Use of infographics to develop speaking skills of engineering students at English classes

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

Introduction of infographics into tertiary education became widespread during COVID-19 pandemic as the latter triggered a fundamental transition from conventional education to online one. This new format of teaching immediately revealed a few difficulties, such as poor attendance of students, lack of relevant technologies and equipment as well as inability of most educational institutions to respond to these challenges properly. Together with it, we have also discovered that students found it uneasy to learn new material, however, as we believe, it might be improved by introducing new technologies into teaching methodology which can be used both in online and classroom work — for example, to follow up the material which has already been learned online. One of these technologies is infographics. The purpose of this paper is to familiarize readers with infographics as a tool and explain how inforgraphics may contribute to building English speaking skills at technical university. The object of the study in hand is the process of building English speaking skills of students studying at engineering faculties (industrial and civil engineering and construction and technological faculty). The subject of the work is use of infographics to build English speaking skills of students from these faculties in ELT. The practical value of this study is to show how infographics-based exercises could be implemented into English classes for first-year students who study the language at technical university. The research novelty of this study lies in the fact that infographics as a way of visual presentation of various textual, statistical information, data and knowledge is used as a means of teaching a foreign language at the stage of higher education. The results of the research can then be used to teach English to bachelors studying a wide range of engineering degrees, or as part of a refreshing course for non-linguistic masters. In addition, it should be noted that infographics can be used both for classroom and independent work of students.

Full Text

Введение

В настоящее время все больше и чаще главной проблемой становится введение цифровых ресурсов в обучение иностранным языкам, специалисты изучают, какую роль играют эти ресурсы обучения в дидактической системе, служащие гарантией качества образовательного процесса. Использование компьютерных и мобильных приложений или любых доступных онлайн-программ и платформ для создания привлекательной информативной картинки определенно принесет пользу развитию навыков критического мышления учащихся, информационно-цифровой грамотности (которая, как утверждается, незаменима в обществе знаний, характеризующемся информационной перегрузкой, полной информатизацией и компьютеризацией всех сфер жизни) и навыков ведения заметок, которые помогают учащимся лучше видеть связи между концепциями, процессами или вещами, структурировать и записывать идеи.

Основное назначение иностранного языка состоит в формировании коммуникативной компетенции, т. е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.

Применение цифровых ресурсов подразумевает создание информационной образовательной среды учреждения высшего образования с определенным набором информационных, коммуникационных и образовательных элементов и информационных технических средств. Информатизация образовательной сферы наиболее востребована именно в условиях высшего образования, так как требуется подготовка студентов для построения карьеры в цифровой среде. В данном случае можно обратить внимание на такое вспомогательное средство, как инфографика, поскольку именно благодаря данной технике можно задействовать несколько каналов восприятия учащихся одновременно. Средства инфографики стимулируют всех студентов к интегрированному закреплению знаний по изучаемому предмету, к проявлению своих талантов и творческого потенциала; придают учебному процессу активность, мотивированность, эмоциональную окрашенность [1, с. 56]. Использование инфографики в системе вузовского образования демонстрирует корреляционные связи между субъектом и объектом, предметами и фактами, временем и пространством; помогает ясно воспринимать сложные многоуровневые процессы, мотивирует на изучение большого объема сложной информации.

Преимущества инфографики не гарантируют проработанности методической базы для ее реализации и внедрения. Следовательно, целью нашего исследования явилось раскрытие содержания и специфики формирования навыков говорения с помощью инфографики на уроках по иностранному языку в техническом вузе.

Обзор литературы

Внедрение визуальных средств в процесс обучения языкам является передовым направлением в современной педагогике. Такие средства не только инновационны и актуальны, но и включают различные формы заданий и форматы использования, например проекты и исследования. Отечественные и зарубежные преподаватели уделяют большое внимание изучению визуализации в образовательном процессе [2, c. 77]. Проведем обзор литературы по теме исследования для описания отечественного и зарубежного опыта изучения и использования инфографики в учебном процессе.

В книге Смикикласа М. «Инфографика. Коммуникация и влияние при помощи изображений» [3, с. 86] инфографика рассматривается как наиболее эффективный способ обработки и передачи информации благодаря наглядности и быстроте, интуитивному восприятию и красочным образам. Инфографика учит визуально представлять основную информацию: цифры, процессы и персональные данные и преподносить их широкой аудитории. Она востребована в сфере рекламы, бизнеса и проектировании разного формата.

М. Тоузленд и С. Тоузленд в своей книге «Инфографика. Мир, каким вы никогда не видели его прежде» [4, с. 156] считают, что главным достоинством инфографики является простота, наглядность и доступность. Исследователи показывают интересные статистические данные, собранные ими со всего света в виде удобных и легко запоминающихся схем из области географии, биологии, языкознания, политологии, социологии.

Д. Маккэндлесс в своей книге «Инфографика. Самые интересные данные в графическом представлении» [5] с помощью визуализации раскрывает наиболее интересные факты современной политики, экономики, общественной и научной сферы и их взаимосвязь.

В статье Н.В. Кудряшовой «Дидактическая инфографика как средство диалога учителя с учеником» [6] рассматриваются разные средства инфографики в образовательном процессе: таблицы, схемы, алгоритм и др.

Статья «Инфографика как способ визуализации учебной информации» [7] посвящена вопросу практического применения в процессе профессиональной подготовки студентов и слушателей дополнительного образования. Автор рассматривает реальные случаи применения такой инфографики, анализирует инструменты для создания качественной инфографики.

Проанализировав эти исследования, раскроем понятие «инфографика», — это способ подачи информации в сокращенном виде в виде графических образов для того, чтобы упростить понимание и ускорить усвояемость материала учащимися на любом уровне обучения и любой ступени образования.

На любом уроке главная цель педагога — донести информацию до учащихся таким образом, чтобы они смогли усвоить ее и применить в дальнейшей жизни. Тема изучения должна быть интересна, понятна и полезна для учащегося. Применение инфографики непосредственно в ходе урока позволяет наглядно показать основные части темы и изложить их кратко и доступно. Данное средство обучения было использовано в ходе проведения практических заданий со студентами, чтобы самостоятельно убедиться в его удобности и полезности.

Согласно различным исследованиям, большая часть людей на планете обладают визуальной памятью, что обеспечивает более быстрое запоминание информации в виде изображений, рисунков и графиков [8].

Ниже представлены основные преимущества использования данной технологии на занятиях:

  • предоставление большого объема новых знаний;
  • размещение разнообразного лексико-грамматического материала;
  • красочный и правильно расположенный материал обеспечивает легкое восприятие информации;
  • многозадачность;
  • развитие цифровой грамотности студентов;
  • формирование коммуникативной компетентности у обучающихся;
  • обучение критическому мышлению [9].

Вместо того чтобы предоставлять учащимся готовые материалы, использование инфографики позволяет предоставить им возможность самостоятельно воспринимать и осваивать материал. Многое из того, что на данный момент используется в образовательном процессе, обучающиеся уже считают привычным и, возможно, скучным. Иногда следует дополнять привычные упражнения и материалы определенным количеством сложной, запутанной информации. Таким образом, рассматривая схемы и рисунки, а также составляя свои собственные, учащиеся лучше усвоят и запомнят информацию. У них есть возможность самостоятельно подумать и решить, какой символ, фотография или надпись лучше соответствует тому, как они видят ту или иную информацию. Когда учащиеся вовлекаются в процесс создания инфографики, происходит «включение» и развитие их способностей к визуальному мышлению, обработке информации и использованию информационно-технических средств [10].

Материалы и методы

Данный эксперимент апробировался со студентами 1 курса факультетов ПГС (промышленное и гражданское строительство) и СТ (строительно-технологический) Самарского государственного технического университета в составе двух групп по 25 студентов в каждой. Занятия проходили по 3 Модулю “Professional career development” учебного пособия English for Technical University Students: soft skills for career development.

Условия экспериментальной работы были следующими: две группы студентов 1 курса проходили одну и ту же программу, но в одной группе в процесс обучения была внедрена инфографика, в другой изменений в обучении не было.

В качестве основного инфографического инструмента был использован он-лайн редактор Easel.ly [11]. Данный сервис содержит уже готовые инфографики, а также позволяет создавать новые для докладов, презентаций, статей и постов. На занятиях по теме “Professional career development” студенты самостоятельно создавали инфографику с помощью выше описанного сервиса.

Констатирующий эксперимент. Прежде чем студенты начали работать с данным ресурсом, преподаватель провел вводную лекцию, где были продемонстрированы преимущества работы на данной платформе и была дана пошаговая инструкция к созданию персональной инфографики. Проведено анкетирование студентов на тему: «Хотели бы вы использовать инфографику в учебном процессе по английскому языку?». Студенты должны были выбрать один из вариантов ответа на три вопроса. Перечислим их: «что такое инфографика?” (выберите одно из определений), выберите основное преимущество использования инфографики (нужно выбрать одно из пяти), напишите 5 предложений о том, как инфографика поможет вам в изучении иностранного языка для профессиональной деятельности. Студенты правильно отметили, что инфографика — это способ визуализации информации, выделили такое преимущество, как «легкое восприятие информации из-за красочности и структурированности материала», на третий вопрос они ответили, что визуализация подходит им в связи с тем, что в будущей профессиональной деятельности им придется работать с большим количеством визуальной информации (чертежи, графики, проекции). После обработки заполненных анкет, преподавательский коллектив пришел к выводу о том, что большая часть студентов положительно относятся к данному инструменту, так как «это здорово, эффективно, интересно, захватывающе», по словам большинства из них.

В связи с тем, что студенты выбранных факультетов действительно в своей будущей профессиональной деятельности должны уметь работать с графиками, схемами и чертежами (специфика строительной сферы) и ведущий канал восприятия информации — визуальный, то инфографика в данном случае станет наиболее эффективным инструментом в работе данных студентов. Как утверждает С.Я. Инашвили, инфографика соответствует деятельностно ориентированному подходу, предполагающему решение определенных проблем через деятельность, ориентированную на приобретение новых знаний [12].

Формирующий эксперимент. В разделе “Professional career development” учебного пособия “English for Technical University Students: soft skills for career development”. Студентам было предложено на платформе Easel.ly разместить неизвестные слова на выбранном ими шаблоне, в тексте подчеркнуть главные предложения, которые, по их мнению, передают суть текста. Далее на их усмотрение с помощью графических изображений передать основное содержание текста и включить краткое описание под каждым графическим изображением. Пример готовой, созданной одним из студентов инфографики представлен на рис. 1.

 

Рис. 1. Инфографический план текста “Сareer Path

 

Такой инфографический план текста помог ребятам запомнить текст быстрее, чем обычно. Им не пришлось подглядывать во время пересказа в исходный текст. Выбранный шаблон на их вкус способствовал более быстрому запоминанию, так как цветовая схема стимулировала их восприятие и эмоциональную сферу.

Согласно исследованию, проведенному Сидни Матриксом (Университет Королевы) и Джейгрисом Ходсоном (Университет Райерсона), задание с инфографикой развивает навыки мультимодальности — соединения нескольких модусов восприятия информации в процессе коммуникации [13–15]. Более того, задание с инфографикой служит мультимодальным инструментом обучения, который может позволить учащимся применять ключевые цифровые компетенции, такие как планирование контента (содержания) и производство контента. Таким образом, в процессе преподавания можно добиться не только продуктивного, но и репродуктивного говорения.

Кроме данного задания в течение эксперимента были проведены следующие задания на базе инфографики: составить монолог на базе инфографики; найти в инфографике ранее не упомянутую информацию, заполнить пропуски в инфографике недостающей информацией из текста или интернета; расширить предложенную сжатую информацию в устной форме [16].

Обобщающий эксперимент. После 2 месяцев обучения с помощью инфографики были получены следующие результаты. На контрольном этапе было выявлено, что группа, занимающаяся с использованием инфографики в оснащении урока, улучшила свои показатели в несколько раз, так как на контрольном этапе уже 20 студентов получили максимальный балл, 3 студента сдали на средний балл и всего 2 студента получил минимальную оценку (рис. 2). В контрольной группе тоже есть улучшения в навыках говорения по окончании модуля, но прогресс этой группы вырос всего на 2 % (рис. 3).

 

Рис. 2. Успеваемость экспериментальной группы ГС

 

Рис. 3. Успеваемость экспериментальной группы СТ

 

Результаты исследования

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что использование инфографики в учебном процессе, в частности при изучении иностранного языка, является полезным средством для лучшего структурирования информации, запоминания материала, его дальнейшего использования и применения, мотивации учащихся к предмету «Иностранный язык» в процессе обучения.

Результаты констатирующего этапа выявили необходимость применения дополнительного комплекса заданий для развития умений говорения.

Инфографика может быть использована в качестве руководства, в качестве полезного материала в больших масштабах, а также может быть четко структурирована и адаптирована индивидуально для каждого учителя или ученика по мере необходимости. Использование инфографических материалов в образовательном процессе положительно влияет на процесс обучения и индивидуальное развитие каждого учащегося.

Поставленная цель экспериментального обучения была достигнута, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Дискуссия и результаты

Выдвинутая гипотеза о том, что обучение говорению происходит более эффективно при использовании разработанной нами методики, подтвердилась.

Поскольку современным учащимся нравится взаимодействовать с компьютерными технологиями, внедрение инфографики на занятиях по английскому языку — отличный способ заставить учащихся поделиться своими точками зрения и убеждениями, а также повысить их информационно-цифровую грамотность. Следует подчеркнуть, что использование инфографики во время разговорных занятий в качестве точек для обсуждения является весьма эффективным, так как некоторые студенты воздерживаются от произнесения слов по разным причинам: некоторые, по-видимому, боятся совершить ошибку или слишком стесняются говорить перед другими учащимися, которые, кажется, лучше владеют английским, некоторые не знают, что сказать, потому что им не хватает соответствующих знаний и жизненного опыта, некоторые не заинтересованы в теме, которую они изучают, некоторым трудно понять информацию, предоставленную для обсуждения, и т. д. Очевидно, что использование красочных картинок, содержащих хорошо структурированные фрагменты кратко изложенной информации, может легко помочь преподавателям справиться с двумя последними препятствиями на пути к тому, чтобы заставить студентов говорить и обсуждать. Поскольку такие визуальные, модернистские и эстетически приятные раздаточные материалы интересны и привлекательны, они обязательно облегчат говорение, привлекут внимание студентов, побудят их начать комментировать, соглашаться и не соглашаться с фактами, представленными в инфографике. Более слабые учащиеся смогут понять ключевые идеи вопросов или ситуаций для обсуждения, не обращаясь за помощью к преподавателю, а просто внимательно рассматривая графические компоненты и наблюдая за отношениями между элементами, показанными в инфографике. В результате в группах со смешанными способностями (состоящих из учащихся с разным уровнем владения языком или способностями) такие студенты будут чувствовать себя гораздо более комфортно и, возможно, даже испытают чувство успеха.

×

About the authors

Nina S. Shvaikina

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: nsshvaikina@gmail.com

Cand. Ped. Sci., Associate Professor of Pedagogics, Intercultural Communication and Russian as a Foreign Language Department

Russian Federation, Samara

Alexander A. Popel

Branch of Samara State Transport University in Nizhniy Novgorod

Email: alexander.popel.1977@mail.ru

Cand. Psych. Sci., Associate Professor of General Sociology and Social Work Department, Lobachevsky University, Associate Professor of Humanities Department of Samara State Transport University Branch in Nizhniy Novgorod

Russian Federation, Nizhniy Novgorod, Russian Federation

References

  1. Goloshchapov AS, Faizulin EB, Karmanova EV. Ispol’zovanie servisov veb 2.0 v podderzhku distantsionnogo obucheniya. Proceeding of the IV All-Russian science and practice conferences «Kommunikativnye i obrazovatel’nye vozmozhnosti sovremennykh tekhnologii». Yekaterinburg: IOTS «Informed», 2016. P. 51–58. (In Russ.)
  2. Solov’eva TV. Infografika v mediinom i uchebnom tekstakh. Vestnik NovSU. 2010;(57):76–79. (In Russ.)
  3. Smikiklas M. Infografika. Kommunikatsiya i vliyanie pri pomoshchi izobrazhenii. Saint Petersburg: Piter, 2012. 152 p. (In Russ.)
  4. Touzlend M, Touzlend S. Infografika. Mir, kakim vy nikogda ne videli ego prezhde. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 208 p. (In Russ.)
  5. Makkehndless D. Infografika. Samye interesnye dannye v graficheskom predstavlenii. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber, 2014. 264 p. (In Russ.)
  6. cyberleninka.ru [Internet]. Kudryashova NV. Didakticheskaya infografika kak sredstvo dialoga uchitelya s uchenikom. P. 134–137. [cited: 2022 Jun 6]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/didakticheskaya-infografika-kak-sredstvo-dialoga-uchitelya-s-uchenikom/viewer (In Russ.)
  7. Ermolaeva ZhE, Lapukhova OV, Gerasimova IN. Infografika kak sposob vizualizatsii uchebnoi informatsii. Nauchno-metodicheskii ehlektronnyi zhurnal Kontsept. 2014;(11):1–9. (In Russ.)
  8. www.shiftelearning.com [Internet]. Facts and Stats That Reveal the Power of eLearning [Infographic] [cited: 2022 Apr 5]. Available at: https://www.shiftelearning.com/blog/bid/301248/15-facts-and-stats-that-reveal-the-power-of-elearning
  9. www.edweek.org [Internet]. How Effective Is Online Learning? What the Research Does and Doesn’t Tell Us [cited: 2022 Apr 4]. Available at: https://www.edweek.org/technology/opinion-how-effective-is-online-learning-what-the-research-does-and-doesnt-tell-us/2020/03
  10. www.oecd.org [Internet].Tackling coronavirus (COVID-19) [cited: 2022 Apr 16]. Available at: http://www.oecd.org/coronavirus/en/
  11. www.easel.ly [Internet]. Easelly [cited: 2022 May 20]. Available at: https://www.easel.ly/
  12. web.snauka.ru [Internet]. Inashvili SYa. Method of use infographics in the study subjects «distance learning technologies». Modern scientific researches and innovations. Available at: https://web.snauka.ru/issues/2017/01/77459 (In Russ.)
  13. Frolova MA. Istoriya vozniknoveniya i razvitiya infografiki. Vestnik PGPU. 2008;(10):20. (In Russ.)
  14. Cairo A. The Functional Art: An introduction to information graphics and visualization (Voices That Matter). New Riders, 2012. 384 p.
  15. www.nytimes.com [Internet]. Williams А. Meet Alpha: The Next ‘Next Generation’. The New York Times. 2015. Available at: https://www.nytimes.com/2015/09/19/fashion/meet-alpha-the-next-next-generation.html
  16. urok.1sept.ru [Internet]. Gafarova AS. Infografika v prepodavanii angliiskogo yazyka. Otkrytyi urok. Pervoe sentyabrya [cited: 2022 Mar 5]. Available at: https://urok.1sept.ru/articles/668984 (In Russ.)

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1

Download (189KB)
3. Fig. 2

Download (30KB)
4. Fig. 3

Download (28KB)

Copyright (c) 2022 Shvaikina N.S., Popel A.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies