Психологические особенности восприятия пространства и времени в художественном тексте


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Категории пространства и времени рассматриваются с позиций психологии, философии и лингвистики. Выделяются основные свойства и особенности пространственно-временного фона художественного текста. Выявляются сходства и различия реального времени и пространства, с одной стороны, и времени и пространства, моделируемых автором в художественном произведении, с другой.

Полный текст

Пространство и время относятся к наиболее фундаментальным характе- ристикам реальности. Кроме этого, они являются важнейшими мировоззрен- ческими, идейно-содержательными и композиционными характеристиками искусства. Представления людей об объективных свойствах реального вре- мени и пространства характеризуются исторической изменчивостью, их эво- люция происходила параллельно с развитием общественного сознания и усложнением общей картины мира. Интерес психологической науки к проблеме времени объясняется тем, что основные объекты исследования в психологии являются динамичными, развивающимися во времени образованиями. В современных психологических концепциях отражены философские идеи древности. Так, понимание времени как объективной, ни от чего не за- висящей сущности, как непрерывного, бесконечного, «абсолютного време- ни», каким оно выступало в концепции И. Ньютона, стимулировало психоло- гические исследования на изучение особенностей восприятия хронологического времени [1, c. 75]. Реляционный же подход, предполагающий наличие различных несводимых друг к другу уровней пространственно-временных отношений, позволяет исследовать различные уровни субъективно пережива- емого времени. Психологическое время отличается от объективного, хронологического. Для людей характерны индивидуальные особенности восприятия времени: например, как текущего плавно или скачкообразно, сжатого или растянутого, пустого или насыщенного. На разных этапах онтогенетического развития лю- ди по-разному относятся к прошлому, настоящему и будущему: молодым свойственна направленность в будущее, в пожилом возрасте более значимо прошлое, имеет место ретроспективная направленность мотивов [2, c. 126]. Таким образом, ощущение времени для человека в разные периоды его жизни субъективно: оно может растягиваться или сжиматься. Такая субъективность ощущений по-разному используется авторами художественных текстов: мгновение может длиться долго или вовсе остановиться, а большие времен- ные периоды - промелькнуть в одночасье. Исследователи выделяют время реальное и перцептуальное (время в его субъективном восприятии), соотнося данные виды с временем объективным (диктумным) и субъективным (модусным) применительно к тексту. Объективное время определяется как «относительно адекватно отражен- ное в тексте реальное время, когда события текста ставятся в связь с реаль- ными моментами, периодами, процессами в жизни личности» [4, c. 537]. Субъективное время связано с индивидуальным осмыслением модели объек- тивного времени. Художественное время - это последовательность в описании событий, субъективно воспринимаемых. Такое восприятие времени становится одной из форм изображения действительности, когда по воле автора изменяется временная перспектива, которая может смещаться: прошедшее мыслится как настоящее, а будущее предстает как прошедшее и т. п. [5, c. 155]. Время с позиций стилистики трактуется как категория, «с помощью кото- рой содержание текста соотносится с осью времени: реальной исторической перспективой действительности или ее преломлением» [4, c. 536]. Исследователи отмечают, что в литературе существуют довольно слож- ные отношения между реальным и художественным временем. В некоторых случаях реальное время вообще может равняться нулю: это наблюдается, например, при различного рода описаниях. Такое время называется бессобы- тийным. Но и событийное время, в котором хоть что-то происходит, внут- ренне неоднородно. В одном случае перед нами события и действия, существенно меняющие либо человека, либо взаимоотношения людей, либо ситу- ацию в целом, - такое время называется «сюжетным». В другом случае рису- ется картина устойчивого бытия, т. е. действий и поступков, повторяющихся изо дня в день, из года в год. В системе такого художественного времени, ко- торое часто называют «хроникально-бытовым», практически ничего не меня- ется. Динамика этого времени максимально условна, а его основная функ- ция - воспроизводить устойчивый уклад жизни [6, с. 68]. Исследователь так- же указывает на то, что соотношение времени бессобытийного («нулевого»), хроникально-бытового и событийно-сюжетного во многом определяет темпо- вую организацию произведения, что, в свою очередь, обусловливает характер эстетического восприятия, формирует субъективное читательское время. В гносеологическом аспекте художественное время как особая форма по- знания мира сочетает в себе особое реальное, перцептуальное и индивиду- альное время. Образное художественное время возникает на основе необыч- ного монтажа каких-то фрагментов представлений о реальном времени и представлений о времени, порожденных творческим воображением [7, с. 20]. Перцептуальное время, являясь отражением реальных временных от- ношений в сознании человека, вместе с тем характеризуется рядом специфи- ческих особенностей. Если основа объективного времени - объективно суще- ствующий внешний мир, то основой перцептуального времени могут быть эмоции, поэтому его называют также эмотивным временем. Как в жизни, так и в литературе пространство и время не даны нам в чи- стом виде. О пространстве читатель может судить по заполняющим его пред- метам (в широком смысле), а о времени - по происходящим в нем процессам. Для практического анализа художественного произведения важно хотя бы количественно («больше - меньше») определить заполненность, насыщен- ность пространства и времени, так как этот показатель часто характеризует стиль произведения. Характерной особенностью времени является его необратимость. Мы можем вернуться к тому месту пространства, откуда мы ушли, но мы не мо- жем вернуть то время, которое прошло. Поскольку время - направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерения (секунда, минута, час, месяц, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. В про- странстве все точки равноправны. Во времени должна быть одна привилеги- рованная точка. Естественной отправной точкой во времени является насто- ящее, это «теперь», которое разделяет время на предшествующее ему прошлое и последующее будущее. Подлинно временную характеристику наше настоящее получает лишь тогда, когда мы в состоянии смотреть на него из прошлого и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пре- делы непосредственно данного. Пространство как одна из важнейших категорий бытия и универсалий человеческого опыта служит основой для построения структу- ры изложения событий, являющихся предметом описания в тексте, при этом пространство облекается в словесную форму, систематизирующую представ- ления человека об окружающем мире и отражающую особенности восприя- тия окружающей действительности. Чем более реалистичными выглядят опи- сываемые в произведении события и персонажи, тем легче в сознании чита- теля стирается грань между вымыслом и реальностью, тем проще читатель может проникнуть в суть описываемых событий. Пространство определяется как категория, представляющая собой неотъ- емлемое свойство всех объектов действительности, поэтому пространствен- ные характеристики приписываются и тем объектам, которые сами по себе не имеют пространственной природы (например, концептам и концепциям [4, с. 539]. Двоякая пространственная семантика текста связывается исследо- вателями с отображением в нем фрагмента реального мира, «вписанного в общую пространственную картину мира», а также с тем, что текст «раз- ворачивается в вербальное пространство, является материальным объектом, обладающим пространственными характеристиками». При помощи языковых единиц, обозначающих пространство и время в различных языках, В.М. Топоров доказывает, что неразрывность простран- ства и времени проявляется не только в «спациализованных» обозначени- ях времени (ср. русск. время и т. д. - из и.-евр. uertmen - отвертеть, вращать, т. е. «круг, поворот», «оборот» или его развертывание в пространстве - др.- инд. vartman - «путь, тропа» (ср. vi-varta - букв. «разворот»); или лат. tempus - «время» при templum - освященное место, святилище, храм; пространство, область) и частых случаях совпадения в обозначении больших единиц пространства и времени (в ряде языков значения «земля», «мир», «пространство», с одной стороны, и «год», с другой, передаются од- нокоренными словами: ср. лат. orbis - окружность, круг; земля, мир; orbis ter- rarum - страна, область; небесный свод, небо, но и круговорот времени, год - orbis annuus, orbis temporum), но и в том, что для первобытного или архаич- ного сознания всякая попытка определения значимости пространства вне со- отнесения его с данным отрезком (или точкой) времени или, говоря иначе, вне идентификации фазы поворота пространства (т. е. мира, Земли или Солнца и т. п.) принципиально неполна и тем самым лишена статуса истинности и сакральности [8, с. 232]. Неполнота трехмерной характеристики простран- ства (сакрального) возмещается лишь при указании четвертого измерения - временного, органически связанного с тремя другими измерениями, по край- ней мере в ключевых ситуациях: отсутствие пространства - отсутствие вре- мени, завершенность (полнота) пространства - завершенность (полнота) вре- мени, центр пространства - центр времени. Другой известный ученый, Д.С. Лихачев, пишет о том, что будучи свое- образной «второй реальностью», художественный мир представляет собой определенную структуру, все компоненты которой взаимодействуют и вы- полняют строго определенные функции. Исследователь отмечает, что про- странство может быть большим, охватывать ряд стран (в романах путеше- ствий) или даже выходить за пределы земной планеты (в романах фантасти- ческих и принадлежащих к романтическому направлению), но оно может также сужаться до тесных границ одной комнаты. Пространство, создаваемое автором в его произведении, может обладать своеобразными «географиче- скими» свойствами, быть реальным (как в летописи или историческом ро- мане) или воображаемым (как в сказке) [9, с. 335]. Писатель в своем произве- дении творит и время, в котором протекает действие. Произведение может охватывать столетия или только часы. Так, время может идти быстро или медленно, прерывисто или непрерывно, интенсивно наполняться событиями или течь лениво и оставаться «пустым», редко «населенным» событиями. Ю.М. Лотман выделил четыре типа художественного пространства: то- чечное, линеарное, плоскостное и объемное, указав при этом, что линеарное и плоскостное могут иметь как горизонтальную, так и вертикальную направ- ленность [10, с. 253]. Наиболее подробно исследователем были рассмотрены типы линеарного и точечного пространства. Линеарное пространство может обладать или не обладать признаком заданности направления, при наличии которого пространство способно к моделированию таких темпоральных кате- горий, как «жизненный путь» или «дорога». В этом «пространство не безгра- нично, а представляет собой обобщенную возможность движения от исход- ной точки к конечной» [10, с. 256]. Этот исследователь указывает также и на связь пространства с художе- ственным временем, подчеркивая то, что пространство динамично, оно созда- ет среду для движения и само меняется и движется. При этом движение (в движении соединяются пространство и время) может быть легким или труд- ным, быстрым или медленным и может быть связано с известным сопротив- лением среды и с причинно-следственными отношениями. Рассмотрев содержание категорий «пространство» и «время» с позиций разных наук, можно сделать вывод о том, что они, являясь неотъемлемыми составляющими бытия, являются также имманентными составляющими лю- бого художественного текста, определяя организацию и структуру произве- дения, а также влияют на выражение авторского замысла и достижение им желаемого эстетического эффекта.
×

Об авторах

Оксана Олеговна Кандрашкина

Самарский государственный технический университет

Email: beaverbobr0710@mail.ru
кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных языков 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244

Список литературы

  1. Лой А.Н., Шинкарук Е.В. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы философии. - М., 1979. - № 12. - С. 73-86.
  2. Жаров А.М. Восприятие времени, психическое настоящее и неопределенность // Фактор времени в функциональной организации деятельности живых систем. - Л., 1980. - С. 124-128.
  3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Т. 1. - М.: Педагогика, 1989. - 448 с.
  4. Матвеева Т.В. Текстовое время // Стилистический энциклопедический словарь русского языка. - М., 2003. - С. 536-539.
  5. Валгина Н.С. Теория текста. - М., 2004. - 280 с.
  6. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. - М., 2002. - 248 с.
  7. Тураева 3.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка). - Изд. 2-е. - М., 2009. - 219 с.
  8. Топоров В.Н. Пространство и текст // Текст: семантика и структура. - М., 1983. - С. 225-284.
  9. Лихачев Д.С. Внутренний мир художественного произведения // Вопросы литературы. - № 8. - М., 1968. - С. 74-87.
  10. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь. - М., 1988. - 352 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Кандрашкина О.О., 2016

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.