Pedagogical tolerance development in the process of teaching a foreign language
- Authors: Gridneva N.A.1, Doskovskaya M.S.1,2
-
Affiliations:
- Samara State Technical University
- Samara State University of Social Sciences and Education
- Issue: Vol 17, No 3 (2020)
- Pages: 38-54
- Section: Articles
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/52431
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2020.3.3
- ID: 52431
Cite item
Full Text
Abstract
Full Text
Введение Воспитание толерантности является сегодня одной из наиболее актуаль-ных проблем для целого ряда гуманитарных наук. Внимание к этому вопросу обусловлено, главным образом, запросом общества, которое обоснованно видит в толерантности залог гармонизации взаимоотношений между людь-ми, повышения качества их взаимодействия, в том числе в сфере профессио-нальной деятельности. Система образования, всегда работающая в интересах общества, разумеется, не может не реагировать на данный запрос и ищет возможности его удовлетворения. В научно-методической литературе полу-чают освещение проблемы воспитания толерантности на разных этапах об-разования и для разных профилей подготовки, стремительно развивается от-носительно недавно оформившаяся в качестве отдельного направления так называемая «педагогика толерантности». Для педагогического образования формирование толерантности имеет огромное значение. Современная гуманистическая концепция образования опирается на идею уважительного и бережного отношения учителя к лично-сти каждого своего ученика, признания за ним права на инаковость во мно-гих ее проявлениях. Именно толерантность позволяет учителю создавать психологически комфортную среду обучения, грамотно выстраивать взаимо-отношения с учащимися и демонстрировать им на собственном примере от-крытость, эмпатию, нацеленность на конструктивный диалог и способность избегать или оперативно разрешать всякого рода конфликты. Толерантность учителя является необходимым условием реализации глобальных идей со-временной педагогики о развитии субъектности и полисубъектности лично-сти, предполагающих сохранение индивидуальности каждого учащегося, со-здание условий для развития его способностей к самоопределению, самосо-вершенствованию и самовыражению. Все это заставляет рассматривать то-лерантность как профессионально важное качество педагога, во многом определяющее эффективность его деятельности. Между тем эмпирические исследования показывают, что многие учите-ля, увы, продолжают мыслить и действовать преимущественно в логике субъектно-объектных отношений и, как следствие, не демонстрируют долж-ного уровня толерантности в общении со своими учениками [7, 17]. Весьма распространенными явлениями в педагогической практике остаются автори-тарный стиль взаимодействия, категоричность суждений и оценок, принуж-дение учащихся к четкому соблюдению выстроенной иерархии и т. п. Мож-но сказать, что сложившаяся на данный момент в сфере образования ситуа-ция отражает общий настрой российской общественности, все еще недоста-точно полно осознающей социальную значимость толерантности. Такое по-ложение дел - как в сфере образования, так и в обществе в целом - несо-мненно, требует специальных мер учебного, пропагандистского и культур-но-образовательного характера [13]. В связи с этим проблема совершенство-вания методов воспитания педагогической толерантности в условиях про-фессиональной подготовки будущих учителей представляется чрезвычайно актуальной. 1. Обзор литературы Формированию педагогической толерантности посвящены фундамен-тальные исследования А.Г. Асмолова, Г.В. Безюлевой, Л.М. Безотечество, Е.В. Фалуниной, Т.Н. Чекмаревой, Г.М. Шеламовой, Е.Ю. Клепцовой, О.Б. Нурлигаяновой, М.А. Перепелицыной, Т.Ю. Фадеевой и других специа-листов. Педагогическая толерантность определяется как «интегративное ди-намическое личностное качество, проявляющееся в деятельности педагога, являющееся основанием для его личностного и профессионального развития, ценностного отношения ко всем субъектам образовательного процесса, в со-ответствии с которым педагог, имея собственную жизненную позицию, ува-жает и признает право другого воспринимать, мыслить и действовать иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие с уче-том различных точек зрения участников образовательного процесса» [4, с. 7]. Педагогическая толерантность рассматривается как профессионально важное качество педагога [19, 20]; изучаются психолого-педагогические условия ее эффективного формирования [16]; выделяются ее структурные компоненты [1, 6]; определяются возможные критерии оценки ее сформиро-ванности [15]. Воспитание толерантности (в том числе педагогической) является слож-ным и длительным процессом, успех которого, как и в случае с иными лич-ностными свойствами, определяющими профессионально-нравственную культуру специалиста, во многом зависит от качества реализации гумани-стической составляющей каждой преподаваемой дисциплины. В связи с этим отдельный блок исследований по проблеме формирования толерантно-сти составляют научно-методические работы, посвященные вопросам мак-симально эффективной в этом смысле организации обучения отдельным предметам, в том числе, конечно, иностранному языку. Что касается послед-него, то здесь внимание специалистов привлекают прежде всего возможно-сти коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного и соци-окультурного подходов, признанных наиболее продуктивными для развития межкультурной и коммуникативной толерантности [3, 5]. В целом констати-руется необходимость развития более глубокого понимания учащимися культуры, образа жизни и мировоззрения носителей изучаемого языка, ори-ентации их на гармоничное и конструктивное межкультурное взаимодей-ствие, организации обучения языку как «обучения пониманию чужого» [8, с. 129]. 2. Материалы и методы Наша цель в рамках данной статьи - раскрыть потенциал дисциплины «Иностранный язык» для воспитания педагогической толерантности и про-демонстрировать некоторые возможности его реализации непосредственно в процессе обучения. В ходе работы над статьей мы изучили соответствующую теме исследо-вания психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, про-извели отбор и оценку актуального дидактического материала, а также про-анализировали и обобщили собственный опыт работы со студентами - бу-дущими педагогами. Эмпирическая часть исследования проводилась в группах второго и чет-вертого курсов студентов-бакалавров факультета иностранных языков Са-марского государственного социально-педагогического университета, обу-чающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образова-ние» (с двумя профилями подготовки), профили «Иностранный язык» (ан-глийский) и «Иностранный язык» (французский). 3. Результаты исследования Основные возможности дисциплины «Иностранный язык» для воспита-ния педагогической толерантности мы увязываем с тремя аспектами, во мно-гом определяющими саму специфику рассматриваемого предмета и, в част-ности, его гуманитарный потенциал. 1. Диалог культур. Поликультурное пространство обучения иностранно-му языку уже само по себе является благоприятной средой для развития то-лерантности. Организация работы с опорой на известную идею диалога культур позволяет не просто знакомить учащихся с культурой страны изуча-емого языка, но и формировать у них позитивное отношение к самому факту культурного многообразия, способствовать пониманию ими значимости мирного сосуществования различных культур «под одним небом» и продук-тивности их гармоничного взаимодействия. Формирование межкультурной толерантности у будущих работников сферы образования имеет большое значение, т. к. современному педагогу очень часто приходится иметь дело с аудиторией, не гомогенной по своему национальному (этническому) составу. Это значит, что для качественного осуществления педагогической деятельности в подобных условиях учителю необходимо быть равно доброжелательным по отношению к представителям всех этносов и наций, быть свободным от всякого рода предрассудков и сте-реотипов, а также готовым и способным к разрешению возможных конфлик-тов на национальной почве среди учащихся. Лишь поистине толерантный преподаватель, работая с полиэтническим контингентом учащихся, может не только избежать возникновения весьма вероятной в таких условиях напряженности, но и превратить поликультурную среду в фактор духовно-нравственного обогащения и личностного развития своих учеников. Максимально эффективное для воспитания толерантности использова-ние поликультурного пространства предполагает в качестве своей цели фор-мирование не просто и не только позитивного отношения к конкретной чу-жой культуре, но готовности к принятию потенциально любой инокультуры, в том числе абсолютно незнакомой человеку на данный момент. Это требует, помимо прочего, воспитания у учащихся уважения к самому феномену национальной культуры как формы проявления индивидуальности народа и формирования у них позитивного восприятия самого факта культурного многообразия. Реализации данной установки на практике будет способствовать особое позиционирование изучаемой лингвокультуры, а именно включение ее в ши-рокий поликультурный контекст. В процессе обучения иностранному языку, конечно, важно стремиться к раскрытию специфики изучаемой лингвокуль-туры, к демонстрации ее уникальности, но в то же время в восприятии уча-щихся она не должна замыкаться на самой себе. Периодическое обращение к более широкому спектру национальных культур обеспечит и более полное раскрытие индивидуального характера изучаемой лингвокультуры, и вос-приятие ее учащимися как органической части глобального культурного пространства, как одного из образцов мирового культурного многообразия. В этом плане хорошие результаты может дать периодический экскурс в историю изучаемого языка, особенно уместный при работе с будущими учителями-филологами. На примере отдельно взятого слова может быть наглядно продемонстрирован факт исторического родства и тесного взаимо-действия языков. Язык, как и культура, частью которой он является, никогда не пребывает в изоляции, и это является важным фактором его непрекраща-ющегося развития и обогащения. Актуализация исторических связей изуча-емой лингвокультуры за счет работы с этимологией наиболее показательных в этом отношении слов, а также со словами-интернационализмами поможет учащимся более четко осознать продуктивность фактического и потенци-ального межкультурного взаимодействия. Продуктивной и интересной может стать работа с материалами о куль-турных традициях и обычаях разных стран. Например, при изучении наибо-лее актуальной для будущих педагогов темы «Образование» имеет смысл рассмотреть сложившиеся у разных народов школьные и студенческие тра-диции. Заметим, что в данном случае формированию толерантности будет способствовать не только расширение спектра привлекаемых национальных культур, но и осознание учащимися «духовного единства» многонациональ-ного студенческого сообщества, к которому принадлежат и они сами: сквозь разнообразие порой весьма оригинальных национальных традиций отчетли-во проглядывают общие для всего мирового студенчества установки и цен-ности. Интересным также будет материал о существующих в разных странах традициях воспитания и обучения. Несомненно, сфера образования является частью социокультурного пространства страны, и потому доминирующие в ней подходы неизбежно несут на себе отпечаток национальной истории и культуры. Важный вывод, который должен быть сделан учащимися после знакомства с этой информацией, заключается в том, что разные народы учатся по-разному, причем национальный менталитет может стать факто-ром, напрямую определяющим характер обучения, и за пределами родной для ученика страны. Педагог должен быть готов принять этот факт и искать подход к ученику любой национальности. Диалог культур также открывает прекрасные возможности для осозна-ния учащимися собственной национально-культурной идентичности, что яв-ляется не менее важным фактором развития толерантности, которая под принятием Другого отнюдь не подразумевает отказа от себя самого или от-сутствия собственной индивидуальности: толерантность - это свойство зре-лой личности с устоявшейся системой взглядов и ценностей, готовой к кон-структивному диалогу с Другим на основе равноправия и взаимоуважения. Этот факт тем более актуален для педагогической деятельности, где толе-рантное отношение учителя к индивидуальности ученика ни в коей мере не предполагает абсолютной вседозволенности. При всем уважении к личности ребенка учитель, тем не менее, должен обладать способностью адекватно оценивать его личностные характеристики и корректировать их в случае необходимости. Несомненно, учитель должен оказывать целенаправленное влияние на личностное становление своих учеников, причем такое влияние может быть позитивным и эффективным лишь при условии собственной личностной зрелости педагога, сформированности у него соответствующих личностных качеств. По известному выражению Д.С. Лихачева, учитель «воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отно-шением к миру». Заметим, что потенциал дисциплины «Иностранный язык», связанный с диалогом культур, отнюдь не ограничивается возможностями формирова-ния толерантности лишь в межкультурном ее измерении, хотя в контексте изучения диалога культур именно межкультурная толерантность становится предметом специального рассмотрения чаще всего. Диалог культур есть не просто знакомство с иной культурой, но прежде всего встреча с Другим, и в этом своем качестве он открывает прекрасные перспективы для воспита-ния готовности к принятию инаковости в любом ее проявлении (не только национально-культурном, но и социальном, личностном, физиологическом и т. д.). Важно, что толерантность является интегративным качеством, т. е. она подразумевает интеграцию в своем объекте всех приемлемых форм про-явления отличия. Национальная культура является лишь одной из таких форм, «частным случаем», так что формирование межкультурной толерант-ности запускает механизм развития толерантности в целом. 2. Обширная коммуникативная практика. Как подчеркивают Ю.А. Афонькина и Г.В. Жигунова, резюмируя результаты проведенного эм-пирического исследования по проблеме толерантности к лицам с ОВЗ, толь-ко регулярный опыт непосредственной совместной деятельности инвалидов с людьми, не имеющими инвалидности, позволяет формировать между теми и другими истинно толерантные отношения [2]. Такой вывод отнюдь не ка-жется неожиданным и актуален для формирования толерантности в целом. Неслучайно педагогика толерантности опирается на интерактивные методы обучения, в основе которых - организация критического диалога и активного взаимодействия с внешними «другими» [11]. Именно непосредственное вза-имодействие позволяет вовлеченным в него сторонам выработать адекватное представление друг о друге, преодолеть все возможные стереотипы, де-структивные страхи, а также определиться с наиболее эффективными такти-ками и стратегиями ведения диалога. Говоря иначе, здесь опыт оказывается лучшим учителем: формирование коммуникативной толерантности происходит прежде всего непосредственно в процессе коммуникации, когда общающиеся учатся взаимодействовать друг с другом в конструктивном ключе, слушать и слышать друг друга, от-стаивать собственную точку зрения, проявляя уважение к точке зрения оп-понента. В связи с этим потенциал дисциплины «Иностранный язык» для воспитания толерантности во многом определяется возможностью обеспече-ния учащимся обширной коммуникативной практики, включающей в себя самые разные формы взаимодействия. Значимость коммуникативной толерантности для учителя определяется той ролью, которую играет в его профессиональной деятельности общение с учеником. Очевидно, что роль эта - велика, т. к. основные свои задачи пе-дагог решает именно посредством коммуникации. Так, например, приобще-ние к ценностям, которое составляет важнейшую часть воспитательной ра-боты педагога на любом этапе образования, возможно лишь через довери-тельный диалог, предполагающий максимальную деликатность учителя по отношению к индивидуальности каждого своего ученика. Очевидно, что ни-какие ценности, в том числе толерантность, не могут быть навязаны уча-щимся, что приобщение к ним не может носить насильственного характера. В последние годы востребованность коммуникативной толерантности ощущается особенно остро также в связи с заметно выросшей индивидуаль-но-психологической дифференциацией школьников: почти в каждом классе можно увидеть детей из хорошо и плохо обеспеченных семей, с очень высо-кими и очень низкими способностями [10, с. 351]. Среди всех возможных при обучении иностранному языку форм работы наиболее продуктивными для воспитания педагогической толерантности яв-ляются дебаты, ролевые игры и совместные проекты. Именно эти виды дея-тельности позволяют развивать у учащихся качества, необходимые для кон-структивного взаимодействия, предполагающего, в частности, способность видеть в собеседнике равноправного партнера, адекватно реагировать на иную точку зрения, отстаивать свою позицию, соблюдая культуру ведения дискуссии, достигать консенсуса и т. п. Более того, эти формы работы спо-собствуют развитию критического мышления, которое, проявляясь в широте взглядов, глобальном подходе к проблеме, открытой к познанию позиции, является важным фактором развития толерантности [9, с. 167; 14, с. 177]. На обсуждение в группе могут быть вынесены вопросы самого разного характера; главное, чтобы они были действительно интересны учащимся и относились к разряду дискуссионных. При выборе тем для работы с буду-щими педагогами особое внимание следует уделить проблемам воспитания и обучения. В частности, могут быть рассмотрены различные подходы к ре-шению актуальных учебно-методических и воспитательных задач, возмож-ности выстраивания конструктивных отношений между учителем и учени-ком, особенности организации внеклассной работы и т. п. В этом случае дискуссия будет вдвойне эффективной, способствуя не только развитию то-лерантности, но и обогащению специальных знаний учащихся, развитию их профессионального самосознания. Конечно, дебаты (особенно по професси-онально ориентированным вопросам) не относятся к простым формам рабо-ты и потому в большинстве случаев требуют весьма серьезной предвари-тельной подготовки, которая как минимум на первых порах должна вклю-чать в себя отработку соответствующих речевых «формул вежливости». Как правило, уровень коммуникативной толерантности каждого учаще-гося обнаруживает себя уже в ходе первой дискуссии, задача преподавате-ля - адекватно его оценить, верно диагностировав возможные сложности и проблемы. Для большей эффективности полученный учащимися коммуника-тивный опыт, конечно, должен стать предметом и их рефлексии тоже. Ана-лиз хода и результатов дискуссии по ее завершении поможет студентам здраво оценить действенность выбранных коммуникативных тактик и избе-жать возможных ошибок в дальнейшем. Важно из раза в раз ориентировать учащихся на поддержание максимально высокой культуры ведения дискус-сии, на необходимость проявления уважения к собеседнику и позициониро-вать толерантность в качестве несомненного фактора успеха, подкрепляя этот тезис примерами из опыта самих учащихся, полученного в ходе дискус-сии. В формате ролевой игры со студентами - будущими педагогами могут быть отработаны модели корректного речевого поведения, востребованные для качественного взаимодействия с коллегами и родителями учеников. Иг-ровые ситуации взаимодействия могут быть смоделированы с опорой на тот же круг вопросов, что и дискуссии. В частности, по проблеме организации внеклассной работы можно предложить учащимся примерить на себя роли учителей и обсудить, какое внеклассное мероприятие запланировать на бли-жайший месяц. Среди вариантов для обсуждения могут быть: поход с учени-ками в театр, кино, музей, экскурсия по городу, выезд на природу, посеще-ние местной библиотеки и т. д. Каждый из участников должен объяснить, почему считает предлагаемый им вариант организации досуга наиболее про-дуктивным. Разумеется, все варианты по-своему хороши, но в итоге должен быть достигнут консенсус. В формате ролевой игры может быть сымитиро-ван и разговор учителя с одним из родителей ученика. Возможный сценарий: учитель стремится убедить отца (мать) ученика в необходимости посещения ребенком в свободное время каких-либо секций, кружков, детских клубов, творческих мастерских и т. п., в то время как родители считают, что ребенок и без того имеет очень высокую нагрузку и дополнительные занятия могут пойти ему во вред. В подобном разговоре компромисс не всегда возможен, но важно, чтобы обе стороны сохраняли во время спора спокойствие, так-тичность и, конечно, стремились услышать друг друга и понять. В качестве группового проекта учащимся может быть предложено совместное создание развернутого плана внеклассной работы на учебный год с описанием вклю-ченных в него мероприятий и обоснованием их необходимости (продуктив-ности). 3. Ценностно-ориентированное содержание обучения. В научной литера-туре представлены различные психологические модели толерантности. Чаще всего речь идет о трех компонентах в ее структуре: когнитивном, эмоцио-нально-оценочном и поведенческом [15, 16]. Именно на них предлагается опираться при воспитании толерантности, т. е. процесс воспитания толе-рантности предполагает: 1) получение учащимися достаточно четких пред-ставлений о сущности толерантности, понимание ими причин ее социальной востребованности; 2) формирование у них субъективного ценностного от-ношения к толерантности, признание ее значимости и необходимости; 3) овладение ими умениями и навыками толерантного поведения, развитие спо-собности к регуляции и организации своей деятельности в соответствии с принципами толерантности. Представляется очевидным, что эти задачи мо-гут быть эффективно решены лишь в рамках аксиологического подхода, и в частности посредством ценностной ориентации содержания учебных мате-риалов и обучения в целом. Дисциплина «Иностранный язык» дает преподавателю хорошие шансы на обеспечение условий, необходимых для формирования всех трех вышепе-речисленных компонентов толерантности. В частности, здесь сохраняется значительная свобода при выборе материалов, что обеспечивает возмож-ность усиления аксиологической составляющей их содержания, а использу-емые в процессе обучения активные методы работы способствуют выработке у учащихся осознанного, ценностного отношения к новым для них фактам и овладению ими конкретными моделями речевого поведения как способами реализации «новоприобретенных» ценностных норм. Несомненно, толерантность должна прочно войти в субъективную си-стему ценностей педагога, стать регулятором его поведения и одним из принципов профессиональной деятельности, которая только в этом случае и может быть достаточно эффективной. Активное включение в учебный про-цесс материалов ценностно-ориентированного содержания, в частности обеспечивающих ориентацию учащихся на такие ценности, как эмпатия, альтруизм, вежливость, отзывчивость, миролюбие, поможет воспитать поис-тине толерантного педагога, который, будучи носителем этих качеств, ста-нет для своих учеников большим авторитетом и потому образцом для под-ражания. В той или иной мере все изучаемые в рамках предмета «Иностранный язык» темы при соответствующей организации работы над ними могут спо-собствовать формированию толерантности. Так, уже в процессе изучения традиционно открывающей курс темы «Моя семья» могут быть затронуты ключевые для воспитания толерантности вопросы о необходимости взаимо-уважения, взаимовыручки и взаимопонимания. При изучении последующих тем те же вопросы могут быть перенесены из пространства семьи в про-странство школы и вуза (тема «Образование»), города, страны и мира (темы «Мой родной город», «Россия», «Великобритания») и т. д. Толерантность - то свойство, которое проявляет себя в процессе любого взаимодействия, в любом социальном контексте, так что фактически для всех включенных в рабочую программу дисциплины тем может быть найден достаточный мате-риал, работа с которым обеспечит необходимую ценностную ориентацию учебного процесса. Так, при работе над темой «Образование» за счет специально отобран-ных материалов, организации тематических дискуссий и т. п. могут быть, в частности, подняты такие вопросы, как особенности выстраивания гармо-ничных и конструктивных отношений между всеми субъектами процесса обучения, потенциал поликультурной образовательной среды, необходи-мость бережного и уважительного отношения педагога к личности ребенка. При обсуждении данных и схожих вопросов имеет смысл апеллировать к личному опыту студентов. Как правило, накопленный за годы обучения в школе и университете опыт вполне позволяет им самостоятельно сделать правильные выводы о значимости педагогической толерантности, увидеть в ней важнейший фактор возникновения и поддержания психологически ком-фортной и потому продуктивной для обучения среды. Эффективным для формирования педагогической толерантности, осознания ее востребованно-сти может быть также обсуждение в соответствующем ключе современных тенденций в сфере образования - главным образом его интернационализа-ции, которая, кроме прочего, требует от преподавателя открытости миру во всем его культурном многообразии, готовности и способности качественно взаимодействовать с представителями различных этносов и культур. Обсуждение и заключение В современном мире толерантность является принципиально важным ка-чеством, во многом определяя степень стабильности и упорядоченности нашей жизни. Несомненно, воспитание толерантности должно начинаться с раннего детства, с семьи. Тем не менее именно юношеский (студенческий) возраст признается психологами максимально восприимчивым периодом для ее развития: в это время происходит приобщение к культурным ценностям, активно развивается эмоциональная сфера (в том числе способность к сопе-реживанию), укрепляется этническое самосознание, формируется новое от-ношение к миру [12]. Эти факты определяют потенциально высокую про-дуктивность воспитательной работы вузовского преподавателя, направлен-ной на формирование толерантности. Для педагогического образования вопрос развития толерантности имеет огромное значение. Педагогическая толерантность является профессиональ-но важным качеством учителя, неотъемлемым элементом его этической культуры, существенным фактором эффективности его деятельности. Обу-чение иностранному языку в процессе профессиональной подготовки буду-щих учителей, несомненно, может сыграть свою роль в развитии педагоги-ческой толерантности. Это обусловлено самой спецификой данной учебной дисциплины, а именно возможностями: 1) реализации концепции диалога культур; 2) обеспечения обширной и разнородной коммуникативной практи-ки; 3) ценностной ориентации содержания обучения. Так, обучение иностранному языку с опорой на идею диалога культур способствует формированию у будущих педагогов открытости миру во всем его культурном многообразии, которая является залогом успешной педаго-гической работы с часто неоднородной по своему этническому составу ауди-торией. Толерантный учитель оказывается способным найти подход к пред-ставителям различных национальных культур, предотвратить возникновение весьма вероятной в таких условиях напряженности, реализовать богатый по-тенциал поликультурной среды. Обеспечение учащимся обширной коммуникативной практики, обога-щение в процессе изучения иностранного языка их опыта межличностного общения и иного взаимодействия вносит значительный вклад в развитие коммуникативной толерантности, необходимой будущим педагогам для эф-фективного обучения и воспитания, которые большей частью (почти полно-стью) осуществляются никак иначе, кроме как через диалог с учеником. Представляется очевидным, что такой диалог может быть продуктивным, если только учитель обладает необходимым тактом, а также с уважением относится к позиции ученика, признавая за ним право на индивидуальность во всех приемлемых ее проявлениях. Ценностная ориентация содержания обучения иностранному языку за счет более активного включения в учебный процесс соответствующих ма-териалов создает необходимые условия для эффективной реализации аксио-логического подхода, лежащего в основе современной гуманистической пе-дагогики. Акцентирование аксиологически значимых моментов в процессе работы над традиционными темами наряду с использованием активных, коммуникативно-ориентированных методов позволяет достичь заметного прогресса в приобщении студентов к тем ценностям, которые составляют нравственную основу педагогической деятельности, воспитать в них толе-рантность, любовь к детям, эмпатию, сострадание, альтруизм, способность к диалогу и сотрудничеству. Итак, дисциплина «Иностранный язык» обладает внушительным гума-нитарным потенциалом, грамотная реализация которого в рамках професси-ональной подготовки будущих педагогов может в значительной степени способствовать формированию их профессионально-этической культуры и, в частности, развитию педагогической толерантности.About the authors
Natalia A. Gridneva
Samara State Technical University
Email: n.gavrilina83@mail.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Linguistics, Cross-Cultural Communication and Russian as Foreign Language Department 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100, Russian Federation
Maria S. Doskovskaya
Samara State Technical University; Samara State University of Social Sciences and Education
Email: md-63@yandex.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Samara State Technical University, Associate Professor of Romanic Philology Department 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100, Russian Federation, 65/67, Maxima Gor’kogo Str., Samara, 443100, Russian Federation
References
- Акимова М.К., Галстян О.А. Компетентность в профессионально-педагогическом общении и толерантность педагога // Психологические исследования. - 2010. - № 3 (11). - С. 7.
- Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Особенности отношения представителей современного социума к лицам с инвалидностью (по материалам экспертного опроса в Мурманской области) // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 12 (56). - С. 34-39.
- Балданова Е.А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2018. - Т. 80. - № 1 (75). - С. 110-116.
- Безотечество Л.М. Формирование толерантности бакалавров - будущих педагогов профессионального образования в образовательном процессе вуза: Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск, 2015. - 24 с.
- Бекетова А.П., Куприна Т.В., Петрикова А. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 2. - С. 108-124.
- Гонеев А.Д. Формирование педагогической толерантности у магистров психолого-педагогического образования в процессе профессиональной подготовки // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 2 (54). - С. 159-163.
- Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность - профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С. 33-35.
- Лейфа И.И. Воспитание толерантности средствами иностранного языка // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Вопросы образования: Языки и специальность. - 2009. - № 2. - С. 126-133.
- Петрова Н.А. Формирование у студентов неязыковых направлений подготовки толерантного отношения к национальным и культурным различиям в процессе обучения иноязычному общению // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2017. - № 4-5 (90-91). - С. 164-176.
- Поварёнков Ю.П., Сидорова А.Д. Коммуникативная толерантность как фактор эффективности педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы // Человеческий фактор: социальный психолог. - 2019. - № 1 (37). - С. 349-358.
- Пчелинцева И.Г. Реализация идей педагогики толерантности // European Social Science Journal. - 2018. - Т. 2. - № 12. - С. 346-349.
- Сатымкулова А.К. Воспитание межэтнической толерантности на уроках иностранного языка // Вестник Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына. - 2019. - № 3 (99). - С. 11-14.
- Стернин И.А. Толерантность и коммуникация // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2005. - С. 324-336.
- Тихонова В.Л. Проблема понимания толерантности в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6 (80): в 2 ч. Ч. 1. - С. 177-179.
- Третьякова Т.В. Структура толерантности как профессионально значимого качества социального педагога // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - № 54. - С. 82-86.
- Фадеева Т.Ю. Математическая модель как диагностический инструментарий для определения уровня сформированности педагогической толерантности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Педагогика. Психология. - 2010. - Т. 10. - № 1. - С. 97-101.
- Харабаджах М.Н. Психолого-педагогические условия формирования толерантности у будущих социальных педагогов в системе их профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-2. - С. 292-298.
- Чекмарева Т.Н. Психолого-педагогические условия развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях российского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 4 (64). - Т. 1. - С. 99-105.
- Шубаева Н.М. Особенности педагогической толерантности педагога // Образование и проблемы развития общества. - 2018. - № 2 (6). - С. 54-58.
- Шутова В.В. Психологическое содержание понятия толерантности как профессионального качества личности педагога // Образование и инновации. Инициативы XXI века. - 2012. - № 1. - С. 104-106.
- Янусова О.Б. Толерантность как профессионально важное качество педагога инклюзивного образования // Право. Экономика. Психология. - 2017. - № 1 (16). - С. 104-106.