Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки
Журнал «Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Психолого-педагогические науки» издается с 2004 г. и является регулярным научным изданием, выпускаемым Самарским государственным техническим университетом с целью развития научно-исследовательской деятельности, поддержки ведущих научных школ и подготовки кадров высшей квалификации. Журнал выходит с периодичностью 4 раза в год.
Журнал публикует статьи, в которых отражаются результаты актуальных фундаментальных и прикладных научных исследований по педагогике и психологии, оформленные в соответствии с правилами, установленными редакционной коллегией журнала. Все статьи, поступающие в редакцию журнала, проходят процесс рецензирования, осуществляемый членами редакционной коллегии журнала и приглашенными рецензентами.
Статьи журнала принимаются по следующим научным направлениям:
- 5.8 - Педагогика:
- 5.8.1. Общая педагогика, история педагогики и образования
- 5.8.2. – Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)
- 5.8.7. – Методология и технология профессионального образования
- 5.3 - Психология:
- 5.3.1.- Общая психология, психология личности, история психологии
- 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология
- 5.3.7. Возрастная психология
Журнал открыт для сотрудничества по всем указанным научным направлениям, принимает к публикации научные материалы по результатам фундаментальных и прикладных исследований, обеспечивая их объективную экспертизу и рецензирование.
Учредитель
- ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (г. Самара, Российская Федерация)
Издатель
- ФГБОУ ВО «Самарский государственный технический университет» (г. Самара, Российская Федерация). Сайт ФГБОУ ВО "СамГТУ" - samgtu.ru
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство о регистрации: ПИ № ФС 77 - 66654.
Каждый выпуск печатной версии журнала доставляются в федеральный орган исполнительной власти в сфере печати, средств массовой информации и массовых коммуникаций, Информационное телеграфное агентство России, а также в другие ведущие библиотеки, образовательные и научные учреждения Российской Федерации.
Журнал включен в национальную информационно-аналитическую систему РИНЦ «Российский индекс научного цитирования». Электронная версия журнала представлена на сайте издания vestnik-pp.samgtu.ru, на платформе Научной Электронной библиотеки – elibrary.ru. Статьи индексируются в CrossRef (DOI).
Журнал включен в перечень рецензируемых научных изданий с 06.06.2017 г., в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. http://vak.ed.gov.ru
Текущий выпуск
Том 21, № 1 (2024)
Теория педагогики
Образование и культура: кросс-культурный анализ
Аннотация
Рассматриваются базовые педагогические категории – образование, обучение, воспитание – в кросс-культурном аспекте. Показаны отличия в понятийном аппарате отечественной и зарубежной педагогики в определении образования, а также в выделении воспитания и обучения как составляющих образования. В последнее время содержание образования в значительной мере понимается с позиции проекции основных компонентов культуры. Культура представляется как зонтичный термин, включающий в себя все материальные и нематериальные аспекты любого человеческого общества. Понимание культуры важно в целом для педагогики, так как именно передача культуры является целью образования, что признается всей мировой педагогикой. Образование понимается как процесс передачи – присвоения культурно оформленных образцов человеческой деятельности и ее результатов в виде знаний, способов деятельности, отношений, ценностей. Образование является основой передачи, а иногда и трансформации культуры. Понимание этого взаимодействия сложно, потому что термины «образование» и «культура» трудно поддаются точному определению, а также потому, что взаимодействие идет в обоих направлениях: культура оказывает влияние на образование, а образование – на культуру.
Теория и методология образования
Структура понятия «музыкальная патриотическая культура школьника»
Аннотация
Актуальность исследования обусловлена возросшим вниманием к патриотическому воспитанию подрастающего поколения и поиску новых форм и средств его реализации. В статье обосновывается необходимость введения понятия «музыкальная патриотическая культура школьника» и предлагается его структура. Музыка добавляет яркую эмоциональную составляющую в формирование чувства патриотизма у школьника. Системное внедрение в целенаправленный воспитательный процесс элементов музыкальной культуры, отражающей историю страны, приобщение школьников к музыкальным национальным традициям обогащает и делает более эффективным процесс их патриотического воспитания. Результаты данного теоретического исследования могут быть использованы в работе учителями и педагогами дополнительного образования.
Направления модернизации образования
Проблемы сохранения эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования
Аннотация
В условиях современного общества приобретают особую актуальность проблемы эмоционального благополучия обучающихся. Это обусловлено вызовами цифрового социума, к которым относятся постоянное обновление информации, многозадачность деятельности, непрерывное пребывание пользователей в цифровой среде и другие. Эти факторы риска способствуют эмоциональному неблагополучию личности, которое проявляется в недостаточной сформированности эмоционального интеллекта, повышенной тревожности, нарушениях поведения. Длительное эмоциональное неблагополучие в будущем может привести к дисгармоничному личностному развитию человека и трудностям его социального функционирования. Поэтому формирование эмоционального благополучия является актуальной задачей педагогики и психологии детства. Цель исследования заключается в определении уровня эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования. Диагностика проблем эмоционального благополучия осуществлялась по следующим критериям: проявление эмоционального интеллекта (методика наблюдения по М.Ю. Михайлиной и Я.К. Нелюбиной); уровень тревожности (методика тестирования Г.В. Резапкиной «Определение уровня тревожности»); выраженность агрессивного поведения (проективная методика «Кактус» М.А. Панфиловой). Анализ полученных данных позволил выделить следующие проблемы сохранения эмоционального благополучия обучающихся: недостаточный уровень сформированности эмоционального интеллекта, повышенный уровень тревожности, высокая степень выраженности агрессивного поведения. На основании выявленных результатов были разработаны методические рекомендации для педагогов и родителей по решению данных проблем. Ценность проведенного исследования состоит в определении педагогических подходов к формированию эмоционального благополучия обучающихся в условиях цифровизации образования, которые обеспечат оптимизацию внедрения информационных технологий в современное образовательное пространство. Это приведет к сохранению эмоционального благополучия всех участников образовательного процесса.
Педагогика высшей школы
Внутридисциплинарное письмо в аспирантуре технического вуза
Аннотация
Академическое (научное) письмо на английском языке является значимым профессиональным умением исследователей, особенно в технических областях научного знания. Однако множество русскоязычных авторов испытывают затруднения в выборе речевого поведения, которое бы соответствовало нормам и традициям дисциплинарного научного сообщества. В этой связи актуализируется роль внутридисциплинарного письма, которое является подходом к обучению академическому письму с учетом речевых и жанровых конвенций определенного научного сообщества. Данная работа представляет опыт применения результатов изучения научно-технического дискурса в обучении научному письму аспирантов технического вуза и проверку его эффективности. В качестве проверки был выбран метод сравнительного анализа двух видов письма: международных исследователей и аспирантов, прошедших предложенный курс обучения. Результаты проверки показали, что по ряду рассмотренных текстовых признаков письмо аспирантов соотносится с письмом международных исследователей и демонстрирует усвоенные знания и умения, особенно те, что находятся в зоне ближайшего развития. Тем не менее по другим признакам эти два вида письма существенно различаются. Совокупность возможных причин позволяет утверждать, что развитие умений внутридисциплинарного письма носит комплексный характер и требует длительной и систематизированной практики не только в аспирантуре, но и на протяжении всей иноязычной подготовки в вузе.
Красноречивое молчание, или как приучить студентов технического вуза говорить на английском (из преподавательского опыта)
Аннотация
В данной статье описывается эксперимент, направленный на развитие и продвижение коммуникативных навыков у студентов технических вузов. В статье анализируются возможности такого интерактивного метода, как свободная речевая деятельность на занятиях по английскому языку с группой студентов, для которых вербальное общение не представляло интереса из-за неумения слушать собеседника, различий в языковом уровне, психологической несовместимости с людьми, вовлеченными в общение. Принцип обучения, заложенный в исследовании, предполагал определенную последовательность действий, которые имели конкретные цели и задачи обучения. Исследование основано на сравнительном анализе результатов ролевых интервью, проведенных студентами-"соискателями" до и после применения вышеупомянутого подхода. Полученные результаты, во-первых, указывают на возможность успешного регулирования баланса коммуникативной деятельности в аудитории, что естественным образом сокращает время говорения для преподавателя и увеличивает время для развития и совершенствования навыков говорения для студентов. Во-вторых, благодаря использованию данной методики студенты преодолели психологические барьеры, вызванные боязнью говорить и делать ошибки. В целом, эксперимент позволил не только повлиять на улучшение речевых навыков студентов, но и выявить высокий потенциал метода свободной речевой деятельности для неязыковых вузов, где, как известно, изучение иностранных языков не является основным предметом.
Патриотическое воспитание языковой личности студента (на примере учебной дисциплины «Культура речи юриста»)
Аннотация
Рассматривается возможность комплексного учебно-воспитательного воздействия на патриотическое становление языковой личности студента при освоении речеведческой дисциплины. В современных условиях патриотическое сознание молодежи становится основой национальной безопасности и приобретает стратегическое значение в государственной политике. В высшей школе, в том числе в юридическом вузе, вопросам патриотизма придается большое значение. Формирование будущего профессионала соотносится с представлением о феномене языковой личности, отражающем коммуникативные и мировоззренческие особенности. В настоящее время активно изучается лингводидактический потенциал патриотического воспитания студентов в ходе изучения иностранных языков. Представляется актуальным совмещать учебный и воспитательный процесс на родном языке в рамках изучения дисциплины по культуре речи. Целью исследования является разработка методических рекомендаций по составлению текстовых заданий, обеспечивающих становление языковой личности студента юридического вуза в аспекте патриотического воспитания, на материале учебной дисциплины «Культура речи юриста». В процессе исследования используются методы обу-чения, предусматривающие познавательную деятельность студентов. Воспитательный компонент обеспечивается наполнением текстовых заданий, которые актуализируют на практике теоретическую базу речеведческой дисциплины. В результате исследования выявляется, что содержание текстов патриотической тематики в составе дидактических заданий, а также темы, связанные с вопросами патриотизма, предлагаемые для обсуждения на дебатах, вызывают большой эмоциональный отклик у студентов. Выполняя задания, обучающиеся высказывают верные оценочные суждения, что свидетельствует об эффективности воспитательного воздействия. Проведенное исследование на практике подтверждает действенность учебно-воспитательного подхода, способствующего развитию патриотического сознания языковой личности студента.
Формирование адаптационных качеств студентов вуза в процессе физического воспитания средствами бокса
Аннотация
Рассматривается вопрос формирования адаптационных качеств студента средствами занятий боксом с элементами проблемно-ситуативного обучения как качеств, положительно влияющих на адаптацию к новому социальному пространству. Цель настоящего исследования состоит в экспериментальной проверке влияния физического воспитания средствами бокса с элементами проблемно-ситуативного обучения на формирование адаптационных качеств студентов в образовательном пространстве высшего учебного заведения. Проведена оценка возникающей тревожной обстановки с помощью специально адаптированных для этих целей анкет «Госпитальная шкала тревоги и депрессии.» и «Шкала психологического стресса» (PSM-25) Лемура – Тесье – Филлиона. Анкетирование проводилось среди студентов Самарского государственного технического университета (СамГТУ), из которых 1-я группа – студенты, посещавшие элективные занятия боксом, 2-я группа – студенты, посещавшие стандартные занятия физической культурой. В ходе исследования было уточнено понятие адаптационных качеств студента, а также установлено влияние физического воспитания средствами бокса на формирование адаптационных качеств студентов в образовательном пространстве вуза. А именно, эмпирическое исследование, проведенное среди студентов СамГТУ, показало, что студенты, посещающие элективные занятия боксом с элементами проблемно-ситуативного обучения, более адаптированы к стрессовым ситуациям, что играет большую роль в становлении будущего инженера.
Роль автономного обучения в изучении грамматики студентами направления «Иностранный язык и экономика» (педагогический профиль с двумя направлениями подготовки)
Аннотация
В настоящее время неотъемлемой частью процесса обучения является развитие и оттачивание умений грамотного употребления иностранного языка, что является важнейшим критерием в любой области. Сфера экономики и педагогики не является исключением, ведь специалистам в представленном направлении следует четко формулировать мысли как в письменной, так и в устной форме. В педагогической науке происходит поиск эффективных средств для совершенствования грамматических навыков и умений.
В данной статье авторы представляют автономное обучение как эффективное средство изучения грамматики, которое подразумевает, что студенты должны обладать возможностью самостоятельно усваивать правила и закреплять их на практике. Автономное обучение предусматривает совершенствование саморегуляции и критического мышления, что, в свою очередь, крайне важно в вероятных нестандартных ситуациях, которые могут возникнуть в ходе профессиональной деятельности. Безграничные возможности автономного обучения представляют собой различные ресурсы в онлайн-формате, интерактивные задания, аудио- и видеоматериалы, электронную литературу, грамматические упражнения. Именно благодаря подобным аспектам студенты обогащают словарный запас, а также значительно улучшают навыки произношения и построения текстов.
Целью работы выступает раскрытие специфики формата автономного обучения для студентов направления «Иностранный язык и экономика» в изучении грамматики. Объектом исследования является область формирования навыков автономного обучения в изучении грамматики. Предметом исследования является внедрение автономной модели М. Шмитта «Интегрированное обучение» в процесс изучения грамматики учащихся направления «Иностранный язык и экономика». Научная новизна данного исследования выражается в создании собственной автономной модели обучения и ее компонентов. Практическая значимость работы заключается в возможном применении предложенных упражнений в автономном обучении студентами исследуемой специализации. Результаты данного исследования смогут внести важный вклад в область лингводидактики, а также привлечь внимание педагогов, студентов и всех заинтересованных лиц к инновационным подходам в обучении грамматике. Кроме того, полученные выводы позволяют выделить эффективные стратегии автономного обучения, которые могут быть использованы на практике преподавания в любой области.
Психология образования
Психологическое здоровье будущего педагога в процессе профессионального становления в рамках экопсихологического подхода
Аннотация
Уровень психологического здоровья обучающихся вуза тесно связан с активностью их жизненной и профессиональной позиции, или, иначе, с их субъектностью. Согласно экопсихологическому подходу к развитию психики субъектные качества обучающегося проходят семь стадий становления. В соответствии с принципом фрактальности эффективность развития каждой стадии определяется сформированностью у субъекта семи когнитивно-регуляторных способностей. Формирование и укрепление психологического здоровья будущих педагогов особенно актуально в период вузовской подготовки, когда начинается формирование системы профессиональных взглядов и ценностей. Основным показателем личностно ориентированного образования является контактирование и взаиморазвитие личностей учителя и ученика. Исследование направлено на выявление приоритетных направленностей психологического здоровья у студентов вуза, находящихся на различных стадиях становления субъектности, и их взаимосвязи с когнитивно-регуляторными способностями, обеспечивающими сформированность каждой из стадий, а также на определение уровня развития структуры психологического здоровья. Исследование проводилось с помощью методик диагностики стадий становления субъектности, способностей выполнения учебных действий, а также методики «Индивидуальная модель психологического здоровья». Данное пилотажное исследование показывает взаимосвязь между компонентами модели психологического здоровья будущих педагогов, процессом становления субъектности и формированием способностей выполнения учебных действий за время обучения в вузе.
Если в начале обучения взаимодействие студентов в группе находится на стадии наблюдения, когда обучающиеся присматриваются друг к другу, только начинают проявлять свою индивидуальность, раскрывать творческие способности, то к концу обучения коммуникация в группе, совместная деятельность, творческое проявление и самовыражение становятся более значимыми.
Субъектная позиция школьника с задержкой психического развития в парадигме экопсихологического подхода
Аннотация
Рассматривается организация в России образовательного процесса обучающихся с задержкой психического развития (ЗПР) с момента выделения данной нозологической группы, а также психофизиологические особенности младших школьников с данным заключением. Рассматривается проблематика организации обучения и воспитания младших школьников с ЗПР в условиях инклюзии в настоящий момент. Выполнен анализ статистических данных о количестве школьников 1–9-х классов с диагностированной ЗПР, обучающихся в Самаре и Самарской области в условиях инклюзии, за четыре года, предшествовавших исследованию. Представлены отличия в становлении стадий субъектности младших школьников с ЗПР и их ровесников с нормой развития, выявленные в результате диагностики с использованием опросника В.И. Панова и А.В. Капцова ОСС-СП 5, адаптированного для данной категории обучающихся. Автор делает вывод о том, что методика определения стадий субъектности младших школьников доступна для использования родителям младших школьников с целью углубления их диалогического общения с детьми и выявления у детей актуальных стадий субъектности, а также поиска продуктивных способов развития субъектности ребенка в условиях семьи.
Общая психология
Особенности развития речи детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения
Аннотация
Нарушения речевого развития у детей представляют собой междисциплинарную проблему, которая актуальна в настоящее время и требует изучения вероятных факторов риска. Среди причин возникновения патологии речи некоторые исследователи выделяют и способ родоразрешения. В статье приведены данные эмпирического исследования особенностей развития речи у детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения и не имевших при рождении перинатальной патологии. Исследование проводилось на выборке 104 детей раннего возраста, из них 77 детей, рожденных естественным способом, и 27 детей, рожденных с помощью операции кесарева сечения. В ходе исследования были использованы методы наблюдения, опроса родителей и тестирования детей с использованием методик «Диагностика нервно-психического развития детей раннего возраста» (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.) и «Комплексная оценка развития детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет 6 месяцев» (адаптированный вариант шкалы KID-R и RCDI -2000). Результаты исследования позволяют сделать вывод от том, что дети, рожденные с помощью операции кесарева сечения, не имеют статистически значимых отличий от детей, рожденных естественным способом, по всему возрастному диапазону. При этом анализ динамики развития речи показал, что в начале раннего возраста имеются качественные различия в развитии активной речи между группами, но концу раннего возраста эти различия нивелируются. Также стоит отметить, что при анализе развития активной речи в каждой группе было выявлено значительное количество детей, имеющих отставание в развитии, что требует дополнительно анализа причин и проведения необходимой коррекционной работы с ними.