K.D. Ushinsky as a teacher and mentor of Russian national pedagogy (to the 200th anniversary of his birth)

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Considering the analysis of the scientific research, the author turns to revealing and understanding the pedagogical heritage of the outstanding teacher and scientist Konstantin Dmitrievich Ushinsky in the field of scientific knowledge. The paper focuses on the conceptual ideas of K.D. Ushinsky, which present the main provisions of the education and upbringing of the younger generation, the stages of professional training of the future teacher, the popular image of the teacher. The importance of the teaching profession for modern society is emphasized. The author pays special attention to the popularization of the teaching profession, the recognition of the special status of teaching staff, including mentoring, which is of particular importance in the Year of the Teacher and Mentor. The practical significance of the study is in the integration of pedagogical science and practice in the context of the challenges of the 21st century as a construct for the implementation of modern educational practices in the innovative activities of a teacher, tutor, mentor, facilitator by organizing and holding the International Competition for Research and Creative Works of Students “In the World of Wise Thoughts K.D. Ushinsky”. The presented results of the study update the pedagogical heritage of K.D. Ushinsky in modern pedagogical science and practice and can be used as a tool to attract students to the teaching profession.

Full Text

Введение

Актуальность проведенного исследования подтверждается вниманием российского общества и государства к проблеме педагогического образования: 2023 год указом президента Российской Федерации В.В. Путиным объявлен Годом педагога и наставника. Приоритетной задачей года педагога и наставника является повышение престижа профессии учителя и привлечение нового поколения будущих педагогов в педагогические вузы России.

Данный год ознаменован крупным событием, в честь которого он и назван, – 200-летием со дня рождения величайшего основоположника отечественной педагогики, создателя русской общеобразовательной школы, блестящего организатора российского просвещения, педагога-практика, выдающегося педагога-теоретика, учителя русских учителей и популяризатора русского языка Константина Дмитриевича Ушинского.

Особый интерес представляет то, что в основных документах современного педагогического образования уделяется значительное место профессиональной подготовке педагога (Профстандарт педагога, Национальный проект «Образование», проект «Молодые профессионалы» и др.). Во исполнение подпункта «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 27 июня 2022 г. № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» утвержден план основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника, организационно-техническое сопровождение мероприятий плана, разработаны региональные планы основных мероприятий по проведению в Российской Федерации Года педагога и наставника (План мероприятий, приуроченных к Году педагога и наставника, реализуемых в 2023 году в Оренбургской области), а также мероприятия в высшем учебном заведении ФГБОУ ВО «ОГПУ» к Году педагога и наставника [1]. Так, в период января-февраля 2023 года кафедрой педагогики и социологии (Институт педагогики и психологии) ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный педагогический университет» в целях реализации стратегического проекта «Трансфер научного знания» Программы развития ФГБОУ ВО «ОГПУ» организован и проведен Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского», приуроченный к 200-летию со дня рождения основоположника русской педагогической науки [2]. Мероприятие направлено на повышение престижа и значимости профессии учителя. Общественная значимость профессии учителя в Год педагога и наставника удивительно переплетается с педагогическим наследием выдающегося педагога-теоретика, педагога-практика, блестящего организатора российского просвещения, популяризатора русского языка, учителя русских учителей Константина Дмитриевича Ушинского.

Обзор литературы

Исследование обозначенной проблемы показало, что обращение к педагогическому наследию прошлого чрезвычайно актуально и важно в соотнесении Года педагога и наставника и юбилея К.Д. Ушинского, глубоко правомерно и символично в контексте тех социально-политических и образовательных событий, которые происходят в нашей стране в настоящее время.

Экспликация концептуально-теоретических представлений подтверждает, что имя выдающегося отечественного педагога К.Д. Ушинского вошло во все учебники по истории педагогики. Неоднократно опубликованы и переизданы собрания его педагогических сочинений, его идеям посвящено большое количество работ известных исследователей в различные периоды истории нашей страны (П.П. Блонский, Н.К. Гончаров, С.Ф. Егоров, К.К. Ельницкий, П.Ф. Каптерев, Н.А. Константинов, Д.О. Лордкипанидзе, Е.Н. Медынский, А.П. Пинкевич, А.И. Пискунов, В.Я. Струминский, М.Ф. Шабаева и др.) [3–6].

Результаты проведенного научного обзора позволяют отметить работу В.М. Меньшикова и Л.И. Мищенко, опубликованную в сборнике бесед «К.Д. Ушинский и русская школа». В статье представлен развернутый анализ идей К.Д. Ушинского о подготовке педагога: теории подготовки народного учителя, подготовки к педагогической деятельности выпускниц женских гимназий и выпускников сиротских учреждений и университетов, роль педагогической литературы в профессиональном саморазвития учителя и др. [7, с. 151–152].

Аналитический научный обзор позволил констатировать, что в библиотеке диссертаций более 500 упоминаний имени ярчайшего представителя отечественной педагогики, интеллектуального лидера российского образования К.Д. Ушинского в различных областях наук (философия, педагогика, психология, филология и др.).

Методологические аспекты изучения педагогического наследия К.Д. Ушинского рассмотрены в современных научных публикациях по заявленной проблеме (подготовка педагога) за 2019–2023 гг. (М.В. Богуславский, М.В. Громенко, М.В. Груздев, М.И. Захарищева, М.Н. Кожевникова, С.Н. Кипурова, Л.А. Кочемасова, А.В. Сергеева и др.) и диссертационных исследованиях (Е.В. Оганесян, 2005; О.Н. Федиско, 2005). Все вышесказанное подтверждает актуальность проведенного исследования по проблеме подготовки педагога будущего поколения в педагогическом наследии К.Д. Ушинского и реализации его идей в высших учебных заведениях [8–14].

Краткий анализ обозначенного массива научных исследований свидетельствует о том, что важно уделять внимание всем сторонам развития личности подрастающего поколения, для чего необходима поддержка направлений воспитания и образования новых поколений с использованием инновационных технологий, с опорой на опыт отечественных педагогов-ученых. Развитие образования будет невозможно без должного осмысления педагогического наследия в пространстве научного познания и применения идей выдающегося деятеля педагогической науки К.Д. Ушинского, чьи мысли остаются актуальными в настоящее время, связывая тонкой нитью прошлое и будущее в развитии нашей страны.

Материалы и методы

Методология исследования представлена результатами 112 конкурсных работ субъектов образования образовательных организаций высшего образования (уровень подготовки – бакалавриат, магистратура).

Ведущие методы исследования – историко-генетический анализ трудов отечественных ученых-педагогов с целью прочтения по-новому историко-педагогического наследия К.Д. Ушинского как конструкта реализации современных образовательных практик, теоретический анализ научно-педагогической литературы российских авторов, изучение и обобщение передового педагогического опыта, анализ результатов педагогической деятельности.

Эмпирическую основу исследования представляет Международный конкурс научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского».

Результаты исследования

Год педагога и наставника, а также двухсотлетие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского – стратегический ориентир в популяризации и повышении престижа педагогической профессии в российском образовании. Перед обществом стоят актуальные задачи, связанные прежде всего с осознанием реальной сущности профессии педагогического работника. Именно педагог способен проектировать модель успешного человека, формировать его морально-нравственные качества и необходимые компетенции. Данная работа требует больших усилий, стрессоустойчивости, стойкости, а также искренней любви к своему делу.

В целях повышения престижа учительской профессии, роста количества мотивированных абитуриентов, их поддержки опытными педагогами и наставниками объективно возникает потребность обращения к историко-педагогическому опыту подготовки учителей. Историко-педагогический поиск позволил продемонстрировать значимость проведения Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей К.Д. Ушинского». Отмечается положительная динамика участия в международном конкурсе научно-исследовательских и творческих работ студентов (см. рисунок).

 

Динамика Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов»

 

Константин Дмитриевич Ушинский неоднократно призывал педагога к повышению своей квалификации. По его мнению, педагог должен хорошо знать свое дело, и только тогда он сможет эффективно реализовать поставленные цели, сформировать благополучную личность. Успехи детей и есть лучшая награда для каждого педагога. Общество должно осознавать, насколько важен в жизни человека педагог, который параллельно способен быть и воспитателем, и психологом, и тьютором, и наставником, и фасилитатором. Профессия педагога и наставника востребована в современном обществе, потому что педагог и наставник помогают в успешной социализации ребенка, формируют его морально-нравственные качества, закладывают необходимый багаж знаний, важных для самоактуализации личности.

Определенный интерес в контексте рассматриваемой проблематики представляет создание проектов педагогической и профориентационной направленности на уроках английского языка. Педагогическое воспитание и формирование духовно-нравственных ценностей в школе неразрывно связано с образовательным процессом и должно являться составной частью обучения по предмету. Наиболее благоприятны для этих целей предметы гуманитарного цикла (русский язык, литература, история). Не является исключением и иностранный язык, особенно в старших классах, когда обучающиеся, владея уже достаточным языковым материалом, готовы обсуждать важные социальные и культурные темы, касающиеся не только страны изучаемого языка, но и родной страны, анализировать, сравнивать и понимать большой вклад своей Родины в мировое культурное наследие – это прекрасный повод обратиться к обсуждению профессии Учителя на уроке иностранного языка. Представляется целесообразным сделать это в рамках темы «Образование», представленной в большинстве УМК по английскому языку, используемых в школе. Предлагаемый проект для обучающихся 11-х классов, посвященный значимости учителя-наставника, основан на УМК «Rainbow English» авторства О.В. Афанасьевой и И.В. Михеевой. Тема «Образование» затрагивается в учебнике в первом разделе «Steps to Your Career». Основные аспекты темы – проблема выбора университета для продолжения обучения, специфика школьного обучения в России и за рубежом. Проект «A Teacher starts with T» полностью основан на изученном лексико-грамматическом материале, развивает все виды речевой деятельности на английском языке и дает ученикам возможность по-новому взглянуть на профессию учителя, узнать о великих педагогах страны, региона и своей школы. По структуре проект делится на три составляющие: «Teacher You All Know», «Teacher We Know» и «Teacher I Know».

Первый этап «Teacher You All Know» посвящен К.Д. Ушинскому и его вкладу в отечественную педагогику. Учитель на уроке раздает детям небольшой текст – сообщение о К.Д. Ушинском: Konstantin Dmitrievich Ushinsky (1823–1870) is a great Russian teacher and the author of books for children. Ushinsky loved children very much and cared about them. At that time studying was hard because the textbooks were often boring and not interesting. Konstantin Dmitrievich had the idea to publish such a textbook, reading which children would be happy to receive knowledge…

Второй этап «Teacher We Know» предполагает прослушивание аудиотекста о педагоге, известном в том городе или области, откуда родом ученик. Примером может послужить личность знаменитого в Оренбуржье педагога Н.К. Калугина. За особые заслуги в педагогической деятельности он награжден орденами Ленина, Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Дружбы Народов, удостоен званий «Заслуженный учитель школы РСФСР», «Народный учитель СССР». В качестве перехода от обсуждения прочитанного текста к аудированию учитель задает вопрос, что дети знают о других выдающихся педагогах России и есть ли известные педагоги в Оренбургской области. Аудиотекст о Н.К. Калугине раскрывает личность этого уникального педагога и позволяет проследить наследие идей К.Д. Ушинского в его деятельности. Nikolai Klimentievich Kalugin (1922–2006) – author of the book «Golden Grains of Friendship», he wrote more than 70 articles, a delegate of three All-Russian and All-Union Congresses of Teachers. The name of Nikolai Klimentievich Kalugin is included in the Book of Honor of the Ministry of Education of the RSFSR, in a number of encyclopedias of the USSR and Russia. In 2006, his name was given to the Orenburg Pedagogical College No. 1. Challenge prize named after N.K. Kalugin is annually awarded to the best school in the Orenburg region for success in labor training and education…

Заключительный этап проекта «Teacher I Know» подразумевает индивидуальное выполнение. Обучающиеся пишут небольшое эссе о своем любимом учителе, который больше всего повлиял на их жизнь. Они могут рассказать о школьной жизни с участием этого учителя или о том, как интересно учитель ведет свой предмет, перечислить привлекательные качества педагога. В качестве завершения предлагается фраза «My ideal teacher starts with…», где окончанием является буква, с которой начинается слово – ассоциация с любимым учителем (например, «My ideal teacher starts with P: a Parent» и т. п.).

Предложенный проект подтверждает, что его реализация позволит не только закрепить изученный материал по теме «Образование» и активизировать развитие творческих навыков, навыков поискового чтения, учебно-организационных умений, умений обобщать и делать выводы, но также будет способствовать воспитанию чувства патриотизма и пониманию важности роли Учителя в жизни каждого ученика. Учебный предмет, включая уроки иностранного языка, содержит воспитательный, культурный и общеобразовательный потенциал, что позволяет прививать ученикам определенные правила, ценности и воспринимать школьного учителя как неутраченную ценность российского образования [15].

Показательно, что для педагогов-исследователей и педагогов-практиков наиболее актуальными становятся идеи основоположника отечественной педагогической науки о роли духовно-нравственного воспитания личности, о значимости педагогической науки и образа учителя. Конструктивные выводы гениального педагога зачастую носят прогностический характер: опережая свое время, ученый предугадывает запросы детей и их родителей, работодателей и социальных институтов в XXI веке. Ответом на такие вызовы становятся инновации в системе образования. К.Д. Ушинский уделял много внимания вопросам педагогического творчества. Любопытной представляется реализация педагогических идей К.Д. Ушинского в современном образовании (на примере технологии дизайн-мышления). Следует отметить, что дизайн-мышление – это новый образ мышления, который позволяет создать по-настоящему качественные образовательные решения, полезные и интересные детям [16]. Дизайн-мышление – это технология создания оригинальных проектов, которые направлены на решение конкретных проблем, в том числе и в образовании. Использование данной технологии специалистами сферы образования зачастую нацелено на решение привычных, волнующих учителя задач: как улучшить проектную технологию на уроке, с помощью чего сделать мероприятие действительно интересным для детей, каким образом организовать полезную конференцию для коллег или как изменить учебный кабинет. «Образовательная вселенная детоцентрична: все, что мы делаем, мы делаем не ради рейтингов, показателей и охватов, а ради счастливого ребенка», – отмечает Г.И. Фазылзянова [16].

Следует отметить, что во время работы на всех этапах технологии дизайн-мышления (воркшопе или дизайн-сессии) создаются положительные социальные и психологические условия развития целого ряда значимых в цифровом мире компетенций, таких как умение находить, создавать и обрабатывать многосложную информацию; владение навыками системного и критического мышления; способность осуществлять выбор на принципах многокритериальности; осознание реальных процессов междисциплинарного характера и владение техниками креативности [16].

Примечательно, что сегодня образовательный процесс нацелен на то, чтобы научить подрастающее поколение быть готовым к овладению и применению данных компетенций в личной жизни и профессиональной деятельности. Это соответствует глубокому убеждению К.Д. Ушинского: воспитание «должно не только удовлетворять потребности настоящей минуты, но и делать запас на будущее время» [17–19].

Исследователем В.Е. Гаибовой были рассмотрены возможности сопоставления «необходимых условий преподавания» – дидактических принципов, предложенных К.Д. Ушинским, – с отдельными положениями действующих обновленных ФГОС [20].

На основе данного сопоставления предпринята попытка установить взаимосвязь между дидактическими принципами, обозначенными в работах К.Д. Ушинского, и некоторыми базовыми принципами и инструментами дизайн-мышления [21] (см. таблицу).

 

Отражение дидактических принципов К.Д. Ушинского в технологии дизайн-мышления

Необходимые условия преподавания

(К.Д. Ушинский)

Требования ФГОС

Принципы и методы

дизайн-мышления

Своевременность

Учет возрастных, физиологических и психологических особенностей детей

Принципы «Фокусируемся на людях»; «Первым делом – спросить пользователя»; этап «Понимание»; «Подход JTBD», «Анализ трендов»

Органичность

Предметные результаты освоения общеобразовательной программы

Система «Инновация: желаемость, жизнеспособность, осуществимость»

Самодеятельность обучающихся

Активность ребенка, его «субъектная» позиция в процессе образования

Принцип «Нами движет любопытство»; дизайн-сессии, воркшопы

Нравственность

Любовь к своей Родине и к своему народу, чуткость к людям, честность и жажда полезной деятельности

Принцип «Да, и…!» (поддержка, принятие, развитие идеи), «Креативная уверенность»

Полезность

Связь теории с практикой, применение полученных знаний в жизни

Принципы «Принимаем сложности», «экспериментируем и итерируем»; этапы «Прототипирование» и «Тестирование»

Твердость усвоения

Прочность полученных знаний

Цикл «Пространство задачи – пространство решения»; принцип «Один прототип стоит тысячи слов»

Ясность

Доступность учебного материала для данной группы учащихся в соответствии с их особенностями

Принцип «Развиваем осведомленность о процессе» («зона споров», фасилитация); анализ; сторителлинг

Отсутствие чрезмерной напряженности и чрезмерной легкости

Учёт индивидуальных особенностей ребенка

«Вопрос «Как мы можем...», «Контекст-мэппинг»; этап «Наблюдение»; «Эмпатическое интервью», «Карточки эмоционального отклика», «Карта пути клиента», «Схема крючка»

 

Информация, представленная в таблице, позволяет прийти к выводу о том, что в процессе реализации технологии дизайн-мышления (с опорой на специальные методы и приемы) находят отражение многие положения, выдвинутые «учителем русских учителей» более полутора веков назад. Кроме того, инновационные подходы в образовании, такие как дизайн-мышление, имеют общие положения с идеями К.Д. Ушинского и не противоречат принципам, заложенным в XIX в. Большое значение в работах классика отечественной педагогики К.Д. Ушинского уделяется практической подготовке педагога, его профессиональным качествам и умениям, что создает целостную систему представлений об учителе и наставнике русской национальной педагогики [22].

Актуальность проблемы формирования патриотизма у детей, озвученная в работах К.Д. Ушинского, в современных общественных и политических условиях является приоритетом. Перед государством и школой стоит важная задача – сформировать патриотические чувства у обучающихся. С целью прочтения по-новому историко-педагогического наследия выдающегося педагога-патриота К.Д. Ушинского как конструкта реализации инновационной деятельности школы в условиях современных трендов, таких как digital education, для формирования патриотизма у обучающихся рекомендуется включить в урочную и во внеурочную деятельность цифровую платформу Telegram. Видеоблог в Telegram-канале как средство формирования патриотизма у обучающихся в сочетании с историческими знаниями позволяет сформировать чувство патриотизма у современных школьников. Результаты исследования демонстрируют положительный опыт применения школьного Telegram-канала «Увлекательная история». На уроках истории первоначально учитель проводит беседу с учениками 5–9-х классов, в которой выявляются знания об истории своего села, области. В дальнейшем обучающимся следует предложить создание видеоблога на базе Telegram-канала «Увлекательная история», который позволит рассказать об истории села, области. Такая форма работы, как видеоблог, предложена не случайно: блогерство – новый, набирающий популярность в современном медиапространстве вид деятельности. Однако процесс создания блога сложен, поскольку каждый блогер, чтобы быть востребованным и интересным для подписчиков, должен не только обладать теоретическими познаниями, но и владеть практической подготовкой и рядом специальных навыков – монтирования материала, фотосъемки и видеосъемки, создания креативных текстов и др. Посредством объединения интересов обучающихся по учебному предмету «История» в последующем формируется инициативная группа по созданию видеоблога. Процесс создания видеоблога состоит из трех этапов: первый этап – поиск информации об истории села, области (изучение информации на сайтах, анализ информации, посещение музеев, памятников культуры и др.), второй этап – написание сценария (совместно с учителем), третий этап – создание видео и его публикация в Telegram (поездка совместно с родителями к местам проведения съемок, видеосъемка с последующим размещением в Telegram-канале «Увлекательная история») [23, 24].

Обсуждение и заключение

В процессе исследования теоретического наследия и практического опыта К.Д. Ушинского было доказано, что развитие устойчивого интереса обучающихся к профессионально-педагогической деятельности немаловажно. Учитель русских учителей, наставник национальной педагогики создал огромную базу знаний, необходимую для педагогического работника, воспитателя, а также для каждого человека, и в первую очередь гражданина своей страны.

На основе проанализированной научной литературы, составляющей историко-педагогическое наследие К.Д. Ушинского, и собственного педагогического опыта следует заключить, что успех современного образования определяется компетентностью учителя, который в своей профессиональной деятельности придерживается основных идей К.Д. Ушинского, обладает высокими личностными качествами, высоким уровнем предметных знаний и методической подготовки, творческим потенциалом и педагогическим мастерством.

Представленные в статье технология дизайн-мышления, цифровая платформа Telegram послужили конструктом реализации современных образовательных практик на основе интеграции историко-педагогического наследия прошлого в современные условия.

Результаты международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов «В мире мудрых мыслей отечественных и зарубежных ученых-педагогов», организованного в контексте осмысления педагогического наследия Константина Дмитриевича Ушинского, подчеркнули актуальность идей великого Учителя.

×

About the authors

Lyubov’ A. Kochemasova

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: lkochem@mail.ru
ORCID iD: 0000-0003-4972-1047
SPIN-code: 9218-5060
Scopus Author ID: 57204706899
ResearcherId: AAI -6342-2021

candidate of pedagogical sciences, associate Professor of the Department of «Pedagogy and Sociology»

Russian Federation, 19, Soviet st., Orenburg, 460014

References

  1. Ministerstvo Prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ob ob"yavlenii 2023 goda Godom pedagoga i nastavnika [Ministry of Education of the Russian Federation. Decree of the President of the Russian Federation on the announcement of the year 2023 of a teacher and mentor]. http://edu.gov.ru/press/5398/2023-god-obyavlen-godom-pedagoga-i-nastavnika/ (accessed March 1, 2023).
  2. Prikaz ob utverzhdenii plana realizatsii Programmy razvitiya OGPU v 2023 godu [Order on approval of the implementation plan for the OGPU Development Program in 2023]. http://ospu.ru/assets/resources/articles/sveden/prikaz_pr_pazv.PDF (accessed March 1, 2023).
  3. Goncharov N.K. K.D. Ushinskiy – velikiy pedagog-gumanist: k 150-letiyu so dnya rozhdeniya [K.D. Ushinsky – a great teacher-humanist: on the occasion of the 150th anniversary of his birth]. Moscow: Znaniye Publ., 1974. 56 p.
  4. Yegorov S.F. K.D. Ushinskiy o pedagogike kak nauke i iskusstve [K.D Ushinsky about pedagogy as a science and art]. Sovetskaya pedagogika. 1984. No. 2. Pp. 87–93.
  5. Lordkipanidze D.O. Pedagogicheskoye ucheniye K.D. Ushinskogo [Pedagogical teaching K.D. Ushinsky]. Tbilisi: TbGU Publ., 1974. 441 p.
  6. Struminskiy V.Ya. Konstantin Dmitriyevich Ushinskiy [Konstantin Dmitrievich Ushinsky]. Velikiye russkiye lyudi: sbornik / sost. V. Volodin. Moscow: Molodaya gvardiya Publ,, 1984. Vol. 6 (646). Pp. 183–221.
  7. Men'shikov V.M. Ushinskiy o podgotovke uchitelya [Ushinsky on teacher training]. K.D. Ushinskiy i russkaya shkola: Besedy o velikom pedagoge. Moscow: Roman-newspaper Publ., 1994. 192 p.
  8. Boguslavskiy M.V. Nashe vse… Konstantin Dmitriyevich Ushinskiy. K 200-letiyu so dnya rozhdeniya tvortsa russkoy natsional'noy pedagogiki [Our everything… Konstantin Dmitrievich Ushinsky. To the 200th anniversary of the birth of the creator of Russian national pedagogy]. Uchitel'skaya gazeta. No. 7. February 14, 2023.
  9. Gromenko M.V. Issledovaniye problemy kommunikativnoy napravlennosti v pedagogicheskoy sisteme K.D. Ushinskogo [Study of the problem of communicative orientation in the pedagogical system K.D. Ushinsky]. The scientific heritage. 2020. No. 54. Pp. 22–23.
  10. Gruzdev M.V. Data rozhdeniya K.D. Ushinskogo: zaversheniye diskussii [Date of birth of K.D. Ushinsky: the end of the discussion]. Yaroslavskiy pedagogicheskiy vestnik. 2022. No. 1. Pp. 8–15.
  11. Zakharishcheva M.A. K.D. Ushinskiy o podgotovke uchiteley: aksiologicheskaya model' [K.D. Ushinsky on teacher training: an axiological model]. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal. 2019. No. 3. Pp. 145–153.
  12. Kozhevnikova M.N. Sotsial'no-emotsional'no-eticheskoye obrazovaniye i kontseptsii rossiyskoy pedagogicheskoy traditsii (idei N.I. Novikova i K.D. Ushinskogo) [Social-emotional-ethical education and concepts of the Russian pedagogical tradition (the ideas of N.I. Novikov and K.D. Ushinsky]. Vestnik Kalmytskogo universiteta. 2022. No. 4 (52). Pp. 114–121.
  13. Kochemasova L.A. Nauchno-pedagogicheskiye podkhody K.D. Ushinskogo i sovremennoye rossiyskoye obrazovaniye [Scientific and pedagogical approaches of K.D. Ushinsky and modern Russian education]. Strategiya i taktika podgotovki sovremennogo pedagoga v usloviyakh dialogovogo prostranstva obrazovaniya: materialy III mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Bryansk: RIO BGU; Novyy proyekt Publ., 2019. Pp. 62–66.
  14. Kochemasova L.A. Gumannoye otnosheniye k uchenikam, uvazheniye k lichnosti rebenka v pedagogicheskom nasledii K.D. Ushinskogo [Humane attitude towards students, respect for the personality of the child in the pedagogical heritage of K.D. Ushinsky]. Gumanitarnyy vestnik. Gorlovka: GOU VPO «GIIYA» Publ., 2020. Vol. 10: Pedagogika. Pp. 61–66.
  15. Il'yasova E.I. Fenomen pedagogicheskogo naslediya K.D. Ushinskogo [The phenomenon of K.D. Ushinsky]. Put' v pedagogicheskuyu nauku: problemy i resheniya. 2019. No. 9. Pp. 26–33.
  16. Fazylzyanova G.I. Dizayn-myshleniye kak filosofiya i metodologiya tsifrovogo obshchestva [Design Thinking as a Philosophy and Methodology of the Digital Society]. Ekonomicheskiye i sotsial'no-gumanitarnyye issledovaniya. 2020. No. 1 (25). Pp. 101–108.
  17. Ushinskiy K.D. Pedagogika. Izbrannyye raboty [Pedagogy. Selected works]. Mosvow: Yurayt Publ., 2023. 258 p.
  18. Ushinskiy K.D. Lektsii v Yaroslavskom litseye. Izbrannyye pedagogicheskiye sochineniya [Lectures at the Yaroslavl Lyceum. Selected pedagogical works]. Mosvow: Yurayt Publ., 2023. 358 p.
  19. Ushinskiy K.D. Sobraniye sochineniy: v 11 t. [Collected works: in 11 volumes]. Moscow– Leningrad: APN RSFSR Publ., 1948–1952. Vol. 1. 738 p.
  20. Gaibova V.Ye. Razvitiye didakticheskikh idey K.D. Ushinskogo v sovremennom obrazovanii [Development of didactic ideas of K.D. Ushinsky in modern education]. Pedagogicheskoye naslediye K.D. Ushinskogo: materialy nauch.-prakt. konf. / Otv. red. Ye.O. Ivanova. Vol. 1. Yaroslavl': YAGPU im. K.D. Ushinskogo Publ., 2014. Pp. 19–24.
  21. Levrik M., Link P., Leyfer L. Dizayn-myshleniye: kanvasy i uprazhneniya. Polnyy nabor instrumentov [Design thinking: canvases and exercises. Complete set of tools]. Saint Petersburg: Piter Publ., 2022. 304 p.
  22. Nastavnichestvo kak aktual'noye yavleniye v sisteme otechestvennogo obrazovaniya: sb. st. [Mentoring as an actual phenomenon in the system of national education]. Kaliningrad: BFU im. I. Kanta Publ., 2019. 107 p.
  23. V mire mudrykh mysley K.D. Ushinskogo: materialy mezhdunarodnogo konkursa nauchno-issledovatel'skikh i tvorcheskikh rabot studentov [In the world of wise thoughts K.D. Ushinsky: materials of the international competition of research and creative works of students]. Orenburg, 2023. http://elib.osu.ru/handle/123456789/2784 (accessed March 10, 2023).
  24. V mire mudrykh mysley Konstantina Dmitriyevicha Ushinskogo: materialy mezhdunarodnogo konkursa nauchno-issledovatel'skikh i tvorcheskikh rabot studentov [In the world of wise thoughts of Konstantin Dmitrievich Ushinsky: materials of the international competition of research and creative works of students]. Orenburg: OGPU Publ., 2019. https://ospu.ru/resources/e_book/sb_stud_konk/ped_konkurs_ushinsk_2019.pdf. (accessed March 10, 2023).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig.

Download (580KB)

Copyright (c) 2023 Kochemasova L.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies