Management of the educational process in the field of language education at the university



Cite item

Full Text

Abstract

The problem of managing the educational process in the implementation of language education in a non-linguistic University is studied on the example of MGIMO Odintsovo branch (Moscow region). We consider the mechanisms, algorithms, and systems of pedagogical management, including LMS (learning Management System), which can be used in the conditions of standard, mixed, and distance learning, including during the forced full transition to remote mode in the spring of 2020 and the introduction of mixed learning in the 1st semester of the 2020/2021 academic year. The article presents an algorithm for pedagogical management of the educational process in the field of implementation of language education in a non-linguistic University, which includes the following stages: planning, design, motivation, implementation, monitoring and reflection. The algorithm has been successfully implemented in our University, including in the conditions of the COVID-19 pandemic. The conditions of pedagogical management of process of implementation of language education (humanistic orientation, taking into account specifics of the spiritual and moral development and the needs of students and individual (gender and age, level of proficiency, etc.). local language system characterized by the following parameters: the dominance of a clear and verified the goals of language education; the combination of complex ideas, the whole process of language education and work programs, teaching materials, etc.; permanently managed correction and development of the language teaching process taking into account changing external and internal conditions, requests and goals; monitoring of the achieved learning results. The criteria for evaluating the quality of management effectiveness are highlighted: the order and transparency of the process of implementing language education; the presence of the "backbone" of the teaching staff of the Department, the cohesion of the University itself "vertically" , etc. The introduction of the proposed algorithm of pedagogical management of the educational process in the field of language education implementation into the educational process of MGIMO showed its effectiveness, which was reflected not only on the results of the session and state exams, but also on the level of language training of graduates who reached the desired B2-C1/C2, having initially A2/B1. Moreover, the implementation of the algorithm developed by US at MGIMO allowed not only to systematize and simplify the management process.

Full Text

Введение Современное мировое сообщество ставит перед высшим образованием достаточно серьезные цели, в частности в области языкового образования, когда выпускники отечественных вузов априори должны владеть иностран- ным языком на достаточно продвинутом бытовом и профессиональном уровне (В2/С1-С2), что указано в образовательных стандартах высшего обра- зования и отражено в рабочих программах. Ответ на этот вызов общества и государства делает реализацию языкового образования неоспоримо важным фактором, во многом определяющим дальнейшую профессиональную карье- ру выпускника вуза, ибо владение иностранным языком позволяет ему не только успешно влиться в отечественную и международную профессиональ- ную среду, но и продвинуться по карьерной лестнице. Именно поэтому сего- дня важно говорить об управлении образовательным процессом, особенно когда мы столкнулись с вынужденным полным переходом в дистанционный режим весной 2020 г. и с внедрением смешанного типа обучения в 1-м се- местре 2020/2021 учебного года. Неожиданный переход на дистанционный и смешанный тип обучения в условиях форс-мажора, вызванного пандемией COVID-19, определил поиск новых методик обучения (применимых в онлайн-режиме посредством LMS - система управления обучением, Learning Management System), особенно для текущего поколения Z, которое изначально положительно относится к применению цифровых технологий. Текущие реалии актуализируют пересмотр имеющихся и поиск новых эффек- тивных механизмов, алгоритмов, систем педагогического управления, в том числе LMS, которые возможно имплицировать в условиях стандартного, смешанного и дистанционного типов обучения. Использование LMS в препо- давании языковых дисциплин подняло вопрос о способах и методах развития всех видов речевой деятельности, интегрируемых посредством IT. В данном ключе важно выделить, что в педагогической науке на данный момент еще должным образом не разработан соответствующий раздел, изучающий про- цесс управления реализацией языковым образованием, поэтому мы предпри- нимаем шаги в попытке систематизировать наработанный нами опыт, кото- рый, естественно, нуждается в последующем углублении и расширении. Вы- шеперечисленное обусловливает разработку современной модели компетен- ций преподавателя - управленца, готового работать в парадигме традицион- ной, онлайн и смешанной педагогики, ориентированной на студентов. Помимо этого, анализ текущих требований, предъявляемых работодате- лями к выпускникам (потенциальным сотрудникам), убедительно показывает, что уверенное владение языком выступает необходимым условием при поис- ке работы, особенно в условиях повсеместной глобализации и цифровизации как образования, так и рынка труда. Все вышеуказанное определяет актуальность данного исследования, целью которого признается конструирование и апробирование алгоритма педагогиче- ского управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе (на базе МГИМО, Одинцовский филиал, Мос- ковская область). Обзор литературы В наши дни Ю.К. Бабанский, А.И. Каптерев, В.В. Краевский, М.М. По- ташник и другие педагоги-исследователи посвятили свои труды общим во- просам управления образовательными процессами, без верификации уровня и специфики образовательного учреждения [1, 2]. Заметим, что особенности управления образовательными процессами в высшей школе нашли свое от- ражение и в нормативно-правовой базе, в частности в приказе Минобразова- ния РФ от 14.03.2020 № 398 [3] и в соответствующих федеральных государ- ственных образовательных стандартах высшего образования. Анализ развития системы отечественного высшего образования подразу- мевает знакомство с актуальными тенденциями в области управления образо- вательными процессами в вузе, чему посвятили свои исследования В.И. Бого- словский, В.Я Вульферт, Е.Н. Глубокова, С.Н. Голерова, Д.Ц. Дугарова, О.Л. Мартынова, Т.В. Сидорина, Д.В. Чупрова и пр. Труды и научные идеи указанных авторов составили методолого-теоретическую базу нашего иссле- дования [4, 5, 6]. Нам близка позиция О.Л. Мартыновой, которая поднимает общие вопро- сы о способности вуза эффективно отвечать и соответствовать текущим из- менениям в социуме с опорой на имеющийся опыт [4]. Данная проблема была также поддержана В.Я Вульферт и Т.В. Сидориной, которые рассматривали возможные функции педагогического управления и их замкнутый контур с точки зрения синергетического подхода. Высшее образование сегодня пре- терпевает значительную системную трансформацию, когда порождаются но- вые требования как к студенту, так и к педагогу. Этому способствует как научно-технический прогресс, глобализация, информатизация, усложнение в целом процессов управление (внедрение LMS), так и пандемия. Данные факторы мы рассматриваем как важные элементы образовательной системы, находящиеся во взаимодействии и влияющие напрямую на субъект образова- ния. В подобных условиях очевидным императивом развития языкового об- разования признается перманентное введение инноваций в образовательный и управленческий процессы [5]. В.И. Богословский, Е.Н. Глубокова, Д.Ц. Ду- гарова, Т.А. Костюкова, А.Л. Морозова и Д.В. Чупрова соглашаются с выше- указанными авторами и исследуют организационные (педагогические) виды управления искомым процессом с учетом знаниевого подхода [6, 7, 8]. Более детальное изучение различных вопросов управления языковым образованием представлено в трудах С.Н. Голеровой и С.К. Гураль, которые изучали в том числе новые форматы языкового образования [9, 10]. В предлагаемом иссле- довании мы согласны с Н.В. Куриковой, С.А. Ламзиным и Е.Ю. Надеждиной, что поиск современных способов управления языковым образованием актуа- лизирует переосмысление методических принципов как основы теории обу- чения языку в рамках нового синергетического подхода [11, 12]. Позже эти идеи получили свое развитие в работах Т.М. Давыденко, О.И. Лыткиной, А.Ю. Пономаревой и Т.И. Шамовой, которые исследовали ключевые прин- ципы языкового коучинга с учетом положений синергетического подхода [13, 14]. Е.М. Дубовикова, О.П. Яменко, Т.А. Яцевич и пр. занимались проектиро- ванием моделей дистанционного образования и электронных учебников с опорой на LMS. О.Н. Гич, Н.А. Коренькова А.В. Сазонова, И.Е. Соловова, С.Г. Тер-Минасова и пр. фрагментарно рассматривали и анализировали прак- тику внедрения TESOL/ESOL в неязыковых вузах с использованием е- технологий. Специфика работы преподавателя вуза в электронном образова- нии раскрыта И.М. Дегиль и Т.А. Костюковой и пр. [6, 7, 8]. Более того, мы проанализировали опыт таких зарубежных ученых, как С.С. Данмал, А.М. Данджека и Й.Ч. Ченг, сфера научных интересов которых лежит в области менеджмента образования в условиях его глобализации [15- 17]. Частные вопросы методики преподавания языка были рассмотрены Р.С. Гарднером, Х. Тимперли, А. Уилсоном и пр. [18, 19, 20]. Однако вышеперечисленные ученые не уделяли достаточного внимания конструированию алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе, изучая лишь общие аспекты и вопросы управления. В ходе конструирования предложенного алгоритма управления образова- тельным процессом в области реализации языкового образования в вузе мы принимаем во внимание теоретико-методологические положения и идеи про- фессиональной подготовки студентов, разработанные А.А. Вербицким, С.К. Гураль, И.А. Зимней, Т.А. Костюковой, Т.М. Краснорядцевой, О.А. Обдало- вой, О.Г. Поляковым и пр. исследователями [7, 10]. Мы опираемся на ключевые положения следующих подходов: компе- тентностного (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, В.А. Хуторской и др.), синергетического (Н.Е. Басин, С.А. Ламзин, Н.В. Курикова, И.И. Ши- лович и пр.) и коучингового (О.И. Лыткина, А.Ю. Пономарева и пр.) [8, 10, 13], нацеленных на эффективное управление образовательным процессом и достижение обозначенного в рабочей программе результата обучения, и именно овладения обучающимися неродным языком на достаточно высоком профессиональном (В2-С2) и бытовом (В2-С1) уровне. Материалы и методы Материалом исследования выступают современные LMS: Moodle, Google class, MS Teams и пр., применяемые в рамках дистанционного и смешанного типов обучения. В ходе проведения исследования мы прибегали к использо- ванию ряда методов: анализу теоретической научно-педагогической литера- туры по вопросам организации и реализации педагогического управления и образовательных/рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык», анализу образовательных стандартов по направлениям подготовки 45.03.02 - Лингвистика, 38.03.01 - Экономика, 40.03.01 - Юриспруденция и 38.03.04 - Государственное муниципальное управление (уровни бакалавриат, магистра- тура); изучению и обобщению фактического педагогического опыта и пр. Результаты исследования Логика этого исследования строится на нижеизложенной последователь- ности действий: изучение с последующим анализом рабочих понятий (педагогическое управление и его цель, задачи, принципы); обзор основных компонентов разрабатываемого алгоритма педагогиче- ского управления образовательным процессом в области языкового образова- ния в неязыковом вузе с одновременным обращением к практике его реали- зации в МГИМО, Одинцовский филиал. Как мы уже отмечали выше, К.Ю. Белая, А.А. Вербицкий, С.Н. Голерова, С.К. Гураль, И.А. Зимняя, Т.А. Костюкова, О.Г. Поляков и другие коллеги рассматривали общие вопросы организации управления образовательным процессом. Анализ источниковой базы дает основание утверждать, что педа- гогическое управление является целым комплексом принципов, методов, форм и приемов управления языковым образованием в вузе, нацеленным на совершенствование языковой подготовки студентов. Исследователи согла- шаются, что педагогическое управление в целом ориентировано на достиже- ние образовательных целей за счет осознанной организации образовательного процесса, его менеджмента и обеспечения трудового процесса всего педаго- гического коллектива. Важно выделить, что функционал подобного управле- ния включает верификацию и достижение образовательных целей конкретно- го института и воздействие субъекта педагогического управления на объект, под которым традиционно понимаются как отдельно взятые обучающиеся, так и учебные группы, более того, сам вуз и его процессы. Нам близка пози- ция указанных ученых, которые справедливо полагают, что применение соот- ветствующих законов природы и социума в сочетании с законами менедж- мента (управления) является необходимым условием эффективного управле- ния образовательными процессами. Укажем, что в практике МГИМО это реа- лизуется на нескольких уровнях, в частности на уровне заместителя директо- ра по языковой подготовке, факультета и языковой кафедры. Проанализировав теоретический и практический опыт и мнение приве- денных ученых, мы пришли к пониманию управления в педагогике как некой отдельной деятельности, чей субъект обеспечивает эффективное взаимодей- ствие всех участников образовательного процесса, нацеленного на достиже- ние искомых результатов обучения. Бесспорно, что управление в сфере реа- лизации языкового образования в неязыковом вузе включает следующие эта- пы внедренного алгоритма: планирование, конструирование, мотивацию, ре- ализацию, мониторинг и рефлексию. Практика показала, что предложенные этапы алгоритма (см. таблицу) носят достаточно гибкий характер и каждый отдельно взятый этап легко может быть актуализирован, пересмотрен с уче- том текущих изменений в реалиях нашей жизни (допустим, резкого перехода на дистанционное образование) без ущерба всему процессу управления и обучения языку. Данный алгоритм применяется в нашем институте в усло- виях как традиционного дистанционного, так и смешанного типа обучения с опорой на LMS. Представленный алгоритм педагогического управления об- разовательным процессом в области реализации языкового образования в не- языковом вузе достаточно успешно реализуется в нашем вузе, в том числе в условиях пандемии COVID-19 и в рамках смешанного типа обучения, внед- ряемого в 1-м семестре 2020/2021 учебного года (см. таблицу). 97 96 Алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе Этап Цель этапа Содержание управления Результат управления Планирование Верификация цели и задач 1. Выяснение (тестирование) исходного На основе выявленного уровня влапо реализации языкового уровня владения языком обучающимися и их дения студентами языком и их пообразования в вузе с учетом языковых потребностей требностей скорректированы и актунаправления подготовки 2. Анализ и актуализация образовательной ализированы цели и задачи реализаи рабочей программ ции языкового образования в вузе 3. Уточнение конкретных целей и задач на с учетом направления подготовки основе реального уровня владения языком обучающимися и в соответствии с их потребностями Конструирование Разработка программы или плана действий в области реализации языкового обра- зования Актуализация рабочей программы и соответ- ственных учебно-методических материалов, тем, планов, дидактических материалов и пр. Уточнение подходов и методов обучения языку с учетом реалий и потребностей обу- чающихся Разработка критериально-оценочного аппарата Программа / план Мотивация Развитие учебной мотива- ции обучающихся в области изучения неродного языка Корректировка стратегий учебной мотива- ции изучения языка за счет корректировки методов обучения и раскрытия потенциала в дальнейшей карьере при уверенном владе- нии языком Скорректирована стратегия учебной мотивации изучения языка 98 97 Окончание таблицы Этап Цель этапа Содержание управления Результат управления Реализация Активизация иноязычной коммуникативной деятель- ности всех обучающихся, в том числе на профессио- нальные темы Реализация основных положений и идей компетентностного, синергетического Имплицирование современных активных / интерактивных методов обучения в рамках коммуникативно-контекстного обучения и коучингового подходов Совершенствование уровня фактиче- ского / текущего владения языком по сравнению с изначальным Мониторинг Мониторинг текущей успеваемости Осуществление текущего / промежуточного контроля Фиксация текущего уровня владения языком по сравнению с изначальным для понимания эффективности вы- бранной образовательной траектории Рефлексия Анализ полученных результатов Анализ полученных результатов и внесение корректировок Анализ полученных результатов и внесение корректировок Далее логичным представляется вкратце описать опыт имплицирования предложенного алгоритма на базе МГИМО, в том числе в период пандемии COVID-19. Отметим, что сегодня, особенно с учетом опыта полного перехода на дистанционное обучение из-за пандемии весной 2020 г. и внедрения сме- шенного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года, а также в целом по причине увеличения доли учебной нагрузки, реализуемой посред- ством дистанционных технологий, большинство отечественных вузов ис- пользуют различные системы дистанционного обучения, частью которых вы- ступают системы: Learning Management System = система управления обучением (LMS); Learning Content Management Systems = система управления учебным контентом (LCMS). Одной из самых часто используемых LMS на постоянной основе считает- ся Moodle [24]. При этом в период пандемии по причине того, что большин- ство из нас не были готовы к подобному развитию событий, многие вузы, вынужденные буквально за 2-3 дня перейти полностью в дистанционный формат обучения, применяли следующие LMS: Moodle, Google classroom, MS Teams и прочие. Каждый LMS важно наполнить соответствующим учебно- языковым содержанием/контентом: online-курсами и лекциями, электронны- ми заданиями и тестами и пр. Все это потребовало особого внимания со сто- роны администрации и кафедры при реализации языкового образования. Рассмотрим основные этапы алгоритма (см. таблицу), реализуемого в МГИМО, в том числе посредством LMS. На этапе планирования руководство совместно с ППС кафедр обсуждают конкретные цели и задачи по реализации языкового образования в вузе с учетом как направления подготовки, так и фак- тического уровня владения языком каждой группы в рамках синергетического и компетентностного подходов. Применение данных подходов направлено на перманентное интегрирование педагогических инноваций (новые методы, фор- мы обучения) в образовательный процесс по языку, а также поиск более эффек- тивных способов управления образовательными процессами, в том числе по- средством LMS. На этапе перехода в 100%-й режим дистанционного обучения институтом был проведен ряд совещаний посредством Zoom для обсуждения производственных вопросов. С результатами работы в дистанционном режиме обучения на базе МГИМО и в условиях реализации Приказа Министерства № 398 [3] можно ознакомиться по ссылке [21]. Далее следует этап конструирования, требующий тщательного продумыва- ния общей стратегии обучения языку. Именно здесь происходит такая важная работа ППС, как пересмотр рабочей программы, учебно-методических и дидак- тических материалов и пр.; уточнение подходов и методов обучения языку с опорой на потребности обучающихся; разработка критериально-оценочного ап- парата. Важно внимательно отнестись к данному этапу, ибо, как убедительно показывает практика, от степени его успешности во многом зависит не только качество языкового образования, но и уровень учебной мотивации студентов. Очевидно, что все выделенные нами этапы алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового об- разования в неязыковом вузе находятся в тесной взаимосвязи. Допустим, этап мотивации взаимосвязан не только с конструированием, но и с собственно реализацией данного управления. Последние два этапа также находятся в тесной связи, ибо результаты мониторинга результатов образования по язы- ку показывают качество всего процесса управления и в обязательном порядке предполагают проведение рефлексии и осмысления проделанной работы. Ес- ли говорить об управлении языковым образованием в МГИМО в период пан- демии в рамках LMS, то важно указать, что мы, как и многие наши коллеги, находились в стадии постоянного активного поиска лучших решений, стара- лись сохранить качество образования и морально поддержать коллег и сту- дентов. Добавим, что около 75 % студентов успешно справились с экзаменом с первого раза, что не может не свидетельствовать об эффективности пред- ложенного алгоритма управления. Таким образом, искомый процесс управления в области реализации язы- кового образования в неязыковом вузе представляется нам достаточно спе- цифической деятельностью. В данном контексте мы верим, что управление, являясь целенаправленным и перманентным процессом взаимодействия всех участников образовательного процесса, определенно носит творческий ха- рактер, что способствует достижению результата самого управления. Отме- тим, что четкое видение целей и задач конкретной образовательной програм- мы и организации в целом, понимание потенциала преподавателей и учет те- кущих реалий признаются нами одним из ключевых аспектов в любой LMS, гарантирующих успех в управлении. В данном ключе важно отметить, что современный педагог должен владеть не просто своим предметом и IT- компетенцией, но и принципиально новыми форматами коммуникации (в ре- жиме LMS, дистанционного обучения), наконец, дидактикой смешанного обучения; уметь сместить акценты, во-первых, с преподавания на управление обучением (Teaching - Learning), во-вторых, с преимущественной модели взаимодействия «студент - преподаватель» на модель «студент - студент». Обучающиеся, в свою очередь, вынуждены осваивать ряд образовательных платформ, чтобы полноценно пользоваться всеми онлайн-ресурсами в про- цессе получения высшего образования, что может стать предметом отдельно- го изучения ученых-педагогов в ближайшем будущем. Анализ теории и практики МГИМО позволяет нам признать аксиомами в указанном управлении следующее: процесс реализации языкового образования подлежит управлению; к принципам педагогического управления относится приоритет инди- видуального и компетентностного подходов в ходе управления, основанных на сотрудничестве и уважительно-доверительном и справедливом отношении ко всем участникам управления и направленных на повышение уровня владе- ния иностранным языком; управление процессом реализации языкового образования обусловли- вает как конструирование, так и реализацию с последующим развитием усло- вий для совершенствования уровня владения языком студентами. К подоб- ным условиям, как показывает накопленный педагогический опыт, можно отнести не только современную материально-техническую базу кабинетов, где проходят пары по языку, но и оказание студентам помощи в участии в различных международных программах академической мобильности, в под- готовке к сдаче международных языковых экзаменов и пр. Педагогическая практика убедительно показывает, что к важнейшим условиям исследуемого управления процессом реализации языкового образо- вания возможно отнести: Гуманистическую направленность современной педагогической науки и методики, которая диктует принятие обучающихся как доминирующей ценно- сти в педагогическом управлении и требует соблюдения норм морали и этики от всех участников образовательного процесса, особенно когда в аудитории при- сутствуют представители разных национальностей, религий и культур. Учет специфики духовно-нравственного развития и потребностей обу- чающихся при управлении процессом реализации языкового образования (о чем мы достаточно подробно писали в [22, 23]). Учет индивидуальных (гендерно-возрастных, уровень владения языком и др.) особенностей обучающихся. С целью обеспечения преемственности в реализации языкового образования в нашем вузе группы изначально разделе- ны по уровням владения языком, и к последнему курсу уровни поэтапно вы- равниваются (в ходе прохождения разнообразных языковых программ: «уро- вень начинающий», «уровень базовый», «уровень продолжающий» и пр.) и группы выводятся на единый уровень В2-С1/С2. На кафедре числятся руко- водители программ из числа ППС, которые курируют каждое направление и внимательно отслеживают не только сам образовательный процесс, но и до- стижения каждого студента, за счет чего реализуется индивидуальный под- ход. Выход на искомый уровень владения языком является важной задачей института в ходе реализации представленного алгоритма управления. Состав групп носит переменный характер, а по итогам каждой сессии он пересмат- ривается с учетом достигнутого уровня каждым обучающимся [7]. Систематизацию процесса реализации языкового образования в кон- кретном институте, что подразумевает исключение его фрагментарности и диктует рассмотрение всех его компонентов в их единстве и взаимодействии, направленность всего процесса обучения языку на достижение цели и задач. Поэтому в нашем институте преподаватели языка поддерживают тесный кон- такт друг с другом (посредством мессенджеров и LMS), регулярно обсужда- ют текущею ситуацию в группе, а в конце семестра составляется достаточно подробный отчет по каждой группе и студенту, что облегчает процесс управ- ления образованием в части передачи групп новому преподавателю и подбора корректной языковой программы. В данном ключе мы поддерживаем Т.М. Давыденко, Т.И. Шамову и Г.М. Шибанову, которые справедливо относят к ключевым задачам управления образовательными процессами следующие: отсутствие противоречий между всеми компонентами и элементами системы управления; принятие объективных закономерностей целостного и управляе- мого развития с учетом актуальных тенденций языкового образования, о ко- торых мы говорили выше; сочетание современных и оптимальных методов, форм, а также средств управления и пр. [14]. Важно подчеркнуть, что управ- ление образовательным процессом в области реализации языкового образо- вания в вузе должно отвечать текущим требованиям рынка труда и федераль- ному государственному образовательному стандарту. Горизонтально-вертикальную преемственность и непрерывность язы- кового образования в институте, что подразумевает активное, беспристраст- ное и открытое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Опираясь на выделенные нами условия управления и на накопленный пе- дагогический опыт, в том числе опыт МГИМО, можно сказать, что локальной языковой системе свойственны следующие параметры: Доминирование четких и верифицированных целей языкового образо- вания, которым подчинен весь образовательный процесс в конкретном вузе. Источниками данных целей выступают социально-профессиональные, регио- нальные потребности и ценности, госстандарт (как госзаказ) и потребности конкретных обучающихся в сочетании со спецификой образовательного учреждения. Поэтому мы регулярно проводим беседы и опросы студентов с целью выяснения их отношения к учебе и возможных пожеланий. Подоб- ные опросы организует и анализирует деканат. Сочетание комплекса идей всего процесса языкового образования и рабочих программ, дидактических материалов и пр., которые регулярно ак- туализируются ППС. Перманентно управляемое корректирование и развитие процесса пре- подавания языка с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий, запросов и целей. Управление языковым образованием требует от педагога и вуза обращения к разнообразным методам: коммуникативное, коучинговое, компетентностное обучение, case-метод и т. д. Как убедительно показывает практика, применение этих методов обучения не только способствует совер- шенствованию уровня языковой подготовки студентов, но и стимулирует и мотивирует обучающихся к учебе [13, 19, 20]. Мониторинг достигнутых результатов обучения с целью фиксации те- кущего уровня языковой подготовки обучающихся и внесения необходимых корректировок на основе полученных данных. В практике МГИМО уже не- сколько лет достаточно успешно осуществляется мониторинг посредством online-технологий. Рейтинговые работы и/или часть зачета или экзамена про- водятся нами в режиме online [25]. Около 70 % обучающихся отмечают, что им нравится организованный подобным образом мониторинг, так как они считают его современный и удобным [7]. Далее важно упомянуть, что управление искомым процессом, как показал опыт МГИМО, возможно реализовывать в ходе контактной аудиторной и внеаудиторной работы. Первое направление обусловливает: усиление прак- тико- и профессионально-ориентированных компонентов самого содержания образования для усиления учебной мотивации с параллельным развитием межпредметных связей; имплицирование актуальных методов обучения язы- ку; взаимоуважение в ходе взаимодействия всех участников данного процесса и пр. Управление процессом реализации языкового образования включает со- здание и совершенствование языковой среды для самореализации, самообра- зования и саморазвития обучающихся, прежде всего в профессиональной сфере, за счет владения языком. Анализ научной литературы и педагогического опыта позволил нам счи- тать, что для оптимизации управления необходимо: перманентное совершен- ствование реализуемой системы языкового образования как целостного явле- ния; создание и поддержание социально и профессионально положительного имиджа языковой кафедры и института в целом (за счет проведения разнооб- разных общественно-важных мероприятий, конкурсов, конференций и пр.), подтвержденного фактическими достижениями учащихся и педагогов; до- стижение заявленных в стандарте результатов обучения; развитие разноуров- невого языкового образования с учетом изначального уровня владения язы- ком студентами, что нацелено на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения; развитие материально-технической базы института и обеспечение конкурентоспособности выпускников за счет их уверенного вла- дения общим и профессиональным аспектами языка и пр. [7, 17, 20]. Занимаясь проблемой качества управления образовательными процесса- ми, важно упомянуть критерии оценки качества эффективности управления. В этом вопросе мы опираемся на критерии, представленные Д.В. Григорье- вым, И.В. Кулешовой, П.В. Степановым, и считаем возможным выделить следующие: упорядоченность и прозрачность процесса реализации языкового образования; присутствие «костяка» педагогического коллектива кафедры, сплоченность самого вуза «по вертикали»; комплексная интеграция образова- тельных языковых воздействий; доля приближенности языковой системы об- разования к фактическим целям; реализация конкретной педагогической (языковой) концепции и пр. Приведенные критерии применяются в практике нашего института и позволяют совершенствовать процесс управления языко- вым образованием и достигать достаточно хороших результатов в области языковой подготовки, о чем свидетельствуют в том числе результаты госу- дарственных экзаменов по языку. Обсуждение и заключение Итак, мы видим, что сегодня актуальным является поиск новых эффек- тивных алгоритмов педагогического управления, которые возможно приме- нять в том числе в ходе стандартного, смешанного и дистанционного обуче- ния иностранному языку. Практика МГИМО убедительно свидетельствует, что в наши дни, особенно в условиях введения временного карантина по при- чине распространения новой коронавирусной инфекции и последующего временного перехода на смешенный тип обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года, возможно использовать предложенный нами алгоритм управ- ления при обучении неродному языку. Доказано, что предложенный алго- ритм управления в сфере реализации языкового образования в неязыковом вузе включает следующие этапы: планирование, конструирование, мотива- цию, реализацию, мониторинг и рефлексию, способствует повышению уров- ня владения языком обучающимися. Разработанные этапы алгоритма, как по- казала практика, отличаются гибкостью, когда каждый этап достаточно легко может быть актуализирован и пересмотрен с учетом фактических изменений (переход на дистанционное образование) без ущерба всему процессу управ- ления и обучения языку. Подобная гибкость представляется важной характе- ристикой этого алгоритма, ибо таким образом процесс обучения языку может быть максимально приближен к образовательным потребностям и нуждам студентов, а также к реалиям и к госзаказу. В данном ключе необходима раз- работка современной модели компетенций преподавателя-управленца для ра- боты в парадигме не только традиционной, но и онлайн и смешанной педаго- гики, ориентированной на студентов. Внедрение в образовательный процесс МГИМО предложенного алгоритма педагогического управления образова- тельным процессом в области реализации языкового образования показало его эффективность, что отразилось не только на результатах сессии и госу- дарственных экзаменов, но и на уровне языковой подготовке выпускников, которые достигли искомый В2-С1/С2, имея изначально А2/В1. Более того, внедрение разработанного нами алгоритма в МГИМО позволило системати- зировать и упростить процесс управления, придав ему «прозрачности». Нако- нец, нами был проведен опрос среди обучающихся 1-4-х курсов (190 чел.) с целью выяснения их отношения к организации учебного процесса по языку (общее впечатление, отношение к предмету, подбор ППС методов и форм обучения, удовлетворенность результатами и содержанием обучения и пр.), в результате чего мы зафиксировали увеличение учебной мотивации с 45 % (1- й семестр 2019/2020, до пандемии) до 65,5 % (после пандемии) с одновре- менным улучшением уровня языковой подготовки в целом до 75 %, что не может не свидетельствовать об эффективности предложенного алгоритма. Около 82 % студентов и ППС отметили, что освоение неродного языка в дан- ном управленческом ключе было им интересно, так как они понимали логику образовательного процесса и видели конечную цель. Вышеизложенное убе- дительно свидетельствует об эффективности и успешности разработанного нами алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе.
×

About the authors

Anna L. Morozova

MGIMO (University), Odintsovo brunch

Email: llg04@yandex.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of English Language Department. 3, Novo-Sportivnaja st., Odintsovo, Moscow region, 143007, Russian Federation

References

  1. Каптерев А.И. Управление профессиональными знаниями. - М.: ИИЦ «АТи- СО», 2018. - 183 с.
  2. Краевский В.В. Современные проблемы российской педагогики // Висшето педагогическото образование - проблеми, постижения, тенденции. - София (Болгария): Фабер, 2005. - С. 5-14.
  3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1065 (дата обращения: 15.05.2020).
  4. Мартынова О.А. Особенности управления образовательным процессом // Научный аспект. - 2013. - № 2. - С. 128-135 [Электронный ресурс]. - URL: https://na-journal.ru/3-2012-gumanitarnye-nauki/128-osobennosti-upravlenija-obrazovatelnym-processom (дата обращения: 21.08.2020).
  5. Сидорина Т.В., Вульферт В.Я. Функции управления в процессе управления образовательным процессом // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 142-145.
  6. Дугарова Д.Ц., Чупрова Д.В. Управление знаниями как организационная основа формирования новых отношений управления в образовательном процессе вуза // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 6 (53). - С. 83-90.
  7. Морозова А.Л., Костюкова Т.А. Реализация языкового образования в вузах России и за рубежом // Профильная школа. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 53-58.
  8. Богословский В.И., Глубокова Е.Н. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: науч.-метод. материалы. - СПб.: Кн. дом, 2008. - 288 с.
  9. Голерова С.Н. Педагогическое управление развитием иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов // Педагогический журнал. - 2019. -Т. 9. - № 2А. - С. 487-494.
  10. Гураль С.К. Новый формат образования // Язык и культура. Сборник статей XXVII Международной научной конференции. - Томск: Изд-во Национального исследовательского Томского государственного университета. - 2017. - С. 3-5.
  11. Курикова Н.В., Надеждина Е.Ю. Обучение иностранным языкам в рамках синергетического подхода // Филологические науки. Вопросы теории и практики.- Тамбов: Грамота, 2013. - № 4 (22): в 2 ч. - Ч. II. - C. 102-104.
  12. Ламзин С.А. Методические принципы как основа теории обучения иностранным языкам: синергетический аспект: автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Рязань, 2002. - 55 с.
  13. Лыткина О.И., Пономарева А.Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков // Серия «Вестника СВФУ». - 2019. - № 4 (16). - С. 40-44.
  14. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.М. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 2008. - 384 с.
  15. Sanusi Sani Danmal, Abubakar Mansur DanJeka. Complexity of Managing Educational Resource Centres in Higher Institutions of Learning. Chaos, Complexity and Leadership. 2014. Рр. 261-270.
  16. Yin Cheong Cheng. New Paradigm for Re-engineering Education Globalization, Localization and Individualization. Springer, 2005. - Pp. 397-425.
  17. Akira Tajino, Craig Smith, Toshiyuki Kanamaru. A Systems Approach to Language Pedagogy. Springer, 2019. Pp. 1-10. - https://bibliocatalog.mgimo.ru:2133/ content/pdf/10.1007%2F978-981-13-6272-9.pdf (accessed August 21, 2020).
  18. Gardner R.C. A student’s contribution to second language learning. Language teaching. London: McMillan, 2002. Pр. 36-53.
  19. Teaching reading in Europe: Contexts, Policies and Practices. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. 2011. 224 p. http://eacea.ec.europa.eu/education/ Eurydice/documents/thematic_reports/130EN.pdf/ (accessed August 21, 2020).
  20. Timperley H., Wilson A., Barrar H., Fung I. Teacher Professional Learning and Development. New Zealand: Ministry of education. 2007. 344 р. http://www.oecd.org/education/school/48727127.pdf (accessed August 21, 2020).
  21. Лингвисты изучают межкультурную коммуникацию онлайн // МГИМО. Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. - URL: https://odin.mgimo.ru/news/3200- lingvisty-izuchayut-mezhkulturnuyu-kommunikatsiyu (дата обращения: 25.09.2020).
  22. Шапошникова Т.Д., Костюкова Т.А., Зианшина Р.И., Копировский А.М., Горбачев А.Л., Горбачева Т.М. Проблема взаимодействия светского и религиозного компонентов в современном российском образовании // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: Сборник научных трудов. Матер. Международной научно-практической конференции. Под ред. С.В. Ивановой. - М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. - С. 535-547.
  23. Костюкова Т.А., Морозова А.Л. Взаимодействие религиозного и светского компонентов высшего образования в ходе изучения иностранного языка // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'20. Сборник научных трудов. - Горно-Алтайск, 2020. - № 12 (20). - С. 193-195.
  24. Иностранный язык (основной) // МГИМО. Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. - URL: https://lmsodin.mgimo.ru/local/crw/course.php?id=83 (дата обращения: 25.09.2020).
  25. Электронная информационно-образовательная среда // МГИМО. Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. - URL: http://ed.odin.mgimo.ru/sdo.php (дата обращения: 25.09.2020).

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Morozova A.L.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies