Адаптация студентов - будущих инженеров к профессиональной деятельности
- Авторы: Юсупова О.В.1, Шейдер А.Д.1
-
Учреждения:
- Самарский государственный технический университет
- Выпуск: Том 21, № 4 (2024)
- Страницы: 125-136
- Раздел: Педагогика высшей школы
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/641665
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2024.4.9
- ID: 641665
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Рассматривается современный взгляд на понятие «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности» в различные исторические периоды и возможное его формирование в образовательном пространстве. Цель настоящего исследования состоит в уточнении понятия «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО)». Авторами прослежен исторический аспект развития и анализ понятия «адаптация к профессиональной деятельности (АПД)» в различные исторические периоды, включая настоящее время. На основе всестороннего анализа авторами проанализированы различные аспекты современного понимания профессиональной адаптации, а именно когнитивный, деятельностный, социально-психологический, нравственный, психофизиологический, разработана структура понятия «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО)». Обращается внимание на важность формирования адаптационных личностных качеств будущего инженера в постиндустриальном обществе, обоснована необходимость построения актуальной модели формирования понятия «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО)».
Полный текст
Введение
Актуальность проблемы адаптации студентов к профессиональной деятельности обусловлена утверждением постиндустриального общества, для экономики которого характерно преобладание высоконаучного инновационного сектора с быстро меняющимися технологиями, а также наличие высокотехнологичных и инновационных услуг, в сторону которых происходит значительный отток профессиональных кадров. Очевидно, что помимо непосредственно профессиональной подготовки необходимо уделять внимание адаптационным качествам будущих профессионалов, причем с учетом современных изменений в обществе. Молодое поколение – это та часть населения, которая обладает потенциалом быстрого продуктивного приспособления к изменениям в различных сферах жизни [1]. К этим изменениям можно отнести различные социально-экономические реформы, развитие науки и техники, информатизацию общества. Все это обуславливает предъявление новых требований к техническим характеристикам деятельности инженера, к личным и профессионально значимым качествам выпускника, а также изменение системы ценностей профессионального образования. В связи с этим актуальна проблема адаптации студентов к профессиональной деятельности. Для ее решения необходим подход к пониманию понятия «адаптация к профессиональной деятельности (АПД)», и прежде всего в процессе обучения в вузе, для успешного вхождения молодого поколения в систему современного промышленного производства в изменяющихся условиях его существования.
Решение этой проблемы предполагает проведение исторического анализа, направленного на выявление условий, которые влияют на развитие системы промышленного производства, а также определение профессиональных качеств инженера этой системы.
Цель настоящего исследования – уточнить понятие «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе».
Данная цель достигается последовательным решением поставленных задач:
- проследить генезис понятия «адаптация к профессиональной деятельности»;
- провести анализ понятия «адаптация к профессиональной деятельности инженеров» в различные исторические периоды, включая настоящее время;
- определить понятие «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе» и выявить его структуру.
Объект исследования – процесс обучения и воспитания в техническом вузе.
Предмет исследования – содержание и структура понятия «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе».
Обзор литературы
Понятие «адаптация» было впервые введено в 1865 году немецким физиологом Аубертом. Оно характеризовало «приспособление» органов зрения и слуха к воздействию внешних раздражителей, о чем говорится в работе Д.А. Анисенкова [2]. В настоящее время понятие «адаптация» используется в различных научных направлениях, таких как психология, педагогика, биология, медицина, социология. В социологии под понятием «адаптация» понимается форма поведения человека в некотором социальном пространстве, на которую влияют личностные качества. В психологических науках адаптация – это процесс приспособления группы или личности к материальным условиям, нормам и ценностям социальной среды. В работе К.К. Платонова [3] дано определение профессиональной адаптации: «профадаптация к новым условиям деятельности осуществляется путем систематического выполнения усложняющейся деятельности в этих новых условиях». Профессиональная адаптация нашла отражение в работах Э.Ф. Зеера [4], П.А. Абрамовой, Г.Е. Зборовсого [5], V. Garma, G.L. Niepes [6] и др. Адаптация в коллективе как некоторый аспект профессиональной адаптации рассматривалась С.Т. Шацким [7], Е.С. Коваль, А.В. Сидоренковым [8] и др. Вопросами психологической адаптации занимались С.Г. Посохова [9], О.Н. Тузова [10] и др. Социально-педагогической адаптации были посвящены работы А.В. Мудрика [11], О.А. Сотникова, И.А. Маланова [12], Л.Г. Егоровой, Е.В. Синкиной, Т.А. Зотовой, Ю.А. Генваревой [13] и др. Многими авторами под профессиональной адаптацией понимается овладение знаниями, умениями, навыками и функциями профессиональной деятельности. С.Г. Вершловский [14] обращает внимание на то, что в процессе профессиональной адаптации происходит интеграция профессиональных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность. В педагогической науке под адаптацией понимается процесс взаимодействия личности с окружающей средой, где происходит освоение предметного пространства. Изучению процесса адаптации в сфере профессиональной педагогики посвящены работы Ю.С. Даминовой [15], А.И. Хаустовой [16] и др. Проблеме социальной адаптации студентов в вузе посвящены труды П.Ф. Анисимова [17], Т.Г. Дичева [18], Ю.Т. Дороховой [19]. Влияние ценностных ориентаций студентов на адаптацию к учебно-профессиональной деятельности в вузе анализировалось в работах Шуваловой Н.В., Корепановой Н.В [20], В.А. Сластенина [21], H.B. Bower [22]. Вопрос влияния возрастных характеристик студентов на формирование адаптационных качеств изучался в работах Б.Г. Ананьева [23], Е.В. Андриенко [24]. Под социально-профессиональной адаптацией Е.Г. Черникова [25] понимает «процесс взаимодействия личности и профессиональной среды, в ходе которого осуществляется освоение целей, ценностей, норм профессиональной деятельности, обусловленное сочетанием внешних и внутренних факторов, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие индивида в профессии». Таким образом, как отмечено в работе А.В. Шилиной [26], содержание процесса социально-профессиональной адаптации включает в себя: освоение непосредственных профессиональных обязанностей, предполагающих выполнение определенных трудовых приемов и действий, а также конкретных условий и требований, сосредоточенных в организационной культуре профессиональной среды; гармоничное вхождение человека в систему внутригрупповых отношений; выработку образцов мышления и поведения, отражающих систему ценностей и норм данной профессии.
Материалы и методы
В работе использовались такие методы исследования научных понятий, как исторический анализ, сравнение, обобщение и систематизация.
Результаты исследования
Для введения понятия «адаптация к профессиональной деятельности будущих инженеров в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО)» проведем исторический анализ эволюции инженерной деятельности, который позволит выявить качества, предъявляемые к отдельному человеку как специалисту той или иной системы производства данного исторического периода. Итак, понимание отличительных особенностей современной инженерной науки и технологий и связанных с ними изменений в экономике в целом дает представление о педагогических целях и средствах инженерного образования. Для этого рассмотрим основные этапы становления инженерной деятельности.
- На доиндустриальном этапе происходит отделение ремесла от скотоводства и земледелия, преобладает техническая деятельность, формируется субъект этой деятельности – ремесленник. В этот период инженерная деятельность – это ремесленническая деятельность, основанная на эмпирическом знании и направленная в основном на изготовление орудий труда. Теоретическая и практическая инженерная деятельность в это время отстоят друг от друга. Кроме того, для этого времени характерна привязанность человека к определенному виду трудовой деятельности на протяжении всей жизни.
- На индустриальном этапе происходит интеграция среди ученых, обратившихся к технике, и ремесленников, приобщившихся к науке. Происходит превращение ремесла в инженерную культуру. Это определяет основную функцию труда инженера, а именно содержание технических средств и производственных технологий на основе достижений инженерной науки. Во второй половине ХІХ в. в экономически развитых странах, в том числе и в России, формируется система высшего политехнического образования и профессия инженера. Индустриальное общество характеризуется бурным развитием промышленности на основе машиностроения и станкостроения. При этом значительно расширяется круг инженерных задач: от исследований, проектирования и конструирования – к эксплуатации, обслуживанию и утилизации технических объектов. Автор концепции научной организации труда – «производственной трактовки управленческих процессов» Е.Ф. Розмирович [27] представляет профессиональный эталон инженера в системе индустриального производства как человека, обладающего простой суммой знаний технологических процессов. Значимость для инженерной деятельности социальных и, в частности, организаторских личностных качеств в данной концепции отрицается. Действие психологического и педагогического компонентов системы производства также нивелировалось фактически полностью. Адаптацию будущих инженеров к их профессиональной деятельности осуществляли высшие учебные заведения, закладывая в это понятие передачу знаний, умений, навыков технической деятельности на основе научных достижений. Особое внимание уделялось физиологическим аспектам подготовки специалистов, воспитанию высокой сознательности и патриотизма. Также важную роль в становлении инженера в этот исторический период играла преемственность поколений, на заводах и фабриках работали династиями, передавая свой опыт. Многие проходили путь от рабочего у станка до инженера, получая высшее образование в вечерней и заочной формах, что делало более легким процесс адаптации на предприятии.
- На постиндустриальном этапе происходит изменение технологических процессов производств, невиданно увеличивая производительность и разнообразие выпускаемой продукции. Человечество вступило в эпоху консюмеризма. Кроме того, этому периоду соответствуют революционные изменения в области информатизации общества. Еще одна характерная черта постиндустриального общества – это переход от производства товаров к производству услуг. Основным ресурсом являются информация и знания. Поэтому справедливы и новые требования к характеристикам специалиста, в том числе личностным. Конечно, необходим высокий уровень образования и профессионализма, но наряду с этим большое значение уделяется таким качествам работников, как обучаемость, креативность, мобильность, коммуникабельность, коммуникативность. Набор таких качеств принято называть soft skills.
Термин «постиндустриальное общество», как отмечено в работе Р.А. Беданокова [28], принадлежит американскому социологу и культурологу Д. Беллу. Он понимает под понятием «постиндустриальное общество» общество, отвечающее не только техническим характеристикам эпохи, но и сопутствующим данной эпохе социокультурным процессам. Также в работе Р.А. Беданоковым [28] отмечено, что в отечественной философии Э.С. Маркарян ввел термин «культурологическая легитимность» и с этой позиции рассматривал формирование цивилизации нового типа. С середины XX века начинается господство «массового постиндустриального человека», генезис и развитие которого неразрывно связаны с технической, технологической, инженерной и информационной трансформациями социокультурной среды обитания человека. В этой же работе обращено внимание на актуальность изучения темы становления инженера в постиндустриальном обществе. А именно отмечено, что модернизация и технологическое перевооружение в современной России требуют серьезного теоретического и концептуального анализа специфики, места и роли инженерно-технической деятельности, а также ее образовательного компонента, связанного с подготовкой кадров, которые были бы востребованы в современном производстве и экономике, то есть соответствовали бы облику современной постиндустриальной цивилизации [28].
Динамика характеристик инженерной деятельности приведена в таблице 1.
Таблица 1
Динамика характеристик инженерной деятельности
Показатель | Этапы развития общества | ||
Доиндустриальный | Индустриальный | Постиндустриальный | |
Техническая деятельность | Ремесленная деятельность | Классическая инженерная деятельность, направленная на решение задач материального производства | Наряду с классической инженерной деятельностью происходит интеграция инженерной деятельности в решение сложных научно-технических задач |
Инженерная деятельность | Изготовление орудий труда | Создание средств и технологий на основе научных достижений | Создание, модернизация и эксплуатация технических устройств, сооружений, систем и технологических процессов под запрос производства и социальный запрос |
Отрасли применения инженерной деятельности | Скотоводство, земледелие, строительство | Машиностроение, металлургия, станкостроение и др. | Традиционное и высокотехнологичное производство, цифровизация в экономике и социуме, нанотехнологии, экологическая инженерия, робототехника и др. |
Задачи инженера | Изготовление и ремонт орудий труда | Применение знаний для решения в первую очередь задач материального производства в таких областях, как машиностроение, металлургия, станкостроение и др. А именно: исследование, проектирование, конструирование, обслуживание, ремонт и утилизация технических объектов | Применение научных знаний для решения практических задач в различных областях техники и технологий, в том числе и на высокотехнологичном производстве |
Связь с наукой | – | Интеграция научных знаний в техническую деятельность | Знание новых технологий, инноваций и последних технологических тенденций |
Передача знаний и умений | Из поколения в поколение | Высшие учебные заведения | Высшие учебные заведения в коллаборации с промышленными партнерами и научными центрами |
Личностные качества инженера | Ценностное отношение к физическому здоровью | Нравственность, профессионализм, патриотизм, ценностное отношение к физическому здоровью, дисциплинированность | Креативность и инновационное мышление. Способность мыслить нестандартно и находить новые решения. Коммуникационные навыки. Аналитические навыки. Мобильность. Стрессоустойчивость. Коммуникабельность, ответственность, дисциплинированность, патриотизм, стремление к самообразованию, ценностное отношение к физическому и психическому здоровью |
На формирование качеств будущего инженера влияют, как отмечено в работе Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлева, А.Н. Занковского [29], изменения, происходящие в различных сферах жизни людей за последние два десятилетия. Это появление новых технологий, изменения возрастных характеристик трудового населения, изменения организаций труда, которые требуют новых навыков взаимодействия и общения, новые требования к уровню профессиональной подготовленности и мастерства специалистов, к состоянию их физического и психического здоровья. В изменившихся условиях задача профессиональной адаптации студентов в процессе обучения в вузе вновь становится актуальной и злободневной.
На основе исторического анализа разных аспектов понятия АПД была разработана структура понятия «адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе», включающая следующие компоненты:
- Когнитивный компонент – включает в себя не только знание инженерных дисциплин, но и знание экономических задач с учетом изменения рынка, в том числе рынка труда; знание цифровых технологий; знание норм права, в том числе правил взаимодействия и общения в профессиональной сфере, а также в условиях трудового коллектива.
- Деятельностный компонент – рассматривается как совокупность профессиональных умений и навыков, а также владение цифровыми и интернет-технологиями, а именно навыками передачи, обработки и хранения информации, использования современных средств коммуникации для осуществления профессиональной деятельности; владение организационно-административным компонентом и проектной формой организации труда.
- Социально-психологический компонент – содержит такую составляющую, как мотивация к профессиональной деятельности, в том числе к успеху в профессиональной сфере, а также наличие положительных эмоций, связанных с реализацией себя в инженерной профессии.
- Нравственный компонент – это следование традиционным ценностям, таким как патриотизм, культура поведения, профессиональная этика; понимание исторического опыта и наследия поколений, желание их сохранить.
- Психофизиологический компонент – это прежде всего ценностное отношение к физическому и психическому здоровью; соблюдение здорового образа жизни; формирование личностных качеств, обеспечивающих успешное внедрение человека в профессиональную инженерную деятельность, – к ним относится умение адаптироваться к изменяющимся экономическим условиям, а также к условиям рынка труда и условиям профессиональной деятельности. Это происходит за счет формирования таких качеств, как стрессоустойчивость – умение управлять своими эмоциями и чувствами, мобильность, коммуникативность, креативность и т. д.
Говоря об адаптации студента к профессиональной деятельности инженера в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО), будем иметь в виду не только процесс овладения им знаниями, умениями и навыками в области конкретной профессиональной инженерной деятельности в образовательном пространстве вуза и умением применять их в профессиональной сфере, но и формирование в процессе обучения адаптационных качеств, под которыми будем понимать отличительные признаки, положительно влияющие на адаптацию к современному социальному пространству. Они включают в себя личностные свойства человека, помогающие успешно взаимодействовать с окружающей действительностью и способствующие развитию личности под влиянием быстро развивающихся современных технологических тенденций [1]. Для постиндустриального общества такими качествами будут социальные, психологические и физиологические, обеспечивающие успешное внедрение человека в профессиональную инженерную деятельность. Их формирование происходит с помощью педагогических технологий в рамках образовательного пространства вуза с включенными в него цифровыми технологиями, интернет-ресурсами и протяженностью социальных отношений.
Таким образом, под адаптацией студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе будем понимать процесс взаимодействия личности будущего специалиста и профессионального пространства с включенными в него цифровыми технологиями, интернет-ресурсами и протяженностью социальных отношений, в ходе которого происходит интеграция инженерных знаний, умений и навыков в профессиональную деятельность, успешная реализация целей на основе ценностей и норм профессиональной этики, обеспечивающих оптимальное функционирование и развитие личности за счет сформированных в образовательном пространстве вуза положительных адаптационных качеств студента – будущего инженера.
Обсуждение и заключение
Изменения, которые происходят на разных этапах развития общества, требуют подготовки специалистов, способных быстро адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности на современном производстве и решать разнообразные профессиональные задачи, применяя современные инновационные технологии. Для этого инженеру в постиндустриальном обществе необходимы не только методологические знания, но и информационные ресурсы, современные компьютерные технологии. Помимо этого важно иметь и физическое, и психическое здоровье, а также личностные качества, способствующие быстрой адаптации в социуме и профессиональной деятельности, позволяющие уверенно и комфортно чувствовать себя и решать задачи в соответствии с существующими видами инженерной деятельности.
В ходе исследования авторами было уточнено понятие «Адаптация студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в постиндустриальном обществе (АПДИ в ПО)» на основе исторического анализа различных аспектов понятия АПД. Выявлены существенные отличия и обоснована структура понятия в постиндустриальном обществе. Социальные, экономические, производственные и организационные процессы в настоящее время влияют, с одной стороны, на требования, предъявляемые к личностным и профессиональным качествам будущего инженера, а с другой стороны, на требования, предъявляемые будущими специалистами к своей профессиональной деятельности (ненормированный рабочий день, возможность работать удаленно с помощью интернет-ресурсов т. д.). Для того чтобы ожидания обеих сторон производственного процесса оправдались, необходимо методологически верно выстроить процесс обучения с учетом целевого показателя, а именно успешной адаптации студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности. Таким образом, дальнейшие исследования будут посвящены построению модели формирования адаптации студентов – будущих инженеров к профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях.
Об авторах
Ольга Викторовна Юсупова
Самарский государственный технический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: us63@rambler.ru
доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой «Высшая математика»
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Алексей Дмитриевич Шейдер
Самарский государственный технический университет
Email: sheider89@mail.ru
доцент кафедры «Физическая культура и спорт»
Россия, 443100, г. Самара, ул. Молодогвардейская, 244Список литературы
- Шейдер А.Д. Формирование адаптационных качеств студентов вуза в процессе физического воспитания средствами бокса // Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. – 2024. – № 1. – Т. 21. – С. 77–86.
- Анисенков Д.А. Современные теории адаптации к профессиональной деятельности // Вестник Белгородского государственного университета им. В.Г. Шухова. – 2012. – № 1. – С. 205–208.
- Платонов К.К. Проблемы способностей. – М.: Наука, 1972. – С. 226–227.
- Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. – Екатеринбург: СПГУ, 1998. – 154 с.
- Абрамова П.А., Зборовский Г.Е. Профессиональная адаптация вузовских студентов в меняющемся мире профессий // Образование и наука. – 2023. – № 2. – Т. 25. – С. 191–222.
- Garma V., Niepes G.L. Nexus of university and community: transformative reflection of student volunteers. International Journal of Advanced Research. 2022. Vol. 10. No. 4. Pр. 1089–1096.
- Шацкий С.Т. Избранные педагогические произведения. – М.: Учпедгиз, 1958. – 430 с.
- Коваль Е.С., Сидоренков А.В. Социально-психологическая адаптация работников и эффективность малых групп // Российский психологический журнал. – 2013. – № 3. – С. 29–36.
- Посохова С.Г. Психология адаптирующейся личности. – СПб.: РГПУ, 2001. – 240 с.
- Тузова О.Н. Зависимость успешности адаптации к деятельности в особых условиях от социально-психологических характеристик личности военнослужащих: Автореф. дис. … канд. психол. наук. – Самара, 2006. – 22 с.
- Мудрик А.В. Социльная педагогика: учебник для студентов педагогических вузов / Под ред. В.А. Сластенина.- 3-е изд., испр. и доп.- М.:Изд. Центр «Академия», 2000. – 200 с.
- Сотников О.А., Маланов И.А. Социально-педагогическая адаптация личности как психолого-педагогическая проблема // Научно-педагогическое обозрение. – 2020. – № 4. – С. 152–160.
- Егорова Ю.Н., Синкина Е.В., Зотова Т.А., Генварева Ю.А. Профессиональная адаптация инженеров путей сообщения // ЦИТИСЭ. Серия: Педагогические науки. – 2019. – № 1. – Т. 18. – С. 17–26.
- Учитель: крупным планом. Социально-педагогические проблемы учительской деятельности / под ред. С.Г. Вершловского. – СПб.: СПбГУПМ, 1994. – 132 с.
- Даминова Ю.С. Профессионально-педагогическая адаптация молодых специалистов в профессиональных образовательных учреждениях // Образование и проблемы развития общества. – 2021. – № 3 (16). – С. 20–22.
- Хаустова А.И. Виды и этапы адаптации педагогических работников к профессиональной деятельности // Молодой ученый. – 2013. – № 40. – С. 81–83.
- Анисимов П.В. О задачах вузов по переходу на уровневую систему высшего профессионального образования // Высшее образование в России. – 2010. – № 3. – С. 3–7.
- Дичев Т.Г., Дичева Д.Т. и др. Здоровье человека XXI века. – М.: Фэри-В, 2001. – 272 с.
- Дорохова Т.Д. Организационно-педагогические условия адаптации студентов технологических специальностей к профессиональной среде: дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2009. – 228 с.
- Шувалова Н.В., Корепанова Н.В. Исследование ценностных ориентаций студенческой молодежи как фактора личностного роста // Педагогика и психология образования. 2022 № 3. - С. 219–231.
- Сластенин В.А., Чижанова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. – М.: Академия, 2003. – 192 с.
- Bower H.B. Investment in learning: The individual end social value of American higher education. San Francisco, 2010. Р. 34.
- Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директмедиа Паблишинг, 2008. – 134 с.
- Андриено П.Ф. Феномен профессиональной зрелости учителя // Педагогика. – 2002. – № 6. – С. 66–70.
- Черникова Е.Г. Факторы социально-профессиональной адаптации молодых учителей // Вестник Челябинского государственного университета. – 2008. – № 5. – С. 171–179.
- Шилина А.В. Готовность к социально-профессиональной адаптации в структуре профессиональной компетентности будущих бакалавров-инженеров // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4. – С. 47.
- Розмирович Е.Ф. НОТ, РКП и партия. – М., 1926. – С. 185.
- Беданоков Р.А. Техника и техническое образование в постиндустриальном обществе: культурологический анализ: Автореф. дис. … докт. филол. наук. – Ростов н/Д, 2013. – 52 с.
- Дикая Л.Г., Журавлев А.Л., Занковский А.Н. Современное состояние и перспективы исследований адаптации и реализации профессионала в условиях непрерывных социально-экономических изменений // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2016. – № 1. – Т. 1.
Дополнительные файлы
