Book publishing textbooks for higher education: traditions and innovations


Cite item

Full Text

Abstract

This article deals with the combination of traditional and innovative pedagogical technologies in educational publishing for higher education, capable to implement the textbook model of a new generation of two-tier system of education and ensure that the challenges facing the modern higher education. Schematically presented the content and structure of traditional and innovative model of university books, basic typological features of academic repertoire strategies and typological features an innovative model of academic publication of the strategy repertoire. Published results of a survey on the attitude to cooperation with educational Text edition among students of 1-3 courses of full-time training.

Full Text

Профессиональное образование в России переживает стадию реформиро- вания: осуществляется переход на двухуровневую систему обучения, вводят- ся федеральные государственные образовательные стандарты нового поколе- ния, обосновываются современные требования к качеству учебно- методического обеспечения. Учебное книгоиздание самым непосредствен- ным образом испытывает влияние процессов, происходящих в высшей шко- ле. Именно в этот период вырабатываются новые подходы к формированию репертуара издательств, выпускающих литературу для системы высшего профессионального образования [1]. Сочетание традиционных и инновационных педагогических технологий - главная особенность новейшего этапа учебного книгоиздания. Именно на этом пути возможна эффективная реализация как знаниевой, так и компе- тентностной концепции современного высшего профессионального образо- вания и создание учебной книги нового поколения для двухуровневой систе- мы обучения. Изменение форм обучения приводит к трансформации тради- ционных видов изданий, появлению новых. Современная учебная книга становится полифункциональной. Помимо собственно обучающей она выполняет контролирующую функцию, решает практико-ориентированные задачи. Такие издания, как практикумы, кейсы, наиболее эффективны для осуществления компетентностной концепции об- разования. При этом учебное книгоиздание для высшей школы, как и прежде, должно обеспечивать фундаментальную подготовку студентов по общенауч- ным дисциплинам, которая невозможна без классического университетского учебника. По таким дисциплинам уместно не только создавать новые учебни- ки, но и предпринимать переиздания учебников известных ученых и педаго- гов из ведущих университетских и научных центров страны [2, 3]. Полифункциональность учебной книги, естественно, предполагает и новые структурные модели отдельных видов учебных изданий, а также совершенство- вание методических приемов их редакционно-издательской подготовки. Эти факторы оказывают существенное влияние на формирование соответствующих репертуарных стратегий в современном учебном книгоиздании. Современные репертуарные стратегии в сегменте учебного книгоиздания для высшего профессионального образования определяются особенностями тематического диапазона изданий, видовыми формами учебной книги и ее структурой, характером читательского адреса. В настоящее время в сфере ву- зовского учебного книгоиздания сформировались две взаимодополняющие репертуарные стратегии: академическая (традиционная) и инновационная. Академическая репертуарная стратегия формируется с опорой на тради- ции отечественного университетского книгоиздания. Репертуар составляют учебные издания по фундаментальным наукам, преимущественно традици- онной модели, в полной мере соответствующие учебной программе и имею- щие четкий и определенный читательский адрес. Инновационная репертуар- ная стратегия определяется полифункциональными учебными изданиями ин- новационной модели, в основном по вновь введенным учебным дисципли- нам, и расширенного читательского адреса. Коммерческая репертуарная стратегия характеризуется многотиражными изданиями расширенного чита- тельского адреса, дающими учебный материал в кратком изложении. Каждое учебное издание до недавнего времени было закреплено за кон- кретным контингентом студентов определенной специальности грифом на титуле книги. В соответствии с приказом № 10 Минобрнауки от 15.01.2007 «О рецензировании учебных изданий, используемых в образовательном про- цессе образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования», подписан- ным министром А.А. Фурсенко, введен новый порядок экспертизы учебных изданий для вузов. Решение о возможности использования учебных изданий в образовательном процессе принимают структурные подразделения не- скольких государственных учреждений, специально уполномоченных для подготовки таких рецензий. В учебном книгоиздании для высшей школы идет поиск новых видов из- даний. Проблема разработки типологических моделей этих видов учебных изданий для высшей школы - актуальная задача книговедения. Опираясь на функциональный подход, можно сконструировать две примерные типологи- ческие модели вузовской книги: традиционную и инновационную. Содержа- ние и структура этих моделей представлены в виде схем (рис. 1, 3). Традиционная модель Инновационная модель Обучающая функция Обучающая функция Последовательное изложение учебного материала Практикоориентиро- ванная функция Творчески развиваю- щая функция Контролирующая функция Рис. 1. Содержание и структура традиционной и инновационной модели вузовской книги Традиционная модель учебной книги выполняет обучающую функцию. Принцип линейности определяет структуру такого издания. В изложении ма- териала проводится принцип последовательности. Основные типологические признаки академической репертуарной страте- гии можно представить в виде схемы, представленной на рис. 2. Учебные дисциплины по таким наукам, как история, философия, филология, культуро- логия, социология, должны быть обеспечены учебниками в их классическом понимании. Академическая репертуарная стратегия Доступность изложения слож- ных проблем, хороший язык Полное соответствие программе Широкий тематический диапа- зон изданий, стандарты ВПО Высокий научно- педагогический уровень Непротиворечивость тер- минологического аппарата Конвекционный тип изложения Сохранение традиционных подходов к содержанию и форме издания Приоритет учебника, учебного пособия с при- знаками монографии Рис. 2. Основные типологические признаки академической репертуарной стратегии Академическая репертуарная стратегия является приоритетной для изда- тельства «Высшая школа». В репертуаре этого издательства преобладают учебники, учебные пособия, учебные комплекты, подготовленные в ее русле. В издательстве «Высшая школа» были запущены несколько серий, способ- ствующих расширению базиса фундаментальных знаний: «Классика фило- софской мысли», «Классика исторической науки», «ХХ век», «Политическая история мира». Издательство Московского государственного университета им. М.В. Ло- моносова является одним из ведущих в издании учебной литературы - из- вестна, например, его серия «Классический университетский учебник». Современные потребности вуза определяют необходимость учитывать обратную связь с читателем. Авторы настоящей статьи провели экспресс- опрос среди студентов 1-3-х курсов о трудностях восприятия текстов учебников по различным дисциплинам. Были получены следующие результаты: иногда испытывают затруднения при понимании текстов учебников 56,6 % студентов, редко - 15,7 %, часто - 15,7 %, никогда - 8,4 %, почти всегда - 3,6 %. При этом 74,4 % студентов считают, что затруднения при понимании учебных текстов связаны в первую очередь со способом изложения материа- ла, а 25,6 % - со сложностью содержания. Их опрос дал и более дифференци- рованные показатели. В целом вычленение главной мысли важно для 66 % студентов, а понимание логики изложения - для 43,4 %. Эти данные показы- вают, что в учебнике совершенно необходимо соблюдение правил логическо- го изложения материала, выделение главной мысли, тщательная продуман- ность рубрикаций и графических материалов, помогающих оптимальному усвоению учебного предмета. Инновационная репертуарная стратегия в учебном книгоиздании Наличие приложений, в том числе на электронных носителях Комбинированное учебное пособие как основной вид Полифункциональность и широкий читательский адрес Большой объем заданий для самостоятельной работы Междисциплинарный акцент в содержании Большое количество структурных элементов Тематический диапазон: дисциплины по новым специальностям Рис. 3. Типологические признаки инновационной модели учебного издания Необходимо отметить, что сегодня в репертуар вузовских издательств ак- тивно входит электронная учебная книга, без которой невозможно предста- вить современное высшее профессиональное образование, в частности ди- станционную форму обучения. Это следующие направления. Первым направлением является наличие областей, где возможно разно- образие носителей, т. е. электронные и бумажные носители конкурируют друг с другом и дополняют друг друга. В качестве примера может служить издание учебной, научной и справочно-энциклопедической литературы, ко- гда электронные версии выпускаются параллельно с печатными. Вторым направлением можно назвать выпуск электронных версий тради- ционных книг, рассчитанных на продажу. Третьим - издательские веб-презентации (сайты), которые помогают продвигать различные издательские стратегии. Четвертое направление связано с перспективами технологий «печати по требованию». Пятое - использование компьютерных технологий при наборе, верстке и прочих технологических процессах, связанных с организацией издательско- го дела. Положение вузовского книгоиздания сегодня существенно изменилось. Именно в этом сегменте в последние десятилетия произошли кардинальные перемены. До 1990-х годов издательская деятельность вузов была ограничена выпуском в основном методических пособий и издательские структуры как таковые были лишь у нескольких крупнейших университетов. Перед учеб- ными издательствами сегодня стоит задача создать учебные комплексы, в полной мере соответствующие новой концепции высшего профессиональ- ного образования.
×

About the authors

Natalia V. Priadilnikova

Samara State Aerospace University named after Academician S.P. Korolyov

Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Department of Publishing and Book Distribution

Anna A. Gnutova

Samara State Aerospace University named after Academician S.P. Korolyov

Cand. Econ. Sci., Associate Professor of Department of Publishing and Book Distribution 34, Moscow highway, Samara, 443086

Sergej A. Nechitaylo

Samara State Aerospace University named after Academician S.P. Korolyov

Email: san@ssau.ru
Cand. Econ. Sci., Associate Professor of Department of ublishing and Book Distribution 34, Moscow highway, Samara, 443086

References

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Priadilnikova N.V., Gnutova A.A., Nechitaylo S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies