Реализация технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов
- Авторы: Кузнецова С.В.1
-
Учреждения:
- Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
- Выпуск: Том 20, № 2 (2023)
- Страницы: 127-140
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/322035
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.2.10
- ID: 322035
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлен анализ значимых тенденций развития профессиональных компетенций будущих педагогов в соответствии с актуальными нормативными документами (Профессиональный стандарт «Педагог», ФГОС ВО 3++). Автором рассмотрен потенциал технологии развивающего обучения, в частности технологии форум-театра, определена ее суть, цель и задачи, а также представлены результаты исследования ее реализации в ходе эксперимента, экспериментальную базу которого составили студенты 2-го курса бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». В статье представлены количественные и качественные результаты развития профессиональных компетенций будущих педагогов, а также методические рекомендации по реализации технологии форум-театра в условиях высшего педагогического образования. В соответствии с актуальными документами, регламентирующими содержание образовательного процесса, автором выбраны наиболее значимые профессиональные компетенции, без которых эффективная реализация профессиональной деятельности педагога не представляется возможной. Автором описана технологическая и содержательная основа технологии форум-театра, выявлены цель и этапы ее реализации, выявлены профессиональные компетенции будущих педагогов, на развитие которых эта технология направлена. Определена специфика реализации данной технологии с учетом сценического воплощения разработанного материала. Выявлены образовательные результаты будущих педагогов с учетом ФГОС ВО посредством погружения студентов в предлагаемые обстоятельства профессиональной деятельности.
Полный текст
Введение
Современные условия развития образования в России определяются необходимостью повышения уровня профессиональной компетенции будущих педагогов. Отход от традиционной системы обучения в сторону реализации технологий развивающего обучения требует от педагога наличия все более высокого уровня развития всех значимых ресурсов его личности, в особенности профессиональных компетенций, поскольку сущностный характер педагогической профессии – взаимодействие с обучающимися на разных уровнях обучения и воспитания [1].
Если мы обратимся к профессиональному стандарту «Педагог», то увидим группу компетенций, развитие которых имеет особую значимость при подготовке профессиональных педагогических кадров.
Будущий учитель должен владеть разными формами и методами общения, выходящими за рамки уроков; уметь планировать и проводить уроки в соответствии с воспитательными задачами нового времени, анализировать их эффективность; уметь находить ценностный аспект своего обучения; уметь создавать условия для благоприятного взаимодействия семьи и школы [2].
Эффективная реализация указанных профессиональных компетенций возможна при условии владения педагогом различными технологиями развивающего обучения, методиками ведения дискуссии, а также способами профилактики конфликтных ситуаций и решения уже существующих.
Технология форум-театра относится к технологиям развивающего обучения, поскольку погружение участников образовательного процесса в предлагаемые профессиональные обстоятельства акцентуируют у субъектов комплексную работу всех психофизических процессов организма: эмоционального интеллекта, эмпатии, критического и образного мышления, коммуникативных навыков, а также саморегуляции. Данная технология, разработанная А. Боалем, широко применялась им в форме сценической визуализации проблемных ситуаций, при этом участники форума могли принимать активное участие как в постановке, так и в дискуссии [3, 4].
Таким образом, можно сказать, что следует рассмотреть технологию форум-театра как технологию решения проблемно-творческих задач и показать особенности ее реализации в процессе развития профессиональных компетенций будущих педагогов [5, 6] .
Цель статьи – показать особенности развития профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе реализации технологии форум-театра.
Задачи:
- Уточнить понятийный аппарат технологии «форум-театр» (определение, цели, задачи).
- Провести диагностику значимых профессиональных компетенций будущих педагогов.
- Выделить этапы реализации технологии форум-театра.
- Определить результаты внедрения указанной технологии и их роль в развитии значимых профессиональных компетенций будущих педагогов.
Решение поставленных задач и определяет содержание исследования.
Обзор литературы
Технология форум-театра рассматривается исследователями как одна из наиболее перспективных в развитии и формировании профессиональных компетенций в условиях высшего образования. Современные исследователи однозначно отмечают эффективность данной технологии в отношении развития и усвоения практико-ориентированных навыков и умений, что имеет в своей основе систему ценностей субъекта (Е.Ф. Сердюкова, С.Д. Матюшкова, Е.А. Звягина, С.Г. Дрыгина) [7, 8, 9, 10]. В дополнение к этому значимое количество экспертов отмечает высокий процент усваивания материала посредством группового обсуждения проблемных задач, а также поиска совместного решения (М.Э. Волкова, Н.И. Дунаева, Ю.М. Баранова) [11, 12].
Помимо высокого усвоения знаний к значимым результатам реализации технологии форум-театра, отмеченным ведущими учеными, относится значимое повышение у студентов коммуникативной компетенции: уровня эмпатии, коммуникативных способностей, умения высказать свою точку зрения, аргументировать ее, а также умения работать с разными целевыми аудиториями (А.В. Гришина, М.В. Косцова) [6].
Также научным обществом был отмечен высокий потенциал применения технологии при социальной и профессиональной адаптации субъектов в коллективах (Е.А. Чистякова, О.А. Стаина, Е.М. Петрова, К.Г. Дрексен) [13, 14, 15]. Так, например, Е.Ф. Сердюкова отмечает положительную динамику в преодолении студентами социальных стереотипов [10]. Т.Г. Шатюк, Е.П. Старик определили в качестве результатов применения технологии формирование умений преодоления кризисных ситуаций в социализации студентов [16]. И.Д. Пелих практикует реализацию технологии в процессе профилактики аддиктивного поведения у подростков и студентов и видит задачу технологии в создании условий для эффективного диалога [17].
Особую значимость имеет приобретение субъектами способности к решению задач межличностного и культурного взаимодействия, что отмечается исследователями с существенной периодичностью (Э.А. Пожарская, Е.А. Стахеева, Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова) [18, 19].
Таким образом, анализируя работы современных исследователей по проблематике технологии форум-театра, следует отметить, что для обучения педагогов данная технология разработана недостаточно. Однако можно утверждать, что поскольку технология направлена на развитие коммуникативных компетенций субъектов, навыков межкультурного взаимодействия, личностно-деятельностных профессиональных особенностей, а также повышение уровня критического мышления, то, следовательно, следует рекомендовать применение данной технологии для развития профессиональных компетенций будущих педагогов [20, 21, 22].
Цель технологии – создание условий для развития профессиональных компетенций будущих педагогов с помощью погружения субъектов образовательного процесса в различные предлагаемые профессиональные обстоятельства с целью анализа комплекса профессиональных условий с последующим принятием решений и их реализацией [23].
Основная задача, которую решает данная технология, – способствовать совершенствованию системы профессиональных ценностей будущих педагогов, определяющих индивидуализированный выбор эффективной педагогической техники (методики) для решения проблемных задач, способствующих развитию образного мышления, позволяющих повысить мотивацию педагога к самореализации в профессиональной сфере.
Материалы и методы
Для апробации эффективности применения технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов было проведено исследование, экспериментальную базу которого составили студенты бакалавриата Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина разных направлений подготовки: «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» (30 человек) и «Русский язык и литература» (63 человека).
Методологическую основу исследования составили следующие методологические подходы:
– аксиологический, поскольку профессиональные компетенции имеют в основе ценностную основу, заложенную в профессиональном мировоззрении. Данный подход позволяет развивать ценностное отношение субъектов к собственной профессии, что, в свою очередь, определяет гуманистический характер технологий и методов, отобранных для решения профессиональных задач;
– личностно-деятельностный ввиду того, что личность всегда реализуется и развивается в деятельности. Погружение в предлагаемые профессиональные обстоятельства позволяет усвоить необходимые умения в условиях сценической деятельности;
– системный, так как применение критического мышления в ходе анализа условий профессиональной деятельности подразумевает применение системного анализа всех ее элементов.
Объект – процесс реализации технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов.
Предмет – технология форум-театра в условиях высшего образования.
В ходе исследования авторами были отобраны ведущие профессиональные компетенции с ориентацией на профессиональный стандарт «Педагог» и ФГОС ВО, необходимые для успешного профессионального становления будущего педагога:
– коммуникативная компетенция;
– осознание межкультурного разнообразия и взаимодействия;
– соответствие социальной роли субъекта работе в команде;
– критическое мышление и системный подход.
Для диагностики коммуникативной компетенции студентам 2-го курса двух групп (факультета физической культуры и спорта (ФФКиС), факультета гуманитарных наук (ФГН)) было предложено пройти обследование по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС). Результаты представлены в табл. 1.
Таблица 1. Уровневые показатели результатов обследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина
Факультет | Уровневые показатели, % | ||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
ФФКиС | – | 3 | 53 | 33 | 11 |
ФГН | 6 | 10 | 50 | 28 | 6 |
Полученные в условиях входной диагностики результаты показывают, что значимое количество студентов демонстрируют средний и ниже среднего уровень коммуникативных и организаторских способностей, что свидетельствует о том, что реализация данных видов деятельности в ходе профессиональной практики для будущих педагогов является затруднительной.
Осведомленность в межкультурном разнообразии субъектов диагностировали с помощью авторского опросника «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя» (С.В. Кузнецова), включающего вопросы по каждому виду искусства и культурным традициям разных групп населения. Результаты представлены в табл. 2.
Таблица 2. Уровневые показатели диагностики «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя»
Факультет | Уровневые показатели, % | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
ФФК | 7 | 43 | 50 |
ФГН | 12 | 50 | 38 |
Диагностика показала, что студенты 2-го кура имеют относительно бессистемные знания в области межкультурного взаимодействия. Зачастую неверные ответы обуславливались невозможностью соотнести образ из жизни с теоретическими представлениями студентов в связи с ограниченностью жизненного опыта.
Способности применения критического мышления и системного подхода определяли на основании «Тест-опросника интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина, включающего 17 интеллектуальных задач. Полученные результаты представлены в табл. 3.
Таблица 3. Количественные результаты «Тест-опросника интеллектуальных задач (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина
Факультет | Количественные показатели, % | ||
Более 15 задач | 10–15 задач | Менее 10 задач | |
ФФКиС | 3 | 40 | 57 |
ФГН | 12 | 50 | 38 |
Качественная оценка результатов показала, что наибольшую трудность студенты испытывают в решении задач с применением умений распознавать и критически оценивать «скрытые» (завуалированные) цели и намерения, содержащиеся в сообщениях, умений выявлять несоответствие или противоречие, а также переводить анализ в рефлексивную позицию.
Социальное взаимодействие в соответствии со своей ролью в коллективе студенты измеряли с помощью методики «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин. Результаты представлены в табл. 4.
Таблица 4. Распределение социальных ролей в группах студентов в соответствии с методикой М. Бэлбин
Факультет | Социальные роли, % | ||||||||
Мыслитель | Исполнитель | Доводчик | Оценщик | Исследователь ресурсов | Мотиватор | Коллективист | Координатор | Специалист | |
ФФКиС | – | 36 | 6 | 3 | 4 | 24 | 3 | 12 | 12 |
ФГН | 24 | 6 | 22 | 6 | 6 | 12 | 12 | – | 12 |
Рассмотрим результаты:
- Результаты студентов факультета физической культуры: присутствие в коллективе не всех социальных ролей, отсутствие «сильного» мыслителя при наличии «сильного» координатора, неравномерное распределение личностно значимых качеств внутри социальных ролей. Преимущественные роли: исполнитель и душа компании.
- Результаты студентов гуманитарных наук: также присутствие в коллективе не всех социальных ролей, наличие нескольких «сильных» мыслителей, но отсутствие «сильного» координатора; отсутствие людей, способных распознать дисбаланс социальных ролей в коллективе.
Результаты входной диагностики по данной компетенции становятся очень важными, поскольку дисбаланс социальных ролей определяет применение в профессиональной деятельности субъектов ограниченного количества образовательных технологий.
Результаты исследования
После анализа результатов сформированности у студентов 2-го курса профессиональных компетенций им было предложено поучаствовать в подготовке к учебному событию «Форум-театр» (дискуссия).
Разные этапы сценической реализации технологии форум-театра определяют развитие разных компетенций.
- Застольный период (работа с драматургией). Наиболее проблемным аспектом подготовки к учебному событию в таком формате является поиск содержательной части. Острая нехватка адаптированных под современную проблематику драматических отрывков определяет самостоятельную разработку студентами репертуара учебного события. Разработка студентами сценарной основы для сценического воплощения и дальнейшего обсуждения позволяет применить к обработке в сознании вариантов проблемных ситуаций как системный, так и критический анализ, включая чувство юмора [24, 25, 26]. Студенты разрабатывают сценарии самостоятельно, а отбор к показу происходит путем голосования – так можно определить актуальные для группы проблемные задачи.
- Репетиционный процесс и подготовка к показу. В ходе репетиционного процесса сценическая команда работает вместе с модератором дискуссии. Определяются цели, задачи, противоречия и потребности каждого участника ситуации для дальнейшего присвоения этих мотивов участниками и их оправдания (актерская задача определяет отбор средств выразительности). Происходит действенный анализ проблемных ситуаций, посредством чего у участника формируются разные способы пристроек и форм взаимодействия, включая гротесковые. Одно из самых важных условий успешного показа – формирование доверия в коллективе, поскольку на сцене имеет большое значение взаимодействие с партнером, а во время подготовки к показу необходима слаженная организаторская работа модератора, а также и самоорганизация всего коллектива.
- Работа модератора с аудиторией до основного показа срепетированных ситуаций. Модератор – это крайне ответственная социальная роль: в одних ситуациях необходимо отдавать эту роль на сопротивление психофизических данных субъекта, а в иных – в соответствии с типажом. Задача модератора состоит в регулировании условий для эффективного диалога со зрителем. На данном этапе важно, что понятие «зритель» неактуально – важнее сказать, что все являются «участниками» [27, 28]. Модератор «греет» аудиторию благодаря различным методам психофизического взаимодействия, настраивая ее на активное взаимодействие в процессе.
- Основной показ. Основной показ включает в себя сценическую презентацию отобранных и срепетированных сюжетов, написанных студентами на актуальные темы [29]. На показе должны присутствовать зрители – те, кому созвучна данная проблематика и кто будет участвовать в дискуссии. Показ происходит от развития сюжета и до его кульминации (наивысшей точки напряжения), а далее модератор предлагает сделать паузу и задает вопросы зрителям о перспективах ее разрешения. Все участники занимают свою социальную роль и должны ей соответствовать до конца основного показа осмысленно и перспективно [30].
- Дискуссия со зрителями. Процесс сиюминутного обсуждения актуальной проблематики в условиях публичной презентации является целью данной технологии, поскольку именно на данном этапе происходит полное погружение в предлагаемые профессиональные обстоятельства для всех субъектов учебного события. Именно зрители в ходе совместного обсуждения ищут решения проблемной ситуации, а также имеют возможность проверить правильность решений, заменив собой кого-то из субъектов – участников публичного показа (угнетенного или наблюдателя).
- Проверка решений. После обсуждения зрителям показаны три варианта разрешения проблемной ситуации: абсолютно негативный, в котором потребности всех участников проблемной ситуации остаются неудовлетворенными, что влечет за собой еще более серьезное обострение проблемы; абсолютно положительный, который показывает нелогичное саморазрешение проблемы, что вызывает у зрителя скорее разочарование, поскольку разрешение ситуации остается неоправданным; компромисс, при котором стороны пытаются прийти к взаимному удовлетворению личных потребностей.
- Рефлексия. Заключительная рефлексия проводится модератором, который актуализирует все коллективные решения по заявленной проблемной ситуации, одобренные большинством субъектов группы зрителей. Таким образом, участники подобного показа получают расширенные представления о поведенческих моделях по исходной проблеме, основываясь на осмыслении и анализе публичного воплощения этих решений.
После прохождения студентами всех этапов технологии реализации форум-театра на учебных занятиях была проведена повторная диагностика. Результаты повторной диагностики по методике анализа коммуникативной компетенции студентов «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина представлены в табл. 5.
Таблица 5. Уровневые показатели результатов методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина
Факультет | Уровневые показатели, % | ||||
Очень высокий | Высокий | Средний | Ниже среднего | Низкий | |
ФФКиС | 3 | 13 | 68 | 13 | 3 |
ФГН | 18 | 12 | 60 | 22 | 3 |
Анализируя результаты, можно отметить значимое увеличение уровня коммуникативных и организаторских способностей в обеих группах студентов. Следует отметить переход из уровня в уровень, особенно в группе студентов факультета физической культуры, где появились студенты, демонстрирующие очень высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей, чего при первичной диагностике не наблюдалось.
Также следует отметить повышение уровня межкультурного взаимодействия после повторной диагностики методикой «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя» (С.В. Кузнецова), как это представлено в табл. 6.
Таблица 6. Уровневые показатели диагностики «Уровень художественно-эстетической культуры учителя»
Факультет | Уровневые показатели, % | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
ФФК | 12 | 49 | 39 |
ФГН | 15 | 56 | 29 |
Повторная диагностика показала, что студенты 2-го курса все же имеют значительные трудности в определении моделей поведения в области межкультурного взаимодействия, однако следует отметить положительную динамику в формировании указанной компетенции.
Результаты «Тест-опросника интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина при повторной диагностике выявили значимое повышение уровня критического анализа проблемных задач, а также смену стратегии решения иных, даже не решенных верно задач. Полученные результаты представлены в табл. 7.
Таблица 7. Количественные результаты «Тест-опросника интеллектуальных задач (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина
Факультет | Количественные показатели, % | ||
Более 15 задач | 10–15 задач | Менее 10 задач | |
ФФКиС | 15 | 55 | 30 |
ФГН | 18 | 66 | 16 |
Качественная оценка результатов показала, что решение задач с применением умений распознавать и критически оценивать «скрытые» (завуалированные) цели и намерения, содержащиеся в моделях поведения разных целевых аудиторий, считывались студентами более точно, особенно после проработки социальных ролей в ходе застольного периода и подготовки к показу.
Социальное взаимодействие в соответствии со своей ролью в коллективе студенты измеряли с помощью методики «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин. Результаты представлены в табл. 8.
Таблица 8. Распределение социальных ролей в группах студентов в соответствии с методикой М. Бэлбин
Факультет | Наименование социальных ролей (%) | ||||||||
Мыслитель | Исполнитель | Доводчик | Оценщик | Исследователь ресурсов | Мотиватор | Коллективист | Координатор | Специалист | |
ФФКиС | 3 | 30 | 6 | 15 | 4 | 12 | 3 | 18 | 12 |
ФГН | 24 | 6 | 12 | 12 | 12 | 12 | 12 | 10 | 12 |
Методика «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин показала следующее:
- В коллективе студентов факультета физической культуры начали проявляться личностные качества, характерные для «мыслителя» и «координатора», однако их акцентуация находится еще не в приоритетной позиции.
- Результаты студентов гуманитарных наук также продемонстрировали усиление позиций «мыслителей», однако показатели «сильного» координатора в значительной доле выросли у модератора.
Результаты повторной диагностики по разным компетенциям показывают значительное повышение комплексного уровня профессиональных компетенций, что свидетельствует о наличии значимого потенциала применения технологии форум-театра в условиях высшего образования. Развитие профессиональных компетенций на каждом этапе технологии форум-театра не одинаково, поскольку каждый этап ориентирован на развитие одной из ключевых компетенций профессиональной деятельности будущего педагога.
Обсуждение и заключение
Следует отметить следующие результаты реализации технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов:
- Повышение коммуникативных навыков (на всех этапах).
- Осознание субъектами образовательной деятельности аксиологической значимости межкультурного разнообразия поведенческих моделей разных субъектов образовательного процесса (на этапах застольного периода и репетиционного процесса).
- Расширение личностно-деятельностных представлений о собственной социальной роли в коллективном взаимодействии (на этапе дискуссии и рефлексии).
- Повышение способности студентов к применению критического мышления и системного подхода в решении проблемно-творческих профессиональных задач (на всех этапах).
В заключение следует отметить, что реализация технологии форум-театра изучена не в полней мере и необходимы дополнительные исследования ее внедрения в образовательный процесс студентов разных профилей подготовки. Однако можно рекомендовать применение данной технологии в условиях высшего образования, поскольку доказательная база, полученная в ходе эксперимента, демонстрирует позитивную динамику в развитии коммуникативных компетенций субъектов, навыков межкультурного взаимодействия, личностно-деятельностных профессиональных особенностей, а также повышение уровня критического мышления, что составляет фундаментальную компетентностную основу будущих педагогов.
Об авторах
Светлана Валерьевна Кузнецова
Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина
Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlana.kyz88@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8981-4961
SPIN-код: 9191-6347
Scopus Author ID: 57119183000
ResearcherId: AAE-6999-2022
кандидат педагогических наук, доцент РАО, старший преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика»
Россия, 603000, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1Список литературы
- Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38755 (дата обращения: 12.02.2023).
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 12.02.2023).
- Boal A. La estética del oprimido: reflexiones errantes sobre el pensamiento desde el punto de vista estético y no científico. Ciudad Autónoma de Buenos Aires: Interzona Editora, 2016. 304 p.
- Theatre of the oppressed. Pluto press, 2018.
- Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 2 (35).
- Гришина А.В., Косцова М.В. Форум-театр как технология формирования профессиональной компетенции у студентов-психологов // I Межведомственная научно-практическая конференция «Психологическое обеспечение деятельности силовых структур». – 2017. – С. 151–160.
- Дрыгина С.Г. Форум-театр, или как изменить жизнь к лучшему // Мастер-класс. – 2021. – № 6. – С. 36–43.
- Звягина Е.А. Применение театральных технологий в организации продуктивной учебной деятельности студентов языковых факультетов // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Друзяка. – Благовещенск, 2021. – С. 618–621.
- Матюшкова С.Д. Форум-театр как инновационная интерактивная форма работы со студентами // Социально-антропологические проблемы современного образования: Материалы Международной научно-методической конференции, посвященной памяти профессора Л.М. Лузиной. – 2020. – С. 97–101.
- Сердюкова Е.Ф. Профилактика проявлений гендерного неравенства в молодежной среде при помощи технологии «форум-театр» // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2014. – № 2. – С. 198–201.
- Волкова М.Э. Форум-театр как интерактивная технология в современном образовательном пространстве // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 100–106.
- Дунаева Н.И., Баранова Ю.М. Роль центра социально-психологического сопровождения студентов в процессе адаптации к обучению в вузе // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. – Рязань, 2020. – С. 733–740.
- Чистякова Е.А. «Форум-театр» как групповая форма работы // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 3 (42). – С. 67–69.
- Стаина О.А., Петрова Е.М. Возможности современных форм театрального искусства как эффективных методов обучения и воспитания // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 1 (25). – С. 107–113.
- Дерксен К.С. «Форум театр» – как способ организации добровольческой профилактической работы // Молодежь – Барнаулу: Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. Глав. ред. Ю.В. Анохин. – 2019. – С. 649–650.
- Шатюк Т.Г., Старик Е.П. Форум-театр как один из методов реализации проектов по адаптации студентов // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении. – 2018. – С. 236–238.
- Пелих И.Д. Форум-театр – технология эмансипации подростка от аддикций // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. – 2016. – № 2. – С. 244–249.
- Пожарская Э.А., Стахеева Е.А. Форум-театр – одна из методик решения конфликтов в школе // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 190–191.
- Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Педагогический потенциал использования портальной технологии в организации семейного досуга // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 15. – № 2. – С. 29–39.
- Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2004. – 20 с.
- Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University graduates' soft skills: the employers’ opinion. European journal of contemporary education. 2018. Vol. 7(4). Pp. 690–698.
- Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934. Pp. 135–144, 164–178, 192–200.
- Кузнецова С.В. Развитие художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2021.
- Свиягина А.И. Повышение мотивации к профессии у студентов – будущих психологов средствами форум-театра // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. – 2017. – С. 394–396.
- Ganguly S. Forum Theatre and Democracy in India. London, Routledge, 2019.
- Велемеева К.С., Гусева К.А. Потенциал методик документального театра и форум-театра при реализации коллективного творческого воспитания на уроках английского языка // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Материалы VIII международной научной конференции. – 2018. – С. 159–163.
- Szeman I. Lessons for theatre of the oppressed from a romanian orphanage. New Theatre Quarterly. 2017. Vol. 21. No. 4. Pp. 340–357.
- The Future of Education and Skills: Education 2030. https://www.oecd.org/education/2030/E2030 (accessed June 06, 2021).
- Heritage P. The courage to be happy: Аugusto Boal, legislative theatre, and the 7th international festival. TDR: The Drama Review. 2018. Vol. 38. No. 3. Рр. 25–34.
- Faganel A., Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education. https://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/961-6486-71-3/245-252.pdf (accessed June 06, 2021).