Process model of development of adolescents’ social initiative in educational organization environment

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper presents theoretical and methodological grounds that actualize the development of a process model of development of adolescents’ social initiative in educational organization environment as a regulatory of productive stimulation of civil, patriotic, spiritual and moral development of young people, the basis for creative activity in a changing reality, for conscious opposition to the destructive influences of risky society. The problems and risks of insufficient attention to the development of adolescents’ social initiative in school by means of the opportunities of the educational environment have been identified. The content of the basic concepts of research is specified on the basis of interdisciplinary analysis of literature and advanced pedagogical experience. A designed process model of the development of adolescents’ social initiative in the educational organization environment is presented. Its block structure (target, methodological, content, productive blocks), optimally implemented in the sequence of stages (orienting, activating, reflexive) is described. The research also characterizes the target block of the model which sets guidelines for updating the study based on the social order of society, the requirements of regulatory legal documents in the field of education and the social sphere. The methodological block of the model was substantiated, reflecting the conceptual ideas of the environmental and activity scientific approaches and the general scientific principles arising from them (axiology, individuality and personal priorities, social cooperation, eventuality). The content block is aimed at the phased implementation of organizational forms and methods of the process model of the development of adolescents’ social initiative from the standpoint of using the capabilities of the educational organization environment (semantic, informational, activating) and its components (value-regulatory, informational, communicative, event, spatial). A productive block of the model has feedback functions and makes it possible to determine the productivity of the conducted study in the context of the sequential transition of the level of the components development of the adolescents’ social initiative (eposeological, axiological, praxeological) from low to medium and high.

Full Text

Введение

Социально-экономическая, политическая и социокультурная нестабильность мирового масштаба, угрозы оптимальному функционированию и развитию нашего государства (разжигание межнациональных и межконфессиональных конфликтов), попытки девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, искажение мировой истории и распространение деструктивных идеологических влияний на сознание и поведение молодых людей ставят перед российским социумом необходимость кардинального решения задач, связанных с актуализацией возможностей воспитывающей среды общеобразовательной организации в целях формирования социальной инициативности подростков как регулятива, задающего ориентиры позитивного социального поведения молодых людей, базиса их подготовки к созидательной деятельности в изменяющееся действительности, основы непримиримого отношения к негативным явлениям в обществе.

Государственная задача формирования социальной инициативности подростков в контексте усиления воспитательного аспекта последовательного «взращивания» активной жизненной позиции молодых людей, проявляемой в социальной и общественной жизни в общеобразовательных организациях, выступает, с одной стороны, концептом продуктивного стимулирования их гражданского, патриотического, духовно-нравственного становления, активизации потенциалов внутреннего саморазвития взрослеющих субъектов, с другой стороны (более глобальное осмысление) – фактором дальнейшего укрепления российской государственности, консолидации и благополучия общества, стабильного поступательного развития, наращивания политической и обороноспособной мощи России как великой державы в мировом сообществе.

В августе 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о значимости активности и инициативности российской молодежи для прогрессивного функционирования современного общества. 82 % россиян отметили важность проявлений активности молодых людей как субъектов общественных перемен и поддержки их молодежных инициатив для успешного развития социума, становления новых взрослеющих субъектов – патриотов и достойных граждан своего Отечества [1]. При этом в общеобразовательных организациях фиксируется недостаточное внимание к формированию социальной инициативности подростков и их фрагментарная направленность на реализацию активной жизненной позиции в аспекте приоритета пассивных форм времяпрепровождения и ухода от реального общения и деятельности в виртуальное пространство. Подростки не видят возможности для проявления социальной инициативности, так как вся деятельность в школе регламентируется взрослыми (Т. К. Окушко [2]), возникают недопонимание, рассогласованность действий участников образовательных отношений, конфликты между потребностями молодых людей, их ожиданиями и требованиями общеобразовательных организаций (В.Е. Михайлова [3]).

Затрудняет формирование социальной инициативности подростков в общеобразовательной организации также:

а) мозаичность и неспособность видения себя в будущем; молодые люди живут, не имея потребностей ни в чем, одним днем и не видят связи прошлого, настоящего и будущего (А.А. Волокитина [4]); демонстрируют зацикленность на собственных интересах, инфантилизм и эгоизм, ярко выраженный эгоцентризм (И.Ю. Шустова [5]);
б) деструктивное влияние средств массовой информации, сети Интернет и информационное манипулирование сознанием взрослеющих субъектов, провоцирующее негативные, асоциальные или криминогенные проявления поведения молодых людей, разрушающее и искажающее выкованные тысячелетиями традиционные российские духовно-нравственные ценности и нормы нравственности (Указ Президента РФ «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года»);
в) трудности «воспитательной отчужденности» взрослых, выстраивающих воспитательную деятельность, от новых подростков «поколения Z», родившихся в цифровую эпоху, имеющих клиповое мышление, эклектичность мировоззрения, потребительское отношение к жизни, специфически-типологические характеристики выстраивания коммуникаций и поведенческих моделей в онлайн- и офлайн-форматах, иной взгляд на мир, воспитание, собственное будущее и т.д. (Л.Г. Пак [7]).

А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, Е.К. Степанова, И.И. Фришман выделили причины фрагментарной реализации социально-активной позиции детей и молодежи, недостаточность проявления их социальной инициативности в образовательных организациях: «размытость ценностных ориентиров людей, находящихся в ближайшем окружении субъектов образования, приводит к инфантилизму в школьной среде, безразличию, замыканию на гедонистических ценностях в противовес общественно-значимым; отсутствие целостной системы в организации воспитательного процесса образовательного учреждения существенно ограничивает возможности реализации социально-ориентировочных инициатив обучающихся, обуславливает невостребованность гражданского потенциала подростков; неготовность к самостоятельным действиям влечет за собой потребность обучающихся в перекладывании ответственности за решение проблем на взрослых» [8, с. 9].

В контексте вышеизложенного актуализируется необходимость разработки в педагогической науке и практике процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации, побуждающей молодых людей к активных действиям на благо себя, других людей, Родины, обусловливающей определение и осмысление собственной роли достойных граждан и патриотов в контурах нового миропорядка Российского государства, осознанное противостояние регрессивным тенденциям в развитии общества.

Обзор литературы

Разработка процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации базируется на исследованиях ученых, связанных:

  • с развитием социальной инициативности как составляющей инновационного поведения молодых граждан в постиндустриальном социуме, определяющей их позитивное мировосприятие и мироотношение при построении жизненной стратегии, ориентиры динамики личностного роста и улучшения качества жизни, успешность устойчивого пути развития страны (Т.С. Букина, В.В. Леденев [9]);
  • с воспитанием социальной инициативности детей и молодежи в контексте создания условий (педагогом, руководителем общественного объединения, вожатым и т. д.) для реализации осмысленной, общественно значимой и интересной жизнедеятельности молодых людей в современном мире как достойных граждан своей страны, их первоначального оптимального включения в государственные и общественные преобразования, модификацию мира окружающих людей к лучшему (принося пользу себе и другим субъектам) (С.В. Тетерский [10]);
  • с рассмотрением инициативности обучающихся как интегрированного личностного свойства, отражающего готовность и способность молодых людей к самостоятельному выдвижению и ответственной реализации прогрессивных и творческих инноваций в контексте проявления общественно значимого участия в жизнедеятельности современного социума и достижения социального успеха (творческое отношение к себе и окружающему бытию) (Т.С. Борисова [11]);
  • с развитием и реализацией инициативности молодых людей в многофункционально организованной социально-культурной деятельности (осуществление социально-культурных технологий воспитательной работы с молодежью – культуроохранных, культуротворческих, рекреативно-оздоровительных, информационно-просветительных и др.) в общественных организациях как средства освоения модели социального мира, базиса реального противодействия негативным тенденциям в современной детско-молодежной субкультуре (Л.Н. Пашкина [12]);
  • с изучением теоретико-методологических и прикладных аспектов развития воспитывающего потенциала общеобразовательной организации (позитивная атмосфера и психологический климат, аспекты недирективного руководства, продуктивность межличностного взаимодействия участников образовательных отношений и т. д.), открытой для удовлетворения разнообразных потребностей каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей, воспитания, соответствующего основным тенденциям модернизации образования (М.П. Нечаев [13]);
  • – с актуализацией возможностей воспитывающей среды общеобразовательного учреждения в целях становления социальной зрелости подрастающего поколения как значимого показателя воспитания патриотов России, граждан правового демократического Российского государства, фактора их жизненного самоопределения, продуктивной подготовки к вхождению в мир взрослых (Л.А. Калашникова [14]);
  • с активизацией потенциала воспитывающей среды в целях формирования социально-компетентной личности обучающихся общеобразовательной организации, расширения их ресурсных возможностей для развития собственного потенциала и поддержки социальной инициативности, обогащения опыта самореализации и самоутверждения посредством включения в вариативные виды познания и личностной / общественно значимой практической деятельности, оптимальной интеграции нового поколения выпускников школ в мир социально-общественных отношений (Н.Н. Нагайченко [15]);
  • с описанием поколенческой структуры взрослых и детей в контексте исследования специфики различных возрастных групп и выявления позитивных / негативных типологических характеристик детей «поколения Z», рожденных в период глобализации цифровых технологий, что позволяет выявить основополагающие аспекты кризиса ценностной структуры как подростков, так и социума для минимизации рискогенных последствий (Ю.А. Дутко [16]).

Анализ исследований позволяет констатировать, что в науке содержится ценный материал для педагогического обобщения и разработки поставленной проблемы. Однако разработка процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации не нашла должного отражения в психолого-педагогических публикациях.

Материалы и методы

Исследование осуществлялось посредством теоретико-методологического анализа междисциплинарной литературы по проблеме исследования, использования сравнительно-сопоставительного метода, обобщения передового педагогического опыта, наблюдения, метода моделирования в контексте рассмотрения аналога оригинала объекта познания для получения новых знаний и совершенствования изучаемого феномена.

Результаты исследования

В выступлении президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании президиума Государственного совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования (2021 г.) констатируется необходимость того, «чтобы во всех школах страны создавались условия для раскрытия способностей и талантов ребят, для укрепления их духовных и физических сил, для будущих успехов в профессии, да и в целом потом в жизни. Многое здесь зависит от региональных и муниципальных команд, от самих школ, от их включенности в реализацию программ воспитательной работы» [17].

Современному российскому обществу нужны выпускники школ социально инициативные, творческие, неординарные, мобильные, социально компетентные, толерантные, хорошо образованные и воспитанные на национальных традициях и нормативах жизнедеятельности российского народа, нацеленные на постоянное совершенствование и саморазвитие, с позитивным взглядом на преобразование и совершенствование окружающего мира на благо себе, другим людям, социуму, готовые брать ответственность за собственные действия и их последствия.

В этой связи особо значимым выступает разработка в педагогической науке и практике процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации.

Моделирование используется для отображения схематического аналога специально сконструированной упрощенной и идеологизированной формы объекта исследования, которая используется для описания содержательных характеристик определенного фрагмента изучаемой педагогической действительности и определяет основу для получения обновленных знаний об оригинале и совершенствовании определенных характеристик моделирования, выделения основных подходов и принципов, конструктов педагогического взаимодействия и содержательных оснований работы.

Специфика разработки процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации отражает результат теоретической проекции осмысления исследуемой проблемы на реальную практику для определения оптимальных процессно-деятельностных категорий (целевых ориентиров, особенностей деятельности участников реализации модели, содержательных направлений, методов и приемов работы, критериев и показателей результативности), обусловливающих рационализацию и алгоритмируемость путей, способов и условий, детерминирующих качественную и количественную последовательность этапного перехода исследуемого явления из одного состояния в другое (от низкого к среднему и высокому уровням сформированности социальной инициативности подростков) (Л.Г. Пак [18]; Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева [19]).

Содержательное наполнение разработанной авторской модели определено исходя из следующих аспектов:

  • – конкретизация понятия «социальная инициативность подростков» как личностной характеристики, отражающей готовность молодых людей к активным, самостоятельным позитивным действиям по конструированию новой социальной реальности на благо своего народа и государства, развития сильной и независимой России; представление авторского содержания дефиниции «формирование социальной инициативности подростков» как процесса «расширения знаний обучающихся о социуме, социальных процессах и характере происходящих в обществе изменений; углубления представлений о себе как субъекте общественных отношений, устремленном к инициированию и воплощению новых социально значимых идей; становления ценностно-смыслового отношения к окружающим людям, социуму и собственному месту в нем посредством включения в систему конструктивных разновозрастных отношений; обогащения опыта позитивной самореализации и социального самовыражения в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности» (С.В. Белоклоков [20, с. 70–71]);
  • – выявление содержательно-смыслового наполнения понятия «воспитывающая среда общеобразовательной организации» в контексте особой организации жизнедеятельности взрослеющих субъектов, задающей нравственные, духовные, культурные, социальные ориентиры миробытия, социальные нормы продуктивного поведения, познания и коммуникации; отражающей особую атмосферу принятия, поддержки, сотворчества, ориентации на успех всех и каждого, осуществления конструктивного субъект-субъектного разновозрастного взаимодействия; побуждающей молодых людей к проявлению индивидуально-групповой активности на благо себя, окружающих людей и социума, освоению вариативных субъектных ролей и полноценной реализации собственных потенций, непрерывному изменению, личностному росту, самораскрытию, самореализации и самосовершенствованию в рамках освоения нравственных законов социального существования;
  • – определение составляющих воспитывающей среды общеобразовательной организации, способствующих формированию социальной инициативности подростков (ценностно-регулятивная, информационная, коммуникативная, событийная, пространственная), и ее возможностей (смысловых, информационных, активизирующих), способствующих оптимальному освоению, усвоению и присвоению традиционных российских духовно-нравственных ценностей («высокие нравственные идеалы, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, достоинство, права и свободы человека, гражданственность, служение Отечеству и т. д.») (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [21]).

При этом необходимо отметить, что разработанная процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации является открытой по характеру взаимодействия с внешней средой и структурно-блочной по характеру построения содержания (целевой, методологический, содержательный, результативный блоки), отражает последовательность реализации взаимообусловленных этапов (ориентирующий, активизирующий, рефлексивный) перехода сформированности социальной инициативности подростков с низкого на средний и высокий уровни (как результата модели).

Дадим краткую характеристику содержания каждого блока разработанной модели.

Целевой блок авторской модели (обеспечение формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации) выступает системообразующим и определяется социальным заказом российского общества и государства, требованиями системы общего образования и содержанием нормативно-правовых документов (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»; Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года; Федеральный проект «Социальная активность» национального проекта «Образование»; Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций).

В качестве методологической основы разработанной процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации нами выбрана целесообразная совокупность научных подходов (средового и деятельностного), позволяющих определить продуктивные способы и приемы педагогического решения исследуемой проблемы.

Средовой подход определяет зону актуализации возможностей воспитывающей среды (смысловых, информационных, активизирующих) в контексте организации конструктивного событийного взаимодействия участников образовательных отношений в определенных средовых стихиях (коллективного поиска, креативного выдвижения социальных идей, взаимоподдержки, альтруизма) в целях развития субъектной позиции подростков, реализации их потенциальных устремлений, способностей и потребностей (признания референтно значимыми людьми, достижения успешности, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения), широкого развития самостоятельности и самоуправления, обогащения разнообразного образовательного и социального опыта, формирования чувства ответственности за собственную жизнь и осознания ее влияния на окружающих людей и социум. При этом взрослеющие субъекты с позиции развивающих стимулов воспитывающей среды школы (статусного вызова, соревновательности, коллективизма и взаимопомощи, объективности оценки) пытаются найти и находят свое место в системе общественных отношений (методом социальных проб), начинают осознавать себя частичкой реального взаимосвязанного мира, оценивать свои силы исходя из своих индивидуальных возможностей и потребностей (А.А. Баранов [22]), жизненных интересов, реализовывать собственные идеи на практике.

Деятельностный подход как методологическая основа реализации авторской процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации задает необходимость: включения взрослеющих субъектов в социально одобряемую и социально признаваемую деятельность и решения ее многофункциональных задач с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей малой и большой Родины; вовлечения в различные виды социальных отношений, субъект-субъектного взаимодействия и ценностно-смысловой коммуникации, приближенных к условиям реальной взрослой общественной деятельности в современном социуме. Для того чтобы оптимально проявлять социальную инициативность и быть полезными обществу, подростки должны постоянно взаимодействовать с окружающей воспитывающей средой, определяя конструктивные способы построения своей жизни, направления самореализации и самоутверждения, обретения ценностных смыслов (Д.А. Леонтьев [23]) в соотношении с ценностями окружающих людей и российского общества в целом.

Согласно выделенным методологическим подходам в нашем исследовании определены принципы формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации, а именно:

– принцип аксиологизации, определяющий развитие позитивного отношения молодых людей к традиционным российским духовно-нравственным ценностям, принятие их и ориентацию на них в личной и общественной жизни, осознанную трансляцию присвоенных ценностей в ходе проявлений социальной инициативности с позиции осуществления ценностного выбора в ситуации неопределенности;
– принцип индивидуальности и личностных приоритетов, предполагающий центрацию на устремления, жизненные интересы и потребности, детское любопытство, разноплановое развитие, самобытность и неисчерпаемость ресурсных характеристик, раскрытие творческих возможностей и личностных социально значимых качеств подростков;
– принцип социального сотрудничества, задающий ориентиры на координацию усилий, согласованность действий всех участников образовательных отношений, учреждений дополнительного образования детей, разнообразных социальных институтов, социальных партнеров по достижению высокого уровня сформированности социальной инициативности взрослеющих субъектов;
– принцип событийности, отражающий значимость создания воспитывающих, эмоционально насыщенных и запоминающихся событий, ценностно-нравственной микросреды со-бытийной детско-взрослой общности, определяющих активное освоение подростками культурных норм, установок, образцов позитивных отношений и деятельности, осознание себя активными взрослеющими гражданами и патриотами своего Отечества, нахождение оптимальных путей продуктивного вхождения в мир взрослых, освоение все новых и новых форм преобразования и совершенствования окружающей действительности.

Содержательный блок процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации определяет выбор продуктивных организационных форм, методов и средств исследуемого феномена для развития мягких, востребованных временем навыков молодых людей, таких как креативность мышления, социальный интеллект, коллективизм, коммуникабельность, целеустремленность, лидерство, нестандартность, готовность к осмысленному риску, самоорганизация, эмпатия, самостоятельность, самообладание, бесконфликтность, мобильность, открытость новому, личная эффективность и т. д.

К оптимальным формам и методам, обеспечивающим эффективность реализации авторской модели с позиции использования возможностей воспитывающей среды общеобразовательной организации (смысловых, информационных, активизирующих) и ее составляющих (ценностно-регулятивная, информационная, коммуникативная, событийная, пространственная), мы относим: ­волонтерство, социальные проекты, социальные практики, исторические реконструкции, социальные пробы, социальные акции, образовательные путешествия, сессии вопросов-ответов, панельные дискуссии, квесты, питч-сессии, хакатоны, выпуски школьной газеты, социально ориентированные коллективно-творческие дела, самоуправление, киноклуб, работу в «пирамидах» (Pyramid Group), творческие встречи, кейс-стади, медиопроект «Школьное TV», культпоходы, методы коллаборативного обучения (брейрантинг, SCAMPER), музейные уроки, геймификацию, творческие мастерские, тренинги на развитие коммуникативных качеств, лидерских и командных навыков и т. д.

Результативный блок разработанной модели определяет уровень (высокий, средний, низкий) и качество сформированности структурных компонентов (гносеологического, аксиологического, праксеологического) социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации.

Обсуждение и заключение

На основании междисциплинарного анализа отечественной литературы, передового педагогического опыта в статье представлены теоретико-методологические основания разработки процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации.

В исследовании уточнено, что авторская процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации интегрирует взаимообусловленные блоки, содержательное наполнение которых выглядит следующим образом:

  • целевой блок (обеспечение формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации);
  • методологический блок (средовой и деятельностный научные подходы и вытекающие из них общенаучные принципы – аксиологизации, индивидуальности и личностных приоритетов, социального сотрудничества, событийности);
  • содержательный блок (организационные методы, формы, средства оптимальной реализации модели, возможности и составляющие воспитывающей среды общеобразовательной организации);
  • результативный блок (гносеологический, аксиологический, праксеологический компоненты и уровни сформированности социальной инициативности подростков – высокий, средний, низкий).
Разработка авторской процессной модели обеспечивает:
– всестороннее развитие молодых людей с позиции общенационального идеала с опорой на традиционные российские духовно-нравственные ценности, нормы нравственности и морали, общественно-исторический опыт человечества, культурно-исторические традиции;
– ориентацию подростков на овладение многообразием социально-ролевого функционала взрослеющих граждан и патриотов своего Отечества (соизмерение адекватности реализации определенных ролей с учетом освоенных статусных позиций и нормативных регуляторов социального поведения, выбор оптимального варианта социального действия в целях интересов и блага общества, коллектива, себя);
– осознанное противостояние деструктивным влияниям рискогенного социума;
– успешное продвижение растущих субъектов по жизни и обоснованность их перспективных стремлений и надежд на будущее.
×

About the authors

Svyatoslav V. Beloklokov

Orenburg State Pedagogical University

Author for correspondence.
Email: svytoslav94@mail.ru

Postgraduate Student of Psychology and Sociology Department of Pedagogy and Psychology Institute

Russian Federation, 19, Sovetskaya st., Orenburg, 460014

References

  1. Obshchestvennaya aktivnost' molodezhi [Social activity of young people] // VCIOM: analiticheskij otchet. https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennaja-aktivnost-molodezhi (accessed August 24, 2023).
  2. Okushko T.K. Formirovanie social'noj iniciativnosti podrostkov v detskom obshchestvennom ob"edinenii [Formation of social initiative of adolescents in the children's public association]. Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika. Psihologiya. Sociokinetika. 2014. No. 1. Pp. 190–193.
  3. Mihajlova V.E. Problemy formirovaniya zhiznennyh planov podrostkov v sovremennyh sociokul'turnyh usloviyah [The problems of forming the life plans of adolescents in modern socio-cultural conditions]. Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal. 2016. No. 8–5 (50). Pp. 61–63.
  4. Volokitina A.A. Zhiznennye strategii molodezhi v usloviyah professional'nogo vybora [Life strategies of youth in conditions of professional choice]. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2010. No. 4. Pp. 216–221.
  5. Shustova I.Yu. Sobytijnyj podhod k vospitaniyu shkol'nikov [Event approach to the education of schoolchildren]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2019. No. 438. Pp. 186–193.
  6. Ukaz Prezidenta RF ot 17 maya 2023 № 358 «O Strategii kompleksnoj bezopasnosti detej v Rossijskoj Federacii na period do 2030 goda» [Decree of the President of the Russian Federation «On the Strategy for the Integrated Safety of Children in the Russian Federation for the Period until 2030» of May 17, 2023 No. 358]. Oficial'nyj internet-portal pravovoj informacii: sajt. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305170008 (accessed August 24, 2023).
  7. Pak L.G. Socializaciya studentov vuza v epohu cifrovogo obshchestva [Socialization of university students in the era of digital society]. Vestnik Orenburgskogo gosudarstvennogo universiteta. 2020. No. 5 (228). Pp. 66–72.
  8. Volohov A.V., Kochergin V.N., Stepanova E.K., Frishman I.I. Tekhnologii podgotovki liderov detskih obshchestvennyh ob"edinenij: ucheb.-metod. posobie [Technologies for training leaders of children's public associations: educational-method. allowance]. Moscow: Dom detskih obshchestvennyh organizacij goroda Moskvy, Institut mezhdunarodnyh social'no-gumanitarnyh svyazej, 2007. 72 p.
  9. Bukina T.S., Ledenev V.V. Social'naya iniciativnost' molodezhi kak faktor razvitiya strany [Social initiative of young people as a factor in the development of the country]. Vestnik obrazovatel'nogo konsorciuma «Srednerusskij universitet». Seriya: Gumanitarnye nauki. 2018. No. 11. Pp. 119–120.
  10. Teterskij S.V. Vospitanie social'noj iniciativnosti detej i molodezhi: Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Education of social initiative of children and youth. Abstract of thesis of doct. of ped. sci.]. Tambov, 2004. 39 p.
  11. Borisova T.S. Razvitie iniciativnosti sel'skih shkol'nikov kak resurs ih zhiznennogo i professional'nogo samoopredeleniya: monografiya [Development of the initiative of rural schoolchildren as a resource of their life and professional self-determination]. Moscow: ISPS RAO Publ., 2007. 174 p.
  12. Pashkina L.N. Social'no-kul'turnye usloviya vospitaniya iniciativnosti uchastnikov molodezhnyh obshchestvennyh organizacij: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Social and cultural conditions for educating the initiative of participants in youth public organizations: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2010. 22 p.
  13. Nechaev M.P. Teoreticheskie osnovaniya razvitiya vospityvayushchego potenciala obrazovatel'noj sredy shkoly: Avtoref. dis. d-ra ped. nauk [Theoretical grounds for the development of the educational potential of the school: Abstract of thesis of doct. of ped. sci.]. Moscow, 2011. 40 p.
  14. Kalashnikova L.A. Formirovanie osnov social'noj zrelosti podrostkov sredstvami kraevedeniya v usloviyah vospitatel'noj sredy obshcheobrazovatel'nogo uchrezhdeniya: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Formation of the foundations of social maturity of adolescents by means of local history in the educational environment of a general educational institution: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Moscow, 2013. 27 p.
  15. Nagajchenko N.N. Vospityvayushchaya sreda kak faktor formirovaniya social'noj kompetentnosti starsheklassnika: Avtoref. dis. kand. ped. nauk [Educational environment as a factor in the formation of social competence of a high school student: Abstract of thesis cand. of ped. sci.]. Yaroslavl', 2013. 23 p.
  16. Dutko Yu.A. Pokolenie Z: osnovnye ponyatiya, harakteristiki i sovremennye issledovaniya [Generation Z: basic concepts, characteristics and modern research]. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2020. No. 4. Pp. 28–37.
  17. Zasedanie prezidiuma Gosudarstvennogo soveta po voprosu o zadachah sub"ektov Rossijskoj Federacii v sfere obshchego obrazovaniya [Meeting of the Presidium of the State Council on the tasks of the constituent entities of the Russian Federation in the field of general education]. http://www.kremlin.ru/events/president/news/66451 (accessed August 24, 2023).
  18. Pak L.G. Social'no-orientirovannaya deyatel'nost' studenta vuza: ot idei k realizacii: monografiya [Social-oriented activities of a university student: from idea to implementation]. Orenburg: Orenburgskij institut ekonomiki i kul'tury, 2013. 311 p.
  19. Yakovlev E.V., Yakovleva N.O. Model' kak rezul'tat modelirovaniya pedagogicheskogo processa [Model as a result of modeling the pedagogical proces]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. 2016. No. 9. Pp. 136–140.
  20. Beloklokov S.V. Formirovanie social'noj iniciativnosti podrostkov v obshcheobrazovatel'noj organizacii [Formation of social initiative of adolescents in a general education organization]. Innovacii v obrazovanii. 2022. No. 10. Pp. 65–74.
  21. Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cennostej» [Decree of the President of the Russian Federation «On the approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values» of 09.11.2022 No. 809]. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (accessed August 24, 2023).
  22. Baranov A.A. Stress-tolerantnost' pedagoga: teoriya i praktika [Teacher stress tolerance: theory and practice]. Moscow– Izhevsk, 2002. 422 p.
  23. Leont'ev D.A. Psihologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti [Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality]. Moscow: Smysl Publ., 2007. 513 p.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2023 Beloklokov S.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies