Том 13, № 3 (2016)

Статьи

Обучение иностранному языку онлайн: преимущества и недостатки

Банарцева А.В., Нечаева А.А.

Аннотация

Применение интернет-технологий, таких как Skype, в процессе обучения иностранному языку позволяет студенту изучать предмет в удобном ему темпе и режиме, помогает учиться самостоятельно решать проблемы и брать на себя ответственность за собственное обучение. Эффективность обучения иностранному языку зависит от степени заинтересованности студентов в его изучении. В статье дается краткий анализ преимуществ и недостатков данного интерактивного метода обучения и дается пример заданий и упражнений, используемых на уроках.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):6-11
pages 6-11 views

Эвристический подход к формированию профессиональных компетенций у студентов химических специальностей на занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Власова И.В.

Аннотация

Рассматривается эвристический подход к развитию и формированию профессиональных компетенций будущих инженеров-химиков средствами иностранного языка с учетом тенденций развития современного социума. Отмечаются несомненные достоинства применения активных методов обучения иностранному языку студентов химических специальностей, реализующие все важнейшие принципы творческого обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):12-24
pages 12-24 views

Психологические особенности восприятия пространства и времени в художественном тексте

Кандрашкина О.О.

Аннотация

Категории пространства и времени рассматриваются с позиций психологии, философии и лингвистики. Выделяются основные свойства и особенности пространственно-временного фона художественного текста. Выявляются сходства и различия реального времени и пространства, с одной стороны, и времени и пространства, моделируемых автором в художественном произведении, с другой.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):25-31
pages 25-31 views

Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку

Козырева М.П.

Аннотация

Рассматриваются средства формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых вузов при обучении иностранному языку. Доказывается эффективность активных методов: диалогических ситуаций, компьютерных презентаций, ролевых и деловых игр для развития коммуникативных способностей студентов. Приводятся примеры использования активных методов на занятиях по иностранному языку со студентами различных неязыковых направлений подготовки.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):32-39
pages 32-39 views

Внутрифирменное обучение персонала как производственно-педагогический процесс

Корчагин Е.А., Сафин Р.С., Туюшева А.И.

Аннотация

Обосновывается внутрифирменное обучение персонала как согласованное взаимодействие учебного и производственного процессов в подготовке востребованных работников. Это взаимодействие строится на единстве трех методологических оснований: аксиологического (приоритет профессиональных и производственных ценностей и целей в профессиональном развитии личности обучающегося), онтологического (интеграция науки, образования и производства), технологического (научная организация труда, организация и осуществление профессиональной деятельности). Данные основания определяют методологические подходы к внутрифирменному обучению персонала. Со стороны производственного процесса такими подходами являются: закон соответствия квалификации рабочей силы характеру и уровню развития техники и технологии производства; закон перемены труда; закон разделения труда; стратегия (концепция) технологического развития производства, направленная на оптимизацию производственного процесса, повышение качества выпускаемой продукции, сокращение издержек ее производства. Со стороны педагогического процесса - системный, деятельностный, андрагогический, личностно-ориентированный, квалификационный, ресурсный подходы.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):40-53
pages 40-53 views

Улучшение качества педагогического теста из курса высшей математики по теме «интегральное исчисление»

Лиманова Л.В.

Аннотация

Одним из способов контроля знаний является тестирование учащихся. Цель данной работы - повышение качества педагогического теста по теме «Интегральное исчисление» курса высшей математики, который применяется для оценки знаний студентов на первом курсе СамГТУ. Для этого исследовалась одна из основных характеристик теста - надежность. Коэффициент надежности вычисляется с помощью трех формул: по вариации тестовых заданий (формула KR-20); с использованием среднего коэффициента корреляции всех заданий между собой; по формуле Спирмена - Брауна. Исследование надежности показало необходимость увеличения числа заданий в соответствии с формулой кратности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):54-60
pages 54-60 views

Методы формирования иноязычной профессионально ориентированной коммуникативной компетенции студентов в техническом вузе (на материале английского языка)

Митрофанова Е.А.

Аннотация

Рассматриваются учебные пособия, созданные на кафедре СамГТУ, предназначенные для подготовки студентов, бакалавров, магистров нефтетехнологического факультета, факультета машиностроения, металлургии и транспорта, а также факультета автоматики и информационных технологий. Цель данных пособий - формирование иноязычной профессионально-ориентированной компетенции обучающихся. Рассматриваются структура пособий, виды лексико-грамматических заданий и приемы обучения чтению и реферированию текстов.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):61-68
pages 61-68 views

Профессионально направленный аспект изучения раздела «линейная алгебра» при подготовке специалистов экономического профиля

Павлова И.Н., Спиридонова Н.В.

Аннотация

Показана необходимость формирования математической компетенции студентов экономических специальностей в соответствии с их квалификацией. Обосновано практическое использование элементов линейной алгебры для решения экономических задач.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):69-78
pages 69-78 views

Повышение языковой компетенции студентов и сотрудников как основное условие интернационализации образования

Палойко Л.В., Сараева Д.А.

Аннотация

Рассматривается проблема интернационализации образования в техническом вузе, разграничиваются понятия интернационализации и глобализации, дается определение понятий внутренней и внешней интернационализации. Одним из основных факторов, препятствующих развитию экспорта образовательных и научно-исследовательских услуг, является недостаточный уровень сформированности иноязычных навыков у студентов и преподавателей технических специальностей. В связи с этим приводится обзор достижений Самарского государственного технического университета по созданию условий для развития иноязычной внутривузовской среды.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):79-85
pages 79-85 views

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции у студентов факультета «пищевые производства» на материале учебника food technology (english for technical students)

Хохлова А.А., Кюрегян А.Л.

Аннотация

Рассматривается проблема формирования иноязычной коммуникативной компетенции у студентов технического вуза. Авторы полагают, что обучение иноязычной коммуникативной деятельности с использованием пособия Food Technology дает студентам навык осмысленного употребления и понимания иноязычных речевых средств с учетом конкретной ситуации общения. Учебник направлен на то, чтобы обеспечить активное овладение студентами большим количеством специально отобранного и организованного материала, который позволяет практически пользоваться английским языком как средством общения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2016;13(3):86-91
pages 86-91 views