Том 20, № 2 (2023)

Обложка

Весь выпуск

Теория и методология образования

Разработка программы "Метод проектов" при организации самостоятельной работы школьников на старшем этапе обучения

Старцева Н.В.

Аннотация

Обосновывается использование метода проектов в самостоятельной работе студентов во внеаудиторной деятельности и доказывается, что это не только эффективный способ формирования ряда компетенций, но и средство повышения уровня самостоятельности в их применении. Навыки самостоятельного осуществления проектной деятельности, знание методов, технологий и стратегий их реализации обеспечивают подготовку будущих специалистов нового поколения на этапе средней школы. В статье описывается разработанный проект внеклассных мероприятий лингвистического направления для учащихся основной школы "Метод проектов", предназначенный для организации самостоятельной работы школьников на старшей ступени обучения. Освещаются все составляющие программы: пояснительная записка к ней; учебно-тематический план; содержание курса по темам; информационная и методическая поддержка; методические рекомендации для преподавателя; методические рекомендации для студентов. Актуальность заявленной в статье проблемы обусловлена тем, что способности, развиваемые в проектной деятельности вне школьных занятий по английскому языку, способствуют формированию ряда компетенций.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):5-14
pages 5-14 views

Речевая этикетная ситуация извинения на занятиях по РКИ (на примере рассказа Аси Петровой «Извини меня, дурак»)

Гапонова Ж.К., Серогодская А.А.

Аннотация

Предлагается на примере анализа современного художественного текста обратить внимание на изучение речевой ситуации извинения иностранными обучающимися. Поскольку чтение как вид речевой деятельности связано с когнитивной функцией языка, то правильный подбор текстов на занятиях по русскому языку как иностранному способствует применению содержащейся в них фактической информации на практике, а также повышению лингвострановедческой компетенции обучающихся. В статье актуализируется роль речевого этикета в лингвострановедческом аспекте и поднимается проблема поиска релевантного и коммуникативно ценного материала для обучения, отбора таких текстов, которые были бы доступны для межкультурного обсуждения. Выбрав рассказ детского писателя Аси Петровой «Извини меня, дурак», авторы описывают преимущество современной детской литературы над другими источниками и ставят целью создание продуктивной межкультурной коммуникации на занятии. Анализируя ситуацию извинения на продвинутых уровнях владения языком, авторы рассматривают извинение как коммуникативно определенное событие, учитывающее современные реалии и экстралингвистические факторы. Для формирования коммуникативных навыков обучающихся предлагается система упражнений и вопросов, включающая в себя традиционный комплекс заданий по тексту: предтекстовые, притекстовые и послетекстовые упражнения, направленные на формирование культуры поведения и развитие устной речи. Результатом исследования стала апробация представленной работы на практических занятиях с иностранными обучающимися по темам, связанным с речевым этикетом и речевой культурой человека. Авторы отмечают, что аффективное чтение на примере рассказа Аси Петровой «Извини меня, дурак» оказалось результативным на практике, способствовало созданию ситуации успеха в организации межнационального общения и позволило реализовать на занятии намеренное продвижение участниками принципов и ценностей своей культуры.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):15-30
pages 15-30 views

Учитель и наставник русской национальной педагогики К.Д. Ушинский (к 200-летию со дня рождения)

Кочемасова Л.А.

Аннотация

Автор на основе анализа научных исследований обращается к осмыслению педагогического наследия выдающегося педагога, ученого с энциклопедическими знаниями Константина Дмитриевича Ушинского в пространстве научного познания. В статье акцентируется внимание на концептуальных идеях К.Д. Ушинского, в которых раскрываются основные положения обучения и воспитания подрастающего поколения, этапы профессиональной подготовки будущего педагога, образ народного учителя. Подчеркивается значимость профессии учителя для современного общества. Особое внимание автор статьи уделяет популяризации профессии педагога, признанию особого статута педагогических работников, осуществляющих в том числе наставническую деятельность, что приобретает особую важность в Год педагога и наставника. Практическая значимость исследования состоит в интеграции педагогической науки и практики в контексте вызовов XXI века как конструкта реализации современных образовательных практик в инновационной деятельности педагога, тьютора, наставника, фасилитатора путем организации и проведения Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского». Представленные результаты исследования актуализируют педагогическое наследие К.Д. Ушинского в современной педагогической науке и практике и могут быть использованы как инструмент для привлечения студенческой молодежи в педагогическую профессию.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):31-44
pages 31-44 views

Интралингводидактическая реформа дизайна учебных программ STEM по английскому языку: на примере чтения научной литературы

Юе Я.

Аннотация

В целях соответствия требованиям развития глобальной компетентности у обучающихся по программам STEM был разработан инновационный интралингводидактический методологический подход, прошедший апробацию в ходе экспериментального обучения по учебным программам STEM-образования на английском языке. В этом исследовательском проекте построение курса чтения на английском языке направлено на достижение цели развития глобальной компетентности. Целью данной статьи является разработка практической учебной базы чтения научной литературы на методологической базе интралингводидактики; оценка внутрилингводидактической учебной структуры курса английского языка по программам STEM-образования. Предметом исследования является изучение эффективности применения интралингводидактики в качестве методологической основы для разработки учебных программ. Новизна этого проекта доказана практикой преподавания по трем аспектам: взаимосвязь, децентрация и совместимость. Педагогическая практика доказывает, что глобальная компетентность – это совокупность знаний, умений, компетенций и личностных качеств, позволяющих STEM-талантам развивать иноязычную коммуникативную компетентность. А глобальная компетентность формируется будущей карьерой выпускника. Таким образом, учебный процесс STEM English приобретает новый смысл, то есть становится процессом автономного познания и усвоения англоязычных информационных материалов, имеющих профессиональную и социокультурную значимость.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):45-60
pages 45-60 views

Теория педагогики

Технологии интерактивного обучения английскому языку студентов технических вузов

Линниченко С.И.

Аннотация

Интерактивное обучение является обязательным требованием ФГОС ВО. Знание языков необходимо для высококвалифицированных специалистов в различных областях, в том числе и в технической сфере. Поэтому необходимо разрабатывать новые интерактивные методы обучения иностранному языку. Целью исследования было теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия и формы реализации интерактивного обучения иностранному языку студентов технического вуза. В качестве инструментов исследования использовались такие методы, как литературный обзор, теоретический анализ педагогической литературы, обобщение научных данных. Делается вывод о том, что в образовательной практике кафедры используются такие формы интерактивного обучения, как творческие задания, развивающие игры, работа в группах, проекты и электронное обучение. В результате исследования предложены педагогические условия для реализации интерактивного обучения иностранному языку; изучены образовательные ресурсы форм интерактивного обучения иностранному языку; созданные и апробированные авторские учебно-методические материалы на базе платформ Quizlet и Worldwall.net были предназначены для эффективной организации самостоятельной работы студентов в интерактивном режиме. В результате исследования сделан вывод о том, что интерактивные методы и приемы развивают языковые навыки, но при обучении иностранному языку в современных условиях требуется грамотное сочетание традиционных академических форм и интерактивных, в том числе электронных форм.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):61-74
pages 61-74 views

Неудачные педагогические ситуации

Доброва В.В.

Аннотация

На основе предыдущих теоретических и практических исследований, проведенных автором, в данной работе изучается понятие «педагогическая ситуация». Предложенная классификация педагогических ситуаций основана на способности педагогической ситуации решать педагогические задачи, решать педагогические проблемы, достигать педагогического эффекта и таким образом становиться педагогическим событием. Исходя из этого, а также из логики и практики повседневной работы учителя ранее были выделены три типа ситуаций. Один из типов таких ситуаций описан в данной работе. Цель таких ситуаций недостижима, то есть ситуация не может перейти из потенциальной ситуации в актуальную. Целевой принцип анализа открывает перспективу установления взаимосвязей между всеми параметрами ситуации и личностными характеристиками ее участников. Схема описания педагогических ситуаций логически включает следующие компоненты: участники (учителя и ученики – потенциальный педагогический агент), цель/задача, условия (локус).

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):75-84
pages 75-84 views

Педагогика высшей школы

Ролевая игра как форма реализации совместной деятельности в процессе обучения иностранному языку

Пушкарева И.А.

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению ролевой игры как формы совместной деятельности с целью формирования социальной и коммуникативной компетенций обучающихся на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе. Проблема совместной деятельности в процессе обучения является одной из важнейших в современной психологии и педагогике. В статье предпринята попытка раскрыть междисциплинарный характер понятия «деятельность» через систему активных субъектно-объектных отношений или взаимодействий с точки зрения основных и смежных наук. Также внимание уделяется структурным компонентам и процессу осуществления совместной деятельности, рассмотрению деятельностного подхода в управлении процессом образования и самоорганизации деятельности обучающихся. Совместная учебная деятельность на занятии по иностранному языку рассматривается через формы взаимодействия преподавателя и обучающихся в процессе подготовки и проведения ролевой игры. Совместная учебная деятельность преподавателя и обучающихся формирует не только коммуникативную, но и социальную компетенцию последних, а также рассматривается ими как модель дальнейших взаимодействий друг с другом.

Ролевая игра признается одной из наиболее эффективных инновационных форм обучения иностранному языку и представляет собой социально значимую и практически направленную деятельность, которая повышает языковую и социальную компетентность обучающихся и реализует коммуникативно-деятельностный подход в обучении иностранному языку.

Автор обосновывает необходимость применения инновационных методик обучения иностранному языку, содействующих продуктивному решению личностных, социальных и профессиональных задач.

Анализ проведения ролевой игры на практическом занятии по иностранному языку позволил прийти к выводам об эффективности применения игровых форм и деятельностного подхода в обучении, а также возможности реализации всех формы учебного сотрудничества, ведущих к партнерству как высшей и наиболее развитой форме самоорганизации личности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):85-100
pages 85-100 views

Роль информационно-коммуникационных технологий в развитии навыков аудирования студентов неязыкового профиля в техническом вузе

Швайкина Н.С., Попель А.А.

Аннотация

Рассмотрены современные информационно-коммуникационные технологии, которые стали возможными с появлением цифровой дидактики. Данные технологии привели к изменениям во всех аспектах жизни общества, а также в ожиданиях относительно того, чему должны научиться студенты, чтобы функционировать в новом технологическом мире. В своей будущей профессиональной деятельности студентам придется ориентироваться в больших объемах информации, полученных в цифровом формате, использовать цифровые инструменты для выполнения трудовых функций не только на русском, но и на иностранном (английском) языке. Следовательно, необходимо обучать работать с цифровыми средствами и одновременно обучать языку. Среди самых сложных видов речевой деятельности можно выделить аудирование, так как именно восприятие иноязычной речи на слух бросает вызов в обучении и требует больше времени в техническом вузе вследствие ограниченного количества часов, выделенного на дисциплину «Иностранный (английский) язык» на инженерных факультетах. Таким образом, в данной статье объектом исследования является процесс развития навыков аудирования студентов неязыкового направления на уроках иностранного (английского) языка. Предмет исследования – интерактивные задания на базе веб-сервисов, нацеленных на развитие навыков аудирования. Целью исследования является создание и апробация заданий на аудирование на платформе веб-сервисов на уроках иностранного (английского) языка у студентов неязыкового направления в техническом вузе. Авторы предлагают использовать для закрепления навыков аудирования и поиска новых аудиотекстов ресурс Randall’s ESL Cyber Listening Lab и приложения «Английский – слушать и говорить» и Lisengl, которые с помощью технологии искусственного интеллекта имитирует речь носителя языка. С помощью результатов опытно-экспериментальной работы, длящейся 4 месяца (один семестр), исследователи доказывают эффективность данных ресурсов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):101-114
pages 101-114 views

Об уровнях усвоения теоретических знаний по высшей математике при компьютерном тестировании

Кальней С.Г., Консевич Н.Н., Мигунова Е.С., Чайкина Е.В.

Аннотация

Рассматривается проблема компьютерной тестовой проверки степени усвоения студентами теоретических знаний по высшей математике. При оценивании знаний студентов по математике разделяют, как правило, освоение ими умений и навыков по решению задач и владение теоретическим материалом. Тестовые задания на проверку умений решать типовые задачи часто предлагаются на основе прогноза успешности их решения студентами исходя из собственного опыта преподавания, упражнений и примеров из сборников задач по высшей математике, примеров тестовых заданий из опубликованных сборников тестов. С разработкой тестовых заданий на проверку уровня усвоения теоретического материала ситуация сложнее по многим причинам. В частности, вопросы преподавателя на устном экзамене или в сборниках задач обычно не имеют тестовой формы, труднее прогнозировать, насколько успешно студент справится с устным вопросом, переработанным в тестовую форму. Поэтому в статье предлагается соотносить тестовые задания на проверку усвоения теоретического материала по высшей математике с определенной иерархической системой уровней усвоения знаний. Сопоставление тестовому заданию уровня усвоения знаний позволяет точнее учесть при его разработке объем и глубину изучения теоретического материала по математическим дисциплинам. В статье рассматривается иерархическая система из четырех уровней усвоения знаний (распознавание, механическое воспроизведение, фрагментарное понимание, целостное понимание), приведены примеры заданий на каждый уровень и результаты выполнения отдельных тестовых заданий, что может быть полезным преподавателям при разработке тестов на проверку теоретических знаний по математике.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):115-126
pages 115-126 views

Реализация технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов

Кузнецова С.В.

Аннотация

Представлен анализ значимых тенденций развития профессиональных компетенций будущих педагогов в соответствии с актуальными нормативными документами (Профессиональный стандарт «Педагог», ФГОС ВО 3++). Автором рассмотрен потенциал технологии развивающего обучения, в частности технологии форум-театра, определена ее суть, цель и задачи, а также представлены результаты исследования ее реализации в ходе эксперимента, экспериментальную базу которого составили студенты 2-го курса бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». В статье представлены количественные и качественные результаты развития профессиональных компетенций будущих педагогов, а также методические рекомендации по реализации технологии форум-театра в условиях высшего педагогического образования. В соответствии с актуальными документами, регламентирующими содержание образовательного процесса, автором выбраны наиболее значимые профессиональные компетенции, без которых эффективная реализация профессиональной деятельности педагога не представляется возможной. Автором описана технологическая и содержательная основа технологии форум-театра, выявлены цель и этапы ее реализации, выявлены профессиональные компетенции будущих педагогов, на развитие которых эта технология направлена. Определена специфика реализации данной технологии с учетом сценического воплощения разработанного материала. Выявлены образовательные результаты будущих педагогов с учетом ФГОС ВО посредством погружения студентов в предлагаемые обстоятельства профессиональной деятельности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):127-140
pages 127-140 views

Направления модернизации образования

Концептуальные основы создания электронного сервиса «Оценка эффективности деятельности классного руководителя»

Аксёнов С.И., Лощилова А.А., Катушенко О.А.

Аннотация

Раскрыты и обоснованы концептуальные основы электронного сервиса по оценке эффективности деятельности классного руководителя, актуальность создания которого обусловлена стратегическими приоритетами современного образования, целями и задачами развития государства и общества. Концепция электронного сервиса реализует ключевые положения авторской методики оценки эффективности деятельности классного руководителя, обеспечивающей возможность конструирования траектории оценивания в зависимости от запросов и потребностей классного руководителя и администрации образовательной организации. Обозначены возможности конструирования траектории оценки эффективности деятельности классного руководителя в аспекте реализации комплексной и дифференцированной процедуры оценивания, в том числе включающей самооценку. Определены теоретические положения, подходы и принципы разработки электронного сервиса, представлены цель, функционал, роли, содержание, процедура оценки, форма и структура представления результатов. Обоснована процедура оценки эффективности деятельности классного руководителя, включающая выбор количества оцениваемых направлений деятельности, экспертного трека и диагностического инструментария. Охарактеризована форма представления результатов проведения процедуры оценивания по выбранной траектории, включающая индивидуальный итоговый отчет по каждому оцениваемому классному руководителю, а также сводный отчет эффективности деятельности всех классных руководителей образовательной организации.

Отмечается, что в индивидуальном итоговом отчете отображается эффективность деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям деятельности; по каждому из критериев и показателей оценки даются рекомендации по профессионально-личностному развитию. По результатам исследования авторы пришли к выводу о том, что электронный сервис по оценке эффективности деятельности классного руководителя должен обеспечить независимость, объективность и комплексность оценочных процедур, проведение мониторинга эффективности воспитательной деятельности и позволяет соотнести самооценку и экспертную оценку. Также в статье раскрыты принципы дизайна, требования к безопасности, возможности и перспективы использования электронного сервиса в системе общего и дополнительного профессионального образования.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):141-152
pages 141-152 views

Общая психология

Когнитивные и эмоциональные высказывания как составляющие реципрокного взаимодействия в сетевом мышлении

Даутов Д.Ф.

Аннотация

Любая деятельность в мире XXI века требует все более тесного сотрудничества, все большего количества людей. При этом парадоксальным образом люди этого общества все более стремятся к независимости и чувствуют себя одинокими несмотря на возросшие возможности цифровых технологий, значительно облегчающих информационное взаимодействие. Все это не могло не сказаться на человеческом мышлении, которое вместе с сетевыми технологиями вынуждено так же значительно изменяться, превращаясь в мышление сетевое. Вместе с мышлением меняется и взаимодействие между людьми. Для изучения такого взаимодействия было проведено исследование с целью анализа компонентов реципрокности в сетевом мышлении. Методом, применяемым в получении первичных результатов, являлся контент-анализ. Математическая обработка полученных данных была осуществлена посредством многомерного дисперсионного анализа. В ходе исследования определены параметры начальных условий сетевого мышления, оказывающих влияние на различные формы реципрокности, а также эмоциональные и когнитивные высказывания. Выявлены сочетания условий, в наибольшей и наименьшей степени влияющих на количественную и качественную составляющую взаимодействия при решении мыслительных задач. Установлено влияние различных форм реципрокности на эмоциональные и когнитивные высказывания, реализуемые в процессе сетевого мышления участниками решения задач. Определены сочетания двух форм реципрокности, способствующие изменению количества эмоциональных и когнитивных высказываний. Выявлены принципиальные различия влияния различных форм реципрокности на высказывания в процессе осуществления совместной мыслительной деятельности. Полученные по итогам исследования результаты могут быть использованы для оценки особенностей взаимообусловленного взаимодействия при осуществлении сетевого мышления и его коррекции путем изменения начальных условий реализации мыслительной деятельности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):153-170
pages 153-170 views

Структурная организация стилей обучения у студентов с разным риском возникновения интернет-зависимого поведения

Бембеева Н.А., Белоусова А.К.

Аннотация

Представлены эмпирические результаты исследования структурной организации стилей обучения у студентов с неодинаковым риском возникновения зависимого от Интернета поведения на основе структурно-психологического анализа. Цель данного исследования заключалась в изучении структурной организации стилей обучения у студентов с учетом степени риска возникновения у них интернет-зависимого поведения. Проанализированы особенности стилей обучения студентов в интернет-пространстве. Актуальность исследования связана с тем, что внедрение Интернета в жизнь человека изменило его мышление и в целом его образ мира. При этом исследование стилей обучения в студенческом возрасте представляет интерес не только в научном плане, но и в практическом в связи с активным внедрением онлайн-обучения и применения информационных технологий в обучающем процессе. В исследовании были использованы методика Чена CIAS, методика Д. Колба «Определение стиля обучения», методика «Стиль мышления» А.К. Белоусовой. В исследовании также применялись методы математико-статистической обработки эмпирических данных, в частности структурно-психологический анализ по обобщенным показателям индекса организованности, интегративности и дифференцированности структуры, метод экспресс- для сравнения матриц и структурограмм на их «гомогенность – гетерогенность», предложенный А.В. Карповым. В результате проведенного исследования сделаны выводы о том, что значения индексов структурной организации показателей стилей обучения и интернет-зависимости отличаются у студентов с разным риском возникновения интернет-зависимого поведения. Структурограммы показателей исследования во всех трех выявленных группах студентов с разной степенью проявления интернет-зависимого поведения являются гетерогенными. Таким образом, они имеют качественные различия по содержанию взаимосвязей.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):171-182
pages 171-182 views

Социальная психология

Динамика внутренней картины здоровья студентов в условиях роста внешних стрессовых факторов

Доронина Н.Н., Кузнецова Л.Б., Швецова В.А.

Аннотация

Стремительные изменения ситуации в мировой политике, рост интенсивности вооруженных конфликтов, сужение временной перспективы – беспрецедентные вызовы, с которыми приходится сталкиваться современному поколению молодых людей. В данных условиях все большую актуальность приобретает проблема психологического здоровья молодежи и факторов его сохранения. Для обозначения интегральной характеристики представления о своем здоровье в самосознании личности как системообразующего фактора здоровьесберегающего поведения в отечественной психологии используются понятие «внутренняя картина здоровья». Целью проведенного исследования является анализ динамики внутренней картины здоровья студентов вуза в условиях роста внешних стрессовых факторов (нарастание напряженности вооруженного конфликта в соседнем государстве). Исследование было проведено на базе Белгородского государственного национального исследовательского университета. В нем приняли участие студенты 2007, 2017 и 2022 годов набора. Общее число испытуемых составило 288 человек. Анализ особенностей динамики внутренней картины здоровья студентов осуществлялся посредством следующих психодиагностических методик: опросник «Отношение к здоровью» (Р.А. Березовская), опросник «Оценка уровня удовлетворенности качеством жизни» (Н.Е. Водопьянова), опросник «Способы копинга» (R. Lazarus, S. Folkman, адаптированный К.Л. Гусевой). Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что трансформация внутренней картины здоровья у молодежи в условиях роста внешних стрессовых факторов действительно происходит. Выявленная динамика отношения к здоровью выражается в более прагматичном подходе к здоровью, росте удовлетворенности умением поддерживать собственное эмоциональное благополучие, а также более интенсивном использовании большинства видов копинга, актуализации ранее не используемых копинг-стратегий. Таким образом, внутренняя картина здоровья как системное психологическое образование выступает регуляторным механизмом самосознания, активизирующим его работу, направленную на преодоление угроз психологическому здоровью личности. Результаты исследования могут быть использованы в работе психологических служб вузов.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):183-198
pages 183-198 views

Концепция межэтнической безопасности региона (на примере Татарстана)

Хуснутдинова Р.Р., Юсупов И.М.

Аннотация

Когда возникает социальное и экономическое неблагополучие в регионе, сознание субъекта начинает искать образ врага, который чаще фокусируется на представителях национальных диаспор. Нарастает межэтническая напряженность. Дистанция между этнофорами и этносами возрастает до полного взаимного неприятия в своем ареале. В обострившейся ситуации социальная безопасность населяющих регион народов проходит испытания своей устойчивости. В статье выдвигается концепция межэтнической безопасности, основанной на минимизации угроз, осознаваемых этносом как проблема. Индикатором неустойчивой безопасности выступает нарастание напряженности. Субъективно безопасность выражается в отсутствии страха перед внешними угрозами [1]. Его предикторы: численный и статусный дисбаланс этносов; их гиперидентичность; незанятость населения; его низкая образованность; интолерантность. Перечисленные социально-психологические конструкты наблюдаются визуально и фиксируются маркерами массового поведения. Цель теоретико-эмпирического исследования – различать проявления аномалий этнического самосознания и противостоять экстремистским акциям, провоцирующим межэтнические и межконфессиональные конфликты. Было проведено эмпирическое изучение межэтнической дистанцированности трех народов – русских, татар и чувашей, составляющих 96 % населения региона. Репрезентативная выборка включала 946 человек. По массиву эмпирических данных были вычислены общие и индивидуальные оценочные диапазоны дистанцированности этносов. Предикторы нарастания межэтнической напряженности в регионе образуют структурный пентабазис. Превышение приемлемой для этноса «нормы» любого из них вызывает латентный ропот этнофоров. Превышение «нормы» двух сигнализирует о нарастании протеста. При трех и более в любом сочетании – возможно массовое неповиновение, угрожающее безопасности.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):199-216
pages 199-216 views

Краткие сообщения

Методическое сопровождение профессионального развития преподавателей вуза

Лабзина П.Г.

Аннотация

Профессиональное развитие преподавателей вуза всегда занимало важное место в образовательном пространстве вуза, что требует, в свою очередь, соответствующего методического сопровождения. Оно направлено на создание условий для улучшения образовательной деятельности и ее преобразования в соответствии с передовыми достижениями научной, практической и инновационной деятельности. Это необходимо для повышения качества профессиональной подготовки педагогических кадров. Содержание методического сопровождения рассматривается в нескольких направлениях, включая активное использование инновационных технологий в образовательном процессе, разработку теоретических основ для формирования творческого потенциала педагогических кадров и помощь в овладении компетенциями, соответствующими ФГОСу. В данном исследовании акцент сделан на дисциплине «Академическое письмо» и создании условий профессионального развития преподавателей, реализующих эту дисциплину, поскольку организации конференций, семинаров, мастер-классов для преподавателей академического письма, возможности профессионального развития в данной области не всегда отвечают спросу и растущему интересу к данному аспекту. Представлен опыт создания и участия в читательской группе в течение одного года. Основная цель группы заключалась в формировании понимания участников понятия «академическое письмо», а также обсуждении эффективных методов преподавания дисциплины в высших учебных заведениях. В рамках группы были рассмотрены различные педагогические теории и концепции академического письма, а также была проведена критическая оценка существующих практик обучения письму в российских вузах. Описывается процесс работы группы, ее результаты, а также выявляют преимущества и недостатки данной формы взаимодействия для профессионального развития. В заключение, читательская группа предлагается как возможность для преподавателей иностранных языков не только как форма методического сопровождения непрерывного профессионального развития, но и как возможность сотрудничества в образовательной среде вуза.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2023;20(2):217-223
pages 217-223 views

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах