Издание учебной литературы для высшей школы: традиции и инновации


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Рассмотрено сочетание и взаимодействие инновационных и традиционных педагогических технологий в сфере учебного книгоиздания для высшего профессионального образования, способных реализовать модель учебной книги нового поколения для двухуровневой системы обучения и обеспечить выполнение задач, стоящих перед современным высшим образованием. Схематично представлены содержание и структура традиционной и инновационной модели вузовской книги, основные типологические признаки академической репертуарной стратегии, а также типологические признаки инновационной модели учебного издания данной репертуарной стратегии. Опубликованы результаты опроса об отношении к взаимодействию с учебными текстовыми изданиями среди студентов 1-3-х курсов очной формы обучения.

Полный текст

Профессиональное образование в России переживает стадию реформиро- вания: осуществляется переход на двухуровневую систему обучения, вводят- ся федеральные государственные образовательные стандарты нового поколе- ния, обосновываются современные требования к качеству учебно- методического обеспечения. Учебное книгоиздание самым непосредствен- ным образом испытывает влияние процессов, происходящих в высшей шко- ле. Именно в этот период вырабатываются новые подходы к формированию репертуара издательств, выпускающих литературу для системы высшего профессионального образования [1]. Сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий - главная особенность новейшего этапа учебного книгоиздания. Именно на этом пути возможна эффективная реализация как знаниевой, так и компе- тентностной концепции современного высшего профессионального образо- вания и создание учебной книги нового поколения для двухуровневой систе- мы обучения. Изменение форм обучения приводит к трансформации тради- ционных видов изданий, появлению новых. Современная учебная книга становится полифункциональной. Помимо собственно обучающей она выполняет контролирующую функцию, решает практико-ориентированные задачи. Такие издания, как практикумы, кейсы, наиболее эффективны для осуществления компетентностной концепции об- разования. При этом учебное книгоиздание для высшей школы, как и прежде, должно обеспечивать фундаментальную подготовку студентов по общенауч- ным дисциплинам, которая невозможна без классического университетского учебника. По таким дисциплинам уместно не только создавать новые учебни- ки, но и предпринимать переиздания учебников известных ученых и педаго- гов из ведущих университетских и научных центров страны [2, 3]. Полифункциональность учебной книги, естественно, предполагает и новые структурные модели отдельных видов учебных изданий, а также совершенство- вание методических приемов их редакционно-издательской подготовки. Эти факторы оказывают существенное влияние на формирование соответствующих репертуарных стратегий в современном учебном книгоиздании. Современные репертуарные стратегии в сегменте учебного книгоиздания для высшего профессионального образования определяются особенностями тематического диапазона изданий, видовыми формами учебной книги и ее структурой, характером читательского адреса. В настоящее время в сфере ву- зовского учебного книгоиздания сформировались две взаимодополняющие репертуарные стратегии: академическая (традиционная) и инновационная. Академическая репертуарная стратегия формируется с опорой на тради- ции отечественного университетского книгоиздания. Репертуар составляют учебные издания по фундаментальным наукам, преимущественно традици- онной модели, в полной мере соответствующие учебной программе и имею- щие четкий и определенный читательский адрес. Инновационная репертуар- ная стратегия определяется полифункциональными учебными изданиями ин- новационной модели, в основном по вновь введенным учебным дисципли- нам, и расширенного читательского адреса. Коммерческая репертуарная стратегия характеризуется многотиражными изданиями расширенного чита- тельского адреса, дающими учебный материал в кратком изложении. Каждое учебное издание до недавнего времени было закреплено за кон- кретным контингентом студентов определенной специальности грифом на титуле книги. В соответствии с приказом № 10 Минобрнауки от 15.01.2007 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном про- цессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования», подписан- ным министром А.А. Фурсенко, введен новый порядок экспертизы учебных изданий для вузов. Решение о возможности использования учебных изданий в образовательном процессе принимают структурные подразделения не- скольких государственных учреждений, специально уполномоченных для подготовки таких рецензий. В учебном книгоиздании для высшей школы идет поиск новых видов из- даний. Проблема разработки типологических моделей этих видов учебных изданий для высшей школы - актуальная задача книговедения. Опираясь на функциональный подход, можно сконструировать две примерные типологи- ческие модели вузовской книги: традиционную и инновационную. Содержа- ние и структура этих моделей представлены в виде схем (рис. 1, 3). Традиционная модель Инновационная модель Обучающая функция Обучающая функция Последовательное изложение учебного материала Практикоориентиро- ванная функция Творчески развиваю- щая функция Контролирующая функция Рис. 1. Содержание и структура традиционной и инновационной модели вузовской книги Традиционная модель учебной книги выполняет обучающую функцию. Принцип линейности определяет структуру такого издания. В изложении ма- териала проводится принцип последовательности. Основные типологические признаки академической репертуарной страте- гии можно представить в виде схемы, представленной на рис. 2. Учебные дисциплины по таким наукам, как история, философия, филология, культуро- логия, социология, должны быть обеспечены учебниками в их классическом понимании. Академическая репертуарная стратегия Доступность изложения слож- ных проблем, хороший язык Полное соответствие программе Широкий тематический диапа- зон изданий, стандарты ВПО Высокий научно- педагогический уровень Непротиворечивость тер- минологического аппарата Конвекционный тип изложения Сохранение традиционных подходов к содержанию и форме издания Приоритет учебника, учебного пособия с при- знаками монографии Рис. 2. Основные типологические признаки академической репертуарной стратегии Академическая репертуарная стратегия является приоритетной для изда- тельства «Высшая школа». В репертуаре этого издательства преобладают учебники, учебные пособия, учебные комплекты, подготовленные в ее русле. В издательстве «Высшая школа» были запущены несколько серий, способ- ствующих расширению базиса фундаментальных знаний: «Классика фило- софской мысли», «Классика исторической науки», «ХХ век», «Политическая история мира». Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ло- моносова является одним из ведущих в издании учебной литературы - из- вестна, например, его серия «Классический университетский учебник». Современные потребности вуза определяют необходимость учитывать обратную связь с читателем. Авторы настоящей статьи провели экспресс- опрос среди студентов 1-3-х курсов о трудностях восприятия текстов учебников по различным дисциплинам. Были получены следующие результаты: иногда испытывают затруднения при понимании текстов учебников 56,6 % студентов, редко - 15,7 %, часто - 15,7 %, никогда - 8,4 %, почти всегда - 3,6 %. При этом 74,4 % студентов считают, что затруднения при понимании учебных текстов связаны в первую очередь со способом изложения материа- ла, а 25,6 % - со сложностью содержания. Их опрос дал и более дифференци- рованные показатели. В целом вычленение главной мысли важно для 66 % студентов, а понимание логики изложения - для 43,4 %. Эти данные показы- вают, что в учебнике совершенно необходимо соблюдение правил логическо- го изложения материала, выделение главной мысли, тщательная продуман- ность рубрикаций и графических материалов, помогающих оптимальному усвоению учебного предмета. Инновационная репертуарная стратегия в учебном книгоиздании Наличие приложений, в том числе на электронных носителях Комбинированное учебное пособие как основной вид Полифункциональность и широкий читательский адрес Большой объем заданий для самостоятельной работы Междисциплинарный акцент в содержании Большое количество структурных элементов Тематический диапазон: дисциплины по новым специальностям Рис. 3. Типологические признаки инновационной модели учебного издания Необходимо отметить, что сегодня в репертуар вузовских издательств ак- тивно входит электронная учебная книга, без которой невозможно предста- вить современное высшее профессиональное образование, в частности ди- станционную форму обучения. Это следующие направления. Первым направлением является наличие областей, где возможно разно- образие носителей, т. е. электронные и бумажные носители конкурируют друг с другом и дополняют друг друга. В качестве примера может служить издание учебной, научной и справочно-энциклопедической литературы, ко- гда электронные версии выпускаются параллельно с печатными. Вторым направлением можно назвать выпуск электронных версий тради- ционных книг, рассчитанных на продажу. Третьим - издательские веб-презентации (сайты), которые помогают продвигать различные издательские стратегии. Четвертое направление связано с перспективами технологий «печати по требованию». Пятое - использование компьютерных технологий при наборе, верстке и прочих технологических процессах, связанных с организацией издательско- го дела. Положение вузовского книгоиздания сегодня существенно изменилось. Именно в этом сегменте в последние десятилетия произошли кардинальные перемены. До 1990-х годов издательская деятельность вузов была ограничена выпуском в основном методических пособий и издательские структуры как таковые были лишь у нескольких крупнейших университетов. Перед учеб- ными издательствами сегодня стоит задача создать учебные комплексы, в полной мере соответствующие новой концепции высшего профессиональ- ного образования.
×

Об авторах

Наталья Викторовна Прядильникова

Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва (Национальный исследовательский университет)

кандидат филологических наук, доцент кафедры «Издательское дело и книгораспространение» 34, Moscow highway, Samara, 443086

Анна Александровна Гнутова

Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва (Национальный исследовательский университет)

кандидат экономических наук, доцент кафедры «Издательское дело и книгораспространение» 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34

Сергей Александрович Нечитайло

Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королёва (Национальный исследовательский университет)

Email: san@ssau.ru
кандидат экономических наук, доцент кафедры «Издательское дело и книгораспространение» 443086, г. Самара, Московское шоссе, 34

Список литературы

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Прядильникова Н.В., Гнутова А.А., Нечитайло С.А., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.