовности(«могу делать») Образовательная среда Взаимодействие между участниками педагогического процесса (преподаватель - студент) ОПОП по профилюподготовки «Производ- ственный менеджмент», рабочие программыи учебные пособия Профессиональная среда Использование инновационныхтехнологий, посещение пред- приятия будущей профессио- нальной деятельности, взаимо- действие с работодателями Программные средства, практикана предприятии Рис. 1. Комплекс условий и средств формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы Следовательно, подготовка конкурентоспособного менеджера производ- ственной сферы становится возможной, если будет обеспечена включенность профессиональной среды в образовательную среду. Для этих целей был разрабо- тан авторский интегрированный курс «Основы управления производственными системами». Задачи курса - сформировать ответственное отношение к профес- сии и представление о профессиональных ценностях и возможностях, а также сформировать дополнительные (к указанным во ФГОС) профессиональные компетенции, выявленные в результате опроса работодателей. Данный курс учи- тывает специфику и особенности деятельности менеджера производственной сферы и позволяет реализовать запросы работодателей к качеству подготовки данных специалистов. Тем самым система подготовки менеджеров производ- ственной сферы принимает вид, представленный на рис. 2. Требования рынка труда и работодателей Требования ФГОС Целевой блок Цель: формирование готовности к профессиональной деятельности как интеграционного свойства личности Задачи: 1. Создание образовательной среды, способствующей формиро- ванию готовности менеджеров производственной сферы к профессио- нальной деятельности Развитие показателей в структуре готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности Содержательный блок Принципы: последовательности системности идентификации интеграции контекстности Подходы: интегрированный командный личностно-ориентированный компетентностный деятельностный Методы и формы обучения: Средства обучения: кейс-стади деловые игры тренинги лекционные и практические занятия лабораторный практикум управленческая и производ- ственная практики учебное пособие «Основы управ- ления производственными система- ми» сборники ситуационных задач программные продукты CATIA, Matlab, КОМПАС 3D, SMARTEAM мультимедийные средства обучения Результативный блок Технологический блок Педагогические условия: - образовательная среда, способствующая формиро- ванию готовности к профес- сиональной деятельности Компоненты готовности: рефлексивный; субъектный; технологический Результат: 1. Профессионально-ориентированная образовательная среда. 2. Менеджер производственной сферы с сформированными компетенци- ями к производственной, управленческой и экономической деятельности Рис. 2. Система формирования готовности к профессиональной деятельности менеджеров производственной сферы Еще одним элементом профессиональной образовательной среды вуза яв- ляется организация управленческой и производственной практик на конкрет- ном рабочем месте на ведущих предприятиях г. Сызрани с последующим трудоустройством выпускников. Таким образом, профессиональная среда оказывается интегрированной в образовательную среду. Выбор педагогической технологии обучения в системе профессиональной подготовки менеджеров производственной сферы зависит от ее практической направленности. На наш взгляд, такую практическую направленность могут создать имитационные методы обучения, которые подразделяются на игро- вые имитационные и неигровые имитационные методы. Одной из разновидностей игровых имитационных методов является дело- вая игра, которая представляет собой имитационное моделирование реальных систем, процессов и предприятий. Деловая игра дает возможность участни- кам вести предполагаемую профессиональную деятельность в течение неко- торого периода в предлагаемой производственной ситуации и приобрести опыт профессиональной деятельности в новых или изменяющихся условиях. Комплекс деловых игр, используемых нами в процессе формирования ре- флексивного, субъектного и технологического компонентов готовности, направляется на совершенствование деятельности внутри производственного предприятия. Деловые игры разработаны А.К. Казанцевым и Л.С. Серовой для имитации управления организацией [9], а нами адаптированы для обуче- ния менеджеров производственной сферы (табл. 2). Деловые игры, используемые при подготовке менеджеров производственной сферы Таблица 2 Деловаяигра Компонентыготовности Формируемые способности «СТРАПЛАН» Рефлексивный Способность анализировать финансовую отчетность и при- Способность проводить анализ рыночных и специфических рисков, использовать его результаты для принятия управлен- ческих решений нимать обоснованные инвестиционные, кредитные и финан- совые решения «СИПРОМ» Субъектный Способность к управлению производственными системами Способность координировать работу технического и произ- водственного персонала «ОРГПРО» Технологи-ческий Способность осваивать и применять современные методы Способность проводить организационно-плановые расчеты по созданию и реорганизации производственных участков производств Способность участвовать в постановке целей проекта Способность участвовать в разработке проектов, модерни- зации действующих и создании новых производств организации и управления производствами Кроме игровых методов в интегрированной учебной дисциплине «Осно- вы управления производственными системами» применялись наиболее рас- пространенные неигровые методы: кейс-стади (для формирования способно- стей рефлексивного компонента) и тренинг (для формирования способностей субъектного компонента). Кейс-стади для формирования готовности к профессиональной деятель- ности содержит описание реальных экономических, производственных и со- циальных ситуаций. Студентам предлагались «полевые» и «кресельные» кейс-стади. Например, «полевым» видом являлись ситуации, происходившие на предприятиях ОАО «Тяжмаш», ОАО «Пластик», ОАО «СНПЗ», а «кре- сельным» - ситуации, предлагаемые ведущими менеджерами производствен- ной сферы России в качестве обучающих (табл. 3). Кейс-стади, применяемые для подготовки менеджеров производственной сферы Таблица 3 Характеристика Виды кейс-стади Формируемые способности Обучаемых просят проанали-зировать ситуацию, разобрать- ся в сути проблем, предложить возможные варианты управ- ленческого решения и выбрать лучший из них. «Полевые», основан- «Кресельные» - ные на реальном фактическом материалевымышленные Способность к анализу Способность к прогнози- рованию Способность к оценке профессиональных ситуацийрезультата деятельности Тренинг может рассматриваться с нескольких точек зрения: как трени- ровка; как форма активного обучения; как метод создания оптимальных условий для самораскрытия обучаемых и их самостоятельного поиска аль- тернативных вариантов решения проблем и ситуаций. Так как тренинг в нашем случае направляется на формирование субъектного компонента, то необходимо применять такие тренинги, которые бы имели взаимосвязь с дру- гими компонентами (табл. 4). Обязательная взаимосвязь обусловлена инте- грированностью дисциплины. Виды тренингов, используемых при подготовке менеджеров производственной сферы Таблица 4 Характеристика Виды тренингов Формируемые способности 1.Установка на работув команде, на создание, изменение хода событий Командный - Способность создавать команду 2. Познание себя Индивидуальный Способность управлять собой Способность проявлять реши- тельность и нести ответственность за принятие решений Комплекс программных продуктов (CATIA, Matlab, КОМПАС 3D, SMARTEAM), используемых в разработанной нами системе, обеспечивает развитие у будущих менеджеров производственной сферы способности к проектно-конструкторской деятельности. Таким образом, формирование готовности к профессиональной деятель- ности менеджеров производственной сферы осуществляется путем создания профессионально ориентированной образовательной среды, включающей в себя совокупность педагогических условий и средств обучения. В качестве основных средств обучения выступают интегрированный курс «Основы управления производственными системами» и имитационные методы обуче- ния. Активное вовлечение студентов в процесс обучения способствует фор- мированию компонентов готовности к профессиональной деятельности ме- неджеров производственной сферы, что подтверждается результатами экспе- римента, проведенного в филиале Самарского государственного техническо- го университета в г. Сызрани. Так, значение показателей рефлексивного ком- понента готовности возросло на 5,5 %, по субъектному компоненту готовно- сти показатели выросли на 38,9 %, показатели технологического компонента дали прирост на 39,7 %. По результатам формирующего эксперимента выяв- лена также прямая взаимосвязь между всеми показателями компонентов. Наиболее существенная связь установлена между показателями рефлексивно- го и технологического компонентов и показателями субъектного и техноло- гического компонентов.
×

About the authors

Margarita V. Gorshenina

Branch establishment of Samara State Technical University

Email: kaf.piuss@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of General Economic Disciplines Department Syzran’ 45, Soviet St., Syzran’, the Samara region, 446001

Elena J. Firsova

Branch establishment of Samara State Technical University

Email: kaf.piuss@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of General Economic Disciplines Department. Syzran’ 45, Soviet St., Syzran’, the Samara region, 446001

References

  1. Фирсова Е.Ю. Структура готовности менеджеров производственной сферы к профессиональной деятельности // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2013. - № 2(20). - С. 265-269.
  2. Сурина И.А. Образовательное пространство: определение, структура и характеристики // Психолого-педагогические проблемы сельской школы. - 2010. - Вып. 35. - С. 250-260.
  3. Михайлова Ю.Н. Развитие адаптационного потенциала личности студента как фактор оптимизации образовательного пространства вуза // Психологическая наука и образование. - 2010. - № 5. - С. 19-25.
  4. Университет как центрокультуропорождающее образование. Изменение форм коммуникации в учебном процессе / Под ред. М.А. Гусаковского. - Мн.: БГУ, 2004. - 279 с.
  5. Чумичёва Р.М., Редько Л.Л. Теоретические подходы и проектирование образования в современных условиях. - Ставрополь: ИРО, 1996. - 24 с.
  6. Жданко Т.А. Образовательно-профессиональное пространство вуза как педагогическое условие формирования конкурентоспособности личности студента [Электронный ресурс] // Magister Dixit - науч.-пед. журнал Восточной Сибири. - Июнь 2012. - № 2 (06). - Режим доступа: http://md.islu.ru/ (дата обращения: 29.09.2015).
  7. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001. - 365 с.
  8. Найн А.Я. Инновации в образовании. - Челябинск: УралГАФК, 1995. - 288 с.
  9. Казанцев А.К., Серова Л.С. Имитационное моделирование управления организацией: опыт разработки деловых компьютерных игр // Вестник Санкт- Петербургского университета. Сер. 8. Менеджмент. - 2006. - № 4. - С. 186-206.

Copyright (c) 2016 Gorshenina M.V., Firsova E.J.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies