Implementation of the forum-theater technology in the development of professional competencies of future teachers

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

This paper presents the analysis of significant trends in the development of professional competencies of future teachers in accordance with current regulatory documents (Professional standard "Teacher", FGOS VO 3++). The author considers the potential of the technology of developing learning, in particular the technology of the forum theater, defines its essence, purpose and objectives, and also presents the results of the study implementation during the experiment. The experimental base was made up of 2nd year bachelor students in the field of training "Pedagogical Education". The paper presents quantitative and qualitative results of the development of professional competencies of future teachers, as well as methodological recommendations for the implementation of forum-theater technology in the conditions of higher pedagogical education. In accordance with the relevant documents regulating the content of the educational process, the author has selected the most significant professional competencies, without which the effective implementation of the professional activity of a teacher is not possible. The author describes the technological and substantive basis of the forum-theater technology, identifies the purpose and stages of its implementation, identifies the professional competencies of future teachers, the development of which this technology is aimed at. The specifics of the technology implementation are determined, taking into account the stage embodiment of the developed material. The educational results of future teachers are revealed considering the Federal State Educational Standard and by immersing students in the professional proposed environment of professional activity.

Full Text

Введение

Современные условия развития образования в России определяются необходимостью повышения уровня профессиональной компетенции будущих педагогов. Отход от традиционной системы обучения в сторону реализации технологий развивающего обучения требует от педагога наличия все более высокого уровня развития всех значимых ресурсов его личности, в особенности профессиональных компетенций, поскольку сущностный характер педагогической профессии – взаимодействие с обучающимися на разных уровнях обучения и воспитания [1].

Если мы обратимся к профессиональному стандарту «Педагог», то увидим группу компетенций, развитие которых имеет особую значимость при подготовке профессиональных педагогических кадров.

Будущий учитель должен владеть разными формами и методами общения, выходящими за рамки уроков; уметь планировать и проводить уроки в соответствии с воспитательными задачами нового времени, анализировать их эффективность; уметь находить ценностный аспект своего обучения; уметь создавать условия для благоприятного взаимодействия семьи и школы [2].

Эффективная реализация указанных профессиональных компетенций возможна при условии владения педагогом различными технологиями развивающего обучения, методиками ведения дискуссии, а также способами профилактики конфликтных ситуаций и решения уже существующих.

Технология форум-театра относится к технологиям развивающего обучения, поскольку погружение участников образовательного процесса в предлагаемые профессиональные обстоятельства акцентуируют у субъектов комплексную работу всех психофизических процессов организма: эмоционального интеллекта, эмпатии, критического и образного мышления, коммуникативных навыков, а также саморегуляции. Данная технология, разработанная А. Боалем, широко применялась им в форме сценической визуализации проблемных ситуаций, при этом участники форума могли принимать активное участие как в постановке, так и в дискуссии [3, 4].

Таким образом, можно сказать, что следует рассмотреть технологию форум-театра как технологию решения проблемно-творческих задач и показать особенности ее реализации в процессе развития профессиональных компетенций будущих педагогов [5, 6] .

Цель статьи – показать особенности развития профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе реализации технологии форум-театра.

Задачи:

  1. Уточнить понятийный аппарат технологии «форум-театр» (определение, цели, задачи).
  2. Провести диагностику значимых профессиональных компетенций будущих педагогов.
  3. Выделить этапы реализации технологии форум-театра.
  4. Определить результаты внедрения указанной технологии и их роль в развитии значимых профессиональных компетенций будущих педагогов.

Решение поставленных задач и определяет содержание исследования.

Обзор литературы

Технология форум-театра рассматривается исследователями как одна из наиболее перспективных в развитии и формировании профессиональных компетенций в условиях высшего образования. Современные исследователи однозначно отмечают эффективность данной технологии в отношении развития и усвоения практико-ориентированных навыков и умений, что имеет в своей основе систему ценностей субъекта (Е.Ф. Сердюкова, С.Д. Матюшкова, Е.А. Звягина, С.Г. Дрыгина) [7, 8, 9, 10]. В дополнение к этому значимое количество экспертов отмечает высокий процент усваивания материала посредством группового обсуждения проблемных задач, а также поиска совместного решения (М.Э. Волкова, Н.И. Дунаева, Ю.М. Баранова) [11, 12].

Помимо высокого усвоения знаний к значимым результатам реализации технологии форум-театра, отмеченным ведущими учеными, относится значимое повышение у студентов коммуникативной компетенции: уровня эмпатии, коммуникативных способностей, умения высказать свою точку зрения, аргументировать ее, а также умения работать с разными целевыми аудиториями (А.В. Гришина, М.В. Косцова) [6].

Также научным обществом был отмечен высокий потенциал применения технологии при социальной и профессиональной адаптации субъектов в коллективах (Е.А. Чистякова, О.А. Стаина, Е.М. Петрова, К.Г. Дрексен) [13, 14, 15]. Так, например, Е.Ф. Сердюкова отмечает положительную динамику в преодолении студентами социальных стереотипов [10]. Т.Г. Шатюк, Е.П. Старик определили в качестве результатов применения технологии формирование умений преодоления кризисных ситуаций в социализации студентов [16]. И.Д. Пелих практикует реализацию технологии в процессе профилактики аддиктивного поведения у подростков и студентов и видит задачу технологии в создании условий для эффективного диалога [17].

Особую значимость имеет приобретение субъектами способности к решению задач межличностного и культурного взаимодействия, что отмечается исследователями с существенной периодичностью (Э.А. Пожарская, Е.А. Стахеева, Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова) [18, 19].

Таким образом, анализируя работы современных исследователей по проблематике технологии форум-театра, следует отметить, что для обучения педагогов данная технология разработана недостаточно. Однако можно утверждать, что поскольку технология направлена на развитие коммуникативных компетенций субъектов, навыков межкультурного взаимодействия, личностно-деятельностных профессиональных особенностей, а также повышение уровня критического мышления, то, следовательно, следует рекомендовать применение данной технологии для развития профессиональных компетенций будущих педагогов [20, 21, 22].

Цель технологии – создание условий для развития профессиональных компетенций будущих педагогов с помощью погружения субъектов образовательного процесса в различные предлагаемые профессиональные обстоятельства с целью анализа комплекса профессиональных условий с последующим принятием решений и их реализацией [23].

Основная задача, которую решает данная технология, – способствовать совершенствованию системы профессиональных ценностей будущих педагогов, определяющих индивидуализированный выбор эффективной педагогической техники (методики) для решения проблемных задач, способствующих развитию образного мышления, позволяющих повысить мотивацию педагога к самореализации в профессиональной сфере.

Материалы и методы

Для апробации эффективности применения технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов было проведено исследование, экспериментальную базу которого составили студенты бакалавриата Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина разных направлений подготовки: «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» (30 человек) и «Русский язык и литература» (63 человека).

Методологическую основу исследования составили следующие методологические подходы:

– аксиологический, поскольку профессиональные компетенции имеют в основе ценностную основу, заложенную в профессиональном мировоззрении. Данный подход позволяет развивать ценностное отношение субъектов к собственной профессии, что, в свою очередь, определяет гуманистический характер технологий и методов, отобранных для решения профессиональных задач;

– личностно-деятельностный ввиду того, что личность всегда реализуется и развивается в деятельности. Погружение в предлагаемые профессиональные обстоятельства позволяет усвоить необходимые умения в условиях сценической деятельности;

– системный, так как применение критического мышления в ходе анализа условий профессиональной деятельности подразумевает применение системного анализа всех ее элементов.

Объект – процесс реализации технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов.

Предмет – технология форум-театра в условиях высшего образования.

В ходе исследования авторами были отобраны ведущие профессиональные компетенции с ориентацией на профессиональный стандарт «Педагог» и ФГОС ВО, необходимые для успешного профессионального становления будущего педагога:

– коммуникативная компетенция;

– осознание межкультурного разнообразия и взаимодействия;

– соответствие социальной роли субъекта работе в команде;

– критическое мышление и системный подход.

Для диагностики коммуникативной компетенции студентам 2-го курса двух групп (факультета физической культуры и спорта (ФФКиС), факультета гуманитарных наук (ФГН)) было предложено пройти обследование по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС). Результаты представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Уровневые показатели результатов обследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина

Факультет

Уровневые показатели, %

Очень высокий

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

ФФКиС

3

53

33

11

ФГН

6

10

50

28

6

 

Полученные в условиях входной диагностики результаты показывают, что значимое количество студентов демонстрируют средний и ниже среднего уровень коммуникативных и организаторских способностей, что свидетельствует о том, что реализация данных видов деятельности в ходе профессиональной практики для будущих педагогов является затруднительной.

Осведомленность в межкультурном разнообразии субъектов диагностировали с помощью авторского опросника «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя» (С.В. Кузнецова), включающего вопросы по каждому виду искусства и культурным традициям разных групп населения. Результаты представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Уровневые показатели диагностики «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя»

Факультет

Уровневые показатели, %

Высокий

Средний

Низкий

ФФК

7

43

50

ФГН

12

50

38

 

Диагностика показала, что студенты 2-го кура имеют относительно бессистемные знания в области межкультурного взаимодействия. Зачастую неверные ответы обуславливались невозможностью соотнести образ из жизни с теоретическими представлениями студентов в связи с ограниченностью жизненного опыта.

Способности применения критического мышления и системного подхода определяли на основании «Тест-опросника интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина, включающего 17 интеллектуальных задач. Полученные результаты представлены в табл. 3.

 

Таблица 3. Количественные результаты «Тест-опросника интеллектуальных задач (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина

Факультет

Количественные показатели, %

Более 15 задач

10–15 задач

Менее 10 задач

ФФКиС

3

40

57

ФГН

12

50

38

 

Качественная оценка результатов показала, что наибольшую трудность студенты испытывают в решении задач с применением умений распознавать и критически оценивать «скрытые» (завуалированные) цели и намерения, содержащиеся в сообщениях, умений выявлять несоответствие или противоречие, а также переводить анализ в рефлексивную позицию.

Социальное взаимодействие в соответствии со своей ролью в коллективе студенты измеряли с помощью методики «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин. Результаты представлены в табл. 4.

 

Таблица 4. Распределение социальных ролей в группах студентов в соответствии с методикой М. Бэлбин

Факультет

Социальные роли, %

Мыслитель

Исполнитель

Доводчик

Оценщик

Исследователь

ресурсов

Мотиватор

Коллективист

Координатор

Специалист

ФФКиС

36

6

3

4

24

3

12

12

ФГН

24

6

22

6

6

12

12

12

 

Рассмотрим результаты:

  1. Результаты студентов факультета физической культуры: присутствие в коллективе не всех социальных ролей, отсутствие «сильного» мыслителя при наличии «сильного» координатора, неравномерное распределение личностно значимых качеств внутри социальных ролей. Преимущественные роли: исполнитель и душа компании.
  2. Результаты студентов гуманитарных наук: также присутствие в коллективе не всех социальных ролей, наличие нескольких «сильных» мыслителей, но отсутствие «сильного» координатора; отсутствие людей, способных распознать дисбаланс социальных ролей в коллективе.

Результаты входной диагностики по данной компетенции становятся очень важными, поскольку дисбаланс социальных ролей определяет применение в профессиональной деятельности субъектов ограниченного количества образовательных технологий.

Результаты исследования

После анализа результатов сформированности у студентов 2-го курса профессиональных компетенций им было предложено поучаствовать в подготовке к учебному событию «Форум-театр» (дискуссия).

Разные этапы сценической реализации технологии форум-театра определяют развитие разных компетенций.

  1. Застольный период (работа с драматургией). Наиболее проблемным аспектом подготовки к учебному событию в таком формате является поиск содержательной части. Острая нехватка адаптированных под современную проблематику драматических отрывков определяет самостоятельную разработку студентами репертуара учебного события. Разработка студентами сценарной основы для сценического воплощения и дальнейшего обсуждения позволяет применить к обработке в сознании вариантов проблемных ситуаций как системный, так и критический анализ, включая чувство юмора [24, 25, 26]. Студенты разрабатывают сценарии самостоятельно, а отбор к показу происходит путем голосования – так можно определить актуальные для группы проблемные задачи.
  2. Репетиционный процесс и подготовка к показу. В ходе репетиционного процесса сценическая команда работает вместе с модератором дискуссии. Определяются цели, задачи, противоречия и потребности каждого участника ситуации для дальнейшего присвоения этих мотивов участниками и их оправдания (актерская задача определяет отбор средств выразительности). Происходит действенный анализ проблемных ситуаций, посредством чего у участника формируются разные способы пристроек и форм взаимодействия, включая гротесковые. Одно из самых важных условий успешного показа – формирование доверия в коллективе, поскольку на сцене имеет большое значение взаимодействие с партнером, а во время подготовки к показу необходима слаженная организаторская работа модератора, а также и самоорганизация всего коллектива.
  3. Работа модератора с аудиторией до основного показа срепетированных ситуаций. Модератор – это крайне ответственная социальная роль: в одних ситуациях необходимо отдавать эту роль на сопротивление психофизических данных субъекта, а в иных – в соответствии с типажом. Задача модератора состоит в регулировании условий для эффективного диалога со зрителем. На данном этапе важно, что понятие «зритель» неактуально – важнее сказать, что все являются «участниками» [27, 28]. Модератор «греет» аудиторию благодаря различным методам психофизического взаимодействия, настраивая ее на активное взаимодействие в процессе.
  4. Основной показ. Основной показ включает в себя сценическую презентацию отобранных и срепетированных сюжетов, написанных студентами на актуальные темы [29]. На показе должны присутствовать зрители – те, кому созвучна данная проблематика и кто будет участвовать в дискуссии. Показ происходит от развития сюжета и до его кульминации (наивысшей точки напряжения), а далее модератор предлагает сделать паузу и задает вопросы зрителям о перспективах ее разрешения. Все участники занимают свою социальную роль и должны ей соответствовать до конца основного показа осмысленно и перспективно [30].
  5. Дискуссия со зрителями. Процесс сиюминутного обсуждения актуальной проблематики в условиях публичной презентации является целью данной технологии, поскольку именно на данном этапе происходит полное погружение в предлагаемые профессиональные обстоятельства для всех субъектов учебного события. Именно зрители в ходе совместного обсуждения ищут решения проблемной ситуации, а также имеют возможность проверить правильность решений, заменив собой кого-то из субъектов – участников публичного показа (угнетенного или наблюдателя).
  6. Проверка решений. После обсуждения зрителям показаны три варианта разрешения проблемной ситуации: абсолютно негативный, в котором потребности всех участников проблемной ситуации остаются неудовлетворенными, что влечет за собой еще более серьезное обострение проблемы; абсолютно положительный, который показывает нелогичное саморазрешение проблемы, что вызывает у зрителя скорее разочарование, поскольку разрешение ситуации остается неоправданным; компромисс, при котором стороны пытаются прийти к взаимному удовлетворению личных потребностей.
  7. Рефлексия. Заключительная рефлексия проводится модератором, который актуализирует все коллективные решения по заявленной проблемной ситуации, одобренные большинством субъектов группы зрителей. Таким образом, участники подобного показа получают расширенные представления о поведенческих моделях по исходной проблеме, основываясь на осмыслении и анализе публичного воплощения этих решений.

После прохождения студентами всех этапов технологии реализации форум-театра на учебных занятиях была проведена повторная диагностика. Результаты повторной диагностики по методике анализа коммуникативной компетенции студентов «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина представлены в табл. 5.

 

Таблица 5. Уровневые показатели результатов методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина

Факультет

Уровневые показатели, %

Очень высокий

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

ФФКиС

3

13

68

13

3

ФГН

18

12

60

22

3

 

Анализируя результаты, можно отметить значимое увеличение уровня коммуникативных и организаторских способностей в обеих группах студентов. Следует отметить переход из уровня в уровень, особенно в группе студентов факультета физической культуры, где появились студенты, демонстрирующие очень высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей, чего при первичной диагностике не наблюдалось.

Также следует отметить повышение уровня межкультурного взаимодействия после повторной диагностики методикой «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя» (С.В. Кузнецова), как это представлено в табл. 6.

 

Таблица 6. Уровневые показатели диагностики «Уровень художественно-эстетической культуры учителя»

Факультет

Уровневые показатели, %

Высокий

Средний

Низкий

ФФК

12

49

39

ФГН

15

56

29

 

Повторная диагностика показала, что студенты 2-го курса все же имеют значительные трудности в определении моделей поведения в области межкультурного взаимодействия, однако следует отметить положительную динамику в формировании указанной компетенции.

Результаты «Тест-опросника интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина при повторной диагностике выявили значимое повышение уровня критического анализа проблемных задач, а также смену стратегии решения иных, даже не решенных верно задач. Полученные результаты представлены в табл. 7.

 

Таблица 7. Количественные результаты «Тест-опросника интеллектуальных задач (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина

Факультет

Количественные показатели, %

Более 15 задач

10–15 задач

Менее 10 задач

ФФКиС

15

55

30

ФГН

18

66

16

 

Качественная оценка результатов показала, что решение задач с применением умений распознавать и критически оценивать «скрытые» (завуалированные) цели и намерения, содержащиеся в моделях поведения разных целевых аудиторий, считывались студентами более точно, особенно после проработки социальных ролей в ходе застольного периода и подготовки к показу.

Социальное взаимодействие в соответствии со своей ролью в коллективе студенты измеряли с помощью методики «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин. Результаты представлены в табл. 8.

 

Таблица 8. Распределение социальных ролей в группах студентов в соответствии с методикой М. Бэлбин

Факультет

Наименование социальных ролей (%)

Мыслитель

Исполнитель

Доводчик

Оценщик

Исследователь

ресурсов

Мотиватор

Коллективист

Координатор

Специалист

ФФКиС

3

30

6

15

4

12

3

18

12

ФГН

24

6

12

12

12

12

12

10

12

 

Методика «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин показала следующее:

  1. В коллективе студентов факультета физической культуры начали проявляться личностные качества, характерные для «мыслителя» и «координатора», однако их акцентуация находится еще не в приоритетной позиции.
  2. Результаты студентов гуманитарных наук также продемонстрировали усиление позиций «мыслителей», однако показатели «сильного» координатора в значительной доле выросли у модератора.

Результаты повторной диагностики по разным компетенциям показывают значительное повышение комплексного уровня профессиональных компетенций, что свидетельствует о наличии значимого потенциала применения технологии форум-театра в условиях высшего образования. Развитие профессиональных компетенций на каждом этапе технологии форум-театра не одинаково, поскольку каждый этап ориентирован на развитие одной из ключевых компетенций профессиональной деятельности будущего педагога.

Обсуждение и заключение

Следует отметить следующие результаты реализации технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов:

  1. Повышение коммуникативных навыков (на всех этапах).
  2. Осознание субъектами образовательной деятельности аксиологической значимости межкультурного разнообразия поведенческих моделей разных субъектов образовательного процесса (на этапах застольного периода и репетиционного процесса).
  3. Расширение личностно-деятельностных представлений о собственной социальной роли в коллективном взаимодействии (на этапе дискуссии и рефлексии).
  4. Повышение способности студентов к применению критического мышления и системного подхода в решении проблемно-творческих профессиональных задач (на всех этапах).

В заключение следует отметить, что реализация технологии форум-театра изучена не в полней мере и необходимы дополнительные исследования ее внедрения в образовательный процесс студентов разных профилей подготовки. Однако можно рекомендовать применение данной технологии в условиях высшего образования, поскольку доказательная база, полученная в ходе эксперимента, демонстрирует позитивную динамику в развитии коммуникативных компетенций субъектов, навыков межкультурного взаимодействия, личностно-деятельностных профессиональных особенностей, а также повышение уровня критического мышления, что составляет фундаментальную компетентностную основу будущих педагогов.

×

About the authors

Svetlana V. Kuznetsova

Nizhny Novgorod State Padagogical University named after Kozma Minin

Author for correspondence.
Email: svetlana.kyz88@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8981-4961
SPIN-code: 9191-6347
Scopus Author ID: 57119183000
ResearcherId: AAE-6999-2022

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of REA, Senior Lecture of General and Social Pedagogy Department

Russian Federation, 1, Ulyanova st., Nizhny Novgorod, 603000

References

  1. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 22.02.2018 № 122 «Ob utverzhdenii federal’nogo gosudarstvennogo obrazovatel’nogo standarta vysshego obrazovaniya – bakalavriat po napravleniyu podgotovki 44.03.02 Psikhologo-pedagogicheskoye obrazovaniye» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 122 dated 22.02.2018 "On approval of the Federal state educational standard of higher education – Bachelor's degree in the field of training 44.03.02 Psychological and pedagogical education"]. https://minjust.consultant.ru/documents/38755 (accessed February 02, 2023).
  2. Prikaz Mintruda Rossii ot 18.10.2013 № 544n (s izm. ot 25.12.2014) «Ob utverzhdenii professional’nogo standarta "Pedagog (pedagogicheskaya deyatel’nost’ v sfere doshkol’nogo, nachal’nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel’, uchitel’)"» (zaregistrirovano v Minyuste Rossii 06.12.2013 № 30550) [Order of the Ministry of Labor of Russia dated 18.10.2013 N 544n (with amendments. dated 25.12.2014) "On the approval of the professional standard "Teacher (pedagogical activity in the field of preschool, primary general, basic general, secondary general education) (educator, teacher)"" (registered with the Ministry of Justice of Russia 06.12.2013 N 30550)]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (accessed February 02, 2023).
  3. Boal A. La estética del oprimido: reflexiones errantes sobre el pensamiento desde el punto de vista estético y no científico. Ciudad Autónoma de Buenos Aires: Interzona Editora, 2016. 304 p.
  4. Theatre of the oppressed. Pluto press, 2018.
  5. Frolova S.V. Professional’noye vospitaniye budushchego uchitelya: diskussiya o kontseptual’nykh polozheniyakh [Professional education of a future teacher: a discussion on conceptual provisions]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2021. Vol. 9. No. 2 (35).
  6. Grishina A.V., Kostsova M.V. Forum-teatr kak tekhnologiya formirovaniya professional’noy kompetentsii u studentov-psikhologov [Forum-theater as a technology for the formation of professional competence among psychology students]. I Mezhvedomstvennaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Psikhologicheskoye obespecheniye deyatel’nosti silovykh struktur». 2017. Pp. 151–160.
  7. Drygina S.G. Forum-teatr, ili Kak izmenit’ zhizn’ k luchshemu [Forum-theater, or how to change life for the better]. Master-klass. 2021. No. 6. Pp. 36–43.
  8. Zvyagina E.A. Primeneniye teatral’nykh tekhnologiy v organizatsii produktivnoy uchebnoy deyatel’nosti studentov yazykovykh fakul’tetov [The use of theatrical technologies in the organization of productive educational activities of students of language faculties]. Rossiya i Kitay: istoriya i perspektivy sotrudnichestva: Materialy XI mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Otv. red. A.V. Druzyaka. Blagoveshchensk, 2021. Pp. 618–621.
  9. Matyushkova S.D. Forum-teatr kak innovatsionnaya interaktivnaya forma raboty so studentami [Forum-theater as an innovative interactive form of work with students]. Sotsial’no-antropologicheskiye problemy sovremennogo obrazovaniya: Materialy Mezhdunarodnoy nauchno-metodicheskoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati professora L.M. Luzinoy. 2020. Pp. 97–101.
  10. Serdyukova E.F. Profilaktika proyavleniy gendernogo neravenstva v molodezhnoy srede pri pomoshchi tekhnologii «forum-teatr» [Prevention of manifestations of gender inequality in the youth environment using the technology "forum-theater"]. Vestnik Chechenskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.A. Kadyrova. 2014. No. 2. Pp. 198–201.
  11. Volkova M.E. Forum-teatr kak interaktivnaya tekhnologiya v sovremennom obrazovatel’nom prostranstve [Forum-theater as an interactive technology in the modern educational space]. Prioritetnyye napravleniya psikhologo-pedagogicheskoy deyatel’nosti v sovremennoy obrazovatel’noy srede: Sbornik materialov Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Yoshkar-Ola, 2021. Pp. 100–106.
  12. Dunaeva N.I., Baranova Yu.M. Rol’ tsentra sotsial’no-psikhologicheskogo soprovozhdeniya studentov v protsesse adaptatsii k obucheniyu v vuze [The role of the center for socio-psychological support of students in the process of adaptation to higher education]. Psikhologiya XXI veka: vyzovy, poiski, vektory razvitiya: Sbornik materialov Vserossiyskogo simpoziuma psikhologov s mezhdunarodnym uchastiyem. Ryazan, 2020. Pp. 733–740.
  13. Chistyakova E.A. «Forum-teatr» kak gruppovaya forma raboty [Forum-theater"as a group form of work]. Psikhologiya, sotsiologiya i pedagogika. 2015. No. 3 (42). Pp. 67–69.
  14. Staina O.A., Petrova E.M. Vozmozhnosti sovremennykh form teatral’nogo iskusstva kak effektivnykh metodov obucheniya i vospitaniya [Possibilities of modern forms of theatrical art as effective methods of teaching and upbringing]. Innovatsionnoye razvitiye professional’nogo obrazovaniya. 2020. No. 1 (25). Pp. 107–113.
  15. Derksen K.S. «Forum teatr» – kak sposob organizatsii dobrovol’cheskoy profilakticheskoy raboty ["Forum Theater" – as a way of organizing voluntary preventive work]. Molodezh’ – Barnaulu: Materialy XX gorodskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh uchenykh. Glav. red. Yu.V. Anokhin. 2019. Pp. 649–650.
  16. Shatyuk T.G., Starik E.P. Forum-teatr kak odin iz metodov realizatsii proyektov po adaptatsii studentov [Forum-theater as one of the methods of implementing projects for the adaptation of students]. Informatsionnyye i pedagogicheskiye tekhnologii v sovremennom obrazovatel’nom uchrezhdenii. 2018. Pp. 236–238.
  17. Pelikh I.D. Forum-teatr – tekhnologiya emansipatsii podrostka ot addiktsiy [Forum-theater – technology of emancipation a teenager from addictions]. Gertsenovskiye chteniya. Khudozhestvennoye obrazovaniye rebenka. 2016. No. 2. Pp. 244–249.
  18. Pozharskaya E.A., Stakheeva E.A. Forum-teatr – odna iz metodik resheniya konfliktov v shkole [Forum-theater – one of the methods of conflict resolution at school]. Psikhologicheskoye zdorov’ye lichnosti: teoriya i praktika: Sbornik nauchnykh trudov po materialam III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. 2016. Pp. 190–191.
  19. Nichiporenko L.K., Yafizova R.I. Pedagogicheskiy potentsial ispol’zovaniya portal’noy tekhnologii v organizatsii semeynogo dosuga [Pedagogical potential of using portal technology in organizing family leisure]. Uchenyye zapiski Zabaykal’skogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. Vol. 15. No. 2. Pp. 29–39.
  20. Golovko E.A. Tekhnologiya formirovaniya kommunikativnoy kompetentnosti molodykh spetsialistov vuza na etape adaptatsii k pedagogicheskoy deyatel’nosti: Avtoref. dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Technology of formation of communicative competence of young university specialists at the stage of adaptation to pedagogical activity. Abstract. of thesis cand. of ped. sci.]. Stavropol, 2004. 20 p.
  21. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University graduates' soft skills: the employers’ opinion. European journal of contemporary education. 2018. Vol. 7(4). Pp. 690–698.
  22. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934. Pp. 135–144, 164–178, 192–200.
  23. Kuznetsova S.V. Razvitiye khudozhestvenno-esteticheskoy kul’tury uchitelya sredstvami teatral’noy pedagogiki: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.08 [Development of artistic and aesthetic culture of a teacher by means of theatrical pedagogy: thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2021.
  24. Sviyagina A.I. Povysheniye motivatsii k professii u studentov – budushchikh psikhologov sredstvami forum-teatra [Increasing motivation for the profession among students – future psychologists by means of forum theater]. Nauchnoye tvorchestvo molodezhi kak resurs razvitiya sovremennogo obshchestva: Materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii molodykh issledovateley. Mininskiy universitet. 2017. Pp. 394–396.
  25. Ganguly S. Forum Theatre and Democracy in India. London, Routledge, 2019.
  26. Velemeeva K.S., Guseva K.A. Potentsial metodik dokumental’nogo teatra i forum-teatra pri realizatsii kollektivnogo tvorcheskogo vospitaniya na urokakh angliyskogo yazyka [The potential of methods of documentary theater and forum theater in the implementation of collective creative education in English lessons]. Obrazovaniye kak faktor razvitiya intellektual’no-nravstvennogo potentsiala lichnosti i sovremennogo obshchestva: Materialy VIII mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii. 2018. Pp. 159–163.
  27. Szeman I. Lessons for theatre of the oppressed from a romanian orphanage. New Theatre Quarterly. 2017. Vol. 21. No. 4. Pp. 340–357.
  28. The Future of Education and Skills: Education 2030. https://www.oecd.org/education/2030/E2030 (accessed June 06, 2021).
  29. Heritage P. The courage to be happy: Аugusto Boal, legislative theatre, and the 7th international festival. TDR: The Drama Review. 2018. Vol. 38. No. 3. Рр. 25–34.
  30. Faganel A., Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education. https://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/961-6486-71-3/245-252.pdf (accessed June 06, 2021).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Kuznetsova S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies