Comparative analysis of psychological characteristics of representatives of different adolescent subcultures
- Authors: Khusnutdinova R.R.1, Khakimova N.G.1
-
Affiliations:
- Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
- Issue: Vol 17, No 3 (2020)
- Pages: 127-142
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52442
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.3.8
- ID: 52442
Cite item
Full Text
Abstract
The paper discusses the psychological characteristics of adolescence. In order to manage the process of socialization of adolescents and build a prevention line, knowledge of the school environment is necessary. The most common subcultures in the adolescent environment are highlighted. A comparative analysis of the psychological characteristics of adolescents belonging to different subcultures is carried out. Differences in self-assessment of interpersonal relationships, motivation for affiliation, aggressiveness and socio-psychological adaptation among adolescents were revealed.
Keywords
Full Text
Введение В конце XX века в мире появляются объединения людей, чьи ценности, нормы поведения, образ жизни и социокультурные действия не совпадают с рамками традиционной культуры. Субкультура - это некое культурное про- странство в обществе, которое наделено правом на самовыражение. Пробле- ма субкультур всегда актуальна, потому что функционирование любого об- щества зависит от его молодежи, а именно подростков. Поэтому особенно важно исследовать их настроение и поведение, отчетливо проявляющиеся в подростковых субкультурах [1, 2]. Подростковые неформальные объединения позволяют определить нрав- ственную, идеологическую и социально-психологическую ситуацию в обще- стве. Их называют неформальными, потому что они не соответствуют обыч- ным правилам поведения. Спецификой неформальных объединений является добровольное вступление в них и поддержание постоянного интереса к кон- кретной идее, приверженность единым взглядам и убеждениям, готовность действовать в соответствии с ценностями данной группы. Поэтому необхо- димо иметь представление о данном феномене и быть готовым к общению с представителями различных подростковых субкультур [3, 4]. Подростковый возраст сопровождается рядом как физиологических, так и психологических изменений. Присоединение к неформальной группе про- исходит в старшем школьном возрасте, то есть в тот период, когда подросток наиболее сконцентрирован на внутреннем мире, на поиске своей индивиду- альности. Именно в старшем школьном возрасте возрастает потребность в самоопределении, самоактуализации, самоутверждении и саморазвитии. Вместе с тем в поведении подростков много противоречий: стремление к ин- дивидуальности - желание быть похожим на остальных, независимость от авторитетов - подражание другим, потребность в общении - уход от соци- ального мира. Подростковая субкультура прежде всего направлена на поиски себя, и в то же время - это попытка сбежать от внешнего мира, противопо- ставление себя миру взрослых [5, 6]. Обзор литературы Вступление подростка в субкультуру - естественно и нормально для данно- го периода жизни. Мотивом является желание выделиться из общества. Поэтому зачастую подростки становятся частью субкультуры не из-за определенной идеологии или концепции неформальной группы, а из-за желания стать носите- лем неких атрибутов (прическа, одежда, место встреч, стиль поведения) и влить- ся в общество сверстников, приобрести статус. Принадлежность к субкультуре помогает подростку найти свое место в обществе, приобрести навыки социаль- ного взаимодействия, получить авторитет и одобрение со стороны сверстников, то есть играет роль в социализации личности подростка [7]. Немецкий ученый Д. Осубель также считает, что молодежные субкульту- ры являются частью социализации, и выделяет функции субкультуры [8]: помощь в выработке собственного первичного социального статуса; помощь в освобождении от родительской опеки; передача специфических ценностных представлений того или иного со- циального слоя (автор считает, что молодые люди из разных слоев общества редко являются носителями одной субкультуры); помощь в сплочении молодых людей для противоборства с миром взрослых; удовлетворение интимно-личностного общения; подготовительный социальный институт для перехода нас следующий возрастной этап. Существует множество типологий и классификаций молодежных групп: по ведущим ценностям, по специфике поведения ее членов, по месту форми- рования, по открытости и т. д. [9, 10]. Материалы и методы Цель исследования: провести сравнительный анализ психологических ха- рактеристик подростков, принадлежащих к различным субкультурам. Объект исследования: личность подростков, идентифицирующих себя с субкультурными группами «геймеры» и «оффники». Предмет исследования: психологические характеристики и различия между подростками, идентифицирующими себя с субкультурными группами «геймеры» и «оффники». Гипотеза исследования: существуют различия в самооценке межличност- ных отношений, мотивации аффилиации и социально-психологической адап- тированности между подростками, относящими себя к оффникам и геймерам. Подростки, относящихся себя к оффникам, в большей степени агрессивны и одиноки; подростки, относящие себя к геймерам, характеризуются большей неуверенностью в себе и стремлением к принятию. Задачи исследования: Провести теоретический анализ литературы по проблеме психологиче- ских характеристик подростков, принадлежащих к различным субкультурам. Эмпирическим путем выявить особенности самооценки и межличност- ных отношений у подростков групп «геймеры» и «оффники». Раскрыть особенности мотивации аффилиации у подростков указанных групп, а также характеристики их социально-психологической адаптирован- ности и особенности проявления агрессии. Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента). Методики исследования: методика изучения «Субъективная оценка меж- личностных отношений» С.В. Духновского [11]; методика изучения социаль- но-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда; методика мотивации аффилиации А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед - Эми- нова [12, 13]; тест агрессивности Басса - Дарки в модификации Г.В. Резапки- ной [14]. Теоретическая значимость работы заключается в расширении и уточне- нии представлений о психологических особенностях подростков, принадле- жащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». Практическая значимость исследования заключается в применении полу- ченных данных в области профилактики в работе педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительно- го образования, специалистов социальной сферы по вопросам семьи и брака. Исследование проводилось в г. Набережные Челны на базе средних образо- вательных школ пос. ГЭС. На первом этапе было проведено анкетирование по выявлению наиболее распространенных субкультур в подростковой среде. Уча- стие принимали подростки 7-9-х классов. На первом этапе было проведено ан- кетирование, в ходе которого были выявлены распространенные подростковые субкультуры - геймеры и оффники, также была определена группа подростков, принимающая участие в исследовании. При этом указанные субкультуры имеют различные крайние вариации, например АУЕ или анимешки [15]. Следует обо- значить, что выборка была определена согласно нормы кривой распределения, хотя основным критерием участия в исследования являлась самоидентификация подростка. Во втором этапе исследования принимали участие подростки, кото- рые относят себя к представителям «геймеры» и «оффники». Выборка состояли из детей подросткового возраста (14-16 лет) объемом 60 чел., из них 30 - «офф- ники» и 30 - «геймеры». Формирование выборок на «оффников» и «геймеров» осуществлялось согласно созданной анкете. Тестирование проводилось с при- менением указанных выше методик. 3. Результаты исследования Полученные результаты тестирования субъективной оценки межличност- ных отношений (напряженность в отношениях, отчужденность в отношениях, агрессивность в отношениях, конфликтность в отношениях), показатели со- циально-психологической адаптированности, мотивации аффилиации, агрес- сии сравнились между подростками, принадлежащими к оффникам и гейме- рам. Сравнительный анализ психологических характеристик представителей различных молодежных субкультур позволил определить отличительные особенности подростков оффников и геймеров. Результаты исследования самооценки межличностных отношений (мето- дика Духновского) в указанных неформальных группах представлены в табл. Достоверность различий средних значений самооценки межличностных отношений исследовалась с применением t-критерия Стьюдента. Таблица 1 Статистический анализ особенностей межличностных отношений подростков, относящихся к геймерам и оффникам Шкала Подростки tэмп. Оффники Геймеры Напряженность в отношениях 7,1 5,9 1,78 Отчужденность в отношениях 8,2 6,27 2,12* Конфликтность в отношениях 7,6 6,8 1,47 Агрессия в отношениях 8,6 6,1 2,76** Общий показатель 8,1 6,43 2,38* * p < 0,05 **p < 0,01 При проведении сравнительного анализа межличностных отношений на ос- нове средних значений выявлено, что подростки, относящиеся себя к оффникам, испытывают напряженность и отчужденность в отношениях чаще, чем подрост- ки-геймеры. Демонстрация различных форм агрессии в межличностных отно- шениях также более выражена среди «оффников», при этом показатели межлич- ностной конфликтности находятся относительно в равных позициях. Подросткам, которые относят себя к оффникам, более свойственно высокое значение отчужденности в отношениях. У них проявляется психологическая ди- станцированность между субъектами взаимодействия. Эмоционально они до- вольно апатичны, не устанавливают контакт первыми, не проявляют тепла в от- ношениях с людьми, несколько скованны и предпочитают настороженно отно- сится к малознакомыми людям. В большинстве своем отношения выстраивают в противовес с общепринятыми нормами, им свойственно демонстративное по- ведение в отношениях как с близкими, так и с посторонними. В свою очередь, подростки, которые относят себя к геймерам, обладают умеренно выраженной напряженностью, необходимой для поддержания ин- тенсивности отношений. Они ощущают личностный эмоциональный комфорт и стабильность во взаимоотношениях. Серьезные, кардинальные сложности и проблемы в отношениях чаще всего у них не наблюдаются либо благопо- лучно решаются. Подростки данного типа в большинстве своем удовлетворе- ны тем, как выстраиваются их отношения с окружающими. Им комфортно среди сверстников и взрослых, наблюдается тенденция к установлению близ- ких, эмоционально теплых, доверительных отношений с окружающими. Они убеждены в том, что их понимают или стремятся понять. Для подростков-оффников более характерно «главенствующее» поведе- ние, оказывающее давление и воздействие на окружающих. Они склонны к лидерству, однако за счет подавления интересов собеседника и личного доминирования. Такое желание не исключает проявления резкости, грубости в отношениях, косвенной агрессии. При этом подростки данного типа не мо- гут тщательно скрывать агрессивные стремления или контролировать их. Скорее всего, агрессия в отношениях подростков, принадлежащих к оффни- кам, связана с желанием повысить свою социально-статусную позицию и стремлением быть принятыми другими. Подростки-геймеры имеют симпатии и притяжения к другому человеку (группе), могут толерантно принимать его (их) стереотипы или негативные харак- терологические проявления. Чувство одиночества им не свойственно, и ощущения изоляции они не испытывают. При такой ситуации субъекты признают право друг друга на личное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанали- зировать причины конфликта и найти компромиссное решение. По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия выборочных средних субъективной оценки межличност- ных отношений между подростками, относящими себя к геймерам и оффни- кам, по агрессии во взаимоотношениях (tэмп. = 2,76 при p < 0,01), отчужденно- сти в отношениях (tэмп. = 2,12 при p < 0,05) и общему показателю (tэмп. = 2,38 при p < 0,05). Следовательно, подросткам, относящимся к оффникам, в межличностных отношениях более свойственна отчужденность. Эмоционально они довольно апатичны, не проявляют тепла в отношениях с людьми, несколько скованны и предпочитают настороженно относиться к окружающим. В большинстве сво- ем отношения выстраивают в противовес общепринятым нормам, им свой- ственно демонстративное поведение в отношениях как с близкими, так и с посторонними. Подростки, которые относят себя к геймерам, чувствуют себя достаточно хорошо среди сверстников и взрослых, наблюдается тенден- ция к установлению близких, эмоционально теплых, доверительных отноше- ний с окружающими. Они ощущают личностный эмоциональный комфорт и стабильность во взаимоотношениях. Подросткам-оффникам более приемлемо «главенствующее» поведение, оказывающее давление и воздействие на окружающих. Они склонны к лидер- ству, однако за счет подавления интересов собеседника и личного доминиро- вания. Такое желание не исключает проявление резкости, грубости в отноше- ниях, косвенной агрессии. Подростки-геймеры в отношениях стремятся за- нять позицию «на равных». В межличностных отношениях они ориентирова- ны на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Им свойственны доброжелательность и стремление к сотрудничеству. Мы показали, что дисгармоничность в межличностных отношениях явля- ется мотиватором, удовлетворяющим потребность в групповом признании. Мотивация аффилиации подростков, принадлежащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». У подростков, принадлежащих к различным суб- культурам, изучили мотивацию аффилиации. По результатам исследования мотивации аффилиации было выявлено, что у подростков, относящихся себя к оффникам, низкая надежда на аффилиацию и чувствительность к отверже- нию. У подростков, относящихся себя к геймерам, уровень стремления к принятию и страха отвержения несколько выше, поэтому у них высокая надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению. Можно сказать, что у геймера есть потребность в общении и сохранении добрых взаимоот- ношений с людьми. Согласно результатам тестирования мотивации аффилиации можно утверждать, что у подростков, относящих себя к оффникам, стремление к принятию и страх отвержения менее выражены, чем у подростков кон- трастной группы. Это указывает на то, что для геймеров поиск аффилиации и ее достижение являются первостепенной целью. Таким образом, они отлича- ются не столько по привлекательности аффилиации, сколько относительно ожидания успеха от принятия в группе, стремления к осуществлению целена- правленного на аффилиацию поведения, а также к личному успеху у сверст- ника. При этом все остальные стороны группового взаимодействия отходят на второй план. Стремление к аффилиации для данной группы подростков является определенной позитивной ценностью. То есть стремление принад- лежать к группе всегда превышает соответствующий страх на отвержение. В табл. 2 представлен статистический анализ значимости различий выбо- рочных средних мотивации аффилиации подростков, принадлежащих к раз- личным субкультурам. Таблица 2 Статистический анализ мотивации аффилиации подростков, относящихся к субкультурам Мотивация аффилиации Подростки, в Хср. Tэмп. Оффники Геймеры Стремление к принятию 17,8 21,9 4,28* Страх отвержения 17,9 21,4 4,31* * p < 0,01. По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия средних значений мотивации аффилиации подростков, относящихся к оффникам и геймерам, по страху отвержения (tэмп. = 4,31; p < 0,01) и стремлению к принятию (t эмп. = 6,48; p < 0,01). Следовательно, страх отвержения более свойствен геймерам, при этом у них выше потреб- ность в принятии. Социально-психологическая адаптированность подростков, принадле- жащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». По методике К. Роджерса и Р. Даймонда у подростков, относящихся себя к оффникам и геймерам, были выявлены особенности социально-психологической адаптированности. По каждому показателю социально-психологической адаптированности под- считаны средние значения (табл. 3). Таблица 3 Статистический анализ социально-психологической адаптированности подростков, относящиеся к оффникам и геймерам Показатель адаптированности Подростки, в Хср. Tэмп. Оффники Геймеры Экскапизм 8,7 9,4 1,3 Самопринятие 17,6 14,2 3,16** Принятие других 22,5 25,3 3,24** Эмоциональная комфортность 21,4 25,2 3,36** Интернальность 28,6 29,7 1,1 Стремление к доминированию 13,2 20,4 5,7** * p < 0,05 ** p < 0,01 По результатам исследования было выявлено, что у подростков, которые относят себя к оффникам, выше показатели по самопринятию, а у подрост- ков, относящихся к геймерам, более выражены значения по интернальности, эмоциональному комфорту и принятию других. Следовательно, подростки, относящихся к геймерам, в трудных стрессовых ситуациях стараются уйти от проблем. Они характеризуются самонепринятием, которое выражается в пессимистичном настрое, неуверенности и внутриличностном конфликте. Им более характерна интравертированность, негативные эмоции по отноше- нию к себе, чувство вины за свои неудачи и недостатки, неуверенность, склонность к ипохондрии. Подростки, которые относят себя к оффникам, стараются уходить от про- блем и избегать стрессовых ситуаций. В стрессовых ситуациях большинство подростков данной группы предпочитают избегать проблем, а не решать их, или перекладывать на других. Подростки в стрессовых ситуациях ведут себя неконструктивно, поэтому с ними нужно проводить мероприятия по форми- рованию адаптивных копинг-стратегий. Геймеры часто занимаются самокопанием, слишком недоверчивы и ре- флексируют над своими недостатками. Им свойственны заниженная само- оценка, внутриличностные конфликты, неудовлетворенность окружающей действительностью. В свою очередь, оффникам в трудных ситуациях нужна помощь, они нуждаются во взаимопонимании, эмоциональной поддержке, положительном подкреплении. Достоверность результатов исследования социально-психологической адаптации подростков, относящих себя к геймерам и оффникам, измерялась с помощью t-критерия Стьюдента. По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия средних показателей социально-психологической адапти- рованности подростков, относящихся к геймерам и оффникам: по самопринятию (tэмп. = 3,16; p < 0,01); по принятию других (tэмп. = 3,24; p < 0,01); по эмоциональному комфорту (tэмп. = 3,36; p < 0,01); по склонности к доминированию (tэмп. = 5,7; p < 0,01). Следовательно, подростки, принадлежащие к геймерам, склонны к под- чинению, избегают других, испытывают эмоциональный дискомфорт и не- уверены в себе. Таким образом, подросткам, которые относят себя к геймерам, более свойственна интравертированность, отрицательные эмоции по отношению к себе, преувеличенное переживание вины за свои неудачи и недостатки, неве- рие в свои силы, склонность к депрессии. Им характерны: амбивалентность чувств, самокопание и излишняя рефлексия, чувство внутреннего раздора, низкая самооценка, недовольство своей ситуацией, склонность к тревожно- депрессивному состоянию; подозрительность, враждебность и самокопание. В связи с этим с ними нужно проводить работу по формированию позитивно- го «Я», по освоению приемов адекватного самопознания, формированию оп- тимальных механизмов сопряжения желаний, способностей и возможностей. Особенности агрессии подростков, принадлежащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». По тесту Г.В. Резапкиной у подростков, принадле- жащих к различным субкультурам, изучили агрессивность. В табл. 4 пред- ставлены средние значения показателей особенностей проявления агрессив- ности у подростков, входящих в состав неформальных объединений. Таблица 4 Оценка особенностей проявления агрессивности у подростков-геймеров Эмоции Геймеры Оффники tэмп. Физическая агрессия 2,8 2,7 0,69 Косвенная агрессия 2,5 3,6 2,05* Раздражение 1,9 2,5 1,34 Негативизм 4,2 4,8 0,56 Обидчивость 4,5 5,3 1,23 Подозрительность 1,6 4,1 4,25** Словесная агрессия 2,6 4,9 3,12** * p < 0,05 ** p < 0,01 Анализ результатов демонстрирует, что у геймеров при сравнении с офф- никами ярко выражены обидчивость и негативизм, а меньше всего у них про- является раздражение и подозрительность. Геймеры чаще совершают бес- смысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Им в большей степени свойственно видеть в словах и поступках других лю- дей насмешку, пренебрежение, желание унизить. В свою очередь, у оффни- ков более ярко выражены подозрительность и словесная агрессия, меньше наблюдается раздражение и физическая агрессия. Им свойственно видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание уни- зить, скрытый умысел, направленный против подростка. В крайних проявле- ниях это может быть симптомом нездоровья. Им свойственно словесно выра- жать негативные чувства, эмоции, намерения в неприемлемой в данной рече- вой ситуации форме. Сравнительный анализ агрессивности подростков, принадлежащих к раз- личным субкультурам, показал, что у геймеров в большей степени проявляются негативизм и обидчивость. Эти эмоции проявляются также у оффников, но у них также выражены косвенная агрессия, подозрительность и словесная агрессия. Статистический анализ значимости различий выборочных средних вы- явил, что существуют значимые различия проявления агрессивности под- ростков, принадлежащих к различным субкультурам: косвенная агрессия (tэмп. = 2,05; p < 0,05); подозрительность (tэмп. = 2,05; p < 0,01); словесная агрессия (tэмп. = 3,12; p < 0,01). Следовательно, геймерам более свойственны негативизм и обидчивость, у оффников более выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность. Таким образом, подростки геймеры и оффники часто совершают бес- смысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Им свойственно видеть в словах и поступках других людей насмешку, прене- брежение, желание унизить. Но у оффника в большей степени наблюдается агрессивное поведение, направленность которого против какого-либо лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии. Они склонны отказывать людям в доверии, предполагать обман в действиях контрагентов. Оффники характеризуются готовностью видеть в словах и по- ступках других скрытый умысел, направленный против них. Проблемы выраженной подозрительности, словесной и косвенной агрес- сии оффников связаны первоначально с факторами подросткового возраста. Это период физиологической перестройки организма, приобретения чувства взрослости и неготовности вчерашних детей к самостоятельной жизни, ощущения будущей неизвестности и ответственности. Агрессия может выступать в качестве защитной реакции в ситуациях психоэмоционального напряжения. Таким образом, изучение агрессивности подростков, принадлежащих к различным субкультурам, показало, что существуют значимые различия сред- них значений показателей агрессивности подростков оффников и геймеров. Геймерам более свойственны негативизм и обидчивость. У оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность. Обсуждение и заключение В период социальных трансформаций изучение «автономного мира под- ростков» становится актуальным. Проведенное исследование позволило нам посмотреть на проблематику изнутри. Были обнаружены инвариантные ха- рактеристики подростков, относящихся к разным субкультурам. Ведущим видом деятельности детей подросткового возраста является ин- тимно-личностное общение, поэтому школьникам свойственно группиро- ваться и создавать коллективы по интересам. Современные субкультуры Рос- сии: готы, эмо, гопники, байкеры, рейверы, футбольные болельщики, ваниль- ки, анимешки, рэперы и т. д. [17]. Некоторые из подростковых субкультур могут создавать базу для проявления отрицательных тенденций в молодеж- ной среде (проблемы зависимостей, агрессии, конфликтов и т. д.) [18], другие скорее имеют положительное социально-общественное значение (здоровый образ жизни, увлечения музыкой и т. д.) [19]. Социальная компетентность необходима порастающему поколению для успешного профессионального самоопределения, актуализации своих способностей, непрерывного станов- ления личности, построения межличностных отношений, что подчеркивает значимость и актуальность данной проблемы [20]. Изучение межличностных отношений подростков, принадлежащих к раз- личным субкультурам, показало следующие результаты. Существуют значи- мые различия выборочных средних субъективной оценки межличностных отношений между подростками, принадлежащими к геймерам и оффникам, по отчужденности в отношениях, агрессии в отношениях. Оффникам в меж- личностных отношениях более свойственна отчужденность и агрессия. Изучение социально-психологической адаптированности подростков, принадлежащих к субкультурам геймеров и оффников, привело к следующим результатам. Существуют значимые различия выборочных средних показате- лей социально-психологической адаптированности подростков, принадлежа- щих к субкультурам геймеров и оффников, по самопринятию, принятию дру- гих, эмоциональному комфорту, склонности к доминированию и адаптиро- ванности. Следовательно, оффники характеризуются пограничным состоянием дезадаптации. Поведение оффников чаще всего характеризуется или ухо- дом от проблем, или склонностью к подчинению. Геймеры характеризуются социально-психологической адаптацией, но проблемами с самопринятием. Изучение агрессивности подростков, принадлежащих к различным субкуль- турам, продемонстрировало, что на уровне средних значений агрессивности подростков геймеров и оффников существуют значимые различия. Геймерам более свойственны негативизм и обидчивость. У оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность. Именно данные личностные характеристики необходимо учитывать при выстраивании психолого-педагогического взаимодействия с такими подрост- ками. По нашему мнению, полученная информация необходима учителям, классным руководителям подростков, социальным педагогам, специалистам в области образования, в чьих силах предотвратить попадание подростков в рискованные ситуации в переходные моменты их жизни.×
About the authors
Rezida R. Khusnutdinova
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
Email: rezida.81@mail.ru
Cand. Psych. Sci., Associate Professor of Psychological and Pedagogical Education Department 28, Nizametdinova st., Naberezhnye Chelny, 423800, Russian Federation
Nailya G. Khakimova
Naberezhnye Chelny State Pedagogical University
Email: 340268@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy Department 28, Nizametdinova st., Naberezhnye Chelny, 423800, Russian Federation
References
- Омельченко Е.Л., Поляков С.И. Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ // Социологическое обозрение. - 2017. - Т. 16. - № 2. - С. 111-132.
- Умнова Т., Бочкарева Д., Ермолаева Е.В. Современные молодежные субкультуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 12. - С. 1577.
- Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 508 с.
- Головин В.В., Лурье М.Л. Идеологические и территориальные сообщества молодежи: мегаполис, провинциальный город, село // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 56-69.
- Базалева Л.А., Шашков А.В. Особенности учебной мотивации подростков, вовлеченных в различные молодежные субкультуры // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 6. - С. 44.
- Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - 406 с.
- Гребенникова О.В. Подростковая субкультура: геймеры и проблема их самоактуализации // Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: материалы международной научной конференции. - М., 2019. - С. 195-200.
- Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 607 с.
- Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. - Т. 15. - 2012. - № 8. - С. 381-384.
- Левашова Е.Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.П. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 147-150.
- Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений: описание методики // Вестник Курганского государственного университета. - 2006. - № 2 (6). - С. 84-90.
- Норкулова Н.Т. Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплоченности молодежных групп // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 4 (105). - С. 138-147.
- Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 508 с.
- Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.
- Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. АУЕ - криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 3. - С. 107-115.
- Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с. Сер. Учебное пособие. С. 90-93.
- Сукоркина Д.А. Современная молодежная субкультура в сельской местности // Вызовы XXI века: материалы ежегодной студенческой научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, А.В. Виноградов, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, Р.Ш. Валиева. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2020. - С. 193-196.
- Чирун С.Н. Молодежное «АУЕ» как интегральный феномен российского постмодерна // Мониторинг. - 2019. - № 1 (149). - С. 49-65.
- Вазиева А.Р. Социальная компетентность подростков, принадлежащих к различным субкультурам // Диалог культур в контексте образовательной деятельности: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев. - Набережные Челны: Изд- во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019. - С. 99-103.
- Малышев И.Р. О некоторых проблемах детской и молодежной субкультуры как формы функционирования педагогической системы // Вызовы XXI века: материалы ежегодной студенческой научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, А.В. Виноградов, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, Р.Ш. Валиева. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2020. - С. 121-124.