Том 22, № 2 (2025)
Теория и методология образования
Сущность и структура процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена сложившимся противоречием между объективной потребностью общества, государства, Вооруженных Сил Российской Федерации в военных специалистах с развитым интеллектуально-творческим потенциалом, способных адаптироваться, эффективно действовать и принимать конструктивные решения в нестандартных ситуациях будущей военно-профессиональной деятельности, и недостаточной ориентированностью существующей системы подготовки военных специалистов на данную потребность. В статье раскрывается целостный педагогический процесс развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов военных вузов в ходе военно-научной работы. Предлагается уточненное определение понятия «интеллектуально-творческий потенциал курсантов военных вузов», его структура как взаимосвязь мотивационно-потребностного, содержательно-операционального, регулятивно-волевого, рефлексивно-оценочного компонентов. Обосновывается роль, значимость военно-научной работы как важного инструмента интеллектуально-творческого развития обучающихся. Раскрывается структура исследуемого процесса в виде совокупности задачно-целевого (цель и задачи), содержательного (содержание, субъекты и объекты, подходы, функции, закономерности, противоречия, принципы обучения), методического (методы, формы, средства обучения) и результативного (результат) компонентов, реализующихся в ходе определенных процессуальных этапов. Делается акцент на специфических закономерностях, противоречиях данного процесса, а также принципах обучения как основополагающих требованиях к организации и содержанию процесса развития интеллектуально-творческого потенциала курсантов в ходе военно-научной работы.



Особенности обучения иностранному языку детей с ОВЗ в рамках инклюзивного образования
Аннотация
Рассматриваются особенности обучения иностранному языку детей с особыми возможностями здоровья в рамках инклюзивного образования. Одной из проблем современного инклюзивного образования в России является невозможность осуществлять качественное преподавание при нахождении в классе учеников, относящихся к разным категориям лиц с ОВЗ. Наиболее разумное в такой ситуации решение объединять в одном классе детей с одной категорией ОВЗ оказывается зачастую нереализуемо. В этом случае выходом может стать объединение детей с ОВЗ по признаку образовательных возможностей. Для определения образовательных возможностей в рамках изучения иностранного языка предлагается соотнести психофизиологические возможности учащихся с четырьмя видами речевой деятельности (аудированием, говорением, чтением и письмом), развитие которых сформулировано как одна из целей изучения иностранного языка в общеобразовательной школе.



Методические средства обучения иностранному языку детей с расстройством аутистического спектра
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с поиском эффективных материалов для обучения иностранному языку детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Внедрение инклюзивного образования в российские школы является сегодня одним из вызовов академической среды. В связи с реалиями современной жизни, а также требованиями обновленного ФГОС исследования в данной области методической науки приобретают особую актуальность. Анализ показал, что учителя английского языка испытывают недостаток как теоретических знаний, так и практических разработок, необходимых для успешного обучения предмету детей с РАС в условиях общеобразовательного учреждения. Цель данной работы – разработать комплекс заданий (с инструкциями по их применению), адаптированных под особые образовательные потребности учащихся младших классов, и проверить эффективность избранных приемов и созданных материалов в формировании отдельных англоязычных навыков. Среди главных методов, используемых при проведении исследования, отметим изучение и критический обзор теоретической литературы в области методики преподавания иностранных языков, педагогики и психологии, наблюдение, тестирование, сбор и анализ эмпирических данных. В реферативной части работы приводятся взгляды отечественных и зарубежных ученых по обсуждаемой проблеме, которые подчеркивают важность учета ментальных характеристик детей с РАС в процессе образования. Кроме того, показано, что грамотная адаптация учебных материалов для данной категории учащихся сделает возможным не только овладение знаниями и умениями по предмету «Иностранный язык», но и повышение интереса к его изучению. В практической части исследования представлена серия упражнений для формирования англоязычных навыков у младших школьников с РАС. Созданные задания показали свою эффективность при обучении английскому языку учеников с особыми образовательными потребностями в МБОУ «Школа № 74 имени Героя Советского Союза В.П. Кудашова» г. Тольятти. Результаты исследования обладают практической ценностью: представленные материалы и методика могут быть использованы школьными учителями на уроках иностранного языка.



Методические подходы к организации научно-технических профориентационных конкурсов
Аннотация
Научно-технические профориентационные конкурсы занимают ключевое место в процессе подготовки специалистов для высокотехнологичных отраслей. Однако их организация требует систематизации и усовершенствования методических основ. В рамках исследования проведен детальный анализ существующих моделей конкурсов, выявлены ключевые проблемы их реализации. Среди них – недостаточное финансирование, слабая интеграция с индустриальными партнерами, а также отсутствие эффективных инструментов оценки их результативности. В целях оптимизации конкурсной деятельности предложены следующие меры: разработка цифровых платформ, обеспечивающих автоматизированное управление конкурсами, включая регистрацию участников, систему оценки проектов и обратную связь от экспертов; внедрение объективных методов оценки с применением технологий искусственного интеллекта, что позволит повысить прозрачность конкурсного отбора; создание механизмов долгосрочного взаимодействия конкурсантов с научными и промышленными организациями, направленных на формирование устойчивых карьерных траекторий. Отдельное внимание уделено анализу международного опыта проведения подобных мероприятий и возможностей его адаптации к российской образовательной системе. Результаты исследования способствуют формированию комплексной системы совершенствования профориентационных конкурсов. Это, в свою очередь, позволит глубже интегрировать их в образовательную среду и создать надежный кадровый резерв для перспективных научно-технических направлений.



Использование новогодней тематики для формирования лингвокультурной компетенции у студентов, изучающих РКИ: практический аспект
Аннотация
Формирование лингвокультурной компетенции у студентов, изучающих русский язык как иностранный (РКИ), является одной из ключевых задач современного образования. Это способствует не только освоению языковых норм, но и пониманию культурных контекстов, что повышает эффективность обучения. В статье рассматривается использование новогодней тематики как средства интеграции языковых и культурных компонентов в процесс обучения. Цель исследования – разработка и апробация методики формирования лингвокультурной компетенции через создание материалов, отражающих русские новогодние традиции. Методология включает создание аутентичного видеоконтента с использованием платформы InVideo AI и разработку комплекса упражнений для развития навыков аудирования, говорения и письма. Результаты показали, что новогодняя тематика эффективно способствует формированию лингвокультурной компетенции студентов, помогая развивать ключевые языковые навыки и улучшая усвоение культурных особенностей. Предложенная методика демонстрирует системный подход к преподаванию РКИ и имеет практическую ценность для образовательных учреждений, а также найдет применение при самостоятельном изучении языка. Использование новогодней тематики оказалось эффективным инструментом интеграции языковых и культурных компонентов, что способствует более глубокому пониманию как языка, так и культуры. Таким образом, исследование не только обогащает существующие методические подходы, но и предлагает новые практические решения для формирования лингвокультурной компетенции студентов, что является актуальной задачей в преподавании иностранных языков.



Теория педагогики
Управление педагогической ситуацией: практические аспекты
Аннотация
Педагогическая ситуация рассматривается с позиций педагогического управления. Проведенное исследование имеет практическую ориентацию и направлено на систематизацию способов повышения эффективности управления педагогической ситуацией. Рассматриваются две основные стратегии педагогического менеджмента: предотвращение проблем до их возникновения и реагирование на них после их возникновения. Показано, что многие проблемы управления можно предотвратить, если обратить внимание на использование учебного пространства, установление правил поведения, правильное структурирование педагогических ситуаций и передачу информации, четкое изложение инструкций, а также донесение до учеников важности обучения и позитивного поведения.



Педагогика высшей школы
Межкультурная перспектива: мнение российских студентов об индонезийском преподавателе английского языка на онлайн-занятиях
Аннотация
Глобализация образования и расширение онлайн-обучения усилили межкультурные контакты, особенно в обучении английскому языку. В данном исследовании изучается мнение российских студентов об индонезийских преподавателях английского языка на онлайн-занятиях для понимания, как культурные, лингвистические и педагогические аспекты взаимодействуют в виртуальных средах. Используя качественный метод исследования кейса, были собраны данные через форму онлайн-наблюдения и полуструктурированные интервью с российскими студентами университетов, обучающимися на онлайн-курсах английского языка, проводимых индонезийским преподавателем. Результаты показывают, что обучающиеся в значительной степени ценили коммуникативный и ориентированный на студента подход учителя, который отклонялся от их обычных ожиданий относительно взаимодействия в рамках занятия. Однако также были выявлены проблемы с языковой подготовкой, технологической адаптивностью и культурными заблуждениями. В обсуждении подчеркивается, что эффективное онлайн-обучение английскому языку в межкультурных условиях требует не только языковой компетентности, но и культурной осведомленности и адаптируемых методик преподавания. Использование образовательных технологий показало, что оно увеличивает вовлеченность и автономию, однако его успех зависит от способности преподавателя учитывать разные потребности студентов. Подчеркивается необходимость формирования межкультурной компетентности у преподавателей английского языка для создания инклюзивных и эффективных онлайн-учебных сред. Эти выводы имеют значение для подготовки преподавателей и разработки учебных программ в условиях международной образовательной среды.



Социальная психология
Предикторы межэтнической напряженности в многонациональном регионе России
Аннотация
Межэтническая безопасность – минимизация внешних и внутренних угроз, осознаваемых этнофором как проблема. Субъективно неустойчивая безопасность выражается в напряженности межличностных отношений этносов, исторически проживающих в регионе. Напряженность имеет свои индикаторы – предикторы ее нарастания и поведенческие маркеры субъекта. Цель проведенного теоретико-эмпирического исследования: вычислить критические значения маркеров индивидуального поведения субъектов, прогнозирующих кризисное развитие межэтнических отношений, посредством авторского вербального диагностического инструмента. Методологически конструкт теста базируется на защитном механизме проективной идентификации субъекта в процессе аттестации им поступков близко знакомого человека. В испытаниях теста участвовали волонтеры с высшим образованием: врачи, юристы, педагоги. По массиву полученных эмпирических данных были вычислены диапазоны для разных поведенческих маркеров этнофоров. Нормализация диагностических шкал проведена сигмальным методом Мартина в пилотажной выборке 71 человек. Вычислены квинтильные шкалы маркеров напряженности субъектов в межэтническом взаимодействии. Надежность теста по формуле Спирмена–Брауна составила +0,81, а конструктная валидность +0,71. Дискриминативность теста по формуле Фергюсона определилась как 0,89. Испытания теста на репрезентативной выборке подтвердили соответствие всем психометрическим характеристикам. Были очерчены границы применимости и выявлены скрытые прогностические возможности сконструированного диагностического инструмента.



Психология образования
Риски освоения интернет-пространства для студентов и школьников в контексте цифровизации современного общества
Аннотация
Исследованы риски освоения интернет-пространства для обучающихся средней и высшей школы в условиях цифровизации современного общества. Широкое использование Интернета школьниками и студентами несет в себе дополнительные вызовы и угрозы, которые влияют не только на образовательную сферу, но и в целом на общество, государственный институт и отдельного человека. В этих условиях задачей исследования является содержательная характеристика рисков, связанных с освоением интернет-пространства для студентов и школьников, что позволит создать систему мер, направленных на нивелирование рисков, касающихся освоения интернет-пространства обучающимися средней и высшей школы. В работе проведен краткий обзор концептуальных взглядов, раскрывающих вопрос типологизации рисков интернет-среды. Цель исследования состояла в выявлении рисков освоения интернет-пространства для школьников и студентов. Эмпирической базой стали материалы анкетного опроса обучающихся школ и вуза (ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет») г. Оренбурга, который был проведен в 2023–2024 гг. В зависимости от временного интервала использования сети Интернет были выделены следующие группы респондентов: «активные пользователи», «умеренные пользователи», «пользователи с низким индексом активности». Автором на основании литературных данных были выделены группы рисков освоения интернет-пространства с целью ранжирования угроз студентами и школьниками. В результате исследования было выяснено различие в оценке вызовов со стороны обучающихся высшей и средней школы. Наиболее высокими рисками для школьников стали риски, связанные с взаимодействием в интернет-пространстве (кибербуллинг, киберсталкинг). Для студентов такими рисками стали вызовы, связанные с запрещенным контентом. Отличия обучающихся высшей и средней школы прослеживаются также на уровне рисков, связанных с похищением персональных данных. Автором были рассмотрены риски освоения интернет-пространства для школьников и студентов в контексте угроз на государственном уровне, на уровне общества и отдельного человека. Результаты исследования свидетельствуют о важности и необходимости контроля над активностью обучающихся в интернет-пространстве. В заключение автор отмечает, что снижение рисков освоения интернет-пространства для школьников и студентов требует комплексного подхода к цифровизации социума и образовательной системы. Данное исследование вносит вклад в разработку мер по нивелированию рисков освоения интернет-пространства в образовательной среде школы и вуза с целью повышения компьютерной грамотности школьников и студентов. Научная новизна работы заключается в выявлении пробелов в безопасном поведении в сети Интернет у школьников и студентов для нейтрализации рисков освоения интернет-пространства.



Общая психология
Когнитивные особенности детей раннего возраста в зависимости от способа рождения
Аннотация
Рассматривается важный вопрос зависимости когнитивного развития детей раннего возраста от способа рождения. Представлены результаты сравнительного исследования уровня когнитивного развития у детей, рожденных оперативным путем, и у детей, рожденных естественным способом. Общее количество обследованных составило 126 детей и 112 матерей. Сбор данных проводился на базе детских медицинских и дошкольных образовательных учреждений с использованием валидных и надежных методик диагностики когнитивного развития детей и анкетирования матерей. В ходе исследования были выявлены общие тенденции в развитии детей раннего возраста независимо от способа рождения. Они проявляются в том, что девочки показывают более высокие результаты по когнитивному развитию, чем мальчики. Также были обнаружены специфические особенности когнитивного развития детей, рожденных оперативным и естественным способом. Данные различия проявляются в том, что дети, рожденные оперативным путем, на ранних этапах возрастного развития имеют более низкие результаты в сенсорном развитии, развитии экспрессивной речи, чем физиологически рожденные дети.


