Pedagogical tolerance development in the process of teaching a foreign language



Cite item

Full Text

Abstract

The paper deals with the problem of pedagogical tolerance formation by means of teaching foreign languages. Great importance and urgency of research are caused firstly by public need for tolerance which is reasonably regarded as a key to building harmonic and results oriented relationships between people (also in professional areas) and secondly by modern humanistic conception of education based on idea of careful and respectful attitude towards child’s identity in all of its socially acceptable manifestations. Pedagogical tolerance is regarded in the article as a professionally important quality, as an integral part of teacher’s ethical culture and a success factor for teaching activities. The opportunities for pedagogical tolerance development when teaching foreign languages are linked in the article with three aspects which substantially determine specifics of this discipline and its humanitarian potential. These are the conception of cultures dialog, the wide diversity of communicative practice and the possibility of axiological orientation of teaching content. Using some specially for future teachers designed tasks we show possible ways for effective development of tolerance, openness to the multicultural world, empathy, altruism, capacity for a dialogue and other personal qualities needed for keeping up a good relationship with pupils and maintaining a psychologically comfortable climate highly conducive for teaching and upbringing (also in a multi-ethic audience).

Full Text

Введение Воспитание толерантности является сегодня одной из наиболее актуаль-ных проблем для целого ряда гуманитарных наук. Внимание к этому вопросу обусловлено, главным образом, запросом общества, которое обоснованно видит в толерантности залог гармонизации взаимоотношений между людь-ми, повышения качества их взаимодействия, в том числе в сфере профессио-нальной деятельности. Система образования, всегда работающая в интересах общества, разумеется, не может не реагировать на данный запрос и ищет возможности его удовлетворения. В научно-методической литературе полу-чают освещение проблемы воспитания толерантности на разных этапах об-разования и для разных профилей подготовки, стремительно развивается от-носительно недавно оформившаяся в качестве отдельного направления так называемая «педагогика толерантности». Для педагогического образования формирование толерантности имеет огромное значение. Современная гуманистическая концепция образования опирается на идею уважительного и бережного отношения учителя к лично-сти каждого своего ученика, признания за ним права на инаковость во мно-гих ее проявлениях. Именно толерантность позволяет учителю создавать психологически комфортную среду обучения, грамотно выстраивать взаимо-отношения с учащимися и демонстрировать им на собственном примере от-крытость, эмпатию, нацеленность на конструктивный диалог и способность избегать или оперативно разрешать всякого рода конфликты. Толерантность учителя является необходимым условием реализации глобальных идей со-временной педагогики о развитии субъектности и полисубъектности лично-сти, предполагающих сохранение индивидуальности каждого учащегося, со-здание условий для развития его способностей к самоопределению, самосо-вершенствованию и самовыражению. Все это заставляет рассматривать то-лерантность как профессионально важное качество педагога, во многом определяющее эффективность его деятельности. Между тем эмпирические исследования показывают, что многие учите-ля, увы, продолжают мыслить и действовать преимущественно в логике субъектно-объектных отношений и, как следствие, не демонстрируют долж-ного уровня толерантности в общении со своими учениками [7, 17]. Весьма распространенными явлениями в педагогической практике остаются автори-тарный стиль взаимодействия, категоричность суждений и оценок, принуж-дение учащихся к четкому соблюдению выстроенной иерархии и т. п. Мож-но сказать, что сложившаяся на данный момент в сфере образования ситуа-ция отражает общий настрой российской общественности, все еще недоста-точно полно осознающей социальную значимость толерантности. Такое по-ложение дел - как в сфере образования, так и в обществе в целом - несо-мненно, требует специальных мер учебного, пропагандистского и культур-но-образовательного характера [13]. В связи с этим проблема совершенство-вания методов воспитания педагогической толерантности в условиях про-фессиональной подготовки будущих учителей представляется чрезвычайно актуальной. 1. Обзор литературы Формированию педагогической толерантности посвящены фундамен-тальные исследования А.Г. Асмолова, Г.В. Безюлевой, Л.М. Безотечество, Е.В. Фалуниной, Т.Н. Чекмаревой, Г.М. Шеламовой, Е.Ю. Клепцовой, О.Б. Нурлигаяновой, М.А. Перепелицыной, Т.Ю. Фадеевой и других специа-листов. Педагогическая толерантность определяется как «интегративное ди-намическое личностное качество, проявляющееся в деятельности педагога, являющееся основанием для его личностного и профессионального развития, ценностного отношения ко всем субъектам образовательного процесса, в со-ответствии с которым педагог, имея собственную жизненную позицию, ува-жает и признает право другого воспринимать, мыслить и действовать иначе, видит ценность многообразия, а также готов строить взаимодействие с уче-том различных точек зрения участников образовательного процесса» [4, с. 7]. Педагогическая толерантность рассматривается как профессионально важное качество педагога [19, 20]; изучаются психолого-педагогические условия ее эффективного формирования [16]; выделяются ее структурные компоненты [1, 6]; определяются возможные критерии оценки ее сформиро-ванности [15]. Воспитание толерантности (в том числе педагогической) является слож-ным и длительным процессом, успех которого, как и в случае с иными лич-ностными свойствами, определяющими профессионально-нравственную культуру специалиста, во многом зависит от качества реализации гумани-стической составляющей каждой преподаваемой дисциплины. В связи с этим отдельный блок исследований по проблеме формирования толерантно-сти составляют научно-методические работы, посвященные вопросам мак-симально эффективной в этом смысле организации обучения отдельным предметам, в том числе, конечно, иностранному языку. Что касается послед-него, то здесь внимание специалистов привлекают прежде всего возможно-сти коммуникативно-деятельностного, личностно-ориентированного и соци-окультурного подходов, признанных наиболее продуктивными для развития межкультурной и коммуникативной толерантности [3, 5]. В целом констати-руется необходимость развития более глубокого понимания учащимися культуры, образа жизни и мировоззрения носителей изучаемого языка, ори-ентации их на гармоничное и конструктивное межкультурное взаимодей-ствие, организации обучения языку как «обучения пониманию чужого» [8, с. 129]. 2. Материалы и методы Наша цель в рамках данной статьи - раскрыть потенциал дисциплины «Иностранный язык» для воспитания педагогической толерантности и про-демонстрировать некоторые возможности его реализации непосредственно в процессе обучения. В ходе работы над статьей мы изучили соответствующую теме исследо-вания психолого-педагогическую и научно-методическую литературу, про-извели отбор и оценку актуального дидактического материала, а также про-анализировали и обобщили собственный опыт работы со студентами - бу-дущими педагогами. Эмпирическая часть исследования проводилась в группах второго и чет-вертого курсов студентов-бакалавров факультета иностранных языков Са-марского государственного социально-педагогического университета, обу-чающихся по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образова-ние» (с двумя профилями подготовки), профили «Иностранный язык» (ан-глийский) и «Иностранный язык» (французский). 3. Результаты исследования Основные возможности дисциплины «Иностранный язык» для воспита-ния педагогической толерантности мы увязываем с тремя аспектами, во мно-гом определяющими саму специфику рассматриваемого предмета и, в част-ности, его гуманитарный потенциал. 1. Диалог культур. Поликультурное пространство обучения иностранно-му языку уже само по себе является благоприятной средой для развития то-лерантности. Организация работы с опорой на известную идею диалога культур позволяет не просто знакомить учащихся с культурой страны изуча-емого языка, но и формировать у них позитивное отношение к самому факту культурного многообразия, способствовать пониманию ими значимости мирного сосуществования различных культур «под одним небом» и продук-тивности их гармоничного взаимодействия. Формирование межкультурной толерантности у будущих работников сферы образования имеет большое значение, т. к. современному педагогу очень часто приходится иметь дело с аудиторией, не гомогенной по своему национальному (этническому) составу. Это значит, что для качественного осуществления педагогической деятельности в подобных условиях учителю необходимо быть равно доброжелательным по отношению к представителям всех этносов и наций, быть свободным от всякого рода предрассудков и сте-реотипов, а также готовым и способным к разрешению возможных конфлик-тов на национальной почве среди учащихся. Лишь поистине толерантный преподаватель, работая с полиэтническим контингентом учащихся, может не только избежать возникновения весьма вероятной в таких условиях напряженности, но и превратить поликультурную среду в фактор духовно-нравственного обогащения и личностного развития своих учеников. Максимально эффективное для воспитания толерантности использова-ние поликультурного пространства предполагает в качестве своей цели фор-мирование не просто и не только позитивного отношения к конкретной чу-жой культуре, но готовности к принятию потенциально любой инокультуры, в том числе абсолютно незнакомой человеку на данный момент. Это требует, помимо прочего, воспитания у учащихся уважения к самому феномену национальной культуры как формы проявления индивидуальности народа и формирования у них позитивного восприятия самого факта культурного многообразия. Реализации данной установки на практике будет способствовать особое позиционирование изучаемой лингвокультуры, а именно включение ее в ши-рокий поликультурный контекст. В процессе обучения иностранному языку, конечно, важно стремиться к раскрытию специфики изучаемой лингвокуль-туры, к демонстрации ее уникальности, но в то же время в восприятии уча-щихся она не должна замыкаться на самой себе. Периодическое обращение к более широкому спектру национальных культур обеспечит и более полное раскрытие индивидуального характера изучаемой лингвокультуры, и вос-приятие ее учащимися как органической части глобального культурного пространства, как одного из образцов мирового культурного многообразия. В этом плане хорошие результаты может дать периодический экскурс в историю изучаемого языка, особенно уместный при работе с будущими учителями-филологами. На примере отдельно взятого слова может быть наглядно продемонстрирован факт исторического родства и тесного взаимо-действия языков. Язык, как и культура, частью которой он является, никогда не пребывает в изоляции, и это является важным фактором его непрекраща-ющегося развития и обогащения. Актуализация исторических связей изуча-емой лингвокультуры за счет работы с этимологией наиболее показательных в этом отношении слов, а также со словами-интернационализмами поможет учащимся более четко осознать продуктивность фактического и потенци-ального межкультурного взаимодействия. Продуктивной и интересной может стать работа с материалами о куль-турных традициях и обычаях разных стран. Например, при изучении наибо-лее актуальной для будущих педагогов темы «Образование» имеет смысл рассмотреть сложившиеся у разных народов школьные и студенческие тра-диции. Заметим, что в данном случае формированию толерантности будет способствовать не только расширение спектра привлекаемых национальных культур, но и осознание учащимися «духовного единства» многонациональ-ного студенческого сообщества, к которому принадлежат и они сами: сквозь разнообразие порой весьма оригинальных национальных традиций отчетли-во проглядывают общие для всего мирового студенчества установки и цен-ности. Интересным также будет материал о существующих в разных странах традициях воспитания и обучения. Несомненно, сфера образования является частью социокультурного пространства страны, и потому доминирующие в ней подходы неизбежно несут на себе отпечаток национальной истории и культуры. Важный вывод, который должен быть сделан учащимися после знакомства с этой информацией, заключается в том, что разные народы учатся по-разному, причем национальный менталитет может стать факто-ром, напрямую определяющим характер обучения, и за пределами родной для ученика страны. Педагог должен быть готов принять этот факт и искать подход к ученику любой национальности. Диалог культур также открывает прекрасные возможности для осозна-ния учащимися собственной национально-культурной идентичности, что яв-ляется не менее важным фактором развития толерантности, которая под принятием Другого отнюдь не подразумевает отказа от себя самого или от-сутствия собственной индивидуальности: толерантность - это свойство зре-лой личности с устоявшейся системой взглядов и ценностей, готовой к кон-структивному диалогу с Другим на основе равноправия и взаимоуважения. Этот факт тем более актуален для педагогической деятельности, где толе-рантное отношение учителя к индивидуальности ученика ни в коей мере не предполагает абсолютной вседозволенности. При всем уважении к личности ребенка учитель, тем не менее, должен обладать способностью адекватно оценивать его личностные характеристики и корректировать их в случае необходимости. Несомненно, учитель должен оказывать целенаправленное влияние на личностное становление своих учеников, причем такое влияние может быть позитивным и эффективным лишь при условии собственной личностной зрелости педагога, сформированности у него соответствующих личностных качеств. По известному выражению Д.С. Лихачева, учитель «воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отно-шением к миру». Заметим, что потенциал дисциплины «Иностранный язык», связанный с диалогом культур, отнюдь не ограничивается возможностями формирова-ния толерантности лишь в межкультурном ее измерении, хотя в контексте изучения диалога культур именно межкультурная толерантность становится предметом специального рассмотрения чаще всего. Диалог культур есть не просто знакомство с иной культурой, но прежде всего встреча с Другим, и в этом своем качестве он открывает прекрасные перспективы для воспита-ния готовности к принятию инаковости в любом ее проявлении (не только национально-культурном, но и социальном, личностном, физиологическом и т. д.). Важно, что толерантность является интегративным качеством, т. е. она подразумевает интеграцию в своем объекте всех приемлемых форм про-явления отличия. Национальная культура является лишь одной из таких форм, «частным случаем», так что формирование межкультурной толерант-ности запускает механизм развития толерантности в целом. 2. Обширная коммуникативная практика. Как подчеркивают Ю.А. Афонькина и Г.В. Жигунова, резюмируя результаты проведенного эм-пирического исследования по проблеме толерантности к лицам с ОВЗ, толь-ко регулярный опыт непосредственной совместной деятельности инвалидов с людьми, не имеющими инвалидности, позволяет формировать между теми и другими истинно толерантные отношения [2]. Такой вывод отнюдь не ка-жется неожиданным и актуален для формирования толерантности в целом. Неслучайно педагогика толерантности опирается на интерактивные методы обучения, в основе которых - организация критического диалога и активного взаимодействия с внешними «другими» [11]. Именно непосредственное вза-имодействие позволяет вовлеченным в него сторонам выработать адекватное представление друг о друге, преодолеть все возможные стереотипы, де-структивные страхи, а также определиться с наиболее эффективными такти-ками и стратегиями ведения диалога. Говоря иначе, здесь опыт оказывается лучшим учителем: формирование коммуникативной толерантности происходит прежде всего непосредственно в процессе коммуникации, когда общающиеся учатся взаимодействовать друг с другом в конструктивном ключе, слушать и слышать друг друга, от-стаивать собственную точку зрения, проявляя уважение к точке зрения оп-понента. В связи с этим потенциал дисциплины «Иностранный язык» для воспитания толерантности во многом определяется возможностью обеспече-ния учащимся обширной коммуникативной практики, включающей в себя самые разные формы взаимодействия. Значимость коммуникативной толерантности для учителя определяется той ролью, которую играет в его профессиональной деятельности общение с учеником. Очевидно, что роль эта - велика, т. к. основные свои задачи пе-дагог решает именно посредством коммуникации. Так, например, приобще-ние к ценностям, которое составляет важнейшую часть воспитательной ра-боты педагога на любом этапе образования, возможно лишь через довери-тельный диалог, предполагающий максимальную деликатность учителя по отношению к индивидуальности каждого своего ученика. Очевидно, что ни-какие ценности, в том числе толерантность, не могут быть навязаны уча-щимся, что приобщение к ним не может носить насильственного характера. В последние годы востребованность коммуникативной толерантности ощущается особенно остро также в связи с заметно выросшей индивидуаль-но-психологической дифференциацией школьников: почти в каждом классе можно увидеть детей из хорошо и плохо обеспеченных семей, с очень высо-кими и очень низкими способностями [10, с. 351]. Среди всех возможных при обучении иностранному языку форм работы наиболее продуктивными для воспитания педагогической толерантности яв-ляются дебаты, ролевые игры и совместные проекты. Именно эти виды дея-тельности позволяют развивать у учащихся качества, необходимые для кон-структивного взаимодействия, предполагающего, в частности, способность видеть в собеседнике равноправного партнера, адекватно реагировать на иную точку зрения, отстаивать свою позицию, соблюдая культуру ведения дискуссии, достигать консенсуса и т. п. Более того, эти формы работы спо-собствуют развитию критического мышления, которое, проявляясь в широте взглядов, глобальном подходе к проблеме, открытой к познанию позиции, является важным фактором развития толерантности [9, с. 167; 14, с. 177]. На обсуждение в группе могут быть вынесены вопросы самого разного характера; главное, чтобы они были действительно интересны учащимся и относились к разряду дискуссионных. При выборе тем для работы с буду-щими педагогами особое внимание следует уделить проблемам воспитания и обучения. В частности, могут быть рассмотрены различные подходы к ре-шению актуальных учебно-методических и воспитательных задач, возмож-ности выстраивания конструктивных отношений между учителем и учени-ком, особенности организации внеклассной работы и т. п. В этом случае дискуссия будет вдвойне эффективной, способствуя не только развитию то-лерантности, но и обогащению специальных знаний учащихся, развитию их профессионального самосознания. Конечно, дебаты (особенно по професси-онально ориентированным вопросам) не относятся к простым формам рабо-ты и потому в большинстве случаев требуют весьма серьезной предвари-тельной подготовки, которая как минимум на первых порах должна вклю-чать в себя отработку соответствующих речевых «формул вежливости». Как правило, уровень коммуникативной толерантности каждого учаще-гося обнаруживает себя уже в ходе первой дискуссии, задача преподавате-ля - адекватно его оценить, верно диагностировав возможные сложности и проблемы. Для большей эффективности полученный учащимися коммуника-тивный опыт, конечно, должен стать предметом и их рефлексии тоже. Ана-лиз хода и результатов дискуссии по ее завершении поможет студентам здраво оценить действенность выбранных коммуникативных тактик и избе-жать возможных ошибок в дальнейшем. Важно из раза в раз ориентировать учащихся на поддержание максимально высокой культуры ведения дискус-сии, на необходимость проявления уважения к собеседнику и позициониро-вать толерантность в качестве несомненного фактора успеха, подкрепляя этот тезис примерами из опыта самих учащихся, полученного в ходе дискус-сии. В формате ролевой игры со студентами - будущими педагогами могут быть отработаны модели корректного речевого поведения, востребованные для качественного взаимодействия с коллегами и родителями учеников. Иг-ровые ситуации взаимодействия могут быть смоделированы с опорой на тот же круг вопросов, что и дискуссии. В частности, по проблеме организации внеклассной работы можно предложить учащимся примерить на себя роли учителей и обсудить, какое внеклассное мероприятие запланировать на бли-жайший месяц. Среди вариантов для обсуждения могут быть: поход с учени-ками в театр, кино, музей, экскурсия по городу, выезд на природу, посеще-ние местной библиотеки и т. д. Каждый из участников должен объяснить, почему считает предлагаемый им вариант организации досуга наиболее про-дуктивным. Разумеется, все варианты по-своему хороши, но в итоге должен быть достигнут консенсус. В формате ролевой игры может быть сымитиро-ван и разговор учителя с одним из родителей ученика. Возможный сценарий: учитель стремится убедить отца (мать) ученика в необходимости посещения ребенком в свободное время каких-либо секций, кружков, детских клубов, творческих мастерских и т. п., в то время как родители считают, что ребенок и без того имеет очень высокую нагрузку и дополнительные занятия могут пойти ему во вред. В подобном разговоре компромисс не всегда возможен, но важно, чтобы обе стороны сохраняли во время спора спокойствие, так-тичность и, конечно, стремились услышать друг друга и понять. В качестве группового проекта учащимся может быть предложено совместное создание развернутого плана внеклассной работы на учебный год с описанием вклю-ченных в него мероприятий и обоснованием их необходимости (продуктив-ности). 3. Ценностно-ориентированное содержание обучения. В научной литера-туре представлены различные психологические модели толерантности. Чаще всего речь идет о трех компонентах в ее структуре: когнитивном, эмоцио-нально-оценочном и поведенческом [15, 16]. Именно на них предлагается опираться при воспитании толерантности, т. е. процесс воспитания толе-рантности предполагает: 1) получение учащимися достаточно четких пред-ставлений о сущности толерантности, понимание ими причин ее социальной востребованности; 2) формирование у них субъективного ценностного от-ношения к толерантности, признание ее значимости и необходимости; 3) овладение ими умениями и навыками толерантного поведения, развитие спо-собности к регуляции и организации своей деятельности в соответствии с принципами толерантности. Представляется очевидным, что эти задачи мо-гут быть эффективно решены лишь в рамках аксиологического подхода, и в частности посредством ценностной ориентации содержания учебных мате-риалов и обучения в целом. Дисциплина «Иностранный язык» дает преподавателю хорошие шансы на обеспечение условий, необходимых для формирования всех трех вышепе-речисленных компонентов толерантности. В частности, здесь сохраняется значительная свобода при выборе материалов, что обеспечивает возмож-ность усиления аксиологической составляющей их содержания, а использу-емые в процессе обучения активные методы работы способствуют выработке у учащихся осознанного, ценностного отношения к новым для них фактам и овладению ими конкретными моделями речевого поведения как способами реализации «новоприобретенных» ценностных норм. Несомненно, толерантность должна прочно войти в субъективную си-стему ценностей педагога, стать регулятором его поведения и одним из принципов профессиональной деятельности, которая только в этом случае и может быть достаточно эффективной. Активное включение в учебный про-цесс материалов ценностно-ориентированного содержания, в частности обеспечивающих ориентацию учащихся на такие ценности, как эмпатия, альтруизм, вежливость, отзывчивость, миролюбие, поможет воспитать поис-тине толерантного педагога, который, будучи носителем этих качеств, ста-нет для своих учеников большим авторитетом и потому образцом для под-ражания. В той или иной мере все изучаемые в рамках предмета «Иностранный язык» темы при соответствующей организации работы над ними могут спо-собствовать формированию толерантности. Так, уже в процессе изучения традиционно открывающей курс темы «Моя семья» могут быть затронуты ключевые для воспитания толерантности вопросы о необходимости взаимо-уважения, взаимовыручки и взаимопонимания. При изучении последующих тем те же вопросы могут быть перенесены из пространства семьи в про-странство школы и вуза (тема «Образование»), города, страны и мира (темы «Мой родной город», «Россия», «Великобритания») и т. д. Толерантность - то свойство, которое проявляет себя в процессе любого взаимодействия, в любом социальном контексте, так что фактически для всех включенных в рабочую программу дисциплины тем может быть найден достаточный мате-риал, работа с которым обеспечит необходимую ценностную ориентацию учебного процесса. Так, при работе над темой «Образование» за счет специально отобран-ных материалов, организации тематических дискуссий и т. п. могут быть, в частности, подняты такие вопросы, как особенности выстраивания гармо-ничных и конструктивных отношений между всеми субъектами процесса обучения, потенциал поликультурной образовательной среды, необходи-мость бережного и уважительного отношения педагога к личности ребенка. При обсуждении данных и схожих вопросов имеет смысл апеллировать к личному опыту студентов. Как правило, накопленный за годы обучения в школе и университете опыт вполне позволяет им самостоятельно сделать правильные выводы о значимости педагогической толерантности, увидеть в ней важнейший фактор возникновения и поддержания психологически ком-фортной и потому продуктивной для обучения среды. Эффективным для формирования педагогической толерантности, осознания ее востребованно-сти может быть также обсуждение в соответствующем ключе современных тенденций в сфере образования - главным образом его интернационализа-ции, которая, кроме прочего, требует от преподавателя открытости миру во всем его культурном многообразии, готовности и способности качественно взаимодействовать с представителями различных этносов и культур. Обсуждение и заключение В современном мире толерантность является принципиально важным ка-чеством, во многом определяя степень стабильности и упорядоченности нашей жизни. Несомненно, воспитание толерантности должно начинаться с раннего детства, с семьи. Тем не менее именно юношеский (студенческий) возраст признается психологами максимально восприимчивым периодом для ее развития: в это время происходит приобщение к культурным ценностям, активно развивается эмоциональная сфера (в том числе способность к сопе-реживанию), укрепляется этническое самосознание, формируется новое от-ношение к миру [12]. Эти факты определяют потенциально высокую про-дуктивность воспитательной работы вузовского преподавателя, направлен-ной на формирование толерантности. Для педагогического образования вопрос развития толерантности имеет огромное значение. Педагогическая толерантность является профессиональ-но важным качеством учителя, неотъемлемым элементом его этической культуры, существенным фактором эффективности его деятельности. Обу-чение иностранному языку в процессе профессиональной подготовки буду-щих учителей, несомненно, может сыграть свою роль в развитии педагоги-ческой толерантности. Это обусловлено самой спецификой данной учебной дисциплины, а именно возможностями: 1) реализации концепции диалога культур; 2) обеспечения обширной и разнородной коммуникативной практи-ки; 3) ценностной ориентации содержания обучения. Так, обучение иностранному языку с опорой на идею диалога культур способствует формированию у будущих педагогов открытости миру во всем его культурном многообразии, которая является залогом успешной педаго-гической работы с часто неоднородной по своему этническому составу ауди-торией. Толерантный учитель оказывается способным найти подход к пред-ставителям различных национальных культур, предотвратить возникновение весьма вероятной в таких условиях напряженности, реализовать богатый по-тенциал поликультурной среды. Обеспечение учащимся обширной коммуникативной практики, обога-щение в процессе изучения иностранного языка их опыта межличностного общения и иного взаимодействия вносит значительный вклад в развитие коммуникативной толерантности, необходимой будущим педагогам для эф-фективного обучения и воспитания, которые большей частью (почти полно-стью) осуществляются никак иначе, кроме как через диалог с учеником. Представляется очевидным, что такой диалог может быть продуктивным, если только учитель обладает необходимым тактом, а также с уважением относится к позиции ученика, признавая за ним право на индивидуальность во всех приемлемых ее проявлениях. Ценностная ориентация содержания обучения иностранному языку за счет более активного включения в учебный процесс соответствующих ма-териалов создает необходимые условия для эффективной реализации аксио-логического подхода, лежащего в основе современной гуманистической пе-дагогики. Акцентирование аксиологически значимых моментов в процессе работы над традиционными темами наряду с использованием активных, коммуникативно-ориентированных методов позволяет достичь заметного прогресса в приобщении студентов к тем ценностям, которые составляют нравственную основу педагогической деятельности, воспитать в них толе-рантность, любовь к детям, эмпатию, сострадание, альтруизм, способность к диалогу и сотрудничеству. Итак, дисциплина «Иностранный язык» обладает внушительным гума-нитарным потенциалом, грамотная реализация которого в рамках професси-ональной подготовки будущих педагогов может в значительной степени способствовать формированию их профессионально-этической культуры и, в частности, развитию педагогической толерантности.
×

About the authors

Natalia A. Gridneva

Samara State Technical University

Email: n.gavrilina83@mail.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Linguistics, Cross-Cultural Communication and Russian as Foreign Language Department 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100, Russian Federation

Maria S. Doskovskaya

Samara State Technical University; Samara State University of Social Sciences and Education

Email: md-63@yandex.ru
Cand. Phil. Sci., Associate Professor of Foreign Languages Department of Samara State Technical University, Associate Professor of Romanic Philology Department 244, Molodogvardeyskaya Str., Samara, 443100, Russian Federation, 65/67, Maxima Gor’kogo Str., Samara, 443100, Russian Federation

References

  1. Акимова М.К., Галстян О.А. Компетентность в профессионально-педагогическом общении и толерантность педагога // Психологические исследования. - 2010. - № 3 (11). - С. 7.
  2. Афонькина Ю.А., Жигунова Г.В. Особенности отношения представителей современного социума к лицам с инвалидностью (по материалам экспертного опроса в Мурманской области) // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 12 (56). - С. 34-39.
  3. Балданова Е.А. Модель процесса развития коммуникативной толерантности // Вестник Воронежского государственного университета инженерных технологий. - 2018. - Т. 80. - № 1 (75). - С. 110-116.
  4. Безотечество Л.М. Формирование толерантности бакалавров - будущих педагогов профессионального образования в образовательном процессе вуза: Авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Красноярск, 2015. - 24 с.
  5. Бекетова А.П., Куприна Т.В., Петрикова А. Развитие межкультурной коммуникативной толерантности студентов в полиязычной образовательной среде вуза // Образование и наука. - 2018. - Т. 20. - № 2. - С. 108-124.
  6. Гонеев А.Д. Формирование педагогической толерантности у магистров психолого-педагогического образования в процессе профессиональной подготовки // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2020. - № 2 (54). - С. 159-163.
  7. Карманова Ж.А., Шкутина Л.А., Маженова Р.Б., Конхашева У.М., Алшинбаева Ж.Е. Толерантность - профессиональное качество современного педагога // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10. - С. 33-35.
  8. Лейфа И.И. Воспитание толерантности средствами иностранного языка // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. Вопросы образования: Языки и специальность. - 2009. - № 2. - С. 126-133.
  9. Петрова Н.А. Формирование у студентов неязыковых направлений подготовки толерантного отношения к национальным и культурным различиям в процессе обучения иноязычному общению // Вестник Хабаровского государственного университета экономики и права. - 2017. - № 4-5 (90-91). - С. 164-176.
  10. Поварёнков Ю.П., Сидорова А.Д. Коммуникативная толерантность как фактор эффективности педагогической деятельности учителя общеобразовательной школы // Человеческий фактор: социальный психолог. - 2019. - № 1 (37). - С. 349-358.
  11. Пчелинцева И.Г. Реализация идей педагогики толерантности // European Social Science Journal. - 2018. - Т. 2. - № 12. - С. 346-349.
  12. Сатымкулова А.К. Воспитание межэтнической толерантности на уроках иностранного языка // Вестник Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына. - 2019. - № 3 (99). - С. 11-14.
  13. Стернин И.А. Толерантность и коммуникация // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография.- М.: ОЛМА ПРЕСС, 2005. - С. 324-336.
  14. Тихонова В.Л. Проблема понимания толерантности в современном научном дискурсе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - 2017. - № 6 (80): в 2 ч. Ч. 1. - С. 177-179.
  15. Третьякова Т.В. Структура толерантности как профессионально значимого качества социального педагога // Вестник Амурского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. - 2011. - № 54. - С. 82-86.
  16. Фадеева Т.Ю. Математическая модель как диагностический инструментарий для определения уровня сформированности педагогической толерантности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер. Философия. Педагогика. Психология. - 2010. - Т. 10. - № 1. - С. 97-101.
  17. Харабаджах М.Н. Психолого-педагогические условия формирования толерантности у будущих социальных педагогов в системе их профессиональной подготовки // Проблемы современного педагогического образования. - 2016. - № 51-2. - С. 292-298.
  18. Чекмарева Т.Н. Психолого-педагогические условия развития толерантности как профессионально важного качества личности будущего педагога в условиях российского образования // Вестник Кемеровского государственного университета. - 2015. - № 4 (64). - Т. 1. - С. 99-105.
  19. Шубаева Н.М. Особенности педагогической толерантности педагога // Образование и проблемы развития общества. - 2018. - № 2 (6). - С. 54-58.
  20. Шутова В.В. Психологическое содержание понятия толерантности как профессионального качества личности педагога // Образование и инновации. Инициативы XXI века. - 2012. - № 1. - С. 104-106.
  21. Янусова О.Б. Толерантность как профессионально важное качество педагога инклюзивного образования // Право. Экономика. Психология. - 2017. - № 1 (16). - С. 104-106.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2020 Gridneva N.A., Doskovskaya M.S.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies