Narrative structure of the pedagogical situation

Cover Page


Cite item

Full Text

Abstract

The paper proposes a method of formalizing the narrative structure of a pedagogical situation on the basis of frames. The frame method allows effectively representing any cultural objects and scenarios using a common system of methodological categories. Depending on the previously proposed understanding of a pedagogical situation, all situations were classified into 3 groups. For each group of situations a formalized frame-scenario description as well as interpretation was proposed. The frames of the 3 distinguished groups partially coincide, although they have different structures. Frames allow modeling and systematizing the structure and content of pedagogical situations. In addition to describing classes of situations, they are a convenient tool for formalizing the meta-language for describing pedagogical phenomena.

Full Text

Введение

Объективное отображение педагогических явлений и педагогических концептов, их описание, определение связей и различий, дифференциация от смежных явлений и концептов требует не только создания эффективных методов исследования, но и поиска рациональных способов вычленения подлежащих изучению элементов, грамотного представления полученных результатов, их систематизации и анализа. Очевидно, что любое, в том числе и педагогическое, знание не может быть передано и получено, не будучи выраженным вербально или семиотически, поэтому подобные задачи можно реализовать только при наличии достаточно развитого метаязыка, обеспечивающего процессы естественно-языковой коммуникации. Как показывает опыт, наиболее эффективно этих целей можно достичь с помощью искусственно созданных формализованных языков [1].

Формальный язык можно представить как код для создания формальной теории, или текст на данном коде. Тогда для его использования в конкретной предметной области, в частности в педагогике, он должен быть подвергнут семантической интерпретации; другими словами, абстрактным символам формального кода необходимо присвоить конкретные значения из области педагогики. В настоящей статье на базе формализованного языка строится сюжетное представление педагогических ситуаций. Для этого задается состав исходных символов, а затем по четко определенным правилам из этих символов создаются формулы рассматриваемого явления и добавляется интерпретация, которая придает значение исходным символам и формулам и позволяет говорить о формализованном языке описания педагогических явлений.

Обзор литературы

Использование формализованных языков в социогуманитарных исследованиях чаще всего встречается в лингвистике, психологии и когнитивистике. Так, В.М. Савицкий в качестве обоснования использования метаязыков в социогуманитарных науках утверждает, что они «дают возможность применить принцип редукции, сводящей пестрое многообразие поверхностных явлений к ограниченному числу типовых (инвариантных) схем, и таким путем выявить глубинные закономерности в изучаемой сфере» [2, с. 56–57].

Методологический арсенал когнитивных наук включает сегодня несколько формализованных семиотических систем, существующих в рамках ситуационной семантики, символической логики, теории фреймов и графов и включающих семантические сети, фреймы, сценарии, скрипты, а также декларативные и процедурные семантические представления [3–7].

В психологии, психосемантике и психолингвистике организация и концептуализация знаний с помощью формализованных систем привели к использованию латентного семантического анализа, геометрических моделей, неевклидовых моделей, матриц, многомерного шкалирования, иерархического кластерного анализа, когнитивных карт [8–12].

Формализованное описание и анализ педагогических категорий и явлений в педагогике встречаются не так часто, так как считается, что педагогические системы и явления не имеют четкой структуры и плохо поддаются формализации [13]. Однако работы по формализации педагогического знания все же есть. Так, И.И. Логвинов еще в 1980 году предложил использование имитационного моделирования на основе теории графов для констурирования и формализации процесса обучения и структуры учебных программ [14]. Н.В. Софронова, Р.И. Горохова в работе «Моделирование педагогических систем» [15] описывают современные методы моделирования педагогических систем (в том числе на основе формализации) и показывают соответственные возможности обработки результатов педагогических экспериментов. В диссертационном исследовании А.В. Титова [16] был предложен новый подход к формальному описанию замкнутой технологии оценочной деятельности на основе моделирования математических структур в теории нечетких множеств с целью моделирования и описания сложных систем оценочной деятельности в условиях неопределенности и нечеткости, а также к разработке эффективных систем экспертного оценивания в реальных условиях. В последнее время все большую популярность приобретает тема формализованного моделирования педагогичеких процессов и явлений [17–20].

Таким образом, формальное описание преимущественно отличается от естественно-языкового благодаря своей возможности унифицировать, редуцировать и генерализировать. Оно является единым для всех ситуаций рассматриваемого класса, а также способно обнаруживать их инвариантную структуру, что зачастую не вскрывается при сопоставлении разнообразных описаний на естественном языке. Все это позволяет использовать формальное описание для исследования педагогических явлений.

Материалы и методы

Выбор методов исследования обоснован особенностями формального описания педагогического дискурса. В исследовании использованы следующие методы: семантическое представление педагогических явлений средствами формализованного семантического метаязыка, фреймово-сценарный метод, компонентный анализ, логический анализ педагогической литературы, системно-структурный анализ, компонентный синтез, контекстный анализ.

Результаты исследования

Современная наука признает тот факт, что одним из наиболее эффективных способов представления и систематизации знаний является их схематизация, а именно представление накопленных человечеством знаний и опыта в форме фреймов. «Человек, пытаясь познать новую для себя ситуацию или по-новому взглянуть на уже привычные вещи, выбирает из своей памяти некоторую структуру данных (образ), названный нами фреймом, с таким расчетом, чтобы путем изменения в ней отдельных деталей сделать ее пригодной для понимания более широкого класса явлений и процессов. Фрейм является структурой данных для представления стереотипной ситуации» [21, с. 7].

По мнению А.Н. Баранова и П.Б. Паршина [22], фрейм является концептуальной структурой, служащей для представления знаний о стереотипной тематически единой ситуации или стереотипном поведении, которая содержит семантически взаимосвязанные слоты. Выступая как схематическое отображение определенной ситуации, фрейм-сценарий и представляет ее модель, или текст, составленный на формализованном семантическом метаязыке. Согласно В.А. Масловой, «фрейм – это обобщенная модель организации культурного знания вокруг некоторого концепта» [23, с. 36].

Основные типы фреймов были предложены М. Минским: статические и динамические фреймы, или сценарии. Статические фреймы описывают предмет или статичное положение дел, а динамические фреймы отражают некоторую происходящую и изменяющуюся во времени ситуацию. «Атрибутивная или описательная информация может быть представлена с помощью простых структур. Однако действия, временные последовательности, разъяснения и другие сложные вещи требуют более отработанных механизмов представления знаний» [21, с. 49]. Фрейм-сценарий, согласно М. Минскому, является типовой структурой для некоторого действия, ситуации и др., которая включает характерные элементы такого действия, ситуации, события [21].

Фреймовый метод позволяет эффективно представлять любые культурные объекты и сценарии (типовые ситуации) с применением единообразной системы методологических категорий (что не является предметом данной статьи). Поэтому с целью систематизации описания и аналитического рассмотрения педагогических ситуаций рационально воспользоваться методом фреймов.

В предыдущих исследованиях было предложено понимание педагогической ситуации как «потенциального измерения педагогического события, представляющего собой процесс педагогического взаимодействия субъектов педагогической деятельности (образовательного процесса), в рамках которого решается единичная педагогическая задача по трансляции единицы, кванта культуры в специально организованных педагогических условиях и пространственно-временном континууме» [24, с. 44]. Исходя из этих оснований, а также логики и практики ежедневной работы педагога было выделено три типа ситуаций:

1) педагогическая ситуация, в которой цель достижима – значит, ситуация может из потенциальной развернуться в актуальную;

2) педагогическая ситуация, которая не позволяет выйти на достижение педагогической цели, причем цель изначально может быть недостижимой – значит, эта ситуация не может быть развернута таким образом, чтобы состоялся педагогический эффект, была решена педагогическая проблема;

3) педагогическая ситуация, которая требует трансформации – корректировки планов, задач, целей или изменения ситуации.

Рассмотрение реальной педагогической практики и примеры из сферы образования представлены в статьях [25, 26], а в данной работе приводится способ формализованного описания выделенных типов педагогических ситуаций.

Фрейм-сценарий ситуаций 1-го типа состоит из следующих узлов:

1) узел «Исходное положение дел» (предпосылки возникновения педагогической ситуации);

2) узел «Мотив субъекта» (желание, обязанность, осознание необходимости совершения действия и т. д.);

3) узел «Потенция субъекта» (владение информацией, способность говорить, умения, сила, наличие инструментария, владение методикой и т. д., обобщенно описывается оператором СПОСОБЕН);

4) узел «Намерение субъекта» (рациональная направленность на достижение педагогической цели, которая обусловлена мотивом и предполагает выработку плана действий, направленных на получение результата);

5) узел «Способ совершения действия» (когнитивная схема, план, алгоритм реализации намерения);

6) узел «Действие / Последовательность действий»;

7) узел «Следствие», или «Прогноз следствия»;

8) узел «Оценка» (положение дел после совершения действия, рефлексия).

Формализованное представление данного сценария имеет следующий вид:

ФРЕЙМ-СЦЕНАРИЙ «СИТУАЦИЯ, КОТОРАЯ ДОСТИГЛА ЦЕЛИ»

1) ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ДЕЛ:

(ЗНАЕТ х, v) В МОМЕНТ t0.

(НЕ ЗНАЕТ z, v) В МОМЕНТ t0.

2) ЭПИСТЕМИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ x:

ПОЛАГАЕТ x (ХОЧЕТ / ОЖИДАЕТ / НЕОБХОДИМО (ЗНАЕТ / ПОНИМАЕТ z, v)) В МОМЕНТ t1.

3) СТРЕМЛЕНИЕ x:

ХОЧЕТ x (ЗНАЕТ / ПОНИМАЕТ z, v) В МОМЕНТ t2.

4) НАМЕРЕНИЕ x:

НАМЕРЕН x (СООБЩАЕТ x (ЗНАЕТ / ПОНИМАЕТ z, v) В МОМЕНТ t3.

5) СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ:

ПЛАНИРУЕТ x (СООБЩАЕТ / ДЕЛАЕТ) А В МОМЕНТ t4.

6) ДЕЙСТВИЕ x:

СООБЩАЕТ / ДЕЛАЕТ х, А, z = СООБЩАЕТ x (ЗНАЕТ / ПОНИМАЕТ z, v) В МОМЕНТ t5.

7) ДЕЙСТВИЕ z:

((ВОСПРИНИМАЕТ z, v) И (УЗНАЁТ/ОСОЗНАЕТ z, v)) В МОМЕНТ t5.

8) СЛЕДСТВИЕ:

(ЗНАЕТ / ПОНИМАЕТ z, v) В МОМЕНТ t6.

 

На терминалах сценария переменные получают интерпретацию:

Элементы

Слоты

х (адресант)

z

(адресат)

СООБЩАЕТ (ЗНАЕТ)

A (сведения)

v

(ценность)

Источник

1

А.С. Макаренко

Волков

Возлагает ответственность

Трудолюбие и чувство ответственности за порученное дело

А.С. Макаренко. Педагогическая поэма

2

В.П. Новицкая

Ученики 1-го класса

Выражает небезразличие по поводу чужого горя

Человечность, сочувствие, сопереживание, доброта

В.А. Сухомлинский. Учитель и дети

3

В.Ф. Шаталов

Ученики 5-го класса

Передает инструктаж

Знание об определении азимутов точек

В.Ф. Шаталов. Эксперимент продолжается

 

ФРЕЙМ-СЦЕНАРИЙ «СИТУАЦИЯ, КОТОРАЯ НЕ ДОСТИГЛА ЦЕЛИ»

Ситуации 2-го типа имеют схожий фрейм, однако на 7-м этапе в момент t5 действия участников педагогической ситуации отличаются от предыдущей ситуации и имеют следующий формализованный вид:

7) ДЕЙСТВИЕ z:

((НЕ ВОСПРИНИМАЕТ z, v) И (НЕ УЗНАЁТ / ОСОЗНАЕТ z, v)) В МОМЕНТ t5.

8) СЛЕДСТВИЕ:

(НЕ ЗНАЕТ / ПОНИМАЕТ z, v) В МОМЕНТ t6.

 

На терминалах сценария переменные получают интерпретацию:

Элементы

Слоты

х (адресант)

z (адресат)

СООБЩАЕТ (ЗНАЕТ)

A (сведения)

v

(ценность)

Источник

1

А.С. Макаренко

Первые колонисты

Произносит речь о новой жизни

Дисциплина, подчинение, трудолюбие

А.С. Макаренко. Педаго-гическая поэма

2

Л.Н. Толстой

Ученики 2–3-х классов

Объясняет устройство России

Знания об устройстве России

Л.Н. Толстой. Педагогические статьи 1860–1863 гг.

3

Ш. Амонашвили

Ученики 1-го класса

Задает вопросы по осознанию речевой действительности

Знание частей речи

Ш. Амонашвили. Здравствуйте, дети!

 

ФРЕЙМ-СЦЕНАРИЙ «СИТУАЦИЯ, ТРЕБУЮЩАЯ ТРАНСФОРМАЦИИ»

Фрейм ситуаций 3-го типа сложнее, так как в него добавляются дополнительные узлы после неудачного исхода ситуации в моменте t5:

8) ВЫВОД-ОЦЕНКА:

НЕЦЕЛЕСООБРАЗНО (ДЕЙСТВИЕ х) В МОМЕНТ t6.

9) СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ:

ПЛАНИРУЕТ x (СООБЩАЕТ / ДЕЛАЕТ) В В МОМЕНТ t7.

10) ДЕЙСТВИЕ x:

СООБЩАЕТ / ДЕЛАЕТ х, В, z = КАУЗИРУЕТ x (ЗНАЕТ / ПОНИМАЕТ z, v) В МОМЕНТ t8.

11) ДЕЙСТВИЕ z:

((ВОСПРИНИМАЕТ z, v) И (УЗНАЁТ / ОСОЗНАЕТ z, v)) В МОМЕНТ t8.

12) СЛЕДСТВИЕ:

(ЗНАЕТ / ПОНИМАЕТ z, v) В МОМЕНТ t9.

13) ОЦЕНКА:

ЦЕЛЕСООБРАЗНО И ЭФФЕКТИВНО (ДЕЙСТВИЕ х).

 

На терминалах сценария переменные получают интерпретацию:

Элементы

Слоты

х (адресант)

z (адресат)

СООБЩАЕТ (ЗНАЕТ)

A (сведения)

СООБЩАЕТ (ЗНАЕТ)

В (сведения)

v

(ценность)

Источник

1

А.С. Макаренко

Первые колонисты

Убеждает хорошо вести себя, просит помочь

Ударяет

Дисциплина, подчинение, ответственность

А.С. Макаренко. Педаго-гическая поэма

2

Ш. Амонашвили

Ученики 1-го класса

Ежедневно напоминает, как вести себя с девочками

Проводит секретный разговор

Правильное отношение к девочкам, уважение, забота

Ш. Амонашвили. Здравствуйте, дети!

3

Эми Бенджамин

Ученики 9-го класса

Использует традиционный метод объяснения

Использует ЛЕГО для объяснения материала

Знания об употреблении местоимений и частей предложения в английском

B. Haussamen, A. Benjamin, M. Kolln, R.S. Wheeler. Grammar Alive! A guide for teachers

 

Фреймы позволяют моделировать и систематизировать структуру и содержание педагогических ситуаций. Помимо описания классов ситуаций, они представляют собой удобный инструмент для формализации метаязыка описания педагогических явлений.

Обсуждение и заключение

Таким образом, использование фреймов-сценариев способствует более эффективному анализу эмпирического материала, позволяет систематизировать и детально описать отдельные педагогические явления, категоризировать элементы педагогического процесса. Фреймы применяются в педагогической речевой коммуникации; с их помощью активируются содержащиеся в них культурологические и экстралингвистические знания; они позволяют рассматривать педагогические явления аналитически и системно.

Презентация знаний о мире путем использования фреймов плодотворно применяется во многих областях научных исследований. В данном направлении были сделаны важные шаги, но ряд проблем все еще ждет решения.

×

About the authors

Victoria V. Dobrova

Samara State Technical University

Author for correspondence.
Email: victoria_dob@mail.ru

Cand. Psych. Sci., Associate Professor, Head of Foreign Languages Department

Russian Federation, 244, Molodogvardeyskaya st., Samara, 443100

References

  1. Bocharov V.A., Markin V.I. Osnovy logiki [Basocs of logics]. Moscow: Forum, Infa-M Publ., 2015. 336 p.
  2. Savitskiy V.M. Angliyskaya frazeologiya: problemy modelirovaniya [English phraseology: modeling problems]. Samara: Samarskiy universitet Publ., 1993. 172 p.
  3. Ivin A.A. Logika [Logics]. Moscow: FAIR-PRESS Publ., 2002. 122 p.
  4. Ishmuratov A.T. Logicheskiy analiz prakticheskih rassuzhdeniy [Logical analysis of practical thinking]. Kyiv: Naukova Dumka Publ., 1987. 140 p.
  5. Abelson R., Schank R. Scripts, Plans, Goals and Understanding: an Inquiry into Human Knowledge Structures. N.Y.: Hillsdale Publishers, 1977. 248 p.
  6. Fillmore Ch. Frame Semantics. Linguistics in the Morning Calm. The Linguistic Society of Korea. Seoul: Hanshin, 1982. Pр. 111–137.
  7. Andor J. On the Psychological Relevance of Frames. Quaderni di semantica. 1985. Vol. 6. No. 2. Pр. 212–221.
  8. Petrenko V.F. Vvedeniye v eksperimental’nuyu psikhosemantiku: issledovaniye form reprezentatsii v obydennom soznanii [Introduction to experimental psychosemantics: the study of forms of representation in everyday consciousness]. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1983. 176 р.
  9. Bruner Dzh. Psikhologiya poznaniya [Psychology of cognition]. Moscow: Progress Publ., 1977. 412 р.
  10. Katz J., Fodor J. The Structure of a Semantic Theory. The Structure of Language. New Jersey: Indianapolis, 1967. Pр. 268–288.
  11. Michon J. Multidimensional and hierarchical analysis of progress in learning. Cognition in learning and memory. N.Y.: Academic Press, 1972.
  12. Nyberg L. Levels of processing: a view from functional brain imaging. Levels of processing 30 years on. Hove, N.Y.: Psychology press, 2002.
  13. Larichev O.I. Ob”yektivnyye modeli i sub”yektivnyye resheniya [Objective models and subjective decisions]. Moscow, 1987. 142 р.
  14. Logvinov I.I. Imitacionnoye modelirovaniye v psihologo-pedagogicheskih issledovaniyah [Imitation modeling in psychological and peadodical research]. Voprosy psihologii. 1980. No. 6. Pр. 60–73.
  15. Sofronova N.V., Gorokhova R.I. Modelirovaniye pedagogicheskikh sistem: Monografiya [Modelling of pedagogical systems]. Cheboksary: Chuvashskiy gos. ped. un-t, 2011. 174 p.
  16. Titov A.V. Formalizovannoye opisaniye kompleksnoy modeli otsenki zadach upravleniya kachestvom: na primere kvalimetrii vysshey shkoly: dis. kand. tekhn. nauk [Formalized description of complex model of quality management evaluation tasks: using the example of higher school qualimetry. Thesis… cand. of tech. sci.]. Moscow, 1998. 184 p.
  17. Kukharenko E.V., Shaporeva A.V., Grigorenko O.V. Metodologiya formalizatsii biznes-protsessov otsenki kachestva organizatsii obucheniya s primeneniyem distantsionnykh obrazovatel’nykh tekhnologiy [Methodology of formalizing business processes of evaluation of organizational quality of distant education]. Aktual’nyye voprosy obrazovaniya. 2019. Vol. 3. Pр. 21–25.
  18. Sorokovykh G.V., Staritsyna S.G., Abdulmyanova I.R. Modeling the environment for the virtual teacher – student – parent interaction. Nizhny Novgorod Linguistics University Bulletin. 2022. No. 59. Pр. 128–141. doi: 10.47388/2072-3490/lunn2022-59-3-128-141.
  19. Novruzova G.S. Sistemnyy podkhod, modelirovaniye i imitatsionnoye modelirovaniye kak osnova obrazovatel’nykh tekhnologiy [System approach, modeling and imitation modeling as basis for educational technologies]. Istoricheskaya i sotsial’no-obrazovatel’naya mysl’. 2020. Vol. 12. No. 3. Pр. 120–131. doi: 10.17748/2075-9908-2020-12-3-120-131.
  20. Ossokina D.O., Smith O. On the experience of English e-learning terminology frame modeling. Humanity Space. 2021. Vol. 10. No. 7. Pр. 939–949. doi: 10.24412/2226-0773-10-7-939-949.
  21. Minskiy M. Freymy dlya predstavleniya znaniy [Frames for knowledge representation]. Moscow: Energiya Publ., 1979. 152 p.
  22. Baranov A.N., Parshin P.B. Procedurnyi yazyk v lingvisticheskoy semantike [Procedure language in linguistic semantics]. Izvestiya AN SSSR. Seriya lit-ry i yazyka. 1990. No. 1. Pр. 16–29.
  23. Maslova V.A. Kognitivnaya lingvistika [Cognitive linguistics]. Minsk: TetraSistems Publ., 2005. 256 p.
  24. Dobrova V.V. Rol’ kontsepta «pedagogicheskaya situatsiya» v terminologicheskom stroye nauk ob obrazovanii: mezhdistsiplinarnyy analiz [Place of “pedagogical situation” concept in the educational terminology: cross-disciplinary analysis]. Vestnik Armavirskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2023. No. 1. Pр. 39–50.
  25. Dobrova V.V. On one type of pedagogical situations: classification and practical aspects. Vestnik of Samara State Technical University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. 2023. Vol. 20. No. 1. Pр. 77–86. doi: 10.17673/vsgtu-pps.2023.1.6.

Supplementary files

Supplementary Files
Action
1. JATS XML

Copyright (c) 2024 Dobrova V.V.

Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License.

This website uses cookies

You consent to our cookies if you continue to use our website.

About Cookies