Ethical aspects of educational activity in the digital environment: future teachers’ views

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The era of digital transformation makes it necessary for pedagogical staff to deal with participants in the educational process in the digital environment, which leads to the creation of new situations of interaction and raises questions of its organizing in the educational process. The authors note that currently there is no common generally accepted list of standards for professional teachers in the digital environment. The aim of the study is to determine the provisions of the Code of Professional Teaching Workers in the Digital Environment based on an analysis of the views of future teachers. As research methods, the authors used formal logic, inductive and deductive analysis, study and generalization of the experience of future generations as part of the analysis of the products of their pedagogical activities (case technology), as well as questionnaires and pedagogical observation. Data for analysis were obtained within the framework of the All-Russian Student Olympiad in Pedagogy “FORSIGHT PEDAGOGY”. The result of the study is the identification of three sections of the Code of Ethics for Professional Workers in the Digital Environment. The first section of the Code is devoted to the standards of self-presentation of pedagogical products in the digital environment, the second section is devoted to tasks related to the standards for the development and implementation of electronic educational resources, the third section concerns the standards for organizing interaction in the digital environment. These sections are structured in a traditional way, reflecting professional and universal values: the image of a teacher, communication, information, freedom, corporate culture. The appendix provides explanations to the paragraph of the Code section. The research also presents the principles of work organization in the digital environment: fairness; transparency; honesty; security and privacy. The material presented in this paper is useful for the teaching process in pedagogical universities, as well as for current teaching staff and future teachers for monitoring and managing their work in the digital environment.

Full Text

Введение

Актуальность темы нашего исследования в педагогическом сообществе является бесспорной. Фактически педагог XXI века, как «витязь на распутье» [1], встает перед выбором организации взаимодействия с участниками образовательного процесса в цифровой среде по одному из трёх путей:

  • первый путь связан с минимизацией применения современных технологий для организации взаимодействия в цифровой среде, т. е. педагог становится «киберстерильным» [1]. Данный путь зачастую делает педагога непродуктивным при реализации профессиональной деятельности и лишает его определенного спектра возможностей по взаимодействию: оперативному получению информации от педагогического состава, организации дистанционной просветительской деятельности среди родителей обучающихся, повышению своего авторитета среди обучающихся за счет продуманного киберпортрета и т. д.;
  • второй путь связан с работой в цифровой среде с использованием современных технологий 24×7 (двадцать четыре часа семь дней в неделю), что может привести к нарушению организации взаимодействия с учетом рабочего времени; это станет одной из причин нарушения здоровью педагога и будет способствовать его эмоциональному выгоранию;
  • третий путь мы выделяем как оптимальный, он связан с более эргономичной организацией взаимодействия в цифровой среде (безопасность, комфорт, простота в использовании и доступность, эффективность), т. е. подразумевает разумное применение современных технологий и опору на этические нормы в контексте организации взаимодействия в цифровой среде с субъектами образования.

Вопросы этики в современном мире являются значимыми, они относятся как к трудовой деятельности, так и к другим сферам жизни людей (досуг, образование и т. д.). При этом цифровизация всех сфер деятельности становится неотъемлемой частью развития общества.

Россия не остается в стороне от этой тенденции и активно развивает цифровую среду. Региональные стратегии цифровой трансформации разрабатываются для ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления [2].

Катализатором процесса цифровизации в сфере образования стала ситуация, которая возникла вследствие пандемии, а именно переход почти всех образовательных организаций (ОО) разных форм и уровней на дистанционный и гибридный режим работы.

Электронное, дистанционное, смешанное и гибридное обучение стали неотъемлемой частью образования, а введение новых цифровых инструментов обучения требует от педагогов переориентации своей деятельности и усложняет требования к взаимодействию в очном и цифровом форматах [3].

Одним из примеров реализации цифровой трансформации сферы образования является Национальный проект «Образование» [4]. В рамках реализации национального проекта создан федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования» [5].

В очном формате образовательного процесса большое внимание педагогических работников уделяется воспитанию, формированию мировоззрения обучающихся, и у них есть достаточное количество возможностей, чтобы показать своим воспитанникам достойный пример нравственного поведения, опоры на моральные принципы в своей деятельности и механизмы этического регулирования образования и жизни в целом.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости составления положений кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде, которые станут одной из составляющих удачной социализации в цифровой среде будущих педагогов, организации эффективного взаимодействия в цифровой среде между участниками образовательного процесса.

Обзор литературы

В настоящее время в России отсутствует общепринятый и обязательный для исполнения на всей территории страны профессиональный этический кодекс педагогических работников образовательных организаций. Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработали Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций, который носит рекомендательный характер. В этическом кодексе содержится общий свод принципов профессиональной этики и основных правил поведения педагогических работников [6].

Позднее было издано Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Данное письмо включает в себя всего лишь одну отдельную позицию, связанную с профессиональной этикой в цифровой среде: «воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей» [7]. Данная позиция является достаточно спорной и вызывает возражения будущих и действующих педагогов.

Отметим, что вопросы, связанные этическими ориентирами в цифровой среде, активно рассматриваются в разных профессиональных сообществах. В ходе 41-й сессии ЮНЕСКО (2021 г.) страны-участники впервые приняли глобальное соглашение, связанное с этическими аспектами искусственного интеллекта [8]. Также в России существует Комиссия по реализации «Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта» [9]. Кроме того, поднимаются вопросы, связанные с журналистской этикой в цифровой среде [10], уголовно-процессуальным этическим комплаенсом [11], нормами профессиональной этики социологов в цифровой среде [12] и т. д.

Материалы и методы

В рамках Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА» было проведено исследование по представленной проблеме. Была поставлена задача определить, что будущие педагоги считают необходимым включить в кодекс профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Так, одна из главных задач олимпиады – показать, как молодой педагог может реализовать себя, сформировать новый образ учителя, внести свой вклад в развитие идеи образовательного форсайта. Основными методами исследования являются кейс-технология, анкетирование и педагогическое наблюдение.

Нами было проанализировано 155 работ студентов – представителей 29 вузов из следующих городов: Пушкин, Липецк, Ярославль, Арзамас, Балашов, Киров, Глазов, Чита, Шуя, Йошкар-Ола, Москва, Покров, Н. Новгород, В. Новгород, Оренбург, Пермь, Санкт- Петербург, Самара, Якутск, Ставрополь, Тверь, Череповец, Чебоксары, Шадринск.

Участникам олимпиады в пятом туре очного этапа было предложено задание «EdBrainstorm: Моделируя будущее» (индивидуальный конкурс). Задание было связано с решением графического кейса и предложением положений для этического кодекса (рис. 1).

 

Рис. 1. Графический кейс

 

Графический кейс содержал в себе описание ситуации, представленное в формате комикса, и три задания:

  1. Сформулируйте педагогические действия по решению сложившейся проблемной ситуации.
  2. Предложите и обоснуйте педагогические инструменты, которые предотвратят в дальнейшем подобные ситуации.
  3. Сформулируйте не менее пяти ключевых положений к этическому кодексу организации образовательного процесса в дистанционном формате.

Результаты исследования

Обратимся к количественным результатам выполнения конкурсного задания (рис. 2). За конкурсное задание максимальное количество баллов – 20, по 4 балла по 5 критериям:

  • педагогическая целесообразность;
  • оригинальность предложенных инструментов и решений;
  • учет ситуационных рисков, последствий;
  • аргументированность, логичность изложения;
  • владение профессиональной терминологией.

 

Рис. 2. Результаты выполнения задания «Ed-Brainstorm: Моделируя будущее»

 

Результаты выполнения (рис. 2) расположились следующим образом:

  • высокий уровень выполнения задания (16–20 баллов) – 12 %;
  • уровень выше среднего (11–15 баллов) – 43 %;
  • средний уровень выполнения задания (6–10 баллов) – 39 %;
  • низкий уровень выполнения задания (0–5 баллов) – 6 %.

Большая часть работ была оценена на высоком уровне и уровне выше среднего, что говорит о достаточном понимании культуры взаимодействия в цифровой среде будущими педагогами. При этом присутствуют работы, которые отнесены к низкому уровню выполнения, что подтверждает сложность организации взаимодействия между участниками образовательного процесса в цифровой среде, а также может быть вызвано отсутствием общепринятого кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде.

В предложенных положениях этического кодекса студентами были затронуты все участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Однако основной акцент делался на обучающихся и педагогических работниках.

В проанализированных работах содержится 913 положений для этического кодекса.

Остановимся на ТОП-10 самых часто встречающихся тематических групп и положений, которые были представлены участниками олимпиады:

  1. Включение камеры на видеоконференциях (49,7 %).
  2. Включение микрофона только для словесных форм работы (41,3 %).
  3. Опрятность внешнего вида (40,6 %).
  4. Поддержание связи с аудиторией (39,4 %).
  5. Добросовестное выполнение заданий (29 %).
  6. Уважительное отношение друг к другу (27 %).
  7. Исключение приёма пищи и иных посторонних дел (25 %).
  8. Интерактивность и вариативность заданий (20,6 %).
  9. Техническая оснащенность (19,4 %).
  10. Эффективное использование временного ресурса участников образовательных отношений (17 %).

Отметим, что часть положений, представленных будущими педагогами, относится к цифровому этикету (1, 2, 3, 7), а не этике в цифровой среде. Цифровой этикет предполагает готовые инструкции, которые помогают выстроить взаимодействие в цифровой среде с учетом средовых условий (время взаимодействия, применяемый цифровой инструмент, статус участников взаимодействия и т. д.) [13]. Однако в соблюдении этикета проявляются внутренние нравственные убеждения. Этикет может поддерживаться внутренними убеждениями, что уже относится к этике в цифровой среде, или быть директивно навязанным без интериоризации и внутренней поддержки.

Самый часто встречающийся пункт (49,7 %) в ответах связан с включением камер во время работы, которое показывает взаимное уважение, а не диалог с «черным экраном».

Здесь мы видим расхождение между пониманием важности визуального контакта и соблюдением этого пункта самими студентами при работе с видеоконференциями.

При этом 9 человек (5,8 %) говорят о том, что нельзя заставлять обучающихся включать камеры, если они не были к этому готовы, так как это приводит к стрессу у обучающихся и нарушению конфиденциальности. Отметим, что обучающийся всегда может воспользоваться дополнительным фоном и размытием фона при включении камеры, чтобы участники конференции смогли сохранить приватность и чтобы фон не отвлекал от образовательных задач.

Раскроем группу положений, связанную с эффективным использованием временных ресурсов участников образовательных отношений. В данную группу входят следующие положения:

  • пунктуальность. Всегда вовремя начинать занятие / подключаться к занятию;
  • обозначение четких временных границ выполнения заданий;
  • проведение перерывов для повышения работоспособности участников видеоконференции;
  • установление четких временных рамок для связи между участниками образовательного процесса;
  • соответствие проводимых дистанционных занятий расписанию;
  • применение методов тайм-менеджмента.

Таким образом, любая группа положений включает себя дополнительный перечень уточненных положений.

Отметим творческий подход к выполнению задания студентами: были предложены формулировки с использованием афоризмов и девизов, связанных с цифровым этикетом и этикой.

Цифровой этикет:

  • правило «Глаза в глаза»: не отключать камеру при режиме онлайн-конференции, чтобы общение было более реалистичным и были видны лица других участников процесса;
  • «Смотри в оба»: во время занятия камера должна быть включена;
  • «Услышат всех»: микрофон должен быть включен только во время ответа/вопроса ученика, чтобы избежать технических неполадок;
  • «На связи»: вовремя выходить на платформу;
  • «Сделал дело – гуляй смело»: сдавать задания в указанный срок.

Этика в цифровой среде:

  • «Шутки в сторону»: во время занятия ученики не должны отвлекаться на посторонние дела и лишние предметы;
  • «Делу время, а остальное потом»: во время учебного процесса обучающиеся не должны использовать свои гаджеты вне учебных целей;
  • «Школа – второй дом 2.0»: это положение включает в себя нормы и правила, которые необходимо соблюдать во всех форматах обучения. Например, ответ должен быть только после поднятой руки; если ученику необходимо выйти, то он также должен сказать об этом учителю.

Данные положения можно использовать при составлении этического кодекса для обучающихся, так как творческий формат будет более интересным и эффективным.

При анализе работ нами было отмечено только одно положение, которое показалось некорректным: «Снятие баллов (снижение оценки) за несоблюдение порядка во время учебного процесса». Данное положение является нарушением объективности выставляемой отметки обучающемуся исходя из его знаний, умений и навыков, которые он демонстрирует в рамках конкретной учебной дисциплины.

Теперь остановимся более подробно на педагогических работниках. Проанализировав работы студентов, мы можем говорить, что педагогическому работнику следует строить свою работу в цифровой среде, опираясь на следующие принципы:

  • справедливость (включая недискриминацию, непредвзятость, равенство и т. д.);
  • честность (например, прозрачность использования данных, обработки информации);
  • ответственность (контролируемость, подотчетность, возмещение вреда, ответственное отношение);
  • безопасность – невозможность причинения умышленного вреда;
  • конфиденциальность (в том числе неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных).

На основании данных принципов осуществляется образовательная деятельность в цифровой среде и при очном взаимодействии.

Мы предлагаем следующую структуризацию кодекса. Кодекс состоит из трех основных разделов. Первый раздел кодекса посвящен нормам самопрезентации педагогических работников в цифровой среде; второй раздел решает задачи, связанные с нормами разработки и реализации электронных образовательных ресурсов; третий раздел связан с нормами организации взаимодействия в цифровой среде. Данные разделы построены по нескольким направлениям, отражающим профессиональные и общечеловеческие ценности: образ педагога, коммуникация, информация, свобода, корпоративная культура. В приложения содержатся пояснения к пунктам разделов кодекса.

Рассмотрим один из разделов «Нормы самопрезентации педагогических работников в цифровой среде».

2.1. Образ педагога: придерживаться внешнего вида, мимики, жестикуляции, соответствующих задачам реализуемой образовательной программы и социальному статусу педагога.

2.2. Коммуникация: при формировании контента придерживаться норм культуры речи, стремиться к уместному применению сленговых слов и выражений.

2.3. Информация: стремиться к выбору контента, который транслирует общечеловеческие и профессиональные ценности.

Способствовать распространению исключительно достоверной и актуальной информации, которая не предполагает двойных стандартов для ее трактовки и оценки.

Воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей [7].

2.4. Свобода: организация работы с учетом рабочего времени и свободы выбора периода взаимодействия всеми участниками образовательного процесса.

2.5. Корпоративная культура: поддержка корпоративной культуры образовательной организации в цифровой среде (традиции ОО, транслятор ценностей ОО на основании адекватных ценностно-ориентированных критериев оценки процесса и результата образовательной деятельности). Например, учет корпоративного стиля в оформлении транслируемых материалов в видеоконференциях (применение корпоративного шаблона презентации при выступлении на конференции и т. д.).

Обсуждение и заключение

Таким образом, проблема этического норматива поведения в цифровой среде в процессе образовательной деятельности является актуальной и очевидной даже для будущих педагогов. Студенты педагогических вузов имеют адекватные представления о нормах этикета в цифровой среде, но их представления об этических принципах, реализуемых в образовательном процессе, недостаточны. Потребность в создании и внедрении кодекса профессиональной этики в цифровой среде была подтверждена на основании теоретического и экспериментального исследования. На основании анализа результатов этого исследования были определены принципы, которые должны быть положены в основу такого этического кодекса: справедливость (включая недискриминацию, непредвзятость, равенство и т. д.); честность (прозрачность использования данных, обработки информации); ответственность (контролируемость, подотчетность, возмещение вреда, ответственное отношение); безопасность (невозможность причинения умышленного вреда) и конфиденциальность. Деятельность по созданию этического кодекса авторами завершена, и его разделами являются: нормы самопрезентации педагогических работников в цифровой среде, нормы разработки и реализации электронных образовательных ресурсов, нормы организации взаимодействия в цифровой среде.

×

About the authors

Ol'ga A. Katushenko

Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: olga.katushenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1692-1528
SPIN-code: 3078-6713
Scopus Author ID: 57222570427
ResearcherId: AAC-9432-2020

Senior Lecturer of General and Social Pedagogy Department

Russian Federation, 1, Ulyanova St., Nizhny Novgorod, 603950

References

  1. Pleshakov V.A. Kiberontologicheskaya kontseptsiya razvitiya lichnosti i zhiznedeyatel’nosti cheloveka XXI v. i problemy obrazovaniya [Cyberontological concept of personality development and human activity in the XXI century and problems of education]. Vestnik PSTGU. Seriya 4: Pedagogika. Psikhologiya. 2014. No. 4 (35). https://cyberleninka.ru/article/n/kiberontologicheskaya-kontseptsiya-razvitiya-lichnosti-i-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-xxi-v-i-problemy-obrazovaniya-1 (accessed September 20, 2023).
  2. Strategii tsifrovoy transformatsii [Strategies for digital transformation]. https://digital.gov.ru/ru/ (accessed September 10, 2023).
  3. Gryaznova E.V. Protivorechiya tsifrovogo vysshego obrazovaniya v informatsionnoy kul’ture sovremennogo obshchestva [Contradictions of digital higher education in the information culture of modern society]. Vestnik Mininskogo universiteta. 2023. Vol. 11. No. 1. https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1469 (accessed September 18, 2023).
  4. Natsional’nyy proyekt «Obrazovaniye» [National project “Education”]. https://edu.gov.ru/national-project (accessed September 10, 2023).
  5. Ministerstvo prosveshcheniya Rossiyskoy Federatsii. Federal’nyy proyekt «Tsifrovaya obrazovatel’naya sreda» [Ministry of Education of the Russian Federation Federal project “Digital Educational Environment”]. https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (accessed August 20, 2023).
  6. Pis’mo Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 6 fevralya 2014 g. № 09-148 «O napravlenii materialov» [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated February 6, 2014 N 09-148 “On the direction of materials”]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159471/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (accessed September 17, 2023).
  7. Pis’mo Minprosveshcheniya Rossii, Profsoyuza rabotnikov narodnogo obrazovaniya i nauki RF ot 20.08.2019 № IP-941/06/484 «O primernom polozhenii o normakh professional’noy etiki pedagogicheskikh rabotnikov» [Letter from the Ministry of Education of Russia, the Trade Union of Public Education and Science Workers of the Russian Federation dated August 20, 2019 N IP-941/06/484 “On the approximate regulations on the standards of professional ethics of teaching staff”]. https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/ (accessed September 20, 2023).
  8. Eticheskiye aspekty iskusstvennogo intellekta [Ethical aspects of artificial intelligence]. https://www.unesco.org/ru/artificial-intelligence/recommendation-ethics (accessed September 20, 2023).
  9. Kodeks etiki v sfere iskusstvennogo intellekta [Code of Ethics in the Field of Artificial Intelligence]. https://ethics.a-ai.ru/ (accessed August 25, 2023).
  10. Chebotarev O.Yu. Zhurnalistskaya etika v tsifrovoy srede: adaptatsiya zhurnalistskikh kodeksov k novym media [Journalistic ethics in the digital environment: adaptation of journalistic codes to new media]. Sotsial’no-gumanitarnyye znaniya. 2020. No. 4. https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistskaya-etika-v-tsifrovoy-srede-adaptatsiya-zhurnalistskih-kodeksov-k-novym-media (accessed October 01, 2023).
  11. Zuev S.V. Ugolovno-protsessual’nyy tsifrovoy komplayens: vozmozhnyye riski [Criminal procedure digital compliance: possible risks]. Pravoporyadok: istoriya, teoriya, praktika. 2021. No. 2 (29). https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-protsessualnyy-tsifrovoy-komplaens-vozmozhnye-riski (accessed October 02, 2023).
  12. Sorokina N.D. Rol’ i missiya sotsiologii v sovremennom obshchestve [Role and mission of sociology in modern society]. Nauchnyy rezul’tat. Sotsiologiya i upravleniye. 2022. No. 2. https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-missiya-sotsiologii-v-sovremennom-obschestve (accessed October 01, 2023).
  13. Lukinova O.V. Tsifrovoy etiket. Kak ne besit’ drug druga v internete [Digital etiquette. How not to disturb each other on the Internet]. Moscow: Eksmo Publ., 2020. 240 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML
2. Fig. 1. Graphic case

Download (618KB)
3. Fig. 2. Results of the task “Ed-Brainstorm: Modeling the Future”

Download (111KB)

Copyright (c) 2023 Katushenko O.A.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies