Conceptual basis for creating the electronic service "Evaluation of the efficiency of the class teacher"

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper reveals and substantiates the conceptual foundations of an electronic service for evaluating the effectiveness of a class teacher, the relevance of which is due to the strategic priorities of modern education, the goals and objectives of the development of the state and society. The concept of an electronic service implements the key provisions of the author's methodology for evaluating the effectiveness of the class teacher, which provides the ability to design an assessment trajectory depending on the requests and needs of the class teacher and the administration of the educational organization. Theoretical provisions, approaches and principles for the development of an electronic service are determined, the purpose, functionality, roles, content, evaluation procedure, form and structure of the results presentation are presented. The principles of design, security requirements, as well as the possibilities and prospects for using the electronic service in the system of general and additional professional education are disclosed.

Full Text

Введение

В условиях информатизации российского общества, социально-экономических и политических вызовов, растущих темпов цифровой трансформации образования все более востребованным становится использование электронных сервисов по оценке эффективности деятельности педагогов и управления образовательной организацией в целом.

Усиление социального статуса воспитания как общенационального приоритета актуализирует необходимость создания электронного сервиса оценки эффективности воспитательной деятельности классного руководителя. Выступая основным организатором воспитательной деятельности, он оказывает мощное влияние на развитие личности. Введение обязательного классного часа «Разговор о важном» и модуля «Классное руководство» в рабочие программы воспитания определяет его ключевую роль в становлении и воспитании подрастающего поколения, указывает на приоритетность воспитательной функции в его работе. Реализация данной функции включает целый спектр направлений, связанных со взаимодействием с ключевыми субъектами образовательного процесса (личностно-ориентированная деятельность по развитию обучающихся, работа с классом, родителями, учителями-предметниками, социальными партнерами). Многомерность деятельности классного руководителя, отстроченность ее результатов определяют сложность оценки эффективности его работы.

При этом анализ практики оценки эффективности классного руководителя в общеобразовательных организациях показал, что существующие механизмы и методики используются фрагментарно и чаще всего формально фиксируют преимущественно количественные результаты деятельности классного руководителя, на основе учета которых выстраивается система его материального и морального стимулирования. Также следует отметить, что в оценке преимущественно участвуют сам классный руководитель и представители администрации образовательной организации, то есть фактически не учитывается оценка педагогов-предметников, работающих с классом, родителей обучающихся и самих обучающихся. Процедура оценки осуществляется на бумажных носителях, представляющих собой табличные формы с набором критериев и показателей, которые необходимо заполнять «вручную» с выполнением математических операций по подсчету итоговых значений. Ответственному лицу впоследствии необходимо свести данные по каждому классному руководителю во всей школе. Традиционная практика оценки эффективности деятельности классного руководителя, на наш взгляд, весьма трудозатратна и недостаточно объективна. В условиях цифровизации организационно-управленческих процессов для эффективного функционирования школы возникает острая потребность в объективизации, обеспечении прозрачности и автоматизации оценки эффективности деятельности классного руководителя.

Обзор литературы

В условиях информатизации российского общества, социально-экономических и политических вызовов, растущих темпов цифровой трансформации образования все более востребованным становится использование электронных сервисов по оценке эффективности деятельности педагогов и управления образовательной организацией в целом. Это подтверждается рядом нормативных документов, определяющих стратегические национальные приоритеты и направления информатизации и цифровизации всех сфер общества:

  1. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017–2030 годы [1].
  1. Распоряжение Правительства РФ об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ [2].
  2. Указ президента Российской Федерации «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [3].

Ключевые положения данных документов актуализируют поиск новых подходов к проектированию электронных сервисов в направлении реализации комплексной и дифференцированной процедуры оценивания, в том числе включающей самооценку. Как показывает анализ научной литературы (О.Н. Граничин, В.И. Кияев [4], А.Е. Чунина, Д.Г. Синицина, В.С. Коноплева [5], С.В. Фролова, Е.Н. Перевощикова, Э.К. Самерханова [6], К.Л. Полупан [7]) , электронные сервисы позволяют автоматизировать, ускорить и упростить процесс оценки; консолидировать и быстро обработать информацию от неограниченного числа экспертов; повысить качество и эффективность управления учебно-воспитательным процессом; снизить бюрократическую нагрузку на педагогических работников и реализовать ряд требований, изложенных в Письме Министерства просвещения РФ и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 18 декабря 2020 г. «О снижении документационной нагрузки учителей» [8].

При этом классный руководитель является центральной фигурой воспитательного процесса (М.П. Нечаев [9], Н.Л. Селиванова [10], П.В. Степанов [11, 12] и др.), что обуславливает необходимость автоматизации оценки эффективности его деятельности.

Материалы и методы

Применялись методы анализа, систематизации и обобщения научной литературы по проблеме исследования. Целью статьи является разработка и обоснование концептуальных основ создания электронного сервиса по оценке эффективности деятельности классного руководителя.

Результаты исследования

На основе исследований М.П. Нечаева [9], Н.Л. Селивановой [10], Ю.Н. Слепко [13], П.В. Степанова [11, 12], коллективом научно-исследовательского центра экспертизы деятельности классного руководителя Мининского университета в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения РФ была разработана и апробирована комплексная методика оценки эффективности деятельности классного руководителя [14, 15]. Ее ключевые положения были взяты за основу при разработке концепции и функционала электронного сервиса оценки эффективности деятельности классного руководителя. Рассмотрим их более подробно:

– ориентация процедуры оценки как на ключевые принципы эргономики (безопасность, эстетика, комфорт, простота и т. д.), так и на самооценку, определение профессионально-личностных дефицитов реализации функции классного руководства, выработку профессионального самоотношения и выстраивание индивидуальной траектории развития;

– выстраивание оценки на основе следующих научных принципов: гуманизма, оптимальности и объективности, периодичности, открытости, сочетания экспертной оценки и самооценки, формирующей оценки, критериальной ясности, системности, прогностичности, надежности и достоверности, ориентации на профессиональное совершенствование классного руководителя, соблюдения этических норм во взаимодействии с субъектами образовательного процесса в ходе оценки;

– результативное применение личностно-ориентированного, акмеологического, системно-деятельностного, интегрального, комплексного, критериально-уровневнего, киберонтологического подходов как методологической базы, задающей ориентиры оценке эффективности деятельности классного руководителя [14];

– подкрепление функционирования электронного сервиса по оценке эффективности деятельности классного руководителя киберонтологическим подходом и принципами парсипаторности аналитики и оценки результативности, оптимальности получаемых данных при наименьших ресурсных затратах [6];

– обеспечение возможности выбора различных траекторий оценки с учетом запросов и потребностей образовательной организации, выступающей основой инновационной модели электронного автоматизированного оценивания, позволяющей осуществить как комплексную, так и дифференцированную оценку эффективности воспитательной деятельности классного руководителя;

– ориентированность количественных и качественных результатов оценки эффективности деятельности классного руководителя на принятие эффективных управленческих решений;

– планомерность, цикличность реализации, возможность осуществления мониторинга эффективности деятельности классного руководителя.

Содержательную основу оценки составляет разработанная авторским коллективом интегративная критериальная матрица, включающая следующие блоки, каждый из которых содержит критерии и показатели оценки деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям (работа с классом, обучающимся, родителями, педагогами-предметниками, социальными партнерами):

1) процессуальный блок ориентирован на текущую оценку эффективности реализации классным руководителем профессиональных функций (по инвариантным направлениям деятельности);

2) личностный блок позволяет установить степень развития профессиональных компетенций классного руководителя, определяющих его успешность в реализации ключевых инвариантных направлений деятельности;

3) результативный блок позволяет оценить степень достижения цели воспитания и связанных с ней ожидаемых результатов по основным инвариантным направлениям деятельности [15].

