The contribution of Orenburg scholars and educators to the development of a system for preparing students for a conscious choice of teaching profession in the late soviet period

封面


如何引用文章

全文:

详细

The relevance of the research is due to the dynamically increasing need of schools for teaching staff. Today, such a socio-pedagogical phenomenon as "psychological and pedagogical classes" is being revived. Orenburg State Pedagogical University has extensive experience in the theory and practice of introducing new forms of vocational guidance for schoolchildren to the teaching profession, including the organization of psychological and pedagogical classes. The purpose of the research is to reconstruct the process of vocational guidance of adolescents and high school students for teaching professions in Orenburg region in the late Soviet period. The choice of research methods is determined by the peculiarities of historical and pedagogical knowledge. The methods of scientific research were: theoretical analysis of normative documents, study of primary sources, comparative historical method, method of reconstruction, systematic analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research, generalization of theoretical and practical data. Theoretical significance the research consists of defining the theory and practice of career guidance for schoolchildren in the teaching profession in the 70–80s of the 20th century.

全文:

Введение

Актуальность обращения к советскому опыту решения проблемы профориентации подростков и старшеклассников на педагогические профессии обусловлена рядом обстоятельств. Первое – незаслуженное игнорирование успехов советской педагогики в деле разработки теории и практики ориентации молодежи на учительские профессии. Второе – раскрытие регионального опыта создания системы подготовки учительских кадров, предполагающей взаимосвязь «школа – Оренбургский государственный педагогический институт – школа». Третье обстоятельство более глобально, его точно охарактеризовал оренбургский ученый-педагог А.М. Аллагулов: практически в каждую эпоху происходит смещение акцентов в сторону административно-директивного управления в сфере образования, при этом гуманитарное знание не может раскрыть до конца свой потенциал, что со всей ясностью проявилось в организации деятельности по профессиональной ориентации молодежи на учительский труд [1].

Здесь поневоле вспоминается крен в сторону производственной ориентации учащихся в эпоху «хрущевской оттепели», когда ставка делалась на подготовку школьников к выбору рабочих профессий, а также профессий, востребованных в колхозах и совхозах области и страны в целом [2–6].

Обзор литературы

Оренбургский опыт по теории и практике внедрения новых форм профориентации школьников на учительскую профессию, включая организацию психолого-педагогических классов, представлен в ряде публикаций. Ранний советский опыт с ориентацией на «педагогический уклон» рассмотрен в наших работах, а также в исследованиях Е.В. Бугаковой [7]. Ученые Оренбургского государственного педагогического университета, реконструируя развитие психолого-педагогических классов с момента их появления на отечественной почве и до сегодняшнего дня, предлагают апробированную в Оренбуржье модель организации и деятельности указанных классов в ситуации нехватки педагогических кадров [8].

Мы полагаем, что каждый исторический период, включая позднесоветский, требует детального рассмотрения и анализа, поскольку опыт, рекомендации, практика, дискуссии и педагогические находки стали тем фундаментом, который сегодня подведен под системную практику сетевого взаимодействия между школами и педагогическими вузами.

Уже упомянутая нехватка учителей продолжала быть актуальной проблемой для 1970–1980-х гг. В идеологически выверенных «Очерках истории Оренбургской областной организации КПСС» о состоянии народного образования говорилось в жизнеутверждающем тоне: «В десятой пятилетке многое сделано по улучшению народного образования. Завершен переход ко всеобщему среднему образованию… Педагогические коллективы школ объединяли 25 тысяч учителей» [9, с. 377]. В тех же «Очерках…» засвидетельствованы большие успехи Оренбургского педагогического института, награжденного в 1980 г. орденом «Знак Почета».

Более объективный взгляд на развитие области в указанный период в плане школьного и вузовского образования представлен в современной «Экономике Оренбургской области (1743–2004 гг.)» [10, с. 199]. В монографии не отрицается тот факт, что система общего и профессионального образования в 1960–1980-е гг. поднялась на новый качественный уровень.

Материалы и методы

Выбор методов исследования обусловлен особенностями историко-педагогического познания. Методами научного исследования выступили: теоретический анализ нормативных документов, изучение первоисточников, сравнительно-исторический метод, метод реконструкции, системный анализ психологической, педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение теоретических и практических данных.

Результаты исследования

По данным издания «Экономика Оренбургской области (1743–2004 гг.)», в 80-е годы XX века области действовали 1684 общеобразовательные дневные школы, в которых занималось 297,1 тыс. учащихся и работало 22 тыс. учителей. В 1980 г. окончивших 10 классов насчитывалось 32,8 тыс. человек. Называлось число студентов, обучавшихся в пяти высших заведениях области. Но вывод авторов не был оптимистичным: «…несмотря на значительный рост материальной базы образования, Оренбургская область отставала от среднесоюзных показателей [по числу студентов]». В качестве доводов приводились показатели: на 10 000 населения в Оренбуржье приходилось 108 студентов (по СССР – 192) [10, с. 199].

Но вопрос был не только в том, сколько студентов обучалось, но и в том, сколько их дошло до выпуска. Для нашей работы важны следующие статистические данные: в 1975 г. в педагогические вузы Оренбуржья поступило 1546 человек. По окончании 5-летнего срока обучения число молодых педагогов равнялось 1129. Таким образом, около 27 % (417 человек) не стали дипломированными специалистами. Эта проблема была общей для большинства территорий СССР [11]. Выяснением причин такого большого отсева занимались в советский период и социологи, и демографы, и экономисты. Проводились исследования по выявлению того, насколько престижна профессия педагога среди молодежи, изучалась взаимозависимость потенциала территории в плане интенсивного развития и востребованности педагогических кадров.

Проблема приняла настолько серьезный характер, что в 1979 г. Министерство просвещения СССР выпустило инструктивно-методическое письмо «Об усилении работы общеобразовательных школ, органов народного образования, институтов усовершенствования учителей по ориентации учащихся на педагогические профессии» [12].

В советской социологической ассоциации в эти годы была образована специальная секция – секция социологии образования, которая была призвана обеспечить научное обоснование как реформ образования, так и совершенствования социальной и профессиональной ориентации молодежи [13, с. 29].

Профориентации на учительскую профессию сельских школьников уделялось особое внимание. Изучая проблему текучести педагогических кадров в Оренбургской области и ряде центральных областей, ученые выявили закономерность: учителя, родившиеся и выросшие в селе, практически не покидали работу в сельских школах, чего нельзя сказать об учителях-горожанах, направленных в указанные школы. Авторы довольно многочисленных исследований по данной проблеме были единодушны в том, что сельские школы ждут учителей, знающих особенности сельского социума, и этот демографический фактор необходимо учитывать.

В конечном итоге выводы и социологов, и экономистов, и демографов «аккумулировались», учитывались педагогами, психологами, работниками органов просвещения и народного образования, преподавателями педагогических вузов – всех тех, кто был нацелен на конструктивный учительский труд [14, с. 6–7]. Еще в 1970-е гг. стали все настойчивее говорить о необходимости создания школьно-вузовской системы профессиональной ориентации, которая была бы способна сформировать у школьника чувство ответственности при выборе профессии учителя и привести к осознанию гуманности строгого профессионального отбора в педагогический институт с точки зрения общества, которое может доверить детей только имеющим педагогическое призвание [11, с. 58].

В конце 1970-х – начале 1980-х гг. при педагогических институтах страны стали организовываться всевозможные «школы» и «классы», целью которых было выявление желающих поступить в данный институт, помощь старшеклассникам в проверке своего призвания. Эта работа предполагала целенаправленное изучение, отбор и воспитание будущих педагогов при активном участии педагогов высшей школы. В Оренбургском государственном педагогическом институте им. В.П. Чкалова данная инициатива вылилась в форму «факультета будущего учителя». Деканом факультета была кандидат педагогических наук М.Б. Насырова. Деятельность «факультета будущего учителя» можно назвать практико-ориентированной, интеграционной, комплексной, поставленной на серьезную научную базу. Упомянем лишь некоторые фундаментальные разработки кафедры педагогики ОГПИ. Мы говорим об исследованиях по раскрытию механизмов процесса ориентации, особенностей ориентации как результата взаимодействия учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе школы с целью самоопределения школьников, а также о работе над комплексной общекафедральной темой, затрагивающей проблему довузовской ориентации сельских школьников на профессию учителя, – «Профессиональная направленность учебно-воспитательного процесса как путь повышения качества подготовки учителя сельской школы» (руководители темы – доцент З.Г. Сафонова и и. о. доцента В.Н. Тарасюк) [15, с. 33]. Интеграционные линии складывались в результате вовлечения в систему «школа – вуз – школа» учреждений дополнительного образования и Оренбургского областного совета Педагогического общества РСФСР. Остановимся на них подробнее при анализе «Методических рекомендаций по профессиональной ориентации школьников на учительскую специальность», изданных в Оренбурге в 1983 г.

Составителем указанных «Методических рекомендаций…» выступила доцент, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой педагогики ОГПИ З.Г. Сафонова. Президиум Оренбургского областного совета Педагогического общества РСФСР рекомендовал их рассылку в адрес директоров школ и классных руководителей для использования в профориентационной работе [16].

Роль школьного учительского коллектива в деле профориентации оценивалась в «Методических рекомендациях…» как первостепенная, а личность учителя и его профессиональное мастерство были названы определяющими при выборе педагогической профессии. З.Г. Сафонова аргументировала данное утверждение ссылкой на результаты опроса, проведенного среди первокурсников ОГПИ, – подавляющее большинство назвали ориентиром при выборе вуза личность своего любимого учителя. При этом студенты довольно развернуто давали характеристику личных качеств своих кумиров – это научный кругозор, принципиальность, нравственность, патриотизм, творческое овладение избранной профессией. Далее перечислялись те задачи, которые должен решать учитель, поставивший своей целью повлиять на привлекательность выбора профессии, связанной с обучением и воспитанием детей. Это и изучение психофизиологических особенностей и природных задатков, и выбор конкретных форм практической деятельности с целью формирования определенных педагогических умений и навыков, и раскрытие потенциала своего предмета для демонстрации не только его ценности и важности, но и сложности учительского труда. Приведем в качестве примера разработку урока «Профессиональный выбор» учителя истории Р.Х. Абдуллиной, опубликованную в 2014 г. в методическом журнале [17]. Одно из заданий было следующего характера:

«Назовите профессию, которую вы знаете очень хорошо (учитель), и составьте синквейн. Время на составление – 1–2 минуты. Например:

Учитель.

Терпеливый и деликатный.

Знающий, умеющий, целеустремленный.

Счастье находит в детях.

Свет» [17, с. 35].

Возвращаясь к «Методическим рекомендациям..» 1983 г., мы в очередной раз можем подтвердить, что конструктивность ряда предложений подтвердилась временем. Безусловно, некоторые формы педагогической практики ушли вместе с советской эпохой, но новое наполнение в реалиях сегодняшнего времени получили варианты наработки старшеклассниками педагогических компетенций, приобретаемых ими, например, в роли экскурсоводов, пусть пока по школьному музею. Следующий вариант – консультативная деятельность при организации олимпиад и предметных кружков. В этом случае учащийся выступает помощником учителя и берет на себя ряд функций организационного плана. Это предложение актуально. То же самое можно сказать и о так называемом «школьном педагогическом архиве». Данная форма педагогической практики вошла в отдельное направление науки и практики, а именно в «педагогическое краеведение». Ученые Оренбургского педагогического университета в 2000-е гг. подвели научную базу под педагогическое краеведение. Так, например, кандидат педагогических наук А.Х. Аптикиев, проанализировав образовательные возможности педагогического краеведения, доказал, что оно является отраслью общего краеведения и областью историко-педагогических знаний об особенностях развития педагогической культуры края, о познании, сохранении и использовании региональных образовательных ценностей в практической деятельности учителя. А.Х. Аптикиевым уточнена содержательная конкретика педагогического краеведения. Педагогическое краеведение, согласно А.Х. Аптикиеву, способствует получению сведений об учительском труде, о педагогическом творчестве и опыте учителей края, помогает пробудить профессиональный интерес к учительской профессии [18, с. 6].

«Школьный педагогический архив» из начала 1980-х гг. в условиях осознания того, что визуальное не менее информативно, чем вербальный источник, воплотился в разработке проекта создания на базе Технопарка ОГПУ инновационного музейного пространства, посвященного повседневной жизни учителей и учащихся школ дореволюционной, советской и современной России. Конструктором выступает кафедра истории России.

В «Методических рекомендациях…» 1983 г. представлена примерная программа спецкурса «Профессия учителя». Это было хорошим подспорьем для «Школ будущих педагогов», открывшихся в Оренбурге, Орске и Ташлинском районе [16, с. 6]. Спецкурс был рассчитан на 72 часа. Аудитория – старшеклассники средних школ, а также абитуриенты перед поступлением в пединститут. Задача курса – предпрофориентационная. Курс задумывался как средство показать важность и необходимость профессии учителя. Предполагалось широкое обращение к художественной, научной, научно-популярной литературе, к мемуарам и воспоминаниям, дневникам и произведениям как самих выдающихся педагогов, так и тех, кто пропагандировал их наследие. Данный подход, а также углубленное прочтение произведений зарубежной и отечественной классики с целью рассмотрения того, каковым рисовался образ учителя от эпохи к эпохе, завершающееся дискуссией «Мой идеал учителя», представляются нам современными и востребованными. Рекомендация и отбор лучших отечественных фильмов о профессии учителя отвечают современному тезису о том, что «кинопроизведения… являются одним из каналов культурной памяти и требуют внимательного изучения» [19]. Более того, из рекомендованных для просмотра кинокартин шесть вошло в проект «100 фильмов для школьников» [20], опубликованных в 2015 г. Министерством культуры РФ на официальном сайте («А если это любовь?», «Доживем до понедельника», «Друг мой Колька», «Ключ без права передачи», «Путевка в жизнь», «Чужие письма»).

В «Методических рекомендациях…» 1983 г. был сделан упор на необходимость привлечения внешкольных учреждений в деятельность, направленную на профориентацию на учительскую специальность. Формы совместной работы школ, вуза и внешкольных учреждений – встречи, вечера, кружки со специальной педагогической направленностью, кабинеты, объединяющие школьников, представителей Совета молодых учителей и педагогической общественности.

Предложенный вариант педагогической олимпиады содержал ряд вопросов и заданий, которые вполне соответствуют мировосприятию современного школьника, как и задание написать короткое сочинение-рассуждение «Что меня привлекает в профессии педагога?». Обращение к участникам олимпиады мы приведем полностью как свидетельства значимости профориентационной работы для педагогического вуза.

«Уважаемый участник олимпиады!

Выполнив работу, вышли ее не позднее 20 февраля по адресу: 460844, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19, кафедра педагогики. Обязательно напиши: 1. ФИО. 2. Школа, класс, район, город, где ты учишься. 3. Факультет, на который ты хочешь поступать. 4. Домашний точный адрес. Эти сведения необходимы, чтобы сообщать результаты твоего участия в 1-м туре олимпиады и отправлять тебе задания следующих туров. Победители будут приглашены на день открытых дверей факультетов института и другие мероприятия с абитуриентами.

Помни, что в Оренбургском ордена «Знак Почета» государственном педагогическом институте открыт факультет будущего учителя. Написать о своем желании стать учителем, о сомнениях, задать вопросы, касающиеся поступления в институт, ты можешь декану этого факультета по адресу: 460844, г. Оренбург, ул. Советская, д. 19. ФБУ, Насыровой М.Б.».

Педагогическая диагностика определенным образом завершает работу по пропаганде педагогического труда и его общественной значимости и ценности.

Цель педагогической диагностики – подобрать определенный состав учащихся 7–10-х классов с тем, чтобы продолжить теперь уже непосредственную работу по формированию у них интереса и призвания к педагогической профессии, а также по приобретению первоначальных педагогических знаний и умений.

Приемы педагогической диагностики:

  1. Наблюдения классных руководителей и учителей-предметников за проявлением у школьников (начиная примерно с 7-го класса) педагогических склонностей: умения организовать игры и трудовые дела детей, заинтересованности в работе звеньевого, отрядного вожатого, организатора различных воспитательных мероприятий. Эти проявления учащихся следует поощрять и отмечать в педагогической документации (дневниках, характеристиках).
  2. Анкетный опрос, написание сочинений на профориентационную тему. Примерные вопросы анкет или бесед: нравится ли тебе профессия учителя? чем она тебе нравится? любишь ли ты заниматься с детьми и играть с ними? какие книги, статьи и фильмы об учителе и школе ты знаешь? помогаешь ли товарищам по учебе? какие черты своего характера ты считаешь подходящими для педагогической работы?

Темы сочинений по педагогической профориентации: «Роль учителя в моей жизни», «Мой любимый учитель», «Труд учителя и мое отношение к нему», «Учитель и ученик», «Какими мы хотим видеть наших учителей», «Почему труд учителя следует считать героическим?», «В чем красота и привлекательность труда учителя?».

  1. Наблюдения учителей-предметников за уровнем выполнения учащимися мыслительных операций, за способностью находить оптимальные, творческие способы решения поставленных в ходе учебного процесса задач.

Обсуждение и заключение

В работе со школьниками, интересующимися педагогическим трудом, рекомендовалось обратить внимание на педагогические способности будущего учителя:

  1. Дидактические: способность передавать учащимся знания в доступной для них форме, умение организовать самостоятельную работу школьников.
  2. Академические: способности в соответствующей области науки, проявляющиеся в глубоком знании предмета. Умение удивить, увлечь своими знаниями.
  3. Перцептивные: умение проникать во внутренний мир школьника, заключающиеся в понимании его психики.
  4. Экспрессивные: умение непосредственно, ясно и четко выражать свои мысли, знания, убеждения и чувства с помощью речи, мимики, пантомимики.
  5. Суггестивные: способность непосредственного эмоционально-волевого влияния как основы авторитета учителя.
  6. Организаторские: умение создать детский коллектив, сплотить и воодушевить его на решение стоящих перед ним задач.
  7. Коммуникативные: способность установить правильные взаимоотношения с детьми на основе учета их индивидуальных и возрастных особенностей. Умение находить эффективные способы воздействия на учащихся.
  8. Конструктивные: способность к успешному проектированию и формированию личности воспитанников, умение предвидеть результаты своей работы.
  9. Личностные: целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, выдержка, умение владеть собой.

Рекомендовалось классному руководителю выявлять профессиональную направленность своих учеников [16, с. 13–15].

Далее предлагалась форма карточки-характеристики профессиональной направленности для конкретного учащегося.

Таким образом, у нас есть основания утверждать, что наработки оренбургских ученых – преподавателей кафедр ОГПИ, а особенно сотрудников кафедры педагогики, по разработке научных и методических подходов к профессиональной ориентации школьников на учительскую профессию не ограничивались исключительно деятельностью по организации педагогических классов в 1970–1980-е гг. Ученые ОГПИ избрали более широкий и комплексный подход. Свидетельством тому является «факультет будущего учителя» под руководством декана. Заслугой данного факультета можно назвать методическое сопровождение и преподавательскую деятельность в «Школах будущих педагогов», интеграцию внешкольных учреждений в систему «школа – вуз – школа» по части профориентации учащихся на педагогическую профессию. Методические рекомендации в помощь директорам и педагогам школ по указанному направлению были актуальны в позднесоветский период, но то рациональное зерно, которое в них содержалось, сохранено и находит применение в условиях современного развития школы и образования.

×

作者简介

Svetlana Alyoshina

Orenburg State Pedagogical University

编辑信件的主要联系方式.
Email: ospu@ospu.ru

Cand. Ped. Sci., Associate Professor, Rector

俄罗斯联邦, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

参考

  1. Allagulov A.M. Vliyaniye pedagogicheskoy nauki na stanovleniye obrazovatel’noy politiki v Rossii vo vtoroy polovine XIX – nachale XX veka: dis. dokt. ped. nauk [The influence of pedagogical science on the formation of educational policy in Russia in the second half of the 19th – early 20th centuries: diss. doct. of ped. Sci.]. Orenburg, 2013. 439 p.
  2. Golubnichiy A. Na novom etape. Iz opyta trudovogo vospitaniya i proizvodstvennogo obucheniya v sel’skoy shkole [At a new stage. From the experience of labor education and vocational training in a rural school]. Orenburg: Orenburg. kn. izd-vo, 1960. 58 р.
  3. Kamenetskiy V.G. Osnovnyye formy svyazi shkoly s proizvodstvom po organizatsii proizvodstvennogo obucheniya uchashchikhsya [The main forms of communication between school and production in organizing vocational training of students]. XII itogovaya nauch. konf.: ref. dokl. Orenburg. gos. ped. in-t im. V.P. Chkalova [XII final scientific conf.: abstract. report. Orenburg. state ped. in-t named after V.P. Chkalov]. Orenburg, 1963. Pр. 50–52.
  4. Mokhov I.V. Soderzhaniye, formy i metody professional’noy oriyentatsii v V–VIII klassakh [Content, forms and methods of vocational guidance in grades V–VIII]. XII itogovaya nauch. konf.: ref. dokl. Orenburg. gos. ped. in-t im. V.P. Chkalova [XII final scientific conf.: abstract of report. Orenburg. state ped. in-t named after V.P. Chkalov]. Orenburg, 1963. Pр. 52–55.
  5. O kommunisticheskom vospitanii i ukreplenii svyazi shkoly s zhizn’yu: sb. dokl. [On communist education and strengthening the connection between school and life: collection of documents]. Moscow: Prosveshcheniye Publ., 1964. 480 р.
  6. Puzanyov V.S. Kolkhoz i shkola [Kolkhoz and school]. Moscow: Sovetskaya Rossiya Publ., 1975.
  7. Bugakova E.V. Istoricheskiy opyt organizatsii pedagogicheskikh klassov v otechestvennoy shkole (na primere Orenburzh’ya) [Historical experience of organizing pedagogical classes in a domestic school (using the Orenburg region as an example)]. Samarskiy nauchnyy vestnik. 2020. Vol. 9. No. 1 (30). Pр. 234–240.
  8. Allagulov A.M., Kuz’menkova O.V., Drozdova N.V. Razvitiye psikhologo-pedagogicheskikh klassov Orenburzh’ya [Development of psychological and pedagogical classes of the Orenburg region]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki. 2022. Vol. 19. No. 2. Pр. 5–18.
  9. Ocherki istorii Orenburgskoy oblastnoy organizatsii KPSS. Pod red. B.N. Shebarshova [Essays on the history of the Orenburg regional organization of the CPSU. Edited by B.N. Shebarshov]. Chelyabinsk: Yuzh.-Ural. kn. izd-vo, 1983. 416 p.
  10. Lapayeva M.G., Lapayev A.P. Ekonomika Orenburgskoy oblasti (1743–2004 gg.): monografiya [Economy of the Orenburg Region (1743–2004): monograph]. Orenburg: Gazprom OOO “Orenburggazprom-servis”, 2006. 468 p.
  11. Moskalyov N.N. Oriyentatsiya uchashchikhsya sel’skikh shkol na vybor professii uchitelya [Orientation of students in rural schools to choose a teaching profession]. Razvitiye narodnogo obrazovaniya v usloviyakh zrelogo sotsializma: sb. nauch. tr. Sverdlovskiy gos. ped. in-t. Sverdlovsk, 1980. Pр. 53–63.
  12. Shlenyov A.K. Pedagogicheskiy klass kak sub”yekt vospitatel’noy sistemy shkoly: аvtoref. dis. ... kand. ped. nauk [Pedagogical class as a subject of the educational system of the school. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Yaroslavl, 2000. 23 p.
  13. Filippov F.R. Ob”yektivnyye osnovy izmeneniy v sotsial’noy i professional’noy oriyentatsii molodezhi [Objective bases of changes in the social and professional orientation of young people]. Problemy professional’noy oriyentatsii molodezhi v usloviyakh osushchestvleniya reformy obrazovatel’noy i professional’noy shkoly: mezhvuzovskiy sb. nauch. tr. Krasnogorsk: KGPI, 1985. Pр. 24–30.
  14. Britvikhin A.N. Professional’naya oriyentatsiya shkol’nikov na pedagogicheskuyu professiyu: ucheb. posobiye k spetskursu [Professional orientation of schoolchildren towards the teaching profession: textbook for a special course]. Leningrad: OGPI im. A.I. Gertsena, 1985. 84 p.
  15. Ryndak V.G. Istoki i preyemstvennost’ traditsiy prosveshcheniya: stanovleniye i razvitiye kafedry pedagogiki (nauchno-istoricheskiy ocherk) [The origins and continuity of educational traditions: the formation and development of the department of pedagogy (scientific and historical essay)]. Orenburg: OGIM, 2009. 256 p.
  16. Metodicheskiye rekomendatsii po professional’noy oriyentatsii shkol’nikov na uchitel’skuyu spetsial’nost’. Sost. Z.G. Safonova [Methodical recommendations for the professional orientation of schoolchildren towards the teaching profession. Compiled by Z.G. Safonova]. Orenburg: [b. i.], 1983. [21 p.].
  17. Abdullina R.Kh. Urok obshchestvoznaniya po teme “Professional’nyy vybor” [Social Science Lesson on the Topic “Professional Choice”]. Prepodavaniye istorii v shkole. 2014. No. 10. Pр. 34–39.
  18. Aptikiyev A.Kh. Razvitiye tvorcheskoy individual’nosti studenta sredstvami pedagogicheskogo krayevedeniya. Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Development of the student’s creative individuality by means of pedagogical local history. Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Orenburg, 2004. 167 p.
  19. Volkov E.V. Igrovoye kino kak istoricheskiy istochnik dlya izucheniya kul’turnoy pamyati [Feature films as a historical source for the study of cultural memory]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Sotsial’no-gumanitarnyye nauki. 2021. Pр. 22–25.
  20. fil’mov dlya shkol’nikov onlayn [100 films for schoolchildren online]. “KUL’TURA.RF”: gumanitarnyy prosvetitel’skiy proyekt, posvyashchennyy kul’ture Rossii. https://www.culture.ru/live/cinema/movies/family/child-100 (accessed May 23, 2024).

补充文件

附件文件
动作
1. JATS XML

版权所有 © Alyoshina S.A., 2024

Creative Commons License
此作品已接受知识共享署名 4.0国际许可协议的许可