Том 4, № 2 (2007)

Статьи

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ И ОБСЛУЖИВАНИЮ АВТОТРАНСПОРТНЫХ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ МАШИН И ОБОРУДОВАНИЯ

Андрюхина Т.Н.

Аннотация

Представлен анализ понятий «модель специалиста» и «модель подготовки специалиста», рассмотрены требования к построению моделей. Спроектирована модель подготовки специалиста автомобильной специальности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):4-8
pages 4-8 views

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ НАГЛЯДНО-МОДЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКЕ

Афанасьева С.Г., Михелькевич В.Н.

Аннотация

Рассматриваются концептуальные основы использования наглядно-модельного обучения студентов технических вузов высшей математике. Показаны достоинства и сферы применения логических, реляционных, семантических, процедурных и фреймовых моделей.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):9-15
pages 9-15 views

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ

Гуреева Е.Г.

Аннотация

В статье рассматривается компетентностный подход в образовании инженеров-технологов по специальностям общественного питания, обосновывается его необходимость для формирования экологических и здоровьесберегающих компетенций специалистов данного профиля. Обозначены междисциплинарные связи, содействующие вертикальной и горизонтальной интеграции экологических знаний.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):15-21
pages 15-21 views

АНАЛИЗ ИЗМЕНЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА

Евдокимов М.А., Мазуренко Е.В.

Аннотация

Представлены результаты исследования мотивации студентов 1 курса СамГТУ к обучению в университете и к изучению дисциплины высшей математики.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):22-28
pages 22-28 views

ОБЪЕМ МАТЕМАТИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫКАК ХАРАКТЕРИСТИКА ГЛУБИНЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ

Евдокимов М.А., Стельмах Я.Г.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):29-33
pages 29-33 views

ЗАДАЧИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИИ ИХ РОЛЬ В РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Евдокимов М.А., Филиппенко О.В.

Аннотация

Рассматриваются вопросы применения компетентностного подхода в процессе подготовки специалистов в вузе и использования задач профессиональной направленности как одного из средств реализации компетентностного подхода на практике.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):33-37
pages 33-37 views

СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА В СФЕРЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРОМЫШЛЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Ильмушкин А.Г.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):37-41
pages 37-41 views

К ТИПОЛОГИИ КУЛЬТУРНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ: ТРАНСФОРМАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И МАНИФЕСТАЦИИ ПЕРЕХОДА

Ионесов В.И.

Аннотация

Переходный процесс выражает себя в многообразных комбинациях и нуждается в феноменологическом прояснении парадигм культурных изменений и трансформаций. Цель настоящей статьи заключается в типологизации основных ситуаций перехода в культурном процессе. Ключевые слова: культура, трансформация, переход, процесс, граница.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):42-48
pages 42-48 views

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ «ПЕРВОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПОКОЛЕНИЯ»

Кузнецова И.Г.

Аннотация

Рассматривается нетрадиционная для российского высшего профессионального образования проблема -социально-дидактическая адаптация студентов «первого профессионального поколения». Показана необходимость и способы обучения этой социальной группы студентов, учитывающие специфику их адаптации к новой социально-коммуникативной и информационно-дидактической среде.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):48-53
pages 48-53 views

СИСТЕМНО-СТИЛЕВОЙ МЕТОД КАК ОСНОВА ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА

Курина B.A., Давидюк O.C.

Аннотация

Представлен материал по изучению профессиональных педагогических способностей, показано их значение в развитии интеллектуального потенциала будущего педагога. Рассмотрены некоторые традиционные подходы и методы диагностики педагогических способностей, раскрыта важность применения в такой работе системно-стилевого метода в психодиагностике, обоснована перспективность его использования в практике подготовки специалиста с высшим образованием.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):53-56
pages 53-56 views

ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВУЗЕ

Маврин Б.М., Чумак Н.Ф., Колесова Н.К.

Аннотация

Дан анализ деятельности факультета дополнительного образования в вузе с учетом запросов общества и потребностей рынка труда в регионе. Подробно рассмотрены следующие направления деятельности факультета: довузовская подготовка абитуриентов, переподготовка и повышение квалификации кадров, получение второго высшего образования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):56-61
pages 56-61 views

КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ИНЖЕНЕРОВ В СИСТЕМЕ ДВУХУРОВНЕВОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Михелькевич В.Н., Никифорова С.В.

Аннотация

Рассматривается функциональная структура инженерного труда. Обосновывается целесообразность профессиональной подготовки инженеров двух функциональных предназначений: инженеров-эксплуатационников (1-й квалификационный уровень) и инженеров-разработчиков (2-й квалификационный уровень). Показана возможность реализации функционально ориентированного подхода к подготовке инженерных кадров в двухуровневой системе высшего технического образования.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):61-72
pages 61-72 views

ПРОФЕСИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ - ОСНОВА СТАНОВЛЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛА

Руднева Е.Н.

Аннотация

Рассматриваются этапы, формы, уровни формирования профессиональной идентичности. Определяются процессы и стадии развития профидентичности. Дается понятие карьеры в рамках становления профидентичности.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):72-79
pages 72-79 views

СИНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СРЕДА В ИНДИВИДУАЛЬНО КОРРЕКТИРУЕМОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОЙ МАТРИЦЫ

Рябинова Е.Н.

Аннотация

Изложен синергетический подход к разработке инновационной индивидуально корректируемой технологии обучения на основе познавателъно-деятелъностной матрицы. Показано, что данная технология обучения объединяет в себе множество разнородных факторов, синергетическое моделирование и управление, которые в совокупности стимулируют и улучшают усвоение учебного материала.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):79-86
pages 79-86 views

ДИДАКТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ОБЩЕНИЮ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ»

Сапанюк И.А.

Аннотация

Анализируются действенные методы, формы и средства обучения речевому общению студентов специальности «Связи с общественностью», предлагаются формы самостоятельной работы при подготовке к занятиям по риторике и культуре общения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):86-93
pages 86-93 views

ВЛИЯНИЕ ЛОКУСА КОНТРОЛЯ НА САМООТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА

Тарасова Е.О., Борисова Н.М.

Аннотация

Рассматривается взаимосвязь важных личностных характеристик людей среднего возраста: самоотношения и чувства ответственности. Актуальность исследования обусловлена тем, что данный возраст наивысшей зрелости и профессионализма личности недостаточно изучен в психологической литературе. Были использованы методики по определению индекса жизненной удовлетворенности, уровня субъективного контроля и самоотношения. Результаты подтвердили гипотезу о влиянии локуса контроля на самоотношение людей среднегсГвозраста.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):93-99
pages 93-99 views

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК РАЗВИТИЕ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, ПОВЫШАЮЩИХ КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ

Бородина С.А.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2007;4(2):100-101
pages 100-101 views