Использование инфографики для обучения говорению студентов инженерных специальностей на занятиях по иностранному языку

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Введение инфографики в образовательный процесс стало приобретать популярность в связи с необходимостью перехода университетского обучения в дистанционный режим, что было обусловлено пандемией COVID-19. Образование столкнулось со множеством трудностей, таких как редкая посещаемость студентов, недостаточная технологическая оснащенность и подготовленность образовательных учреждений к резким изменениям. Помимо сложностей, указанных выше, нельзя забывать о низком качестве усвоения знаний студентами. Эффективность обучения можно повысить с помощью внедрения новых технологий, которые можно использовать не только в онлайн-пространстве, но и во время аудиторной работы для закрепления уже пройденного материала в онлайн-режиме. Одной из таких технологий является инфографика. Целью данной работы является раскрытие содержания и специфики формирования навыков говорения с помощью инфографики на уроках по иностранному языку в техническом вузе. Объектом исследования является процесс формирования навыков говорения на иностранном языке на инженерных факультетах ПГС (промышленное и гражданское строительство) и СТ (строительно-технологический). Предметом данной работы является использование средств инфографики для формирования навыков говорения на выше перечисленных факультетах технического вуза при изучении иностранного языка. Научная новизна исследования заключается в том, что инфографика, как способ визуальной подачи разнообразной текстовой, статистической информации, данных и знаний используется как средство обучения иностранному языку на ступени вузовского образования. Практическая значимость исследования состоит в применении разработанных и предложенных упражнений на основе инфографики в рамках дисциплины «Иностранный язык» на первом курсе. Результаты исследования могут быть применены в преподавании английского языка студентам-бакалаврам всех технических направлений подготовки, в рамках освежающего курса для магистрантов неязыковых специальностей. Кроме того, следует отметить, что использование инфографики возможно как на аудиторных занятиях, так и для самостоятельной работы студентов.

Полный текст

Введение

В настоящее время все больше и чаще главной проблемой становится введение цифровых ресурсов в обучение иностранным языкам, специалисты изучают, какую роль играют эти ресурсы обучения в дидактической системе, служащие гарантией качества образовательного процесса. Использование компьютерных и мобильных приложений или любых доступных онлайн-программ и платформ для создания привлекательной информативной картинки определенно принесет пользу развитию навыков критического мышления учащихся, информационно-цифровой грамотности (которая, как утверждается, незаменима в обществе знаний, характеризующемся информационной перегрузкой, полной информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни) и навыков ведения заметок, которые помогают учащимся лучше видеть связи между концепциями, процессами или вещами, структурировать и записывать идеи.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Применение цифровых ресурсов подразумевает создание информационной образовательной среды учреждения высшего образования с определенным набором информационных, коммуникационных и образовательных элементов и информационных технических средств. Информатизация образовательной сферы наиболее востребована именно в условиях высшего образования, так как требуется подготовка студентов для построения карьеры в цифровой среде. В данном случае можно обратить внимание на такое вспомогательное средство, как инфографика, поскольку именно благодаря данной технике можно задействовать несколько каналов восприятия учащихся одновременно. Средства инфографики стимулируют всех студентов к интегрированному закреплению знаний по изучаемому предмету, к проявлению своих талантов и творческого потенциала; придают учебному процессу активность, мотивированность, эмоциональную окрашенность [1, с. 56]. Использование инфографики в системе вузовского образования демонстрирует корреляционные связи между субъектом и объектом, предметами и фактами, временем и пространством; помогает ясно воспринимать сложные многоуровневые процессы, мотивирует на изучение большого объема сложной информации.

Преимущества инфографики не гарантируют проработанности методической базы для ее реализации и внедрения. Следовательно, целью нашего исследования явилось раскрытие содержания и специфики формирования навыков говорения с помощью инфографики на уроках по иностранному языку в техническом вузе.

Обзор литературы

Внедрение визуальных средств в процесс обучения языкам является передовым направлением в современной педагогике. Такие средства не только инновационны и актуальны, но и включают различные формы заданий и форматы использования, например проекты и исследования. Отечественные и зарубежные преподаватели уделяют большое внимание изучению визуализации в образовательном процессе [2, c. 77]. Проведем обзор литературы по теме исследования для описания отечественного и зарубежного опыта изучения и использования инфографики в учебном процессе.

В книге Смикикласа М. «Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений» [3, с. 86] инфографика рассматривается как наиболее эффективный способ обработки и передачи информации благодаря наглядности и быстроте, интуитивному восприятию и красочным образам. Инфографика учит визуально представлять основную информацию: цифры, процессы и персональные данные и преподносить их широкой аудитории. Она востребована в сфере рекламы, бизнеса и проектировании разного формата.

М. Тоузленд и С. Тоузленд в своей книге «Инфографика. Мир, каким вы никогда не видели его прежде» [4, с. 156] считают, что главным достоинством инфографики является простота, наглядность и доступность. Исследователи показывают интересные статистические данные, собранные ими со всего света в виде удобных и легко запоминающихся схем из области географии, биологии, языкознания, политологии, социологии.

Д. Маккэндлесс в своей книге «Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении» [5] с помощью визуализации раскрывает наиболее интересные факты современной политики, экономики, общественной и научной сферы и их взаимосвязь.

В статье Н.В. Кудряшовой «Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником» [6] рассматриваются разные средства инфографики в образовательном процессе: таблицы, схемы, алгоритм и др.

Статья «Инфографика как способ визуализации учебной информации» [7] посвящена вопросу практического применения в процессе профессиональной подготовки студентов и слушателей дополнительного образования. Автор рассматривает реальные случаи применения такой инфографики, анализирует инструменты для создания качественной инфографики.

Проанализировав эти исследования, раскроем понятие «инфографика», — это способ подачи информации в сокращенном виде в виде графических образов для того, чтобы упростить понимание и ускорить усвояемость материала учащимися на любом уровне обучения и любой ступени образования.

На любом уроке главная цель педагога — донести информацию до учащихся таким образом, чтобы они смогли усвоить ее и применить в дальнейшей жизни. Тема изучения должна быть интересна, понятна и полезна для учащегося. Применение инфографики непосредственно в ходе урока позволяет наглядно показать основные части темы и изложить их кратко и доступно. Данное средство обучения было использовано в ходе проведения практических заданий со студентами, чтобы самостоятельно убедиться в его удобности и полезности.

Согласно различным исследованиям, большая часть людей на планете обладают визуальной памятью, что обеспечивает более быстрое запоминание информации в виде изображений, рисунков и графиков [8].

Ниже представлены основные преимущества использования данной технологии на занятиях:

  • предоставление большого объема новых знаний;
  • размещение разнообразного лексико-грамматического материала;
  • красочный и правильно расположенный материал обеспечивает легкое восприятие информации;
  • многозадачность;
  • развитие цифровой грамотности студентов;
  • формирование коммуникативной компетентности у обучающихся;
  • обучение критическому мышлению [9].

Вместо того чтобы предоставлять учащимся готовые материалы, использование инфографики позволяет предоставить им возможность самостоятельно воспринимать и осваивать материал. Многое из того, что на данный момент используется в образовательном процессе, обучающиеся уже считают привычным и, возможно, скучным. Иногда следует дополнять привычные упражнения и материалы определенным количеством сложной, запутанной информации. Таким образом, рассматривая схемы и рисунки, а также составляя свои собственные, учащиеся лучше усвоят и запомнят информацию. У них есть возможность самостоятельно подумать и решить, какой символ, фотография или надпись лучше соответствует тому, как они видят ту или иную информацию. Когда учащиеся вовлекаются в процесс создания инфографики, происходит «включение» и развитие их способностей к визуальному мышлению, обработке информации и использованию информационно-технических средств [10].

Материалы и методы

Данный эксперимент апробировался со студентами 1 курса факультетов ПГС (промышленное и гражданское строительство) и СТ (строительно-технологический) Самарского государственного технического университета в составе двух групп по 25 студентов в каждой. Занятия проходили по 3 Модулю “Professional career development” учебного пособия English for Technical University Students: soft skills for career development.

Условия экспериментальной работы были следующими: две группы студентов 1 курса проходили одну и ту же программу, но в одной группе в процесс обучения была внедрена инфографика, в другой изменений в обучении не было.

В качестве основного инфографического инструмента был использован он-лайн редактор Easel.ly [11]. Данный сервис содержит уже готовые инфографики, а также позволяет создавать новые для докладов, презентаций, статей и постов. На занятиях по теме “Professional career development” студенты самостоятельно создавали инфографику с помощью выше описанного сервиса.

Констатирующий эксперимент. Прежде чем студенты начали работать с данным ресурсом, преподаватель провел вводную лекцию, где были продемонстрированы преимущества работы на данной платформе и была дана пошаговая инструкция к созданию персональной инфографики. Проведено анкетирование студентов на тему: «Хотели бы вы использовать инфографику в учебном процессе по английскому языку?». Студенты должны были выбрать один из вариантов ответа на три вопроса. Перечислим их: «что такое инфографика?” (выберите одно из определений), выберите основное преимущество использования инфографики (нужно выбрать одно из пяти), напишите 5 предложений о том, как инфографика поможет вам в изучении иностранного языка для профессиональной деятельности. Студенты правильно отметили, что инфографика — это способ визуализации информации, выделили такое преимущество, как «легкое восприятие информации из-за красочности и структурированности материала», на третий вопрос они ответили, что визуализация подходит им в связи с тем, что в будущей профессиональной деятельности им придется работать с большим количеством визуальной информации (чертежи, графики, проекции). После обработки заполненных анкет, преподавательский коллектив пришел к выводу о том, что большая часть студентов положительно относятся к данному инструменту, так как «это здорово, эффективно, интересно, захватывающе», по словам большинства из них.

В связи с тем, что студенты выбранных факультетов действительно в своей будущей профессиональной деятельности должны уметь работать с графиками, схемами и чертежами (специфика строительной сферы) и ведущий канал восприятия информации — визуальный, то инфографика в данном случае станет наиболее эффективным инструментом в работе данных студентов. Как утверждает С.Я. Инашвили, инфографика соответствует деятельностно ориентированному подходу, предполагающему решение определенных проблем через деятельность, ориентированную на приобретение новых знаний [12].

Формирующий эксперимент. В разделе “Professional career development” учебного пособия “English for Technical University Students: soft skills for career development”. Студентам было предложено на платформе Easel.ly разместить неизвестные слова на выбранном ими шаблоне, в тексте подчеркнуть главные предложения, которые, по их мнению, передают суть текста. Далее на их усмотрение с помощью графических изображений передать основное содержание текста и включить краткое описание под каждым графическим изображением. Пример готовой, созданной одним из студентов инфографики представлен на рис. 1.

 

Рис. 1. Инфографический план текста “Сareer Path

 

Такой инфографический план текста помог ребятам запомнить текст быстрее, чем обычно. Им не пришлось подглядывать во время пересказа в исходный текст. Выбранный шаблон на их вкус способствовал более быстрому запоминанию, так как цветовая схема стимулировала их восприятие и эмоциональную сферу.

Согласно исследованию, проведенному Сидни Матриксом (Университет Королевы) и Джейгрисом Ходсоном (Университет Райерсона), задание с инфографикой развивает навыки мультимодальности — соединения нескольких модусов восприятия информации в процессе коммуникации [13–15]. Более того, задание с инфографикой служит мультимодальным инструментом обучения, который может позволить учащимся применять ключевые цифровые компетенции, такие как планирование контента (содержания) и производство контента. Таким образом, в процессе преподавания можно добиться не только продуктивного, но и репродуктивного говорения.

Кроме данного задания в течение эксперимента были проведены следующие задания на базе инфографики: составить монолог на базе инфографики; найти в инфографике ранее не упомянутую информацию, заполнить пропуски в инфографике недостающей информацией из текста или интернета; расширить предложенную сжатую информацию в устной форме [16].

Обобщающий эксперимент. После 2 месяцев обучения с помощью инфографики были получены следующие результаты. На контрольном этапе было выявлено, что группа, занимающаяся с использованием инфографики в оснащении урока, улучшила свои показатели в несколько раз, так как на контрольном этапе уже 20 студентов получили максимальный балл, 3 студента сдали на средний балл и всего 2 студента получил минимальную оценку (рис. 2). В контрольной группе тоже есть улучшения в навыках говорения по окончании модуля, но прогресс этой группы вырос всего на 2 % (рис. 3).

 

Рис. 2. Успеваемость экспериментальной группы ГС

 

Рис. 3. Успеваемость экспериментальной группы СТ

 

Результаты исследования

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование инфографики в учебном процессе, в частности при изучении иностранного языка, является полезным средством для лучшего структурирования информации, запоминания материала, его дальнейшего использования и применения, мотивации учащихся к предмету «Иностранный язык» в процессе обучения.

Результаты констатирующего этапа выявили необходимость применения дополнительного комплекса заданий для развития умений говорения.

Инфографика может быть использована в качестве руководства, в качестве полезного материала в больших масштабах, а также может быть четко структурирована и адаптирована индивидуально для каждого учителя или ученика по мере необходимости. Использование инфографических материалов в образовательном процессе положительно влияет на процесс обучения и индивидуальное развитие каждого учащегося.

Поставленная цель экспериментального обучения была достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Дискуссия и результаты

Выдвинутая гипотеза о том, что обучение говорению происходит более эффективно при использовании разработанной нами методики, подтвердилась.

Поскольку современным учащимся нравится взаимодействовать с компьютерными технологиями, внедрение инфографики на занятиях по английскому языку — отличный способ заставить учащихся поделиться своими точками зрения и убеждениями, а также повысить их информационно-цифровую грамотность. Следует подчеркнуть, что использование инфографики во время разговорных занятий в качестве точек для обсуждения является весьма эффективным, так как некоторые студенты воздерживаются от произнесения слов по разным причинам: некоторые, по-видимому, боятся совершить ошибку или слишком стесняются говорить перед другими учащимися, которые, кажется, лучше владеют английским, некоторые не знают, что сказать, потому что им не хватает соответствующих знаний и жизненного опыта, некоторые не заинтересованы в теме, которую они изучают, некоторым трудно понять информацию, предоставленную для обсуждения, и т. д. Очевидно, что использование красочных картинок, содержащих хорошо структурированные фрагменты кратко изложенной информации, может легко помочь преподавателям справиться с двумя последними препятствиями на пути к тому, чтобы заставить студентов говорить и обсуждать. Поскольку такие визуальные, модернистские и эстетически приятные раздаточные материалы интересны и привлекательны, они обязательно облегчат говорение, привлекут внимание студентов, побудят их начать комментировать, соглашаться и не соглашаться с фактами, представленными в инфографике. Более слабые учащиеся смогут понять ключевые идеи вопросов или ситуаций для обсуждения, не обращаясь за помощью к преподавателю, а просто внимательно рассматривая графические компоненты и наблюдая за отношениями между элементами, показанными в инфографике. В результате в группах со смешанными способностями (состоящих из учащихся с разным уровнем владения языком или способностями) такие студенты будут чувствовать себя гораздо более комфортно и, возможно, даже испытают чувство успеха.

×

Об авторах

Нина Сергеевна Швайкина

Самарский государственный технический университет

Автор, ответственный за переписку.
Email: nsshvaikina@gmail.com

кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Педагогика, межкультурная коммуникация и русский как иностранный»

Россия, Самара

Александр Александрович Попель

Филиал Самарского государственного университета путей сообщения в Нижнем Новгороде

Email: alexander.popel.1977@mail.ru

кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общая социология и социальная работа», Университет Лобачевского, доцент кафедры «Общегуманитарные науки» филиала Самарского государственного университета путей сообщения в Нижнем Новгороде

Россия, Нижний Новгород, Российская Федерация

Список литературы

  1. Голощапов А.С., Файзулин Е.Б., Карманова Е.В. Использование сервисов веб 2.0 в поддержку дистанционного обучения // Сборников материалов и докладов IV Всероссийской научно-практической конференции: «Коммуникативные и образовательные возможности современных технологий». Екатеринбург: ИОЦ «Информед», 2016. С. 51–58.
  2. Соловьева Т.В. Инфографика в медийном и учебном текстах // Вестник НовГу. 2010. № 57. С. 76–79.
  3. Смикиклас М. Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений. Санкт-Петербург: Питер, 2012. 152 c.
  4. Тоузленд М., Тоузленд С. Инфографика. Мир, каким вы никогда не видели его прежде. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 208 c.
  5. Маккэндлесс Д. Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении. Москва: Манн, Иванов и Фербер, 2014. 264 с.
  6. cyberleninka.ru [Internet]. Кудряшова Н.В. Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником. С. 134–137. [дата обращения: 6.06.2022]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-infografika-kak-sredstvo-dialoga-uchitelya-s-uchenikom/viewer
  7. Ермолаева Ж.Е., Лапухова О.В., Герасимова И.Н. Инфографика как способ визуализации учебной информации // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2014. № 11. С. 1–9.
  8. www.shiftelearning.com [Internet]. Facts and Stats That Reveal the Power of eLearning [Infographic] [дата обращения: 5.04.2022]. Доступ по ссылке: https://www.shiftelearning.com/blog/bid/301248/15-facts-and-stats-that-reveal-the-power-of-elearning
  9. www.edweek.org [Internet]. How Effective Is Online Learning? What the Research Does and Doesn’t Tell Us [дата обращения: 21.04.2022]. Доступ по ссылке: https://www.edweek.org/technology/opinion-how-effective-is-online-learning-what-the-research-does-and-doesnt-tell-us/2020/03
  10. www.oecd.org [Internet].Tackling coronavirus (COVID-19) [дата обращения: 16.04.2022]. Доступ по ссылке: http://www.oecd.org/coronavirus/en/
  11. www.easel.ly [Internet]. Easelly [дата обращения: 20.05.2022]. Доступ по ссылке: https://www.easel.ly/
  12. web.snauka.ru [Internet]. Инашвили С.Я. Методика использования инфографики при изучении дисциплины «Дистанционные образовательные технологии» // Современные научные исследования и инновации. Доступ по ссылке: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77459
  13. Фролова М.А. История возникновения и развития инфографики // Вестник ПГПУ. 2008. № 10. С. 20.
  14. Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization (Voices That Matter). New Riders, 2012. 384 p.
  15. www.nytimes.com [Internet]. Williams А. Meet Alpha: The Next ‘Next Generation’ // The New York Times. 2015. Доступ по ссылке: https://www.nytimes.com/2015/09/19/fashion/meet-alpha-the-next-next-generation.html
  16. urok.1sept.ru [Internet]. Гафарова А.С. Инфографика в преподавании английского языка // Открытый урок. Первое сентября [дата обращения: 5.03.2022]. Доступ по ссылке: https://urok.1sept.ru/articles/668984

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Инфографический план текста “Сareer Path”

Скачать (189KB)
3. Рис. 2. Успеваемость экспериментальной группы ГС

Скачать (30KB)
4. Рис. 3. Успеваемость экспериментальной группы СТ

Скачать (28KB)

© Швайкина Н.С., Попель А.А., 2022

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.

Данный сайт использует cookie-файлы

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.

О куки-файлах