Этические аспекты образовательной деятельности в цифровой среде: взгляд будущих педагогов

Обложка


Цитировать

Полный текст

Аннотация

Эпоха цифровой трансформации делает необходимым включение педагогических работников во взаимодействие с участниками образовательного процесса в цифровой среде, что приводит к созданию новых ситуаций взаимодействия, а следовательно, и к поднятию новых этических вопросов организации взаимодействия участников образовательного процесса. Авторами отмечается, что в настоящее время отсутствует единый общепринятый перечень норм профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Целью исследования является определение положений кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде на основе анализа взглядов будущих педагогов. В качестве методов исследования авторами использовались формальная логика, индуктивно-дедуктивный анализ, изучение и обобщение опыта будущих педагогов в рамках анализа их продуктов деятельности (кейс-технология), а также анкетирование и педагогическое наблюдение. Данные для анализа были получены в рамках Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА». Результатом проведенного исследования является выделение трех разделов кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Первый раздел кодекса посвящен нормам самопрезентации педагогических работников в цифровой среде; второй раздел решает задачи, связанные с нормами разработки и реализации электронных образовательных ресурсов; третий раздел связан с нормами организации взаимодействия в цифровой среде. Данные разделы построены по нескольким направлениям, отражающим профессиональные и общечеловеческие ценности: образ педагога, коммуникация, информация, свобода, корпоративная культура. В приложения содержатся пояснения к пунктам разделов кодекса. Также в статье представлены принципы построения работы в цифровой среде: справедливость; прозрачность; честность; безопасность и конфиденциальность. Материалы данной статьи будут полезны для организаторов учебного процесса в педагогических вузах, а также для действующих педагогических работников и будущих педагогов в целях совершенствования их работы в цифровой среде.

Полный текст

Введение

Актуальность темы нашего исследования в педагогическом сообществе является бесспорной. Фактически педагог XXI века, как «витязь на распутье» [1], встает перед выбором организации взаимодействия с участниками образовательного процесса в цифровой среде по одному из трёх путей:

  • первый путь связан с минимизацией применения современных технологий для организации взаимодействия в цифровой среде, т. е. педагог становится «киберстерильным» [1]. Данный путь зачастую делает педагога непродуктивным при реализации профессиональной деятельности и лишает его определенного спектра возможностей по взаимодействию: оперативному получению информации от педагогического состава, организации дистанционной просветительской деятельности среди родителей обучающихся, повышению своего авторитета среди обучающихся за счет продуманного киберпортрета и т. д.;
  • второй путь связан с работой в цифровой среде с использованием современных технологий 24×7 (двадцать четыре часа семь дней в неделю), что может привести к нарушению организации взаимодействия с учетом рабочего времени; это станет одной из причин нарушения здоровью педагога и будет способствовать его эмоциональному выгоранию;
  • третий путь мы выделяем как оптимальный, он связан с более эргономичной организацией взаимодействия в цифровой среде (безопасность, комфорт, простота в использовании и доступность, эффективность), т. е. подразумевает разумное применение современных технологий и опору на этические нормы в контексте организации взаимодействия в цифровой среде с субъектами образования.

Вопросы этики в современном мире являются значимыми, они относятся как к трудовой деятельности, так и к другим сферам жизни людей (досуг, образование и т. д.). При этом цифровизация всех сфер деятельности становится неотъемлемой частью развития общества.

Россия не остается в стороне от этой тенденции и активно развивает цифровую среду. Региональные стратегии цифровой трансформации разрабатываются для ключевых отраслей экономики, социальной сферы и государственного управления [2].

Катализатором процесса цифровизации в сфере образования стала ситуация, которая возникла вследствие пандемии, а именно переход почти всех образовательных организаций (ОО) разных форм и уровней на дистанционный и гибридный режим работы.

Электронное, дистанционное, смешанное и гибридное обучение стали неотъемлемой частью образования, а введение новых цифровых инструментов обучения требует от педагогов переориентации своей деятельности и усложняет требования к взаимодействию в очном и цифровом форматах [3].

Одним из примеров реализации цифровой трансформации сферы образования является Национальный проект «Образование» [4]. В рамках реализации национального проекта создан федеральный проект «Цифровая образовательная среда», который направлен на «создание и внедрение в образовательных организациях цифровой образовательной среды, а также обеспечение реализации цифровой трансформации системы образования» [5].

В очном формате образовательного процесса большое внимание педагогических работников уделяется воспитанию, формированию мировоззрения обучающихся, и у них есть достаточное количество возможностей, чтобы показать своим воспитанникам достойный пример нравственного поведения, опоры на моральные принципы в своей деятельности и механизмы этического регулирования образования и жизни в целом.

Таким образом, мы приходим к выводу о необходимости составления положений кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде, которые станут одной из составляющих удачной социализации в цифровой среде будущих педагогов, организации эффективного взаимодействия в цифровой среде между участниками образовательного процесса.

Обзор литературы

В настоящее время в России отсутствует общепринятый и обязательный для исполнения на всей территории страны профессиональный этический кодекс педагогических работников образовательных организаций. Минобрнауки России совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации разработали Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников образовательных организаций, который носит рекомендательный характер. В этическом кодексе содержится общий свод принципов профессиональной этики и основных правил поведения педагогических работников [6].

Позднее было издано Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников». Данное письмо включает в себя всего лишь одну отдельную позицию, связанную с профессиональной этикой в цифровой среде: «воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей» [7]. Данная позиция является достаточно спорной и вызывает возражения будущих и действующих педагогов.

Отметим, что вопросы, связанные этическими ориентирами в цифровой среде, активно рассматриваются в разных профессиональных сообществах. В ходе 41-й сессии ЮНЕСКО (2021 г.) страны-участники впервые приняли глобальное соглашение, связанное с этическими аспектами искусственного интеллекта [8]. Также в России существует Комиссия по реализации «Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта» [9]. Кроме того, поднимаются вопросы, связанные с журналистской этикой в цифровой среде [10], уголовно-процессуальным этическим комплаенсом [11], нормами профессиональной этики социологов в цифровой среде [12] и т. д.

Материалы и методы

В рамках Всероссийской студенческой олимпиады по педагогике «ФОРСАЙТ-ПЕДАГОГИКА» было проведено исследование по представленной проблеме. Была поставлена задача определить, что будущие педагоги считают необходимым включить в кодекс профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде. Так, одна из главных задач олимпиады – показать, как молодой педагог может реализовать себя, сформировать новый образ учителя, внести свой вклад в развитие идеи образовательного форсайта. Основными методами исследования являются кейс-технология, анкетирование и педагогическое наблюдение.

Нами было проанализировано 155 работ студентов – представителей 29 вузов из следующих городов: Пушкин, Липецк, Ярославль, Арзамас, Балашов, Киров, Глазов, Чита, Шуя, Йошкар-Ола, Москва, Покров, Н. Новгород, В. Новгород, Оренбург, Пермь, Санкт- Петербург, Самара, Якутск, Ставрополь, Тверь, Череповец, Чебоксары, Шадринск.

Участникам олимпиады в пятом туре очного этапа было предложено задание «EdBrainstorm: Моделируя будущее» (индивидуальный конкурс). Задание было связано с решением графического кейса и предложением положений для этического кодекса (рис. 1).

 

Рис. 1. Графический кейс

 

Графический кейс содержал в себе описание ситуации, представленное в формате комикса, и три задания:

  1. Сформулируйте педагогические действия по решению сложившейся проблемной ситуации.
  2. Предложите и обоснуйте педагогические инструменты, которые предотвратят в дальнейшем подобные ситуации.
  3. Сформулируйте не менее пяти ключевых положений к этическому кодексу организации образовательного процесса в дистанционном формате.

Результаты исследования

Обратимся к количественным результатам выполнения конкурсного задания (рис. 2). За конкурсное задание максимальное количество баллов – 20, по 4 балла по 5 критериям:

  • педагогическая целесообразность;
  • оригинальность предложенных инструментов и решений;
  • учет ситуационных рисков, последствий;
  • аргументированность, логичность изложения;
  • владение профессиональной терминологией.

 

Рис. 2. Результаты выполнения задания «Ed-Brainstorm: Моделируя будущее»

 

Результаты выполнения (рис. 2) расположились следующим образом:

  • высокий уровень выполнения задания (16–20 баллов) – 12 %;
  • уровень выше среднего (11–15 баллов) – 43 %;
  • средний уровень выполнения задания (6–10 баллов) – 39 %;
  • низкий уровень выполнения задания (0–5 баллов) – 6 %.

Большая часть работ была оценена на высоком уровне и уровне выше среднего, что говорит о достаточном понимании культуры взаимодействия в цифровой среде будущими педагогами. При этом присутствуют работы, которые отнесены к низкому уровню выполнения, что подтверждает сложность организации взаимодействия между участниками образовательного процесса в цифровой среде, а также может быть вызвано отсутствием общепринятого кодекса профессиональной этики педагогических работников в цифровой среде.

В предложенных положениях этического кодекса студентами были затронуты все участники образовательных отношений – обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность. Однако основной акцент делался на обучающихся и педагогических работниках.

В проанализированных работах содержится 913 положений для этического кодекса.

Остановимся на ТОП-10 самых часто встречающихся тематических групп и положений, которые были представлены участниками олимпиады:

  1. Включение камеры на видеоконференциях (49,7 %).
  2. Включение микрофона только для словесных форм работы (41,3 %).
  3. Опрятность внешнего вида (40,6 %).
  4. Поддержание связи с аудиторией (39,4 %).
  5. Добросовестное выполнение заданий (29 %).
  6. Уважительное отношение друг к другу (27 %).
  7. Исключение приёма пищи и иных посторонних дел (25 %).
  8. Интерактивность и вариативность заданий (20,6 %).
  9. Техническая оснащенность (19,4 %).
  10. Эффективное использование временного ресурса участников образовательных отношений (17 %).

Отметим, что часть положений, представленных будущими педагогами, относится к цифровому этикету (1, 2, 3, 7), а не этике в цифровой среде. Цифровой этикет предполагает готовые инструкции, которые помогают выстроить взаимодействие в цифровой среде с учетом средовых условий (время взаимодействия, применяемый цифровой инструмент, статус участников взаимодействия и т. д.) [13]. Однако в соблюдении этикета проявляются внутренние нравственные убеждения. Этикет может поддерживаться внутренними убеждениями, что уже относится к этике в цифровой среде, или быть директивно навязанным без интериоризации и внутренней поддержки.

Самый часто встречающийся пункт (49,7 %) в ответах связан с включением камер во время работы, которое показывает взаимное уважение, а не диалог с «черным экраном».

Здесь мы видим расхождение между пониманием важности визуального контакта и соблюдением этого пункта самими студентами при работе с видеоконференциями.

При этом 9 человек (5,8 %) говорят о том, что нельзя заставлять обучающихся включать камеры, если они не были к этому готовы, так как это приводит к стрессу у обучающихся и нарушению конфиденциальности. Отметим, что обучающийся всегда может воспользоваться дополнительным фоном и размытием фона при включении камеры, чтобы участники конференции смогли сохранить приватность и чтобы фон не отвлекал от образовательных задач.

Раскроем группу положений, связанную с эффективным использованием временных ресурсов участников образовательных отношений. В данную группу входят следующие положения:

  • пунктуальность. Всегда вовремя начинать занятие / подключаться к занятию;
  • обозначение четких временных границ выполнения заданий;
  • проведение перерывов для повышения работоспособности участников видеоконференции;
  • установление четких временных рамок для связи между участниками образовательного процесса;
  • соответствие проводимых дистанционных занятий расписанию;
  • применение методов тайм-менеджмента.

Таким образом, любая группа положений включает себя дополнительный перечень уточненных положений.

Отметим творческий подход к выполнению задания студентами: были предложены формулировки с использованием афоризмов и девизов, связанных с цифровым этикетом и этикой.

Цифровой этикет:

  • правило «Глаза в глаза»: не отключать камеру при режиме онлайн-конференции, чтобы общение было более реалистичным и были видны лица других участников процесса;
  • «Смотри в оба»: во время занятия камера должна быть включена;
  • «Услышат всех»: микрофон должен быть включен только во время ответа/вопроса ученика, чтобы избежать технических неполадок;
  • «На связи»: вовремя выходить на платформу;
  • «Сделал дело – гуляй смело»: сдавать задания в указанный срок.

Этика в цифровой среде:

  • «Шутки в сторону»: во время занятия ученики не должны отвлекаться на посторонние дела и лишние предметы;
  • «Делу время, а остальное потом»: во время учебного процесса обучающиеся не должны использовать свои гаджеты вне учебных целей;
  • «Школа – второй дом 2.0»: это положение включает в себя нормы и правила, которые необходимо соблюдать во всех форматах обучения. Например, ответ должен быть только после поднятой руки; если ученику необходимо выйти, то он также должен сказать об этом учителю.

Данные положения можно использовать при составлении этического кодекса для обучающихся, так как творческий формат будет более интересным и эффективным.

При анализе работ нами было отмечено только одно положение, которое показалось некорректным: «Снятие баллов (снижение оценки) за несоблюдение порядка во время учебного процесса». Данное положение является нарушением объективности выставляемой отметки обучающемуся исходя из его знаний, умений и навыков, которые он демонстрирует в рамках конкретной учебной дисциплины.

Теперь остановимся более подробно на педагогических работниках. Проанализировав работы студентов, мы можем говорить, что педагогическому работнику следует строить свою работу в цифровой среде, опираясь на следующие принципы:

  • справедливость (включая недискриминацию, непредвзятость, равенство и т. д.);
  • честность (например, прозрачность использования данных, обработки информации);
  • ответственность (контролируемость, подотчетность, возмещение вреда, ответственное отношение);
  • безопасность – невозможность причинения умышленного вреда;
  • конфиденциальность (в том числе неприкосновенность частной жизни и защита персональных данных).

На основании данных принципов осуществляется образовательная деятельность в цифровой среде и при очном взаимодействии.

Мы предлагаем следующую структуризацию кодекса. Кодекс состоит из трех основных разделов. Первый раздел кодекса посвящен нормам самопрезентации педагогических работников в цифровой среде; второй раздел решает задачи, связанные с нормами разработки и реализации электронных образовательных ресурсов; третий раздел связан с нормами организации взаимодействия в цифровой среде. Данные разделы построены по нескольким направлениям, отражающим профессиональные и общечеловеческие ценности: образ педагога, коммуникация, информация, свобода, корпоративная культура. В приложения содержатся пояснения к пунктам разделов кодекса.

Рассмотрим один из разделов «Нормы самопрезентации педагогических работников в цифровой среде».

2.1. Образ педагога: придерживаться внешнего вида, мимики, жестикуляции, соответствующих задачам реализуемой образовательной программы и социальному статусу педагога.

2.2. Коммуникация: при формировании контента придерживаться норм культуры речи, стремиться к уместному применению сленговых слов и выражений.

2.3. Информация: стремиться к выбору контента, который транслирует общечеловеческие и профессиональные ценности.

Способствовать распространению исключительно достоверной и актуальной информации, которая не предполагает двойных стандартов для ее трактовки и оценки.

Воздерживаться от размещения в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в местах, доступных для детей, информации, причиняющий вред здоровью и (или) развитию детей [7].

2.4. Свобода: организация работы с учетом рабочего времени и свободы выбора периода взаимодействия всеми участниками образовательного процесса.

2.5. Корпоративная культура: поддержка корпоративной культуры образовательной организации в цифровой среде (традиции ОО, транслятор ценностей ОО на основании адекватных ценностно-ориентированных критериев оценки процесса и результата образовательной деятельности). Например, учет корпоративного стиля в оформлении транслируемых материалов в видеоконференциях (применение корпоративного шаблона презентации при выступлении на конференции и т. д.).

Обсуждение и заключение

Таким образом, проблема этического норматива поведения в цифровой среде в процессе образовательной деятельности является актуальной и очевидной даже для будущих педагогов. Студенты педагогических вузов имеют адекватные представления о нормах этикета в цифровой среде, но их представления об этических принципах, реализуемых в образовательном процессе, недостаточны. Потребность в создании и внедрении кодекса профессиональной этики в цифровой среде была подтверждена на основании теоретического и экспериментального исследования. На основании анализа результатов этого исследования были определены принципы, которые должны быть положены в основу такого этического кодекса: справедливость (включая недискриминацию, непредвзятость, равенство и т. д.); честность (прозрачность использования данных, обработки информации); ответственность (контролируемость, подотчетность, возмещение вреда, ответственное отношение); безопасность (невозможность причинения умышленного вреда) и конфиденциальность. Деятельность по созданию этического кодекса авторами завершена, и его разделами являются: нормы самопрезентации педагогических работников в цифровой среде, нормы разработки и реализации электронных образовательных ресурсов, нормы организации взаимодействия в цифровой среде.

×

Об авторах

Ольга Александровна Катушенко

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Автор, ответственный за переписку.
Email: olga.katushenko@yandex.ru
ORCID iD: 0000-0003-1692-1528
SPIN-код: 3078-6713
Scopus Author ID: 57222570427
ResearcherId: AAC-9432-2020

старший преподаватель кафедры «Общая и социальная педагогика»

Россия, 603005, г. Нижний Новгород, ул. Ульянова, 1

Список литературы

  1. Плешаков В.А. Киберонтологическая концепция развития личности и жизнедеятельности человека XXI в. и проблемы образования // Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. – 2014. – № 4 (35) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kiberontologicheskaya-kontseptsiya-razvitiya-lichnosti-i-zhiznedeyatelnosti-cheloveka-xxi-v-i-problemy-obrazovaniya-1 (дата обращения: 20.09.2023).
  2. Стратегии цифровой трансформации [Электронный ресурс]. – URL: https://digital.gov.ru/ru/ (дата обращения: 10.09.2023).
  3. Грязнова Е.В. Противоречия цифрового высшего образования в информационной культуре современного общества // Вестник Мининского университета. – 2023. – Т. 11. – № 1 [Электронный ресурс]. – URL: https://www.minin-vestnik.ru/jour/article/view/1469 (дата обращения: 18.09.2023).
  4. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project (дата обращения: 10.09.2023).
  5. Министерство просвещения Российской Федерации. Федеральный проект «Цифровая образовательная среда» [Электронный ресурс]. – URL: https://edu.gov.ru/national-project/projects/cos/ (дата обращения: 20.08.2023).
  6. Письмо Министерства образования и науки РФ от 6 февраля 2014 г. № 09-148 «О направлении материалов» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159471/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (дата обращения: 17.09.2023).
  7. Письмо Минпросвещения России, Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 20.08.2019 № ИП-941/06/484 «О примерном положении о нормах профессиональной этики педагогических работников» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_332299/ (дата обращения: 20.09.2023).
  8. Этические аспекты искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: https://www.unesco.org/ru/artificial-intelligence/recommendation-ethics (дата обращения: 20.09.2023).
  9. Кодекс этики в сфере искусственного интеллекта [Электронный ресурс]. – URL: https://ethics.a-ai.ru/ (дата обращения: 25.08.2023).
  10. Чеботарев О.Ю. Журналистская этика в цифровой среде: адаптация журналистских кодексов к новым медиа // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 4 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zhurnalistskaya-etika-v-tsifrovoy-srede-adaptatsiya-zhurnalistskih-kodeksov-k-novym-media (дата обращения: 01.10.2023).
  11. Зуев С.В. Уголовно-процессуальный цифровой комплаенс: возможные риски // Правопорядок: история, теория, практика. – 2021. – № 2 (29) [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ugolovno-protsessualnyy-tsifrovoy-komplaens-vozmozhnye-riski (дата обращения: 02.10.2023).
  12. Сорокина Н.Д. Роль и миссия социологии в современном обществе // Научный результат. Социология и управление. – 2022. – № 2 [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-i-missiya-sotsiologii-v-sovremennom-obschestve (дата обращения: 01.10.2023).
  13. Лукинова О.В. Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете. – М.: Эксмо, 2020. – 240 с.

Дополнительные файлы

Доп. файлы
Действие
1. JATS XML
2. Рис. 1. Графический кейс

Скачать (618KB)
3. Рис. 2. Результаты выполнения задания «Ed-Brainstorm: Моделируя будущее»

Скачать (111KB)

© Катушенко О.А., 2023

Creative Commons License
Эта статья доступна по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License.