Реализация технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Представлен анализ значимых тенденций развития профессиональных компетенций будущих педагогов в соответствии с актуальными нормативными документами (Профессиональный стандарт «Педагог», ФГОС ВО 3++). Автором рассмотрен потенциал технологии развивающего обучения, в частности технологии форум-театра, определена ее суть, цель и задачи, а также представлены результаты исследования ее реализации в ходе эксперимента, экспериментальную базу которого составили студенты 2-го курса бакалавриата по направлению подготовки «Педагогическое образование». В статье представлены количественные и качественные результаты развития профессиональных компетенций будущих педагогов, а также методические рекомендации по реализации технологии форум-театра в условиях высшего педагогического образования. В соответствии с актуальными документами, регламентирующими содержание образовательного процесса, автором выбраны наиболее значимые профессиональные компетенции, без которых эффективная реализация профессиональной деятельности педагога не представляется возможной. Автором описана технологическая и содержательная основа технологии форум-театра, выявлены цель и этапы ее реализации, выявлены профессиональные компетенции будущих педагогов, на развитие которых эта технология направлена. Определена специфика реализации данной технологии с учетом сценического воплощения разработанного материала. Выявлены образовательные результаты будущих педагогов с учетом ФГОС ВО посредством погружения студентов в предлагаемые обстоятельства профессиональной деятельности.

Полный текст

Введение

Современные условия развития образования в России определяются необходимостью повышения уровня профессиональной компетенции будущих педагогов. Отход от традиционной системы обучения в сторону реализации технологий развивающего обучения требует от педагога наличия все более высокого уровня развития всех значимых ресурсов его личности, в особенности профессиональных компетенций, поскольку сущностный характер педагогической профессии – взаимодействие с обучающимися на разных уровнях обучения и воспитания [1].

Если мы обратимся к профессиональному стандарту «Педагог», то увидим группу компетенций, развитие которых имеет особую значимость при подготовке профессиональных педагогических кадров.

Будущий учитель должен владеть разными формами и методами общения, выходящими за рамки уроков; уметь планировать и проводить уроки в соответствии с воспитательными задачами нового времени, анализировать их эффективность; уметь находить ценностный аспект своего обучения; уметь создавать условия для благоприятного взаимодействия семьи и школы [2].

Эффективная реализация указанных профессиональных компетенций возможна при условии владения педагогом различными технологиями развивающего обучения, методиками ведения дискуссии, а также способами профилактики конфликтных ситуаций и решения уже существующих.

Технология форум-театра относится к технологиям развивающего обучения, поскольку погружение участников образовательного процесса в предлагаемые профессиональные обстоятельства акцентуируют у субъектов комплексную работу всех психофизических процессов организма: эмоционального интеллекта, эмпатии, критического и образного мышления, коммуникативных навыков, а также саморегуляции. Данная технология, разработанная А. Боалем, широко применялась им в форме сценической визуализации проблемных ситуаций, при этом участники форума могли принимать активное участие как в постановке, так и в дискуссии [3, 4].

Таким образом, можно сказать, что следует рассмотреть технологию форум-театра как технологию решения проблемно-творческих задач и показать особенности ее реализации в процессе развития профессиональных компетенций будущих педагогов [5, 6] .

Цель статьи – показать особенности развития профессиональных компетенций будущих педагогов в процессе реализации технологии форум-театра.

Задачи:

  1. Уточнить понятийный аппарат технологии «форум-театр» (определение, цели, задачи).
  2. Провести диагностику значимых профессиональных компетенций будущих педагогов.
  3. Выделить этапы реализации технологии форум-театра.
  4. Определить результаты внедрения указанной технологии и их роль в развитии значимых профессиональных компетенций будущих педагогов.

Решение поставленных задач и определяет содержание исследования.

Обзор литературы

Технология форум-театра рассматривается исследователями как одна из наиболее перспективных в развитии и формировании профессиональных компетенций в условиях высшего образования. Современные исследователи однозначно отмечают эффективность данной технологии в отношении развития и усвоения практико-ориентированных навыков и умений, что имеет в своей основе систему ценностей субъекта (Е.Ф. Сердюкова, С.Д. Матюшкова, Е.А. Звягина, С.Г. Дрыгина) [7, 8, 9, 10]. В дополнение к этому значимое количество экспертов отмечает высокий процент усваивания материала посредством группового обсуждения проблемных задач, а также поиска совместного решения (М.Э. Волкова, Н.И. Дунаева, Ю.М. Баранова) [11, 12].

Помимо высокого усвоения знаний к значимым результатам реализации технологии форум-театра, отмеченным ведущими учеными, относится значимое повышение у студентов коммуникативной компетенции: уровня эмпатии, коммуникативных способностей, умения высказать свою точку зрения, аргументировать ее, а также умения работать с разными целевыми аудиториями (А.В. Гришина, М.В. Косцова) [6].

Также научным обществом был отмечен высокий потенциал применения технологии при социальной и профессиональной адаптации субъектов в коллективах (Е.А. Чистякова, О.А. Стаина, Е.М. Петрова, К.Г. Дрексен) [13, 14, 15]. Так, например, Е.Ф. Сердюкова отмечает положительную динамику в преодолении студентами социальных стереотипов [10]. Т.Г. Шатюк, Е.П. Старик определили в качестве результатов применения технологии формирование умений преодоления кризисных ситуаций в социализации студентов [16]. И.Д. Пелих практикует реализацию технологии в процессе профилактики аддиктивного поведения у подростков и студентов и видит задачу технологии в создании условий для эффективного диалога [17].

Особую значимость имеет приобретение субъектами способности к решению задач межличностного и культурного взаимодействия, что отмечается исследователями с существенной периодичностью (Э.А. Пожарская, Е.А. Стахеева, Л.К. Ничипоренко, Р.И. Яфизова) [18, 19].

Таким образом, анализируя работы современных исследователей по проблематике технологии форум-театра, следует отметить, что для обучения педагогов данная технология разработана недостаточно. Однако можно утверждать, что поскольку технология направлена на развитие коммуникативных компетенций субъектов, навыков межкультурного взаимодействия, личностно-деятельностных профессиональных особенностей, а также повышение уровня критического мышления, то, следовательно, следует рекомендовать применение данной технологии для развития профессиональных компетенций будущих педагогов [20, 21, 22].

Цель технологии – создание условий для развития профессиональных компетенций будущих педагогов с помощью погружения субъектов образовательного процесса в различные предлагаемые профессиональные обстоятельства с целью анализа комплекса профессиональных условий с последующим принятием решений и их реализацией [23].

Основная задача, которую решает данная технология, – способствовать совершенствованию системы профессиональных ценностей будущих педагогов, определяющих индивидуализированный выбор эффективной педагогической техники (методики) для решения проблемных задач, способствующих развитию образного мышления, позволяющих повысить мотивацию педагога к самореализации в профессиональной сфере.

Материалы и методы

Для апробации эффективности применения технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов было проведено исследование, экспериментальную базу которого составили студенты бакалавриата Нижегородского государственного педагогического университета им. К. Минина разных направлений подготовки: «Физическая культура и безопасность жизнедеятельности» (30 человек) и «Русский язык и литература» (63 человека).

Методологическую основу исследования составили следующие методологические подходы:

– аксиологический, поскольку профессиональные компетенции имеют в основе ценностную основу, заложенную в профессиональном мировоззрении. Данный подход позволяет развивать ценностное отношение субъектов к собственной профессии, что, в свою очередь, определяет гуманистический характер технологий и методов, отобранных для решения профессиональных задач;

– личностно-деятельностный ввиду того, что личность всегда реализуется и развивается в деятельности. Погружение в предлагаемые профессиональные обстоятельства позволяет усвоить необходимые умения в условиях сценической деятельности;

– системный, так как применение критического мышления в ходе анализа условий профессиональной деятельности подразумевает применение системного анализа всех ее элементов.

Объект – процесс реализации технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов.

Предмет – технология форум-театра в условиях высшего образования.

В ходе исследования авторами были отобраны ведущие профессиональные компетенции с ориентацией на профессиональный стандарт «Педагог» и ФГОС ВО, необходимые для успешного профессионального становления будущего педагога:

– коммуникативная компетенция;

– осознание межкультурного разнообразия и взаимодействия;

– соответствие социальной роли субъекта работе в команде;

– критическое мышление и системный подход.

Для диагностики коммуникативной компетенции студентам 2-го курса двух групп (факультета физической культуры и спорта (ФФКиС), факультета гуманитарных наук (ФГН)) было предложено пройти обследование по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина (КОС). Результаты представлены в табл. 1.

 

Таблица 1. Уровневые показатели результатов обследования по методике «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина

Факультет

Уровневые показатели, %

Очень высокий

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

ФФКиС

3

53

33

11

ФГН

6

10

50

28

6

 

Полученные в условиях входной диагностики результаты показывают, что значимое количество студентов демонстрируют средний и ниже среднего уровень коммуникативных и организаторских способностей, что свидетельствует о том, что реализация данных видов деятельности в ходе профессиональной практики для будущих педагогов является затруднительной.

Осведомленность в межкультурном разнообразии субъектов диагностировали с помощью авторского опросника «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя» (С.В. Кузнецова), включающего вопросы по каждому виду искусства и культурным традициям разных групп населения. Результаты представлены в табл. 2.

 

Таблица 2. Уровневые показатели диагностики «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя»

Факультет

Уровневые показатели, %

Высокий

Средний

Низкий

ФФК

7

43

50

ФГН

12

50

38

 

Диагностика показала, что студенты 2-го кура имеют относительно бессистемные знания в области межкультурного взаимодействия. Зачастую неверные ответы обуславливались невозможностью соотнести образ из жизни с теоретическими представлениями студентов в связи с ограниченностью жизненного опыта.

Способности применения критического мышления и системного подхода определяли на основании «Тест-опросника интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина, включающего 17 интеллектуальных задач. Полученные результаты представлены в табл. 3.

 

Таблица 3. Количественные результаты «Тест-опросника интеллектуальных задач (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина

Факультет

Количественные показатели, %

Более 15 задач

10–15 задач

Менее 10 задач

ФФКиС

3

40

57

ФГН

12

50

38

 

Качественная оценка результатов показала, что наибольшую трудность студенты испытывают в решении задач с применением умений распознавать и критически оценивать «скрытые» (завуалированные) цели и намерения, содержащиеся в сообщениях, умений выявлять несоответствие или противоречие, а также переводить анализ в рефлексивную позицию.

Социальное взаимодействие в соответствии со своей ролью в коллективе студенты измеряли с помощью методики «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин. Результаты представлены в табл. 4.

 

Таблица 4. Распределение социальных ролей в группах студентов в соответствии с методикой М. Бэлбин

Факультет

Социальные роли, %

Мыслитель

Исполнитель

Доводчик

Оценщик

Исследователь

ресурсов

Мотиватор

Коллективист

Координатор

Специалист

ФФКиС

36

6

3

4

24

3

12

12

ФГН

24

6

22

6

6

12

12

12

 

Рассмотрим результаты:

  1. Результаты студентов факультета физической культуры: присутствие в коллективе не всех социальных ролей, отсутствие «сильного» мыслителя при наличии «сильного» координатора, неравномерное распределение личностно значимых качеств внутри социальных ролей. Преимущественные роли: исполнитель и душа компании.
  2. Результаты студентов гуманитарных наук: также присутствие в коллективе не всех социальных ролей, наличие нескольких «сильных» мыслителей, но отсутствие «сильного» координатора; отсутствие людей, способных распознать дисбаланс социальных ролей в коллективе.

Результаты входной диагностики по данной компетенции становятся очень важными, поскольку дисбаланс социальных ролей определяет применение в профессиональной деятельности субъектов ограниченного количества образовательных технологий.

Результаты исследования

После анализа результатов сформированности у студентов 2-го курса профессиональных компетенций им было предложено поучаствовать в подготовке к учебному событию «Форум-театр» (дискуссия).

Разные этапы сценической реализации технологии форум-театра определяют развитие разных компетенций.

  1. Застольный период (работа с драматургией). Наиболее проблемным аспектом подготовки к учебному событию в таком формате является поиск содержательной части. Острая нехватка адаптированных под современную проблематику драматических отрывков определяет самостоятельную разработку студентами репертуара учебного события. Разработка студентами сценарной основы для сценического воплощения и дальнейшего обсуждения позволяет применить к обработке в сознании вариантов проблемных ситуаций как системный, так и критический анализ, включая чувство юмора [24, 25, 26]. Студенты разрабатывают сценарии самостоятельно, а отбор к показу происходит путем голосования – так можно определить актуальные для группы проблемные задачи.
  2. Репетиционный процесс и подготовка к показу. В ходе репетиционного процесса сценическая команда работает вместе с модератором дискуссии. Определяются цели, задачи, противоречия и потребности каждого участника ситуации для дальнейшего присвоения этих мотивов участниками и их оправдания (актерская задача определяет отбор средств выразительности). Происходит действенный анализ проблемных ситуаций, посредством чего у участника формируются разные способы пристроек и форм взаимодействия, включая гротесковые. Одно из самых важных условий успешного показа – формирование доверия в коллективе, поскольку на сцене имеет большое значение взаимодействие с партнером, а во время подготовки к показу необходима слаженная организаторская работа модератора, а также и самоорганизация всего коллектива.
  3. Работа модератора с аудиторией до основного показа срепетированных ситуаций. Модератор – это крайне ответственная социальная роль: в одних ситуациях необходимо отдавать эту роль на сопротивление психофизических данных субъекта, а в иных – в соответствии с типажом. Задача модератора состоит в регулировании условий для эффективного диалога со зрителем. На данном этапе важно, что понятие «зритель» неактуально – важнее сказать, что все являются «участниками» [27, 28]. Модератор «греет» аудиторию благодаря различным методам психофизического взаимодействия, настраивая ее на активное взаимодействие в процессе.
  4. Основной показ. Основной показ включает в себя сценическую презентацию отобранных и срепетированных сюжетов, написанных студентами на актуальные темы [29]. На показе должны присутствовать зрители – те, кому созвучна данная проблематика и кто будет участвовать в дискуссии. Показ происходит от развития сюжета и до его кульминации (наивысшей точки напряжения), а далее модератор предлагает сделать паузу и задает вопросы зрителям о перспективах ее разрешения. Все участники занимают свою социальную роль и должны ей соответствовать до конца основного показа осмысленно и перспективно [30].
  5. Дискуссия со зрителями. Процесс сиюминутного обсуждения актуальной проблематики в условиях публичной презентации является целью данной технологии, поскольку именно на данном этапе происходит полное погружение в предлагаемые профессиональные обстоятельства для всех субъектов учебного события. Именно зрители в ходе совместного обсуждения ищут решения проблемной ситуации, а также имеют возможность проверить правильность решений, заменив собой кого-то из субъектов – участников публичного показа (угнетенного или наблюдателя).
  6. Проверка решений. После обсуждения зрителям показаны три варианта разрешения проблемной ситуации: абсолютно негативный, в котором потребности всех участников проблемной ситуации остаются неудовлетворенными, что влечет за собой еще более серьезное обострение проблемы; абсолютно положительный, который показывает нелогичное саморазрешение проблемы, что вызывает у зрителя скорее разочарование, поскольку разрешение ситуации остается неоправданным; компромисс, при котором стороны пытаются прийти к взаимному удовлетворению личных потребностей.
  7. Рефлексия. Заключительная рефлексия проводится модератором, который актуализирует все коллективные решения по заявленной проблемной ситуации, одобренные большинством субъектов группы зрителей. Таким образом, участники подобного показа получают расширенные представления о поведенческих моделях по исходной проблеме, основываясь на осмыслении и анализе публичного воплощения этих решений.

После прохождения студентами всех этапов технологии реализации форум-театра на учебных занятиях была проведена повторная диагностика. Результаты повторной диагностики по методике анализа коммуникативной компетенции студентов «Коммуникативные и организаторские склонности» (КОС) В.В. Синявского, В.А. Федорошина представлены в табл. 5.

 

Таблица 5. Уровневые показатели результатов методики «Коммуникативные и организаторские склонности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина

Факультет

Уровневые показатели, %

Очень высокий

Высокий

Средний

Ниже среднего

Низкий

ФФКиС

3

13

68

13

3

ФГН

18

12

60

22

3

 

Анализируя результаты, можно отметить значимое увеличение уровня коммуникативных и организаторских способностей в обеих группах студентов. Следует отметить переход из уровня в уровень, особенно в группе студентов факультета физической культуры, где появились студенты, демонстрирующие очень высокий уровень организаторских и коммуникативных способностей, чего при первичной диагностике не наблюдалось.

Также следует отметить повышение уровня межкультурного взаимодействия после повторной диагностики методикой «Уровень развития художественно-эстетической культуры учителя» (С.В. Кузнецова), как это представлено в табл. 6.

 

Таблица 6. Уровневые показатели диагностики «Уровень художественно-эстетической культуры учителя»

Факультет

Уровневые показатели, %

Высокий

Средний

Низкий

ФФК

12

49

39

ФГН

15

56

29

 

Повторная диагностика показала, что студенты 2-го курса все же имеют значительные трудности в определении моделей поведения в области межкультурного взаимодействия, однако следует отметить положительную динамику в формировании указанной компетенции.

Результаты «Тест-опросника интеллектуальных умений (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина при повторной диагностике выявили значимое повышение уровня критического анализа проблемных задач, а также смену стратегии решения иных, даже не решенных верно задач. Полученные результаты представлены в табл. 7.

 

Таблица 7. Количественные результаты «Тест-опросника интеллектуальных задач (для старших школьников и студентов)» Ю.Ф. Гущина

Факультет

Количественные показатели, %

Более 15 задач

10–15 задач

Менее 10 задач

ФФКиС

15

55

30

ФГН

18

66

16

 

Качественная оценка результатов показала, что решение задач с применением умений распознавать и критически оценивать «скрытые» (завуалированные) цели и намерения, содержащиеся в моделях поведения разных целевых аудиторий, считывались студентами более точно, особенно после проработки социальных ролей в ходе застольного периода и подготовки к показу.

Социальное взаимодействие в соответствии со своей ролью в коллективе студенты измеряли с помощью методики «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин. Результаты представлены в табл. 8.

 

Таблица 8. Распределение социальных ролей в группах студентов в соответствии с методикой М. Бэлбин

Факультет

Наименование социальных ролей (%)

Мыслитель

Исполнитель

Доводчик

Оценщик

Исследователь

ресурсов

Мотиватор

Коллективист

Координатор

Специалист

ФФКиС

3

30

6

15

4

12

3

18

12

ФГН

24

6

12

12

12

12

12

10

12

 

Методика «Психологическая диагностика социальных ролей в педагогическом коллективе» М. Белбин показала следующее:

  1. В коллективе студентов факультета физической культуры начали проявляться личностные качества, характерные для «мыслителя» и «координатора», однако их акцентуация находится еще не в приоритетной позиции.
  2. Результаты студентов гуманитарных наук также продемонстрировали усиление позиций «мыслителей», однако показатели «сильного» координатора в значительной доле выросли у модератора.

Результаты повторной диагностики по разным компетенциям показывают значительное повышение комплексного уровня профессиональных компетенций, что свидетельствует о наличии значимого потенциала применения технологии форум-театра в условиях высшего образования. Развитие профессиональных компетенций на каждом этапе технологии форум-театра не одинаково, поскольку каждый этап ориентирован на развитие одной из ключевых компетенций профессиональной деятельности будущего педагога.

Обсуждение и заключение

Следует отметить следующие результаты реализации технологии форум-театра в развитии профессиональных компетенций будущих педагогов:

  1. Повышение коммуникативных навыков (на всех этапах).
  2. Осознание субъектами образовательной деятельности аксиологической значимости межкультурного разнообразия поведенческих моделей разных субъектов образовательного процесса (на этапах застольного периода и репетиционного процесса).
  3. Расширение личностно-деятельностных представлений о собственной социальной роли в коллективном взаимодействии (на этапе дискуссии и рефлексии).
  4. Повышение способности студентов к применению критического мышления и системного подхода в решении проблемно-творческих профессиональных задач (на всех этапах).

В заключение следует отметить, что реализация технологии форум-театра изучена не в полней мере и необходимы дополнительные исследования ее внедрения в образовательный процесс студентов разных профилей подготовки. Однако можно рекомендовать применение данной технологии в условиях высшего образования, поскольку доказательная база, полученная в ходе эксперимента, демонстрирует позитивную динамику в развитии коммуникативных компетенций субъектов, навыков межкультурного взаимодействия, личностно-деятельностных профессиональных особенностей, а также повышение уровня критического мышления, что составляет фундаментальную компетентностную основу будущих педагогов.

×

Об авторах

Светлана Валерьевна Кузнецова

Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина

Автор, ответственный за переписку.
Email: svetlana.kyz88@mail.ru
ORCID iD: 0000-0002-8981-4961
SPIN-код: 9191-6347
Scopus Author ID: 57119183000
ResearcherId: AAE-6999-2022

кандидат педагогических наук, доцент РАО, старший преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика»

Россия, 603000, Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Список литературы

  1. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 122 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://minjust.consultant.ru/documents/38755 (дата обращения: 12.02.2023).
  2. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"» (зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 № 30550) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_155553/fcd5ad2f7bcae420af7b0e706a20935cafd7f5ec/ (дата обращения: 12.02.2023).
  3. Boal A. La estética del oprimido: reflexiones errantes sobre el pensamiento desde el punto de vista estético y no científico. Ciudad Autónoma de Buenos Aires: Interzona Editora, 2016. 304 p.
  4. Theatre of the oppressed. Pluto press, 2018.
  5. Фролова С.В. Профессиональное воспитание будущего учителя: дискуссия о концептуальных положениях // Вестник Мининского университета. – 2021. – Т. 9, № 2 (35).
  6. Гришина А.В., Косцова М.В. Форум-театр как технология формирования профессиональной компетенции у студентов-психологов // I Межведомственная научно-практическая конференция «Психологическое обеспечение деятельности силовых структур». – 2017. – С. 151–160.
  7. Дрыгина С.Г. Форум-театр, или как изменить жизнь к лучшему // Мастер-класс. – 2021. – № 6. – С. 36–43.
  8. Звягина Е.А. Применение театральных технологий в организации продуктивной учебной деятельности студентов языковых факультетов // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: Материалы XI международной научно-практической конференции. Отв. ред. А.В. Друзяка. – Благовещенск, 2021. – С. 618–621.
  9. Матюшкова С.Д. Форум-театр как инновационная интерактивная форма работы со студентами // Социально-антропологические проблемы современного образования: Материалы Международной научно-методической конференции, посвященной памяти профессора Л.М. Лузиной. – 2020. – С. 97–101.
  10. Сердюкова Е.Ф. Профилактика проявлений гендерного неравенства в молодежной среде при помощи технологии «форум-театр» // Вестник Чеченского государственного университета им. А.А. Кадырова. – 2014. – № 2. – С. 198–201.
  11. Волкова М.Э. Форум-театр как интерактивная технология в современном образовательном пространстве // Приоритетные направления психолого-педагогической деятельности в современной образовательной среде: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 100–106.
  12. Дунаева Н.И., Баранова Ю.М. Роль центра социально-психологического сопровождения студентов в процессе адаптации к обучению в вузе // Психология XXI века: вызовы, поиски, векторы развития: Сборник материалов Всероссийского симпозиума психологов с международным участием. – Рязань, 2020. – С. 733–740.
  13. Чистякова Е.А. «Форум-театр» как групповая форма работы // Психология, социология и педагогика. – 2015. – № 3 (42). – С. 67–69.
  14. Стаина О.А., Петрова Е.М. Возможности современных форм театрального искусства как эффективных методов обучения и воспитания // Инновационное развитие профессионального образования. – 2020. – № 1 (25). – С. 107–113.
  15. Дерксен К.С. «Форум театр» – как способ организации добровольческой профилактической работы // Молодежь – Барнаулу: Материалы XX городской научно-практической конференции молодых ученых. Глав. ред. Ю.В. Анохин. – 2019. – С. 649–650.
  16. Шатюк Т.Г., Старик Е.П. Форум-театр как один из методов реализации проектов по адаптации студентов // Информационные и педагогические технологии в современном образовательном учреждении. – 2018. – С. 236–238.
  17. Пелих И.Д. Форум-театр – технология эмансипации подростка от аддикций // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. – 2016. – № 2. – С. 244–249.
  18. Пожарская Э.А., Стахеева Е.А. Форум-театр – одна из методик решения конфликтов в школе // Психологическое здоровье личности: теория и практика: Сборник научных трудов по материалам III Всероссийской научно-практической конференции. – 2016. – С. 190–191.
  19. Ничипоренко Л.К., Яфизова Р.И. Педагогический потенциал использования портальной технологии в организации семейного досуга // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2020. – Т. 15. – № 2. – С. 29–39.
  20. Головко Е.А. Технология формирования коммуникативной компетентности молодых специалистов вуза на этапе адаптации к педагогической деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – Ставрополь, 2004. – 20 с.
  21. Gruzdev M., Kasakova E., Kuznetsova I., Tarkhanova I. University graduates' soft skills: the employers’ opinion. European journal of contemporary education. 2018. Vol. 7(4). Pp. 690–698.
  22. Mead G.H. Mind, self and society. Chicago, 1934. Pp. 135–144, 164–178, 192–200.
  23. Кузнецова С.В. Развитие художественно-эстетической культуры учителя средствами театральной педагогики: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. – М., 2021.
  24. Свиягина А.И. Повышение мотивации к профессии у студентов – будущих психологов средствами форум-театра // Научное творчество молодежи как ресурс развития современного общества: Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых исследователей. Мининский университет. – 2017. – С. 394–396.
  25. Ganguly S. Forum Theatre and Democracy in India. London, Routledge, 2019.
  26. Велемеева К.С., Гусева К.А. Потенциал методик документального театра и форум-театра при реализации коллективного творческого воспитания на уроках английского языка // Образование как фактор развития интеллектуально-нравственного потенциала личности и современного общества: Материалы VIII международной научной конференции. – 2018. – С. 159–163.
  27. Szeman I. Lessons for theatre of the oppressed from a romanian orphanage. New Theatre Quarterly. 2017. Vol. 21. No. 4. Pp. 340–357.
  28. The Future of Education and Skills: Education 2030. https://www.oecd.org/education/2030/E2030 (accessed June 06, 2021).
  29. Heritage P. The courage to be happy: Аugusto Boal, legislative theatre, and the 7th international festival. TDR: The Drama Review. 2018. Vol. 38. No. 3. Рр. 25–34.
  30. Faganel A., Dolinšek S. Quality Management Systems in Higher Education. https://www.fm-kp.si/zalozba/ISBN/961-6486-71-3/245-252.pdf (accessed June 06, 2021).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кузнецова С.В., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах