Students’ adaptation to future professional engineering activity
- Authors: Yusupova O.V.1, Sheyder A.D.1
-
Affiliations:
- Samara State Technical University
- Issue: Vol 21, No 4 (2024)
- Pages: 125-136
- Section: Higher school education
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/641665
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.4.9
- ID: 641665
Cite item
Full Text
Abstract
The central idea of the research is the concept of «adaptation of students’ adaptation to professional engineering activity during various historical periods and the possible development of this concept in the educational space. The aim of the study is to clarify the concept of students’ adaptation to future professional engineering activity in post-industrial society. The authors trace the historical aspect of the development and analyze the concept in question over different historical periods, including the present time. Using a comprehensive analysis, the authors examine various aspects of the contemporary understanding of professional adaptation, namely cognitive, activity-based, socio-psychological, moral, and psychophysiological ones, and develop a concept structure of students’ adaptation professional activity. Attention is drawn to the importance of adaptability development and the necessity of designing a relevant model for this development is justified.
Full Text
Введение
Актуальность проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности обусловлена утверждением постиндустриального общества, для экономики которого характерно преобладание высоконаучного инновационного сектора с быстро меняющимися технологиями, а также наличие высокотехнологичных и инновационных услуг, в сторону которых происходит значительный отток профессиональных кадров. Очевидно, что помимо непосредственно профессиональной подготовки необходимо уделять внимание адаптационным качествам будущих профессионалов, причем с учетом современных изменений в обществе. Молодое поколение – это та часть населения, которая обладает потенциалом быстрого продуктивного приспособления к изменениям в различных сферах жизни [1]. К этим изменениям можно отнести различные социально-экономические реформы, развитие науки и техники, информатизацию общества. Все это обуславливает предъявление новых требований к техническим характеристикам деятельности инженера, к личным и профессионально значимым качествам выпускника, а также изменение системы ценностей профессионального образования. В связи с этим актуальна проблема адаптации студентов к профессиональной деятельности. Для ее решения необходим подход к пониманию понятия «адаптация к профессиональной деятельности (АПД)», и прежде всего в процессе обучения в вузе, для успешного вхождения молодого поколения в систему современного промышленного производства в изменяющихся условиях его существования.
Решение этой проблемы предполагает проведение исторического анализа, направленного на выявление условий, которые влияют на развитие системы промышленного производства, а также определение профессиональных качеств инженера этой системы.
Цель настоящего исследования – уточнить понятие «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе».
Данная цель достигается последовательным решением поставленных задач:
- проследить генезис понятия «адаптация к профессиональной деятельности»;
- провести анализ понятия «адаптация к профессиональной деятельности инженеров» в различные исторические периоды, включая настоящее время;
- определить понятие «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе» и выявить его структуру.
Объект исследования – процесс обучения и воспитания в техническом вузе.
Предмет исследования – содержание и структура понятия «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе».
Обзор литературы
Понятие «адаптация» было впервые введено в 1865 году немецким физиологом Аубертом. Оно характеризовало «приспособление» органов зрения и слуха к воздействию внешних раздражителей, о чем говорится в работе Д.А. Анисенкова [2]. В настоящее время понятие «адаптация» используется в различных научных направлениях, таких как психология, педагогика, биология, медицина, социология. В социологии под понятием «адаптация» понимается форма поведения человека в некотором социальном пространстве, на которую влияют личностные качества. В психологических науках адаптация – это процесс приспособления группы или личности к материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды. В работе К.К. Платонова [3] дано определение профессиональной адаптации: «профадаптация к новым условиям деятельности осуществляется путем систематического выполнения усложняющейся деятельности в этих новых условиях». Профессиональная адаптация нашла отражение в работах Э.Ф. Зеера [4], П.А. Абрамовой, Г.Е. Зборовсого [5], V. Garma, G.L. Niepes [6] и др. Адаптация в коллективе как некоторый аспект профессиональной адаптации рассматривалась С.Т. Шацким [7], Е.С. Коваль, А.В. Сидоренковым [8] и др. Вопросами психологической адаптации занимались С.Г. Посохова [9], О.Н. Тузова [10] и др. Социально-педагогической адаптации были посвящены работы А.В. Мудрика [11], О.А. Сотникова, И.А. Маланова [12], Л.Г. Егоровой, Е.В. Синкиной, Т.А. Зотовой, Ю.А. Генваревой [13] и др. Многими авторами под профессиональной адаптацией понимается овладение знаниями, умениями, навыками и функциями профессиональной деятельности. С.Г. Вершловский [14] обращает внимание на то, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность. В педагогической науке под адаптацией понимается процесс взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит освоение предметного пространства. Изучению процесса адаптации в сфере профессиональной педагогики посвящены работы Ю.С. Даминовой [15], А.И. Хаустовой [16] и др. Проблеме социальной адаптации студентов в вузе посвящены труды П.Ф. Анисимова [17], Т.Г. Дичева [18], Ю.Т. Дороховой [19]. Влияние ценностных ориентаций студентов на адаптацию к учебно-профессиональной деятельности в вузе анализировалось в работах Шуваловой Н.В., Корепановой Н.В [20], В.А. Сластенина [21], H.B. Bower [22]. Вопрос влияния возрастных характеристик студентов на формирование адаптационных качеств изучался в работах Б.Г. Ананьева [23], Е.В. Андриенко [24]. Под социально-профессиональной адаптацией Е.Г. Черникова [25] понимает «процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии». Таким образом, как отмечено в работе А.В. Шилиной [26], содержание процесса социально-профессиональной адаптации включает в себя: освоение непосредственных профессиональных обязанностей, предполагающих выполнение определенных трудовых приемов и действий, а также конкретных условий и требований, сосредоточенных в организационной культуре профессиональной среды; гармоничное вхождение человека в систему внутригрупповых отношений; выработку образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм данной профессии.
Материалы и методы
В работе использовались такие методы исследования научных понятий, как исторический анализ, сравнение, обобщение и систематизация.
Результаты исследования
Для введения понятия «адаптация к профессиональной деятельности будущих инженеров в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО)» проведем исторический анализ эволюции инженерной деятельности, который позволит выявить качества, предъявляемые к отдельному человеку как специалисту той или иной системы производства данного исторического периода. Итак, понимание отличительных особенностей современной инженерной науки и технологий и связанных с ними изменений в экономике в целом дает представление о педагогических целях и средствах инженерного образования. Для этого рассмотрим основные этапы становления инженерной деятельности.
- На доиндустриальном этапе происходит отделение ремесла от скотоводства и земледелия, преобладает техническая деятельность, формируется субъект этой деятельности – ремесленник. В этот период инженерная деятельность – это ремесленническая деятельность, основанная на эмпирическом знании и направленная в основном на изготовление орудий труда. Теоретическая и практическая инженерная деятельность в это время отстоят друг от друга. Кроме того, для этого времени характерна привязанность человека к определенному виду трудовой деятельности на протяжении всей жизни.
- На индустриальном этапе происходит интеграция среди ученых, обратившихся к технике, и ремесленников, приобщившихся к науке. Происходит превращение ремесла в инженерную культуру. Это определяет основную функцию труда инженера, а именно содержание технических средств и производственных технологий на основе достижений инженерной науки. Во второй половине ХІХ в. в экономически развитых странах, в том числе и в России, формируется система высшего политехнического образования и профессия инженера. Индустриальное общество характеризуется бурным развитием промышленности на основе машиностроения и станкостроения. При этом значительно расширяется круг инженерных задач: от исследований, проектирования и конструирования – к эксплуатации, обслуживанию и утилизации технических объектов. Автор концепции научной организации труда – «производственной трактовки управленческих процессов» Е.Ф. Розмирович [27] представляет профессиональный эталон инженера в системе индустриального производства как человека, обладающего простой суммой знаний технологических процессов. Значимость для инженерной деятельности социальных и, в частности, организаторских личностных качеств в данной концепции отрицается. Действие психологического и педагогического компонентов системы производства также нивелировалось фактически полностью. Адаптацию будущих инженеров к их профессиональной деятельности осуществляли высшие учебные заведения, закладывая в это понятие передачу знаний, умений, навыков технической деятельности на основе научных достижений. Особое внимание уделялось физиологическим аспектам подготовки специалистов, воспитанию высокой сознательности и патриотизма. Также важную роль в становлении инженера в этот исторический период играла преемственность поколений, на заводах и фабриках работали династиями, передавая свой опыт. Многие проходили путь от рабочего у станка до инженера, получая высшее образование в вечерней и заочной формах, что делало более легким процесс адаптации на предприятии.
- На постиндустриальном этапе происходит изменение технологических процессов производств, невиданно увеличивая производительность и разнообразие выпускаемой продукции. Человечество вступило в эпоху консюмеризма. Кроме того, этому периоду соответствуют революционные изменения в области информатизации общества. Еще одна характерная черта постиндустриального общества – это переход от производства товаров к производству услуг. Основным ресурсом являются информация и знания. Поэтому справедливы и новые требования к характеристикам специалиста, в том числе личностным. Конечно, необходим высокий уровень образования и профессионализма, но наряду с этим большое значение уделяется таким качествам работников, как обучаемость, креативность, мобильность, коммуникабельность, коммуникативность. Набор таких качеств принято называть soft skills.
Термин «постиндустриальное общество», как отмечено в работе Р.А. Беданокова [28], принадлежит американскому социологу и культурологу Д. Беллу. Он понимает под понятием «постиндустриальное общество» общество, отвечающее не только техническим характеристикам эпохи, но и сопутствующим данной эпохе социокультурным процессам. Также в работе Р.А. Беданоковым [28] отмечено, что в отечественной философии Э.С. Маркарян ввел термин «культурологическая легитимность» и с этой позиции рассматривал формирование цивилизации нового типа. С середины XX века начинается господство «массового постиндустриального человека», генезис и развитие которого неразрывно связаны с технической, технологической, инженерной и информационной трансформациями социокультурной среды обитания человека. В этой же работе обращено внимание на актуальность изучения темы становления инженера в постиндустриальном обществе. А именно отмечено, что модернизация и технологическое перевооружение в современной России требуют серьезного теоретического и концептуального анализа специфики, места и роли инженерно-технической деятельности, а также ее образовательного компонента, связанного с подготовкой кадров, которые были бы востребованы в современном производстве и экономике, то есть соответствовали бы облику современной постиндустриальной цивилизации [28].
Динамика характеристик инженерной деятельности приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика характеристик инженерной деятельности
Показатель | Этапы развития общества | ||
Доиндустриальный | Индустриальный | Постиндустриальный | |
Техническая деятельность | Ремесленная деятельность | Классическая инженерная деятельность, направленная на решение задач материального производства | Наряду с классической инженерной деятельностью происходит интеграция инженерной деятельности в решение сложных научно-технических задач |
Инженерная деятельность | Изготовление орудий труда | Создание средств и технологий на основе научных достижений | Создание, модернизация и эксплуатация технических устройств, сооружений, систем и технологических процессов под запрос производства и социальный запрос |
Отрасли применения инженерной деятельности | Скотоводство, земледелие, строительство | Машиностроение, металлургия, станкостроение и др. | Традиционное и высокотехнологичное производство, цифровизация в экономике и социуме, нанотехнологии, экологическая инженерия, робототехника и др. |
Задачи инженера | Изготовление и ремонт орудий труда | Применение знаний для решения в первую очередь задач материального производства в таких областях, как машиностроение, металлургия, станкостроение и др. А именно: исследование, проектирование, конструирование, обслуживание, ремонт и утилизация технических объектов | Применение научных знаний для решения практических задач в различных областях техники и технологий, в том числе и на высокотехнологичном производстве |
Связь с наукой | – | Интеграция научных знаний в техническую деятельность | Знание новых технологий, инноваций и последних технологических тенденций |
Передача знаний и умений | Из поколения в поколение | Высшие учебные заведения | Высшие учебные заведения в коллаборации с промышленными партнерами и научными центрами |
Личностные качества инженера | Ценностное отношение к физическому здоровью | Нравственность, профессионализм, патриотизм, ценностное отношение к физическому здоровью, дисциплинированность | Креативность и инновационное мышление. Способность мыслить нестандартно и находить новые решения. Коммуникационные навыки. Аналитические навыки. Мобильность. Стрессоустойчивость. Коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, патриотизм, стремление к самообразованию, ценностное отношение к физическому и психическому здоровью |
На формирование качеств будущего инженера влияют, как отмечено в работе Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева, А.Н. Занковского [29], изменения, происходящие в различных сферах жизни людей за последние два десятилетия. Это появление новых технологий, изменения возрастных характеристик трудового населения, изменения организаций труда, которые требуют новых навыков взаимодействия и общения, новые требования к уровню профессиональной подготовленности и мастерства специалистов, к состоянию их физического и психического здоровья. В изменившихся условиях задача профессиональной адаптации студентов в процессе обучения в вузе вновь становится актуальной и злободневной.
На основе исторического анализа разных аспектов понятия АПД была разработана структура понятия «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе», включающая следующие компоненты:
- Когнитивный компонент – включает в себя не только знание инженерных дисциплин, но и знание экономических задач с учетом изменения рынка, в том числе рынка труда; знание цифровых технологий; знание норм права, в том числе правил взаимодействия и общения в профессиональной сфере, а также в условиях трудового коллектива.
- Деятельностный компонент – рассматривается как совокупность профессиональных умений и навыков, а также владение цифровыми и интернет-технологиями, а именно навыками передачи, обработки и хранения информации, использования современных средств коммуникации для осуществления профессиональной деятельности; владение организационно-административным компонентом и проектной формой организации труда.
- Социально-психологический компонент – содержит такую составляющую, как мотивация к профессиональной деятельности, в том числе к успеху в профессиональной сфере, а также наличие положительных эмоций, связанных с реализацией себя в инженерной профессии.
- Нравственный компонент – это следование традиционным ценностям, таким как патриотизм, культура поведения, профессиональная этика; понимание исторического опыта и наследия поколений, желание их сохранить.
- Психофизиологический компонент – это прежде всего ценностное отношение к физическому и психическому здоровью; соблюдение здорового образа жизни; формирование личностных качеств, обеспечивающих успешное внедрение человека в профессиональную инженерную деятельность, – к ним относится умение адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, а также к условиям рынка труда и условиям профессиональной деятельности. Это происходит за счет формирования таких качеств, как стрессоустойчивость – умение управлять своими эмоциями и чувствами, мобильность, коммуникативность, креативность и т. д.
Говоря об адаптации студента к профессиональной деятельности инженера в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО), будем иметь в виду не только процесс овладения им знаниями, умениями и навыками в области конкретной профессиональной инженерной деятельности в образовательном пространстве вуза и умением применять их в профессиональной сфере, но и формирование в процессе обучения адаптационных качеств, под которыми будем понимать отличительные признаки, положительно влияющие на адаптацию к современному социальному пространству. Они включают в себя личностные свойства человека, помогающие успешно взаимодействовать с окружающей действительностью и способствующие развитию личности под влиянием быстро развивающихся современных технологических тенденций [1]. Для постиндустриального общества такими качествами будут социальные, психологические и физиологические, обеспечивающие успешное внедрение человека в профессиональную инженерную деятельность. Их формирование происходит с помощью педагогических технологий в рамках образовательного пространства вуза с включенными в него цифровыми технологиями, интернет-ресурсами и протяженностью социальных отношений.
Таким образом, под адаптацией студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе будем понимать процесс взаимодействия личности будущего специалиста и профессионального пространства с включенными в него цифровыми технологиями, интернет-ресурсами и протяженностью социальных отношений, в ходе которого происходит интеграция инженерных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность, успешная реализация целей на основе ценностей и норм профессиональной этики, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие личности за счет сформированных в образовательном пространстве вуза положительных адаптационных качеств студента – будущего инженера.
Обсуждение и заключение
Изменения, которые происходят на разных этапах развития общества, требуют подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности на современном производстве и решать разнообразные профессиональные задачи, применяя современные инновационные технологии. Для этого инженеру в постиндустриальном обществе необходимы не только методологические знания, но и информационные ресурсы, современные компьютерные технологии. Помимо этого важно иметь и физическое, и психическое здоровье, а также личностные качества, способствующие быстрой адаптации в социуме и профессиональной деятельности, позволяющие уверенно и комфортно чувствовать себя и решать задачи в соответствии с существующими видами инженерной деятельности.
В ходе исследования авторами было уточнено понятие «Адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО)» на основе исторического анализа различных аспектов понятия АПД. Выявлены существенные отличия и обоснована структура понятия в постиндустриальном обществе. Социальные, экономические, производственные и организационные процессы в настоящее время влияют, с одной стороны, на требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам будущего инженера, а с другой стороны, на требования, предъявляемые будущими специалистами к своей профессиональной деятельности (ненормированный рабочий день, возможность работать удаленно с помощью интернет-ресурсов т. д.). Для того чтобы ожидания обеих сторон производственного процесса оправдались, необходимо методологически верно выстроить процесс обучения с учетом целевого показателя, а именно успешной адаптации студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности. Таким образом, дальнейшие исследования будут посвящены построению модели формирования адаптации студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.
About the authors
Olga V. Yusupova
Samara State Technical University
Author for correspondence.
Email: us63@rambler.ru
Doc. Ped. Sci., Associate Professor, Head of Higher Mathematics Department
Russian Federation, 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100Aleksey D. Sheyder
Samara State Technical University
Email: sheider89@mail.ru
Associate Professor of Physical Training and Sports Department
Russian Federation, 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100References
- Shader A.D. Development of adaptive qualities of students in the course of boxing classes. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. Seriya: Psikhologo-pedagogicheskiye nauki. 2024. No. 1. Vol. 21. Рр. 77–86.
- Anisenkov D.A. Modern theories of adaptation to professional activity. Vestnik Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta im. V.G. Shukhova. 2012. No. 1. Рр. 205–208.
- Platonov K.K. Ability issues. Moscow: Nauka Publ., 1972. Рр. 226–227.
- Zeyer E.F. Personality-oriented professional education. Ekaterinburg: SPGU, 1998. 154 р.
- Abramova P.A., Zborovskiy G.E. Professional adaptation of university students in the changing world of professions. Obrazovaniye i nauka. 2023. No. 2. Vol. 25. Рр. 191–222.
- Garma V., Niepes G.L. Nexus of university and community: transformative reflection of student volunteers. International Journal of Advanced Research. 2022. Vol. 10. No. 4. Pр. 1089–1096.
- Shatskiy S.T. Selected pedagogical works. Moscow: Uchpedgiz Publ., 1958. 430 р.
- Koval’ E.S., Sidorenkov A.V. Socio-psychological adaptation of employees and the effectiveness of small groups. Rossiyskiy psikhologicheskiy zhurnal. 2013. No. 3. Рр. 29–36.
- Posokhova S.G. Psychology of an adaptable personality. SPb.: RGPU, 2001. 240 р.
- Tuzova O.N. The dependence of the success of adaptation to activities in special conditions on the socio-psychological characteristics of the personality of military personnel. Abstract of thesis cand. of ps. sci.. Samara, 2006. 22 р.
- Mudrik A.V. Social pedagogy: a textbook for students of pedagogical universities / Edited by V.A. Slastenin.- 3rd ed., ispr. and additional.- M.:Publishing Center «Academy», 2000. – 200s.
- Sotnikov O.A., Malanov I.A. Socio-pedagogical adaptation of personality as a psychological and pedagogical problem. Nauchno-pedagogicheskoye obozreniye. 2020. No. 4. Рр. 152–160.
- Egorova Yu.N., Sinkina E.V., Zotova T.A., Genvareva Yu.A. Professional adaptation of railway engineers. TsITISE. Seriya: Pedagogicheskiye nauki. 2019. No. 1. Vol. 18. Рр. 17–26.
- Teacher: Close-up. Socio-pedagogical problems of teaching activity. Edited by S.G. Vershlovsky. Saint Petersburg: SPbGUPM, 1994. 132 р.
- Daminova Yu.S. Professional and pedagogical adaptation of young specialists in professional educational institutions. Obrazovaniye i problemy razvitiya obshchestva. 2021. No. 3 (16). Рр. 20–22.
- Khaustova A.I. Types and stages of adaptation of teaching staff to professional activity. Molodoy uchenyy. 2013. No. 40. Рр. 81–83.
- Anisimov P.V. On the tasks of universities for the transition to a level-based system of higher professional education. Vyssheye obrazovaniye v Rossii. 2010. No. 3. Рр. 3–7.
- Dichev T.G., Dicheva D.T. i dr. Human health of the XXI century. Moscow: Feri-V Publ., 2001. 272 р.
- Dorokhova T.D. Organizational and pedagogical conditions for the adaptation of students of technological specialties to the professional environment. Thesis cand. of ped. sci.. Tambov, 2009. 228 р.
- Shuvalova N.V., Korepanova N.V. Study of value orientations of student youth as a factor of personal growth. Pedagogy and Psychology of Education. 2022. № 3. Pp. 219-231.
- Slastenin V.A., Chizhanova G.I. Introduction to pedagogical axiology: a textbook. Moscow: Akademiya Publ., 2003. 192 р.
- Bower H.B. Investment in learning: The individual end social value of American higher education. San Francisco, 2010. Р. 34.
- Anan’yev B.G. Personality, subject of activity, individuality. Moscow: Direktmedia Pablishing Pabl., 2008. 134 р.
- Andriyeno P.F. The phenomenon of professional maturity of a teacher. Pedagogika. 2002. No. 6. Рр. 66–70.
- Chernikova E.G. Factors of social and professional adaptation of young teachers. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2008. No. 5. Рр. 171–179.
- Shilina A.V. Readiness for social and professional adaptation in the structure of professional competence of future bachelor engineers. Sovremennyye problemy nauki i obrazovaniya. 2014. No. 4. Рр. 47.
- Rozmirovich E.F. NOTES, RCP and the party. Moscow, 1926. Р. 185.
- Bedanokov R.A. Technology and technical education in a post-industrial society: a cultural analysis. Abstract of thesis doсt. of philol. sci.. Rostov n/D, 2013. 52 р.
- Dikaya L.G., Zhuravlev A.L., Zankovskiy A.N. The current state and prospects of research on adaptation and implementation of a professional in conditions of continuous socio-economic changes. Institut psikhologii Rossiyskoy akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda. 2016. No. 1. Vol. 1.
Supplementary files
