Internetization of modern youth subculture



Cite item

Full Text

Abstract

The article under analysis studies the modern youth subculture in the time of rapid development of Internet technologies and granted opportunities for communication and pastime among young people. The objective of the article is to study characteristics of the modern youth subculture undergone the transformation influenced by internetization processes. To achieve the purpose, the following points were determined:1) characterize the modern youth subculture existing on the basis of the Internet application “Instagram”; 2) analyze the results of the survey aimed at bringing to light a great popularity of the Instagram community among students and aimed at specifying the impact of the given application on participants; 3) find out the peculiarities of the modern subculture at the modern-day stage of the society development. The main methods of the study are the interpretation analysis of Russian and foreign scientific works and internet materials on the problems of modern youth subculture and its influence on the youth; the questionnaire method and the method of quantitative analysis. The scientific novelty lies in the fact that the characteristics of the modern youth subculture in the time of the society internetization are specified and its possible impact on a personality development and youth behaviour is demonstrated. The practical implication of the study results is in their possibilities to be used as topical information about the modern youth subculture in the time of the digital society by psychologists, any teaching staff and social care teachers in their scientific research and teaching-educational work with representatives of the young.

Full Text

Введение В контексте реалий современного общества сформировалось и развива-ется новое поколение молодых людей. Условия их вступления в жизнь и взросления неразрывно связаны с привычным для них атрибутом повседнев-ной активности - Интернетом. Как замечает Е.Л. Омельченко, это поколение digital native, поколение цифровых людей, то есть людей, буквально «родив-шихся в Сети» [1]. У них другие способы освоения мира и познания себя. Интернет оказывает мощное влияние и на оформление особой культуры коммуникации молодых людей, предпочитающих общение исключительно в рамках виртуальной среды. Так, по данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), доля пользователей Интернета в России, например, в 2018 году среди молодежи в возрасте 18-24 года составила 95 % [2]. Причем Интернет используется преимущественно в сфере досуга. Так, 44 % молодых людей в возрасте до 24 лет выбирают виртуальное пространство в качестве основ-ного времяпрепровождения [3, с. 37]. Одной из разновидностей досуговой деятельности молодых людей явля-ется участие в виртуальных молодежных субкультурах, трансформирую-щихся под воздействием процессов интернетизации, т. е. «широкого исполь-зования предоставляемых Интернетом возможностей» [4]. В данной связи нам представляется актуальным рассмотреть такое популярное в молодеж-ной среде интернет-объединение, как Instagram-сообщество. 1. Обзор литературы Современная молодежная субкультура на примере Instagram-сообщества. Эксперты Высшей школы экономики в 2017 году опубликова-ли результаты исследования (75 % молодежи приняли участие), согласно ко-торым классические субкультуры (готы, эмо, панки и др.) отошли на пери-ферию, уступив место новым объединениям [5]. Приложение Instagram (с английского языка - Instagram образовано пу-тем слияния слов instant и telegram, т.е. «мгновенное сообщение») запущено 6 октября 2010 года и было доступно изначально только владельцам смарт-фонов фирмы Apple. Спустя два года доступ к приложению получили и пользователи смартфонов Android. Летом 2018 года Instagram стал конкурен-том таких социальных сетей, как Facebook и Youtube: его аудитория превы-сила 1 миллиард человек. Примечательно, что доля молодых пользователей (в возрасте 18-25 лет) составила 76 % [6]. Инсталюди (инстагерлз и инстабойз) - это пользователи приложения In-stagram, ежедневно снимающие Stories, короткие видео о своей жизни, кото-рыми они сразу же делятся с друзьями, знакомыми, подписчиками, следуя девизу приложения: «Запечатлейте и поделитесь моментами из жизни»! Селфи и фотоснимки можно редактировать в приложении в любом режиме (графическом, цветовом), что становится особенно привлекательным для мо-лодых людей, поскольку такие фильтры являются инструментами самопре-зентации и демонстрации своей социальной успешности. Как следствие, в ленте новостей в основном отображаются дорогие гаджеты, автомобили, брендовая одежда, фотографии с популярных мероприятий и роскошных ку-рортов, селфи стройных подтянутых тел и ухоженных лиц без изъянов и т. д. Ежедневные «сторис» и посты необходимы для напоминания современному обществу о себе, чтобы не оказаться в изоляции, поскольку в молодежной среде распространено мнение о том, что если тебя нет в социальных сетях, то ты как бы и не существуешь. Твоя же сопричастность сообществу, в нашем случае Instagram, - это позиционирование себя как участника опреде-ленной статусной группы, следующего актуальным тенденциям в современ-ном обществе. По мнению Т.Е. Новиковой, популярность Instagram-сообщества в моло-дежной среде объяснима возможностями создания участниками собственной реальности, заменяющей им окружающий мир [7, с. 70]. Причем если в та-ких субкультурах, как анимэ или геймеры, ранее прослеживалась тенденция к анонимизации (сокрытости) личности, то сейчас молодежь тяготеет к представлению своей собственной идентичности. Поэтому крайне важным становится общественное одобрение, отражающееся в лайках, подписчиках, репостах. Границы Instagram-сообщества открыты для любого пользователя сети Интернет. Здесь отсутствуют как таковые социальные фильтры и незначи-тельно регулируется поведение участников со стороны модераторов прило-жения. Как замечают исследователи Н.А. Панич и Н.А. Мороз, данные фак-торы снижают критичность молодых людей к аморальным поступкам; гра-ницы дозволенного и недозволенного нивелируются, а морально-нравственные ориентиры ослабевают [8, с. 56]. Отношения между участни-ками становятся поверхностными и характеризуются отсутствием какой-либо эмоциональной привязанности, они могут быть прерваны в любое вре-мя без разъяснения причин. Такое деструктивное воздействие открытых он-лайн-групп ведет к дискредитации традиционных мировоззренческих, нрав-ственных и культурных ценностей [9, с. 6]. Все это, безусловно, порождает изменения в духовной сфере жизненного мира молодых людей, переносящих эти практики виртуального общения в реальную жизнь. Влияние современной субкультуры на молодежь. Можно выделить не-сколько точек зрения в вопросе определения влияния современной субкуль-туры Instagram на молодежь. Так, ряд ученых усматривают в вовлеченности молодых людей в соци-альные сети, в нашем случае в приложение Instagram, одну из форм психоло-гической зависимости. Открывая страницу молодого человека, можно по селфи проследить все составляющие его повседневной жизни: места пребы-вания, круг общения, вкусовые пристрастия, магазинные приобретения и т. д. Жизнь выставляется напоказ, и очень важно, чтобы она была сопровож-дена «лайками», поскольку мнение окружающих является главной одобря-ющей оценкой. В последние десятилетия нейронауки указывают и на то, что создание селфи может вызывать состояния, которые напоминают нехимиче-ский наркотизм, т. е. навязчивое желание фотографировать себя. При хрони-ческой форме (более 10 фотографий в день для размещения на социальных ресурсах) это приводит к тяжелым социальным последствиям: снижается ка-чество жизни, меняются ценностные ориентиры, развивается депрессия, со-провождаемая психологической агрессией и чувством неудовлетворенности собой. У некоторых молодых людей, например, прослеживается утрата ин-стинктов самосохранения, когда селфи делаются в опасных для жизни ме-стах. Такая селфи-мания в погоне за адреналином провоцирует несчастные случаи и летальные исходы [10]. Об отрицательном влиянии приложения Instagram на психологическое состояние молодых людей пишут и зарубежные исследователи. Так, соглас-но исследованию академии наук Великобритании в области здравоохранения (изучению подверглись 1500 молодых людей в возрасте 14-24 лет), Instagram оказался такой социальной медиаплатформой, которая оказывает влияние на появление у молодых людей депрессии и чувства беспокойства, особенно у девушек. Объяснение этому дано следующее: изобилующие фотографии красивых тел и лиц после использования фильтров и фотошопа заставляют молодых людей сравнивать эти «идеальные фейковые образы» с их реаль-ными фигурами и лицами, что способствует появлению чувства неудовле-творенности собой и самоуничижения [11]. Однако существуют исследователи, которые выделяют и положительное влияние данного сообщества на развитие социальной культуры молодежи. Развитие блогов и блогерства как явления приводит к росту творческой, со-циально-информационной, образовательно-воспитательной функций соци-альной сети Instagram. Посты отличаются довольно большим объемом тек-ста, информативно наполнены, позволяют подписчикам вести активные об-суждения в комментариях, делиться личными сообщениями. Для завоевания внимания подписчиков основой работы блогеров становится созидательное творчество, которое и есть «показатель современной социальной культуры» [12, с. 86]. Робин Трейвод в своем исследовании отмечает еще одну немаловажную позитивную функцию социальных приложений. Это функция поддержки молодых людей, особенно когда они испытывают трудности в общении. Виртуальные сообщества позволяют им чувствовать «взаимосвязанность» с друзьями по коммуникации в режиме реального времени, открыто говорить о том, что их по-настоящему беспокоит в реальной жизни [13]. Поскольку Instagram является продуктом западной массовой культуры, мы решили обратиться к зарубежному сервису обмена мнениями QUORA.COM [14] и посмотреть, как оценивают влияние приложения Insta-gram на современную молодежь обычные посетители сайта (не ученые и не исследователи). Мы подвергли анализу около 100 представленных на сер-висе ответов на вопрос: «Каким образом приложение Instagram влияет на молодых людей в настоящее время?» Примечательно, что неэксперты выра-жают точку зрения о том, что Instagram-платформа является в большей сте-пени деструктивной медиасредой (свыше 50 % ответов), в которой разруша-ется индивидуальность молодого человека, появляется созависимость от об-щественного мнения и стандартов, понижается самооценка и уровень уве-ренности в себе, развивается чувство тревоги и депрессии. Ниже в качестве доказательной базы мы приводим ряд наиболее интересных суждений с сай-та по исследуемой проблематике (перевод ответов дается с английского язы-ка): - «У каждого человека есть Instagram. Те, у кого его нет, считаются ано-малией, фриками или слишком «замкнутыми» людьми… Первое впечатле-ние моментально формируется по популярности человека в приложении… Люди часами шлифуют свою внешность в Instagram, чтобы стать привлека-тельными для других, но часто сами становятся зависимыми от их нового образа себя»; - «Instagram-приложение - поверхностное, в нем большое количество контента подвергается редактированию, фотокоррекции, использованию фильтров… Оно ненастоящее… Его каждодневное использование приводит к тому, что у пользователя развивается чувство сравнения, что влияет на са-мооценку и уровень уверенности... Молодой человек живет в мире, в кото-ром Instagram измеряет его/ее популярность в реальной жизни, определяет друзей и формирует образ для других…»; - «…После использования Instagram вы становитесь раздосадованным и пристыженным; вам не нравится то, как вы выглядите; вы не замечаете своих положительных качеств... Явление Instagram привело множество лю-дей к тому, что они полностью сфабриковали свои жизни с целью получения масштабного одобрения»; - «Я не рекомендую Instagram-приложение, поскольку оно разрушает индивидуальность»; - «Зависимость от Instagram изменила уклад нашей жизни; все, что мы делаем, от потребления еды до работы в саду, должно немедленно отразить-ся в ленте новостей. Instagram - это абсолютный вымысел, а не реальность. В нем все сфабриковано, чтобы сделать совершенным жизненный стиль, времяпрепровождение, питание, отдых и т. д.»; - «Instagram - это манипуляция над современной молодежью»; - «Instagram - это целый мир. Нереалистичный виртуальный мир, побег от реальности. Мир, в котором люди потеряны, в котором они живут вирту-альной жизнью и постепенно забывают о существовании реального окружа-ющего их мира»; - «Это худшая из всех медиаплощадок, к тому же такая затягивающая. Зависть и нарциссизм - это основные качества, которые социальные медиа взращивают, а Instagram доводит их до абсолюта». Для того чтобы определиться с собственными умозаключениями о влия-нии Instagram-сообщества на современную молодежь, мы провели анкетиро-вание среди студентов ВолгГТУ. Объектом анкетирования стали студенты, поскольку в период обучения в высшем образовательном учреждении у мо-лодых людей происходит активное усвоение и переосмысление культурных ценностей и социальных норм при немаловажной роли в их жизни досуговой сферы. 2. Материалы и методы Исследование проводилось в мае - июне 2020 года. В качестве основного метода на первом этапе исследования применялся интерпретативный анализ отечественных и зарубежных научных текстов и материалов интернет-сайтов по проблемам современной молодежной субкультуры и ее влияния на молодежь, который позволил нам выявить базовые положения исследования по изучению характеристик современной молодежной субкультуры (на при-мере Instagram-сообщества) под влиянием процессов интернетизации. На втором этапе исследования можно выделить метод анкетирования, который стал необходим для того, чтобы определить влияние Instagram-сообщества на молодых людей (в нашем случае студентов) и выявить сте-пень их вовлеченности и включенности в его виртуальное наполнение. Ме-тод количественного анализа послужил для выборки исследуемых данных и статистического отображения результатов анкетирования в виде процентных соотношений ответов респондентов. 3. Результаты исследования В опросе приняли участие 100 человек (58 девушек и 42 юноши) в воз-расте 18-24 лет. Анкета состояла из 11 вопросов, которые условно можно разделить на несколько групп. Первая группа вопросов имела целью определить популяр-ность и доступность приложения Instagram в молодежной среде. Так, актив-ными пользователями и участниками данного сообщества являются 76 % ре-спондентов. Примечательно, что 60 % опрошенных молодых людей (из них 42 % - это девушки) пользуются приложением каждый день и в ближайшее время не намерены сократить частотность его использования. По 12 % при-ходится на тех, кто пользуется приложением очень редко, и тех, кто не поль-зуется им совсем. Согласно полученным данным, популярность приложения Instagram объясняется и такими факторами, как его доступность и откры-тость для любого пользователя (что подтверждается ответами 88 % студен-тов). Вторая группа вопросов была направлена на выявление способов участия в Instagram-сообществе и возможностей использования его виртуального наполнения (контента). Вопросы предполагали несколько вариантов ответов. Выяснилось, что большинство опрошенных (это 64 %) используют приложе-ние Instagram с целью развлечения и свое участие проявляют в создании селфи, просмотре тематических страниц (кулинарных блогов, бьюти-страниц, музыкальных /спортивных блогов), просмотре фотогра-фий/видео/страниц звезд кино или музыки, комментировании просмотренно-го или увиденного. Для общения (обмена сообщениями) с друзьями и знако-мыми приложением пользуется ровно половина респондентов. Информатив-ная функция приложения (новости в мире/городе) реализуется для 34 % участников. Обучающие видео и образовательные ресурсы интересны для 24 % молодых людей. Доля студентов, развивающих собственное творчество на просторах виртуального сообщества (написание музыки, создание ви-деороликов, ведение собственных блогов), составляет 12 %. Полученные данные позволяют нам увидеть, что в Instagram-сообществе преобладает раз-влекательная направленность и отсутствует как таковая идейная основа, что, в свою очередь, являлось ключевым звеном для сплочения участников клас-сических субкультур. В третью группу вошли вопросы, нацеленные на выявление влияния In-stagram-сообщества на его участников. Большая часть респондентов (это 52 %) затрудняется в определении влияния приложения на молодежь в це-лом. Однако при ответе на вопрос относительно влияния на личность самого респондента (с множественным выбором вариантов) появляются следующие отклики: приложение развлекает (50 %), информирует (38 %), это способ времяпрепровождения (34 %), не оказывает влияния (30 %), отнимает много свободного времени (28 %), позволяет чувствовать сопричастность массовой культуре (14 %); позволяет не чувствовать себя одиноко (12 %), повышает самооценку (8 %), усиливает чувство тревоги или депрессии (4 %), нервиру-ет (2 %). Примечательно, что 48 % студентов считают, что в приложении In-stagram требуется контроль со стороны модераторов, поскольку допускается возможность оскорблений, использования непристойных слов и выражений, оказания давления на участников. Несмотря на активность в Instagram-сообществе молодые люди не заменяют реальное общение виртуальным, а предпочитают совмещать оба вида общения (84 % опрошенных); ввиду дан-ного факта они не чувствуют свою зависимость от данной социальной плат-формы (78 % ответов). Однако мы полагаем, что умозаключения молодых людей об их зависимости/независимости от Instagram-платформы весьма субъективны, поскольку процент ежедневных пользователей довольно высок и к тому же около 16 % респондентов понимают необходимость сокращения времени, проводимого в виртуальном пространстве. Четвертая группа была представлена открытым вопросом (без вариантов ответов) относительного того, что особенно нравится или не нравится в при-ложении Instagram. Здесь прослеживаются противоречивые ответы. Так, по мнению опрошенных студентов, привлекательными для них характеристи-ками приложения являются следующие: разнообразие контента (множество тематических блогов по интересам); формирование новостной ленты на ос-нове увлечений; возможности знакомства с интересными людьми; высокая скорость распространения актуальной информации; «включенность» в жизнь друзей или известных личностей. В то же время в качестве недостат-ков приложения отмечены большое количество рекламы, наличие фейковых (ненастоящих) страниц, возможность мошенничества, бесполезность предо-ставляемой информации, трудности в поиске интересного контента. Раз-мышления молодых людей об изъянах интернет-сообщества являются, на наш взгляд, обнадеживающими. Молодые люди, несмотря на «зомбирован-ность» цифровыми ресурсами, обладают критическим мышлением и способ-ны фильтровать их положительное и отрицательное наполнение. Доля такой молодежи невелика (согласно нашему опросу - это 20 %), но в этих резуль-татах мы и усматриваем необходимость и целесообразность своевременной педагогической работы (со стороны родителей и социально-педагогических служб образовательных учреждений) по формированию зрелой, психологи-чески устойчивой личности, способной ориентироваться в вызовах интернет-реальности и справляться с ними. Как справедливо замечает психолог А. Монтгомери, социальные приложения «не являются однозначно хороши-ми или плохими». В данной связи становится крайне важным то, «кто и как их использует» [15], поскольку приложением пользуются миллионы моло-дых людей по всему миру, но все они делают это с разными целями. Обсуждение и заключение На основе проведенного исследования и результатов анкетирования мы пришли к умозаключениям о том, что основными чертами молодежной суб-культуры современности являются следующие: 1) гедонизация ценностей; 2) глобализация молодежной субкультуры; 3) интернет-локализация моло-дежной субкультуры. Под гедонизацией ценностей мы понимаем желание участников вирту-альных объединений все время получать удовольствие и новые приятные впечатления. Объединение участников происходит по линии интересов и увлечений. В современных молодежных субкультурах/сообществах не про-слеживается идеология, а система ценностей уже не является их отличи-тельным атрибутом. Глобализация молодежной субкультуры - это утрата субкультурой авто-номности (закрытости границ) и эзотеричности (возможности входа в суб-культуру только узкого круга «посвященных» людей). Виртуальные моло-дежные объединения в настоящее время открыты для любого участника, имеющего интернет-подключение; также можно состоять сразу в нескольких объединениях и осуществлять в них желаемую коммуникатив-ную активность. Так, например, данные анкетирования продемонстрировали, что наряду с Instagram молодые люди параллельно пользуются такими соци-альными сетями/приложениями, как ВКонтакте, Youtube, Facebook, Twitter, Telegram и др. Под интернет-локализацией мы понимаем смещение места встречи и общения представителей субкультурных течений из реального пространства (парки, клубы, улица) в виртуальную среду. Интернет, мессенджеры и соци-альные сети стали основной площадкой взаимодействия молодых людей. Процессы интернетизации молодежных объединений оказывают мощное воздействие на культурную жизнь их участников, как отрицательное, так и положительное. Нашей задачей становится учить молодежь тому, как справ-ляться с этими вызовами современного общества, готовя их тем самым к жизни в мире интернет-технологий. Проведенное нами исследование позволяет сформулировать некоторые рекомендации по минимизации отрицательного влияния современных моло-дежных объединений на их участников. 1. Для предотвращения селфи-зависимости считаем целесообразным осуществлять раннюю профилактику на предмет знания проявления призна-ков селфимании, формировать представление о положительных и креатив-ных способах создания и использования фотографий. 2. В рамках воспитательной работы находим целесообразным просве-щать молодежь на предмет образовательных ресурсов приложения Instagram. Так, например, аккаунты the artsmuseum, hermitage, metmuseum, museelouvre, britishmuseum, arzamas.academy просвещают на тему истории искусств; акка-унты nasa, roscosmosofficial, marscuriosity предоставляют информацию по развитию космоса и Вселенной; для изучения архитектуры полезными могут стать аккаунты romodindenis или socialistmodernism; аккаунты nypl, lirary-congress - это ресурсы крупнейших библиотек, и так далее. Главное - это фокусировать внимание молодых людей на том, что приложение Instagram - это не только развлекательная медиаплощадка, но также платформа с обра-зовательным содержанием; найти его и воспользоваться крайне просто и ин-тересно в условиях современности. 3. Особое внимание следует уделять ценностям жизнедеятельности мо-лодых людей, привлекая к участию семью, педагогов с целью их переориен-тации из русла социальных сетей в русло общения с интересными людьми или поиска занимательного хобби. 4. Своевременная работа с психологами поможет развитию самоанализа у молодых людей, критического осмысления фактов и событий, что приведет впоследствии к повышению самооценки, сформирует уверенность в себе, поспособствует развитию самоконтроля и уровней саморегуляции. Данные рекомендации не являются исчерпывающими, но они наверняка послужат стимулом для поиска и выработки инновационных социальных технологий духовно-нравственного воспитания молодежи.
×

About the authors

Ekaterina A. Glebova

Volgograd State Technical University

Email: eaglebova@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State Technical University. 28, Lenina avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation

Irina V. Bgantseva

Volgograd State Technical University; Volgograd Academy of Physical Culture

Email: irina07085@rambler.ru
Dr. Ped. Sci., Associate Professor, Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State Technical University, Associate Professor of Humanities and Economics Department of Volgograd Academy of Physical Culture. 28, Lenina avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation, 78, Lenina avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation

Irina A. Tislenkova

Volgograd State Technical University; Volgograd State Social-pedagogical University

Email: tislenkova@bk.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State Technical University, Associate Professor of English Philology Department of Volgograd State Social-pedagogical University. 28, Lenina avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation, 27, Lenina avenue, Volgograd, 400066, Russian Federation

Victoria V. Tikhaeva

Volgograd State Technical University

Email: tilsitka@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Volgograd State Technical University. 28, Lenina avenue, Volgograd, 400005, Russian Federation

References

  1. «Это молодежь с высоким ощущением опасности»: социолог Елена Омельченко - о том, почему 18-летние доверяют президенту и как изменились современные субкультуры. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://paperpaper.ru/campus/ omelchenko/ (дата обращения: 01.07.2020).
  2. Жизнь в интернете и без него: официальный сайт ВЦИОМ. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116780 (дата обращения: 01.07.2020).
  3. Руденкин Д.В. Интернет в повседневной реальности современной российской молодежи // Проблемы модернизации современного российского государства: сборник трудов конференции. Стерлитамак, 24-25 мая 2018. - С. 35-39.
  4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. - М.: Русский язык, 2001. - 862 с.
  5. Новые молодежные субкультуры: кто такие АУЕ, винишки, воркаутеры. - 2019 [Электронный ресурс]. - URL: https://activityedu.ru/Blogs/psy/subkulturnye-novye-neformaly/ (дата обращения: 03.07.2020).
  6. Youth Culture Update: Angsty Instagram // YouthWorker Journal. - 2020 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.youthworker.com/articles/youth-culture-update-angsty-instagram/ (дата обращения: 03.07.2020)
  7. Новикова Т.Е. Симулятивная сущность социальных сетей (на примере Instagram) // Знак: Проблемное поле медиаобразования, 2016. - № 5 (22). - С. 69-71.
  8. Панич Н.А., Мороз Н.А. Репрезентация жизненного мира молодежи в социальных сетях // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020. - № 4 (72). - С. 54-58.
  9. Бакшутова Е.В. Сетевые войны, полилог и скриптоконвенция в общественно деструктивных онлайн-группах // Вестник Самарского гос. техн. ун-та. Серия «Психолого-педагогические науки». - 2019. - № 3 (43). - C. 6-18.
  10. Теория и практика работы с представителями молодежных субкультур: методический и практический сборник. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://pravoslavmolodezh.ru/metodika/3780-teoriya-i-praktika-raboty-s-predstavitelyami molodezhnyh-subkultur-metodicheskiy-i#_Toc499551371 (дата обращения: 03.07.2020).
  11. Fox K. Instagram worst social media app for young people's mental health. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://edition.cnn.com/2017/05/19/health/instagram-worst-social-network-app-young-people-mental-health/index.html (дата обращения: 03.07.2020).
  12. Кащеев О.В., Головко В.Я. Социальная сеть Instagram как часть культуры общества // Вестник славянских культур. - 2019. - Т. 52. - С. 83-91.
  13. Treyvaud R. The Positive Effects Of Social Media On Teenagers. - 2017 [Электронный ресурс]. - URL: https://knowledge-centre.familyinsights.net/knowledge-base/the-positive-effects-of-social-media-on-teenagers/ (дата обращения: 20.05.2020).
  14. How does Instagram affect young people today? [Электронный ресурс] - URL: https://www.quora.com/How-does-Instagram-affect-young-people-today (дата обращения: 12.06.2020).
  15. Abramian A. Harnessing the Positive Effects of Social Media For Your Teen. - 2018 [Электронный ресурс]. - URL: https://www.quora.com/What-are-the-positive-and-negative-effects-of-Instagram-on-youth (дата обращения: 20.05.2020).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Glebova E.A., Bgantseva I.V., Tislenkova I.A., Tikhaeva V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies