Multimedia learning: advantages and disadvantages


Cite item

Full Text

Abstract

Education technologies have done a great deal to help teachers support students. Multimedia learning is the use of technology to support the learning process. Using multimedia in the teaching and learning environment enables students to become critical thinkers, problem solvers, more motivated in their learning processes. English is a content best mastered through students’ discovering and working through their own various curricular initiatives, so students need to take an ownership and responsibility for their own learning.The paper provides a brief overview of the advantages and disadvantages of learning via Skype and gives the example of exercises used. The major educational benefit is in meeting the needs of the students who make decision of learning autonomously.

Full Text

Современные студенты с младых ногтей осваивают цифровые технологии. Они предпочитают обмен текстовыми сообщениями, игры в Интернете и общение в социальной сети чтению книг и походам в театр, не говоря уже о том, что никому из них и в голову не придет писать письма от руки. Это - по- коление, выросшее в безбумажном и беспроводном мире; новое племя людей, которые с детства окружены компьютерами, сотовыми телефонами и прочими гаджетами. В нашем быстро меняющемся мире педагоги тоже вынуждены ис- пользовать новые технологии, которые позволяют сделать уроки интересными для обучающихся и одновременно расширить возможности учителей. За последнее десятилетие обучение онлайн перестало быть смелой идеей и давно уже применяется в различных учебных заведениях. Компьютеры очень полезны во многих аспектах обучения. Они могут значительно облегчить и ускорить многие процессы - например, известно, что во всем мире успешно используется обучение студентов дистанционно с помощью Интер- нета. Компьютерные технологии могут быть полезными и при работе со студентами на занятиях. К средствам мультимедиа можно отнести практически любые средства, способные привнести в обучение и другие виды образова- тельной деятельности информацию разных видов. В настоящее время для обучения иностранному языку широко используются: средства для записи и воспроизведения звука (магнитофоны, CD-проигрыватели); системы и средства телефонной, телеграфной и радиосвязи (телефонные аппараты, факсимильные аппараты, системы радиосвязи); системы и средства телевиде- ния, радиовещания (теле- и радиоприемники, учебное телевидение и радио, DVD-проигрыватели); оптическая и проекционная кино- и фотоаппаратура (фотоаппараты, кинокамеры, кинопроекторы); полиграфическая, копироваль- ная, множительная и другая техника, предназначенная для документирования и размножения информации (принтеры, ксероксы); компьютерные средства, обеспечивающие возможность электронного представления, обработки и хранения информации (компьютеры, сканеры, графопостроители), теле- коммуникационные системы, обеспечивающие передачу информации по ка- налам связи (модемы, сети проводных, спутниковых, оптоволоконных, ра- диорелейных и других видов каналов связи, предназначенных для передачи информации). Но как все же легче и быстрее изучить иностранный язык? Легче ли изу- чать язык онлайн или лично с преподавателем? Существует ряд за и против. В данной статье мы рассмотрим преимущества и недостатки обучения ино- странному языку при помощи мультимедийных технологий. Преимуществом новых технологий является то, что они позволяют сту- денту изучать предмет в удобном ему темпе и режиме. Кроме того, студенты могут выбрать, сколько времени они посвятят изучению данного предмета, составить свой график занятий, выбрать удобный день и даже час, когда ни- что не помешает их занятиям. Таким образом, в идеале студенты берут на се- бя ответственность за свое обучение. Скайп - это инструмент для упрощения процесса обучения, он может сделать это общение более эффективным. Выделим основные преимущества процесса обучения по Скайпу. Обычные уроки иностранного языка, навер- ное, являются не самыми эффективными из-за того, что группа включает в себя слишком много учащихся. Существуют разные учебники, но не хвата- ет самого важного аспекта - индивидуального общения. Сегодня с помощью Интернета в любое время, когда вы хотите, вы можете получить это общение. Тут нет отставания, статичности или переносов. Существует и дополнитель- ное удобство - построить взаимоотношения с одним человеком на длитель- ный период времени. Занятия по Скайпу позволяют избежать монотонных и скучных упражнений. Все начинается с вводного урока. На вводном уроке мы определяем уро- вень владения английским языком и узнаем пожелания будущего студента. Ориентируемся на цели, характер и увлечения обучающегося, чтобы учеба доставляла ему удовольствие и был достигнут максимальный результат. Как проходит типичный урок? На занятии преподаватель и студент включают Skype, гарнитуру и видеокамеру (по желанию), загружают учебники и начи- нают заниматься. Нет необходимости в приобретении литературы. Учебные материалы можно скопировать или загрузить онлайн. Кроме учебников ис- пользуются дополнительные аутентичные материалы из разных источников, подобранные для достижения личных целей учащихся. Преподаватель объяс- няет материал, тренирует студентов с помощью упражнений и закрепляет ма- териал на практике с использованием активных игр, drilling и role-plays. Су- ществует много возможностей разнообразить уроки, сделать так, чтобы заня- тия проходили в увлекательной атмосфере: вы можете поделиться скринами по Скайпу, что спасет от объяснения многих вещей, можете вместе смотреть видео или открывать сайты. Преподаватель мотивирует говорить уже с пер- вого занятия, дает полезные советы и корректирует ошибки в чате. Атмосфе- ра этих занятий дает студенту возможность раскрепоститься и легко выйти из зоны комфорта. Проверить выполнение задания можно письменно (т. е. ученик отправляет вам по электронной почте выполненные упражнения) или устно во время заня- тия по Скайпу. Обычно мы делим процесс контроля пополам. Студент выполня- ет задания письменно, преподаватель проверяет, а на занятии проводит анализ ошибок. По завершении занятия студент всегда получает резюме урока и до- машнее задание. Домашнее задание можно посылать и получать по электронной почте. Для повышения качества мы рекомендуем проводить ежемесячное тести- рование, чтобы проверить, достигнуты ли поставленные цели. Скайп дает нам и другие преимущества: Это очень удобно. Вы можете изучать язык дома или на работе (если у вас достаточно времени). Вам нужно всего несколько вещей: компьютер с интернет-обеспечением, наушники и веб-камера. Это экономит ваши деньги и время. Если вы выбираете такой вид занятий, вы экономите много времени, т. к. не спешите на урок, и это главное преимуще- ство. Уроки в Скайпе можно проводить где угодно - там, где есть Интернет. Изучать такие материалы, как тексты, таблицы, аудио, видео, презента- ции, можно с помощью компьютера. Для этого не надо покупать учебники, их можно скачать и распечатать. С помощью Интернета вы можете слушать аудио и смотреть видео, что не всегда легко устроить на индивидуальном за- нятии или на занятии в аудитории. Вы можете заниматься с преподавателем, находящимся на любом кон- це Земли. Вы не тратите деньги на общественный транспорт и бензин. Гибкое расписание. Вы всегда можете перенести занятие на более удобное время. Тот факт, что внимание преподавателя обращено на одного обучающегося, а не на группу, в разы повышает эффективность процесса обучения. Что касается недостатков, то основной из них - это зависимость от тех- нических средств и интернет-доступности. Что если не работает веб-камера? Многие считают, что веб-камера всегда используется на уроках по Скайпу, но это далеко не так. Практика показывает, что во время работы со студентом преподаватель может и не использовать видеокамеру, таким образом макси- мально мобилизуя его внимание. Это очень эффективно развивает навыки аудирования, намного быстрее, чем во время обычного аудиторного занятия, где аудирование подкрепляется другими типами коммуникации. Трехлетний опыт работы с учениками в системе онлайн показал, что в процессе подго- товки к ЕГЭ обучение аудированию проходит очень успешно. Особенно сле- дует отметить эффективность работы над текстами по аудированию путем выключения видеокамеры. Некоторые считают, что индивидуальные уроки удобнее. Учащиеся могут чувствовать себя не очень комфортно, общаясь посредством технических средств вместо разговора face to face. Но практика говорит об обратном - студент легче преодолевает языковой барьер, сидя в комфортной атмосфере перед компьютером, когда все внимание преподавателя уделяется только ему и можно задать вопросы в любое время. Кроме того, на занятии онлайн сту- дент намного внимательнее выполняет задание, пишет или говорит. Скайп имеет и групповую функциональность, которая позволяет общаться с груп- пой людей одновременно. Некоторые учителя используют эту функциональ- ность. Компания из 2-3 человек добавляет заинтересованности в процесс обу- чения и делает его более увлекательным. Существует мнение, что уроки по Скайпу дороже индивидуальных заня- тий. Это не всегда так. Если вы хотите заниматься с профессионалами и в са- мое удобное для вас время, цена может быть такой же, как за индивидуаль- ный урок. Кому может быть не рекомендовано обучение по Скайпу? Скайп - не лучший обучающий инструмент для детей до 13 лет из-за их психологических и возрастных особенностей. У детей младшего школьно- го возраста не хватает мотивации в изучении иностранного языка, а также способности к длительной концентрации внимания. Если человек уже проводит много времени у компьютера на работе, дополнительное время, проведенное у экрана, отрицательно скажется на его здоровье. Параллельно с самосовершенствованием преподавателю необходимо за- ниматься сохранением своих учеников и развитием собственного бренда. Обычно мы излагаем принципы, методики преподавания, сведения об обра- зовании на своем сайте. Потенциальные ученики знакомятся с этой информа- цией, задают интересующие их вопросы. Это помогает им сделать выбор в нашу пользу. Здесь пригодится креативность и умение идти в ногу со вре- менем. Несомненно, особая ответственность при проведении подобных заня- тий должна ложиться на преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по определенному предмету, но и организатора всего учебного процесса на новом этапе. То есть задача учителя - активизировать познава- тельную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Использование мультимедийных программ вовсе не исключает традицион- ные методы, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: озна- комление, тренировка, применение, контроль. Использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать студентов к дальнейшему самостоятельному изучению ан- глийского языка. Здесь же могут присутствовать игровые компоненты, облег- чающие понимание и усвоение представленного материала. Успех в значительной степени зависит от того, насколько методически грамотно ор- ганизован материал, где можно часть занятий реализовать с помощью муль- тимедиа-курсов, а текущий контроль осуществлять с помощью тестирующей системы. Нужно, однако, отметить, что эффективность языковых программ связана с условиями той среды, в которой они применяются. В одноязычном обществе, например в России, английский язык рассматривают как содержа- ние курса, а не среду для коммуникации. Поэтому вне аудитории практиче- ски невозможно практиковать полученные навыки. С другой стороны, изуче- ние языка требует взаимодействия учеников для получения требуемого ре- зультата. Рассматривая эти местные контекстные условия, надо отметить, что даже при использовании в обучении компьютерных технологий необходимо присутствие учителя, контролирующего и направляющего образовательный процесс. Таким образом, должен быть учтен местный контекст и внесены не- обходимые модификации, которые максимально соответствуют потребно- стям учащихся и поставленным задачам.
×

About the authors

Arina V. Banartseva

Samara State Technical University

Email: agnetha@bk.ru
Senior Lecture of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

Alla A. Nechaeva

Samara State Technical University

Senior Lecture of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardeiskaya str., Samara, 443100

References

  1. Mayer R.E. Multimedia learning. - New York: Cambridge University Press, 2001.
  2. Mayer R.E. and Moreno R. Animation as an Aid to Multimedia Learning // Educational. Psychology Review. - 2002. - 14 (1). - P. 87-99.
  3. Active Learning Practices for Schools (ALPS). - http://learnweb.harvard.edu/alps (accessed August 25, 2016).
  4. Education with New Technologies (ENT). - http://learnweb.harvard.edu/ent/home/index.cfm (accessed September 5, 2016).
  5. Retrieved from http://en.wikipedia.org/wiki/Multimedia_learning (accessed August 30, 2016).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2016 Banartseva A.V., Nechaeva A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies