Communication games for technical students
- Authors: Khokhlova A.A.1, Nechaeva A.A.1
-
Affiliations:
- Samara State Technical University
- Issue: Vol 13, No 2 (2016)
- Pages: 110-115
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52252
Cite item
Full Text
Abstract
The paper gives the outline and example of communication games usage. The game "tower block" is used for 2 year students of Samara state technical university studying the topic "Student’s life". The paper gives the theoretical and practical description.
Keywords
Full Text
Использование игровых методов в обучении настолько прочно и успешно вошло в практику, что никто уже не воспринимает их как что-то новое. Игровые методы перешли в категорию традиционных, хорошо освоенных. Но, следует отметить, данный факт нисколько не умаляет их достоинств. Игровые методы нашли свое место не только в раннем обучении. Использование игры не ограни- чено ни предметной областью, ни возрастом, ни содержанием. В данной статье описан опыт работы с учебными играми на занятиях по иностранному языку в техническом вузе. Необходимость качественной подготовки специалистов технического про- филя требует внесения изменений в организацию процесса обучения. Многолет- няя работа в вузе подтвердила эффективность использования игр в обучении студентов в Самарском государственном техническом университете. Важное место в процессе игрового обучения занимает выбор ситуации игрового взаимо- действия. Под игровой ситуацией принято понимать совокупность обстоятель- ств и отношений, создающих то или иное положение. Необходимо подбирать ситуации, которые будут способствовать коммуникации, найдя отражение в вы- сказываниях. Для создания мотивации к общению нужны условия и обстоятель- ства, которые вызывают у говорящего потребность говорить, используя при этом свои профессиональные коммуникативные умения [1]. Для игровых методов обучения характерны активизация мышления и самостоятельное творческое принятие решений. Роль преподавателя заклю- чается в организации, руководстве, соучастии в учебном процессе [2]. В ос- нове игрового обучения лежит принцип непосредственного участия, который обязывает преподавателя сделать каждого студента участником учебно- воспитательного процесса, в котором каждый действует, ведет поиск путей и способов решения предлагаемой проблемы. Преподаватель подобно режис- серу руководит ходом событий, но остается как бы за кадром. Такое обучения позволяет сформировать коммуникативные умения и навыки путем вовлече- ния студентов в активную учебно-познавательную деятельность [3]. Игровые методы обучения включают в себя деловые игры, учебные игры, деятельностные игры, инновационные игры и т. п. С точки зрения содержа- ния круг задач, решаемых с помощью технологий игрового обучения в тех- ническом вузе, можно разделить на две группы: ориентированные на развитие коммуникативных умений (например, ве- сти беседу, дискуссию, решать межличностные конфликты и т. д.); нацеленные на углубление опыта анализа предлагаемой ситуации об- щения (самоанализ в общении партнеров, анализ ситуации в целом). В игровой технологии обучения представлено предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности, для овладения кото- рой и организуется обучение в вузе. При этом у студентов появляется лич- ностный смысл в обучении, так как он видит очертания будущей профессии. В использовании игровых технологий для формирования иноязычных ком- муникативных умений апробируются различные приемы введения студентов в игровые ситуации. С учетом специфики предмета «Иностранный язык» можно подбирать многочисленные варианты игры: работа с видео- и аудиозаписями, описание конкретной ситуации с опорой на демонстрационный ма- териал (текст, рекламный проспект, иллюстрации, презентации), изучение конкретной ситуации, создание проблемной ситуации, кейс-метод, ролевые игры, игры с карточками и т. д. Содержание учебной игры определяется конкретными учебными целями, содержанием профессиональной деятельности студентов, целями и предмет- ным содержанием общепрофессиональной подготовки будущих специали- стов-инженеров, местом учебной игры в образовательном процессе, степенью включенности учебной игры в учебную деятельность студентов. Кроме того, игровое обучение фиксируется в рабочих программах, описывается в сопутствующих методических рекомендациях и паспортах оценочных средств (приложения к РП). Важным аспектом в разработке и проведении учебных игр на занятиях по иностранному языку является лексико-грамматический материал (лексиче- ские структуры, выражения, термины, предложения-клише и т. д.), составля- ющий языковую базу той иноязычной коммуникативной деятельности, кото- рая стимулируется в ходе учебных игр. Языковой материал составляет две группы единиц: единицы, хорошо известные студентам, но подлежащие до- полнительной активизации (так как они могли бы быть задействованы в иг- ровой иноязычной коммуникации), и новые единицы. Выбор той или иной игры кроме всего прочего обусловлен и уровнем подготовки студента - от Elementary до Advanced. На более продвинутых уровнях усложняются игровые ситуации, лексический и грамматический ма- териал, а также задача говорящего. Студенту уже необходимо не просто дать ответ, но и, возможно, предложить решение проблемы. Горизонт настолько широк, что в процессе игры зачастую имеют место вариации и импровизация. В каждой группе студентов одна и та же игра развивается по-разному. В данной статье в качестве примера работы с играми рассмотрим игру Tower block из пособия Intermediate Communication games, 1996, автор - Джил Хадфилд. Пособие представляет собой разработку нескольких игр для уровня Intermediate. Первая часть пособия - заметки для преподавателя, представляющие собой описание цели, лексический и грамматический мате- рил и инструкции к играм. Вторая часть - фотокопируемый раздаточный ма- териал для игр. Уровень данного пособия соответствует уровню студентов 2-го курса в Самарском государственном техническом университете. В 3-м семестре по дисциплине «Иностранный язык» согласно рабочей программе изучается те- ма Student’s life в разделе «Образование в России и за рубежом». Так, в рам- ках указанной темы успешно используется игра Tower block («Студенческое общежитие»), в которой студентам необходимо догадаться, в какой комнате и на каком этаже живут студенты, изучающие различные специальности. В игру можно играть группой от 7 до 46 человек. На подготовительном этапе вводится минимум необходимой лексики и грамматики - этот материал не является чем-то принципиально новым, он уже хорошо знаком студентам: предметы и названия специальностей; хобби; предлоги места; специальные вопросы и оборот there is/are. Обучаемым раздаются карточки с информацией о студентах, живущих в общежитии, но информация в карточках не дает явного ответа, а только намекает: INFORMATION CARD YOU STUDY CHINEESE AND ARE HAVING A LOT OF TROUBLE WITH THE PRONUNCIATION. YOU WISH YOU HAD QUIETER ROOM SO YOU COULD CON- CENTRATE. ON YOUR LEFT THERE IS A SOCIOLOGIST AND ABOVE YOU THERE IS A POLITICS STUDENT. BOTH OF THESE SPEND THE WHOLE TIME ARGUING AND SHOUTING AND HAVING ENDLESS HEATED DISCUSSIONS. THE WALLS ARE SO THIN YOU CAN HEAR EVERY WORD - AND A LOT OF NONSENSE IT ALL IS. YOU ARE HEARTILY SICK OF THE WORDS "PARAMETER", "SITUATION", AND "VIA- BLE". AT LEAST THE ROOM ON YOUR RIGHT IS EMPTY. В ходе игры обучаемые должны опрашивать друг друга и заполнить на доске или на отдельном листе план каждого этажа с расселением, например: FLOOR PLAN Room 1 Room 2 Room 3 Room 4 Room 5 Room 6 Thirdfloor 2 Africanstudents Mathsstudent Sociologist Chinesestudent empty Russianstudent Secondfloor First floor Groundfloor Чтобы выполнить простое на первый взгляд задание и восстановить пра- вильную картину, нужно изучить достаточно много информации с карточек, задавать вопросы и отвечать на вопросы: Who lives next to/between/on the left/on the right? Is there above/below ... student? Are the students interested in music? Who plays the cello? Can he/she hear barking during the day? Do they have late-night discussions? Ход игры может варьироваться, всегда есть место экспромту. В зависимости от способностей обучаемых возможно в самом простом варианте ограничиться вопросами-ответами, а на продвинутом уровне преобразовать данную игру в ро- левую. Игра в большей степени направлена на коммуникацию. Чтобы выпол- нить поставленную задачу, необходимо говорить. Атмосфера игры позволяет обучаемым немного раскрепоститься, они не боятся сделать ошибку или задать неправильный вопрос, они просто начинают говорить. В ходе игры, пусть и ис- кусственно, создается необходимость говорить, появляется мотив.×
About the authors
Anna A. Khokhlova
Samara State Technical University
Email: khokhlova.anna@mail.ru
Lecture of Foreign Languges Department. 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100
Alla A. Nechaeva
Samara State Technical UniversitySenior Lecture of Foreign Languges Department. 244, Molodogvardeiskaya St., Samara, 443100
References
- Мамигонов В.Г., Мамигонова Т.А. Педагогические игры: содержание и возможности // Советская педагогика. - 1981. - № 2. - С. 96-101.
- Абдрахманова Л.В. Формирование иноязычных коммуникативных умений у студентов технического вуза в процессе реализации профессионально- дискуссионной игровой технологии: Монография. - Самара: СамГупс, 2010. - С. 36-37.
- Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник. - М.: Изд-во МГУ, 1980. - 440 с.
