Том 17, № 3 (2020)

Статьи

Разработка полилингвальной и поликультурной учебной программы

Гильметдинова А.М.

Аннотация

Какова связь между языком и культурой? Какую роль язык и культура играют в разработке учебной программы, учитывающей потребности обучающихся из разных культур и говорящих на разных родных языках? Как выглядит разработка полилингвальной и поликультурной учебной программы? Научные данные по поликультурному образованию указывают на тесную интерактивную связь между языком, культурой и обучением, в основе которой лежит интеграция преимуществ двуязычного обучения для многоязычных студентов [10]. Тем не менее часто предполагается, что «озвучивание происходит только на английском языке» [22]. Точно так же разработка учебных программ для поликультурного образования в основном осуществляется на английском языке. Цель этой статьи - сделать обзор научных исследований в сфере разработки учебных программ, учитывающих лингвистические и культурные потребности обучающихся и взаимосвязь языков обучения с содержанием учебных планов. Опираясь на книгу Sleeter [37] “Un-standardizing curriculum: Multicultural teaching in the standards-based classroom”, автор делает обзор научной литературы по данной тематике, основанный на четырех центральных вопросах теории и методики разработки учебных программ. Вопрос 1: Каким целям должна служить учебная программа? Вопрос 2: Как следует выбирать те знания, которым обучать, кто решает, какие знания наиболее целесообразно преподавать и изучать, и какова взаимосвязь между теми, кто находится в классе, и тем, кто создает программы обучения? Вопрос 3: Каковы особенности обучающихся и процесса обучения, как это влияет на организацию учебного процесса и на взаимоотношения всех заинтересованных сторон? Вопрос 4: Как следует оценивать учебный план? Как следует оценивать обучение? Кому подотчетна оценка учебной программы? Результаты обзора представляют собой рекомендации преподавателям и авторам учебных программ по разработке комплексных учебных программ, учитывающих особенности культуры и языка обучающихся.

Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):6-23
pages 6-23 views

Интернетизация современной молодежной субкультуры

Глебова Е.А., Бганцева И.В., Тисленкова И.А., Tихаева В.В.

Аннотация

Данная статья рассматривает современную молодежную субкультуру в эпоху стремительного развития интернет-технологий и предоставляемых ими возможностей для общения и времяпрепровождения в молодежной среде. Целью данного исследования является изучение характеристик современной молодежной субкультуры, подвергшихся трансформации под влиянием процессов интернетизации. Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи: 1) рассмотреть современную молодежную субкультуру, существующую на базе интернет-приложения Instagram; 2) проанализировать результаты анкетирования по выявлению популярности Instagram-сообщества в студенческой среде и по выявлению влияния данного приложения на участников; 3) выявить характеристики молодежной субкультуры на современном этапе развития общества. В качестве основных методов исследования применялись интерпретативный анализ отечественных и зарубежных научных текстов и материалов интернет-сайтов по проблемам современной молодежной субкультуры и ее влияния на молодежь; метод анкетирования и метод количественного анализа. Научная новизна исследования: определены характеристики современной молодежной субкультуры в эпоху интернетизации общества и показано ее возможное влияние на развитие личности и поведение молодежи. Практическая ценность результатов исследования заключается в возможности использования актуальной информации о современной молодежной субкультуре в эпоху цифрового общества психологами, педагогами и социальными педагогами в научно-исследовательской деятельности и учебно-воспитательной работе с молодежью.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):24-37
pages 24-37 views

Воспитание педагогической толерантности в процессе обучения иностранному языку

Гриднева Н.А., Досковская М.С.

Аннотация

Статья посвящена проблеме воспитания педагогической толерантности средствами дисциплины «Иностранный язык». Актуальность исследования определяется, во-первых, существующим запросом общества, которое обоснованно видит в толерантности залог гармоничности и конструктивности взаимоотношений между людьми (в том числе в профессиональной сфере), и, во-вторых, современной гуманистической концепцией образования, опирающейся на идею бережного и уважительного отношения к индивидуальности ребенка во всех ее социально приемлемых проявлениях. Педагогическая толерантность рассматривается в статье как профессионально важное качество учителя, являющееся неотъемлемым элементом его профессионально-этической культуры и в значительной степени определяющее эффективность его деятельности. Основные возможности дисциплины «Иностранный язык» для воспитания педагогической толерантности увязываются в статье с тремя аспектами, во многом составляющими саму ее специфику и определяющими ее внушительный гуманитарный потенциал. Это, во-первых, лежащая в основе современной методики обучения иностранному языку концепция диалога культур, во-вторых, обширная и разнородная коммуникативная практика и, в-третьих, возможность ценностной ориентации содержания обучения. На материале специально разработанных для будущих педагогов заданий демонстрируются возможности развития у них в процессе обучения иностранному языку толерантности, открытости миру во всем его культурном многообразии, эмпатии, альтруизма, уважительного отношения к Другому, способности к диалогу и сотрудничеству, т. е. тех личностных качеств, которые необходимы современному педагогу для налаживания конструктивных отношений с обучающимися, для создания и поддержания психологически комфортной и потому продуктивной для обучения и воспитания среды, в том числе в неоднородной по своему национально-этническому составу аудитории.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):38-54
pages 38-54 views

Идентификация проблем качества профессионального обучения персонала

Живаева В.В., Николаев В.А., Парфёнова С.Н., Тупоносова Е.П.

Аннотация

Качество профессионального обучения (ПО) персонала играет ключевую роль в решении задач по повышению эффективности в любой сфере бизнеса. ПО является весьма сложным и малоизученным системным объектом, функционирование которого подвержено непрерывному действию большого числа случайных (неопределенных) факторов. Обучение взрослых, обладающих высокими уровнями мотивации, профессиональной компетенции и социального статуса, в значительно большей степени, чем другие виды обучения, подвержено действию указанных выше факторов изменчивости конечных результатов образовательного процесса (ОП). Совместное действие данных факторов приводит к возникновению существенных несоответствий в освоении программы обучения, снижающих ее результативность в отношении достижения целей обучения. Отсутствие соизмеримости реального роста эффективности деятельности предприятия с целевыми установками следует рассматривать как проблему качества ПО.Для предупреждения проблем качества необходимо обеспечить выполнение процесса обучения в управляемых условиях. В связи с недостаточностью существующих теоретических представлений о внутренних свойствах ОП задача синтеза управления может решаться на основе наблюдения за его входами и выходами. Наблюдение за реакцией выходных величин на изменения входных воздействий позволяет построить апостериорную модель процесса, т. е. осуществить идентификацию проблемы качества на ранних этапах ее зарождения.Цель данной работы - исследование возможности обеспечения качества ПО персонала методом идентификации по результатам оценивания входных и выходных сигналов ОП как объекта управления. Методология работы базируется на концепции комплексного управления качеством (TQM) и процессном подходе к управлению качеством, в соответствии с которым все этапы жизненного цикла ОП взаимосвязаны, выходы каждого предыдущего этапа являются входами для этапа последующего, а результаты каждого этапа должны подвергаться наблюдениям (измерениям).Построение модели процесса предложено производиться последовательным решением трех взаимосвязанных задач: регистрации данных при тестовых воздействиях на процесс, формирования множества моделей и выбора адекватной реальному процессу модели из их множества.Рассмотрены основные виды проблем качества обучения и осуществлена их кластеризация для поддержки принятия управляющих решений. Описаны наиболее важные особенности закрытых и открытых проблем, которые необходимо учитывать при принятии решений. Выработаны рекомендации по применению методов прямого и косвенного подходов к идентификации проблем качества. Показано, что дискуссии в межфункциональных группах обеспечивают, как правило, наилучшие результаты в идентификации и разрешении проблем. Ценность проведенного исследования для теории и практики ПО состоит в построении процедуры идентификации для поддержки принятия обоснованных решений при выборе действий, предупреждающих развитие проблем качества. Идентификация (построение модели) проблемной ситуации на основе наблюдений, полученных в условиях функционирования ОП по его входам и выходам, обеспечивает возможность реализации необходимых действий по предупреждению (разрешению возникших) проблем качества.Разработанная процедура идентификации может применяться в системе ПО, обеспечивая приемлемый уровень удовлетворенности персонала предприятия качеством обучения.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):55-76
pages 55-76 views

Формирование концептуального понимания математики у студентов технических университетов

Кузнецова Е.В., Жбанова Н.Ю.

Аннотация

Глобальные вызовы, с которыми сегодня сталкивается человечество, ставят перед высшим образованием задачу готовить специалиста, обладающего фундаментальной подготовкой и способностью учиться в течение всей жизни. Фундаментализация образования невозможна без формирования у студентов концептуального понимания изучаемого материала. Эта проблема в достаточной мере актуальна при изучении математики в силу специфики природы данной науки. Отсутствие у исследователей единой точки зрения при определении сущности концептуального понимания математики не позволяет практикам разрабатывать инструменты для оценки уровня концептуального понимания у студентов вузов и осуществлять целенаправленные шаги по его формированию. Цель данной статьи - выявить и сформулировать сущностные характеристики и педагогические условия развития концептуального понимания математики, а также исследовать возможности компьютерного моделирования как средства формирования концептуального понимания в процессе обучении теории вероятностей студентов технических университетов, определить эффективность заданий компьютерного практикума. Проведенное исследование показало, что компьютерный практикум, разработанный на основе выявленных педагогических условий и с учетом дидактических возможностей ИКТ в учебном процессе, является эффективным средством развития концептуального понимания при изучении курса теории вероятностей. Студенты, в учебный план которых был включен практикум с элементами компьютерного моделирования, в большей мере владеют методологически значимым знанием и способностью связать ранее изученный материал с новыми проблемами.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):77-90
pages 77-90 views

Управление образовательным процессом в области реализации языкового образования в вузе

Морозова А.Л.

Аннотация

Изучается проблема управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе на примере МГИМО Одинцовский филиал (Московская область). Рассматриваются механизмы, алгоритмы, системы педагогического управления, в том числе LMS (система управления обучением, Learning Management System), которые возможно применять в условиях стандартного, смешанного и дистанционного типов обучения, в том числе в период вынужденного полного перехода в дистанционный режим весной 2020 г. и внедрения смешанного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года. Представлен алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе, который включает следующие этапы: планирование, конструирование, мотивацию, реализацию, мониторинг и рефлексию. Алгоритм достаточно успешно реализуется в нашем вузе, в том числе в условиях пандемии COVID-19. Анализируются условия педагогического управления процессом реализации языкового образования (гуманистическая направленность, учет специфики духовно-нравственного развития и потребностей обучающихся, уровня владения языком и др.). Локальной языковой системе свойственны следующие параметры: доминирование четких и верифицированных целей языкового образования; сочетание комплекса идей всего процесса языкового образования и рабочих программ, дидактических материалов и пр.; перманентно управляемое корректирование и развитие процесса преподавания языка с учетом с изменяющихся внешних и внутренних условий, запросов и целей; мониторинг достигнутых результатов обучения. Выделяются критерии оценки качества эффективности управления: упорядоченность и прозрачность процесса реализации языкового образования; присутствие «костяка» педагогического коллектива кафедры, сплоченность самого вуза «по вертикали» и др. Внедрение в образовательный процесс МГИМО предложенного алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования показало его эффективность, что отразилось не только на результатах сессии и государственных экзаменов, но и на уровне языковой подготовке выпускников, которые достигли искомый В2-С1/С2, имея изначально А2/В1. Более того, внедрение разработанного нами алгоритма в МГИМО позволило не только систематизировать, но и упростить процесс управления.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):91-111
pages 91-111 views

Анализ предметного поля феномена коммуникативной культуры в диссертационных исследованиях по педагогической науке

Рындак В.Г., Баженова Ю.А.

Аннотация

Статья посвящена феномену коммуникативной культуры в педагогической науке. Материалом для исследования послужили отечественные диссертационные исследования по педагогике с 1998 по 2017 гг., предметом которых является данный феномен. Автором определены основные теоретические конструкты (коммуникативная компетентность, педагогическое общение, культура общения и прочее), позволившие исследователям сформулировать собственное определение феномена коммуникативной культуры. Выявлено, что в представлениях современных отечественных ученых понимание изучаемого феномена неоднозначно и зависит от конкретной проблемы исследования: в 53,1 % исследований феномен коммуникативной культуры понимается как интегральное (или интегративное) качество личности; в 9,5 % - как компонент профессиональной деятельности, дающий возможность представить изучаемый феномен путем переноса характеристик профессиональной деятельности; в 16,6 % - как качество личности, отражающее мотивы и потребности общения и взаимодействия с другими людьми; в 20,2 % - как способность устанавливать разнообразные социальные контакты, зависящая от овладения наукой и искусством общения, образцами и ценностями поведения. При этом подробно исследовались сопутствующие понятия (например, коммуникативная деятельность, педагогическое общение, коммуникативная компетентность, культура общения и пр.). Свободу в определении компонентов структуры феномена коммуникативной культуры мы объясняем искусственностью представлений о нем в сознании исследователя как следствие транспозиции (вариант результата генерализации).
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):112-126
pages 112-126 views

Сравнительный анализ психологических характеристик представителей различных подростковых субкультур

Хуснутдинова Р.Р., Хакимова Н.Г.

Аннотация

Рассматриваются психологические особенности подросткового возраста. С целью управления процессом социализации подрастающего поколения и построения линии профилактики необходимо знание подростковой среды. Среди подростков выделены максимально распространенные субкультуры. Проведен сравнительный анализ психологических характеристик подростков, принадлежащих к субкультурам «оффники» и «геймеры». Выявлены различия в самооценке межличностных отношений, мотивации аффилиации, агрессивности и социально-психологической адаптированности между подростками. Поведение оффников чаще всего характеризуется или уходом от проблем, или склонностью к подчинению. Анализ агрессивности подростков показал, что геймерам более свойственны негативизм и обидчивость, у оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия, также подозрительность.
Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. 2020;17(3):127-142
pages 127-142 views