Целью создания электронного сервиса является выявление эффективности деятельности классного руководителя с возможностью автоматизации комплексной и дифференцированной оценки в зависимости от запросов и потребностей образовательной организации, а также самого классного руководителя.

Функции и роли. К основным функциям электронного сервиса «Оценка эффективности деятельности классного руководителя» следует отнести:

– аналитическую (итоговый отчет об эффективности деятельности классного руководителя по заявленным параметрам: блоки оценки, направления деятельности, экспертные группы);

– оценочную (предусматривает реализацию процедуры определения уровня эффективности деятельности классного руководителя на основе обработки количественных данных);

– прогностическую (учет результатов самооценки и экспертной оценки в построении профессионально-личностной траектории развития классного руководителя);

– информационно-агрегационную (инициаторы оценки получают верифицированную информацию о результатах оценки эффективности деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям).

Распределение ролевого функционала в электронном сервисе представлено в таблице.

 

Распределение ролевого функционала в электронном сервисе

Роль

Ролевой функционал

Администратор

Инициатор оценки

Претендент

Классный руководитель, эффективность деятельности которого оценивается с помощью методики. Может быть инициатором оценки

Эксперт

Лицо, осуществляющее оценку

 

В качестве экспертов могут выступать:

  1. Представители администрации образовательной организации (административная оценка). В состав данной группы могут входить представители администрации образовательной организации (директор и его заместители, председатель методического объединения классных руководителей и др.). Данная группа оценивает классного руководителя с точки зрения качества выполнения им должностных обязанностей и с учетом результатов оценки других экспертных групп.
  2. Учителя-предметники (педагогическая оценка), работающие с классом и имеющие высокие показатели профессиональной деятельности, авторитет и доверие среди коллег (не менее 5–7 педагогов). Оценивают классного руководителя с позиции качества его профессиональной воспитательной деятельности.
  3. Родители обучающихся (родительская оценка, не менее 60–70 % родителей от класса). Оценивают классного руководителя с позиции соответствия его деятельности их собственным образовательным запросам и требованиями. Руководителем экспертной группы является председатель родительского комитета класса.
  4. Обучающиеся класса, закрепленного за классным руководителем (ученическая оценка, не менее 60–70 % обучающихся от класса). Как правило, это актив класса. Обучающиеся оценивают классного руководителя с точки зрения собственных образовательных интересов и потребностей, выражают свое личностное отношение к классному руководителю.
  5. Классный руководитель (деятельность которого оценивается). Осуществляет самооценку, анализирует и сопоставляет свою повседневную профессиональную деятельность с требованиями, отраженными в критериях и показателях методики. Это позволяет ему «измерить» уровень своих компетенций, их достаточность для решения тех или иных задач и ситуаций, возникающих в образовательном процессе.

Процедура оценки эффективности деятельности классного руководителя состоит из нескольких шагов.

Инициирование оценки может осуществляться классным руководителем или представителем администрации общеобразовательной организации. На начальном этапе администратор конструирует необходимую траекторию оценки эффективности деятельности классного руководителя согласно представленной ниже процедуре:

– выбор оценочных траекторий;

– выбор количества оцениваемых направлений деятельности классного руководителя (работа с классом, личностью обучающегося, родителями, педагогами-предметниками, социальными партнерами);

– выбор экспертного трека (количества субъектов, участвующих в оценке);

– выбор диагностического инструментария (чек-листы, опросники) [14].

После конструирования траектории оценки экспертам рассылаются приглашения и в их личных кабинетах открывается доступ к оценочным материалам.

Создание групп экспертов осуществляется двумя способами:

– рассылка приглашений новым экспертам;

– приглашение экспертов, уже числящихся в системе.

Приглашение осуществляется путем отправления автоматического письма с сайта на e‑mail со ссылкой на регистрацию на сайте и предложением участия в опросе. Эксперт может участвовать в оценке и без регистрации на сайте. Для этого при переходе по ссылке ему необходимо будет подтвердить свою верификацию. Администратор опроса видит только e‑mail пользователей, которые проходили опрос в режиме инкогнито. Если конструируется траектория самооценки, то в личном кабинете классного руководителя предусмотрен функционал, предусматривающий прохождение данной процедуры без привлечения других экспертных групп.

Диагностический инструментарий, используемый для оценки эффективности деятельности классного руководителя по процессуальному и личностному блокам, представлен пакетами чек-листов и опросников, позволяющих осуществить оценку деятельности по инвариантным направлениям деятельности классного руководителя.

Форма и структура представления результатов. По результатам оценки формируется индивидуальный итоговый отчет по каждому оцениваемому классному руководителю, а также сводный отчет эффективности деятельности всех классных руководителей образовательной организации.

В индивидуальном итоговом отчете отображается эффективность деятельности классного руководителя по инвариантным направлениям деятельности, по каждому из критериев и показателей оценки, даются рекомендации по профессионально-личностному развитию. Раскроем данные пункты более подробно.

1-й пункт отчета «Эффективность деятельности по инвариантным направлениям деятельности» включает:

– средний коэффициент эффективности от каждой заявленной экспертной группы по оцениваемым инвариантным направлениям деятельности (если используется только самооценка, то выводится коэффициент эффективности по каждому оцениваемому направлению);

– общий коэффициент эффективности от всех заявленных экспертных групп по выбранным направлениям оценочных блоков (выводится, если в оценке участвуют от 2 до 5 экспертных групп);

– общий коэффициент эффективности от всех заявленных экспертных групп по выбранным блокам (процессуальный, личностный, результативный);

– интегральный уровень эффективности деятельности классного руководителя: высокий 86–100 %; оптимальный 71–85 %; допустимый 55–70 %; критический – менее 55 %.

Указывается набранный процент и соответствующий ему уровень.

2-й пункт отчета «Результативность по критериям и показателям оценки деятельности классного руководителя» содержит:

– средний количественный показатель по каждому критерию оценки;

– рекомендации для классного руководителя по профессионально-личностному развитию.

В зависимости от полученных количественных значений (по каждому из критериев, инвариантных направлений деятельности, оценочных блоков) отмечаются сильные и проблемные стороны деятельности классного руководителя, зоны роста, предлагаются рекомендации.

Все результаты оценки по выбранным блокам и направлениям конфиденциальны и скрыты для просмотра другими сотрудниками. Они могут быть доступны исключительно оцениваемому классному руководителю и представителю администрации общеобразовательной организации.

Дизайн электронного сервиса отвечает следующим принципам:

– соответствие фирменному стилю, указанному в брендбуке Мининского университета;

– информационность, логическая структурированность информации, которая доступна группе пользователей не более чем в три клика по внутренним ссылкам сервиса; основной текст каждой страницы визуально отделен от графических элементов;

– современность выбранных дизайнерских решений, их соответствие последним тенденциям в области графического веб-дизайна;

– минимализм дизайна сервиса, его презентабельность, простота понимания и использования;

– адаптивность верстки шаблона дизайна под разные разрешения и устройства.

Безопасность электронного сервиса обеспечивается выполнением типовых требований к безопасности государственных информационных систем в целом и обладает следующими характеристиками:

– авторизованный вход – доступ каждого пользователя осуществляется после ввода им корректных идентификатора и пароля;

– средства разграничения доступа пользователей к результатам оценки различных экспертных групп внутри электронного сервиса в соответствии с назначенными пользователю правами и инструкциями;

– минимизация привилегий в доступе, предоставляемых различным категориям пользователей (экспертным группам), с целью предоставления пользователю только действительно необходимых ему прав по обращению к ресурсам электронного сервиса и обобщенным данным;

– средства протоколирования действий пользователей посредством занесения в журнал действий пользователей инструментами СУБД;

– централизованное хранилище базы данных на сервере (хранение обрабатываемой информации на рабочих станциях не допускается).

Обсуждение и заключение

Электронный сервис «Оценка эффективности деятельности классного руководителя» обладает полифункциональностью и широким спектром возможностей его применения в профессионально-личностном развитии классного руководителя. Разработка и применение электронного сервиса позволит обеспечить независимость, объективность и комплексность процедуры оценивания, отслеживать динамику эффективности воспитательной деятельности классного руководителя, а также содержит возможности использования цифрового следа. Электронный сервис по оценке эффективности деятельности классного руководителя на единой платформе объединяет различные экспертные группы, что позволяет соотнести самооценку и экспертную оценку.

Перспективы дальнейшего исследования:

– интеграция электронного сервиса в систему профессионального роста педагогов, реализующих функцию классного руководства, профессиональных конкурсов для классных руководителей на уровне образовательной организации, муниципалитета, города, региона и страны, а также в систему морального и материального стимулирования классных руководителей;

– использование результатов оценки в качестве основы проектирования траекторий профессионально-личностного развития классных руководителей;

– применение функционала электронного сервиса в практической реализации программы дополнительного профессионального образования «Управление эффективностью деятельности классного руководителя»;

– применение электронного сервиса в качестве инструмента мониторинга профессиональных дефицитов классных руководителей, рейтингования классных руководителей по эффективности осуществляемой ими деятельности (на уровне школы, микрорайона, региона и пр.).

×

About the authors

Sergey I. Aksenov

Kozma Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University

Email: aksen_82@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-6983-077X
SPIN-code: 5484-3903
Scopus Author ID: 56900926900
ResearcherId: K-1975-2017

Cand. Ped. Sci., Head of General and Social Pedagogy Department

Russian Federation, 1, Ulyanova st., Nizhny Novgorod, 603005

Anna A. Loshchilova

Kozma Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University

Email: annet_787@mail.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of General and Social Pedagogy Department

Russian Federation, 1, Ulyanova st., Nizhny Novgorod, 603005

Ol’ga A. Katushenko

Kozma Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: olga.katushenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1692-1528

Lecturer of General and Social Pedagogy Department

Russian Federation, 1, Ulyanova st., Nizhny Novgorod, 603005

References

  1. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 9 maya 2017 g. № 203 «O Strategii razvitiya informatsionnogo obshchestva v Rossiyskoy Federatsii na 2017–2030 gody» [Decree of the President of the Russian Federation of May 9, 2017 No. 203 "On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017-2030"]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216363/ (accessed February 03, 2023).
  2. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 2 dekabrya 2021 g. № 3427-r «Ob utverzhdenii strategicheskogo napravleniya v oblasti cifrovoj transformacii obrazovaniya, otnosyashchejsya k sfere deyatel'nosti Ministerstva prosveshcheniya RF» [Decree of the Government of the Russian Federation of December 2, 2021 No. 3427-r "On approval of the strategic direction in the field of digital transformation of education, related to the field of activity of the Ministry of Education of the Russian Federation"]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_402676/f62ee45faefd8e2a11d6d88941ac66824f848bc2/ (accessed February 04, 2023).
  3. Ukaz prezidenta Rossijskoj Federacii ot 21 iyulya 2020 g. № 474 «O nacional'nyh celyah razvitiya Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation of July 21, 2020 No. 474 "On the national development goals of the Russian Federation for the period up to 2030"]. http://government.ru/docs/all/128943/ (accessed March 04, 2023).
  4. Granichin O.N., Kiyaev V.I. Information technologies in management. Moscow: BINOM Publ., 2008. 336 p.
  5. Chunina A.E., Sinitsina D.G., Konopleva V.S. Tsifrovizatsiya v sisteme upravleniya obrazovatel’nym uchrezhdeniyem [Digitalization in the management system of an educational institution]. Kaliningradskiy vestnik obrazovaniya. 2020. No. 1. Рр. 78–83.
  6. Frolova S.V., Perevoshchikova E.N., Samerkhanova E.K. Kontseptual’nyye osnovy sozdaniya tsifrovoy platformy nezavisimoy otsenki obrazovatel’nykh rezul’tatov budushchikh pedagogov [Conceptual foundations for creating a digital platform for an independent assessment of the educational results of future teachers]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2022. Vol. 10. No. 4. https://vestnik.mininuniver.ru/jour/index (accessed October 05, 2022).
  7. Polupan K.L. Upravleniye kachestvom obrazovaniya studentov na osnove razvivayushchey komp’yuternoy diagnostiki: Avtoreferat dis. ... kand. ped. nauk [Management of the quality of education of students on the basis of developing computer diagnostics. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Karaganda (Kazakhstan), 2006. 30 p.
  8. Pis’mo Ministerstva prosveshcheniya RF i Federal’noy sluzhby po nadzoru v sfere obrazovaniya i nauki ot 18 dekabrya 2020 g. №№ SK-578/08, 01-350/13-01 «O snizhenii dokumentatsionnoy nagruzki uchiteley» [Letter from the Ministry of Education of the Russian Federation and the Federal Service for Supervision in Education and Science dated December 18, 2020 NN SK-578/08, 01-350/13-01 "On Reducing the Documentation Load of Teachers"]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371589/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (accessed September 09, 2022).
  9. Nechaev M.P. Otsenka effektivnosti deyatel’nosti klassnykh rukovoditeley: osnovnyye podkhody i metodika [Evaluation of the effectiveness of class teachers: basic approaches and methods]. Vospitaniye shkol’nikov. 2010. No. 10. Рр. 9–17. http://gorono-ozersk.ru/node/262/ (accessed September 11, 2022).
  10. Selivanova N.L. Vospitaniye v sovremennom obshchestve: vzglyad na problemu [Education in modern society: a look at the problem]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 2016. No. 1 (28). Pp. 18–19. https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25631291&ysclid=l6aoklyazh452085566 (accessed September 12, 2022).
  11. Stepanov P.V. Struktura vospitatel’noy deyatel’nosti pedagoga: Monografiya [The structure of the educational activity of the teacher. Monograph]. Moscow: Pedagogicheskiy poisk Publ., 2018. 216 p.
  12. Stepanov P.V., Stepanova I.V. Otsenka kachestva i analiz vospitaniya v osnovnoy i sredney shkole [Quality assessment and analysis of education in basic and secondary schools]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 2014. 80 p. https://search.rsl.ru/ru/record/01007548115?ysclid=l6aomfzkrr319614537 (accessed September 12, 2022).
  13. Slepko Yu.N. Parametry otsenki effektivnosti professional’noy deyatel’nosti [Parameters for evaluating the effectiveness of professional activity]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2011. No. 2, Vol. 2 (Psikhologo-pedagogicheskiye nauki). Pp. 216–220. http://vestnik.yspu.org/releases/2011_2pp/51.pdf?ysclid=l6amurieav821418267 (accessed October 05, 2022).
  14. Nikolina V.V., Aksyonov S.I., Arifulina R.U. i dr. Otsenka effektivnosti deyatel’nosti klassnogo rukovoditelya: metodologiya, teoriya i praktika: Monografiya [Evaluation of the effectiveness of the class teacher: methodology, theory and practice. Monograph]. Nizhny Novgorod, 2021. 182 p.
  15. Nikolina V.V., Loshchilova A.A., Aksenov S.I. i dr. Kriterial’naya baza vnutrenney i vneshney otsenki effektivnosti deyatel’nosti klassnogo rukovoditelya [Criteria base for internal and external assessment of the effectiveness of the class teacher’s activity]. Perspektivy nauki i obrazovaniya. 2021. No. 5 (53). Pp. 569–590.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Aksenov S.I., Loshchilova A.A., Katushenko O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies