Comparative analysis of psychological characteristics of representatives of different adolescent subcultures



Cite item

Full Text

Abstract

The paper discusses the psychological characteristics of adolescence. In order to manage the process of socialization of adolescents and build a prevention line, knowledge of the school environment is necessary. The most common subcultures in the adolescent environment are highlighted. A comparative analysis of the psychological characteristics of adolescents belonging to different subcultures is carried out. Differences in self-assessment of interpersonal relationships, motivation for affiliation, aggressiveness and socio-psychological adaptation among adolescents were revealed.

Full Text

Введение В конце XX века в мире появляются объединения людей, чьи ценности, нормы поведения, образ жизни и социокультурные действия не совпадают с рамками традиционной культуры. Субкультура - это некое культурное про- странство в обществе, которое наделено правом на самовыражение. Пробле- ма субкультур всегда актуальна, потому что функционирование любого об- щества зависит от его молодежи, а именно подростков. Поэтому особенно важно исследовать их настроение и поведение, отчетливо проявляющиеся в подростковых субкультурах [1, 2]. Подростковые неформальные объединения позволяют определить нрав- ственную, идеологическую и социально-психологическую ситуацию в обще- стве. Их называют неформальными, потому что они не соответствуют обыч- ным правилам поведения. Спецификой неформальных объединений является добровольное вступление в них и поддержание постоянного интереса к кон- кретной идее, приверженность единым взглядам и убеждениям, готовность действовать в соответствии с ценностями данной группы. Поэтому необхо- димо иметь представление о данном феномене и быть готовым к общению с представителями различных подростковых субкультур [3, 4]. Подростковый возраст сопровождается рядом как физиологических, так и психологических изменений. Присоединение к неформальной группе про- исходит в старшем школьном возрасте, то есть в тот период, когда подросток наиболее сконцентрирован на внутреннем мире, на поиске своей индивиду- альности. Именно в старшем школьном возрасте возрастает потребность в самоопределении, самоактуализации, самоутверждении и саморазвитии. Вместе с тем в поведении подростков много противоречий: стремление к ин- дивидуальности - желание быть похожим на остальных, независимость от авторитетов - подражание другим, потребность в общении - уход от соци- ального мира. Подростковая субкультура прежде всего направлена на поиски себя, и в то же время - это попытка сбежать от внешнего мира, противопо- ставление себя миру взрослых [5, 6]. Обзор литературы Вступление подростка в субкультуру - естественно и нормально для данно- го периода жизни. Мотивом является желание выделиться из общества. Поэтому зачастую подростки становятся частью субкультуры не из-за определенной идеологии или концепции неформальной группы, а из-за желания стать носите- лем неких атрибутов (прическа, одежда, место встреч, стиль поведения) и влить- ся в общество сверстников, приобрести статус. Принадлежность к субкультуре помогает подростку найти свое место в обществе, приобрести навыки социаль- ного взаимодействия, получить авторитет и одобрение со стороны сверстников, то есть играет роль в социализации личности подростка [7]. Немецкий ученый Д. Осубель также считает, что молодежные субкульту- ры являются частью социализации, и выделяет функции субкультуры [8]: помощь в выработке собственного первичного социального статуса; помощь в освобождении от родительской опеки; передача специфических ценностных представлений того или иного со- циального слоя (автор считает, что молодые люди из разных слоев общества редко являются носителями одной субкультуры); помощь в сплочении молодых людей для противоборства с миром взрослых; удовлетворение интимно-личностного общения; подготовительный социальный институт для перехода нас следующий возрастной этап. Существует множество типологий и классификаций молодежных групп: по ведущим ценностям, по специфике поведения ее членов, по месту форми- рования, по открытости и т. д. [9, 10]. Материалы и методы Цель исследования: провести сравнительный анализ психологических ха- рактеристик подростков, принадлежащих к различным субкультурам. Объект исследования: личность подростков, идентифицирующих себя с субкультурными группами «геймеры» и «оффники». Предмет исследования: психологические характеристики и различия между подростками, идентифицирующими себя с субкультурными группами «геймеры» и «оффники». Гипотеза исследования: существуют различия в самооценке межличност- ных отношений, мотивации аффилиации и социально-психологической адап- тированности между подростками, относящими себя к оффникам и геймерам. Подростки, относящихся себя к оффникам, в большей степени агрессивны и одиноки; подростки, относящие себя к геймерам, характеризуются большей неуверенностью в себе и стремлением к принятию. Задачи исследования: Провести теоретический анализ литературы по проблеме психологиче- ских характеристик подростков, принадлежащих к различным субкультурам. Эмпирическим путем выявить особенности самооценки и межличност- ных отношений у подростков групп «геймеры» и «оффники». Раскрыть особенности мотивации аффилиации у подростков указанных групп, а также характеристики их социально-психологической адаптирован- ности и особенности проявления агрессии. Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование, анкетирование, методы математической статистики (t-критерий Стьюдента). Методики исследования: методика изучения «Субъективная оценка меж- личностных отношений» С.В. Духновского [11]; методика изучения социаль- но-психологической адаптированности К. Роджерса и Р. Даймонда; методика мотивации аффилиации А. Меграбяна в модификации М.Ш. Магомед - Эми- нова [12, 13]; тест агрессивности Басса - Дарки в модификации Г.В. Резапки- ной [14]. Теоретическая значимость работы заключается в расширении и уточне- нии представлений о психологических особенностях подростков, принадле- жащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». Практическая значимость исследования заключается в применении полу- ченных данных в области профилактики в работе педагогов-психологов, классных руководителей, учителей-предметников, педагогов дополнительно- го образования, специалистов социальной сферы по вопросам семьи и брака. Исследование проводилось в г. Набережные Челны на базе средних образо- вательных школ пос. ГЭС. На первом этапе было проведено анкетирование по выявлению наиболее распространенных субкультур в подростковой среде. Уча- стие принимали подростки 7-9-х классов. На первом этапе было проведено ан- кетирование, в ходе которого были выявлены распространенные подростковые субкультуры - геймеры и оффники, также была определена группа подростков, принимающая участие в исследовании. При этом указанные субкультуры имеют различные крайние вариации, например АУЕ или анимешки [15]. Следует обо- значить, что выборка была определена согласно нормы кривой распределения, хотя основным критерием участия в исследования являлась самоидентификация подростка. Во втором этапе исследования принимали участие подростки, кото- рые относят себя к представителям «геймеры» и «оффники». Выборка состояли из детей подросткового возраста (14-16 лет) объемом 60 чел., из них 30 - «офф- ники» и 30 - «геймеры». Формирование выборок на «оффников» и «геймеров» осуществлялось согласно созданной анкете. Тестирование проводилось с при- менением указанных выше методик. 3. Результаты исследования Полученные результаты тестирования субъективной оценки межличност- ных отношений (напряженность в отношениях, отчужденность в отношениях, агрессивность в отношениях, конфликтность в отношениях), показатели со- циально-психологической адаптированности, мотивации аффилиации, агрес- сии сравнились между подростками, принадлежащими к оффникам и гейме- рам. Сравнительный анализ психологических характеристик представителей различных молодежных субкультур позволил определить отличительные особенности подростков оффников и геймеров. Результаты исследования самооценки межличностных отношений (мето- дика Духновского) в указанных неформальных группах представлены в табл. Достоверность различий средних значений самооценки межличностных отношений исследовалась с применением t-критерия Стьюдента. Таблица 1 Статистический анализ особенностей межличностных отношений подростков, относящихся к геймерам и оффникам Шкала Подростки tэмп. Оффники Геймеры Напряженность в отношениях 7,1 5,9 1,78 Отчужденность в отношениях 8,2 6,27 2,12* Конфликтность в отношениях 7,6 6,8 1,47 Агрессия в отношениях 8,6 6,1 2,76** Общий показатель 8,1 6,43 2,38* * p < 0,05 **p < 0,01 При проведении сравнительного анализа межличностных отношений на ос- нове средних значений выявлено, что подростки, относящиеся себя к оффникам, испытывают напряженность и отчужденность в отношениях чаще, чем подрост- ки-геймеры. Демонстрация различных форм агрессии в межличностных отно- шениях также более выражена среди «оффников», при этом показатели межлич- ностной конфликтности находятся относительно в равных позициях. Подросткам, которые относят себя к оффникам, более свойственно высокое значение отчужденности в отношениях. У них проявляется психологическая ди- станцированность между субъектами взаимодействия. Эмоционально они до- вольно апатичны, не устанавливают контакт первыми, не проявляют тепла в от- ношениях с людьми, несколько скованны и предпочитают настороженно отно- сится к малознакомыми людям. В большинстве своем отношения выстраивают в противовес с общепринятыми нормами, им свойственно демонстративное по- ведение в отношениях как с близкими, так и с посторонними. В свою очередь, подростки, которые относят себя к геймерам, обладают умеренно выраженной напряженностью, необходимой для поддержания ин- тенсивности отношений. Они ощущают личностный эмоциональный комфорт и стабильность во взаимоотношениях. Серьезные, кардинальные сложности и проблемы в отношениях чаще всего у них не наблюдаются либо благопо- лучно решаются. Подростки данного типа в большинстве своем удовлетворе- ны тем, как выстраиваются их отношения с окружающими. Им комфортно среди сверстников и взрослых, наблюдается тенденция к установлению близ- ких, эмоционально теплых, доверительных отношений с окружающими. Они убеждены в том, что их понимают или стремятся понять. Для подростков-оффников более характерно «главенствующее» поведе- ние, оказывающее давление и воздействие на окружающих. Они склонны к лидерству, однако за счет подавления интересов собеседника и личного доминирования. Такое желание не исключает проявления резкости, грубости в отношениях, косвенной агрессии. При этом подростки данного типа не мо- гут тщательно скрывать агрессивные стремления или контролировать их. Скорее всего, агрессия в отношениях подростков, принадлежащих к оффни- кам, связана с желанием повысить свою социально-статусную позицию и стремлением быть принятыми другими. Подростки-геймеры имеют симпатии и притяжения к другому человеку (группе), могут толерантно принимать его (их) стереотипы или негативные харак- терологические проявления. Чувство одиночества им не свойственно, и ощущения изоляции они не испытывают. При такой ситуации субъекты признают право друг друга на личное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанали- зировать причины конфликта и найти компромиссное решение. По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия выборочных средних субъективной оценки межличност- ных отношений между подростками, относящими себя к геймерам и оффни- кам, по агрессии во взаимоотношениях (tэмп. = 2,76 при p < 0,01), отчужденно- сти в отношениях (tэмп. = 2,12 при p < 0,05) и общему показателю (tэмп. = 2,38 при p < 0,05). Следовательно, подросткам, относящимся к оффникам, в межличностных отношениях более свойственна отчужденность. Эмоционально они довольно апатичны, не проявляют тепла в отношениях с людьми, несколько скованны и предпочитают настороженно относиться к окружающим. В большинстве сво- ем отношения выстраивают в противовес общепринятым нормам, им свой- ственно демонстративное поведение в отношениях как с близкими, так и с посторонними. Подростки, которые относят себя к геймерам, чувствуют себя достаточно хорошо среди сверстников и взрослых, наблюдается тенден- ция к установлению близких, эмоционально теплых, доверительных отноше- ний с окружающими. Они ощущают личностный эмоциональный комфорт и стабильность во взаимоотношениях. Подросткам-оффникам более приемлемо «главенствующее» поведение, оказывающее давление и воздействие на окружающих. Они склонны к лидер- ству, однако за счет подавления интересов собеседника и личного доминиро- вания. Такое желание не исключает проявление резкости, грубости в отноше- ниях, косвенной агрессии. Подростки-геймеры в отношениях стремятся за- нять позицию «на равных». В межличностных отношениях они ориентирова- ны на совместный поиск решения, удовлетворяющего интересы всех сторон. Им свойственны доброжелательность и стремление к сотрудничеству. Мы показали, что дисгармоничность в межличностных отношениях явля- ется мотиватором, удовлетворяющим потребность в групповом признании. Мотивация аффилиации подростков, принадлежащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». У подростков, принадлежащих к различным суб- культурам, изучили мотивацию аффилиации. По результатам исследования мотивации аффилиации было выявлено, что у подростков, относящихся себя к оффникам, низкая надежда на аффилиацию и чувствительность к отверже- нию. У подростков, относящихся себя к геймерам, уровень стремления к принятию и страха отвержения несколько выше, поэтому у них высокая надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению. Можно сказать, что у геймера есть потребность в общении и сохранении добрых взаимоот- ношений с людьми. Согласно результатам тестирования мотивации аффилиации можно утверждать, что у подростков, относящих себя к оффникам, стремление к принятию и страх отвержения менее выражены, чем у подростков кон- трастной группы. Это указывает на то, что для геймеров поиск аффилиации и ее достижение являются первостепенной целью. Таким образом, они отлича- ются не столько по привлекательности аффилиации, сколько относительно ожидания успеха от принятия в группе, стремления к осуществлению целена- правленного на аффилиацию поведения, а также к личному успеху у сверст- ника. При этом все остальные стороны группового взаимодействия отходят на второй план. Стремление к аффилиации для данной группы подростков является определенной позитивной ценностью. То есть стремление принад- лежать к группе всегда превышает соответствующий страх на отвержение. В табл. 2 представлен статистический анализ значимости различий выбо- рочных средних мотивации аффилиации подростков, принадлежащих к раз- личным субкультурам. Таблица 2 Статистический анализ мотивации аффилиации подростков, относящихся к субкультурам Мотивация аффилиации Подростки, в Хср. Tэмп. Оффники Геймеры Стремление к принятию 17,8 21,9 4,28* Страх отвержения 17,9 21,4 4,31* * p < 0,01. По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия средних значений мотивации аффилиации подростков, относящихся к оффникам и геймерам, по страху отвержения (tэмп. = 4,31; p < 0,01) и стремлению к принятию (t эмп. = 6,48; p < 0,01). Следовательно, страх отвержения более свойствен геймерам, при этом у них выше потреб- ность в принятии. Социально-психологическая адаптированность подростков, принадле- жащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». По методике К. Роджерса и Р. Даймонда у подростков, относящихся себя к оффникам и геймерам, были выявлены особенности социально-психологической адаптированности. По каждому показателю социально-психологической адаптированности под- считаны средние значения (табл. 3). Таблица 3 Статистический анализ социально-психологической адаптированности подростков, относящиеся к оффникам и геймерам Показатель адаптированности Подростки, в Хср. Tэмп. Оффники Геймеры Экскапизм 8,7 9,4 1,3 Самопринятие 17,6 14,2 3,16** Принятие других 22,5 25,3 3,24** Эмоциональная комфортность 21,4 25,2 3,36** Интернальность 28,6 29,7 1,1 Стремление к доминированию 13,2 20,4 5,7** * p < 0,05 ** p < 0,01 По результатам исследования было выявлено, что у подростков, которые относят себя к оффникам, выше показатели по самопринятию, а у подрост- ков, относящихся к геймерам, более выражены значения по интернальности, эмоциональному комфорту и принятию других. Следовательно, подростки, относящихся к геймерам, в трудных стрессовых ситуациях стараются уйти от проблем. Они характеризуются самонепринятием, которое выражается в пессимистичном настрое, неуверенности и внутриличностном конфликте. Им более характерна интравертированность, негативные эмоции по отноше- нию к себе, чувство вины за свои неудачи и недостатки, неуверенность, склонность к ипохондрии. Подростки, которые относят себя к оффникам, стараются уходить от про- блем и избегать стрессовых ситуаций. В стрессовых ситуациях большинство подростков данной группы предпочитают избегать проблем, а не решать их, или перекладывать на других. Подростки в стрессовых ситуациях ведут себя неконструктивно, поэтому с ними нужно проводить мероприятия по форми- рованию адаптивных копинг-стратегий. Геймеры часто занимаются самокопанием, слишком недоверчивы и ре- флексируют над своими недостатками. Им свойственны заниженная само- оценка, внутриличностные конфликты, неудовлетворенность окружающей действительностью. В свою очередь, оффникам в трудных ситуациях нужна помощь, они нуждаются во взаимопонимании, эмоциональной поддержке, положительном подкреплении. Достоверность результатов исследования социально-психологической адаптации подростков, относящих себя к геймерам и оффникам, измерялась с помощью t-критерия Стьюдента. По результатам статистического анализа было выявлено, что существуют значимые различия средних показателей социально-психологической адапти- рованности подростков, относящихся к геймерам и оффникам: по самопринятию (tэмп. = 3,16; p < 0,01); по принятию других (tэмп. = 3,24; p < 0,01); по эмоциональному комфорту (tэмп. = 3,36; p < 0,01); по склонности к доминированию (tэмп. = 5,7; p < 0,01). Следовательно, подростки, принадлежащие к геймерам, склонны к под- чинению, избегают других, испытывают эмоциональный дискомфорт и не- уверены в себе. Таким образом, подросткам, которые относят себя к геймерам, более свойственна интравертированность, отрицательные эмоции по отношению к себе, преувеличенное переживание вины за свои неудачи и недостатки, неве- рие в свои силы, склонность к депрессии. Им характерны: амбивалентность чувств, самокопание и излишняя рефлексия, чувство внутреннего раздора, низкая самооценка, недовольство своей ситуацией, склонность к тревожно- депрессивному состоянию; подозрительность, враждебность и самокопание. В связи с этим с ними нужно проводить работу по формированию позитивно- го «Я», по освоению приемов адекватного самопознания, формированию оп- тимальных механизмов сопряжения желаний, способностей и возможностей. Особенности агрессии подростков, принадлежащих к субкультурам «геймеры» и «оффники». По тесту Г.В. Резапкиной у подростков, принадле- жащих к различным субкультурам, изучили агрессивность. В табл. 4 пред- ставлены средние значения показателей особенностей проявления агрессив- ности у подростков, входящих в состав неформальных объединений. Таблица 4 Оценка особенностей проявления агрессивности у подростков-геймеров Эмоции Геймеры Оффники tэмп. Физическая агрессия 2,8 2,7 0,69 Косвенная агрессия 2,5 3,6 2,05* Раздражение 1,9 2,5 1,34 Негативизм 4,2 4,8 0,56 Обидчивость 4,5 5,3 1,23 Подозрительность 1,6 4,1 4,25** Словесная агрессия 2,6 4,9 3,12** * p < 0,05 ** p < 0,01 Анализ результатов демонстрирует, что у геймеров при сравнении с офф- никами ярко выражены обидчивость и негативизм, а меньше всего у них про- является раздражение и подозрительность. Геймеры чаще совершают бес- смысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Им в большей степени свойственно видеть в словах и поступках других лю- дей насмешку, пренебрежение, желание унизить. В свою очередь, у оффни- ков более ярко выражены подозрительность и словесная агрессия, меньше наблюдается раздражение и физическая агрессия. Им свойственно видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание уни- зить, скрытый умысел, направленный против подростка. В крайних проявле- ниях это может быть симптомом нездоровья. Им свойственно словесно выра- жать негативные чувства, эмоции, намерения в неприемлемой в данной рече- вой ситуации форме. Сравнительный анализ агрессивности подростков, принадлежащих к раз- личным субкультурам, показал, что у геймеров в большей степени проявляются негативизм и обидчивость. Эти эмоции проявляются также у оффников, но у них также выражены косвенная агрессия, подозрительность и словесная агрессия. Статистический анализ значимости различий выборочных средних вы- явил, что существуют значимые различия проявления агрессивности под- ростков, принадлежащих к различным субкультурам: косвенная агрессия (tэмп. = 2,05; p < 0,05); подозрительность (tэмп. = 2,05; p < 0,01); словесная агрессия (tэмп. = 3,12; p < 0,01). Следовательно, геймерам более свойственны негативизм и обидчивость, у оффников более выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность. Таким образом, подростки геймеры и оффники часто совершают бес- смысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Им свойственно видеть в словах и поступках других людей насмешку, прене- брежение, желание унизить. Но у оффника в большей степени наблюдается агрессивное поведение, направленность которого против какого-либо лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом агрессии. Они склонны отказывать людям в доверии, предполагать обман в действиях контрагентов. Оффники характеризуются готовностью видеть в словах и по- ступках других скрытый умысел, направленный против них. Проблемы выраженной подозрительности, словесной и косвенной агрес- сии оффников связаны первоначально с факторами подросткового возраста. Это период физиологической перестройки организма, приобретения чувства взрослости и неготовности вчерашних детей к самостоятельной жизни, ощущения будущей неизвестности и ответственности. Агрессия может выступать в качестве защитной реакции в ситуациях психоэмоционального напряжения. Таким образом, изучение агрессивности подростков, принадлежащих к различным субкультурам, показало, что существуют значимые различия сред- них значений показателей агрессивности подростков оффников и геймеров. Геймерам более свойственны негативизм и обидчивость. У оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность. Обсуждение и заключение В период социальных трансформаций изучение «автономного мира под- ростков» становится актуальным. Проведенное исследование позволило нам посмотреть на проблематику изнутри. Были обнаружены инвариантные ха- рактеристики подростков, относящихся к разным субкультурам. Ведущим видом деятельности детей подросткового возраста является ин- тимно-личностное общение, поэтому школьникам свойственно группиро- ваться и создавать коллективы по интересам. Современные субкультуры Рос- сии: готы, эмо, гопники, байкеры, рейверы, футбольные болельщики, ваниль- ки, анимешки, рэперы и т. д. [17]. Некоторые из подростковых субкультур могут создавать базу для проявления отрицательных тенденций в молодеж- ной среде (проблемы зависимостей, агрессии, конфликтов и т. д.) [18], другие скорее имеют положительное социально-общественное значение (здоровый образ жизни, увлечения музыкой и т. д.) [19]. Социальная компетентность необходима порастающему поколению для успешного профессионального самоопределения, актуализации своих способностей, непрерывного станов- ления личности, построения межличностных отношений, что подчеркивает значимость и актуальность данной проблемы [20]. Изучение межличностных отношений подростков, принадлежащих к раз- личным субкультурам, показало следующие результаты. Существуют значи- мые различия выборочных средних субъективной оценки межличностных отношений между подростками, принадлежащими к геймерам и оффникам, по отчужденности в отношениях, агрессии в отношениях. Оффникам в меж- личностных отношениях более свойственна отчужденность и агрессия. Изучение социально-психологической адаптированности подростков, принадлежащих к субкультурам геймеров и оффников, привело к следующим результатам. Существуют значимые различия выборочных средних показате- лей социально-психологической адаптированности подростков, принадлежа- щих к субкультурам геймеров и оффников, по самопринятию, принятию дру- гих, эмоциональному комфорту, склонности к доминированию и адаптиро- ванности. Следовательно, оффники характеризуются пограничным состоянием дезадаптации. Поведение оффников чаще всего характеризуется или ухо- дом от проблем, или склонностью к подчинению. Геймеры характеризуются социально-психологической адаптацией, но проблемами с самопринятием. Изучение агрессивности подростков, принадлежащих к различным субкуль- турам, продемонстрировало, что на уровне средних значений агрессивности подростков геймеров и оффников существуют значимые различия. Геймерам более свойственны негативизм и обидчивость. У оффников в большей степени выражены косвенная и словесная агрессия и подозрительность. Именно данные личностные характеристики необходимо учитывать при выстраивании психолого-педагогического взаимодействия с такими подрост- ками. По нашему мнению, полученная информация необходима учителям, классным руководителям подростков, социальным педагогам, специалистам в области образования, в чьих силах предотвратить попадание подростков в рискованные ситуации в переходные моменты их жизни.
×

About the authors

Rezida R. Khusnutdinova

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Email: rezida.81@mail.ru
Cand. Psych. Sci., Associate Professor of Psychological and Pedagogical Education Department 28, Nizametdinova st., Naberezhnye Chelny, 423800, Russian Federation

Nailya G. Khakimova

Naberezhnye Chelny State Pedagogical University

Email: 340268@mail.ru
Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogy Department 28, Nizametdinova st., Naberezhnye Chelny, 423800, Russian Federation

References

  1. Омельченко Е.Л., Поляков С.И. Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ // Социологическое обозрение. - 2017. - Т. 16. - № 2. - С. 111-132.
  2. Умнова Т., Бочкарева Д., Ермолаева Е.В. Современные молодежные субкультуры // Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - Т. 5. - № 12. - С. 1577.
  3. Лисовский В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодежи России: Учеб. пособие для студентов вузов / В.Т. Лисовский. - СПб.: СПбГУП, 2000. - 508 с.
  4. Головин В.В., Лурье М.Л. Идеологические и территориальные сообщества молодежи: мегаполис, провинциальный город, село // Этнографическое обозрение. - 2008. - № 1. - С. 56-69.
  5. Базалева Л.А., Шашков А.В. Особенности учебной мотивации подростков, вовлеченных в различные молодежные субкультуры // Мир науки. Педагогика и психология. - 2019. - Т. 7. - № 6. - С. 44.
  6. Толстых Н.Н., Прихожан А.М. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата. - М.: Юрайт, 2016. - 406 с.
  7. Гребенникова О.В. Подростковая субкультура: геймеры и проблема их самоактуализации // Психология субкультуры: феноменология и современные тенденции развития: материалы международной научной конференции. - М., 2019. - С. 195-200.
  8. Левикова С.И. Молодежная субкультура: учеб. пособие. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 607 с.
  9. Жаркова М.А. Типологизация молодежных субкультур в рамках постмодернистского анализа молодежных субпотоков в российском обществе // Вестник Казанского технологического университета. - Т. 15. - 2012. - № 8. - С. 381-384.
  10. Левашова Е.Л. Типологизация молодежных субкультур в современном российском обществе // Известия РГПУ им. А.П. Герцена. - 2012. - № 150. - С. 147-150.
  11. Духновский С.В. Субъективная оценка межличностных отношений: описание методики // Вестник Курганского государственного университета. - 2006. - № 2 (6). - С. 84-90.
  12. Норкулова Н.Т. Мотив аффилиации как основной фактор формирования сплоченности молодежных групп // Казанский педагогический журнал. - 2014. - № 4 (105). - С. 138-147.
  13. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб.: Питер, 2011. - 508 с.
  14. Большая энциклопедия психологических тестов / авт.-сост. А.А. Карелин. - М.: Эксмо, 2009. - 416 с.
  15. Меняйло Д.В., Иванова Ю.А., Меняйло Л.Н. АУЕ - криминальное молодежное движение: сущность и способы распространения // Вестник Московского университета МВД России. - 2019. - № 3. - С. 107-115.
  16. Немов Р.С., Алтунина И.Р. Социальная психология: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2010. - 432 с. Сер. Учебное пособие. С. 90-93.
  17. Сукоркина Д.А. Современная молодежная субкультура в сельской местности // Вызовы XXI века: материалы ежегодной студенческой научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, А.В. Виноградов, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, Р.Ш. Валиева. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2020. - С. 193-196.
  18. Чирун С.Н. Молодежное «АУЕ» как интегральный феномен российского постмодерна // Мониторинг. - 2019. - № 1 (149). - С. 49-65.
  19. Вазиева А.Р. Социальная компетентность подростков, принадлежащих к различным субкультурам // Диалог культур в контексте образовательной деятельности: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, Н.М. Асратян, Э.Р. Ганиев. - Набережные Челны: Изд- во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2019. - С. 99-103.
  20. Малышев И.Р. О некоторых проблемах детской и молодежной субкультуры как формы функционирования педагогической системы // Вызовы XXI века: материалы ежегодной студенческой научно-практической конференции / отв. ред. А.Г. Мухаметшин, А.В. Виноградов, Н.М. Асратян, Ю.М. Гарипова, Р.Ш. Валиева. - Набережные Челны: Изд-во ФГБОУ ВО «НГПУ», 2020. - С. 121-124.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Khusnutdinova R.R., Khakimova N.G.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies