For the creation and introduction into the mass production of innovative research in high schools


Cite item

Full Text

Abstract

The article deals with questions of mutual interest scholars of universities - the creators of innovation and entrepreneurs in the creation of prototypes and the introduction of innovations created in mass production, as well as their interaction with the regional administration. A tentative scheme of creation and introduction into production of innovative research in the universities. The conditions are not only economically motivate the founder and entrepreneur, to innovate, but also to ensure optimal organizational, technical and social conditions for the introduction and use of innovations.

Full Text

В настоящее время создание новшества в вузе возможно в процессе ис- следования, выполняемого на бюджетной основе, когда оплата труда сотруд- ников осуществляется государством, либо в процессе выполнения договор- ной работы (гранта), когда работа исполнителей оплачивается частной орга- низацией или частным лицом. Соответственно владельцем созданного нов- шества является юридическое или физическое лицо, оплатившее работы по вышеупомянутому договору. В Советской России возможность того, чтобы новшество стало частной собственностью, была практически нереальной. В настоящее время права на произведения науки, литературы или искусства, созданные в пределах уста- новленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произ- ведение), принадлежат автору. Но не стоит забывать, что исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю (инвестору), если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. В современной России найти покупателя-частника на новшество, особенно перспективное с точки зрения реальной материальной отдачи, - задача вполне реальная. И, более того, это наиболее реальный путь к тому, чтобы увидеть новшество в практическом воплощении на производ- стве. Вполне возможно, надо радоваться появлению этого пути и учиться его эффективно использовать. И, конечно, необходимо продолжать совершен- ствование российского законодательства в части создания наиболее благо- приятных условий внедрения созданных новшеств в массовое производство именно на отечественных предприятиях, в пределах Российской Федерации. Новшества могут создаваться спонтанно, как результат свободного науч- ного поиска, или в процессе проведения целенаправленных научных исследо- ваний по заказу. Во втором случае процесс создания новшества не возникает сам собой, а обуславливается практической необходимостью. Поэтому при использова- нии широко применяемого, привычного термина «создание и внедрение в производство» будем помнить, что этот термин предполагает решение каких- то далеко не простых задач или даже проблем, возникающих при становле- нии или развитии производства товаров или услуг, в котором заказчик внед- рения новшества жизненно заинтересован. Практика показала, что далеко не редкость, когда вновь созданное внедряется в область, далекую от той, в ко- торой ведут исследования создатели новшества. В этом случае глубокие зна- ния потенциальных возможностей новшества позволяет его создателю опера- тивно и с минимальными затратами «приспособить» новшество к новым условиям работы. При этом открываются новые горизонты возможностей практического применения новшества (результатов исследования). В каче- стве примера можно рассмотреть освоение ручных пневмомашинок на основе микротурбин в стоматологии, изначально созданных в Самарском государ- ственном аэрокосмическом университете совсем с другой целью - заменить морально и технически устаревший ручной пневмоинструмент в промыш- ленности. Зачастую внедрение созданного спонтанно новшества в массовое произ- водство (даже если оно является глобальным, как например паровая машина, электричество) происходит с большим трудом. Можно привести в пример высказывание Эдисона о том, что изобретенный телефон - всего лишь иг- рушка для детей. Внедрение в массовое производство новшества, созданного по заказу, протекает, как правило, значительно проще, хотя можно привести не один пример, подтверждающий обратное. Даже сам термин «внедрение» подразумевает как бы насильственный процесс «продвижения» или «продав- ливания» определенных действий в условиях сопротивления, препятствия этому действию. Освоение же результата положительного внедрения завершенного науч- ного исследования всегда выполняется с желанием и рвением, так как всем уже виден результат, принесший прибыль его творцам и инвесторам. Здесь, возможно, уместно упомянуть российского предпринимателя, впервые в начале 90-х годов поставившего продуктовый киоск возле остановки обще- ственного транспорта. При всей очевидности изложенного все же еще остается много вопросов, связанных с проблемами создания и внедрения новшеств в реальное производ- ство. Одними из наиболее важных вопросов наряду с экономическими являются организационные. Самым весомым аспектом в этом направлении является орга- низация системы оплаты труда и организация собственно процесса производства опытного образца новшества - то есть создания новшества. При этом должны быть учтены интересы всех участников процесса создания новшества. Нет сомнений в том, что в процессе внедрения новшества должны обес- печиваться условия, не только экономически заинтересовывающие создателя и предпринимателя, но и обеспечивающие оптимальные организационно- технические и социальные предпосылки для внедрения и использования новшества. Среди них, несомненно, нужно выделить наиболее актуальные в наше время: организационно-технические; материальные (экономические); социальные (психологические). Как правило, под организационно-техническими предпосылками мы по- нимаем готовность промышленности данного региона (страны) без суще- ственной перестройки принять к массовому производству данное новшество. При этом должно учитываться наличие не только требуемого оборудования, но и квалифицированных кадров, сырья и энергетических ресурсов. Материальные (экономические) предпосылки должны обеспечивать до- статочные (требуемые) объемы финансирования в установленные сроки при определенных гарантиях. Социальные (психологические) предпосылки внедрения данного новше- ства должны обеспечивать готовность населения данного региона (страны в целом) к приобретению внедряемого в производство новшества и несопро- тивление его массовому производству. Особенно широко и настойчиво надо готовить социальные (психологиче- ские) предпосылки и социальную поддержку создателей новшества при внед- рении в производство глобальных новшеств. Можно привести в пример про- блемы, возникавшие при внедрении железных дорог или ткацких станков в свое время в Англии. Создание современных новшеств - это результат научных исследований, а на проведение исследований необходимы денежные средства. Как известно, расходы на проведение научных исследований могут окупаться, а могут и не окупаться. По данным статистики США лишь 10…20 % научных исследова- ний завершаются созданием новшеств. При этом прибыль, получаемая от внедрения этих новшеств, с лихвой окупает все затраты, а продажа новше- ства продолжает еще долго приносить ощутимый доход предпринимателю. На наш взгляд, целесообразно разделять затраты по созданию новшеств на две составляющие: затраты на создание экспериментальных установок, изготовление опытных образцов, проведение экспериментов и т. п.; затраты на оплату труда руководителей и исполнителей создания новшеств. Нет сомнений в том, что заглавная роль в создании новшества принадле- жит идеологу, руководителю исследования. Значение роли ученого- руководителя, как правило, существенно возрастает при внедрении в произ- водство вновь созданного продукта исследования, когда глубокое понимание основ и возможностей новшества позволяет решать многие, в том числе тех- нологические, трудности, всегда возникающие при практическом освоении вновь созданного. В условиях СССР заинтересованности ученых - штатных преподавателей вузов во внедрении в производство созданного в вузовской отраслевой науч- но-исследовательской лаборатории новшества уделялось достаточно серьез- ное внимание. Вуз, если результатами его исследований или созданными новшествами заинтересовалось какое-то предприятие, имел право заключить с ним хоздоговор, где оговаривалась программа выполнения работ, ее сроки и стоимость. Однако законодательством был жестко установлен максимальный процент от суммы договора, который можно было расходовать на зарплату штатных работников и совместителей лаборатории. Тем не менее каждый ра- ботник, участвовавший в выполнении хоздоговорной работы, имел прибавку к зарплате в среднем 35-45 %. Поэтому все штатные преподаватели вузов (в том числе и неостепененные) имели весьма мощный стимул к выполнению научных работ по хоздоговорам. В настоящее время ситуация как бы та же, однако при внимательном рас- смотрении оказывается, что в СССР у каждого серьезного предприятия была запланирована бюджетная статья расходов на научные исследования. Как мы помним, эти деньги в любом случае необходимо было израсходовать в отчетном периоде. Сейчас средства на научные исследования для вузов бюджет не предусматривает. Хоздоговоры если и заключаются, то за счет собственных средств предприятий, а это совсем другое дело. Поэтому сейчас, пожалуй, единственным стимулом заниматься научной работой в вузе для ученого-преподавателя является его стремление всеми способами повышать свой научный и профессиональный потенциал. Во все времена только систематическая научно-исследовательская работа препода- вателя вуза вносила наиболее весомый вклад и в глубину изложения материа- ла в учебном процессе, и в развитие творческого потенциала ученого. В то же время только высокий профессионализм ученого-исследователя, желательно имеющего международное признание, позволит современным и зарубежным предпринимателям поверить в окупаемость средств на науч- ные исследования. При этом ученому нужно уверенно демонстрировать не только теоретическую возможность получения прибыли от внедрения ре- зультатов исследований в производство, но и реальность скорого внедрения полученных новшеств в массовое производство. Это значит - демонстриро- вать в том числе и готовность населения приобретать данное новшество для удовлетворения своих потребностей, что может обеспечиваться, например, высокой конкурентной способностью создаваемого новшества по сравнению с существующими аналогами, по крайней мере на время окупаемости затрат и получения ожидаемой прибыли. В качестве рекомендации на рисунке приведена блок-схема алгоритма определения необходимой тематики и поиска инвесторов на проведение научных исследований вузами, создания опытных образцов новшества и внедрения его в массовое производство. Данный алгоритм позволяет осу- ществлять взаимовыгодный для ученых-разработчиков и предпринимателей процесс создания и внедрения новшества в массовое производство. При этом он предполагает решение не только организационно-технических, но и мате- риальных и социальных вопросов, возникающих в процессе создания и внед- рения новшеств в массовое производство. Рассмотрим его подробнее. Сначала, предположим, муниципальными ор- ганами и предприятиями формируется перечень проблем, отсутствие реше- ния которых сдерживает развитие отрасли либо создает значительные про- блемы при исполнении предприятиями своих повседневных работ. Затем по мере необходимости проверяется наличие решений проблем в других странах либо регионах и оценивается их значимость. Перечень выявленных проблем, по которым отсутствуют решения, передается, например, в областную адми- нистрацию, где в том числе производится их сортировка по уровням управле- ния и отраслям народного хозяйства. Если проблема признана актуальной для решения на региональном уровне, то в соответствии с российским законодательством объявляется от- крытый конкурс на лучший бизнес-проект ее решения среди вузов. Заметим, что здесь важно провести конкурс по всем вузам, так как решение данной проблемы, возможно, уже было найдено в совершенно не схожих отраслях (как с ручной пневмомашинкой в стоматологии). По итогам конкурса определяется вуз-победитель (в случае необходимости победителей может быть несколько), с которым заключается договор, и из средств регионального бюджета выделяется финансирование на разработку тех- нической документации и создание опытного образца. По истечении отведенно- го договором времени вузом предоставляется заказчику техническая документа- ция и опытный образец изделия. В случае его успешных испытаний у заказчика работа считается выполненной вузом полностью и договор закрывается. При необходимости областной администрацией объявляется открытый конкурс на внедрение в массовое производство созданного вузом новшества, на котором определяется будущее предприятие-изготовитель. Предприятие-изготовитель - это предприятие, на котором возможно внедрение новшества в массовое произ- водство с минимальными затратами и максимальным качеством выпускаемой продукции. Наверное, было бы хорошо, чтобы областная администрация кури- ровала процесс внедрения хотя бы в части создании привлекательных финансо- вых условий для предприятия, осуществляющего внедрение данного новшества в массовое производство. Несомненно, позиция областной администрации также важна и в процессе продвижения данного новшества на рынок и непосредствен- но при его реализации. При этом вузом автоматически будут достигаться следующие бесспорные достоинства: значительный рост имиджа вуза как инновационной структуры, дово- дящей свои новшества до реального массового внедрения; существенное расширение тематики и объема исследований, проводи- мых в вузе; несомненный рост научного потенциала ученых-преподавателей, а зна- чит, повышение качества подготовки студентов; бесспорный рост финансовых возможностей вуза, что связано с повыше- нием уровня его материальной базы, а значит, качества обучения студентов; заметное улучшение материального благополучия преподавателей и других сотрудников вуза. Перечень проблем (формируется муниципальными органами и предприятиями) Проблема международная Проблема федеральная Областная администрация (накопление, группировка проблем по отраслям народного хозяйства и по уровню управления) Проблема муниципальная Проблема районная Проблема региональная Областная администрация (проведение конкурса среди вузов на лучшее решение всех накопившихся проблем; выбор лучшего из предло- женных бизнес-проектов; принятие решения о целевом финансировании создания опытного образца) Вуз (разработка технической документации; создание опытного образца) Областная администрация (проведение конкурса среди предприятий на оптимальное массовое внедрение опытного образца; выбор лучшего из предприятий-претендентов; принятие решения о выделе- нии целевого финансирования на внедрение новшества в массовое производство) Предприятие-изготовитель (подготовка производства; углубленный анализ рынков сбыта и организация массового производства новшества) Торговые предприя- тия (реклама; сбыт) Алгоритм определения необходимой тематики и поиска инвесторов на проведение научных исследований вузами, создания опытных образцов новшества и внедрения его в массовое производство
×

About the authors

Sergej A. Nechitaylo

Samara State Aerospace University named after Academician SP Korolev

Email: san@ssau.ru
Cand. Econ. Sci., Associate Professor of Department of publishing and Book Distribution 34, Moscow highway, Samara, 443086

References

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Ч. IV от 15.11.2007, гл. 69, 70; принят Гос. думой Федер. Собр. Рос. Федерации 24.11.2006; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 08.12.2006; подпис. президентом Рос. Федерации 18.12.2006; введ. Федер. Законом Рос. Федерации от 18.12.2006 № 231-ФЗ // Парламент. газ. - 2006. - 21 дек.; Рос. газ. - 2006. - 22 дек.; Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 52, ч. 1, ст. 5496. - С. 14803-14949.
  2. Гнутова А.А., Нечитайло С.А. К вопросу качества высшего образования в России // Вестник СамГТУ. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 4(28). - С. 20-29.
  3. Лузин А.Е., Озира В.Ю. Консультационные фирмы капиталистических стран по управлению. - М.: Экономика, 1975. - 127 с.
  4. Нечитайло А.А., Гнутова А.А., Нечитайло С.А. К вопросу повышения мотивации студентов к получению высоких компетенций путем коммерциализации результатов их учебно-научной деятельности // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Сер. Экономика. - 2015. - № 3(41). - С. 93-99.
  5. Прядильникова Н.В., Депцова Т.Ю., Нечитайло А.А. Учебник в контексте современных образовательных технологий // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 4(28). - С. 81-91.
  6. Шишкина О.Ю., Горшкова Л.А. Профессионально-этическая направленность студента как будущего специалиста // Вестник Самарского государственного технического университета. Сер. Психолого-педагогические науки. - 2015. - № 4(28). - С. 150-155.
  7. Нечитайло А.А., Гнутова А.А., Нечитайло С.А. Совершенствование профориентации молодежи в аспекте баланса предложения и спроса на рынке труда // Шихобаловские чтения: опыт, проблемы и перспективы развития потребительского рынка: мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. 29-30 сент. 2015. - Самара: Самарский институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2015. - С. 182-184.
  8. Беляков С.А. и др. Модели финансирования вузов: анализ и оценка // Федеральный образовательный портал. Экономика. Социология. Менеджмент. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19195290/ (дата обращения: 16.03.2016).
  9. Шапиро Н.А. Проблемы развития образования и науки: точка зрения ректора // Проблемы современной экономики. - 2014. - № 4 (52). - С. 410-413.
  10. Кузнецов А.Ю. Государственная политика поддержки образования и науки и ее отражение в работе российских библиотек // Университетская книга: Информац.- аналит. журнал. - 2014. - Июль-август. - С. 76-82.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Nechitaylo S.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies