Процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации
- Авторы: Белоклоков С.В.1
-
Учреждения:
- Оренбургский государственный педагогический университет
- Выпуск: Том 20, № 3 (2023)
- Страницы: 49-62
- Раздел: Теория педагогики
- URL: https://vestnik-pp.samgtu.ru/1991-8569/article/view/568768
- DOI: https://doi.org/10.17673/vsgtu-pps.2023.3.4
- ID: 568768
Цитировать
Полный текст
Аннотация
Представлены теоретико-методологические основания, актуализирующие разработку процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации как регулятива продуктивного стимулирования гражданского, патриотического, духовно-нравственного становления молодых людей, основы подготовки к созидательной деятельности в изменяющейся действительности, базиса осознанного противостояния деструктивным влияниям рискогенного социума. Определены проблемы и риски недостаточного внимания к формированию социальной инициативности подростков в школе с использованием возможностей воспитывающей среды. Конкретизировано содержание основных понятий исследования на основе междисциплинарного анализа литературы и передового педагогического опыта. Представлена разработанная процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации, ее блочная структура (целевой, методологический, содержательный, результативный блоки), оптимально осуществляемая в последовательности реализации взаимообусловленных этапов (ориентирующий, активизирующий, рефлексивный). Охарактеризован целевой блок модели, задающий ориентиры актуализации проведения исследования на основе социального заказа общества, требований нормативно-правовых документов в области образования и социальной сферы. Обоснован методологический блок авторской модели, отображающий концептуальные идеи средового, деятельностного научных подходов и вытекающих из них общенаучных принципов (аксиологизации, индивидуальности и личностных приоритетов, социального сотрудничества, событийности). Описан содержательный блок, нацеленный на поэтапное осуществление организационных форм и методов процессной модели формирования социальной инициативности подростков с позиции использования возможностей воспитывающей среды общеобразовательной организации (смысловые, информационные, активизирующие) и ее составляющих (ценностно-регулятивная, информационная, коммуникативная, событийная, пространственная). Отображен результативный блок авторской модели, выполняющий функции обратной связи и позволяющий определить продуктивность проводимого исследования в контексте последовательного перехода уровня сформированности компонентов социальной инициативности подростков (гносеологический, аксиологический, праксеологический) с низкого на средний и высокий.
Полный текст
Введение
Социально-экономическая, политическая и социокультурная нестабильность мирового масштаба, угрозы оптимальному функционированию и развитию нашего государства (разжигание межнациональных и межконфессиональных конфликтов), попытки девальвации традиционных духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения, искажение мировой истории и распространение деструктивных идеологических влияний на сознание и поведение молодых людей ставят перед российским социумом необходимость кардинального решения задач, связанных с актуализацией возможностей воспитывающей среды общеобразовательной организации в целях формирования социальной инициативности подростков как регулятива, задающего ориентиры позитивного социального поведения молодых людей, базиса их подготовки к созидательной деятельности в изменяющееся действительности, основы непримиримого отношения к негативным явлениям в обществе.
Государственная задача формирования социальной инициативности подростков в контексте усиления воспитательного аспекта последовательного «взращивания» активной жизненной позиции молодых людей, проявляемой в социальной и общественной жизни в общеобразовательных организациях, выступает, с одной стороны, концептом продуктивного стимулирования их гражданского, патриотического, духовно-нравственного становления, активизации потенциалов внутреннего саморазвития взрослеющих субъектов, с другой стороны (более глобальное осмысление) – фактором дальнейшего укрепления российской государственности, консолидации и благополучия общества, стабильного поступательного развития, наращивания политической и обороноспособной мощи России как великой державы в мировом сообществе.
В августе 2022 г. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил результаты опроса о значимости активности и инициативности российской молодежи для прогрессивного функционирования современного общества. 82 % россиян отметили важность проявлений активности молодых людей как субъектов общественных перемен и поддержки их молодежных инициатив для успешного развития социума, становления новых взрослеющих субъектов – патриотов и достойных граждан своего Отечества [1]. При этом в общеобразовательных организациях фиксируется недостаточное внимание к формированию социальной инициативности подростков и их фрагментарная направленность на реализацию активной жизненной позиции в аспекте приоритета пассивных форм времяпрепровождения и ухода от реального общения и деятельности в виртуальное пространство. Подростки не видят возможности для проявления социальной инициативности, так как вся деятельность в школе регламентируется взрослыми (Т. К. Окушко [2]), возникают недопонимание, рассогласованность действий участников образовательных отношений, конфликты между потребностями молодых людей, их ожиданиями и требованиями общеобразовательных организаций (В.Е. Михайлова [3]).
Затрудняет формирование социальной инициативности подростков в общеобразовательной организации также:
А.В. Волохов, В.Н. Кочергин, Е.К. Степанова, И.И. Фришман выделили причины фрагментарной реализации социально-активной позиции детей и молодежи, недостаточность проявления их социальной инициативности в образовательных организациях: «размытость ценностных ориентиров людей, находящихся в ближайшем окружении субъектов образования, приводит к инфантилизму в школьной среде, безразличию, замыканию на гедонистических ценностях в противовес общественно-значимым; отсутствие целостной системы в организации воспитательного процесса образовательного учреждения существенно ограничивает возможности реализации социально-ориентировочных инициатив обучающихся, обуславливает невостребованность гражданского потенциала подростков; неготовность к самостоятельным действиям влечет за собой потребность обучающихся в перекладывании ответственности за решение проблем на взрослых» [8, с. 9].
В контексте вышеизложенного актуализируется необходимость разработки в педагогической науке и практике процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации, побуждающей молодых людей к активных действиям на благо себя, других людей, Родины, обусловливающей определение и осмысление собственной роли достойных граждан и патриотов в контурах нового миропорядка Российского государства, осознанное противостояние регрессивным тенденциям в развитии общества.
Обзор литературы
Разработка процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации базируется на исследованиях ученых, связанных:
- с развитием социальной инициативности как составляющей инновационного поведения молодых граждан в постиндустриальном социуме, определяющей их позитивное мировосприятие и мироотношение при построении жизненной стратегии, ориентиры динамики личностного роста и улучшения качества жизни, успешность устойчивого пути развития страны (Т.С. Букина, В.В. Леденев [9]);
- с воспитанием социальной инициативности детей и молодежи в контексте создания условий (педагогом, руководителем общественного объединения, вожатым и т. д.) для реализации осмысленной, общественно значимой и интересной жизнедеятельности молодых людей в современном мире как достойных граждан своей страны, их первоначального оптимального включения в государственные и общественные преобразования, модификацию мира окружающих людей к лучшему (принося пользу себе и другим субъектам) (С.В. Тетерский [10]);
- с рассмотрением инициативности обучающихся как интегрированного личностного свойства, отражающего готовность и способность молодых людей к самостоятельному выдвижению и ответственной реализации прогрессивных и творческих инноваций в контексте проявления общественно значимого участия в жизнедеятельности современного социума и достижения социального успеха (творческое отношение к себе и окружающему бытию) (Т.С. Борисова [11]);
- с развитием и реализацией инициативности молодых людей в многофункционально организованной социально-культурной деятельности (осуществление социально-культурных технологий воспитательной работы с молодежью – культуроохранных, культуротворческих, рекреативно-оздоровительных, информационно-просветительных и др.) в общественных организациях как средства освоения модели социального мира, базиса реального противодействия негативным тенденциям в современной детско-молодежной субкультуре (Л.Н. Пашкина [12]);
- с изучением теоретико-методологических и прикладных аспектов развития воспитывающего потенциала общеобразовательной организации (позитивная атмосфера и психологический климат, аспекты недирективного руководства, продуктивность межличностного взаимодействия участников образовательных отношений и т. д.), открытой для удовлетворения разнообразных потребностей каждого обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей и способностей, воспитания, соответствующего основным тенденциям модернизации образования (М.П. Нечаев [13]);
- – с актуализацией возможностей воспитывающей среды общеобразовательного учреждения в целях становления социальной зрелости подрастающего поколения как значимого показателя воспитания патриотов России, граждан правового демократического Российского государства, фактора их жизненного самоопределения, продуктивной подготовки к вхождению в мир взрослых (Л.А. Калашникова [14]);
- с активизацией потенциала воспитывающей среды в целях формирования социально-компетентной личности обучающихся общеобразовательной организации, расширения их ресурсных возможностей для развития собственного потенциала и поддержки социальной инициативности, обогащения опыта самореализации и самоутверждения посредством включения в вариативные виды познания и личностной / общественно значимой практической деятельности, оптимальной интеграции нового поколения выпускников школ в мир социально-общественных отношений (Н.Н. Нагайченко [15]);
- с описанием поколенческой структуры взрослых и детей в контексте исследования специфики различных возрастных групп и выявления позитивных / негативных типологических характеристик детей «поколения Z», рожденных в период глобализации цифровых технологий, что позволяет выявить основополагающие аспекты кризиса ценностной структуры как подростков, так и социума для минимизации рискогенных последствий (Ю.А. Дутко [16]).
Анализ исследований позволяет констатировать, что в науке содержится ценный материал для педагогического обобщения и разработки поставленной проблемы. Однако разработка процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации не нашла должного отражения в психолого-педагогических публикациях.
Материалы и методы
Исследование осуществлялось посредством теоретико-методологического анализа междисциплинарной литературы по проблеме исследования, использования сравнительно-сопоставительного метода, обобщения передового педагогического опыта, наблюдения, метода моделирования в контексте рассмотрения аналога оригинала объекта познания для получения новых знаний и совершенствования изучаемого феномена.
Результаты исследования
В выступлении президента Российской Федерации В.В. Путина на заседании президиума Государственного совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования (2021 г.) констатируется необходимость того, «чтобы во всех школах страны создавались условия для раскрытия способностей и талантов ребят, для укрепления их духовных и физических сил, для будущих успехов в профессии, да и в целом потом в жизни. Многое здесь зависит от региональных и муниципальных команд, от самих школ, от их включенности в реализацию программ воспитательной работы» [17].
Современному российскому обществу нужны выпускники школ социально инициативные, творческие, неординарные, мобильные, социально компетентные, толерантные, хорошо образованные и воспитанные на национальных традициях и нормативах жизнедеятельности российского народа, нацеленные на постоянное совершенствование и саморазвитие, с позитивным взглядом на преобразование и совершенствование окружающего мира на благо себе, другим людям, социуму, готовые брать ответственность за собственные действия и их последствия.
В этой связи особо значимым выступает разработка в педагогической науке и практике процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации.
Моделирование используется для отображения схематического аналога специально сконструированной упрощенной и идеологизированной формы объекта исследования, которая используется для описания содержательных характеристик определенного фрагмента изучаемой педагогической действительности и определяет основу для получения обновленных знаний об оригинале и совершенствовании определенных характеристик моделирования, выделения основных подходов и принципов, конструктов педагогического взаимодействия и содержательных оснований работы.
Специфика разработки процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации отражает результат теоретической проекции осмысления исследуемой проблемы на реальную практику для определения оптимальных процессно-деятельностных категорий (целевых ориентиров, особенностей деятельности участников реализации модели, содержательных направлений, методов и приемов работы, критериев и показателей результативности), обусловливающих рационализацию и алгоритмируемость путей, способов и условий, детерминирующих качественную и количественную последовательность этапного перехода исследуемого явления из одного состояния в другое (от низкого к среднему и высокому уровням сформированности социальной инициативности подростков) (Л.Г. Пак [18]; Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева [19]).
Содержательное наполнение разработанной авторской модели определено исходя из следующих аспектов:
- – конкретизация понятия «социальная инициативность подростков» как личностной характеристики, отражающей готовность молодых людей к активным, самостоятельным позитивным действиям по конструированию новой социальной реальности на благо своего народа и государства, развития сильной и независимой России; представление авторского содержания дефиниции «формирование социальной инициативности подростков» как процесса «расширения знаний обучающихся о социуме, социальных процессах и характере происходящих в обществе изменений; углубления представлений о себе как субъекте общественных отношений, устремленном к инициированию и воплощению новых социально значимых идей; становления ценностно-смыслового отношения к окружающим людям, социуму и собственному месту в нем посредством включения в систему конструктивных разновозрастных отношений; обогащения опыта позитивной самореализации и социального самовыражения в социально признаваемой и социально одобряемой деятельности» (С.В. Белоклоков [20, с. 70–71]);
- – выявление содержательно-смыслового наполнения понятия «воспитывающая среда общеобразовательной организации» в контексте особой организации жизнедеятельности взрослеющих субъектов, задающей нравственные, духовные, культурные, социальные ориентиры миробытия, социальные нормы продуктивного поведения, познания и коммуникации; отражающей особую атмосферу принятия, поддержки, сотворчества, ориентации на успех всех и каждого, осуществления конструктивного субъект-субъектного разновозрастного взаимодействия; побуждающей молодых людей к проявлению индивидуально-групповой активности на благо себя, окружающих людей и социума, освоению вариативных субъектных ролей и полноценной реализации собственных потенций, непрерывному изменению, личностному росту, самораскрытию, самореализации и самосовершенствованию в рамках освоения нравственных законов социального существования;
- – определение составляющих воспитывающей среды общеобразовательной организации, способствующих формированию социальной инициативности подростков (ценностно-регулятивная, информационная, коммуникативная, событийная, пространственная), и ее возможностей (смысловых, информационных, активизирующих), способствующих оптимальному освоению, усвоению и присвоению традиционных российских духовно-нравственных ценностей («высокие нравственные идеалы, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, достоинство, права и свободы человека, гражданственность, служение Отечеству и т. д.») (Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [21]).
При этом необходимо отметить, что разработанная процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации является открытой по характеру взаимодействия с внешней средой и структурно-блочной по характеру построения содержания (целевой, методологический, содержательный, результативный блоки), отражает последовательность реализации взаимообусловленных этапов (ориентирующий, активизирующий, рефлексивный) перехода сформированности социальной инициативности подростков с низкого на средний и высокий уровни (как результата модели).
Дадим краткую характеристику содержания каждого блока разработанной модели.
Целевой блок авторской модели (обеспечение формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации) выступает системообразующим и определяется социальным заказом российского общества и государства, требованиями системы общего образования и содержанием нормативно-правовых документов (Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года; Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования»; Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года; Стратегия комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года; Федеральный проект «Социальная активность» национального проекта «Образование»; Федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование»; Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерная рабочая программа воспитания для общеобразовательных организаций).
В качестве методологической основы разработанной процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации нами выбрана целесообразная совокупность научных подходов (средового и деятельностного), позволяющих определить продуктивные способы и приемы педагогического решения исследуемой проблемы.
Средовой подход определяет зону актуализации возможностей воспитывающей среды (смысловых, информационных, активизирующих) в контексте организации конструктивного событийного взаимодействия участников образовательных отношений в определенных средовых стихиях (коллективного поиска, креативного выдвижения социальных идей, взаимоподдержки, альтруизма) в целях развития субъектной позиции подростков, реализации их потенциальных устремлений, способностей и потребностей (признания референтно значимыми людьми, достижения успешности, самосовершенствования, самореализации, самоутверждения), широкого развития самостоятельности и самоуправления, обогащения разнообразного образовательного и социального опыта, формирования чувства ответственности за собственную жизнь и осознания ее влияния на окружающих людей и социум. При этом взрослеющие субъекты с позиции развивающих стимулов воспитывающей среды школы (статусного вызова, соревновательности, коллективизма и взаимопомощи, объективности оценки) пытаются найти и находят свое место в системе общественных отношений (методом социальных проб), начинают осознавать себя частичкой реального взаимосвязанного мира, оценивать свои силы исходя из своих индивидуальных возможностей и потребностей (А.А. Баранов [22]), жизненных интересов, реализовывать собственные идеи на практике.
Деятельностный подход как методологическая основа реализации авторской процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации задает необходимость: включения взрослеющих субъектов в социально одобряемую и социально признаваемую деятельность и решения ее многофункциональных задач с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей малой и большой Родины; вовлечения в различные виды социальных отношений, субъект-субъектного взаимодействия и ценностно-смысловой коммуникации, приближенных к условиям реальной взрослой общественной деятельности в современном социуме. Для того чтобы оптимально проявлять социальную инициативность и быть полезными обществу, подростки должны постоянно взаимодействовать с окружающей воспитывающей средой, определяя конструктивные способы построения своей жизни, направления самореализации и самоутверждения, обретения ценностных смыслов (Д.А. Леонтьев [23]) в соотношении с ценностями окружающих людей и российского общества в целом.
Согласно выделенным методологическим подходам в нашем исследовании определены принципы формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации, а именно:
Содержательный блок процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации определяет выбор продуктивных организационных форм, методов и средств исследуемого феномена для развития мягких, востребованных временем навыков молодых людей, таких как креативность мышления, социальный интеллект, коллективизм, коммуникабельность, целеустремленность, лидерство, нестандартность, готовность к осмысленному риску, самоорганизация, эмпатия, самостоятельность, самообладание, бесконфликтность, мобильность, открытость новому, личная эффективность и т. д.
К оптимальным формам и методам, обеспечивающим эффективность реализации авторской модели с позиции использования возможностей воспитывающей среды общеобразовательной организации (смысловых, информационных, активизирующих) и ее составляющих (ценностно-регулятивная, информационная, коммуникативная, событийная, пространственная), мы относим: волонтерство, социальные проекты, социальные практики, исторические реконструкции, социальные пробы, социальные акции, образовательные путешествия, сессии вопросов-ответов, панельные дискуссии, квесты, питч-сессии, хакатоны, выпуски школьной газеты, социально ориентированные коллективно-творческие дела, самоуправление, киноклуб, работу в «пирамидах» (Pyramid Group), творческие встречи, кейс-стади, медиопроект «Школьное TV», культпоходы, методы коллаборативного обучения (брейрантинг, SCAMPER), музейные уроки, геймификацию, творческие мастерские, тренинги на развитие коммуникативных качеств, лидерских и командных навыков и т. д.
Результативный блок разработанной модели определяет уровень (высокий, средний, низкий) и качество сформированности структурных компонентов (гносеологического, аксиологического, праксеологического) социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации.
Обсуждение и заключение
На основании междисциплинарного анализа отечественной литературы, передового педагогического опыта в статье представлены теоретико-методологические основания разработки процессной модели формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации.
В исследовании уточнено, что авторская процессная модель формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации интегрирует взаимообусловленные блоки, содержательное наполнение которых выглядит следующим образом:
- целевой блок (обеспечение формирования социальной инициативности подростков в воспитывающей среде общеобразовательной организации);
- методологический блок (средовой и деятельностный научные подходы и вытекающие из них общенаучные принципы – аксиологизации, индивидуальности и личностных приоритетов, социального сотрудничества, событийности);
- содержательный блок (организационные методы, формы, средства оптимальной реализации модели, возможности и составляющие воспитывающей среды общеобразовательной организации);
- результативный блок (гносеологический, аксиологический, праксеологический компоненты и уровни сформированности социальной инициативности подростков – высокий, средний, низкий).
Разработка авторской процессной модели обеспечивает:
Об авторах
Святослав Вячеславович Белоклоков
Оренбургский государственный педагогический университет
Автор, ответственный за переписку.
Email: svytoslav94@mail.ru
соискатель ученой степени кандидата педагогических наук ОГПУ
Россия, 460009 Оренбург, ул. Советская, 19Список литературы
- Общественная активность молодежи // ВЦИОМ: аналитический отчет [Электронный ресурс]. – URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/obshchestvennaja-aktivnost-molodezhi (дата обращения: 24.08.2023).
- Окушко Т.К. Формирование социальной инициативности подростков в детском общественном объединении // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2014. – № 1. – С. 190–193.
- Михайлова В.Е. Проблемы формирования жизненных планов подростков в современных социокультурных условиях // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 8–5 (50). – С. 61–63.
- Волокитина А.А. Жизненные стратегии молодежи в условиях профессионального выбора // Знание. Понимание. Умение. – 2010. – № 4. – С. 216–221.
- Шустова И.Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. – 2019. – № 438. – С. 186–193.
- Указ Президента РФ от 17 мая 2023 г. № 358 «О Стратегии комплексной безопасности детей в Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации: сайт. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202305170008 (дата обращения: 24.08.2023).
- Пак Л.Г. Социализация студентов вуза в эпоху цифрового общества // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2020. – № 5 (228). – С. 66–72.
- Волохов А.В., Кочергин В.Н., Степанова Е.К., Фришман И.И. Технологии подготовки лидеров детских общественных объединений: учеб.-метод. пособие. – М.: Дом детских общественных организаций города Москвы, Институт международных социально-гуманитарных связей, 2007. – 72 с.
- Букина Т.С., Леденев В.В. Социальная инициативность молодежи как фактор развития страны // Вестник образовательного консорциума «Среднерусский университет». Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 11. – С. 119–120.
- Тетерский С.В. Воспитание социальной инициативности детей и молодежи: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – Тамбов, 2004. – 39 с.
- Борисова Т.С. Развитие инициативности сельских школьников как ресурс их жизненного и профессионального самоопределения: монография. – М.: ИСПС РАО, 2007. – 174 с.
- Пашкина Л.Н. Социально-культурные условия воспитания инициативности участников молодежных общественных организаций: автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2010. – 22 с.
- Нечаев М.П. Теоретические основания развития воспитывающего потенциала образовательной среды школы: автореф. дис. … д-ра пед. наук. – М., 2011. – 40 с.
- Калашникова Л.А. Формирование основ социальной зрелости подростков средствами краеведения в условиях воспитательной среды общеобразовательного учреждения: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2013. – 27 с.
- Нагайченко Н.Н. Воспитывающая среда как фактор формирования социальной компетентности старшеклассника: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Ярославль, 2013. – 23 с.
- Дутко Ю.А. Поколение Z: основные понятия, характеристики и современные исследования // Проблемы современного образования. – 2020. – № 4. – С. 28–37.
- Заседание президиума Государственного совета по вопросу о задачах субъектов Российской Федерации в сфере общего образования [Электронный ресурс]. – URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/66451 (дата обращения: 24.08.2023).
- Пак Л.Г. Социально-ориентированная деятельность студента вуза: от идеи к реализации: монография. – Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2013. – 311 с.
- Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. Модель как результат моделирования педагогического процесса // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2016. – № 9. – С. 136–140.
- Белоклоков С.В. Формирование социальной инициативности подростков в общеобразовательной организации // Инновации в образовании. – 2022. – № 10. – С. 65–74.
- Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс]. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019 (дата обращения: 24.08.2023).
- Баранов А.А. Стресс-толерантность педагога: теория и практика. – М.–Ижевск, 2002. – 422 с.
- Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2007. – 513 с.