Управление образовательным процессом в области реализации языкового образования в вузе



Цитировать

Полный текст

Аннотация

Изучается проблема управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе на примере МГИМО Одинцовский филиал (Московская область). Рассматриваются механизмы, алгоритмы, системы педагогического управления, в том числе LMS (система управления обучением, Learning Management System), которые возможно применять в условиях стандартного, смешанного и дистанционного типов обучения, в том числе в период вынужденного полного перехода в дистанционный режим весной 2020 г. и внедрения смешанного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года. Представлен алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе, который включает следующие этапы: планирование, конструирование, мотивацию, реализацию, мониторинг и рефлексию. Алгоритм достаточно успешно реализуется в нашем вузе, в том числе в условиях пандемии COVID-19. Анализируются условия педагогического управления процессом реализации языкового образования (гуманистическая направленность, учет специфики духовно-нравственного развития и потребностей обучающихся, уровня владения языком и др.). Локальной языковой системе свойственны следующие параметры: доминирование четких и верифицированных целей языкового образования; сочетание комплекса идей всего процесса языкового образования и рабочих программ, дидактических материалов и пр.; перманентно управляемое корректирование и развитие процесса преподавания языка с учетом с изменяющихся внешних и внутренних условий, запросов и целей; мониторинг достигнутых результатов обучения. Выделяются критерии оценки качества эффективности управления: упорядоченность и прозрачность процесса реализации языкового образования; присутствие «костяка» педагогического коллектива кафедры, сплоченность самого вуза «по вертикали» и др. Внедрение в образовательный процесс МГИМО предложенного алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования показало его эффективность, что отразилось не только на результатах сессии и государственных экзаменов, но и на уровне языковой подготовке выпускников, которые достигли искомый В2-С1/С2, имея изначально А2/В1. Более того, внедрение разработанного нами алгоритма в МГИМО позволило не только систематизировать, но и упростить процесс управления.

Полный текст

Введение Современное мировое сообщество ставит перед высшим образованием достаточно серьезные цели, в частности в области языкового образования, когда выпускники отечественных вузов априори должны владеть иностран- ным языком на достаточно продвинутом бытовом и профессиональном уровне (В2/С1-С2), что указано в образовательных стандартах высшего обра- зования и отражено в рабочих программах. Ответ на этот вызов общества и государства делает реализацию языкового образования неоспоримо важным фактором, во многом определяющим дальнейшую профессиональную карье- ру выпускника вуза, ибо владение иностранным языком позволяет ему не только успешно влиться в отечественную и международную профессиональ- ную среду, но и продвинуться по карьерной лестнице. Именно поэтому сего- дня важно говорить об управлении образовательным процессом, особенно когда мы столкнулись с вынужденным полным переходом в дистанционный режим весной 2020 г. и с внедрением смешанного типа обучения в 1-м се- местре 2020/2021 учебного года. Неожиданный переход на дистанционный и смешанный тип обучения в условиях форс-мажора, вызванного пандемией COVID-19, определил поиск новых методик обучения (применимых в онлайн-режиме посредством LMS - система управления обучением, Learning Management System), особенно для текущего поколения Z, которое изначально положительно относится к применению цифровых технологий. Текущие реалии актуализируют пересмотр имеющихся и поиск новых эффек- тивных механизмов, алгоритмов, систем педагогического управления, в том числе LMS, которые возможно имплицировать в условиях стандартного, смешанного и дистанционного типов обучения. Использование LMS в препо- давании языковых дисциплин подняло вопрос о способах и методах развития всех видов речевой деятельности, интегрируемых посредством IT. В данном ключе важно выделить, что в педагогической науке на данный момент еще должным образом не разработан соответствующий раздел, изучающий про- цесс управления реализацией языковым образованием, поэтому мы предпри- нимаем шаги в попытке систематизировать наработанный нами опыт, кото- рый, естественно, нуждается в последующем углублении и расширении. Вы- шеперечисленное обусловливает разработку современной модели компетен- ций преподавателя - управленца, готового работать в парадигме традицион- ной, онлайн и смешанной педагогики, ориентированной на студентов. Помимо этого, анализ текущих требований, предъявляемых работодате- лями к выпускникам (потенциальным сотрудникам), убедительно показывает, что уверенное владение языком выступает необходимым условием при поис- ке работы, особенно в условиях повсеместной глобализации и цифровизации как образования, так и рынка труда. Все вышеуказанное определяет актуальность данного исследования, целью которого признается конструирование и апробирование алгоритма педагогиче- ского управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе (на базе МГИМО, Одинцовский филиал, Мос- ковская область). Обзор литературы В наши дни Ю.К. Бабанский, А.И. Каптерев, В.В. Краевский, М.М. По- ташник и другие педагоги-исследователи посвятили свои труды общим во- просам управления образовательными процессами, без верификации уровня и специфики образовательного учреждения [1, 2]. Заметим, что особенности управления образовательными процессами в высшей школе нашли свое от- ражение и в нормативно-правовой базе, в частности в приказе Минобразова- ния РФ от 14.03.2020 № 398 [3] и в соответствующих федеральных государ- ственных образовательных стандартах высшего образования. Анализ развития системы отечественного высшего образования подразу- мевает знакомство с актуальными тенденциями в области управления образо- вательными процессами в вузе, чему посвятили свои исследования В.И. Бого- словский, В.Я Вульферт, Е.Н. Глубокова, С.Н. Голерова, Д.Ц. Дугарова, О.Л. Мартынова, Т.В. Сидорина, Д.В. Чупрова и пр. Труды и научные идеи указанных авторов составили методолого-теоретическую базу нашего иссле- дования [4, 5, 6]. Нам близка позиция О.Л. Мартыновой, которая поднимает общие вопро- сы о способности вуза эффективно отвечать и соответствовать текущим из- менениям в социуме с опорой на имеющийся опыт [4]. Данная проблема была также поддержана В.Я Вульферт и Т.В. Сидориной, которые рассматривали возможные функции педагогического управления и их замкнутый контур с точки зрения синергетического подхода. Высшее образование сегодня пре- терпевает значительную системную трансформацию, когда порождаются но- вые требования как к студенту, так и к педагогу. Этому способствует как научно-технический прогресс, глобализация, информатизация, усложнение в целом процессов управление (внедрение LMS), так и пандемия. Данные факторы мы рассматриваем как важные элементы образовательной системы, находящиеся во взаимодействии и влияющие напрямую на субъект образова- ния. В подобных условиях очевидным императивом развития языкового об- разования признается перманентное введение инноваций в образовательный и управленческий процессы [5]. В.И. Богословский, Е.Н. Глубокова, Д.Ц. Ду- гарова, Т.А. Костюкова, А.Л. Морозова и Д.В. Чупрова соглашаются с выше- указанными авторами и исследуют организационные (педагогические) виды управления искомым процессом с учетом знаниевого подхода [6, 7, 8]. Более детальное изучение различных вопросов управления языковым образованием представлено в трудах С.Н. Голеровой и С.К. Гураль, которые изучали в том числе новые форматы языкового образования [9, 10]. В предлагаемом иссле- довании мы согласны с Н.В. Куриковой, С.А. Ламзиным и Е.Ю. Надеждиной, что поиск современных способов управления языковым образованием актуа- лизирует переосмысление методических принципов как основы теории обу- чения языку в рамках нового синергетического подхода [11, 12]. Позже эти идеи получили свое развитие в работах Т.М. Давыденко, О.И. Лыткиной, А.Ю. Пономаревой и Т.И. Шамовой, которые исследовали ключевые прин- ципы языкового коучинга с учетом положений синергетического подхода [13, 14]. Е.М. Дубовикова, О.П. Яменко, Т.А. Яцевич и пр. занимались проектиро- ванием моделей дистанционного образования и электронных учебников с опорой на LMS. О.Н. Гич, Н.А. Коренькова А.В. Сазонова, И.Е. Соловова, С.Г. Тер-Минасова и пр. фрагментарно рассматривали и анализировали прак- тику внедрения TESOL/ESOL в неязыковых вузах с использованием е- технологий. Специфика работы преподавателя вуза в электронном образова- нии раскрыта И.М. Дегиль и Т.А. Костюковой и пр. [6, 7, 8]. Более того, мы проанализировали опыт таких зарубежных ученых, как С.С. Данмал, А.М. Данджека и Й.Ч. Ченг, сфера научных интересов которых лежит в области менеджмента образования в условиях его глобализации [15- 17]. Частные вопросы методики преподавания языка были рассмотрены Р.С. Гарднером, Х. Тимперли, А. Уилсоном и пр. [18, 19, 20]. Однако вышеперечисленные ученые не уделяли достаточного внимания конструированию алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе, изучая лишь общие аспекты и вопросы управления. В ходе конструирования предложенного алгоритма управления образова- тельным процессом в области реализации языкового образования в вузе мы принимаем во внимание теоретико-методологические положения и идеи про- фессиональной подготовки студентов, разработанные А.А. Вербицким, С.К. Гураль, И.А. Зимней, Т.А. Костюковой, Т.М. Краснорядцевой, О.А. Обдало- вой, О.Г. Поляковым и пр. исследователями [7, 10]. Мы опираемся на ключевые положения следующих подходов: компе- тентностного (В.И. Байденко, И.А. Зимняя, Ю.Г. Татур, В.А. Хуторской и др.), синергетического (Н.Е. Басин, С.А. Ламзин, Н.В. Курикова, И.И. Ши- лович и пр.) и коучингового (О.И. Лыткина, А.Ю. Пономарева и пр.) [8, 10, 13], нацеленных на эффективное управление образовательным процессом и достижение обозначенного в рабочей программе результата обучения, и именно овладения обучающимися неродным языком на достаточно высоком профессиональном (В2-С2) и бытовом (В2-С1) уровне. Материалы и методы Материалом исследования выступают современные LMS: Moodle, Google class, MS Teams и пр., применяемые в рамках дистанционного и смешанного типов обучения. В ходе проведения исследования мы прибегали к использо- ванию ряда методов: анализу теоретической научно-педагогической литера- туры по вопросам организации и реализации педагогического управления и образовательных/рабочих программ по дисциплине «Иностранный язык», анализу образовательных стандартов по направлениям подготовки 45.03.02 - Лингвистика, 38.03.01 - Экономика, 40.03.01 - Юриспруденция и 38.03.04 - Государственное муниципальное управление (уровни бакалавриат, магистра- тура); изучению и обобщению фактического педагогического опыта и пр. Результаты исследования Логика этого исследования строится на нижеизложенной последователь- ности действий: изучение с последующим анализом рабочих понятий (педагогическое управление и его цель, задачи, принципы); обзор основных компонентов разрабатываемого алгоритма педагогиче- ского управления образовательным процессом в области языкового образова- ния в неязыковом вузе с одновременным обращением к практике его реали- зации в МГИМО, Одинцовский филиал. Как мы уже отмечали выше, К.Ю. Белая, А.А. Вербицкий, С.Н. Голерова, С.К. Гураль, И.А. Зимняя, Т.А. Костюкова, О.Г. Поляков и другие коллеги рассматривали общие вопросы организации управления образовательным процессом. Анализ источниковой базы дает основание утверждать, что педа- гогическое управление является целым комплексом принципов, методов, форм и приемов управления языковым образованием в вузе, нацеленным на совершенствование языковой подготовки студентов. Исследователи согла- шаются, что педагогическое управление в целом ориентировано на достиже- ние образовательных целей за счет осознанной организации образовательного процесса, его менеджмента и обеспечения трудового процесса всего педаго- гического коллектива. Важно выделить, что функционал подобного управле- ния включает верификацию и достижение образовательных целей конкретно- го института и воздействие субъекта педагогического управления на объект, под которым традиционно понимаются как отдельно взятые обучающиеся, так и учебные группы, более того, сам вуз и его процессы. Нам близка пози- ция указанных ученых, которые справедливо полагают, что применение соот- ветствующих законов природы и социума в сочетании с законами менедж- мента (управления) является необходимым условием эффективного управле- ния образовательными процессами. Укажем, что в практике МГИМО это реа- лизуется на нескольких уровнях, в частности на уровне заместителя директо- ра по языковой подготовке, факультета и языковой кафедры. Проанализировав теоретический и практический опыт и мнение приве- денных ученых, мы пришли к пониманию управления в педагогике как некой отдельной деятельности, чей субъект обеспечивает эффективное взаимодей- ствие всех участников образовательного процесса, нацеленного на достиже- ние искомых результатов обучения. Бесспорно, что управление в сфере реа- лизации языкового образования в неязыковом вузе включает следующие эта- пы внедренного алгоритма: планирование, конструирование, мотивацию, ре- ализацию, мониторинг и рефлексию. Практика показала, что предложенные этапы алгоритма (см. таблицу) носят достаточно гибкий характер и каждый отдельно взятый этап легко может быть актуализирован, пересмотрен с уче- том текущих изменений в реалиях нашей жизни (допустим, резкого перехода на дистанционное образование) без ущерба всему процессу управления и обучения языку. Данный алгоритм применяется в нашем институте в усло- виях как традиционного дистанционного, так и смешанного типа обучения с опорой на LMS. Представленный алгоритм педагогического управления об- разовательным процессом в области реализации языкового образования в не- языковом вузе достаточно успешно реализуется в нашем вузе, в том числе в условиях пандемии COVID-19 и в рамках смешанного типа обучения, внед- ряемого в 1-м семестре 2020/2021 учебного года (см. таблицу). 97 96 Алгоритм педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе Этап Цель этапа Содержание управления Результат управления Планирование Верификация цели и задач 1. Выяснение (тестирование) исходного На основе выявленного уровня влапо реализации языкового уровня владения языком обучающимися и их дения студентами языком и их пообразования в вузе с учетом языковых потребностей требностей скорректированы и актунаправления подготовки 2. Анализ и актуализация образовательной ализированы цели и задачи реализаи рабочей программ ции языкового образования в вузе 3. Уточнение конкретных целей и задач на с учетом направления подготовки основе реального уровня владения языком обучающимися и в соответствии с их потребностями Конструирование Разработка программы или плана действий в области реализации языкового обра- зования Актуализация рабочей программы и соответ- ственных учебно-методических материалов, тем, планов, дидактических материалов и пр. Уточнение подходов и методов обучения языку с учетом реалий и потребностей обу- чающихся Разработка критериально-оценочного аппарата Программа / план Мотивация Развитие учебной мотива- ции обучающихся в области изучения неродного языка Корректировка стратегий учебной мотива- ции изучения языка за счет корректировки методов обучения и раскрытия потенциала в дальнейшей карьере при уверенном владе- нии языком Скорректирована стратегия учебной мотивации изучения языка 98 97 Окончание таблицы Этап Цель этапа Содержание управления Результат управления Реализация Активизация иноязычной коммуникативной деятель- ности всех обучающихся, в том числе на профессио- нальные темы Реализация основных положений и идей компетентностного, синергетического Имплицирование современных активных / интерактивных методов обучения в рамках коммуникативно-контекстного обучения и коучингового подходов Совершенствование уровня фактиче- ского / текущего владения языком по сравнению с изначальным Мониторинг Мониторинг текущей успеваемости Осуществление текущего / промежуточного контроля Фиксация текущего уровня владения языком по сравнению с изначальным для понимания эффективности вы- бранной образовательной траектории Рефлексия Анализ полученных результатов Анализ полученных результатов и внесение корректировок Анализ полученных результатов и внесение корректировок Далее логичным представляется вкратце описать опыт имплицирования предложенного алгоритма на базе МГИМО, в том числе в период пандемии COVID-19. Отметим, что сегодня, особенно с учетом опыта полного перехода на дистанционное обучение из-за пандемии весной 2020 г. и внедрения сме- шенного типа обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года, а также в целом по причине увеличения доли учебной нагрузки, реализуемой посред- ством дистанционных технологий, большинство отечественных вузов ис- пользуют различные системы дистанционного обучения, частью которых вы- ступают системы: Learning Management System = система управления обучением (LMS); Learning Content Management Systems = система управления учебным контентом (LCMS). Одной из самых часто используемых LMS на постоянной основе считает- ся Moodle [24]. При этом в период пандемии по причине того, что большин- ство из нас не были готовы к подобному развитию событий, многие вузы, вынужденные буквально за 2-3 дня перейти полностью в дистанционный формат обучения, применяли следующие LMS: Moodle, Google classroom, MS Teams и прочие. Каждый LMS важно наполнить соответствующим учебно- языковым содержанием/контентом: online-курсами и лекциями, электронны- ми заданиями и тестами и пр. Все это потребовало особого внимания со сто- роны администрации и кафедры при реализации языкового образования. Рассмотрим основные этапы алгоритма (см. таблицу), реализуемого в МГИМО, в том числе посредством LMS. На этапе планирования руководство совместно с ППС кафедр обсуждают конкретные цели и задачи по реализации языкового образования в вузе с учетом как направления подготовки, так и фак- тического уровня владения языком каждой группы в рамках синергетического и компетентностного подходов. Применение данных подходов направлено на перманентное интегрирование педагогических инноваций (новые методы, фор- мы обучения) в образовательный процесс по языку, а также поиск более эффек- тивных способов управления образовательными процессами, в том числе по- средством LMS. На этапе перехода в 100%-й режим дистанционного обучения институтом был проведен ряд совещаний посредством Zoom для обсуждения производственных вопросов. С результатами работы в дистанционном режиме обучения на базе МГИМО и в условиях реализации Приказа Министерства № 398 [3] можно ознакомиться по ссылке [21]. Далее следует этап конструирования, требующий тщательного продумыва- ния общей стратегии обучения языку. Именно здесь происходит такая важная работа ППС, как пересмотр рабочей программы, учебно-методических и дидак- тических материалов и пр.; уточнение подходов и методов обучения языку с опорой на потребности обучающихся; разработка критериально-оценочного ап- парата. Важно внимательно отнестись к данному этапу, ибо, как убедительно показывает практика, от степени его успешности во многом зависит не только качество языкового образования, но и уровень учебной мотивации студентов. Очевидно, что все выделенные нами этапы алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового об- разования в неязыковом вузе находятся в тесной взаимосвязи. Допустим, этап мотивации взаимосвязан не только с конструированием, но и с собственно реализацией данного управления. Последние два этапа также находятся в тесной связи, ибо результаты мониторинга результатов образования по язы- ку показывают качество всего процесса управления и в обязательном порядке предполагают проведение рефлексии и осмысления проделанной работы. Ес- ли говорить об управлении языковым образованием в МГИМО в период пан- демии в рамках LMS, то важно указать, что мы, как и многие наши коллеги, находились в стадии постоянного активного поиска лучших решений, стара- лись сохранить качество образования и морально поддержать коллег и сту- дентов. Добавим, что около 75 % студентов успешно справились с экзаменом с первого раза, что не может не свидетельствовать об эффективности пред- ложенного алгоритма управления. Таким образом, искомый процесс управления в области реализации язы- кового образования в неязыковом вузе представляется нам достаточно спе- цифической деятельностью. В данном контексте мы верим, что управление, являясь целенаправленным и перманентным процессом взаимодействия всех участников образовательного процесса, определенно носит творческий ха- рактер, что способствует достижению результата самого управления. Отме- тим, что четкое видение целей и задач конкретной образовательной програм- мы и организации в целом, понимание потенциала преподавателей и учет те- кущих реалий признаются нами одним из ключевых аспектов в любой LMS, гарантирующих успех в управлении. В данном ключе важно отметить, что современный педагог должен владеть не просто своим предметом и IT- компетенцией, но и принципиально новыми форматами коммуникации (в ре- жиме LMS, дистанционного обучения), наконец, дидактикой смешанного обучения; уметь сместить акценты, во-первых, с преподавания на управление обучением (Teaching - Learning), во-вторых, с преимущественной модели взаимодействия «студент - преподаватель» на модель «студент - студент». Обучающиеся, в свою очередь, вынуждены осваивать ряд образовательных платформ, чтобы полноценно пользоваться всеми онлайн-ресурсами в про- цессе получения высшего образования, что может стать предметом отдельно- го изучения ученых-педагогов в ближайшем будущем. Анализ теории и практики МГИМО позволяет нам признать аксиомами в указанном управлении следующее: процесс реализации языкового образования подлежит управлению; к принципам педагогического управления относится приоритет инди- видуального и компетентностного подходов в ходе управления, основанных на сотрудничестве и уважительно-доверительном и справедливом отношении ко всем участникам управления и направленных на повышение уровня владе- ния иностранным языком; управление процессом реализации языкового образования обусловли- вает как конструирование, так и реализацию с последующим развитием усло- вий для совершенствования уровня владения языком студентами. К подоб- ным условиям, как показывает накопленный педагогический опыт, можно отнести не только современную материально-техническую базу кабинетов, где проходят пары по языку, но и оказание студентам помощи в участии в различных международных программах академической мобильности, в под- готовке к сдаче международных языковых экзаменов и пр. Педагогическая практика убедительно показывает, что к важнейшим условиям исследуемого управления процессом реализации языкового образо- вания возможно отнести: Гуманистическую направленность современной педагогической науки и методики, которая диктует принятие обучающихся как доминирующей ценно- сти в педагогическом управлении и требует соблюдения норм морали и этики от всех участников образовательного процесса, особенно когда в аудитории при- сутствуют представители разных национальностей, религий и культур. Учет специфики духовно-нравственного развития и потребностей обу- чающихся при управлении процессом реализации языкового образования (о чем мы достаточно подробно писали в [22, 23]). Учет индивидуальных (гендерно-возрастных, уровень владения языком и др.) особенностей обучающихся. С целью обеспечения преемственности в реализации языкового образования в нашем вузе группы изначально разделе- ны по уровням владения языком, и к последнему курсу уровни поэтапно вы- равниваются (в ходе прохождения разнообразных языковых программ: «уро- вень начинающий», «уровень базовый», «уровень продолжающий» и пр.) и группы выводятся на единый уровень В2-С1/С2. На кафедре числятся руко- водители программ из числа ППС, которые курируют каждое направление и внимательно отслеживают не только сам образовательный процесс, но и до- стижения каждого студента, за счет чего реализуется индивидуальный под- ход. Выход на искомый уровень владения языком является важной задачей института в ходе реализации представленного алгоритма управления. Состав групп носит переменный характер, а по итогам каждой сессии он пересмат- ривается с учетом достигнутого уровня каждым обучающимся [7]. Систематизацию процесса реализации языкового образования в кон- кретном институте, что подразумевает исключение его фрагментарности и диктует рассмотрение всех его компонентов в их единстве и взаимодействии, направленность всего процесса обучения языку на достижение цели и задач. Поэтому в нашем институте преподаватели языка поддерживают тесный кон- такт друг с другом (посредством мессенджеров и LMS), регулярно обсужда- ют текущею ситуацию в группе, а в конце семестра составляется достаточно подробный отчет по каждой группе и студенту, что облегчает процесс управ- ления образованием в части передачи групп новому преподавателю и подбора корректной языковой программы. В данном ключе мы поддерживаем Т.М. Давыденко, Т.И. Шамову и Г.М. Шибанову, которые справедливо относят к ключевым задачам управления образовательными процессами следующие: отсутствие противоречий между всеми компонентами и элементами системы управления; принятие объективных закономерностей целостного и управляе- мого развития с учетом актуальных тенденций языкового образования, о ко- торых мы говорили выше; сочетание современных и оптимальных методов, форм, а также средств управления и пр. [14]. Важно подчеркнуть, что управ- ление образовательным процессом в области реализации языкового образо- вания в вузе должно отвечать текущим требованиям рынка труда и федераль- ному государственному образовательному стандарту. Горизонтально-вертикальную преемственность и непрерывность язы- кового образования в институте, что подразумевает активное, беспристраст- ное и открытое взаимодействие всех участников образовательного процесса. Опираясь на выделенные нами условия управления и на накопленный пе- дагогический опыт, в том числе опыт МГИМО, можно сказать, что локальной языковой системе свойственны следующие параметры: Доминирование четких и верифицированных целей языкового образо- вания, которым подчинен весь образовательный процесс в конкретном вузе. Источниками данных целей выступают социально-профессиональные, регио- нальные потребности и ценности, госстандарт (как госзаказ) и потребности конкретных обучающихся в сочетании со спецификой образовательного учреждения. Поэтому мы регулярно проводим беседы и опросы студентов с целью выяснения их отношения к учебе и возможных пожеланий. Подоб- ные опросы организует и анализирует деканат. Сочетание комплекса идей всего процесса языкового образования и рабочих программ, дидактических материалов и пр., которые регулярно ак- туализируются ППС. Перманентно управляемое корректирование и развитие процесса пре- подавания языка с учетом изменяющихся внешних и внутренних условий, запросов и целей. Управление языковым образованием требует от педагога и вуза обращения к разнообразным методам: коммуникативное, коучинговое, компетентностное обучение, case-метод и т. д. Как убедительно показывает практика, применение этих методов обучения не только способствует совер- шенствованию уровня языковой подготовки студентов, но и стимулирует и мотивирует обучающихся к учебе [13, 19, 20]. Мониторинг достигнутых результатов обучения с целью фиксации те- кущего уровня языковой подготовки обучающихся и внесения необходимых корректировок на основе полученных данных. В практике МГИМО уже не- сколько лет достаточно успешно осуществляется мониторинг посредством online-технологий. Рейтинговые работы и/или часть зачета или экзамена про- водятся нами в режиме online [25]. Около 70 % обучающихся отмечают, что им нравится организованный подобным образом мониторинг, так как они считают его современный и удобным [7]. Далее важно упомянуть, что управление искомым процессом, как показал опыт МГИМО, возможно реализовывать в ходе контактной аудиторной и внеаудиторной работы. Первое направление обусловливает: усиление прак- тико- и профессионально-ориентированных компонентов самого содержания образования для усиления учебной мотивации с параллельным развитием межпредметных связей; имплицирование актуальных методов обучения язы- ку; взаимоуважение в ходе взаимодействия всех участников данного процесса и пр. Управление процессом реализации языкового образования включает со- здание и совершенствование языковой среды для самореализации, самообра- зования и саморазвития обучающихся, прежде всего в профессиональной сфере, за счет владения языком. Анализ научной литературы и педагогического опыта позволил нам счи- тать, что для оптимизации управления необходимо: перманентное совершен- ствование реализуемой системы языкового образования как целостного явле- ния; создание и поддержание социально и профессионально положительного имиджа языковой кафедры и института в целом (за счет проведения разнооб- разных общественно-важных мероприятий, конкурсов, конференций и пр.), подтвержденного фактическими достижениями учащихся и педагогов; до- стижение заявленных в стандарте результатов обучения; развитие разноуров- невого языкового образования с учетом изначального уровня владения язы- ком студентами, что нацелено на дифференциацию и индивидуализацию процесса обучения; развитие материально-технической базы института и обеспечение конкурентоспособности выпускников за счет их уверенного вла- дения общим и профессиональным аспектами языка и пр. [7, 17, 20]. Занимаясь проблемой качества управления образовательными процесса- ми, важно упомянуть критерии оценки качества эффективности управления. В этом вопросе мы опираемся на критерии, представленные Д.В. Григорье- вым, И.В. Кулешовой, П.В. Степановым, и считаем возможным выделить следующие: упорядоченность и прозрачность процесса реализации языкового образования; присутствие «костяка» педагогического коллектива кафедры, сплоченность самого вуза «по вертикали»; комплексная интеграция образова- тельных языковых воздействий; доля приближенности языковой системы об- разования к фактическим целям; реализация конкретной педагогической (языковой) концепции и пр. Приведенные критерии применяются в практике нашего института и позволяют совершенствовать процесс управления языко- вым образованием и достигать достаточно хороших результатов в области языковой подготовки, о чем свидетельствуют в том числе результаты госу- дарственных экзаменов по языку. Обсуждение и заключение Итак, мы видим, что сегодня актуальным является поиск новых эффек- тивных алгоритмов педагогического управления, которые возможно приме- нять в том числе в ходе стандартного, смешанного и дистанционного обуче- ния иностранному языку. Практика МГИМО убедительно свидетельствует, что в наши дни, особенно в условиях введения временного карантина по при- чине распространения новой коронавирусной инфекции и последующего временного перехода на смешенный тип обучения в 1-м семестре 2020/2021 учебного года, возможно использовать предложенный нами алгоритм управ- ления при обучении неродному языку. Доказано, что предложенный алго- ритм управления в сфере реализации языкового образования в неязыковом вузе включает следующие этапы: планирование, конструирование, мотива- цию, реализацию, мониторинг и рефлексию, способствует повышению уров- ня владения языком обучающимися. Разработанные этапы алгоритма, как по- казала практика, отличаются гибкостью, когда каждый этап достаточно легко может быть актуализирован и пересмотрен с учетом фактических изменений (переход на дистанционное образование) без ущерба всему процессу управ- ления и обучения языку. Подобная гибкость представляется важной характе- ристикой этого алгоритма, ибо таким образом процесс обучения языку может быть максимально приближен к образовательным потребностям и нуждам студентов, а также к реалиям и к госзаказу. В данном ключе необходима раз- работка современной модели компетенций преподавателя-управленца для ра- боты в парадигме не только традиционной, но и онлайн и смешанной педаго- гики, ориентированной на студентов. Внедрение в образовательный процесс МГИМО предложенного алгоритма педагогического управления образова- тельным процессом в области реализации языкового образования показало его эффективность, что отразилось не только на результатах сессии и госу- дарственных экзаменов, но и на уровне языковой подготовке выпускников, которые достигли искомый В2-С1/С2, имея изначально А2/В1. Более того, внедрение разработанного нами алгоритма в МГИМО позволило системати- зировать и упростить процесс управления, придав ему «прозрачности». Нако- нец, нами был проведен опрос среди обучающихся 1-4-х курсов (190 чел.) с целью выяснения их отношения к организации учебного процесса по языку (общее впечатление, отношение к предмету, подбор ППС методов и форм обучения, удовлетворенность результатами и содержанием обучения и пр.), в результате чего мы зафиксировали увеличение учебной мотивации с 45 % (1- й семестр 2019/2020, до пандемии) до 65,5 % (после пандемии) с одновре- менным улучшением уровня языковой подготовки в целом до 75 %, что не может не свидетельствовать об эффективности предложенного алгоритма. Около 82 % студентов и ППС отметили, что освоение неродного языка в дан- ном управленческом ключе было им интересно, так как они понимали логику образовательного процесса и видели конечную цель. Вышеизложенное убе- дительно свидетельствует об эффективности и успешности разработанного нами алгоритма педагогического управления образовательным процессом в области реализации языкового образования в неязыковом вузе.
×

Об авторах

Анна Леонидовна Морозова

Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД Российской Федерации Одинцовский филиал

Email: llg04@yandex.ru
кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Английский язык» Российская Федерация, 143007, Московская обл., г. Одинцово,ул. Ново-Cпортивная, 3

Список литературы

  1. Каптерев А.И. Управление профессиональными знаниями. - М.: ИИЦ «АТи- СО», 2018. - 183 с.
  2. Краевский В.В. Современные проблемы российской педагогики // Висшето педагогическото образование - проблеми, постижения, тенденции. - София (Болгария): Фабер, 2005. - С. 5-14.
  3. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 398 «О деятельности организаций, находящихся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - URL: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1065 (дата обращения: 15.05.2020).
  4. Мартынова О.А. Особенности управления образовательным процессом // Научный аспект. - 2013. - № 2. - С. 128-135 [Электронный ресурс]. - URL: https://na-journal.ru/3-2012-gumanitarnye-nauki/128-osobennosti-upravlenija-obrazovatelnym-processom (дата обращения: 21.08.2020).
  5. Сидорина Т.В., Вульферт В.Я. Функции управления в процессе управления образовательным процессом // Психолого-педагогические аспекты совершенствования подготовки студентов вуза: Материалы межвузовской студенческой научно-практической конференции. - 2017. - С. 142-145.
  6. Дугарова Д.Ц., Чупрова Д.В. Управление знаниями как организационная основа формирования новых отношений управления в образовательном процессе вуза // Ученые записки Забайкальского государственного университета. - 2013. - № 6 (53). - С. 83-90.
  7. Морозова А.Л., Костюкова Т.А. Реализация языкового образования в вузах России и за рубежом // Профильная школа. - 2020. - Т. 8. - № 2. - С. 53-58.
  8. Богословский В.И., Глубокова Е.Н. Управление знаниями в образовательном процессе современного университета: науч.-метод. материалы. - СПб.: Кн. дом, 2008. - 288 с.
  9. Голерова С.Н. Педагогическое управление развитием иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов // Педагогический журнал. - 2019. -Т. 9. - № 2А. - С. 487-494.
  10. Гураль С.К. Новый формат образования // Язык и культура. Сборник статей XXVII Международной научной конференции. - Томск: Изд-во Национального исследовательского Томского государственного университета. - 2017. - С. 3-5.
  11. Курикова Н.В., Надеждина Е.Ю. Обучение иностранным языкам в рамках синергетического подхода // Филологические науки. Вопросы теории и практики.- Тамбов: Грамота, 2013. - № 4 (22): в 2 ч. - Ч. II. - C. 102-104.
  12. Ламзин С.А. Методические принципы как основа теории обучения иностранным языкам: синергетический аспект: автореф. дисс. … канд. пед. наук. - Рязань, 2002. - 55 с.
  13. Лыткина О.И., Пономарева А.Ю. Принципы языкового коучинга в преподавании иностранных языков // Серия «Вестника СВФУ». - 2019. - № 4 (16). - С. 40-44.
  14. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Г.М. Управление образовательными системами / Под ред. Т.И. Шамовой. - М., 2008. - 384 с.
  15. Sanusi Sani Danmal, Abubakar Mansur DanJeka. Complexity of Managing Educational Resource Centres in Higher Institutions of Learning. Chaos, Complexity and Leadership. 2014. Рр. 261-270.
  16. Yin Cheong Cheng. New Paradigm for Re-engineering Education Globalization, Localization and Individualization. Springer, 2005. - Pp. 397-425.
  17. Akira Tajino, Craig Smith, Toshiyuki Kanamaru. A Systems Approach to Language Pedagogy. Springer, 2019. Pp. 1-10. - https://bibliocatalog.mgimo.ru:2133/ content/pdf/10.1007%2F978-981-13-6272-9.pdf (accessed August 21, 2020).
  18. Gardner R.C. A student’s contribution to second language learning. Language teaching. London: McMillan, 2002. Pр. 36-53.
  19. Teaching reading in Europe: Contexts, Policies and Practices. Education, Audiovisual and Culture Executive Agency. 2011. 224 p. http://eacea.ec.europa.eu/education/ Eurydice/documents/thematic_reports/130EN.pdf/ (accessed August 21, 2020).
  20. Timperley H., Wilson A., Barrar H., Fung I. Teacher Professional Learning and Development. New Zealand: Ministry of education. 2007. 344 р. http://www.oecd.org/education/school/48727127.pdf (accessed August 21, 2020).
  21. Лингвисты изучают межкультурную коммуникацию онлайн // МГИМО. Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. - URL: https://odin.mgimo.ru/news/3200- lingvisty-izuchayut-mezhkulturnuyu-kommunikatsiyu (дата обращения: 25.09.2020).
  22. Шапошникова Т.Д., Костюкова Т.А., Зианшина Р.И., Копировский А.М., Горбачев А.Л., Горбачева Т.М. Проблема взаимодействия светского и религиозного компонентов в современном российском образовании // Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: Сборник научных трудов. Матер. Международной научно-практической конференции. Под ред. С.В. Ивановой. - М.: Изд-во Института стратегии развития образования Российской академии образования, 2019. - С. 535-547.
  23. Костюкова Т.А., Морозова А.Л. Взаимодействие религиозного и светского компонентов высшего образования в ходе изучения иностранного языка // Информация и образование: границы коммуникаций INFO'20. Сборник научных трудов. - Горно-Алтайск, 2020. - № 12 (20). - С. 193-195.
  24. Иностранный язык (основной) // МГИМО. Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. - URL: https://lmsodin.mgimo.ru/local/crw/course.php?id=83 (дата обращения: 25.09.2020).
  25. Электронная информационно-образовательная среда // МГИМО. Одинцовский филиал [Электронный ресурс]. - URL: http://ed.odin.mgimo.ru/sdo.php (дата обращения: 25.09.2020).

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML

© Морозова А.Л., 2020

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.