Когнитивные особенности детей раннего возраста в зависимости от способа рождения
- Авторы: Бабина Е.А.1, Жданова С.Ю.2
-
Учреждения:
- ООО «Медси-Пермь»
- Пермский государственный национальный исследовательский университет
- Выпуск: Том 22, № 2 (2025)
- Страницы: 149-160
- Раздел: Общая психология
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/676950
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2025.2.10
- ID: 676950
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается важный вопрос зависимости когнитивного развития детей раннего возраста от способа рождения. Представлены результаты сравнительного исследования уровня когнитивного развития у детей, рожденных оперативным путем, и у детей, рожденных естественным способом. Общее количество обследованных составило 126 детей и 112 матерей. Сбор данных проводился на базе детских медицинских и дошкольных образовательных учреждений с использованием валидных и надежных методик диагностики когнитивного развития детей и анкетирования матерей. В ходе исследования были выявлены общие тенденции в развитии детей раннего возраста независимо от способа рождения. Они проявляются в том, что девочки показывают более высокие результаты по когнитивному развитию, чем мальчики. Также были обнаружены специфические особенности когнитивного развития детей, рожденных оперативным и естественным способом. Данные различия проявляются в том, что дети, рожденные оперативным путем, на ранних этапах возрастного развития имеют более низкие результаты в сенсорном развитии, развитии экспрессивной речи, чем физиологически рожденные дети.
Ключевые слова
Полный текст
Введение
Проблема развития когнитивной сферы детей является актуальной в настоящий момент, поскольку именно познавательная сфера ребенка является необходимым условием для формирования мыслительных процессов и качеств личности, для эмоционального развития [1]. При этом «толчком» к формированию и развитию когнитивных функций является активное взаимодействие ребенка с окружающим миром в раннем возрасте. Изучению когнитивных особенностей детей раннего возраста посвящены работы таких авторов, как Е.О. Смирнова, Л.Н. Галигузова, Т.В. Ермолова, С.Ю. Мещерякова, Е.А. Стребелева и др. [2].
Современные исследования подтверждают влияние различных перинатальных факторов на возникновение когнитивных нарушений у детей. К ним относятся наличие различных инфекций и гормональной недостаточности у матери во время беременности, гипоксия плода, недоразвитие и различные повреждения структур головного мозга ребенка. При этом особое значение при формировании познавательных процессов и качеств личности имеют особенности протекания родов [3].
Во всем мире растет частота рождения детей с помощью операции кесарева сечения. По данным последних исследований, процент оперативного родоразрешения в среднем составляет 25 %, что значительно превышает рекомендованный Всемирной организацией здравоохранения порог в 10–15 %. Данный показатель варьируется между странами и распределяется неравномерно в зависимости от социально-экономических факторов внутри страны. Вызывает тревогу тот факт, что в некоторых странах (например, в Бразилии и Египте) в настоящее время детей с помощью кесарева сечения рождается больше, чем естественным способом.
Увеличение числа операций кесарева сечения вызывает опасения и интерес к тому, может ли оперативное вмешательство нести риски для последующего развития детей [4; 5]. Некоторыми исследователями ранее были сделаны выводы, что рождение детей абдоминальным способом приводит к изменениям в психическом развитии, обусловленным различными факторами, такими как преждевременные роды и недоразвитие мозга, изменение микробиоты кишечника, применение наркоза во время операции, а также повреждение сосудов при смене высокого внутриматочного давления на обычное атмосферное [6–11].
Обзор литературы
Анализ ранее проведенных исследований в области оценки связи между способом родоразрешения и развитием детей показал снижение уровня развития познавательных процессов (восприятия, внимания, мышления, воображения), навыков общения у детей, рожденных оперативным путем [12–14]; у мальчиков обнаружена недостаточная успеваемость при освоении образовательной программы в начальной школе [15], более низкие показатели когнитивного развития в возрасте 8–9 лет [16], недостаточный уровень психомоторного развития у детей раннего возраста [17] в сравнении с естественно рожденными детьми.
В ряде зарубежных исследований были получены противоположные результаты. Curran E.A. et al. были сделаны выводы, что роды путем кесарева сечения слабо связаны с низкими общими когнитивными способностями у взрослых мужчин [18]. Slykerman R.F. et al. не было обнаружено влияния кесарева сечения на академическую успеваемость подростков [19]. В исследованиях Ahlqvist V.H. et al. была обнаружена незначительная связь между кесаревым сечением и снижением успеваемости подростков в школе [20]. Противоречивость результатов исследований вызвало научный интерес к подробному изучению данной проблемы.
Материалы и методы
С целью изучения когнитивных особенностей детей раннего возраста, рожденных оперативным путем, нами было проведено специальное исследование. Исследование проводилось с 2021 по 2024 гг. в детских поликлиниках и дошкольных образовательных учреждениях города Перми. Всего в исследовании приняли участие 126 детей в возрасте от 12 до 36 месяцев. Перинатальный анамнез данных детей не был отягощен, поскольку было исключено влияние на них таких перинатальных факторов, как наличие инфекций у матери во время беременности, гипоксия плода, недоношенность, повреждения структур головного мозга ребенка.
Основную группу составили 60 детей, рожденных с помощью кесарева сечения (группа КС). Контрольную группу составили 66 детей, рожденных естественным способом (группа ЕС). Также нами был проведен опрос 112 матерей (44 человека – группа КС и 68 человек – группа ЕС).
Для исключения влияния перинатальных факторов и изучения условий жизни семьи нами было проведено анкетирование матерей. Для диагностики развития были использованы следующие инструменты: методика диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста (Г.В. Пантюхина, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт) [21], шкала психического развития детей от рождения до 42 месяцев Нэнси Бейли [22], «Комплексная оценка развития детей» (адаптированный вариант шкалы KID-R и RCDI -2000) и статистические методы (частотный анализ данных, критерий Фишера, критерий Манна – Уитни).
Результаты исследования
В ходе сравнительного анализа когнитивного развития детей на основе методики Г.В. Пантюхиной, К.Л. Печора, Э.Л. Фрухт были выявлены статистически значимые различия (р ≤ 0,05) между выборками по уровню нормального и опережающего развития по всему возрастному диапазону. Было обнаружено, что лишь 29,7 % детей, рожденных оперативным способом, имеют нормальный уровень развития. В группе физиологически рожденных детей данный показатель равен 47 % (см. рисунок).
Результаты сравнительного анализа когнитивного развития детей, рожденных оперативным и естественным способом
При сравнении средних значений индекса когнитивного развития по шкале Н. Бейли также были выявлены статистически значимые различия в уровне когнитивного развития между группами детей, рожденных оперативным и физиологическим способом (табл. 1).
Как видно из табл. 1, в группе детей, рожденных естественным путем, наблюдаются более высокие результаты по когнитивному развитию в сравнении с группой оперативно рожденных детей.
Таблица 1. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития в группах детей, рожденных естественным и оперативным путем
Шкала | Среднее значение, баллы | Критерий Манна – Уитни | р, уровень значимости | |
ЕС | КС | |||
Индекс когнитивного развития | 110,9 | 102,9 | 891 | 0,023* |
* р ≤ 0,05
Анализ когнитивного развития детей в зависимости от пола (табл. 2) показал, что в группе естественно рожденных детей лишь 33,3 % мальчиков не имеют отставания в когнитивном развитии, среди девочек нормальный и опережающий уровень выявлен у 60,6 %. У оперативно рожденных детей данный показатель равен 17,4 и 50 % соответственно. Полученные результаты позволяют говорить о том, что в группе девочек наблюдаются более высокие результаты по когнитивному развитию, чем в группе мальчиков. Данные выводы подтверждают результаты, полученные другими авторами [24].
Таблица 2. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития детей в зависимости от пола
Уровень развития | ЕС | φ, критерий Фишера | КС | φ, критерий Фишера | ||
Девочки, % | Мальчики, % | Девочки, % | Мальчики, % | |||
Задержка в развитии на 2 эпикризных срока | 0 | 3,1 | -¹ | 0 | 13 | -¹ |
Задержка в развитии на 1 эпикризный срок | 39,4 | 63,6 | 1,986* | 50 | 69,6 | 1,189 |
Опережение и нормальное развитие | 60,6 | 33,3 | 2,25* | 50 | 17,4 | 2,095* |
* р ≤ 0,05
¹- критерии не вычисляется, т.к. в одной из групп нет наблюдений
В ходе исследования были изучены также особенности сенсорного развития, развития речи, игровой деятельности в зависимости от возраста. Данные представлены в табл. 3.
Таблица 3. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития и развития игровой деятельности у детей в связи с возрастом
Показатели | Частота встречаемости детей с возрастной нормой, % | φ, критерий Фишера | ||
ЕС | КС | |||
1 год (12–14 мес.) | Сенсорное развитие | 86,4 | 50,0 | 1,77* |
Понимание речи | 100 | 100 | ||
Активная речь | 68,2 | 50 | 0,808 | |
Игровая деятельность | 100 | 83,3 | 0,925 | |
2 года (15–24 мес.) | Сенсорное развитие | 90,9 | 50 | 2,802** |
Понимание речи | 95,5 | 93,3 | 0,287 | |
Активная речь | 54,5 | 57,1 | 0,125 | |
Игровая деятельность | 90,9 | 92,9 | 0,214 | |
3 года (25–36 мес.) | Сенсорное развитие | 95,5 | 94,1 | 0,195 |
Понимание речи | 100 | 100 | ||
Активная речь | 86,4 | 56,3 | 2,097** | |
Игровая деятельность | 95,5 | 88,2 | 0,849 |
* р ≤ 0,05, ** р ≤ 0,01
Как видно из таблицы, наблюдаются статистически значимые различия по показателю сенсорного развития между группами у детей на первом (р ≤ 0,05) и втором (р ≤ 0,01) году жизни. Так в группе детей, рожденных оперативным путем, было выявлено лишь 50 % детей, развитие которых соответствовало возрастным нормам, в отличие от физиологически рожденных детей первого года жизни (86,4%) и второго года жизни (90,9%). К трем годам уровень развития сенсорных систем выравнивается.
Отставание в сенсорном развитии в группе детей, рожденных оперативным путем, в начале раннего возраста может объясняться тем, что во время схваток при физиологических родах на ребенка обрушивается значительное количество различных стимулов, гормонов стресса и запускается физиологический механизм адаптации к новым условиям жизни, а под воздействием «естественного массажа» происходит дальнейшее созревание его мозговых структур, в первую очередь отвечающих за развитие сенсорных систем (тактильной, вестибулярной, проприоцептивной, слуховой, зрительной) [25, 26]. При оперативных родах отсутствует воздействие на плод физиологического биомеханизма родов, возникает измененная реакция на роды (изменяется микробиота кишечника, страдают компенсаторно-приспособительные реакции дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и эндокринной систем) и, как следствие, осложняется течение адаптационного периода [27]. В связи с этим более низкий уровень развития сенсорных систем наиболее выраженно проявляется в группе детей, рожденных оперативным путем, в первые годы жизни ребенка.
В ходе исследования были выявлены значимые различия в группах детей, рожденных физиологическим и оперативным путем, по показателю экспрессивной речи (р ≤ 0,01). Было обнаружено, что к трем годам лишь 56,3 % детей, рожденных оперативным путем, имеют соответствующий возрастным нормам уровень развития активной речи. В группе детей, рожденных физиологическим способом, этот показатель составляет 86,4 % [28].
Однако анализ когнитивного развития детей на основе опроса матерей не выявил значимых различий между группами детей. Данные представлены в табл. 4.
Таблица 4. Результаты сравнительного анализа когнитивного развития детей в связи со способом рождения, полученные на основе опроса родителей
Возраст | Шкала | Средний процент выраженности развития показателя | Критерий Манна – Уитни | р, уровень значимости | |
ЕС | КС | ||||
1 год (12–14 мес.) | Понимание | 59,57 | 68,00 | 24,5 | 0,700 |
Речь | 48,84 | 54,00 | 25,5 | 0,772 | |
2 года (15–24 мес.) | Понимание | 62,47 | 60,45 | 98,0 | 0,779 |
Речь | 56,89 | 54,72 | 93,5 | 0,635 | |
3 года (25–36 мес.) | Понимание | 61,72 | 42,78 | 96,50 | 0,062 |
Речь | 58,13 | 44,35 | 110,0 | 0,153 |
Как видно из табл. 4, в ходе сравнительного анализа показателей когнитивного развития детей, осуществленного на основе оценки матерей, значимые различия между группами детей естественного и оперативного рождения не были обнаружены.
Данный факт говорит о том, что матери детей, рожденных с помощью кесарева сечения, оценивают своих детей по уровню развития выше в сравнении с результатами диагностики, полученными психологом. Влияние предвзятости оценки психолога было нивелировано шифрованием данных о ребенке во время проведения диагностики, но исключить влияние желательности ответов матерей при оценке своих детей невозможно в силу объективных причин.
Обсуждение и заключение
Анализ полученных результатов исследования позволяет сделать следующие выводы:
- В ходе исследования были выявлены общие тенденции в развитии детей раннего возраста независимо от способа рождения. Они проявляются в том, что девочки показывают более высокие результаты по когнитивному развитию, чем мальчики.
- Обнаружены специфические особенности когнитивного развития детей в зависимости от способа рождения. Данные различия проявляются в том, что дети, рожденные физиологическим путем, показывают более высокие результаты по когнитивному развитию в сравнении с детьми, рожденными оперативным способом.
- Анализ динамики развития показал, что между группами детей, рожденных оперативным и естественным способом, имеются статистически значимые различия в связи с возрастом. В начале раннего возраста наблюдаются различия в сенсорном развитии. Они проявляются в том, что дети, рожденные физиологическим путем, имеют более высокие показатели в сенсорном развитии в сравнении с оперативно рожденными детьми. К концу раннего возраста также наблюдаются различия в развитии экспрессивной речи. Данные показатели выше в группе детей, рожденных естественным способом, чем в группе детей, рожденных оперативным путем.
- Было выявлено, что матери детей, рожденных оперативным путем, оценивают уровень их когнитивного развития выше в сравнении с данными, полученными по результатам диагностики психологом.
Материалы статьи могут быть полезны широкому кругу специалистов: педагогов, педагогов-психологов, медицинских работников, а также могут расширять представления как будущих, так и настоящих родителей о нарушениях когнитивного развития детей в раннем возрасте.
Об авторах
Екатерина Александровна Бабина
ООО «Медси-Пермь»
Автор, ответственный за переписку.
Email: katushaosa@yandex.ru
ORCID iD: 0009-0001-4499-8314
SPIN-код: 1153-8152
психолог
Россия, ул. Советская, 51а, Пермь, 614000Светлана Юрьевна Жданова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Email: svetlanaur@gmail.com
ORCID iD: 0000-0001-7105-3597
SPIN-код: 2696-8066
доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой «Психология развития»
Россия, ул. Букирева, 15, Пермь, 614068Список литературы
- Веракса Н.Е. и др. Эмоциональное и когнитивное развитие детей дошкольного возраста: анализ исследований с позиции структурно-диалектического подхода // Сибирский психологический журнал. – 2020. – № 75. – С. 115–143.
- Стребелева Е.А., Мишина Г.А. Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – С. 143.
- Парцалис Е.М. Факторы риска нарушения когнитивного развития у детей (обзор) // Новые исследования. – 2013. – № 2 (35). – С. 4–22.
- Жданова С.Ю., Бабина Е.А. К вопросу о влиянии перинатального периода на психическое развитие детей раннего возраста // Развитие человека в современном мире. – 2021. – № 2. – С. 22–30.
- Кулик А.А., Рзянкина М.Ф. О влиянии оперативного родоразрешения методом операции кесарева сечения на здоровье новорожденных // Дальневосточный медицинский журнал. – 2024. – № 3. – С. 107–113.
- Горячева Т.Г., Сафонкина А.В. Нейропсихологический анализ сформированности высших психических функций у детей, рожденных с помощью кесарева сечения // Развитие научного наследия АР Лурия в отечественной и мировой психологии: материалы Третьей международной научно-практической конференции. Белгород, БелГУ, 9–12 окт. 2010. – С. 37.
- Тумаева Т.С., Герасименко А.В., Балыкова Л.А. Постнатальная перестройка центральной гемодинамики у детей, рожденных оперативным путем // Российский вестник перинатологии и педиатрии. – 2015. – Т. 60. – № 1. – С. 32–37.
- Украинцев С.Е. и др. Ребенок, рожденный путем операции кесарева сечения: риски для здоровья и возможности их минимизации // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. – 2020. – Т. 8. – № 2 (28). – С. 28–38.
- Рустамова Ш.А., Кахрамонова А.К. Последствия у детей, родившихся путем операции кесарева сечения (на примере Самаркандской области) // Uzbek journal of case reports. – 2023. – Т. 3. – № 3. – С. 90–92.
- Нароган М.В. Нарушения кишечной микробиоты у детей, рожденных путем кесарева сечения, и возможности их коррекции // Неонатология: Новости. Мнения. Обучение. – 2021. – Т. 9. – № 2 (32). – С. 24–32.
- Сафоева З.Ф., Хусаинова Ш.К., Умарова С.С. Сравнительная оценка неврологической симптоматики у новорожденных, рожденных естественным путем и путем операции кесарева сечения // Достижения науки и образования. – 2021. – № 1 (73). – С. 53–57.
- Curran E.A. et al. Research review: birth by caesarean section and development of autism spectrum disorder and attention‐deficit/hyperactivity disorder: a systematic review and meta‐analysis. Journal of Child Psychology and Psychiatry. 2015. Vol. 56. No. 5. Рр. 500–508.
- Зеленина И.В. Особенности когнитивной сферы у детей 7 лет, рожденных с помощью планового кесарева сечения // European Social Science Journal. – 2016. – № 6. – С. 236–241.
- Tešić J. et al. The relationship between risk factors and speech-language disorders in children aged four to six years. Biomedicinska istraživanja. 2023. Vol. 14. No. 1. Р. 63.
- Трухина С.И. и др. Успешность обучения с 1 по 8 класс детей, рожденных путем экстренного кесарева сечения // Вестник Уральской медицинской академической науки. – 2018. – Т. 15. – № 1. – С. 104–115.
- Polidano C., Zhu A., Bornstein J.C. The relation between cesarean birth and child cognitive development. Scientific reports. 2017. Vol. 7. No. 1. Рр. 11483.
- Ревякина Ю.В., Ярославцева И.В. Особенности умственного и психомоторного развития детей раннего возраста, рожденных с помощью абдоминального способа родоразрешения // Психолого-педагогические исследования. – 2015. – Т. 7. – № 1. – С. 30–38.
- Curran E.A. et al. Birth by caesarean section and school performance in Swedish adolescentsa population-based study. BMC Pregnancy and Childbirth. 2017. Vol. 17. Рр. 1–10.
- Slykerman R.F. et al. Birth by caesarean section and educational achievement in adolescents. Australian and New Zealand Journal of Obstetrics and Gynaecology. 2021. Vol. 61. No. 3. Рр. 386–393.
- Ahlqvist V.H. et al. Caesarean section and its relationship to offspring general cognitive ability: a registry-based cohort study of half a million young male adults. BMJ Ment Health. 2022. Vol. 25. No. 1. Рр. 7–14.
- Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Методы диагностики нервно-психического развития детей раннего возраста. – М.: ВУНМЦ, 1996. – С. 5–8.
- Nellis L., Gridley B.E. Review of the Bayley Scales of Infant Development – second edition. Journal of School Psychology. 1994. Vol. 32. No. 2. Рр. 201–209.
- Шапиро Я., Чистович И. Руководство по оценке уровня развития детей от 1 года 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев по русифицированной шкале RCDI-2000. – СПб.: Институт раннего вмешательства, 2000. – C. 62.
- Ржанова И.Е. и др. Половые различия по показателям когнитивной сферы у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2020. – № 2. – С. 141–157.
- Clement S. Psychological aspects of caesarean section. Best Practice & Research Clinical Obstetrics & Gynaecology. 2001. Vol. 15. No. 1. Рр. 109–126.
- Lagercrantz H. Stress, arousal, and gene activation at birth. Physiology. 1996. Vol. 11 (5).
- Черненков Ю.В., Нечаев В.Н. Оценка состояния процессов адаптации у детей, рожденных путем операции кесарево сечение // Вопросы современной педиатрии. – 2006. – № 5. – С. 643.
- Бабина Е.А., Жданова С.Ю. Особенности развития речи детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2024. – Т. 21. – № 1. – С. 127–140. – doi: 10.17673/vsgtu-pps.2024.1.11. – EDN LVSNBN.
Дополнительные файлы
