Том 13, № 1 (2016)
- Год: 2016
- Статей: 10
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/issue/view/3065
Статьи
Показатели развития студентов специалитета и бакалавриата
Аннотация
Переход на уровневую систему высшего образования сопряжен с существенным изменением сроков и содержания образования, критериев его оценки. Рассматриваются результаты исследований учебного процесса по показателям уровня развития студентов. Исследования проведены на основе экспериментальных данных, полученных методом тестирования студентов бакалавриата и специалитета. Установлено, что все численные значения показателей развития у студентов бакалавриата меньше, чем у студентов специалитета. Анализ ранговой корреляции показателей развития установил, что корреляция между профилями показателей студентов бакалавриата и специалитета статистически значима.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):5-14



Ролевая структура личности как субъекта общения
Аннотация
Рассматривается проблема изучения ролевой структуры личности. Предлагается анализ социально-психологических типов личности на основе теории Юнга, выделяются и описываются структурные элементы личности, имеющие отражение в процессе общения. Выделенные общие характеристики ролевой структуры личности связаны со способом взаимодействия с окружающей действительностью, социальной стороной поведения личности и характеризуют личность как субъект общения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):15-22



Структурно-семантические формы вербального взаимодействия в межкультурной коммуникации
Аннотация
Анализируются сокращенные формы речевого общения, а именно монорематические высказывания, как одно из средств осуществления межкультурной коммуникации. В данном типе высказываний проявляются все характерные для полноструктурных реплик диалога особенности как в структурно- семантическом, так и в психологическом смысле. Проведенный кросс- культурный психолингвистический эксперимент показал, что использование монорем как реактивных сокращенных реплик в ходе диалога определяется уровнем языковой и национальной культуры, а также личностными характеристиками говорящих.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):23-30



Критерии отбора текстов в курсе иностранного языка для подготовки бакалавров согласно требованиям фгсо впо
Аннотация
Освещается вопрос перехода в Российской Федерации на двухступенчатую систему высшего образования, состоящую из бакалавриата и магистратуры. Перечисляются цели и задачи обучения иностранному языку на первой ступени высшего образования - бакалавриате. Исходя из обозначенных задач, целей, а также компетенций, которыми должен обладать студент-бакалавр, приводятся примерные списки типов текстов для обучения всем аспектам языка. Также дается краткое описание каждого из четырех аспектов обучения с учетом основных характеристик и отличительных особенностей каждого из них. Приводится список текстов, необходимых для обучения каждому из видов речевой деятельности (чтение, аудирование, говорение, письменная речь). С точки зрения авторов, данные типы текстов максимально отображают содержание языкового образования бакалавров в соответствии с ФГСО. Отмечается, что приведенные тексты-образцы, содержащие необходимую лексическую наполненность для каждой из специальностей, призваны не только развивать все виды речевой деятельности, но и служить опорой для дальнейшего самостоятельного развития уже имеющегося уровня иностранного языка и применения его в реальной коммуникации (как деловой, так и бытовой) у студентов и выпускников бакалавриата.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):31-41



Концепты эмоциональных состояний с точки зрения когнитивной психологии (на материале английского языка)
Аннотация
Рассматриваются особенности когнитивной психологии как науки о взаимодействии человека с окружающей действительностью. Стремление обрести некую ценность и понимание человеком своих возможностей для реализации этого стремления обусловливают возникновение определенной эмоции, побуждающей его к действию. Когнитивным содержанием эмоции страха является такая ситуация, в которой субъект вероятностно прогнозирует ущерб и при этом у него недостаточно средств или возможностей избежать нанесения этого ущерба. Интенсивность этой эмоции определяется двумя факторами: размером прогнозируемого ущерба и степенью его вероятности. На примере концепта «страх» анализируются особенности английских лингвокультурных концептов базовых эмоций и приводится сценарий типовой ситуации, в которой они возникают.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):42-47



К вопросу создания и внедрения в массовое производство результатов инновационных исследований в вузах
Аннотация
Рассмотрены вопросы взаимной заинтересованности ученых вузов и предпринимателей при создании опытных образцов и внедрении их в массовое производство, а также их взаимодействия с администрацией региона. Предложена примерная схема создания и внедрения в массовое производство результатов инновационных исследований в вузах. Приведены условия, не только экономически заинтересовывающие создателя и предпринимателя, внедряющих новшество, но и обеспечивающие оптимальные организационно-технические и социальные предпосылки для внедрения и использования новшества.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):48-57



Издание учебной литературы для высшей школы: традиции и инновации
Аннотация
Рассмотрено сочетание и взаимодействие инновационных и традиционных педагогических технологий в сфере учебного книгоиздания для высшего профессионального образования, способных реализовать модель учебной книги нового поколения для двухуровневой системы обучения и обеспечить выполнение задач, стоящих перед современным высшим образованием. Схематично представлены содержание и структура традиционной и инновационной модели вузовской книги, основные типологические признаки академической репертуарной стратегии, а также типологические признаки инновационной модели учебного издания данной репертуарной стратегии. Опубликованы результаты опроса об отношении к взаимодействию с учебными текстовыми изданиями среди студентов 1-3-х курсов очной формы обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):58-64



Качественная оценка обучающих математических тестов
Аннотация
В настоящее время в учебном процессе широкое распространение получило применение современных компьютерных средств и информационных технологий. Основная цель компьютерного тестирования смещается от оценивания результатов обучения непосредственно к самому процессу обучения. Критерии эффективности обучающих математических тестов еще не изучены должным образом. Целью нашей работы является нахождение и изучение таких критериев. Мы создали 21 обучающий тест по курсу математического анализа и определили следующие критерии эффективности: информативность, валидность, надежность, дискриминативность. Основываясь на статистических данных, полученных в результате тестирований, мы выяснили, что наши тесты информативны, дискриминативны, не всегда имеют высокую надежность, а их валидность требует внешней экспертной оценки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):65-75



Развитие коммуникативной компетенции студентов с целью повышения эффективности общения на иностранном языке
Аннотация
Актуализируется необходимость развития у студентов умений и навыков общения, а также готовности к работе и профессионально-ориентированному дискурсу не только на родном языке, но и на иностранном для успешной будущей профессиональной деятельности. В ходе теоретического анализа и рассмотрения опыта практической деятельности было подтверждено положение о том, что успешность развития умений и навыков общения зависит не только от знаний, но и от коммуникативных способностей и установок конкретной личности. Решение проблемы развития коммуникативной компетенции студентов обусловило важную роль познавательных задач по работе с иноязычным дискурсом, способствующих процессу становления готовой к будущей профессиональной деятельности личности студента. Указанной цели отвечают коммуникативно-познавательные задачи, направленные на восприятие, понимание и создание собственного дискурса, так как указанные процессы требуют выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, конкретизация, абстрагирование, которые задействованы в процессе коммуникации.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):76-84



Творчество как основа развития мышления в процессе эвристической организации учебно-познавательной деятельности
Аннотация
Рассматривается творчество как основа развития мышления в процессе эвристической организации учебно-познавательной деятельности. Анализируется понимание сущности творчества и эвристики в историческом аспекте и в современной науке. Обосновывается необходимость развития творческого мышления у подрастающего поколения, поскольку элементы творчества можно встретить при изучении различных образовательных дисциплин и в любой человеческой деятельности. Итогом работы является признание того, что небывалый рост объема информации требует от современного человека таких качеств, как активность, инициативность, предприимчивость, изобретательность, способность быстро и безошибочно принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески, самостоятельно.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(1):85-93


