Psycological aspects of time and space perception in literal text


Cite item

Abstract

He article gives a brief outline of categories of time and space in philosophy, psychology and linguistics. It highlights the main properties of such categories in literal text. It also determines main differences and similarities between “real” time and space and their representation in literature.

Full Text

Пространство и время относятся к наиболее фундаментальным характе- ристикам реальности. Кроме этого, они являются важнейшими мировоззрен- ческими, идейно-содержательными и композиционными характеристиками искусства. Представления людей об объективных свойствах реального вре- мени и пространства характеризуются исторической изменчивостью, их эво- люция происходила параллельно с развитием общественного сознания и усложнением общей картины мира. Интерес психологической науки к проблеме времени объясняется тем, что основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. В современных психологических концепциях отражены философские идеи древности. Так, понимание времени как объективной, ни от чего не за- висящей сущности, как непрерывного, бесконечного, «абсолютного време- ни», каким оно выступало в концепции И. Ньютона, стимулировало психоло- гические исследования на изучение особенностей восприятия хронологического времени [1, c. 75]. Реляционный же подход, предполагающий наличие различных несводимых друг к другу уровней пространственно-временных отношений, позволяет исследовать различные уровни субъективно пережива- емого времени. Психологическое время отличается от объективного, хронологического. Для людей характерны индивидуальные особенности восприятия времени: например, как текущего плавно или скачкообразно, сжатого или растянутого, пустого или насыщенного. На разных этапах онтогенетического развития лю- ди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: молодым свойственна направленность в будущее, в пожилом возрасте более значимо прошлое, имеет место ретроспективная направленность мотивов [2, c. 126]. Таким образом, ощущение времени для человека в разные периоды его жизни субъективно: оно может растягиваться или сжиматься. Такая субъективность ощущений по-разному используется авторами художественных текстов: мгновение может длиться долго или вовсе остановиться, а большие времен- ные периоды - промелькнуть в одночасье. Исследователи выделяют время реальное и перцептуальное (время в его субъективном восприятии), соотнося данные виды с временем объективным (диктумным) и субъективным (модусным) применительно к тексту. Объективное время определяется как «относительно адекватно отражен- ное в тексте реальное время, когда события текста ставятся в связь с реаль- ными моментами, периодами, процессами в жизни личности» [4, c. 537]. Субъективное время связано с индивидуальным осмыслением модели объек- тивного времени. Художественное время - это последовательность в описании событий, субъективно воспринимаемых. Такое восприятие времени становится одной из форм изображения действительности, когда по воле автора изменяется временная перспектива, которая может смещаться: прошедшее мыслится как настоящее, а будущее предстает как прошедшее и т. п. [5, c. 155]. Время с позиций стилистики трактуется как категория, «с помощью кото- рой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективой действительности или ее преломлением» [4, c. 536]. Исследователи отмечают, что в литературе существуют довольно слож- ные отношения между реальным и художественным временем. В некоторых случаях реальное время вообще может равняться нулю: это наблюдается, например, при различного рода описаниях. Такое время называется бессобы- тийным. Но и событийное время, в котором хоть что-то происходит, внут- ренне неоднородно. В одном случае перед нами события и действия, существенно меняющие либо человека, либо взаимоотношения людей, либо ситу- ацию в целом, - такое время называется «сюжетным». В другом случае рису- ется картина устойчивого бытия, т. е. действий и поступков, повторяющихся изо дня в день, из года в год. В системе такого художественного времени, ко- торое часто называют «хроникально-бытовым», практически ничего не меня- ется. Динамика этого времени максимально условна, а его основная функ- ция - воспроизводить устойчивый уклад жизни [6, с. 68]. Исследователь так- же указывает на то, что соотношение времени бессобытийного («нулевого»), хроникально-бытового и событийно-сюжетного во многом определяет темпо- вую организацию произведения, что, в свою очередь, обусловливает характер эстетического восприятия, формирует субъективное читательское время. В гносеологическом аспекте художественное время как особая форма по- знания мира сочетает в себе особое реальное, перцептуальное и индивиду- альное время. Образное художественное время возникает на основе необыч- ного монтажа каких-то фрагментов представлений о реальном времени и представлений о времени, порожденных творческим воображением [7, с. 20]. Перцептуальное время, являясь отражением реальных временных от- ношений в сознании человека, вместе с тем характеризуется рядом специфи- ческих особенностей. Если основа объективного времени - объективно суще- ствующий внешний мир, то основой перцептуального времени могут быть эмоции, поэтому его называют также эмотивным временем. Как в жизни, так и в литературе пространство и время не даны нам в чи- стом виде. О пространстве читатель может судить по заполняющим его пред- метам (в широком смысле), а о времени - по происходящим в нем процессам. Для практического анализа художественного произведения важно хотя бы количественно («больше - меньше») определить заполненность, насыщен- ность пространства и времени, так как этот показатель часто характеризует стиль произведения. Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не мо- жем вернуть то время, которое прошло. Поскольку время - направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерения (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В про- странстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилеги- рованная точка. Естественной отправной точкой во времени является насто- ящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Подлинно временную характеристику наше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии смотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пре- делы непосредственно данного. Пространство как одна из важнейших категорий бытия и универсалий человеческого опыта служит основой для построения структу- ры изложения событий, являющихся предметом описания в тексте, при этом пространство облекается в словесную форму, систематизирующую представ- ления человека об окружающем мире и отражающую особенности восприя- тия окружающей действительности. Чем более реалистичными выглядят опи- сываемые в произведении события и персонажи, тем легче в сознании чита- теля стирается грань между вымыслом и реальностью, тем проще читатель может проникнуть в суть описываемых событий. Пространство определяется как категория, представляющая собой неотъ- емлемое свойство всех объектов действительности, поэтому пространствен- ные характеристики приписываются и тем объектам, которые сами по себе не имеют пространственной природы (например, концептам и концепциям [4, с. 539]. Двоякая пространственная семантика текста связывается исследо- вателями с отображением в нем фрагмента реального мира, «вписанного в общую пространственную картину мира», а также с тем, что текст «раз- ворачивается в вербальное пространство, является материальным объектом, обладающим пространственными характеристиками». При помощи языковых единиц, обозначающих пространство и время в различных языках, В.М. Топоров доказывает, что неразрывность простран- ства и времени проявляется не только в «спациализованных» обозначени- ях времени (ср. русск. время и т. д. - из и.-евр. uertmen - отвертеть, вращать, т. е. «круг, поворот», «оборот» или его развертывание в пространстве - др.- инд. vartman - «путь, тропа» (ср. vi-varta - букв. «разворот»); или лат. tempus - «время» при templum - освященное место, святилище, храм; пространство, область) и частых случаях совпадения в обозначении больших единиц пространства и времени (в ряде языков значения «земля», «мир», «пространство», с одной стороны, и «год», с другой, передаются од- нокоренными словами: ср. лат. orbis - окружность, круг; земля, мир; orbis ter- rarum - страна, область; небесный свод, небо, но и круговорот времени, год - orbis annuus, orbis temporum), но и в том, что для первобытного или архаич- ного сознания всякая попытка определения значимости пространства вне со- отнесения его с данным отрезком (или точкой) времени или, говоря иначе, вне идентификации фазы поворота пространства (т. е. мира, Земли или Солнца и т. п.) принципиально неполна и тем самым лишена статуса истинности и сакральности [8, с. 232]. Неполнота трехмерной характеристики простран- ства (сакрального) возмещается лишь при указании четвертого измерения - временного, органически связанного с тремя другими измерениями, по край- ней мере в ключевых ситуациях: отсутствие пространства - отсутствие вре- мени, завершенность (полнота) пространства - завершенность (полнота) вре- мени, центр пространства - центр времени. Другой известный ученый, Д.С. Лихачев, пишет о том, что будучи свое- образной «второй реальностью», художественный мир представляет собой определенную структуру, все компоненты которой взаимодействуют и вы- полняют строго определенные функции. Исследователь отмечает, что про- странство может быть большим, охватывать ряд стран (в романах путеше- ствий) или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантасти- ческих и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными «географиче- скими» свойствами, быть реальным (как в летописи или историческом ро- мане) или воображаемым (как в сказке) [9, с. 335]. Писатель в своем произве- дении творит и время, в котором протекает действие. Произведение может охватывать столетия или только часы. Так, время может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться «пустым», редко «населенным» событиями. Ю.М. Лотман выделил четыре типа художественного пространства: то- чечное, линеарное, плоскостное и объемное, указав при этом, что линеарное и плоскостное могут иметь как горизонтальную, так и вертикальную направ- ленность [10, с. 253]. Наиболее подробно исследователем были рассмотрены типы линеарного и точечного пространства. Линеарное пространство может обладать или не обладать признаком заданности направления, при наличии которого пространство способно к моделированию таких темпоральных кате- горий, как «жизненный путь» или «дорога». В этом «пространство не безгра- нично, а представляет собой обобщенную возможность движения от исход- ной точки к конечной» [10, с. 256]. Этот исследователь указывает также и на связь пространства с художе- ственным временем, подчеркивая то, что пространство динамично, оно созда- ет среду для движения и само меняется и движется. При этом движение (в движении соединяются пространство и время) может быть легким или труд- ным, быстрым или медленным и может быть связано с известным сопротив- лением среды и с причинно-следственными отношениями. Рассмотрев содержание категорий «пространство» и «время» с позиций разных наук, можно сделать вывод о том, что они, являясь неотъемлемыми составляющими бытия, являются также имманентными составляющими лю- бого художественного текста, определяя организацию и структуру произве- дения, а также влияют на выражение авторского замысла и достижение им желаемого эстетического эффекта.
×

About the authors

Oksana O. Kandrashkina

Samara State Technical University

Email: beaverbobr0710@mail.ru
Cand. Phil. Sci., Senior Lecturer of Foreign Languages Department. 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100

References

  1. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. - М., 1979. - № 12. - С. 73-86.
  2. Жаров А.М. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. - Л., 1980. - С. 124-128.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 448 с.
  4. Матвеева Т.В. Текстовое время // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М., 2003. - С. 536-539.
  5. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004. - 280 с.
  6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 2002. - 248 с.
  7. Тураева 3.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). - Изд. 2-е. - М., 2009. - 219 с.
  8. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М., 1983. - С. 225-284.
  9. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - № 8. - М., 1968. - С. 74-87.
  10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988. - 352 с.

Copyright (c) 2016 Kandrashkina O.O.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies